Н. В. Гоголь. Ревизор. Текст произведения. Действие второе. Монолог Осипа в «Ревизоре Монолог осипа о его хозяине

У Гоголя все фамилии говорящие; Фамилия "Хлестаков" не исключение. Что же скрывает эта фамилия, о чем говорит в первую очередь читателям? Фамилия "Хлестаков" произошла от глагола "хлестать", т.е. быть главенствующим, управлять кем-то. С другой стороны подразумевается легкомысленность персонажа.
После "афиши" идет статья "характеры и костюмы (замечание для господ актеров)". Там наше первое впечатление подтверждается. Хлестаков - молодой человек, чиновник из Петербурга, несколько глуповат (без царя в голове), говорит и действует без всякого соображения, речь отрывиста, вылетает из уст неожиданно. Все это обязательно подтвердиться в пьесе - так или иначе.
Первый раз Хлестаков предстает перед нами во втором действии и явлении. Но еще из первого действия третьего явления узнаются важные детали о Хлестакове, благодаря, безусловно, двум самым сплетникам (Бобчинский и Добчинский), а детали такие: чиновник из Петербурга (это мы и так знали), который едет в Саратовскую губернию, странно ведет себя (аттестует): в трактире другую неделю живет, уходить и не собирается, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить. Об этом Добчинский и Бобчинский, в свою очередь, наслышались от трактирщика Власа. Вот после смекнули оба чиновника и выдали Хлестакова за Ревизора городничему и друзьям по службе.
ФРАГМЕНТ ИЗ ПЬЕСЫ.
ГОРОДНИЧИЙ (В СТРАХЕ). Что вы, господь с вами, это не он.
ДОБЧИНСКИЙ. Он! и денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему?...

Монолог Осипа. Именно здесь мы узнаем о том, что Хлестаков никакой не Ревизор; более того, чиновник низшего класса (регистратор - гражданский чин XIV класса), бедный в плане материальном (да и в духовном не особо богат), играет в карты, делом не занимается, т.е. не работает.

Спустя немного времени (собирался городничий, ехал) городничий является в номер во всей красе (в шляпе, поцарапанной саблей)(в номере был только Хлестаков). Городничий постоял минуту, потом уж и разговор завязался. Почти сразу Хлестаков начинает жаловаться на условия содержания в здешнем трактире, а именно на отнюдь не хорошее качество еды. Городничий оправдывается, робеет, даже дрожит, в сторону говорит (характеризует городничего как подлого). В этом диалоге Хлестаков довольно-таки храбриться, бодриться (это, как мне кажется, происходит оттого что Хлестаков был голоден, ведь, по сути, он знал, что разговаривает с человеком, который выше званием); еще деталь: Хлестаков заикнулся про министра, а это, безусловно, не могло не напугать городничего; именно после этого городничий дает слабину и начинает оправдываться (хотя он и раньше оправдывался, но не так пламенно), жаловаться на жизнь, опровергает клевету насчет высечения унтер-офицерской жены... А конце концов, городничий не находит выхода другого, как предложение материальной помощи Хлестакову. Тот, конечно, рад и берет деньги. Все- как камень с души (думает городничий). Дальше городничий дерзнул, т.е. предложил (кое-как, смущенно) жить у себя, на что Хлестаков не мог отказать. После городничий предлагает посетить богоугодные заведения, на что Хлестаков отвечает согласием, но городничий, прежде чем ехать в богоугодные заведения с Хлестаковым, пишет письмо жене и дочери, чтоб готовились к приему Ревизора (готовили выпить).

Хлестаков вновь появляется, но уже в третьем действии и пятом явлении, вместе с немаленькой компанией, в доме городничего. В разговоре мы узнаем, что Хлестакова в богоугодном заведении потчевали без меры, дали выпить, а он и рад (он был голоден). У него появляется желание сочинять на почве сытости (это неприметным глазом видно по разговору, в частности именно с Анной Андреевной и Марьей Антоновной). Он рисуется перед дамами, утверждает, что привык жить в свете, рассказывает о жизни в Петербурге, как он там с начальником отделения на одной ноге, какой он там известный, что его там все знают, как его перепутали однажды с главнокомандующим солдаты (как можно - он тонкий, как солома). Активно рассказывает об аспектах литературы, о жизни творческой именно в этой сфере: "... Я с Пушкиным на одной ноге...". Выдает чужие литературные произведения за свои. И дом у него в Питере, и арбуз на столе за семьсот рублей... но хотелось подчеркнуть, что он заговаривается и это остается без малейшего внимания (все напуганы): "... Как взбежишь на четвертый этаж..." Да в те времена на четвертом этаже жили чиновники низшего класса! Его еще и госсовет боится (эк, куда хватил!). Вскоре, по окончанию долгого рассказа, Хлестаков уходит на боковую.

После в доме городничего толпятся: Тяпкин-Ляпкин, Земляника, почтмейстер, Хлопов, Добчинский и Бобчинский. Основная цель сбора: "Кто первый входит в комнату и дает взятку Ревизору". Первый на подходе судья (по словам Земляники, у судьи что ни слово, то Цицерон с языка слетел - силен аргумент!), и он справляется прекрасно. В общем-то дальше не важно (потом почтмейстер, Земляника, который так и не дал денег, Добчинский и Бобчинский). В конце концов, у Хлестакова в кармане тысяча с лишком рублей.

Хлестаков пишет письмо к Тряпичкину, так сказать похвастаться тому, как обул, обвел вокруг пальца всех чиновников, еще денег получил кучу, причем ничего особого не делая.

Пропускаю сцену "жалованья обо всем Хлестакову", переходим к другой - признание в любви Марье Антоновне, Анне Андреевне, и, наконец, предложение руки и сердца Марье. Обе дамы не догадывались, что Хлестаков любить сильно, долго - не может, так как (это видно) мечется из крайности в крайность.

После Хлестаков Уезжает и говорит, что скоро приедет - но мы-то знаем, что это вздор.

Вскоре после этого в доме городничего происходит пир; особо радуется городничий, ввиду женитьбы так называемого Ревизора на дочери его, Марье Антоновне. Подробности пира нас не интересуют.

Спустя некоторое время вбегает почтмейстер (с распечатанным письмом) и сообщает о том, что всех их обманули, вскоре зачитывает письмо. Много интересного о себе узнали чиновники.

ГОРОДНИЧИЙ - ГЛУП, КАК СИВЫЙ МЕРИН;
ПОЧТМЕЙСТЕР ТОЧЬ-В-ТОЧЬ ДЕПАРТАМЕНТСКИЙ СТОРОЖ МИХЕЕВ, ДОЛЖНО БЫТЬ, ТАКЖЕ, ПОДЛЕЦ, ПЬЕТ ГОРЬКУЮ;
НАДЗИРАТЕЛЬ ЗА БОГОУГОДНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ЗЕМЛЯНИКА - СОВЕРШЕННАЯ СВИНЬЯ В ЕРМОЛКЕ;
СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ ПРОТУХНУЛ НАСКВОЗЬ ЛУКОМ;
СУДЬЯ ЛЯПКИН-ТЯПКИН В СИЛЬНЕЙШЕЙ СТЕПЕНИ МОВЕТОН.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Хлестаков - "самый трудный персонаж в пьесе". Он, сделавшись виновником всеобщего обмана, никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль Ревизора, не только не намереваясь ее играть, но, даже не поняв, что он ее играет. Лишь в середине четвертого действия в голове Хлестакова начинают брезжит смутные догадки, что его принимают за "госчеловека".

Но как раз в непреднамеренности "сила" Хлестакова... Он спровоцировал все хитроумную игру городничего и чиновников не хитростью, а чистосердечием.

Страх подготовил почву для обмана. Интересно, но у Хлестакова нет реплик "в сторону" - у него что на уме, то и на языке.

Хлестаков во всех случаях искренен. Выдумывает он с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду,- и снова чиновники обманываются. На этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом.

Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности.Хлестаков "гениален" исключительной легкостью и "незаданностью" выдумки. Лживость ли это Хлестакова? Но мы знаем, что он лжет чистосердечно. Хвастливость? Но он верит сам в то, что говорит.
Поневоле приходишь к выводу, что самым точным и всеобъемлющим будет определение, производимое от имени самого персонажа - "Хлестаковщина"

P.S.
Заключение написано при помощи статьи в книге Ю.В. Манна "Поэтика Гоголя".

Н.В.Гоголь (1809–1852). Краткие биографические сведения

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье среднепоместного дворянина.

Мать Гоголя Мария Ивановна была набожной женщиной. Будущий писатель с детства воспитывался в православной вере. На протяжении всей жизни он был церковным человеком. Жизненный путь Гоголя – это путь христианского подвижничества, особенно сурового в последнее десятилетие жизни писателя. В своих произведениях Гоголь предстает как православный писатель, выражающий христианские представления о мире и о человеке.

С 1821 по 1828 год Гоголь учился в гимназии в городе Нежине. К этому времени относятся его первые литературные опыты. По окончании гимназии он едет в Петербург, хочет посвятить себя государственной службе и литературной деятельности. Попытки поступить на службу были безуспешными. Первая публикация – идиллия в картинах «Ганц Кюхельгартен» – оказалась неудачной. В начале 1829 года Гоголь совершает поездку за границу. По возвращении в Петербург ему удается поступить на службу. Будущий писатель прослужил мелким чиновником до 1831 года. Служебные впечатления Гоголя имели существенное значение для его творчества.

Первый литературный успех приходит к Гоголю в 1831–1832 годах, когда он публикует «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь особенно заметно то влияние, которое оказала на молодого писателя народная культура Малороссии.

1835 год оказался для Гоголя необычайно плодотворным. Выходят два других сборника писателя – «Миргород» и «Арабески».

В том же году Гоголь пишет комедию «Ревизор», которая была опубликована и поставлена на сцене в 1836 году.

Наконец, к 1835 году относится замысел поэмы «Мертвые души».

В июле 1836 года Гоголь уезжает за границу. Там он проводит значительную часть жизни. Особенно подолгу писатель живет в Риме. Временами Гоголь приезжает в Россию, где читает друзьям главы из «Мертвых душ». Первый том «Мертвых душ» был завершен в 1841 году, впервые напечатан в 1842 году. Над вторым томом Гоголь работал всю оставшуюся жизнь. Последний вариант второго тома был, по-видимому, уничтожен писателем незадолго до смерти.

В 1845 году Гоголь перенес тяжелую болезнь, которая привела его к глубокому душевному и творческому кризису. После болезни углубились духовные искания писателя. В 1847 году он издал «Выбранные места из переписки с друзьями», которые вызвали неоднозначную, подчас резкую оценку со стороны литературных кругов и духовенства. В этот период Гоголь пишет произведения духовной прозы, «Авторскую исповедь».

В феврале 1848 года Гоголь совершает паломничество в Иерусалим и затем окончательно возвращается на родину. Он трижды посещает Оптину пустынь. В 1852 году в Москве Гоголь умер.

«Ревизор»

Время создания. Тематика

Комедия «Ревизор» создавалась в 1835 году. Сюжет произведения Гоголю подарил Пушкин. «Ревизор» вышел в свет в 1836 году.

В своем произведении драматург освещает жизнь русской провинции, уездного города, его обитателей. Кроме того, важнейшей темой комедии становится Петербург.

Уездный город в «Ревизоре» предстает перед зрителем как государство в государстве. На вершине социальной лестницы – городничий, олицетворяющий собой верховную власть в городе. Далее идут другие чиновники, затем городские помещики, купцы, мещане, простой народ.

Гоголю удалось осветить деятельность различных государственных и социальных учреждений . Этосуд, полиция, образование, почта, богоугодные заведения. Гоголь показал разныесословия и общественные группы . Этодворянство в лицечиновников игородских помещиков , купе чество,мещанство (или «гражданство», по выражению городничего). Таким образом, «Ревизор» Гоголя – это своего родаэнциклопедия русской провинциальной жизни.

Создавая образ города, Гоголь углубляется и в нравственную тематику. Писатель рисует яркуюкартину человеческих страстей, пороков. В драматическом этюде под названием «Театральный разъезд» Гоголь писал о созданном им образе города: «Это сборное место: отовсюду, из разных углов России, стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее – произвести в зрителе яркое, благородное отвращение от многого кое-чего низкого». Город в «Ревизоре» – это образ-символ,символ человеческой души, оказавшейся во власти пороков жадности, лицемерия, тщеславия. В драматическом отрывке «Развязка “Ревизора”» Гоголь замечал, что это «наш же душевный город и сидит он у всякого из нас».

Важное место в произведении занимает также тема Петербурга. В гоголевской оценки столицы Государства Российского прослеживаются взгляды православного писателя.

Во-первых, Петербург для Гоголя – символ самодержавной власти , которая вершитправосудие (немая сцена в «Ревизоре»).

Во-вторых, Петербург становится в изображении Гоголя средоточием худших проявлений западной цивилизации. Этобездуховность при внешнем блеске, неудержимоестремление к чинам, к деньгам, материальному благополучию, культ тщеславия.

В-третьих, позицию Гоголя в отношении Петербурга характеризует также резкая критика бюрократии , подавляющей «маленького человека» и вносящей бездушие и жестокость в человеческие отношения.

Тема Петербурга усиливает впечатление универсальности изображенного в «Ревизоре». В результате сатира Гоголя оказывается направленной против всей бюрократической системы России. Недаром Николай I, присутствовавший на премьере «Ревизора», воскликнул: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»

Идейная направленность

Жанр комедии предполагает прежде всего сатирический ,обличительный пафос .

Об идейной направленности своего произведения Гоголь писал в 1847 году в «Авторской исповеди»: «В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться над всем. Но это, как известно, произвело потрясающее действие».

Дать почувствовать зрителю, что город, выведенный в комедии, существует не в абстракции, но в каждом уголке России, а страсти и пороки персонажей таятся в душе каждого человека, – вот главная цель комедии. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», – гласит пословица, избранная автором в качестве эпиграфа к пьесе. Знаменательны и известные слова городничего, обращенные к зрителям: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!»

Главная идея «Ревизора» – неизбежность возмездия за отступления от нравственного закона. Эта идея наиболее ярко воплощена в немой сцене, завершающей произведение. Здесь, очевидно, содержится намек не только на правосудие со стороны самодержавного государства, но и на Божий Суд. «Страшен тот Ревизор, который ждет нас у дверей гроба», – писал Гоголь в «Развязке “Ревизора”».

Жанровое своеобразие

Как известно, комедия – один из основных жанров драматургии. Это жанр нравоописательный и часто сатирический.

В одной из своих статей 1 Гоголь ставитновые задачи перед русской драматургией. Писатель стремился внести новое содержание в традиционный жанр комедии. Гоголь мыслил создание«истинно общественной комедии». Кроме того, он считал необходимымсоединение в драматическом произведениизлободневности комедии и нравственной силы трагедии.

Указанные принципы Гоголь воплотил в «Ревизоре». На первом плане в «Ревизоре» не традиционная для комедиилюбовная интрига, а общественные проблемы.

Существенно также, что в «Ревизоре» нет положительного героя . Единственным«честным, благородным лицом» в комедии, по выражению самого Гоголя, становится смех.

Комическая сущность персонажей раскрывается не посредством разоблачения их пороков со стороны положительного героя, а через вскрытие противоречий в характерах и поведении этих лиц.

Персонажи

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – один из центральных персонажей комедии. Краткую характеристику этому персонажу дает сам Гоголь в «Замечаниях для господ актеров»: «Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно... несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно».

Главные страсти, определяющие всю жизнь городничего, – это жадность итщеславие . Ожадности городничего Гоголь писал: «Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки». По замечанию драматурга, хватать всё, не пропуская ничего, сделалось у него привычкой. Из-за этого своего качества городничий и стал притеснителем всех в городе. Герой не зол по своей природе, но жадность огрубила его душу. Городничийнабожен , ходит в храм, считает, что он «в вере твёрд», но это не помешало емуукрасть даже теденьги , которые были предназначеныдля строительства новой церкви .

Городничий тщеславен : он мечтает о почете, славе, деньгах, высоком чине. Радость героя, связанная с помолвкой его дочери и Хлестакова, дает необыкновенный простор для тщеславных помыслов. В разговоре с женой Антон Антонович с восторгом рассуждает о генеральстве, о жизни в Петербурге.

Городничим, как и другими чиновниками города, овладевает неодолимый страх перед ревизором : это не что иное, как страх ожидания расплаты за содеянные беззакония.

Городничий играет важную роль в сюжете «Ревизора». Герой участвует почти во всех основных сценах комедии. Это чтение письма, полученного от Чмыхова, в присутствии чиновников города, встреча с Хлестаковым в гостинице, сцена вранья Хлестакова в доме городничего, разговор с купцами, мечты о генеральстве, чтение письма Хлестакова к Тряпичкину, последний монолог городничего, немая сцена.

Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – это, по замечанию Гоголя, «человек, прочитавший пять или шесть книг», поэтому он «несколько вольнодумен». Он не ходит в церковь и читает масонские книги, любит порассуждать, поговорить о сотворении мира.

Ярко характеризует судью его говорящая фамилия : героя отличает полноенебрежение о службе . В передней суда сторожа завели домашних гусей с гусятами, в служебном помещении висит охотничий арапник, а сам герой больше думает о травле зайцев, чем о судейских обязанностях.

Ляпкин-Тяпкин, будучи судьей, не имеет ни малейшего понятия о правосудии. Мало того, он злоупотребляет служебным положением: охотится на полях помещиков, затеявших тяжбу.Дача взятки воспринимается судьей как обычное дело: он первый дает взятку Хлестакову. Сам же герой беретвзятки борзыми щенками . В результате оказывается, что и «благочестивый» городничий, и вольнодумный судья отнюдь не являются стражами закона в уездном городе.

Происшествие с ревизором в восприятии Ляпкина-Тяпкина – интересное событие, занимающее его, доставляющее емунеизъяснимое удовольствие.

Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника тоже значительное лицо в городе. Основное его занятие –воровство в больнице , то есть грубое попрание самой сути богоугодной деятельности. Гоголь заметил о Землянике, что это «человек толстый, но плут тонкий». Свои обязанности Земляника выполняет по им же провозглашенному принципу: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Землянику отличает также лесть, подхалимство . Он стремился угодить сначала Хлестакову, а затем и городничему, узнав, что тот выдает за Хлестакова свою дочь.

Еще одна характерная черта героя – страсть к доносительству . Казнокрад и плут, он стремится «вывернуться» за счет других (вспомним доносы Земляники Хлестакову в четвертом действии).

Доктор Христиан Иванович Гибнер – бессловесный персонаж с говорящей фамилией. Его фигура – знак отсутствия всякого попечения о больных в богоугодных заведениях, подведомственных Землянике.

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов – человек, напуганный частыми ревизиями и выговорами, по замечанию Гоголя. Хлопов – наиболее беззащитное существо среди чиновников. Он не может навести порядок в подведомственных ему заведениях. «Не приведи Бог служить по ученой части!» – восклицает герой.

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – «простодушный до наивности человек», по замечанию Гоголя. Главное его увлечение –чтение чужих писем. Герой глядит на жизнь «как на собрание интересных историй», о которых он узнаёт из распечатанных писем. Письма открывают ему мир, который он никогда не видел. Шпекин играет важную сюжетную роль: именно он первым выясняет, что Хлестаков не ревизор.

Городские помещики Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский парные персонажи . Это городскиесплетники , «сороки короткохвостые». Они живут только ради того, чтобы рассказать о чем-либо всем подряд. Гоголь писал, что они страдают «необыкновенной чесоткой языка». По замечанию автора, «оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками».

Важна роль Бобчинского и Добчинского в сюжете комедии. Именно они убедили всех, что Хлестаков – это и есть ревизор.

Осип – типкрепостного слуги . По выражению Гоголя, «эта роль значительнее прочих». Осип отличаетсяхитростью иумением трезво оценивать ситуацию . Будучи умнее Хлестакова, Осип реально смотрит на вещи. Недаром он советует Хлестакову поскорее уезжать из города.

Кроме того, Осип своего рода резонер: он любит порассуждать о своем барине, мысленно прочитать ему нравоучения. Он всегда не прочь побранить барина, чувствуя, что тот ничтожество и «тряпка». Осип грубит Хлестакову, а иногда и управляет им.

Центральный эпизод в раскрытии характера Осипа – его монолог в начале второго действия о Хлестакове и о жизни в Петербурге.

Купец Абдулин идругие купцы выступают, с одной стороны, какжертвы произвола городничего и полиции. С другой стороны, их самих отличаетсклонность к мошенничеству , которую поддерживает в них городничий: он устраивает купцам выгодные подряды, обманывая при этом государственную казну. Яркие эпизоды, характеризующие жизнь купечества, – это, во-первых,сцена жалобы купцов на городничего Хлестакову в четвертом действии и, во-вторых,сцена разноса , который устроил городничий купцам, в пятом действии.

Частный пристав Степан Ильич Уховёртов, полицейские Свистунов , Пуговицын и Держиморда олицетворяют собой атмосферугрубого произвола, беззакония и пьянства , царящую в уездном городе. Автор наделяет их яркими говорящими фамилиями.

Отставные чиновники Федор Андреевич Люлюков ,Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин , а также безымянные чиновники, их жены, выходящие на сцену в пятом действии, дополняют общуюкартину лести, лицемерия и празднословия .

Жена городничего Анна Андреевна и его дочь Марья Антоновна тоже парные персонажи . Это типичные провинциальные кокетки. Они воспитаны, по замечанию драматурга, на романах и альбомах. Дочь городничего наивна и глуповата. Жена его необыкновенно тщеславна . Обе дамы страдают необычайным любопытством . Их идеалом становится Хлестаков – франт и повеса, «столичная штучка».

Жена и дочь городничего играют важную роль в сюжете : с ними связана любовная интрига . Кроме того, диалоги этих двух дам, вспыхивающие время от времени, служат своеобразным комическим аккомпанементом к основному действию произведения.

Слесарша и унтер-офицерша – персонажи, представляющие мир «униженных и оскорбленных». Мужа слесарши городничий по своему произволу отдал в рекруты, а унтер-офицерская вдова была «по ошибке» высечена.

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга, коллежский регистратор («елистратишка», по замечанию Осипа) – одно из центральных лиц в комедии. Хлестаков – главное лицо в «миражной интриге», которая завязалась благодаря заблуждению чиновников.

В «Замечаниях для господ актеров» Гоголь пишет о Хлестакове, что это «молодой человек лет двадцати трех, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове». Хлестакова можно отнести к известному в литературе типу «маленьких людей». Интересно, однако, что это «маленький человек», искреннее поверивший в то, что он «значительное лицо». Вот что пишет об этом Гоголь: «Хлестаков сам по себе ничтожный человек, даже пустые люди называют его пустейшим». Раньше его никто не замечал, и вдруг сила страха сделала из него важную фигуру. В результате Хлестаков из ничтожества и неудачника превращается в глазах городничего и его окружения в большого начальника, к тому же ревизора. Мы видим таким образом, что характерная для Гоголя тема маленького человека получает в «Ревизоре» сугубо комическую трактовку.

Хлестаков настолько глуп , что не сразу догадывается, что его приняли за другого. Если бы Осип не уговорил барина уехать, то Хлестаков мог бы дождаться разоблачения.

Он повеса имот : к моменту приезда в город Хлестаков уже проиграл в карты все деньги: ему нечем заплатить за обед. Слуга Хлестакова Осип так говорит о своем барине: «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит, и хвост подвернул, и не горячится».

Хлестаков, по замечанию драматурга, «говорит и действует без всякого соображения». Он не может сосредоточиться на какой-либо конкретной мысли, поэтому говорит он сбивчиво, постоянно перескакивая с одной мысли на другую; по утверждению Гоголя, «слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Между тем именно в уста Хлестакова драматург вкладывает меткие характеристики чиновников города, например: «Городничий глуп, как сивый мерин», «Земляника – совершенная свинья в ермолке»...

Хлестаков не лжец, как можно подумать. Он действительно верит в то, о чем говорит. Всцене вранья Хлестакова в третьем действии герой искренне считает себя важным петербургским чиновником. Поскольку Хлестаковчистосердечен ипростодушен , все его поступки кажутся еще более комичными.

С образом Хлестакова в комедии неразрывно связана тема Петербурга. Хлестаков в представлении обитателей уездного города олицетворяет собойблеск столичной жизни ,страх перед высшим начальством и одновременно пробуждает в нихтщеславные надежды.

Исключительно важна роль героя в любовной интриге . Как мы знаем, Хлестаков ухаживает одновременно за женой и дочерью городничего. Это кончается тем, что он делает предложение Марье Антоновне, после чего уезжает из города, оставляя семью городничего в радужных надеждах, в ожидании блестящей петербургской жизни. Отметим, что поведение Хлестакова в любовной интриге совершенно искреннее, что только усиливает комический эффект.

Внесценические лица

Кроме действующих лиц, появляющихся на сцене, в пьесе Гоголя много внесценических персонажей. Отметим некоторых из них.

Реальный ревизор из Петербурга, на протяжении всего действия остающийся за сценой, олицетворяет собойидею справедливости и правосудия. Он вызывает страх у творящих беззаконие чиновников уездного города.

Письмо Андрея Ивановича Чмыхова , друга и кума городничего, вводит зрителя в ситуацию ревизора. В своем письме Чмыхов откровенно и цинично напоминает городничему, что тот «человек умный» и не любит «пропускать то, что плывет в руки». Вероятно, Чмыхова отличают те же «грешки», что и городничего, и он спешит предупредить «любезного друга» об опасности.

Больные в грязных колпаках в богоугодных заведениях Земляники свидетельствуют о полном разорении этих заведений, обворованных их попечителем.

Сторожа , которые завели гусей в здании суда,судебный заседатель , от которого постоянно исходит винный запах, свидетельствуют об отсутствии всякого порядка в уездном суде, который возглавляет Ляпкин-Тяпкин.

Колоритны фигуры учителей , служащих в учебных заведениях города. Особенно ярко обрисованучитель истории , который, рассказывая об Александре Македонском, начал ломать стул. По замечанию городничего, «умный человек или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».

Полицейский Прохоров , оказавшийся мертвецки пьяным в результате разбора происшествия, олицетворяет собой, как и другие полицейские, атмосферу беззакония, царящую в органах власти.

Отец Хлестакова , строгий барин, упоминаемый Осипом в монологе в начале второго действия, оттеняет характер центрального героя – мота и повесы.

Пехотный капитан , упоминаемый Хлестаковым в начале второго действия и затем в четвертом действии, выявляет любовь самого Хлестакова к азартным играм.

Особенно много внесценических лиц в сцене вранья Хлестакова о Петербурге. Здесь и официальный, и дипломатический, и светский, и литературный Петербург. В карты герой играет в компании высокопоставленных особ: это«министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий» . В передней у Хлестакова «графы и князья толкутся и жужжат, как шмели». Оказывается, герой «сПушкиным на дружеской ноге». Выясняется, что «Юрий Милославский», которого Марья Антоновна «по ошибке» приписалаЗагоскину , написан Хлестаковым. «Тридцать пять тысяч одних курьеров» –гипербола , венчающая рассказ героя о Петербурге. Комический эффект усиливается тем, что Хлестаков невольно называет лиц из своей реальной, причем весьма скромной, петербургской жизни. Взбежав на четвертый этаж по лестнице, герой отдает свою шинель кухарке: «На,Маврушка , шинель…»

Иван Васильевич Тряпичкин , приятель Хлестакова, бедный журналист, фигура из реального петербургского окружения Хлестакова, – своеобразный двойник главного героя. Эпизод чтения письма Хлестакова к Тряпичкину в пятом действии составляет важный композиционный элемент произведения, предваряющий развязку. В письме Тряпичкину, в свою очередь, упоминаются яркие, колоритные фигуры. Например, этодепартаментский сторож Михеев , который пьет горькую, подобно почтмейстеру из уездного города.

Конфликт

Необходимо указать на две стороны конфликта в «Ревизоре» – внешнюю и внутреннюю.Внешняя сторона конфликта заключается впротивостоянии Хлестакова и чиновников города . Эту сторону конфликта нередко называют «мнимым » конфликтом. В самом деле, конфликт здесь построен на недоразумении: чиновники города приняли Хлестакова за ревизора из Петербурга. Однако все действие комедии строится именно на этом конфликте. Он играет важнуюкомпозиционную роль в произведении.

Что касается другой стороны конфликта, то она не связана со столкновением конкретных персонажей. Основной конфликт в пьесе имеет нравственное содержание. Он состоитв противоречии между той жизнью, которую ведут обитатели города, и христианскими представлениями автора о должном бытии человека. Так, например, Гоголь вскрывает противоречие между лицемерной верой городничего, который ходит в церковь, но одновременно берет взятки, занимается казнокрадством, чинит произвол, и истинной верой в Бога; между мнимым милосердием Земляники, обворовывающего богоугодные заведения, и истинным милосердием; между халатным отношением к делу Ляпкина-Тяпкина и подлинным правосудием.

Особенности сценического действия. Анализ важнейших сцен, эпизодов, монологов

Важнейшая пружина действия – сама ситуация ревизора . Весь сюжет комедии строится вокруг мнимого ревизора.

Важно, что действие приводят в движение интересы людей, связанные с их общественным положением, а не любовная интрига , как это было в комедиях до Гоголя. В «Ревизоре», как известно, любовная интрига играет второстепенную роль.

Еще одна «пружина» действия, связанная с ситуацией ревизора, – это ситуация страха . Страх вызывает в среде чиновников саморазоблачения и взаимные разоблачения: чиновники сознаются в собственных «грешках» и рассказывают о «грешках» других.

Вопрос об экспозиции и завязке действия остаетсяспорным . Многие исследователи считают, что действие начинается непосредственно с завязки, которой следует признать сценучтения городничим письма от Чмыхова о возможном приезде ревизора.

Здесь возникает мотив ожидания ревизора . Впервые появляетсяпризрак столицы – ревизор приезжает из Петербурга, «инкогнито», к тому же с секретным предписанием. Чиновников одолеваетстрах перед столичным ревизором. В дальнейшем этот страх станет одной из главных пружин действия комедии.

Обращаясь к чиновникам, городничий говорит о «грешках», то есть о злоупотреблениях и безобразиях, которые творятся чиновниками города. Речь городничего сопровождается отдельными репликами чиновников, которые дополняют картину городской жизни.

В последующих сценах мы знакомимся с чиновниками города, узнаем об их злоупотреблениях. Поэтому некоторые исследователи все перечисленные сцены считают экспозицией , а собственно завязкой называютсообщение Добчинского и Бобчинского о приезде мнимого ревизора.

Монолог городничего , обращенныйк частному приставу (конец первого действия), усиливает впечатление страха героя перед ревизором и одновременно открывает зрителю картину безобразий, творящихся в городе при попустительстве или явном участии городничего.

Монолог Осипа , открывающийвторое действие , и последующие монологи Хлестакова являются экспозицией образа Хлестакова.

В монологе Осипа в гостинице отражается взгляд простого человека на жизнь в Петербурге. Мнение Осипа о столице неоднозначно. С одной стороны, жизнь в деревне кажется ему спокойнее и приятнее, чем в городе: «Возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги». С другой стороны, нравится Осипу и столичная жизнь: «Если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего». Привлекает Осипа и «галантерейное обхождение». Но все это возможно, когда барин при деньгах.

Здесь же мы находим рассуждения Осипа о Хлестакове : «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит, и хвост подвернул, и не горячится». К старому барину Осип питает гораздо большее уважение, чем к молодому. Старый барин, по мнению Осипа, поучил бы Хлестакова «уму-разуму».

Отметим, что сам Хлестаков, центральный герой «Ревизора», появляется на сцене только во втором действии и уже в конце четвертого действия уезжает.

В сцене встречи городничего с Хлестаковым в гостинице наиболее ярко очерчена ситуация страха. Городничий боится Хлестакова, Хлестаков – городничего. Городничий, в принципе хорошо разбирающийся в людях, принимает Хлестакова за важного государственного чиновника и невольно признается ему в своих беззакониях. Из-за того, что герои боятся друг друга, они друг друга не понимают. Так, городничий предлагает Хлестакову переехать «на другую квартиру», имея в виду свой дом, а Хлестаков полагает, что его собираются отвезти в тюрьму. Герои нашли общий язык только тогда, когда городничий «ввернул» Хлестакову четыреста рублей вместо двухсот.

При встрече с городничим Хлестаков впервые высказывает свое отношение к Петербургу : «Я не могу жить без Петербурга… душа моя жаждет просвещения».

Сцена вранья Хлестакова о жизни в Петербурге в третьем действии комедии служит яркой характеристикой самого героя и одновременно раскрывает его взгляд на Петербург.

Хлестакову легко описать столицу, потому что он долго там жил и видел многое из того, о чем рассказывает. Но только видел он всё это совсем с других позиций: не как важный вельможа, а как мелкий чиновник, «маленький человек». Хлестаков же играет роль «значительного лица», которую навязали ему чиновники.

Может быть, Хлестаков и не хочет врать, но, начав рассказывать всякие небылицы, он уже не может остановиться и в конце концов сам искренне верит в то, о чем говорит. Ему кажется, что все это было на самом деле.

Вначале Хлестаков высказывается довольно осторожно. Но постепенно, видя, что его словам верят, герой воображает себя всё более важной персоной. В конце концов он становится в своем воображении чуть ли не самым уважаемым и грозным вельможей в столице. При этом он представляется слушающим его человеком умным, деликатным, образованным. Оказывается, он вращается в литературных кругах, «с Пушкиным на дружеской ноге». В своем рассказе Хлестаков упоминает все сферы столичной жизни. Здесь мы видим и дипломатический, и военный, и светский, и литературный Петербург.

«Просвещение», которого «жаждут» и сам Хлестаков, и Анна Андреевна с Марьей Антоновной, заключается в балах, куртуазном обхождении и знакомстве с известными людьми. В хлестаковском описании Петербурга присутствует и мотив страха. «Меня сам Государственный Совет боится», – заявляет герой. Жена и дочь городничего воспринимают Хлестакова как «столичную штучку» («приемы и всё это такое»). Именно такой Петербург, каким его представил в своих речах Хлестаков, нравится городничему, его жене и дочери, их окружению.

Для создания комического эффекта Гоголь использует здесь такой прием, как гипербола («арбуз – в семьсот рублей арбуз», «тридцать пять тысяч одних курьеров»).

Важные моменты в развитии сюжета – сцены получения Хлестаковым денег «взаймы» у чиновников, помещиков, купцов, а также жалобы на городничего купцов, слесарши и унтер-офицерской вдовы. Все эти сцены составляют основное содержаниечетвертого действия комедии. Чиновники, которые приходят засвидетельствовать свое почтение Хлестакову, умирают от страха. Они осторожно выбирают слова, чтобы не сказать о себе лишнего. Сцена дачи денег взаймы Хлестакову чиновниками города обнажает простодушие героя. Он не считает, что это взятки, он искренне просит взаймы, а отдаст ли он – он даже и не знает, он просто не думает об этом. Бобчинский просит Хлестакова рассказать о себе «всем там вельможам разным... да этак если и государю придется». Здесь мы видим соединение тщеславия и крайнего благоговения провинциального обывателя перед Петербургом.

Купцам, слесарше и унтер-офицерше Хлестаков искренне сочувствует, но все их жалобы вылетают у него из головы мгновенно, не оставляя следа.

Кульминационный момент основной сюжетной линиисовпадает с началом развития любовной интриги. Хлестаков принимается неистово ухаживать за женой и одновременно за дочерью городничего; в конце концов он делает предложение Марье Антоновне и… исчезает. Не играя самостоятельной роли, любовная интрига усиливает общий комический эффект пьесы.

Кульминация продолжается в пятом действии. Городничий и его жена – будущие тесть и теща важного сановника –мечтают о генеральстве, о жизни в Петербурге. В разговоре городничего с женой в начале пятого действия отражается взгляд провинциалов на Петербург. Для городничего и его жены генеральский чин – воплощениеземного счастья. Благодаря помолвке Марьи Антоновны с Хлестаковым манящий образ Петербурга – символа богатства, тщеславия, всяческих почестей и удовольствий – становится для городничего и его жены реальным и близким. Они уже верят в то, что станут важными персонами, и обращаются высокомерно с прежними знакомыми. Жена учит городничего, как вести себя в столице: «Знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские…» Городничий в момент торжества становитсяпохож на Хлестакова . Он мечтает о том, чего нет в реальности. Помыслы героя тщеславны. Предел мечтаний Анны Андреевны – «амбре» в петербургских покоях, городничего – «две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть».

Чтение чиновниками письма Хлестакова , адресованногоТряпичкину , в начале пятого действия –момент приближения развязки . Выясняется, что Хлестаков никакой не ревизор.Эпизоды чтения двух писем – в начале комедии и в ее конце – придают композиции «Ревизора» «зеркальность ». Эффект «зеркальности» усиливается тем, чтони в первом, ни в пятом действии сам Хлестаков на сцене не присутствует .

В письме Хлестакова Тряпичкину перед нами предстает реальный Петербург – город мелких чиновников, нищих литераторов.

Трагикомический монолог городничего усиливаетожидание развязки. Здесь истыд , иразочарование , инегодование . Глубокий обобщающий смысл приобретают слова городничего, обращенные к зрителям: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!»

Собственно развязкой действия следует назватьнемую сцену . При сообщении жандармом известия о приезде настоящего ревизора звучитмотив возмездия . По мнению Гоголя, все лжецы, взяточники, казнокрады обязательно будут наказаны. Поэтому-то слова жандарма производят такой эффект. Здесь явственно присутствует мотив возмездияне только в земной, но и в загробной жизни. Для городничего известие о приезде ревизора, по замечанию Гоголя, «больше, чем громовой удар, и положение становится истинно трагическим».

Сущность комического и художественные приемы в пьесе

Как известно, в основе комического лежитпротиворечие между формой и содержанием ,между внешним и внутренним , между тем, каким хочет выглядеть персонаж, и тем, кто он есть на самом деле. В «Театральном разъезде после представления новой комедии», своеобразном драматизированном комментарии к «Ревизору», принадлежащем самому Гоголю, отмечено, что в комедии «сильней и глубже всего поражено смехом лицемерие – благопристойная маска, под которою являются низость и подлость; плут, корчащий рожу благонамеренного человека».

Для создания комического эффекта, для выявления сущности характеров персонажей драматург прибегает к различным художественным средствам и приемам.

Как уже отмечалось, важнейшие «пружины» сценического действия в «Ревизоре», о которых говорилось выше, – это ситуация ревизора и связанная с нейситуация страха . Ситуация ревизора сопрягает все события комедии в единое целое. Страх перед ревизором заставляет чиновников действовать; они вынуждены разоблачать себя и других. Уже из характеристики, данной городничему в адресованном ему письме Чмыхова, ясно, что градоначальник не любит «пропускать того, что плывет в руки». Городничий вспоминает «грешки» чиновников: он обращает внимание на безобразия, которые творятся в богоугодных заведениях, в суде, в городском училище. Судья, в свою очередь, обличает городничего во взятках, сам при этом не скрывает, что берет взятки борзыми щенками. В разговоре с Хлестаковым во втором действии городничий признается, что «если ж и были какие взятки, то самая малость». Купцы жалуются Хлестакову на произвол городничего; городничий, в свою очередь, в сцене разноса купцов напоминает им об их мошенничестве. Таким образом,саморазоблачения ивзаимные разоблачения героевстановятся основным средством раскрытия сущности их характеров.

Важную роль в произведении играют монологи героев. Это, например, речь городничего в первом действии, прерываемая репликами чиновников: градоначальник осмысляет новость, полученную от Чмыхова, и рассуждает о «грешках» – своих собственных и чужих. Важен также монолог городничего в конце первого действия, обращенный к частному приставу. Из него мы узнаем не только о новых «грешках» самого городничего, но и об общей атмосфере полицейского произвола, царящей в городе. Из монолога Осипа в начале второго действия мы получаем первые сведения о Хлестакове. Там же дается характеристика Петербурга устами простого человека. Сцена вранья Хлестакова состоит из нескольких монологов героя, перемежающихся репликами других персонажей. Силой художественной выразительности выделяется заключительный монолог городничего в конце пятого действия.

В произведении важна также роль диалогов . Из них по преимуществу соткана словесная ткань комедии. В качестве примера приведем диалог городничего и Хлестакова в гостинице, где особенно ярко проявляется ситуация страха. Городничий признается Хлестакову во взятках «по неопытности», «из-за недостаточности состояния». Диалоги Анны Андреевны и Марьи Антоновны вскрывают пустоту интересов, кокетство, жеманство, пустословие жены и дочери городничего, занятых «столичной штучкой» Хлестаковым. Особенно комичны диалогитаких парных персонажей, как Добчинский и Бобчинский.

Композиционным «обрамлением» сценического действия становятся письма – Чмыхова в первом действии и Хлестакова в последнем. Чтение и обсуждение этих писем предваряет соответственно завязку и развязку комедии.

Герои наделены индивидуальными речевыми характеристиками . Городничий говорит важно и солидно; как замечает автор, каждое слово его значительно. Ляпкин-Тяпкин, по выражению Гоголя, «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». Речь Хлестакова отрывиста; герой, часто утрачивающий связь с реальностью, произносит короткие фразы, нередко никак не связанные между собой. Быстро и сбивчиво произносят свои реплики «сороки короткохвостые» – Добчинский и Бобчинский. Реплики Анны Андреевны и Марьи Антоновны исполнены жеманства. Груб и прост в своих высказываниях Осип.

Герои Гоголя произносят слова, ставшие крылатыми . Приведем примеры. Городничий замечает об учителе истории: «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» «Не по чину берешь!» – укоряет градоначальник зарвавшегося полицейского. Больные в богоугодном заведении, по замечанию Земляники, «как мухи, выздоравливают». Хлестаков в сцене вранья признается, что у него «легкость необыкновенная в мыслях». Земляника хвалит ораторские способности Ляпкина-Тяпкина: «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел». Городничий уверяет Хлестакова, что унтер-офицерша «сама себя высекла».

В своей пьесе драматург прибегает к такому приему, как гипербола . Например, гиперболы в речи Хлестакова (см. выше) придают сцене вранья дополнительный комический эффект.

Гоголь использует в «Ревизоре» и другие художественные средства, ставшие традиционными. Это «говорящие» фамилии,парные персонажи , разнообразныекомические ситуации .

«Говорящими» фамилиями наделен городничий Сквозник-Дму­хановский («сквозник», по словарю В.И.Даля, – пройдоха, опытный плут; «дмухать» – надувать), а также судья Ляпкин-Тяпкин, доктор Гибнер, частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов, Пуговицын, Держиморда. Фамилия почтмейстера – Шпекин – образована от украинского слова «шпек» – шпион.

Гоголь изображает в своем произведении парных персонажей . Это Бобчинский и Добчинский, Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Отметим также некоторые комические ситуации . Это, к примеру, падение Бобчинского, попытка городничего надеть футляр вместо шляпы. Добчинский и Бобчинский сталкиваются лбами.

Среди авторских замечаний назовем в первую очередь «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров», помещенные Гоголем непосредственно перед текстом комедии. Драматург дает лаконичные характеристики главным действующим лицам. Здесь мы находим портретные характеристики персонажей, которые должны быть учтены при подборе актеров на соответствующие роли, а также при изготовлении костюмов и гримировании. Так, черты лица городничего «грубы и жестки»; волосы у него «стриженые, с проседью». Хлестаков «тоненький, худенький», «одет по моде». Внешность соответствует характерам героев. Городничий груб и с внешней стороны, и по натуре. Хлестаков – человек легковесный не только по своей комплекции, но также в мыслях и в словах. Кроме того, автор отмечает особенности речи героев, их манеры. Все это должно воплощаться в игре актеров при постановке пьесы на сцене.

В самом тексте комедии мы находим многочисленные ремарки . Так, страх городничего в момент встречи с Хлестаковым в гостинице подчеркнут следующими ремарками: «немного оправившись и протянув руки по швам», «робея», «вытянувшись и дрожа всем телом», «дрожа». Приведем также ремарки, характеризующие Хлестакова в сцене его вранья: «рисуясь», «посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней», «поскальзывается и чуть-чуть не шлепается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками».

Особое место в пьесе отведено немой сцене , описанной Гоголем с помощьюразвернутой ремарки . Данной сцене драматург придавал исключительно важное значение. «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену», – указывает Гоголь в «Замечаниях для господ актеров». С немой сценой непосредственно связана главная идея «Ревизора» – идея неизбежного возмездия, которого должен ожидать каждый человек, преступающий нравственный закон.

Вопросы и задания

1. Назовите годы жизни Н.В.Гоголя. Где он родился, где получил образование? Как повлияла мать писателя Мария Ивановна на формирование его мировоззрения? Какое значение для Гоголя имела его служба мелким чиновником в Петербурге? Какие произведения принесли писателю успех? В какое время Гоголь создавал «Ревизор», «Мертвые души»? В какой стране Гоголь работал над первым томом своей поэмы? Что вы можете сказать об исканиях писателя в последние годы жизни? Какие произведения духовной прозы Гоголя вы можете назвать?

2. В каком году «Ревизор» был опубликован и поставлен на сцене? Назовите основные темы комедии. Почему образ города в «Ревизоре» можно назвать энциклопедией русской провинциальной жизни? Какие государственные и социальные учреждения там показаны? Жизнь каких сословий и общественных групп отражена в комедии? Что вы можете сказать о нравственной стороне образа города? Что писал об этом сам Гоголя в «Театральном разъезде» и в «Развязке “Ревизора”»?

Каково отношение Гоголя к Петербургу? Какова основная функция образа Петербурга в комедии?

3. Какой пафос преобладает в «Ревизоре»? Что писал об этом Гоголь в «Авторской исповеди»? Как идейная направленность пьесы отражена в эпиграфе? Сформулируйте главную идею «Ревизора». В какой сцене комедии эта идея выражена наиболее ярко?

4. Какие задачи ставил Гоголь перед русской драматургией? Какие черта комедии и трагедии, по мысли Гоголя, должны соединиться в «истинно общественной комедии»? Что можно сказать о роли любовной интриги как сюжетообразующего элемента применительно к «Ревизору»? Что вы можете сказать о положительном герое в «Ревизоре»? Кто, по образному определению писателя, является здесь «честным и благородным лицом»?

5. Проанализируйте образ городничего: кратко перескажите гоголевскую характеристику персонажа, данную в «Замечаниях для господ актеров»; назовите главные страсти героя и проиллюстрируйте их примерами из текста; выявите композиционную роль персонажа.

6. В чем своеобразие характера Ляпкина-Тяпкина? Чем его взгляд на мир отличается от мировоззрения городничего? Какие детали, характеризующие судью, производят наибольший комический эффект?

7. Расскажите о чертах характера Земляники и о его службе попечителем богоугодных заведений. Как с образом Земляники соотносится образ доктора Гибнера?

8. Кратко охарактеризуйте других персонажей комедии: смотрителя училищ Хлопова, почтмейстера Шпекина, отставных чиновников, помещиков Добчинского и Бобчинского, купцов, представителей полиции. Определите роль этих лиц в комедии.

9. Какой тип русской жизни являет собой Осип? Расскажите о характере этого героя, проанализируйте основные эпизоды с его участием.

10. Какие женские персонажи действуют в комедии? Подробно расскажите об Анне Андреевне и Марье Антоновне. Кратко охарактеризуйте слесаршу и унтер-офицершу.

11. Какой тип литературного героя представляет Хлестаков? В чем своеобразие осмысления темы «маленького человека» на примере этого персонажа? Какие черты характера Хлестакова отмечены Гоголем в «Замечаниях для господ актеров»? Какие стороны личности героя раскрываются в монологе Осипа в начале второго действия, в сцене вранья в третьем действии комедии, в сценах ухаживаний за женой и дочкой городничего в четвертом действии, в письме к Тряпичкину?

12. Кратко охарактеризуйте внесценических персонажей в пьесе. Какие функции они выполняют?

13. В чем своеобразие конфликта в «Ревизоре»? Почему конфликт между Хлестаковым и чиновниками города называют «мнимым» конфликтом? В чем состоит истинный конфликт в пьесе?

14. Каковы главные «пружины» сценического действия? Является ли таковой любовная интрига? Какие точки зрения существуют на экспозицию и завязку действия в комедии?

15. Охарактеризуйте монолог Осипа в начале второго действия. Какие черты характеров Хлестакова и самого Осипа здесь раскрываются? Каким в монологе Осипа предстает перед нами Петербург?

16. Какие черты Хлестакова и городничего раскрываются в их диалоге в гостинице?

17. Подробно рассмотрите сцену вранья Хлестакова в третьем действии. Какие стороны жизни Петербурга открываются зрителю в этой сцене? Как эта сцена раскрывает характер самого Хлестакова?

18. Проанализируйте сцены дачи чиновниками денег «взаймы» Хлестакову и жалоб на Хлестакова со стороны купцов, слесарши и унтер-офицерши. Что нового раскрывает эта сцена в характерах героев и в общей ситуации в уездном городе?

19. Рассмотрите любовную интригу в пьесе. Почему ее развитие можно рассматривать как кульминационный момент сценического действия? В каких сценах пятого действия развивается кульминация? Как мечты городничего и его жены о жизни в Петербурге, а также сцены их поздравлений со стороны чиновников дополняют сценические портреты этих героев?

20. Какие характеристики чиновникам города дает Хлестаков в своем письме к Тряпичкину? Какую роль чтение этого письма играет в композиции произведения?

21. Раскройте идейно-композиционное значение заключительного монолога городничего. Почему этот монолог называют трагикомическим?

22. Выявите значение немой сцены в развязке произведения. Как эта сцена соотносится с общим пафосом «Ревизора»?

23. Дайте толкование понятию комического. На чем построен комический эффект «Ревизора»? Каким образом раскрываются комические стороны характеров в пьесе?

24. Перечислите основные художественные средства и приёмы, используемые автором в «Ревизоре». Приведите примеры этих средств.

25. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ города в комедии “Ревизор”».

26. Напишите сочинение на тему: «Новаторство Гоголя-драматурга в комедии “Ревизор”».

"Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!. . пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка.. . Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего - нипочем идут. А отчего? -оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что б дня четыре ты почесывался. Коли служить, так служи. " Длинный монолог Осипа, лежащего на барской кровати (очень красноречивая деталь) , формирует представление зрителя о Хлестакове, его образе жизни. Но не забудем, что рассуждения Осипа - это рассуждения слуги, человека ленивого и праздного. Слуги, как правило, копируют своих хозяев в очень искаженном виде, но по слуге судят о хозяине. Монолог Осипа раскрывает настоящее положение дел Хлестакова. Никакой он не ревизор, а просто бедный чиновник из Петербурга, карточный игрок, спускающий все деньги при первой же возможности. В гостинице он застрял по причине отсутствия денег. Рассказ о Хлестакове - полная противоположность тому, что представили помещики Добчинский и Бобчинский. Зритель знает настоящее положение дел, но ведь чиновники города не знают - этим создается эффект комического. Второй месяц Хлестаков со слугой едут из Петербурга, потому что, останавливаясь в разных городах, Хлестаков быстро прокутил деньги, а вновь присланные отцом снова проиграл. Положение у них отчаянное: денег нет, за комнату, находящуюся под лестницей, платить нечем, трактирщик еды не дает.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Характеристика Хлестакова из монолога Осипа. 2 действие, явление первое. Из Ревизор Гоголь. и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой
денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя!
Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь!
А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка... Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего - нипочем идут. А отчего? -оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин!
Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что б дня четыре ты почесывался. Коли служить, так служи.
Длинный монолог Осипа, лежащего на барской кровати (очень красноречивая деталь) , формирует представление зрителя о Хлестакове, его образе жизни. Но не забудем, что рассуждения Осипа - это рассуждения слуги, человека ленивого и праздного. Слуги, как правило, копируют своих хозяев в очень искаженном виде, но по слуге судят о хозяине. Монолог Осипа раскрывает настоящее положение дел Хлестакова. Никакой он не ревизор, а просто бедный чиновник из Петербурга, карточный игрок, спускающий все деньги при первой же возможности. В гостинице он застрял по причине отсутствия денег. Рассказ о Хлестакове - полная противоположность тому, что представили помещики Добчинский и Бобчинский. Зритель знает настоящее положение дел, но ведь чиновники города не знают - этим создается эффект комического. Второй месяц Хлестаков со слугой едут из Петербурга, потому что, останавливаясь в разных городах, Хлестаков быстро прокутил деньги, а вновь присланные отцом снова проиграл. Положение у них отчаянное: денег нет, за комнату, находящуюся под лестницей, платить нечем, трактирщик еды не дает.

Похожие публикации