Понятие о безопасности и экстремальных условиях. Нормальные и экстремальные условия жизнеобитания. Выживание Экстремальная среда

Комфортные или близкие к ним значения факторов среды обитания человека имеют место, как правило, в нормальной жизни человека, в мирное время. Их часто называют нормальными условиями жизнеобитания.

Нормальные условия жизнеобитания предусматривают жизнеобеспечение населения для нормальной жизни, жизни мирного времени. В этих условиях живет практически каждый россиянин.

При возникновении чрезвычайных ситуаций люди, находящиеся в зоне ЧС, могут оказаться без крова, воды, пищи и медицинской помощи. Решить важнейшие вопросы жизнеобеспечения пострадавшего населения в этих экстремальных условиях оперативно и в необходимых объемах в большинстве случаев крайне трудно, ибо система обеспечения будет разрушена или ее возможности для полного удовлетворения всех потребностей пострадавших окажутся недостаточными.

В таких случаях оказывается важным наладить первоочередное жизнеобеспечение людей, предусматривающее вначале удовлетворение только физиологических потребностей человека, в первую очередь в продуктах питания.

Кроме того, в отдельных чрезвычайных ситуациях в начальный период их возникновения даже физиологические потребности человека в энергии не могут быть удовлетворены. Возникают трудности с жилищем, водой, приготовлением пищи, медицинским обслуживанием и т.п. Подобные трудности могут иметь место и при других обстоятельствах, когда человек, независимо от планируемых действий и маршрута передвижения, географического положения, оказывается оторванным от внешнего мира и должен рассчитывать только на себя. Это и есть экстремальные условия жизнеобитания человека. Для человека, находящегося в экстремальных условиях, естественно желание выжить, т.е. сохранить себе жизнь.

Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Экстремальные условия , в которых человек ведет борьбу за выживание, характеризуются:

Отсутствием или недостатком продуктов питания (пищи);

Отсутствием или недостатком питьевой воды;

Воздействием на организм человека низких или высоких температур.

Пища обеспечивает потребности организма в энергии и функционирование всех органов и систем человека.

В состав пищи должны входить белки, жиры, углеводы, витамины.

Белки составляют основу каждой живой клетки, каждой ткани организма. Поэтому непрерывное поступление белка совершенно необходимо для роста и восстановления тканей, а также образования новых клеток. Наиболее ценны белки мяса, молока, яиц и овощей, в первую очередь картофеля и капусты и некоторых круп – овсяной крупы, риса, гречневой крупы.



Жиры и углеводы являются главными источниками энергии и определяют в основном калорийность пищи. Животные жиры считаются более полноценными, чем растительные. Наиболее полезны жиры, содержащиеся в молоке, сливках, сметане. Углеводами особенно богаты крупы, овощи, фрукты, некоторое количество углеводов содержится в молоке.

Витамины необходимы для правильного роста и развития организма, для нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта, нервно-мышечного аппарата, зрения и т.д. Наиболее важные для организма витамин С, витамины группы В, витамины А, Д, Е.

Кроме того, в состав пищи должны входить минеральные вещества (кальций, магний, фосфор), необходимые для костной системы, а также сердечной и скелетной мускулатуры. Потребность в них покрывается полностью, если пища состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения.

В организме человека непрерывно происходят процессы окисления (соединения с кислородом) физических пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), сопровождающиеся образованием и выделением тепла. Это тепло необходимо для всех жизненных процессов, оно расходуется на нагревание выделяемого воздуха, на поддержание температуры тела, тепловая энергия обеспечивает деятельность мышечной системы. Чем больше мышечных движений производит человек, тем больше он потребляет кислорода, а, следовательно, тем больше производит затрат, для покрытия же их необходимо больше пищи.

Потребности в определенном количестве пищи принято выражать в тепловых единицах – калориях. Минимальное количество пищи, которое необходимо для поддержания организма человека в нормальном состоянии, определяется его потребностями в состоянии покоя. Это физиологические потребности человека.

Всемирная организация здравоохранения установила, что физиологические потребности человека в энергии составляют около 1600 ккал в сутки. Реальные же потребности в энергии значительно выше, они в зависимости от интенсивности труда превышают указанную норму в 1,4-2,5 раза.

Голодание – это состояние организма при полном отсутствии или недостаточности поступления пищевых веществ.

Различают абсолютное, полное и неполное (частичное) голодание.

Абсолютное голодание характеризуется полным отсутствием поступления в организм пищевых веществ – пищи и воды.

Полное голодание – это голодание, когда человек лишен всякой пищи, но не ограничен в водопотреблении.

Неполное (частичное) голодание наступает, когда при достаточном количественном питании человек недополучает с пищей некоторые питательные вещества – витамины, белки, жиры, углеводы и т.п.

При полном голодании организм вынужден переходить на внутреннее самообеспечение, расходуя запасы жировой клетчатки, белок мышц и т.п. Подсчитано, что человек среднего веса обладает энергетическими резервами примерно в 160 тыс. ккал., 40-45% которых он может израсходовать на внутреннее самообеспечение без прямой угрозы для своего существования. Это составляет 65-70 тыс. ккал. Таким образом, расходуя 1600 ккал в сутки, человек способен в условиях полной неподвижности и отсутствия продуктов прожить около 40 суток, а с учетом осуществления двигательных функций – около 30 суток. Хотя известны случаи, когда люди не принимали пищу по 40, 50 и даже 60 суток и выживали.

В начальный период голодания, который обычно длится 2-4 суток, возникает сильное чувство голода, человек постоянно думает о еде. Аппетит резко повышается, иногда ощущается жжение, боли в поджелудочной области, тошнота. Возможны головокружения, головные боли, спазмы в желудке. При употреблении воды повышается слюноотделение. В первые четверо суток вес человека уменьшается в среднем на один килограмм ежедневно, а в районах с жарким климатом – до 1,5 кг. Затем ежесуточные потери уменьшаются.

В дальнейшем чувство голода ослабевает. Аппетит пропадает, иногда человек даже испытывает некоторую бодрость. Язык нередко покрывается белесым налетом, во рту может ощущаться запах ацетона. Слюноотделение не увеличивается, даже при виде пищи. Наблюдается плохой сон, продолжительные головные боли, повышается раздражительность. Человек впадает в апатию, вялость, сонливость, ослабевает.

Голод подтачивает силы человека изнутри и уменьшает сопротивляемость организма воздействию внешних факторов. Голодный человек замерзает в несколько раз быстрее, чем сытый. Он чаще заболевает и тяжелее переносит течение болезни. У него ослабевает умственная деятельность, резко падает работоспособность.

Вода . Недостаток воды ведет к снижению веса тела, значительному упадку сил, загустению крови и, как результат, перенапряжению сердца, которое затрачивает дополнительные усилия для проталкивания загустевшей крови по сосудам. Одновременно в крови повышается концентрация солей, что служит грозным сигналом начавшегося обезвоживания. Обезвоживание организма на 15% и более может привести к необратимым последствиям, к гибели. Если лишенный пищи человек может потерять чуть не весь запас ткани, почти 50% белков и лишь после этого приблизиться к опасной черте, то потеря 15% жидкости смертельна. Голодание может длиться несколько недель, а человек, лишенный воды, погибает в считанные дни, а в условиях жаркого климата – и часы.

Потребность человеческого организма в воде в благоприятных климатических условиях не превышает 2,5-3 л в сутки.

Важно отличать истинный водный голод от кажущегося. Очень часто чувство жажды возникает не из-за объективной нехватки воды, а из-за неправильно организованного водопотребления. Поэтому не рекомендуется выпивать много воды залпом – это не утолит жажду, но может привести к отечности, слабости. Иногда бывает достаточно прополоскать рот холодной водой.

При интенсивном потоотделении, ведущем к вымыванию солей из организма, целесообразно пить слегка подсоленную воду – 0,5-1,0 г соли на 1 литр воды.

Холод. Согласно статистическим данным от 10 до 15% людей, погибших в различных экстремальных условиях, стали жертвами переохлаждения.

Решающее значение для выживания человека в условиях низких температур играет ветер. При фактической температуре воздуха – 3 0 С и скорости ветра 10 м/с общее охлаждение, вызываемое совместным воздействием фактической температуры воздуха и ветром,равносильно воздействию температуры –20 0 С. А ветер 18 м/с превращает мороз в 45 0 С в мороз 90 0 С при отсутствии ветра.

В местностях, лишенных естественных укрытий (лес, складки рельефа), низкие температуры в сочетании с сильным ветром могут сократить выживание человека до нескольких часов.

Долговременное выживание при минусовых температурах также зависит во многом от состояния одежды и обуви, качества построенного убежища, запасов горючего и еды, морального и физического состояния человека.

Одежда способна в экстремальных условиях защитить человека от холода лишь на небольшой срок, все же достаточный для возведения убежища (даже снежного). Теплозащитные свойства одежды зависят в первую очередь от вида ткани. Лучше всего сохраняет тепло мелкопористая ткань – чем больше микроскопических воздушных пузырьков заключено между волокнами ткани, чем они ближе расположены друг к другу, тем меньше такая ткань пропускает изнутри тепло, а снаружи – холод. Очень много воздушных пор в шерстяных тканях – общий объем пор в них достигает 92%; а в гладких, льняных – около 50%.

Кстати, теплозащитные свойства меховой одежды объясняются тем же эффектом воздушных пор. Каждая ворсинка меха - это маленький пустотелый цилиндрик с "запаянным" внутри него пузырьком воздуха. Сотни тысяч таких эластичных микроколбочек и составляют меховую шубу.

В последнее время широкое применение нашла одежда из синтетических материалов и наполнителей типа синтепон, нитрон и др. Здесь воздушные капсулы заключены в тончайшую оболочку из искусственных волокон. Синтетическая одежда немного уступает меховой по теплу, но зато она очень легка, не затрудняет движений, почти не ощущается на теле. Она не продувается ветром, к ней не пристает снег, она мало намокает.

Самый оптимальный вариант одежды – это многослойная одежда из разных тканей - лучше всего из 4-5 слоев.

Очень важную роль в зимних аварийных ситуациях играет обувь, ведь 90% всех отморожений приходится на нижние конечности.

Всеми доступными способами надо стремиться сохранить обувь, носки, портянки сухими. Для этого можно из подручного материала изготовить бахилы, обмотать ноги куском свободной ткани и т.д.

Убежище. Одежда, сколь бы теплой она не была, может защитить человека от холода лишь на часы, редко на дни. Никакая одежда человека от гибели не убережет, если вовремя не построить теплое убежище.

Матерчатые палатки, убежища из обломков транспортных средств, дерева, металла при отсутствии печки не спасут от холода. Ведь при возведении убежищ из традиционных материалов практически невозможно добиться герметической заделки швов и стыков. Убежища "продуваются" ветром насквозь. Теплый воздух улетучивается через многочисленные щели, поэтому при отсутствии печек, примусов и других высокоэффективных нагревательных приборов температура воздуха внутри убежища почти всегда бывает равна наружной.

Отличное убежище зимой можно возвести из снега, причем очень быстро – за 1,5-2 часа. В правильно построенном снежном убежище температура воздуха только за счет тепла, выделяемого человеком, поднимается до - 5-10 0 С при 30-40 градусном морозе на улице. С помощью свечи температуру в убежище можно поднять от 0 до 4-5 0 С и выше. Многие полярные исследователи, установив внутри пару примусов, нагревали воздух до +30 0 С!

Основное достоинство снежных убежищ состоит в простоте строительства – их может построить любой человек, ни разу в жизни не державший в руках инструмента.

Основные человеческие факторы, способствующие выживанию

Воля к жизни. При кратковременной внешней угрозе человек действует на подсознательном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения. В экстремальных условиях, при долговременном выживании инстинкт самосохранения постепенно утрачивается, рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие, его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасов продовольствия. 90% людей, оказавшихся после кораблекрушения на спасательных средствах, умирают в течение трех суток от моральных факторов. Не однажды спасатели снимали со шлюпок или плотов, обнаруженных в океане, мертвых людей при наличии продуктов и фляг с водой.

Выживание, основанное лишь на биологических законах самовыживания, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические реакции – действует психогенный поражающий фактор. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Это воля к жизни, когда желание выжить должно диктоваться не инстинктом, а осознанной необходимостью. Воля к жизни подразумевает в первую очередь действия. Безволие есть бездействие. Нельзя пассивно ожидать помощи со стороны, надо предпринимать действия для защиты себя от неблагоприятных факторов, оказания помощи другим.

Общая физическая подготовка, закалка. Полезность общефизической подготовки для человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, доказывать не требуется. В экстремальной ситуации нужна и сила, и выносливость, и закаленность. Эти физические свойства в условиях экстремальной подготовки приобрести невозможно. Для этого требуются месяцы. Военнослужащие-спасатели приобретают их в ходе физзарядок, тактико-специальной подготовке, а также при индивидуальных занятиях отдельными видами спорта в свободное от занятий время.

Знание приемов самоспасения. Основа долговременного выживания – прочные знания рецептов приготовления блюд, например, из гусениц и коры деревьев.

Коробок спичек не спасет человека от замерзания, если он не знает, как правильно развести зимой или под дождем костер. Неправильно оказанная первая медицинская помощь лишь усугубляет состояние пострадавшего. Соблазнительно обладать исчерпывающими знаниями по самоспасению в любой климатической зоне страны, в любых экстремальных ситуациях. Но это сопряжено с усвоением большого объема информации. Поэтому на практике бывает достаточно ограничиться изучением конкретной климатической зоны и возможных в ней экстремальных ситуаций. Однако заранее важно изучить те приемы самоспасения, которые являются пригодными для любой климатической зоны, типовых экстремальных ситуаций: ориентирование на местности, определение времени, добыча огня примитивными способами, организация лагеря, сохранение продуктов питания, "добыча" воды, первая помощь, преодоление водных преград и т.п. Надо помнить девиз: "Знать – значит уметь, уметь – значит выжить!".

Навыки выживания. Знание приемов выживания должно подкрепляться и навыками выживания. Навыки выживания приобретаются практикой. Имея, например, оружие, но не владея навыками охоты, можно умереть с голоду при изобилии дичи. При овладении навыками выживания не следует "разбрасываться", пытаясь сразу овладеть всем объемом информации по тому или иному интересующему вопросу. Лучше уметь делать меньше, да лучше. Необязательно практически усвоить строительство всех типов убежищ из снега (их около 20), вполне достаточно уметь строить три-четыре убежища различных конструкций.

Правильная организация спасательных работ. Выживание группы, оказавшейся в экстремальной ситуации, во многом зависит от организации спасательных работ. Недопустимо, чтобы каждый участник группы делал лишь то, что считает необходимым для себя в данный момент времени. Коллективное выживание позволяет сохранить жизнь каждому участнику группы, индивидуальное – ведет к гибели всех.

Работы внутри лагеря должен распределять руководитель группы сообразно с силами и возможностями каждого. Физически крепким, в первую очередь мужчинам, поручать наиболее трудоемкие работы – заготовку дров, постройку убежищ и т.д. Ослабленным, женщинам и детям давать работы, связанные со значительной затратой времени, но не требующие больших физических усилий – поддержание костра, сушка и ремонт одежды, сбор продуктов питания и т.п. Следует в то же время подчеркивать важность каждой работы вне зависимости от вложенных в нее трудозатрат.

Любая работа должна, насколько это возможно, проводиться в спокойном темпе с равномерным расходованием сил. Резкие перегрузки с последующим длительным отдыхом, неритмичность работы ведут к быстрому истощению сил, к нерациональному расходованию энергозапасов организма.

При правильной организации работ расход сил каждого участника группы будет примерно одинаков, что крайне важно при пайковом, то есть равном для всех, рационе питания.

Название: Экстремальная среда обитания
Оригинальное название: Extreme environments
Год выпуска: 2011-2012
Жанр: Документальный, научно-познавательный, природа, путешествие, исследование, флора, фауна
Выпущено: Великобритания, World Wide
Режиссер: Эван Кларк

О фильме: Программа о природной среде в которой мы живем и на сколько все зависит от нас или не зависит. Среда обитания - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. И такая среда может быть экстремальной.

01. Коралловые рифы (эфир от 2011.04.30) повторы: 2011.05.16-18 / 2012.08.18-19, 21-25, 27-31 / 2012.09.03-04
Когда они исчезнут, погибнут водоросли, мелкие морские организмы, рыбы. Исчезнет весь морской промысел. Вся экосистема Мирового океана зависит от них.
02. Город (эфир от 2011.05.02) повторы: 2012.08.04-05, 07-11, 13-17, 20-21
Он никогда не просит разрешения у властей и не боится ареста. Так «человек-паук» выражает протест против военных действий во всём мире. Такое прозвище Ален Робер получил за то, что забирается без страховки на самые высокие здания в мире.
03. Ледник (эфир от 2011.05.03) повторы: 2012.08.11-12, 14-18, 20-24, 27-28
С 1980 года значительное потепление климата вызывает таяние ледников от Гималаев до Анд. Большое всего подвержены воздействию потепления ледники, находящиеся в поясах умеренного климата, что влияет на запасы воды в данном регионе.
04. Засуха (эфир от 2011.05.09) повторы: 2011.05.15-20, 23-25 / 2012.08.25-26, 28-31 / 2012.09.01, 03-07, 10-11
Когда в течение долгого времени нет осадков, страдает сельское хозяйство, а также местное население, которое питается его продуктами. В странах, вроде Эфиопии, где около 85% населения занимается земледелием, последствия засухи катастрофические.
05. Буря (эфир от 2011.05.15) повторы: 2011.05.18-20, 22-27, 30-31 / 2011.06.01 / 2012.09.01-02, 04-08, 10-14, 17-18
По прогнозам в течение века средняя температура в мире будет повышаться, примерно на три градуса Цельсия и уже зафиксирована тенденция возрастания опасности штормов.
06. Огонь (эфир от 2011.05.21) повторы: 2011.05.22, 25-27, 29-31 / 2011.06.01-03, 06-08 / 2012.09.08-09, 11-15, 17-21, 24-25
Каждый год в мире бушуют лесные пожары, которые наносят ущерб лесам, живой природе, имуществу, часто гибнут люди. Некоторые пожары настолько сильные, что даже опытные пожарные не могут справиться с ними.
07. Марс (эфир от 2011.05.28) повторы: 2011.05.29 / 2011.06.01-03, 06-10, 13-15 / 2012.09.15-16, 18-22, 24-28 / 2012.10.01-02
Мы, не знаем, есть ли жизнь на других планетах. Из всех планет солнечной системы только на марсе условия больше всего похожи на земные. Но есть ли там вода?
08. Река (эфир от 2011.06.08) повторы: 2011.06.09-10, 12-17, 20-22 / 2012.09.22-23, 25-29 / 2012.10.01-05, 08-09
С самого начала нашей цивилизации реки являлись транспортными путями и на их берегах выросли города. Реки, источник питьевой воды и воды для сельского хозяйства. Пресная вода необходима для земных форм жизни, но перенаселенность начинает сказываться на главных водных путях.
09. Дикая природа (эфир от 2011.06.11) повторы: 2011.06.12, 15-17, 20-24, 27-29 / 2012.09.29-30 / 2012.10.02-06, 08-12, 15-16
Дикие земли - это нетронутые человеком территории на планете. Одни места сохранились в первозданном состоянии, потому что они слишком суровы для жизни даже небольших поселений, другие, потому что люди хотели сохранить районы с естественной природой.
10. Землетрясение (эфир от 2011.06.22) повторы: 2011.06.23-24, 26-30 / 2011.07.01, 04-06 / 2012.10.06-07, 09-13, 15-19, 22-23
Землетрясение - это внезапные не предсказуемые движения земной коры. В результате чего гибнут люди, разрушаются здания и инфраструктура. Некоторые регионы планеты больше других подвержены этим катастрофическим явлениям и живущие там люди по разному пытаются уменьшить их разрушительное воздействие.
11. Остров (эфир от 2011.06.25) повторы: 2011.06.26, 29-30 / 2011.07.01, 03-08, 11-13 / 2012.10.13-14, 16-20, 22-26, 29-30
Оторванность от материков, создаёт на островах уникальные условия. Животные и люди, обитающие на островах, сталкиваются с проблемами выживания, в которых важное место занимает океан.
12. Озеро (эфир от 2011.07.02) повторы: 2011.07.03, 06-08, 10-15, 18-20 / 2012.10.20-21, 23-27, 29-31 / 2012.11.01-02, 05-06
Озера - это водные массивы, отделенные от океана. Как правило, они содержат пресную воду, что делает их сосредоточием жизни, поскольку животные суши нуждаются в пресной воде. Лишь треть процента всей пресной воды на земле находится на ее поверхности...
13. Вымирание (эфир от 2011.07.09) повторы: 2011.07.10, 13-15, 17-22, 25-27 / 2012.10.27-28, 30-31 / 2012.11.01-03, 05-09, 12-13
Экологическое состояние нашей планеты непрерывно ухудшается под воздействием её обитателей. Загрязнение территории приводит к масштабному сокращению видов животного мира.
14. Горы (эфир от 2011.07.16) повторы: 2011.07.16-17, 20-22, 24-29 / 2011.08.01-03 / 2012.11.03-04, 06-10, 12-16, 19-20
Горы представляют собой уникальную экосистему, но в связи с глобальным потеплением, животные, обитающие в этой среде, оказались в критической ситуации из-за таяния снежных покровов.
15. Космос (эфир от 2011.07.23) повторы: 2011.07.24, 27-29, 31 / 2011.08.01-05, 08-10 / 2012.11.10-11, 17, 19-24, 26-30 / 2012.12.03
Планеты в Солнечной системе вращаются вокруг солнца и каждая из них уникальна. Все они разные, но кроме Земли одинаково не пригодны для жизни. С появлением возможности вывода в космос автоматических станций, люди узнали о планетах и их спутниках намного больше, чем за всю историю человечества.
16. Изменение климата (эфир от 2011.08.04) повторы: 2011.08.05, 07-12, 15-17 / 2012.11.17-18, 20-24, 26-30 / 2012.12.03, 04
Нет в мире ни одного уголка, где экстремальные погодные явления так или иначе не влияли бы на изменения климата. Где-то становится теплее и суше, где-то более влажно, а наводнения чаще и интенсивнее...
17. Планета Земля (эфир от 2011.08.06) повторы: 2011.08.07, 10-12, 15-19, 23-24 / 2012.11.24-25, 27-30 / 2012.12.01, 03-07, 10-11
Земля богата, разнообразна, сложна и уникальна по многим факторам. Узкий диапазон температур, стабильная атмосфера, наличие океанских течений. Она обеспечивает жизнь. Эволюция всех видов, предусмотрела максимальную возможность воспользоваться преимуществами изобилия планеты.

18-22 Выпуски: Не записаны к сожалению.

23. Наводнение (эфир от 2012.07.07) повторы: 2012.07.08, 10-14, 16-20, 23-24
На протяжении многих веков человечество, предпринимающее неимоверные усилия для защиты от наводнений, никак не может преуспеть в этом мероприятии. Наоборот, с каждым веком ущерб от наводнений продолжает расти.
24. Солнце (эфир от 2012.07.14) повторы: 2012.07.15, 17-21, 23-27, 30-31
Источником энергии нашей планеты является солнце. Оно оказывает решающее воздействие на нашу окружающую среду, даря нам, свет и тепло, делает землю пригодной для жизни.
25. Тропики (эфир от 2012.07.21) повторы: 2012.07.22, 24-28, 30-31 / 2012.08.01-03, 06-07
Тропический мир это изобилие сред обитания, где живут разнообразные представители флоры и фауны. Обширные тропические леса с помощью света наполняют атмосферу кислородом и водяным паром, но они находятся под угрозой. Хозяйственная деятельность человека приводит к уменьшению площади лесов, что нарушает процесс круговорота кислорода и углерода в биосфере. Наибольшую озабоченность вызывает состояние тропических лесов Амазонии.
26. Лес (эфир от 2012.07.28) повторы: 2012.07.29, 31 / 2012.08.01-04, 06-10, 13-14
Леса в настоящее время занимают около трети всей суши на Земле. Это настоящие Легкие планеты. Человек находит здесь источник пищи, энергии и сырья. Но именно человек допустил, что истребление леса в несколько раз превышает объем естественного восстановления.

Не хватает этих выпусков:

18. Океан (эфир от 2012.06.02) повторы: 2012.06.03, 06-08, 10-15, 18-20
70% нашей планеты покрыто водой. Мы знаем, что в результате глобального потепления в океанах поднимаются уровни температур воды. В водах умеренного пояса это убивает чувствительные виды кораллов, ставя под угрозу био разнообразие рифов - самой богатой среды обитания на Земле. На полюсах тают шельфовые ледники и огромные айсберги придвигаются к экватору очень близко, как никогда прежде. Океаны меняются невероятно быстро.
19. Пустыня (эфир от 2012.06.09) повторы: 2012.06.10, 12-16, 18-22, 26
Ученые недаром называют природные условия пустынь экстремальными, т. е. крайними. Одного здесь всегда в избытке, другого недостает. Главное, чего остро не хватает в пустыне, - это влаги. Зато тепла и солнца пустыне не занимать.
20. Лёд (эфир от 2012.06.16) повторы: 2012.06.17, 19-22, 26-29 / 2012.07.02-03
Северный и Южный полюса нашей планеты представляют собой обширные территории покрытые снегом и льдом. Однако на полюсах происходят странные явления, которые ученые не могут до конца объяснить и происходят они с пугающей быстротой.
21. Атмосфера (эфир от 2012.06.26) повторы: 2012.06.27-30 / 2012.07.02-06, 09-10
Земля окружена обширной атмосферой, без которой жизнь невозможна. Атмосфера сохраняет тепловой баланс земного шара, защищает нашу планету от переохлаждения и перегрева. Однако человеческая деятельность увеличивает уровень углекислого газа в атмосфере, и она начинает накапливать все больше тепла. Это приводит к нежелательным изменениям погодных условий.
22. Вулкан (эфир от 2012.06.30) повторы: 2012.07.01, 03-07, 09-13, 16-17
Извержение вулкана сопровождается выбросом огромного количества пепла дыма в атмосферу и совершенно опустошает прилегающие территории. Некоторые извержения унесли тысячи жизней, но люди продолжают жить вблизи действующих вулканов, поскольку пепел и лава обогащают почву.

ВВЕДЕНИЕ

В экстремальную ситуацию сегодня может попасть любой человек в любой момент: взрывы, пожары, внезапные угрозы, направленные на вас или ваших близких, стихийные бедствия, катастрофы и так далее и тому подобное. К сожалению, многие подобные явления незаметно стали частью нашей жизни. И все это оказывает заметное влияние на наше поведение, на нашу психику.

Сегодня газеты переполнены сведениями о правонарушениях и преступлениях. Обилие таких сведений порождает у неподготовленного человека чувство страха и бессилия. Когда же подобной информации накапливается так много, что она грозит парализовать всякую деятельность, срабатывает защитный механизм психики человека. Острота восприятия пугающей информации утрачивается и на смену страху приходит безразличие. Человек перестает бояться, но не из-за сознания собственной силы, а оттого, что утратил нормальную реакцию на реально существующие угрозы. Совершенно очевидно, что ни человек, подавленный страхом, ни человек, безразличный к опасностям, не в состоянии действовать эффективно. Страх во многом обусловлен неизвестностью, поэтому для сохранения самообладания перед лицом опасности важно понимать, что нет неодолимых сил, что столкновения с опасностью можно избежать или, по крайней мере, существенно ослабить отрицательные последствия этого столкновения. Чтобы не стать жертвой преступления, необходимо иметь ясное представление о своих преимуществах перед преступниками. Для того чтобы принять более или менее правильное решение в возникшей экстремальной ситуации необходимо, насколько возможно, разобраться в том, в какую именно ситуацию вы попали: оценить саму ситуацию, оценить оппонента (противника), успокоиться и выбрать тактику поведения. И уже затем действовать сообразно обстоятельствам.

Цель данной работы - определить всю сложность работы в экстремальных условиях.

Объектом работы являются в данной работе журналисты.

Предмет готовность работы в экстремальных условиях.

Изучить теоретические аспекты экстремальных ситуаций

Выявить степень подготовки в работе журналистов

ПОНЯТИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

Экстремальные условия понятие

В современных исследованиях существует несколько подходов к пониманию экстремальных условий и их составляющих. Проведенный анализ позволил выявить несколько подходов к определению экстремальных условий:

1. Экстремальные условия приравниваются к чрезвычайным ситуациям, классифицируясь по характеру воздействия внешней среды.

2. Экстремальные условия, требующие напряжения физиологического или психического (аналогично понятию стресса Г. Селье).

3. Экстремальные условия как система "человек в ситуации", где условия воздействия внешней среды и личность рассматриваются как целостная система.

Ц.П. Короленко относит к экстремальным условиям те, которые "находятся на грани переносимости и имеют высокую способность к нарушению адаптации". К ним он отнес крайние естественные воздействия: температуру, ветер, электромагнитные колебания, атмосферное давление, а также другие воздействия, ставящие организм на грань переносимости. А.П. Авцын, Э.Э. Кениг выделяют понятие экстремальных ситуаций как чрезвычайных в плане возможного неблагоприятного воздействия на человеческий организм. Как пишет в своей книге В.И. Лебедев , в результате популяризации теории стресса Г. Селье появилась тенденция относить к "экстремальным условиям" все ситуации, в которых требуется напряжение физиологических или психических процессов. С такой точкой зрения, отмечает он, "нельзя согласиться полностью, так как грань, отделяющая обычные условия жизни от измененных, становится при этом расплывчатой, неопределенной". С напряжением, стрессом мы сталкиваемся в повседневной жизни довольно часто. Например, при физической работе, при решении ряда проблемных ситуаций и т. д. стресс является не только нормальным, но даже необходимым условием жизни и деятельности человека.

Границей, отделяющей обычные условия от экстремальных, он считает такие ситуации, в которых под воздействием психогенных (т. е. актуализирующих психические реакции) факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную человеческую деятельность. Иными словами, когда происходит разрушение адаптивного барьера, "ломка" динамических стереотипов в центральной нервной системе, и наступает психическая дезадаптация или кризис.

Поэтому под экстремальной ситуацией В.И. Лебедев предлагает понимать изменение условий среды вокруг человека, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее его к персональному порогу адаптированности. Ведь именно достижение персонального порога адаптированности ставит человека на грань, на которой создается опасность его жизни и здоровью.

Экстремальные условия также характеризуются измененной афферентацией, информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска. На человека воздействуют семь основных психогенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.) и угроза для жизни.

В процессе адаптации к экстремальным условиям принято выделять следующие этапы, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и по явлением необычных психических феноменов: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, психической переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода и реадаптации. В генез необычных психических состояний четко прослеживаются антиципация в ситуации информационной неопределенности (этап стартового психического напряжения и завершающий этап); ломка функциональных систем анализаторов, сформировавшихся в процессе онтогенеза или длительного пребывания в экстремальных условиях, нарушения протекания психических процессов и изменения системы отношений и взаимоотношений (этап острых пси хических реакций входа и выхода), активная деятельность личности по выработке защитных (компенсаторных) реакций в ответ на воздействие психогенных факторов (этап переадаптации) или же восстановление прежних стереотипов реагирования (этап реадаптации) .

При увеличении времени пребывания в измененных условиях и жестком воздействии психогенных факторов, а также при недостаточно высокой нервно-психической устойчивости и отсутствии мер профилактики этап переадаптации сменяется этапом глубоких психических изменений, характеризующихся развитием нервно-психических расстройств. Между этапами переадаптации и глубоких психических изменений имеется промежуточный этап неустойчивой психической деятельности, характеризующийся появлением предпатологических состояний. Это состояния, не обособившиеся еще в строго очерченные нозологические формы нервно-психических заболеваний, что позволяет рассматривать их в рамках психологической нормы. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.

Выделяют несколько типов экстремальных ситуаций:

1) объективно экстремальные ситуации (трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно);

2) потенциально экстремальные ситуации (опасность выражается как скрытая угроза);

3) лично спровоцированные экстремальные ситуации (опасность порождается самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поведением);

4) воображаемые экстремальные ситуации (не несущие опасности, угрозы ситуации).

Помимо ситуаций А.М. Столяренко выделяет группы факторов психогенного риска: экстремальные материально-обстановочные факторы, социально-обстановочные факторы, содержательные элементы деятельности как экстремальный фактор, организационные и операциональные элементы деятельности, выступающие экстремальными факторами . П.А. Корчемный выделяет такие факторы риска, как:

1) внешние факторы - макропространство;

2) уровень руководства;

3) субъективно-экстремальные факторы .

Исходя из предмета и объекта нашего исследования, сосредоточим внимание на основных отличительных особенностях вышеперечисленных условий, т. е. на то, что характерно для деятельности органов внутренних дел. Чрезвычайные происшествия и обстоятельства (ситуации) создают особые (экстремальные) условия, во время которых в значительной степени (а иногда и коренным образом) изменяется содержание выполняемых задач, возникает необходимость в использовании новых подходов к оценке взаимовлияния экстремальных ситуаций и субъекта деятельности.

Следовательно, в понятие "условия" кроме элементов обстановки включается деятельностный аспект, что отличает "условия" от понятия "ситуация", имеющею нейтральное по отношению к деятельности значение.

А.Н. Леонтьев предостерегал "против понимания деятельности человека как отношения, существующего между человеком и противостоящим ему обществом. Для человека общество якобы составляет лишь ту внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться неадаптированным и выжить. При этом упускается главное - то, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов.

В данном исследовании внимание акцентировано на характере изменений, которым подвергается представление о себе личности в экстремальных условиях, укладывающихся в границы психоло гической нормы для измененных условий существования. Эти ситуации, по мнению А.М. Столяренко, можно классифицировать как системно-структурную и как системно-функциональную модель, в которой человек выступает в функциональной целостности с экстремальной ситуацией.

Так, системно-структурная модель экстремальной ситуации с точки зрения системного подхода рассматривается как особая внешне-внутренняя система "человек в ситуации". Для данной системы характерна глубокая функциональная целостность, а поведение человека является интегральным, системным продуктом ее функционирования. Одной из основных характеристик в системе "человек - обстановка" в компоненте "человек" является его образ-Я. Структура ситуации включает:

Обстановочные составляющие (экстремальных условий); личностные составляющие (образ-Я);

Деятельностные составляющие (намерения и поведение).

В системно-функциональной модели экстремальных ситуаций человек в ситуации выступает как единая система "человек в ситуации". Психологическая включенность человека в ситуацию может быть связана с рядом психологических явлений: пониманием и оценкой человеком ситуации и ее отдельных факторов; оценкой значимости ситуации и отношения к ней; мотивацией активности в ситуации; мобилизованностью; адекватностью решений, поведения и действий; психическим состоянием человека; активным проявлением личностью саморегуляции .

Взаимодействие структурных компонентов характеризуется причинно-следственными зависимостями (функциональными моделями).

А.Н. Столяренко выделяет следующие виды функциональных моделей: динамика системы "человек в ситуации" протекает как единство обстановочных, личностных и поведенческих структурных компонентов; обстановочные факторы детерминируют личностные и поведенческие; личностные факторы играют детерминирующую роль по отношению к обстановочным, и как следствие - поведенческим реакциям человека (происходит личностное опосредование объективных характеристик системы). В любой ситуации человек проявляет себя как личность, детали обстановки и частные обстоятельства подчиняются ему.

Данная модель может быть описана в концепции метаиндивидуального мира Л.Я. Дорфмана и может служить новым полиситемным основанием для понимания специфики деятельности субъекта в экстремальных условиях. Концепция Л.Я. Дорфмана позволяет "преодолеть разрыв между онтологическими сущностями индивидуальности и объектов мира". Личность и окружающий мир взаимодействует как целостное образование, с одной стороны, и как подсистема - с другой. Согласно его концепции метаиндивидуального мира "поле взаимодействий индивидуальности с объектами ее мира является достаточно широким и может совершаться как на полюсе индивидуальности, так и на полюсе объектов ее мира.

Своеобразие взаимодействий на полюсе объектов мира обнаруживается, во-первых, в том, как индивидуальность ассимилирует объекты мира, будучи в одних случаях самостоятельной системой, а в других - подсистемой мира. Во-вторых, в том, как сопрягаются при этом системные и онтологические статусы у индивидуальности и у объектов мира, так как в метаиндивидуальном мире между системными и онтологическими способами существования индивидуальности и объектов ее мира имеют место их неполные совпадения (индивидуальность и объекты ее мира проникают друг в друга как системы, но не как онтологические сущности). В то же время именно взаимопроницаемость индивидуальности и объектов ее мира как систем (и подсистем) позволяет преодолевать разрыв между онтологическими способами их существования.

Этот онтологический разрыв, по мнению Л.Я Дорфмана, "преодолевается в одних случаях благодаря тому, что индивидуальность как система покрывает онтологические сущности ее самости и объектов ее мира. В других случаях мир как система перекрывает онтологические сущности объектов ее мира и индивидуальности как его подсистемы". В первом случае ведущая роль отводится онтологическому статусу индивидуальности, а во втором онтологическому статусу объектов мира. Индивидуальность как система в самой себе содержит источники детерминации ее активности и одновременно является носителем этой активности. Индивидуальность как подсистема также является носителем активности, но источники ее детерминации локализуются во взаимодействующих с ней системах, то есть в объектах мира. Вместе с тем в обоих случаях предметом индивидуальной активности выступают объекты мира".

Это означает: во-первых, что следует различать несколько форм активности в зависимости от локализации источников их детерминации; во-вторых, источники активности и предметы активности распределяются между взаимодействующими системами, когда индивидуальность проявляет себя в качестве системы. Сами источники активности и предметы активности индивидуальности локализуются в объектах мира, когда она выступает в качестве их подсистемы; в-третьих, "активность совершает одновременные воздействия на один и тот же объект различным образом в зависимости от источников ее детерминации: в одних случаях в этом объекте вскрываются его актуальные и потенциальные признаки в согласии с его имманентными законами существования, а в других - объект подвергается субъектным трансформациям в согласии с имманентными законами существования индивидуальности" .

журналист экстремальный дезадаптация психогенный

Теперь разберемся с ключевым словом, стоящим в названии курса - безопасность. Обращение к различным словарям поможет нам понять, что такое безопасность государства, экономическая безопасность, безопасность фирмы, производственная безопасность и т.д. Что такое “безопасность личности” словари не поясняют. В литературе по общим вопросам безопасности среды встречается следующее определение безопасности.

Безопасность - это такое состояние человека, которое обеспечивает невозможность причинения ему вреда как другими, так и им самим благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Безопасность – важная цель жизни человека. Безопасность его деятельности – это средство обеспечения комфортной жизни. С последними двумя утверждениями согласиться следует, однако определение безопасности имеет ряд уязвимых мест.

Первое , вряд ли безопасность можно отнести только к состоянию человека, исключив при этом связь с внешней средой, состояние которой также влияет на безопасность человека.

Второе – опасность человеку исходит не только от других людей, но и от природных факторов.

Третье – является спорным утверждение, что безопасность достигается только благодаря наличию у человека соответствующих знаний, умений и навыков. Состояние человека проявляется только в действии, а действие всегда направлено на другие объекты. Действие же не всегда обусловлено знаниями, умениями и навыками, порой привычкой или интуицией, порой просто повторением действии других людей. Спектр мотивов, используемых человеком для обеспечения безопасности, гораздо шире, чем указано в определении. Поэтому подойдем к определению понятия “безопасность личности” с применением системного подхода.

При определении данного понятия будем опрерировать терминологией, рекомендованной Академией наук СССР для теории управления. (Теория управления. Терминология. Академия наук СССР. Институт проблем управления. М.: “Наука”, 1988) К необходимым понятиям относятся следующие.

Объект - выделенная по некоторым правилам часть мира, являющаяся предметом познания, практической деятельности.

Внешняя среда – объекты, не принадлежащие рассматриваемому объекту, но оказывающие на него влияние.

Воздействие – влияние одного объекта на другой, вызывающее в последнем изменение его свойств и (или) состояния.

Свойство объекта - то, чем рассматриваемый объект сходен с другими сравниваемыми объектами или отличен от них.

Состояние объекта - состояние процессов в объекте.

Воздействие возмущения - воздействие извне на объект, затрудняющее, как правило, достижение цели действия.

Безопасность - свойство объекта, заключающееся в способности не допускать таких изменении своих состоянии и свойств, а также не вызывать изменений состояний и свойств других, связанных с ним объектов, которые были бы опасны для людей и (или) окружающей среды.

Таким образом, с позиций системного подхода каждый человек является объектом, имеющим связи с другими объектами, по отношению к нему внешними. Он взаимодействует с этими объектами с использованием воздействий, которые могут бьпъ:

Воздействиями прямой связи, идущими от человека к внешним объектам и изменяющими их состояние;

Воздействиями обратной связи, идущими от внешних объектов к человеку и изменяющими его состояние.

Особенно следует понять то, что воздействие обратной связи будет зависеть от состояния внешнего объекта, обусловленного предшествующими прямыми воздействиями возмущения от других объектов, которые могут менять их состояние и параметры воздействий обратной связи от данного объекта к человеку.

Независимо от того, ощущает или осознает человек эти связи, они объективно существуют. Их характер может не нести человеку угрозу при изменении состояния внешнего объекта в определенном диапазоне. Однако вне допустимого диапазона изменение этих параметров может приводить к возникновению и осуществлению угрозы для жизни, здоровья и имущества человека.

Это самая важная идея безопасности - с кем бы мы не взаимодействовали, даже на бесконтактном уровне, опосредовано, не посылая сигналов агрессии, не нарушая правила технической безопасности, дисциплину или внутренний порядок и т.п., воздействия обратной связи к нам всегда будут "модулированы" возмущающими воздействиями на взаимодействующий объект других объектов вне нашего влиянии. Попытки расширять собственное влияние или ограничивать влияние других объектов на взаимодействующие всегда имеют ограничения (из-за противодействия или ограниченности ресурсов), особенно если принять во внимание конъюнктивность нашего мира. Из этой идеи и вытекает роль информации как инструмента придания такого характера прямым и обратным связям между объектами непосредственного и ближнего окружения, при котором влияние одного объекта на другой не вызывает в последнем опасного изменения его свойств и (или) состояния.

С учетом сказанного безопасность личности мы будем определять таким образом . Безопасность личности - это такое взаимоотношение человека с объектами внешней среды, при котором незапланированные (неожидаемые) изменения в их состоянии не приводят к потере жизни, здоровья или имущества.

При различных формах взаимоотношений с объектами окружающей среды параметры воздействий прямых и обратных связей всегда имеют определенный диапазон значений. Однако в результате отклонения воздействия прямой связи на входе объекта внешней среды от ожидаемой нормы или из-за возмущающего воздействия на этот объект другого объекта (человека), параметры воздействия обратной связи могут превышать значения, соответствующие персональному порогу адаптации или иметь формы, небезопасные для человека, т.е. создавать человеку экстремальные условия жизни.

Экстремальные условия - это такие условия, в которых возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов из-за незапланированного (неожидаемого) изменения их состояния, приводящего к появлению и действию дезадаптирующих факторов.

Объединяя все определения, можно сказать, что чрезвычайная ситуация - это ситуация нарушенной безопасности.

В соответствен с классификацией чрезвычайных ситуаций экстремальные условия можно классифицировать следующим образом:

1. В чрезвычайных ситуациях природного происхождения:

Экстремальные условия автономного существования в природе;

Экстремальные условия природных катаклизмов;

2. В чрезвычайных ситуациях техногенного характера:

Экстремальные условия влияния результатов человеческой деятельности;

Экстремальные условия аварий и катастроф;

3. В чрезвычайных ситуациях социального происхождения:

Экстремальные условия бытовых, профессиональных, социальных конфликтов;

Экстремальные условия криминальных ситуаций.

3. В чрезвычайных ситуациях экологического характера:

Экстремальные условия экологической обстановки в быту и на производстве;

Экстремальные условия экологической обстановки среды проживания.

В соответствии с этим следует выделить цели безопасности личности, достижение которых должно обеспечиваться обществом:

Создание нормальных социальных условий жизни человека (!);

Минимизация криминальной опасности;

Недопущение аварийных ситуаций и обеспечение готовности к действиям при авариях и катастрофах, стихийных бедствиях и других природных катаклизмах;

Обеспечение экологической чистоты окружающей среды;

Обеспечение сохранения здоровья;

Обеспечение сохранения работоспособности людей и др.

Выбор адаптированной социальной среды и масштаба, уровня социальных
приоритетов (даю без комментариев, но они есть);

Выбор ролевого поведения, минимизирующего возможность вовлечения в криминальные ситуации и ущерб от непреднамеренного попадания в них;

Недопущение действий по созданию и попаданию в аварии и катастрофы, готовность к действиям при возникновении экстремальных ситуаций;

Поведение, исключающее бытовой и производственный травматизм;

Учет и снижение факторов, ухудшающих экологическую обстановку;

Образ жизни, направленный на сохранение здоровья и работоспособности и др.

Для достижения этих целей каждому человеку необходимо решать три задачи:

1. Идентификация опасности , то есть распознавание опасности по ее признакам,
определение ее характера, направления действия и степени воздействия.

2. Зашита (уклонение) от опасности, то есть принятие мер по минимизации ущерба путем выполнения адекватных степени опасности мер, зависящих от фазы, когда опасность была идентифицирована.

3. Ликвидация отрицательных последстви й воздействия опасных факторов.

Похожие публикации