Лучшие педагогические практики. Современные инновационные технологии в образовании Методы внедрения инноваций

Достижения образовательной системы России, лучшие отечественные инновации в сфере образования будут представлены международному сообществу в рамках образовательного саммита Global Education Leaders` Partnership (GELP), который впервые пройдет в Москве с 1 по 3 ноября 2017 года.

Саммит посвящен теме «Образование для сложного мира: зачем, чему и как учить в 21-м веке», которая была предложена российской стороной и одобрена зарубежными коллегами. Форум станет площадкой для обсуждения образовательных стандартов, поиска идей, проектов и формирования глобальной повестки по развитию новой системы обучения школьников.

«Мы в России сегодня обсуждаем, какие могут быть новые модели массового школьного образования, адекватные вызовам современного мира. В эти 3 дня у нас будет возможность пообсуждать успешные мировые и российские практики с людьми, которые формируют образовательную политику и определяют векторы развития школьного образования. Саммит представляет собой уникальную площадку для диалога российских специалистов в области образования и наших международных коллег, имеющих опыт решения аналогичных задач, например, в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее, Канаде и других странах», - сказала генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева в преддверии форума.

По ее мнению, необходимо чтобы перспективные проекты развития российского образования использовали лучшие мировые практики в отношении содержания образовательных программ, новых форматов обучения, инструментов цифровизации и персонализации, подготовки новых учительских и административных кадров, развития инфраструктуры.

В программе саммита - пленарные сессии, круглые столы, групповые дискуссии, консультации. Участники обсудят, в каком направлении будет развиваться содержание учебных программ, какие новые методы оценки содержания образования стоит использовать, как изменить методы обучения и формы организации учебного процесса. Предметом дискуссий станут направления поддержки новых форм образования со стороны государства, роль в развитии образования общественных институтов и объединений - частных инвесторов, социальных предпринимателей, родительских сообществ. Также речь пойдет о том, какие навыки и компетенции будут необходимы нынешним школьникам, что важно знать и уметь учителям.

В завершение саммита состоится пленарное заседание, в котором примут участие представители федеральных и региональных органов власти, а также некоммерческих объединений, связанных с развитием образования, науки и социальной сферы. Участники пленарного заседания обсудят стратегии формирования школьного образования в 21-м веке.

Результаты совместной работы экспертов и представителей органов власти воплотятся в дорожной карте развития перспективных практик в российской образовательной системе.

Разработкой российской части повестки саммита занималась группа GELP, в которую вошли ключевые эксперты инновационного школьного образования: ФИРО (А.Асмолов), (И.Фрумин, П.Сергоманов), Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» (Ю.Чечет), МГПУ (И.Реморенко), «Рыбаков Фонд» (Н.Киясов), Global Education Futures (П.Лукша) и другие.

Группа определила три основных пункта повестки:

  • формирование и развитие «сложного человека» : определение пакета компетенций, которые будут способствовать подготовке следующего поколения к будущему сверхсложному (технологическому и информационному) обществу;
  • развитие образовательных экосистем : создание новых образовательных сред, в которых может быть сформирован «сложный человек»;
  • «новые» стейкхолдеры : определение и развитие ключевых игроков (как существующих, так и совсем новых), которые смогут сформировать образовательные среды будущего.

Основатели GELP - Т.Маккей и В.Хэннон оценили повестку как «революционную» и «возможно, самую интересную с момента основания сети».

Наряду с российскими специалистами на саммите выступят иностранные эксперты из многих стран: Аргентины, Бразилии, Финляндии, Ирландии, Испании, Канады, Южной Кореи, Индии, Новой Зеландии и других, в том числе сооснователи GELP:

  • Энтони Маккей, один из ключевых участников образовательных реформ в регионе АСЕАН (Австралия)
  • Вэлери Хэннон, руководитель программ по реформированию образования в ряде стран Европы, США, Австралии и Африке (Великобритания)
  • Кай-Минг Чен, почетный профессор образовательных наук в Университете Гонконга, оказавший содействие образовательным реформам в более чем в 10-ти государствах (Китай)
  • Сандра Милиган, создавшая курс дистанционного обучения МООС, благодаря которому уже более 30 тысяч учителей повысили квалификацию (Австралия)
  • Майкл Стивенсон, старший советник Организации экономического сотрудничества и развития (Великобритания).

Соорганизаторы саммита - Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», «Рыбаков Фонд», институт развития образования НИУ «Высшая школа экономики». Поддержку оказывают: Агентство стратегических инициатив (АСИ) и созданное в России объединение Global Education Futures (GEF).

Справка

Global Education Leaders` Partnership (GELP) – созданный в 2009 году международный альянс лидеров в области образования из Финляндии, Южной Кореи, Австралии, Бразилии, Коста-Рики, Южной Африки, США, Канады, Испании, Великобритании, Китая, Индии, Новой Зеландии. GELP также сотрудничает с отраслевыми объединениями в России, Франции, США, Катаре, Канаде и других странах. Имеет 13 представительств в 9 государствах на 6-ти континентах и ежегодно проводит 12 международных учебных мероприятий в разных странах. Работа GELP направлена на глобальную трансформацию образовательных системы с тем, чтобы каждый ученик мог развиваться и жить полноценной жизнью в сложном мире 21-го века.

Global Education Future (GEF) – международная платформа, основанная в России в 2007 году, работает в проектном режиме и объединяет лидеров глобального образования, инноваторов, основателей стартапов, инвесторов, руководителей образовательных учреждений и администраторов национального и наднационального уровней для обсуждения и трансформации традиционных образовательных систем в образовательные экосистемы.

Текст: Елена Будилина | Редакция сайта АСИ

Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.


Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.


Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через "Скайп" можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.


Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

Зинаида Вячеславовна ЗИМИНА , учитель английского языка
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
Л. С. ЛЕОНЮК , педагог дополнительного образования ПМЦ «Петроградский»

ОПЫТ ЛУЧШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


В настоящее время педагогическая наука осуществляет постоянный поиск наиболее эффективных способов образования людей разного возраста, для чего обращается к опыту лучших образовательных практик.

По мнению некоторых ученых, например, И.В. Бардовской, педагогическую практику можно рассматривать как разновидность человеческой деятельности, связанную с воспитанием, обучением и образованием человека.

По мнению Соломатина А. М., педагогическая практика не ограничивается только процессами обучения, воспитания и развития обучающегося. Она значительно шире и включает в себя также деятельность по созданию необходимых условий для взаимодействия с учениками (воспитанниками). Эти условия связаны с созданием, разработкой необходимого инструментария (планов-конспектов уроков, технологических карт подбором и разработкой дидактических материалов и т.д.)

Существует много критериев лучших образовательных практик:

  1. Стабильность результатов
  2. Наличие элементов новизны
  3. Актуальность и перспективность
  4. Репрезентативность

Для выбора лучших, с нашей точки зрения, образовательных практик мы остановились на следующих 5 критериях:

  1. Соответствие критериям общественного развития
  2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности
  3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения положительных результатов
  4. Репрезентативность
  5. Соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность

Кроме того, к необходимым условиям для эффективного взаимодействия с учениками в современном образовании, по нашему мнению, также относится окружающая среда, в которой осуществляется процесс обучения и воспитания.

Исходя из вышеизложенного, мы выявили следующие отечественные образовательные практики, опыт которых заслуживает не только изучения, но и распространения – это Академическая Гимназия №56 (Санкт-Петербург) и Подростково-молодежный центр Петроградского района Санкт-Петербурга.

ГБОУ Академическая Гимназия № 56 (Санкт-Петербург)

Гимназия № 56 существует 25 лет и, являясь одной из самых популярных школ Санкт-Петербурга, из года в год показывает высокий уровень обученности школьников. Общее количество обучающихся – около 2500 детей. В 2013 году вошла в 25 лучших школ России по следующим критериям – по результатам сдачи ЕГЭ и результатам участия в предметных олимпиадах.

Отличительной чертой Гимназии является то, что она является массовой школой (то есть школа не осуществляет отбор более одаренных и способных детей) и то, что учащиеся разных возрастов обучаются в разных зданиях, однако ощущают себя частью единого школьного коллектива. Этому способствует система школьных традиций и праздников, в которых участвует вся школа. Школьники младшего и среднего звена имеют возможность пользоваться помещениями и оборудованием старшей школы (медиатека, концертный зал).

Школа активно взаимодействует с передовыми центрами педагогической науки, такими как РГПУ им. А. И. Герцена, изучает лучший педагогический опыт и внедряет достижения в практику работы. Многочисленные проекты (Портфолио выходного дня, Чтение с увлечением, Турнир старшеклассников) свидетельствуют об этом.

Школьная программа максимально гибка и выстроена таким образом, чтобы преодолеть противоречие между личными запросами учащихся и общими требованиями. Начиная с 8 класса ученикам предлагается несколько образовательных маршрутов: социально-экономический, физико-математический, гуманитарный, естественно-научный. Поскольку школа работает по единым УМК и единым программам, у школьников не возникает проблем при переходе из класса в класс. В 10 классе количество специализаций увеличивается, при этом учитываются пожелания детей и родителей.

Кроме того, школа смело и активно сотрудничает с прогрессивными центрами дополнительного образования, такими как Центр Биологического образования, и переносит часть учебных занятий в эти учреждения.

Особенностью Гимназии является широко развитая школьная сеть бесплатного дополнительного образования, что дает возможность детям попробовать себя в совершенно различных направлениях и найти свой путь.

Кроме того, школа своевременно реагирует на запросы общества, внося соответствующие корректировки в учебные планы и программы. Так, для подготовки учащихся 9 и 11 классов к государственным экзаменам, в Гимназии работает «Школа тестовой культуры», на всех этапах обучения реализуется проект «Образовательный минимум». Школьный сайт способствует созданию «открытости», информируя детей и родителей обо всех школьных событиях, расписании, экскурсиях, домашнем задании, регулярно предоставляет отчет о деятельности Гимназии.

В школе выстроена мощная система психолого-педагогической поддержки учащихся, система помощи в профориентации и решении сложных или конфликтных ситуаций.

Особое внимание в Гимназии уделяется профессионализму учителей – выстроена целая система научно-методической поддержки, система краткосрочных курсов повышения квалификации, система посещения открытых уроков, система участия в профессиональных конкурсах и т.п. Важно отметить, что составление программ, учебных планов, обучение проводится в каникулярное время, и нагрузка равномерно распределяется между всеми членами коллектива, что способствует более эффективной работе педагогов.

Формирование комфортной среды обучения также является достижением Гимназии. Компьютеризация кабинетов составляет 100%, в школе есть зоны отдыха и релаксации как для детей, так и для взрослых, меню в школьной столовой состоит как минимум из 20 различных блюд.

В целом, Академическая Гимназия №56 на практике реализует важнейшее положение концепции программы модернизации российского образования и приоритет национального проекта "Образование" - обеспечение доступности качественного образования, т.е. предоставление наибольшему числу потребителей качественного обучения и воспитания.

Дополнительное образование

Подростково-молодежный центр Петроградского района

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Ситуация в современном обществе только усугубляет эту проблему, поэтому система дополнительного образования, нацеленная на эту возрастную группу, реализует очень важный социальный запрос.

Особенностью работы ПМЦ Петроградского района является то, что центр объединяет большое количество небольших клубов, предоставляя им большую автономию в их деятельности, оставляя за собой функцию поддержки и общего руководства. Соответственно, руководители клубов и «кружковцы» сами определяют режим своих занятий и выбирают оптимальные для себя варианты.

Разнообразие секций, кружков и студий привлекает детей с самыми разными интересами, как мальчиков, так и девочек. Кроме того, опираясь на научные исследования, ПМЦ «Петроградский» в основу занятий положил практико-ориентированный и деятельностный подход. Подростки и молодежь привлекаются к реализации сложных «взрослых» проектов, имеющих практическое значение не только для района, но и для города в целом. В качестве примера можно привести долгосрочный волонтерский проект «Дача Громова. Реинкарнация», реализуемый Театром Нового Зрителя «Синтез» совместно с ПМЦ «Петроградский». Конечной целью данного проекта является реставрация уникального памятника деревянной архитектуры.

Работа над проектом выстроена таким образом, что подростки могут попробовать себя в различных видах деятельности - в роли менеджеров по организации мероприятий, менеджеров по связям с общественностью, историков-архивистов, журналистов, фотографов, IT -специалистов, актеров, дизайнеров и т.д. Важно, что в процессе коллективной работы у ребят вырабатываются не только профессиональные, но и коммуникационные, кооперативные навыки. Также важно, что в результате работы над проектом была достигнута запланированная цель – в результате привлечения внимания городской общественности и властей Дача Громова была включена в планы реконструкции КГИОП на 2015 год.

Эффект подобной педагогической практики весьма значителен – молодежь получает возможность применить приобретенные теоретические знания не в контексте искусственно созданной учебной ситуации, а в реальных жизненных обстоятельствах и убедиться в значимости полученного продукта.

Участие воспитанников Центра в различных международных фестивалях и соревнованиях тоже может служить оценкой его результативности.

Разумеется, что подобная работа не может быть осуществлена без грамотного руководства со стороны педагогов, поэтому интересно отметить, что формирование педагогического коллектива Центра происходит разными путями. К работе привлекаются педагоги, специалисты других профессий, а также бывшие воспитанники.

К сожалению, ПМЦ не обладает достаточными материально-техническими возможностями, для того, чтобы предоставить всем коллективам воспитанников комфортную и современную среду обучения. Однако в этой ситуации Центр опирается на творческий потенциал и активность самой молодежи. Каждый коллектив самостоятельно разрабатывает дизайн своих помещений и претворяет задуманное в жизнь. Зачастую это выходит за рамки внутреннего пространства. Ярким примером может служить недавнее открытие Молодежного центра независимых искусств «Пространство человека», который был создан Театром Нового Зрителя «Синтез» совместно с ПМЦ Петроградского района и Сектором по молодежной политике Петроградского района для реализации разнообразных молодёжных художественных проектов.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центры дополнительного образования не только предоставляют возможность расширения знаний, они решают социальные проблемы, участвуют в профессиональной ориентации подростков, способствуют выявлению талантливой и активной молодежи, и, таким образом, реализуют программу модернизации отечественного образования.

Литература

  1. Соломатин А.М. Взаимодействие педагогической науки и практики в системе образования. - Омск, 2009.
  2. УМК «Современные проблемы науки и образования». – СПб, 2013.
  3. Официальный сайт Гимназии № 56 (первых 25 лет) http://school56.e-ducativa.es
  4. Официальный сайт ПМЦ Петроградского района

В настоящее время в России сложилась практика формального и неформального образования взрослых в нескольких формах:

  • 1) формальное образование:
    • - общее среднее образование в вечерних (сменных) средних школах;
    • - профессионально-техническое образование в вечерних и дневных с вечерними отделениями профессионально-технических училищах;
    • - среднее специальное образование в средних специальных учебных заведениях (заочная, очно-заочная форма);
    • - высшее образование в высших учебных заведениях;
    • - последипломное обучение (повышение квалификации) специалистов с высшим и средним специальным образованием в институтах, на курсах переподготовки и повышения квалификации.
  • 2) неформальное образование: курсы в народных университетах, центрах и институтах непрерывного (дополнительного) образования, в лекториях общества «Знание», университетах «третьего возраста» и др.

В учреждениях неформального образования предлагается широкий спектр образовательных услуг.

Обучение в учреждениях как формального, так и неформального образования может осуществляться на бюджетной или договорной основе. В формах неформального образования превалирует платное обучение.

В настоящее время активизируется деятельность некоммерческих организаций, основными целями которых является просветительская деятельность, гражданско-правовое образование, экологическое воспитание и др.

Таблица 3

Отличительные признаки формального и неформального образования для взрослых

Признаки

Формальное образование взрослых

Неформальное образование взрослых

Институциональные образовательные структуры

Государственные и негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности со взрослыми

(Академии повышения квалификации,

Институты повышения квалификации,

Институты развития образования,

Информационно-методические центры при отделах образования и др.)

Инновационные образовательные компании,

Научно-образовательные комплексы,

Центры независимой квалификации и сертификаций,

Общественные организации,

Учреждения дополнительного образования детей

  • - Получение профессии
  • - Совершенствование опыта
  • - Развитие профессиональных компетенций
  • - Приращение образовательного потенциала субъекта
  • - Социальная адаптация
  • - Личностное развитие

Субъекты - организаторы обучения

Педагогические работники

Различные специалисты, педагогические работники

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность

  • - «Модель образования 2020»
  • - ФЗ «Об образовании в РФ»
  • -Профессиональный стандарт педагога
  • - Образовательные программы
  • - Локальные акты ОУ
  • - Отражено в «Модели образования 2020»
  • - Локальные акты образовательной и не образовательной организации (нормативно-правовая база несовершенна)

Временные сроки обучения

Обучение в установленный период времени

Сроки не нормированы, гибкий график, не ограничено временными рамками

Обязательность обучения

Носит обязательный характер

Осуществляется на добровольной основе

Характер результатов

Получение документа государственного образца

Приращение образовательного потенциала, удовлетворение профессиональных интересов и личных потребностей

На основе изученных источников (диссертационных исследований, монографий, сборников конференций) проведен анализ организации современной образовательной практики в России. Для анализа использована статистическая информация учреждений формального и неформального образования, а также - результаты опросов взрослых обучающихся.

  • 1. Характеристики обучающихся взрослых в системе непрерывного образования
  • 1) Половая принадлежность - подавляющее большинство обучающихся - женщины, хотя гендерный состав может отличаться в зависимости от специфики преподаваемого курса.
  • 2) Возраст обучающихся:
    • - до 30 лет - более 60%,
    • - от 30 до 40 лет и от 40 до 50 лет - примерно в одинаковом соотношении, около 13%,
    • - старше 50 лет - около 15%.
  • 3) Базовое образование обучающихся:
    • - среднее полное образование - у 26%,
    • - среднее профессиональное образование - 36%,
    • - высшее - 30%,
    • - среднее общее - 8%.
  • 2. Мотивы обучения (в порядке убывания):
    • - повышение общекультурного образовательного уровня;
    • - повышение уровня профессионализма, квалификации;
    • - получение новых прикладных умений;
    • - восполнения пробелов в знаниях, полученных в оконченном учебном заведении;
    • - удовлетворение коммуникативных потребностей во взаимодействии в коллективе.
  • 3. Предпочитаемые формы обучения (в порядке убывания):
    • - специализированные курсы под руководством эксперта;
    • - факультеты, курсы повышения квалификации в высших учебных заведениях;
    • - дистанционное обучение;
    • - лекции - дискуссии.
  • 4. Степень удовлетворенности образовательными услугами:
    • - около 30% обучающихся вполне удовлетворены качеством и условиями обучения;
    • - более 40% обучающихся взрослых отмечают ограниченность спектра образовательных услуг и недостаточную рекламу организаций, предоставляющих услуги по образованию взрослых;
    • - 54% взрослых указывают на неспособность педагогов гибко реагировать на конкретные образовательные потребности контингента в группе.

Таким образом, мы предполагаем, что в современных условиях непрерывное образование является необходимостью для различных социальных категорий взрослых, однако предоставляемые образовательные услуги не в полной мере соответствуют всем ожиданиям, имеют отставание в содержании и формах от тенденций общественного развития.

Похожие публикации