Информационная среда преподавателя шахмат. Проект «Шахматы дошколятам. Паспорт проекта «Шахматы дошколятам»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ.

Вашему вниманию предоставляется описание эффективности применения информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) при обучении детей игре в шахматы на занятиях объединения «Шахматист». Педагог дополнительного образования детей Фролов Николай Иванович делится опытом использования на занятиях иллюстрированного мультимедийного материала и интерактивных заданий на различных этапах обучения.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. ИКТ выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества. В настоящее время 85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. Этап заинтересованности в учении обогащается за счёт увеличения возможности восприятия, развития воображения и эмоций. Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог по любой направленности мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Это наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет ребенку работать в своём темпе, а педагогу работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, даёт возможность быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.

Фролов Николай Иванович работает педагогом дополнительного образования в нашем учреждении 4-ый год. Ему всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными, современными. Задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание обучающихся, чтобы они захотели получать предложенные им знания. Поиск эффективных методик привёл его к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения основ игры в шахматы. Современные информационные технологии открывают его воспитанникам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы.

Обучение ребят игре в шахматы с применением компьютерных технологий:

Является действенным средством повышения успеваемости и интеллектуальных способностей – внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения;

Способствует гармоничному развитию личности.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является усиление наглядности. На ум приходит известная фраза К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усваивает их на лету. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную картину, и он вас понимает быстро.…».

Устное изложение материала и разбор дидактических задач не вызывали интереса у большинства детей. В 2009- 2010 учебном году Фролов Н.И. начал проводить занятия с компьютерным сопровождением.

Накапливая опыт в составлении и реализации таких занятий, он пришел к выводу, что необходима система занятий. Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенными компьютерными программами, электронными пособиями по обучению игре в шахматы обучающийся работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Поэтому процесс обучения не может быть реализован без интеллектуального контакта между педагогом и воспитанником. Для обеспечения такого контакта педагог анализирует с воспитанниками шахматные позиции, разбирает турнирные партии известных гроссмейстеров, обращает внимание ребят на главное, ставит дополнительные вопросы для дальнейшего обсуждения.

При организации учебного процесса Николаем Ивановичем учитывается, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10-20 минут.

Обучении по ИКТ на занятиях по шахматам им успешно используются программы MS Office (Word, Power Point); шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Шахматы с Гарри Каспаровым», «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды», «Шахматный Интернет. Игра и обучение».

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

      • обогащает занятие эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения;

  • расширяет общий кругозор обучающихся;

    повышает производительность труда педагога и обучающихся на занятии.

Слайды мультимедийных презентаций - прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка.

Творческий педагог, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к занятию. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на занятии. Дети с удовольствием погружаются в изучаемый материал, рассказывают дома об увиденном на экране.

Шахматные обучающие программы, такие как «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды» содержат огромное количество учебных заданий, классифицированных по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах, от новичка до мастера, рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В программах, применяемых на занятиях Фроловым Н.И., содержатся текстовые и графические подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет обучающимся работать самостоятельно.

Применение на занятие компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у воспитанников и своевременно его скорректировать.

Педагогом была проведена диагностика по интеллектуальному развитию обучающихся при изучении темы «Эндшпиль» с применением на занятиях элементов ИКТ.

Сравнивая результаты предварительной и итоговой диагностики , можно отметить динамику интеллектуального развития у детей.


Дети стали подходить к решению задачи более обдуманно, находили больше вариантов решения, делали это значительно быстрее, чем до начала изучения данной темы.

Анализ работы по изучению эндшпильных позиций обучающимися, результаты диагностик позволяют сделать вывод, что мыслительная деятельность и логическое мышление воспитанников активизировалась:

· появился интерес к задачам и упражнениям умственного плана;

· дети стали проявлять самостоятельность в процессе поиска решений;

· научились видеть, исправлять и аргументировать собственные ошибки и ошибки сверстников;

· способны долгое время сосредоточиваться на игре и применять полученные знания в турнирной практике.

Результаты проведения занятий по шахматам с использованием ИКТ превысили наши ожидания. Ребята с удовольствием приходят на такие занятия, активно работают. Применение компьютерных технологий позволяет педагогу: наполнять занятия новым содержанием; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; развивать любознательность обучающихся. Информационно- коммуникативные технологии расширяют возможности педагога для введения детей в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.


Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность

Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 годы. Ханты-Мансийский округ за сравнительно короткий срок вышел на первые позиции по развитию шахматного образования. Во время открытия 17 международного шахматного турнира имени Анатолия Карпова, проходившего в поселке городского типа Пойковском, Наталья Комарова сделала заявление о том, что наш округ переходит на всеобщее шахматное образование.

В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.

Вице Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу "Наша новая школа", подчеркнул, что к концепции четырех "И" (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую - Интеллект.

Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.

Выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».

Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.

Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.

Анализ результатов опроса родителей показал: 100% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 70% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.

Аннотация проекта

Материал проекта по организации шахматной деятельности, является одним из основных аспектов интеллектуального развития. Показаны пути решения задач создания педагогических условий для интеллектуального развития воспитанников средствами шахматной деятельности, при реализации которых очевидны проявления интеллектуальных способностей у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Особенностью представленного материала является его системность при организации работы по шахматной деятельности в детском саду (ближайшее социальное окружение), ресурсное обеспечение педагогического процесса, материально-техническое оснащение, связь с социумом.

Материал ориентирован на развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе шахматной деятельности.

Основными направлениями проекта являются: создание психолого-педагогических условий для успешной популяризации шахмат среди детей дошкольного возраста и родителей, обеспечение единства образовательного пространства на территории округа, овладение дошкольника азами шахматной игры; формирование предпосылок для осознанного отношения дошкольника к такому виду спорта как шахматы.

Паспорт проекта «Шахматы дошколятам»

Наименование проекта

«Шахматы дошколятам»

Разработчики проекта

Рабочая группа

Назначение проекта

Проект предназначен руководителям, методистам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу дошкольных учреждений в разработке модели методической работы и планирования по шахматному образованию, включающей создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия, организацию различных видов детской деятельности интеллектуальной направленности, популяризацию шахматной игры у родителей.

Цель проекта

разработать и реализовать педагогические условия для формирования интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности.

Задачи проекта

  • Обеспечить подготовку педагогов к внедрению интеллектуальных игр шахматной направленности в образовательную деятельность, организовать активные формы обмена педагогическим опытом;
  • обеспечить методическое сопровождение использования интеллектуальных игр по шахматной деятельности в ДОУ, трансляцию и тиражирование инновационного опыта, обеспечить проведение мониторинга эффективности проекта;
  • разработать методические рекомендации для педагогов по использованию интеллектуальных игр шахматной направленности в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
  • разнообразить формы и средства популяризации интеллектуальных игр, сопряженных с шахматным образованием, в сотрудничестве с семьями воспитанников.

Сроки реализации проекта

1 этап - проектировочный (2014 -2015 учебный год)

  1. Анализ эффективности сложившейся в МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость» системы работы по интеллектуальному развитию дошкольников.
  2. Формирование рабочей группы по реализации проекта;
  3. Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы для реализации проекта;
  4. Составление перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение шахматного образования;
  5. Разработка проекта «Шахматы дошкольникам» в системе шахматного образования;
  6. Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами детского сада;
  7. Разработка системы оценки качества образовательной деятельности по интеллектуальному развитию дошкольников средствами шахматной деятельности.
  1. этап - практический (2015-2016)
  1. Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.
  2. Экспертиза дополнительной образовательной программы по обучению дошкольников игре в шахматы «Белая ладья» интеллектуально-познавательной и физкультурно-спортивной направленности.
  3. Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий по шахматному образованию (в том числе он-лайн консультации, вебинары для педагогов округа).
  4. Расширение и укрепление связей с общественными организациями, реализация планов совместной деятельности. Апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами;
  5. Реализация дополнительной образовательной программы по обучению дошкольников игре в шахматы «Белая ладья», дополнительного образования.
  6. Реализация мероприятий событийного характера, способствующих интеллектуальному развитию, популяризации шахматной деятельности;
  7. организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве», «Умники и умницы», проведение шахматных турниров.
  8. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями города Нефтеюганска: МАДОУ «Детский сад № 9 «Радуга», МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка», МБДУ ДО «Дом детского творчества».
  9. Реализация перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования (в том числе через дистанционные формы обучения).
  10. Разработка критериев и эффективности проекта.
  1. этап - обобщающий (2016-201 7 учебный год)
  1. Мониторинг эффективности реализации основных направлений инновационного проекта; соотношение результатов с поставленными задачами.
  2. Обобщение опыта по созданию педагогических условий для интеллектуального развития дошкольников средствами шахматной деятельности.
  3. Предъявление результатов инновационной деятельности через проведение мастер-классов, педагогических мастерских, практико-ориентированных семинаров, интерактивных площадок, публикации методических материалов в журналах.

Ожидаемый результат

Воспитанник:

С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

  • развитие логического мышления на 29%;
  • развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%;
  • развитие коммуникативных навыков на 30%;
  • повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.

Родители:

  • создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников;
  • увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;
  • сформирован положительный позитивный имидж МАДОУ «Детский сад № 26 «Радость».

Педагоги:

  • приобретен педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
  • повысилась квалификация педагогов по шахматному образованию, имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ, городе, регионе;
  • пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения;
  • повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Проект «Шахматы дошколятам»

Творческие аспекты ШИП и ГШП. Комбинации, комбинационное мышлени е

и комбинационное зрение


(Изначально текст предназначался педагогам)

Выше приводилось определение матовой комбинации в терминах теор ии стрел. Комбинация - это плод чистого творчества, интуитивное озарение, подкрепленное логическим расчетом. В широком смысл е слова шахматная комбинация: это своеобразный всплеск или гейзер информации, резко изменяющий течение партии, направление и скорость информационных потоков. В момент комбинации система резко выходит из равновесия.

По определению, ШИП существенно неравновесная система. Кроме ничейных исходов, все остальные партии представляют собой неравновесный информационный процесс , результат которого определяется более сильной логикой и спортивной составляющей: кто быстрее, выносливее, смелее или осторожнее и т.д.

Творчество в ШИП прямо связано с комбинационным мышлени ем, комбинационным зрением .

Шахматная комбинация и вариативность позиции связаны обратно пропорциональной зависимостью.

Вывод 43. Если до начала комбинации вариативность позиции партнеров была существенно больше единицы, то с момента начала комбинации вариативность резко падает. Особенно резко уменьшается вариативность пассивной стороны: партнера, над которым проводится эксперимент. Выбор у него небольшой: идти в заданном направлении или в одном из двух, трех направлений (вариантов). Но результат, в каком бы направлении он, ни двигался - предрешен: ухудшение положения вплоть до мата.

То есть, в силу определенности результата комбинации, вариативность выбора вариантов у жертвы комбинации, практически не более единицы.

Как Роден извлек из каменной глыбы «Мыслителя», так и шахматист из множества вариантов созидает комбинацию: штучный продукт творческого мышлени я!

Комбинация всегда сопровождается неожиданной сменой логического алгоритм а. Логика комбинации - это парадоксальная логика: АЛПАР или АЛКОМБ . Как отмечалось выше, АЛПАР отменяет все другие алгоритм ы, поскольку этот уровень логики является высшим в поле мышлени я человека.

По своей сути, комбинационная логика является логикой творчества, логикой интуиции . Она не опирается на счет вариантов, а ищет центральную парадоксальную идею. Только после того, как идея найдена, вступает в силу счетный алгоритм или АЛГАРМ .

Определение 42 . Образно выражаясь, можно назвать комбинационную логику своеобразным комбинационным зрением человека. Способность мыслить комбинационно, выстраивать парадоксальные варианты, опираясь на интуицию и инстинкты, дана человеку от природы.

Дети, в основном, пользуются этим типом мышлени я. Аналитическое мышлени е развивается постепенно, вслед за развитием логического мышлени я. Именно поэтому ребенок от 6 до 10 лет (возрастные границы обозначены условно) легко адаптируется в ШИП и способен побеждать взрослых без всяких скидок на возраст. Развитие комбинационного зрения, означает развитие интуиции , ее высшего уровня, то есть духовного ума.

Выше было доказано, что шахматы - образная игра. Зрительные образы, сформированные с помощью теор ии стрел, и признаки комбинации облегчают работу комбинационного мышлени я. Вариативность ШИП практически бесконечна, поэтому повторяясь, можно сказать: «шахматы такое море: из которого и комар напьется и слон искупается» . Верность этого высказывания была доказана выше, а жизнь снова и снова подтверждает мудрость индусов. И так будет многие миллиарды лет, не менее 100000000000000000000 лет.

Шахматы развивают силу воли и формируют сильный характер при условии систематичности занятий.

Шахматы - как интеллектуальный вид спорта

Необходимость существования спорта естественно вытекает из природы самого человека и социума, вне которого человек не может существовать по определению. Прогресс человечества во все времена, обязан основной творческой способности человека: способности к познанию окружающего мира и к самопознанию. Теоретически абсолютная истина не достижима, к ней можно приблизиться в той или иной мере. Спортивное начало заложено в самой природе и в каждом индивиде как части природы - предела нет, но каждый может достичь первым того или иного уровня в бесчисленном множестве процессов взаимодействия психи ки человека и его тела с окружающим миром.

Определение 43. Спорт- это игровая деятельность человека с целью достижения максимально возможного результата. Естественная потребность человека познать предел своих возможностей тела и духа в процессах взаимодействия с природой и себе подобными порождает все существующие разновидности спорта и создаст еще немало других. В конечном итоге главным дирижером во всех видах спорта выступает психи ка человека, так как ни один мускул не дрогнет, если не будет соответствующего нервного сигнала.

Вывод 44. Следовательно, тот или иной вид спорта развивает совокупность определенных качеств личности, развивая психи ку человека. Поэтому вполне естественно классифицировать все спортивные игры по степени загруженности психи ки человека. Чем больше загружена психи ка человека - все ее уровни в том или ином виде спорота, тем больший спектр способностей требуется от человека, тем выше класс вида спорта.

По моей классификации /1,2/ все виды спорта, с учетом трехуровневого устройства психи ки человека подразделяются на шесть классов. Шестой класс, например, предполагает использование всех трех уровней психи ки - инстинктов, интеллекта, интуиции. К этому классу я отношу волейбол, хоккей, теннис, шахматы и т.д.

Правда, шахматы помимо бытовой интуиции требуют применения ее высшего уровня - интуиции непознанного. Успешное общество развивается деятельностью здоровых, активных индивидов, ведущих правильный образ жизни. Значение спорта в формировании здорового образа жизни нельзя переоценить. Каждый вид спорта развивает те или иные качества человеческой личности и тела, формирует потребность саморазвития и здорового образа жизни. Особенно огромную роль играет спорт в жизни подрастающего поколения в период обучения в школе. Физические виды спорта целенаправленно развивают функциональные возможности тела и те психологические черты личности (характер), которые позволяют более эффективно достигать физических результатов. Например, плавание в первую очередь развивает те группы мышц тела, которые позволяют плыть быстрее. Выносливость, а не грубая физическая сила, сильный характер и лидерские качества - основные психологические качества пловца. Штангист, помимо сильного характера и выносливости должен иметь сильно развитую мускулатуру ног, рук, туловища, здоровое сердце и легкие. Каждый физический вид спорта имеет свой набор требований к физическим возможностям тела и духа.

Вывод 45. Естественно, что объективные критерии оценки состояния спортсмена прямо связаны с характерными физиологическими и психологическими качествами, предъявляемыми данным видом спорта к личности спортсмена.

Естественно, что соотношение степени развития компонент личности: тела и духа в различных видах спорта не совпадает. Штангист не проплывет быстрее пловца, или не сможет профессионально играть в футбол, мастер по шахматам не будет соревноваться в скорости с велосипедистом, а велосипедисту не придет в голову соревноваться с тяжелоатлетом и т.д. и т.п.

Вывод 46. Собственно, шахматы - это интеллектуальный вид спорта. Со спортом их роднят огромные волевые усилия, умственная работоспособность, спортивное упрямство в достижении цели, то есть, спортивный характер. Второй общий спортивный компонент - ограниченное время соревновательного процесса, особенно в активных шахматах. Роль тела в шахматах весьма ограничена и не играет особой роли в соревновательном процессе. Соревнуются не мышцы - а психи ка, обитающая в теле.

Действительно, правилами ФИДЕ (международная шахматная организация) никаких физиологических ограничений на состояние тела шахматиста не накладывается. То есть, к соревновательному процессу допускается и физически здоровый человек и любая личность с ограниченными возможностями. Единственное и естественное ограничение - умственная полноценность, способность к высокоинтеллектуальной деятельности. Правда, это негласное ограничение вовсе необязательно, поскольку такая личность далеко в соревновательном процессе не пройдет.

Например, Усольцев Дмитрий, выпускник мехмата ТГУ, кандидат мастера спорта по шахматам. Никому в голову не приходила мысль заставлять его отжиматься, прыгать, подтягиваться на перекладине и т. п., чтобы определить таким странным способом его интеллектуальные способности. Потому что он с детства страдает сильнейшим нарушением координации и речи. Не смотря на эти физические ограничения - он спортсмен большого масштаба: не всякий здоровый шахматист способен наравне с ним соревноваться в интеллектуально - интуитивной деятельности - игре в шахматы!

По тем же международным правилам ФИДЕ, единственным объективным критерием прогресса любого шахматиста независимо от страны проживания является спортивный разряд. Разряд (4, 3, 2, 1, кмс, мастер ФИДЕ, международный мастер, гроссмейстер) присваивается по результатам соревнований. Насколько я знаю, точно так же оцениваются физические кондиции в других видах спорта.

Видимо, назрела необходимость пересмотреть критерии оценки интеллектуального состояния шахматиста посредством приседаний, прыганий и подтягивания. Зачем дублировать учителя физкультур ы и делать не свое дело.

Предлагаю начальное и конечное состояние обучающихся измерять интеллектуальными параметрами, а не параметрами состояния тела. Такова специфика шахмат, как вида спорта!

Психологические особенности мышлени я детей до подросткового периода.

Игровой момент шахмат и методики шахматного урока

Игровая деятельность - естественная среда обитания человека .

В силу бесконечности проявлений окружающего мира, в том числе и самого человека, психи ка и ее инструмент - мозг изначально сориентированы на взаимодействие с практически бесконечными и просто бесконечными системами . Как вещественного, так и идеального характера и их сочетаниями.

Психика человека, в норме, всегда стремится и готова к взаимодействию с бесконечными системами. Как уже отмечалось выше, человек от рождения приспособлен взаимодействовать с бесконечными системами. И в условиях избытка или недостатка информации, принимать правильные решения.

Следствие. Таким образом, человек в силу устройства своего мозга и структуры психи ки, использующей его, изначально приспособлен и готов к игре и игровой деятельности, потому что:

Определение 45 . Игра, игровая деятельность человека -это взаимодействие психи ки с какой- либо бесконечной или практически бесконечной системой (системами) - материального или идеального характеров - в рамках ограничений (правил), с целью достижения определенного результата, (промежуточного или конечного) в ораниченное время.

Вся совокупность игр, попадающих под это определение, образует своеобразное пространство игр . Классификация игр и игровой деятельности произведена в работе /1/. Поскольку окружающий мир и сам человек представляют собой бесконечные и практически бесконечные системы, то практически любая деятельность человека, в том числе и профессиональная, в той или иной мере "обречена " носить игровой оттенок: векторно-вариационный характер обработки информации. То есть, в процессе игры, игровой деятельности человек должен самостоятельно добыть необходимую информацию и использовать ее для достижения конечной цели.

По сути, игра - это модель жизненной ситуации: достижение цели на основе своих способностей и возможностей в рамках правил, морали и закона. И, наоборот - «...жизнь - игра, а люди в ней - актеры!» То есть, подтверждается закономерность диффузности границ человеческой деятельности.

Вывод 47. В контекст е этой концепции легко понятна тяга ребенка (ученика) да и самого учителя к игровой деятельности, игре. Это нормальное, естественное состояние человека. Обратное - скорее патология. Общеизвестно, что наиболее эффективно процесс обучения протекает в форме игры, игровой деятельности, так как она активизирует весь объем психи ки человека, все ее сферы. Добытая самостоятельно в процессе игры информация (а не разжеванная и готовая к употреблению) проходит по всем трем уровням психи ки и навсегда закрепляется в ней.

Как следствие из выше изложенного : ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИГРА - это наиболее естественный (приближенный к природе человека) способ существования и развития ПСИХИКИ (души), ее составляющих: ИНСТИНКТИВНОГО УМА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УМА, ИНТУИЦИИ (духовного ума).

В заключении, следует отметить общеизвестную истину, что в психи ческой деятельности ребенка от рождения до 10-12 лет доминирует образное, чувственное мышлени е (правое полушарие мозга).

Вывод 48. Следовательно, шахматные обучающие методики, методики проведения урока должны отражать игровой момент шахмат. Преподавание шахмат не должно сводиться к обычному, традиционному изучению материала, подобно урокам математики, истории и т.д. Однозначно необходимы игровые методики проведения шахматного урока. Новая информация должна генерироваться в процессе игры, в поле мышлени я шахматного пространства. Информация, обработанная логическим алгоритм ом Горыныча, закономерно превратится в знания. Избыточная информация просто отсеется, и не будет загружать психи ку ученика.

То есть, если изучаемая информация понята, то она немедленно применяется на практике и, тем самым, закрепляется и превращается в активные знания. Это свойство самосогласования изучаемой информации и практики -- та изюминка, которая выгодно отличает урок шахматный от обычного школьного урока.

Под влиянием современных школьных программ к концу подросткового периода формируется асимметрия психи ческой деятельности (души) в пользу левого полушария мозга, абстрактного и логического мышлени я. То есть ущемляется творческое начало, нарушается принцип гармоничного развития личности.

Естественная методика преподавания шахмат. Метод двух капитанов.

Объективный учет и контроль активности учащихся

Занятие проводится с использованием демонстрационной доски. Методика основывается на хорошо известной особенности психи ки ребенка: процесс восприятия, обработки информации и принятия решения у детей в возрасте до 12 лет, в основном, происходит при большей активности правого полушария головного мозга, чем левого, отвечающего за аналитические способности человека. Это означает, что процесс обучения необходимо организовывать в форме игры с использованием опорных образов: зрительных, звуковых, эмоциональных и любых других содержащих смысл овую, логическую начинку. Вторая составляющая методики должна учитывать внутреннюю природу шахматной игры. По своей сути шахматная игра - это борьба, соперничество двух индивидуальностей с целью достижения лучшего результата. (Результат - интеллектуальная победа или ничья)

Соперничество двух личностей проявляется в разных плоскостях. В спортивной плоскости, а это характер, волевые качества. В интеллектуальной составляющей психи ки - точность и глубина расчета вариантов, анализ приоритетности ближайших и отдаленных задач и, собственно, принятие конечного решения - шахматный ход. В творческой сфере - нестандартность, полет фантазии, глубина предвидения (интуиция). То есть, шахматы востребуют все три уровня психи ки человека, а потому и развивают все способности связанные со здоровыми инстинктами, интеллектом и интуицией!

Школьный урок по своей структуре и методике изложения информации - процесс в большей мере коллективный, чем индивидуальный. Обычно всем классом изучается один- единственный фрагмент, например, правило сложения целых чисел, или правило написания существительных женского рода в третьем лице. Вариативность информации почти всегда равна единице, творчество сводится к сравнительной функции: применимо правило или нет? Шахматная игра по своей природе занятие индивидуальное, с вариативностью заведомо больше единицы.

По шахматным правилам принимает решение и делает ход только игрок. Подсказки исключены. Налицо имеем противоречие: шахматный урок должен охватывать всех учеников одновременно и в то же время носить индивидуальный характер. Назовем это противоречие, по аналогии с философией, основным и попытаемся его решить. Ниже предлагается методика проведения шахматного урока, в значительной мере снимающая основное противоречие.

Объективный контроль и учет активности и дисциплины.

Для эффективного контроля активности и дисциплины учащихся предлагается открытая для всеобщего обозрения таблица учета ответов и дисциплины. Каждому ученику, по аналогии с шахматными координатами, присваивается своя координата. На доске мелом чертятся вертикали: A , B , C , D , E , F . И ряды - горизонтали 1,2,3,4,5. Пересечение вертикалей о горизонталей образует клетки, например, Карпов Витя сидящий на вертикали С в 3 ряду соответствует клетке С3. В эти клеточки заносятся + и - за каждый ответ ученика. Плюсы могут быть жирными, толстыми или маленькими и худыми. То же относится к минусам. Вся деятельность ученика в течение урока фиксируется в таблице учета. За ход правильный по форме, но глупый по содержанию ученик получает одновременно + и -. За сильный и обоснованный логически ход ставится два или три +. Обычно три плюса приравнивается к пятерке, два к четверке. На усмотрение учителя разрешается накапливать + в течение двух уроков. За нарушение дисциплины ставятся х. Два х - означает одна задача в один ход, за счет личного времени ученика. Три х - две задачи. Пять х - запись в дневник и три задачи. Задачи решаются на перемене. Демократичность и открытость процедуры учета ответов повышает заинтересованность и активность учащихся.

Метод двух капитанов или естественная методика шахматного урока (1)

Класс разбивается на две команды: команда белого короля (ряд А,В,С) и команда черного короля (ряд D , E , F ). Выбираются капитаны команд из числа умеющих играть. Обязанности капитанов команд: капитаны делают 1,5,10 и т.д. ходы. Капитаны ведут свои «шахматные корабли», т.е. они прокладывают курс, дают общие команды своим подчиненным. Например, ход пешкой, ладьей, конем, слоном, ферзем, королем. Куда именно и какой из названных фигур делать ход, если их больше чем одна, определяет сам вызванный капитаном ученик. Капитан дает оценку хода, учитель утверждает оценку и в виде + или- заносит в ячейку ученика. За нарушение дисциплины капитаны ставят х своим (матросам). Результаты подсчитываются за пять минут до конца урока в виде суммы очков за взятые фигуры или мата королю, если успели поставить мат. В индивидуальных клеточках ставится либо оценка, либо результирующий + или - различной степени жирности.

Методика двух капитанов позволяет «убить» нескольких зайцев одновременно. Первый «заяц», что играет главенствующую роль на шахматном уроке: это дисциплина и концентрация внимания каждого ученика на событиях, происходящих на демонстрационной доске. Соревновательный, игровой характер урока заставляет подчиняться интересам команды.

Второй момент : энерги я и мотивация учеников направлена, внутрь учебного процесса - друг на друга. Учитель играет роль «третейского суда»: дает оценки, комментарии и направляет ход урока в нужное русло. Игровой, командный момент шахматного урока повышает индивидуальную ответственность перед коллективом (командой), заставляет ученика следить за игрой, пытаться найти умный ход заранее. Оценка капитана и членов команды гораздо значим ей для ребенка, чем оценка взрослого учителя, который психологически воспринимается как внешняя надстройка над детским коллективом - совсем не обязательная деталь в рамках игры.

Если учитель удачно выбрал капитанов, пользующихся авторитетом у команд, то шахматный урок хорошо ложится в рамки игры и подчиняется только правилам шахматной игры. Весь урок строится на шахматных образах, на принципе антропоморфизма шахматной игры.

Шахматные фигуры - это шахматные человечки, у которых также как и у человека есть руки и ноги, изображаемые стрелами. Король - это ваша жизнь. У него восемь симметричных коротких стрел (руки, совпадающие с ногами). Пояснение: ноги ходят, а руки - хватают (колют стрелами) и снимают чужие фигуры с доски. Король похож на ежика. Твоя жизнь: одна -единственная, поэтому ее нужно защищать всеми фигурами изо всех сил. Образ ферзя - супереж или дикобраз или бомба, взрывающаяся по всем направлениям. Образ коня - осьминог с восьмью изогнутыми щупальцами. Образ ладьи - танк с четырьмя пушками - стрелами. Образ слона - снайпер с четырьмя винтовками - стрелами. Образ пешки - волшебник с одной ногой и двумя руками-стрелами. Все шахматные фигуры, кроме пешки, симметричны по отношению к шахматной доске.

Таким образом, все шахматные фигуры помимо конкретного внешнего вида имеют свой симметричный набор стрел (рук-ног), кроме несимметричной пешки. Ученикам необходимо постоянно пояснять, что эти стрелы невидимые, воображаемые, но действуют (колются) они реально! Чтобы их «увидеть» изначально требуется повышенная внимательность. Шах королю - это укол короля любой стрелой от чужой фигуры, кроме стрелы от чужого короля. Короли не ходят под шах и, поэтому, не встречаются.

Мат - это король под шахом, попавший в клетку, образованную из чужих стрел и своих фигур. Образно говоря, мат - это тюрьма или сачок для короля! В рамках этих образов, главная цель шахматной игры - первым посадить чужого короля в тюрьму, клетку или сачок. (Наказать захватчика, посягающего на ваше шахматное королевство.) В среднем, на один ход отводится 30 секунд. За урок каждый ученик делает у доски два-три хода. На демонстрационной доске ставится позиция соответствующая теме урока. Например, рассмотрим тему дебют: развитие, рокировка, захват центра. В начале урока учитель озвучивает тему в виде звукового образа: формула тигра - РРА (развитие, рокировка, атака). Вводит образы: спальня для фигур - начальная позиция. Королевская крепость, замок для короля (рокировка). Захват центра - кто царь горы: тот, кто захватил центр фигурами первым.

На доске записываются первые ходы дебюта до рокировки, например, итальянская партия. Капитаны вызывают своих « матросов», которые делают ходы по записи на доске. После розыгрыша дебюта по записи, партия продолжается самостоятельно, по методике описанной выше. Ходы можно делать с записью и без. Если ход делается с записью, то за нее ставиться оценка также в клетку ученика. При ошибках в мыслях учеников, учитель рассматривает ход более подробно и акцентирует внимание на причине ошибки.

Я рекомендую на первых порах такой прием, облегчающий обучение шахматной игре. Наклеивать на фигуры стрелы (руки-ноги), что ускоряет усвоение свойств фигур, подключает зрительный канал. Очень технологично использовать коктельные соломинки для изображения набора стрел. Подготовительные операции к уроку. 1. Начертить таблицу с индивидуальными ячейками. 2. Написать первые пять-шесть правильных ходов, включая рокировку, на доске из какой- либо партии. 3. Нарисовать на доске фигуры со стрелами и их стоимость. 4. Написать на доске шахматную азбуку и русское произношение. Написать определение шаха королю и определение мата королю. Ученики должны вести записи в тетрадях.

Модификация метода двух капитанов (2)

В качестве капитана и команды выступает учитель, класс - вторая команда. Существенный момент урока в этой модификации: учитель проговаривает вслух все свои мысли, связанные с каждым его ходом и ходом класса. Т о есть, учитель играет в открытую и задает стандарты мышлени я: объективная оценка информации, содержащейся в позиции. Принятие ответственного решения на основе проведенного анализа. Оценка вариативности позиции и выбор оптимального варианта. То есть, учитель в ходе открытой игры посредством различных позиций, ходов и вариантов вводит новую самосогласованную с логикой игры информацию. Эта информация тут же проверяется на практике и закрепляется.

В свою очередь, ученик также обязан вслух высказывать все свои мысли, связанные с принятым решением (ходом). Первым говорит мысли ученик, а затем учитель читает мысли по позиции и сравнивает их с мыслями ученика. Желательно использовать образный язык с элементами юмора.

Такая методика проведения урока однозначно соответствует идеальной лестнице знаний и, даже, несколько совершенней. Так как объем изучаемой информации всегда самосогласован с практикой: сколько вводится информации, столько и усваивается. В последнее время я использую более эффективную методику проведения шахматного урока, позволяющую полнее охватить весь класс. За урок каждый учащийся отвечает у доски от 3 до 5 раз. Соответственно, получить результирующую отрицательную оценку невозможно.

Методика проведения шахматного урока в начальных классах.

Метод мозгового штурма (3)

Шахматы по своей сути в точности повторяют процесс поиска истины в науке. Любой шахматный план, придуманный умозрительно (теор етически) проверяется практически в виде хода или цепочки ходов. Точно также и в науке: истинность теор ии проверяется практикой (экспериментом). Широко известна в научной среде методика мозгового штурма какой-либо проблемы. Напомню суть метода: ставится проблема для коллектива исследователей. Каждый предлагает какую-либо идею. Идеи не критикуются. После накопления вариантов, происходит обсуждение идей и вырабатывается коллективное решение.

Нечто подобное предлагаю и я при проведении шахматного урока. В отличие от метода двух капитанов каждая команда разбивается на группы по два-четыре человека в каждой, в зависимости от численности класса. Чем меньше класс, тем меньше учеников в группе. Порядок выхода групп к демонстрационной доске устанавливается заранее. Первая группа белого короля выходит к доске одновременно и принимает решение (ищет необходимый ход) коллективно. Разрешается вслух обсуждать все мысли, предложения и возможные варианты. Когда решение принято, один из группы должен мотивированно объяснить этот ход.

Озвучить все возможные мысли, связанные с этим ходом. Остальные участники группы должны дать согласие с этим ходом или предложить свой обоснованный вариант. Окончательное решение принимается голосованием. Учитель мотивированно оценивает принятое решение (ход) и выставляет + или - или +, --. Ход считается сделанным, если кто-то из группы сделал ход и записал его на доске. Соблюдается правило: взялся - ходи. Желательно делать запись хода на доске. Учитель оценивает предложенные варианты и проставляет (+) или (-) в индивидуальные ячейки учеников. Затем выходит другая группа из команды черного короля и ищет ответный ход. Потом цикл повторяется. Победа присуждается той команде, которая или поставила мат, или заработала больше очков (суммарная стоимость снятых фигур).

Психологические аспекты методики. Работа в группе мобилизует ученика, повышает мотивацию и ответственность и пробуждает чувство соперничества, конкуренции. Интенсивность опроса учеников возрастает в разы. Несмотря на неизбежные ошибки, количество (+) перекрывает (-) и все ученики получают положительные оценки. Подготовительные операции к уроку. 1. Начертить таблицу с индивидуальными ячейками. 2. Написать первые пять-шесть правильных ходов, включая рокировку, на доске из какой- либо партии. 3. Нарисовать на доске фигуры со стрелами и их стоимость. 4. Написать на доске шахматную азбуку и русское произношение. Написать определение шаха королю и определение мата королю. Ученики должны вести записи в тетрадях.

Модификация метода мозгового штурма (4)

Весь класс представляет одну команду и также разбивается на группы. Вторая команда - учитель. Каждая группа принимает решение методом мозгового штурма, как описывалось выше в методике (3). Учитель принимает решение в открытую и высказывает вслух все свои мысли, связанные со своим и чужим ходом. То есть, все участники рефлексируют вслух и учитывают услышанные мысли при принятии окончательного решения (хода). Все остальные атрибуты те же, что и в методике (3)

Игра с реальным партнером (5)

Если класс разбит на две группы до 14 человек, то в четвертой четверти можно проводить урок с использованием шахматных досок - по одной на каждую парту. Например, на доске пишется тема: Итальянская партия. 1. e 4, e 5. 2. Kf 3, Kf 6. 3. Cc 4, Cc 5. 4. 0-0, Kf 6. 5. d 4 , Kd 4. 6. Ke 5, 0-0 7. Ce 3, d 5 … Далее партия продолжается самостоятельно. В таблицу учета ответов проставляются (+) и (-) за расстановку фигур, за правильно сделанные ходы по записи. Поставившему мат ставится в клетку (5+), проигравшему (4). Если мат не поставлен, то победа присуждается по сумме баллов за взятые фигуры. За неверные ходы ставится (-). Игра идет по правилам: тронул фигуру - ходи. Оторвал руку от фигуры - ход сделан. Взялся за чужую фигуру - обязан ее бить. Короля не бьют, король под шах не ходит - он не «самоубийца». На доске или на плакате должна быть базовая информация.

Методику можно применять в двух вариантах: 1) с записью ходов в тетради. Этот вариант более контролируем и обеспечивает большую дисциплину, чем второй. Но партия до логического конца не доводится. 2) Без записи ходов: хуже дисциплина, но больше практики и эмоций.

Итальянская партия . 1. e 4, e 5 2. Kf 3, Kc 6 3. Cc 4, Cc 5 4. 0-0, Kf 6 5. d 4, Kd 4 6. Ke 5, 0-0 7. Ce 3, d 5 ….

Русская партия . 1. e 4, e 5 2. Kf3, Kf6 3.Ke5, d6; 4. Kf3, Ke4 5. d4, d5; 6. Cd3, Ce7; 7. 0-0, Kc6

Испанская партия . 1. e4, e5; 2. Kf3, Kc6; 3. Cb5, a6; 4.Ca4, Kf6; 5. 0-0, Ce 7; 6; Ле1, b 5; 7. Cb 3, 0-0

Выбранное начало используют на протяжении всей учебной четверти или двух. Такая методика позволяет избегать неминуемого и неуправляемого хаоса при самостоятельной игре с первых ходов и ненавязчиво обучает правильному началу.

Игровой урок в форме сеанса (6)

Эта форма проведения урока удобна при наполняемости класса не более 10 -12 человек.

Сеанс дает учитель на десяти - двенадцати досках, можно с форой. Учитель, если он обладает достаточными профессиональными шахматными знаниями, как камертон задает правильное «звучание» партии. Подает живой пример логического мышлени я и принятия решения. Начало партии до рокировки ведется тематически: по записи. Например, итальянская партия, русская и т.д. Игра идет по шахматным правилам: взялся - ходи.

Основной момент: все участники обосновывают свой ход вслух, в том числе и учитель. Учителю разрешается тактично критиковать ход ученика, показывая вариативность и сильнейший ход. То же самое разрешается ученикам, если пожелают.

Текущую оценку ходов партии по согласованию с учителем ведут сами ученики, отмечая в тетради + и - за каждый ход, в момент подхода учителя. Так как ходов всегда больше десяти, то оценка всегда положительная. За подсказки ставятся минусы.

Модификация сеанса: против учителя на каждой доске играют два ученика одновременно.

Они, как в методике мозгового штурма могут обсуждать возможный ход вместе. Эту методику можно использовать при большой наполняемости класса.

Аккомодационные свойства ШИП: выводы (5), определения (11) и (12) защищают любого посетителя ШИП, в том числе и учащегося от любого вида перегрузок - физиологических, информационных, творческих и прочих. Шахматное пространство самосогласуется с нагрузкой: от начинающего осваивать шахматы на требуется опыт, логика и интенсивность мышлени я гроссмейстера. Если личная база нулевая, то уровень игры и нагрузка на психи ку также невысоки. То есть, с ростом возможностей психи ки и организма пропорционально растут интеллектуальные и творческие нагрузки. Главная специфика шахмат - игровой момент, творческое и интеллектуальное соревнование двух личностей. В игре главное - игра по правилам и достижение результата. Если игру раздергать на отдельные составляющие, то пропадет цельность восприятия и игровые стимулы. Ребенок всегда готов играть - такова его природа. Поэтому урок необходимо строить в форме игры. Цельная информация в виде единого образа или системы образов воспринимается и запоминается психи кой ребенка в более полном объеме и более качественно. Если растащить по множеству уроков (один урок в неделю) базовую информацию - свойства фигур и цель игры, то легко потерять смысл и интерес к занятиям шахматами. По моему мнению, необходимо давать информацию законченными блоками, даже если ее объем вмещает темы нескольких уроков. На каждом уроке должна быть информация о свойствах фигур - лучше всего на плакате или на доске, понятие шаха и мата королю, шахматной азбуки. Эта базовая информация повторяется на протяжении всего учебного года на каждом уроке и, поэтому непроизвольно запоминается и используется учащимися. Отдельные моменты шахматной партии, например, начало партии: (дебют) или окончание (различные виды) мата, можно проводить в форме игры. На демонстрационной доске ставится исходная позиция и по нижеприведенным методикам проводится урок. В течение партии всегда возникает множество учебных позиций, которые комментируются правилами из блока гроссмейстера. Для устранения хаоса в начале партии нужно разыгрывать начало партии до рокировки короля по записи. Например, начало итальянской партии до 7 хода. Далее партия продолжается самостоятельно. Необходимый минимум различных начал приводится ниже.

Развитие логики и рефлексии методом мозгового штурма

Как известно /16/ одной из главных задач системы начального и среднего образования является развитие логики и связанной с ней рефлексии мышлени я ребенка. В ШИП рефлексия один из главных инструментов проверки истинности принятого решения. Рефлексия является обратной связью, на всех стадиях информационного шахматного алгоритм а: правильно ли я провел анализ? Все ли варианты учел? А если он пойдет так? Есть ли время для дополнительной проверки? Если времени мало, надо играть по интуиции. И таких если - у высоко квалифицированного шахматиста огромное множество: рисунок стратегии и тактики изменяется динамично и непредсказуемо.

Сравнивая приведенные выше, пять методик проведения шахматного урока, на предмет максимальной возможности развития рефлексии учащихся, можно сделать

Вывод 49. Первые три методики напрямую связаны с рефлексией и, поэтому способствуют ее развитию. Максимальному развитию рефлексии соответствует вторая и третья методики. Если использовать проговаривание мыслей вслух, то все методики в той или иной мере развивают рефлексию и связанное с ней логическое мышлени е.

Другие шахматные методики

Шахматный всеобуч всколыхнул всю педагогическую Россию. Дискуссии, поиск, эксперимент, стратегия развития шахматного образования, научно—методическое обоснование и обеспечение шахмат и шахматного всеобуча, методическая литература, учебники, обучение и оплата кадров и многое другое, что волнует подданных Каиссы: выплеснулось на страницы печати и в интернет. И это хорошо! Водичка выкипит, пар уйдет, а каша останется.

В основном, дискуссия развернулась в нескольких направлениях.

Форма подачи изучаемого материала. А) В упаковке обычного урока, с разбором шахмат на составляющие элементы и их отдельное изучение. Игровая сущность при таком подходе полностью пропадает. Шахматы, как интеллектуальная игра связанная самосогласованными законами логики, из которой нельзя без ущерба для нее убрать хотя бы один элемент, рассыпается на отдельные части и превращается в дидактический конструктор.

Второе направление В) Придерживается организации шахматного урока в русле логики игры, как известный педагог А. Сухомлинский, экспериментально применивший шахматы для развития логики и культур ы мышлени я в своей авторской школе. С) Третье направление посвящено доказательной базе необходимости и полезности введения шахматного всеобуча в школу. Осмысл ению педагогических возможностей шахмат, связи с другими предметами и поиску ранга шахмат в иерархическом ряду школьных дисциплин.

Что же, каждый неравнодушный имеет право отстаивать свое видение шахмат. ШИП настолько многогранно, что граней хватит на всех. Осталось изучить все грани и синтезировать в единое целое: педагогические возможности шахматного информационного пространства. Лично я придерживаюсь второго и третьего направления (В, С ).

Возможности ребенка в ШИП


Только в ШИП ребенок на равных без всяких скидок на возраст может конкурировать с взрослым человеком. Ребенок с помощью педагога понимает главное и убеждается на собственном опыте: достижение любой цели возможно, если как следует поработать. Что любое действие необходимо вначале обдумать (проанализировать), лишь затем выработать и принять решение, за которое он сам будет нести ответственность. Что он, ребенок, отличается от взрослого только размерами и опытом, что он ничуть не хуже и далее может победить взрослого (маму, папу, старшеклассника и т. д.)

В этом смысл е самоутверждающий момент ШИП превосходит любой другой вид занятий ребенка. Обычно ребенок играет подчиненную, ведомую роль - особенно в школьной жизни. В ШИП он может играть роль лидера, независимо от возраста. Видели бы вы как относятся к моему младшему сыну старшеклассники и взрослые — с уважением, завистью и некоторой опаской. Как радуются младшеклассники своим первым самоутверждающим победам! Шахматы не имеют возрастных границ. Шахматы формируют здоровый образ жизни школьника и любого человека. Шахматы всепогодны и всесезонны. Шахматы самый мало затратный вид спорта.

И, наконец, Шахматы - могучее педагогическое средство гармонического развития личности ребенка Вообще говоря, понятие гармонии в ШИП является основополагающим.

В принципе, для достижения конечной цели достаточно понимать, что такое гармоничная позиция и стремиться к ней. Вспомним "лирика" А. Алехина и "физика" М. Ботвинника. Своим ученикам для волевых, спортивных качеств советую заниматься спортом. Именно такие

ШАХМАТЫ - АРХИТЕХНОЛОГИЧНЫ! КУРС ШАХМАТ МОЖНО РАЗБИТЬ НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ, РАСЧИТАННЫЕ НА ГОД, ДВА, ... ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ, всю жизнь и Например, модуль четвертого разряда рассчитан на один учебный год. Особенно велика их роль па ранних стадиях развития ребенка (от 5- лет и старше).

Потенциальные педагогические возможности шахмат с учетом 43 места России Европе по уровню школьного образования - огромны!

Психологические особенности одаренных детей.

ШИП - как лакмусовая бумажка творческих способностей

Дети мыслят не так как взрослые. Их мышлени е, в основном, опирается на образы и чувства. Абстрактно-логическое, аналитическое мышлени е у них еще не сформировано. Собственно, система образования занимается развитием интеллектуального мышлени я и его атрибутами: логика, анализ и синтез. Специальных дисциплин по развитию интуитивного мышлени я нет и не предусмотрено. Наблюдая за развитием 5-8 леток, я заметил характерную особенность этого возраста: не задавленность интуитивного ума, раскрепощенность и быстроту (импульсивность) мыслительных процессов ребенка. Важно отметить, что это относится именно к ее высшему уровню - интуиции непознанного, отвечающей за творческие процессы. Принятие решений в этом возрасте происходит почти мгновенно, в виде импульса. (Импульсивность мышлени я) Причем, выбирается не самый худший вариант (вектор) из множества возможных. А импульсивность как раз и является подтверждением работы психи ки на инстинктивном и интуитивном уровне.

Вывод 50. Основным природным инструментом мышлени я ребенка является интуиция. И инстинкты, обеспечивающие безопасность организма. Причем, чем лучше развита интуиция, тем быстрее и профессиональнее ребенок осваивает ШИП . Известны случаи выполнения нормы гроссмейстера в двенадцать с половиной лет. Э та закономерность относится не ко всем индивидам этой группы, все-таки необходимо учитывать природную предрасположенность, одаренность. К этой группе детей необходимо относится особенно осторожно: не задавить божий дар (интуицию - ее высший уровень) нудными правилам анализа и синтеза, дедукции и индукции.

Этих детей необходимо вводить во взрослый мир рассудочной деятельности (интеллекта) опираясь исключительно на яркие образы, несущие максимальную информационную нагрузку. То есть, через образное мышлени е, с которым связана интуиция, ненавязчиво стимулировать интеллектуальный ум, пищу которому предоставит смысл овое наполнение образов. Именно эти соображения положены в основу при разработке всех шахматных модулей, в том числе и модуля опорных образов ШИП.

Вывод 51. Как было показано выше, ШИП относится к семейству творческих интеллектуальных игр. Поэтому, проявление ребенком шахматных способностей означает наличие у него творческого начала, наличие интуитивных способностей. Следовательно, ШИП является своеобразной лакмусовой бумажкой творческих способностей личности.

Возможности взрослого человека в ШИП

Взрослый человек отличается от ребенка лишь процентами: сколько процентов от души ребенка в нем осталось? Как известно, в каждой шутке есть доля правды. Вообще говоря, размеры тела и объем мускул творческие способности не определяют. Способности - это сфера психи ки. Хокинг - известный физик-теор етик, шевелит лишь одним пальцем правой руки. С помощью компьютерной мышки и своих творческих способностей он познает тайны Вселенной, создает теор ии и генерирует новые знания. Авторитет его в мире науки непререкаем. Подобных примеров, когда человек вопреки своему немощному телу достигает вершин духа - множество в истории человечества!

Мощность и аккомодационные свойства ШИП ( выводы 8, определения 16 и 17) без всяких ограничений позволяют проявить и развить свои творческие возможности. Как природные, так и вновь приобретенные. Причем, верхнего ограничения для проявления этих способностей в ШИП нет. Точнее, практически не существует, что следует из определения 16.

Собственно благодаря аккомадационным свойствам ШИП, использованию трехуровневой логики в этом пространстве и объясняются огромные педагогические возможности ШИП.

Возраст скорее является инерционным, тормозящим фактором в процессе самосовершенствования собственной психи ки. Груз привычек у взрослого намного больше ребенка. Взрослый

сам себе педагог в меру собственного развития. Ребенок нуждается в поводыре, наставнике.

Совместимость ШИП с другими видами творческой деятельности

Я не знаю ни одной сферы жизнедеятельности человека, которая бы была не совместима с шахматами. Все то, что развивает чувство прекрасного и гармонии обогащает шахматы. И наоборот. Вообще говоря, понятие гармонии в ШИП является основополагающим. В принципе, для достижения конечной цели достаточно понимать, что такое гармоничная позиция и стремиться к ней. Вспомним "лирика" А. Алехина и "физика" М. Ботвинника.

В мировой культур е шахматы оставили заметный след. Известные композиторы, музыканты, ученые и писатели, политики и другие представители различных направлений искусства любили шахматы и достигали значительного уровня в них. Вероятно, глубинное понимание гармонии во всех сферах творчества имеет одни корни. Своим ученикам для повышения своего шахматного уровня я советую читать фантастику, художественную литературу. Заниматься рисованием, пением — всем тем, что развивает воображение, образное мышлени е и чувство прекрасного. Для повышения волевых, спортивных качеств советую заниматься спортом.

Именно такие всесторонне развитые ребята достигают больших успехов в шахматах и в жизни!

ШАХМАТЫ - АРХИТЕХНОЛОГИЧНЫ! КУРС ШАХМАТ МОЖНО РАЗБИТЬ НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ, РАСЧИТАННЫЕ НА ГОД, ДВА, ... ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ, всю жизнь и состыковать с любыми развивающими и обучающими программами.

Практически бесконечный творческий потенциал и вариативность ШИП является лучшей гарантией неисчерпаемости шахмат в настоящем и будущем. Многотысячелетняя история существования этой мудрой игры дополнительно подтверждает этот тезис.

Принято считать, что для изучения шахматной игры и достижения высоких результатов в ней, необходим особый талант и предрасположенность к логическому мышлению у ребёнка…не могу с этим не согласится, но всё же, если рассматривать шахматы не только как спорт, но и как способ воспитания полноценного, всесторонне развитого человека, то такой подход ограничивает нас в том, чтобы искать пути подачи базовых шахматных знаний, которые подходили бы всем детям, желающим их изучать.

Если учесть всеобщую мировую тенденцию о включении шахмат в школьную программу, как обязательного предмета, то вопрос о методах преподавания становится более актуальным для современных тренеров и учителей.

Мне часто приходилось слышать, что тем детям, которые одарены определёнными умственными способностями в комплексе с трудолюбием и целеустремлённостью, суждено иметь успех в шахматном спорте. Если часть детей отсеивается из группы, объясняется это банальным выражением – “шахматы не для них…Васе надо в футбол играть, а Кате надо вязанием заниматься! Остались те, кто поумнее, сообразительнее и усидчивее”. А ведь процесс обучения, является равным сотрудничеством преподавателя и подопечных! Так почему же существует устойчивая тенденция списывать всю ответственность на наличие (или отсутствие) определённых способностей детей (а вовсе не преподавателя!).

Возможно, когда мы ставим подобный диагноз, в этом есть определённый смысл, но это решать не нам и если у тех детей есть особые способности в других сферах, то они обязательно будут реализованы при должной поддержке. А наша с вами задача – тренеров и учителей – подобрать ключ к каждому ребёнку, привить любовь к этой удивительной игре всех тех, кто проявляет к этому стремление!!!

Самым сложным в этой ситуации является признание того, что возможно, нам самим не хватает определённых знаний в области детской психологии, не хватает энтузиазма или желания искать альтернативные методы преподавания шахмат. Особенно это касается тренеров групп для начинающих.

Для того, чтобы грамотно подбирать материал, планировать ход занятия и увлекательно подавать знания, необходимо разобраться с кем именно мы имеем дело! Знание о том кого мы учим, будет основной подсказкой к тому, как это следует делать, чтобы было всем максимально интересно, а материал усваивался на 100 %.

Именно поэтому каждому тренеру-преподавателю шахмат необходимо уверенно ориентироваться в видах интеллекта детей, типах темперамента и характера, а также в разновидностях усвоения знаний и возрастных особенностях своих подопечных! Эти знания станут основой, благодаря которой будет обеспечен максимальный успех обучения, конечно же, в комплексе с профессиональной компетентностью тренера, как шахматиста.

Так, если проводить занятия, основываясь только на теоретической подаче материала, то дети активного, чувствительного и коммуникативного типа быстро потеряют интерес, и как следствие, внимание будет рассеяно, дисциплина будет нарушена. Если же перенасытить занятия эмоционально и перестараться с второстепенными методами подачи материала, то дети могут не усвоить суть темы, так как будет не достаточно времени, чтобы углубиться в неё, к тому же, будет не просто утихомирить разыгравшихся детей. Чрезмерное стремление тренера научить детей всему и сразу, может привести к тому, что дети рецептивного склада потеряют логическую связь и в результате могут возникнуть серьёзные проблемы, так как подобным детям просто необходимо регулярно повторять пройденный материал, когда как детям коммуникативного склада следует задавать больше вопросов, из чего следует, что тренеру просто необходимо регулярное проведение викторин, небольших конкурсов и.т.п. Подобных примеров и нюансов очень много и это если учитывать только типы темперамента, а ведь ещё есть такие факторы, как типы интеллекта и типы усвоения знаний в сочетание с возрастными особенностями учащихся…

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что каждое занятие должно быть продуманно и составлено из аспектов, которые будут удовлетворять потребности каждого подопечного. В этом заключается главный секрет преподавания шахмат, особенно для начинающих. Со временем, естественно может отпасть такая острая потребность в подобных вспомогательных методах преподавания, но я рекомендую всё же использовать элементы этих идей в любом возрасте и для любого уровня, что сделает занятия насыщенными и эффективными.

Что же может помочь разнообразить занятия шахматами и помочь усвоению материала начинающим чемпионам? Это очень интересная и обширная тема, которая требует отдельной статьи и мы обязательно поговорим об этом на страницах нашего сайта в ближайшее время. На данный момент перечислим несколько способов, которые лично я применяю в своей тренерской практике.

Ниже приведены условные названия подобных методов:

Арт-брейки(короткие перерывы с элементами творчества).

Плей-брейки (перерыв в середине занятия с заданием в игровой увлекательной форме).

Спорт-брейки (небольшой перерыв в игровой форме с элементами спорта).

Видео -брейки (просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например о творчестве известных шахматистов или даже мультфильмы на шахматную тематику) и др.

Шахматные викторины с подсчётом заработанных очков.

Сеансы одновременный игры, где сеанс может проводить один из учащихся, не зависимо от его силы. Тренер курирует и помогает (не подсказывает).

На самом деле таких методов очень много и в арсенале каждого тренера имеются свои “фирменные” рецепты, которые, порой, держатся в строжайшем секрете.

Суть подобных перерывов заключается в том, чтобы отвлечь учащихся от напряжённой мыслительной деятельности, подготовив тем самым базу для восприятия знаний, уже свежим взглядом. Но одной из важных причин данного метода заключается в том, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности детей с разными типами восприятия информации.

Уверенна, что многие могут поспорить с подобными способами преподавания, назвав это самодеятельностью и лишними, не имеющими к шахматам отношения действиями…к тому же, к подобным занятиям необходимо готовится дольше и применять творческий подход, а где-то и вкладывать материальные средства…

У меня всегда были пессимистичные взгляды по поводу использования навыков спортивных игр в жизненных ситуациях. Что они могут дать нам для жизни, кроме азартных партий? Возьмём, к примеру, шахматы. Очень сложная игра, заключающаяся в манипулировании деревянных условных фигурок в зависимости от их функциональных особенностей. Для чего?

Озабоченная этим вопросом довольно долгое время, я нашла ответ на мой вопрос. Достаточно было погрузиться в историческое шахматное информационное пространство и всё стало предельно ясно.

История шахмат начинается более полутора тысяч лет назад. Название символически состоит из двух корней: шах и мат, что означает: властелин умер. Говоря о шахматах мы ничего не находим в этом таинственного и удивительного, кроме известных шахматных гроссмейстеров Каспарова, Карпова. Само же шахматное поле и фигурки, стоящие на нём, могут поведать необычайные истории, которые остаются где-то в тени игроков. Но, всё же, шахматы считают загадкой человечества, так как в далёкие времена именно их использовали в качестве диагностики и предсказаний. Секрет загадочной системы этой игры, с довольно интригующим названием, принадлежал только древним императорам, мудрецам и магам. При помощи шахмат эти, приближённые к императору мудрецы, предсказывали исход сражений, переговоров. Именно они диагностировали тактику в ведении придворных событий. Шахматная доска была большая, напоминающая поле боя. Император часами проводил у шахматной доски, даже в одиночестве, играя по очереди то белыми, то чёрными фигурами. Теперь всё это доступно каждому человеку. Главное условие – научиться правилам игры и усвоить особенности каждой из шести фигур.

Если посмотреть на жизнь человека в целом, то можно заметить, что она напоминает шахматную доску, на которой субъекты – главные и не очень главные вершат действа для того, чтобы обеспечить себе и своей стране, как сейчас принято говорить, место под солнцем.

На шахматной доске, как на поле действий, видна целостная картина: кто есть кто, виден чёткий структурированный почерк стратега, который управляет всеми фигурами. Меня, как педагога очень заинтересовала эта, не побоюсь этого слова, шедевральная игра, целиком напоминающая жизнь. Я никогда не умела играть в шахматы. Но, заинтересовавшись, представила систему работы педагога через призму шахматной партии.

Что же это мне дало? Во-первых, я чётко смогла ассоциировать шахматные фигуры с формами собственной деятельности относительно формирования у учеников функциональной грамотности через стратегии критического мышления. Определила иерархичность системы шахматных фигур: жизнеспособность, каких руководящих фигур, напрямую зависят от функциональности других, статус которых на порядок ниже. Во-вторых, ассоциируя образовательную систему с шахматной игрой, установила, что правила шахматной игры помогли мне оценить влияние системы работы учителя на решение конечного результата в целом. В-третьих, репрезентативная выборка фигур показала, насколько оправданны тактические действия относительно результативности. В-четвёртых, и шахматы, и педагогика – науки, изучающие закономерности передачи социального опыта, направленные на развитие и становление интеллектуальной, гармоничной личности человека.

Можно бесконечно перечислять точки соприкосновения шахматной игры и системы работы педагога. Но, всегда нужно помнить о том, что у каждой науки есть строгая концепция, и перекладывать одно на другое категорически запрещено. Можно лишь на один предмет посмотреть через призму другого и, отметив выигрышные позиции, применить, не нарушая научных концепций. Таким образом, это ещё раз доказывает позитивность интеграции образования и науки, как необходимое условие для обучения в течение всей жизни, способствующее не только поднятию престижа педагога, но и формированию функционально-грамотной личности ученика.

В своей системе работы по формированию функциональной грамотности посредством стратегий критического мышления, я представляю собственную деятельность через призму шахматной партии.

Шахматная наука представляет шесть уникальных видов фигур. У каждой фигуры своё уникальное название. Каждая из них наделена определёнными функциональными возможностями. Отличаются они мощностью ударной силы и привязаны к конкретной ситуации на шахматном поле. Есть фигуры, которыми стратег жертвует для получения положительного результата. При столкновении сил стратегу предоставляется возможность производить размен фигур для достижения победы.

В роли стратега выступает сам педагог:

Глубоко владеющий педагогической наукой, обладающий навыком управления процессом (в данном случае обучения),

Моральными и этическими принципами,

Способный устанавливать партнёрские отношения со всеми участниками образовательного процесса,

Владеющий арсеналом современного педагогического инструментария в разрезе ТРКМ,

Умеющий оценить рациональность определённых тактических шагов по отношению в результату.

Если интерпретировать роли шахматных фигур и внедрить положительные моменты в педагогическую практику, то это может выглядеть примерно следующим образом. Представление функциональных возможностей шахматных фигур мы представим в иерархическом порядке: от высшего чина к низшему.

Шахматная фигура – Король – фигура главнейшая. По правилам без него играть нельзя, его нельзя бить. Король может ходить на любую соседнюю клетку рядом с собой в любом направлении (по горизонтали, диагонали или вертикали), но только если это поле не атаковано вражескими фигурами или не занято своими. Бьет король так же, как и ходит, то есть может съесть любую стоящую рядом вражескую фигуру (если она не защищена). Если перенести функциональные преимущества на педагогическую парадигму, то в роли короля могут выступать нововведения, осуществление инжиниринга в любом образовательном процессе. На практике это выглядит так: происходящее инъецирование нововведений при столкновении с другой технологией, ранее апробированной, либо изживает её, за утратой актуальности, либо интегрирует её с нововведениями, используя как «леса - подмостки» (по Мерсеру) для адаптации внедряемых нововведений.

Другая шахматная фигура самая сильная – Ферзь – это полководец, генерал шахматного войска. Поэтому его нужно беречь, чтобы просто так не побили. Ферзь ходит и как слон, и как ладья, может ходить по диагоналям, вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Осуществляет удар аналогично. Функциональную роль Ферзя на педагогическом поле исполняет ресурсное обеспечение педагогического процесса в целом, в том числе технические ресурсы. Именно ресурсное обеспечение по вертикали и диагонали (система воспитательного, образовательного и дополнительного образования) способно обеспечить качественное внедрение нововведений для повышения качества образовательных услуг школы. Как и Ферзя ресурсное обеспечение, чтобы оно не теряло своих возможностей нужно беречь и не растрачивать по пустякам. Другими словами, нужно научить участников образовательного процесса использовать ресурсное обеспечение так, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

И вот на шахматное поле выходит следующая шахматная фигура – ладья - вторая по силе фигура от ферзя, передвигается по вертикали и горизонтали, на которых находится, на педагогическое же поле в функциональных возможностях ладьи выступает интеграция учебных предметов (внутрипредметная – интеграция тематического диапазона внутри одной образовательной области, межпредметная – интеграция тематического диапазона нескольких образовательных областей, транспредметная – итегриция учебно-воспитательного + дополнительной образование интеграции) через реализацию проектов. Проекты отличаются своим разнообразием: урок-кейс, страна авторских сказок, педагогические мастерские, поиск истины, деловые игры, кейс-пари, технологии открытого пространства и прочее. Педагог может сам создавать собственные проекты и вовлекать в них учащихся относительно их индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом участники образовательного процесса будут странствовать на ладье развивая личностный потенциал относительно различных образовательно-воспитательных траекторий, интегрируя единые темы различных предметных областей.

Слон - фигура дальнобойная, как ладья и ферзь. Очевидным недостатком слона является то, что он может ходить по полям только одного цвета. На педагогическом поле данные функции будут ценны в распределении потенциала учащихся, то есть формирование групп учащихся для работы на уроке с учётом их мотивационной потребности, заинтересованных в самостоятельном поиске и афишировании знаний. Ротация групп может выглядеть следующим образом: пары /лидер + 1/, малые группы /лидер + 2/, большие группы /модератор + лидер + тайм-менеджер + 3/. При грамотном распределении результат превзойдёт свои ожидания.

Самая необычная фигура – Конь. Он ходит буквой "Г": два поля по вертикали и одно по горизонтали или наоборот - два поля по горизонтали и одно по вертикали. Он очень силен в закрытых позициях (когда пешки обеих сторон уперлись друг в друга), так как он - единственная фигура, которая может перепрыгивать препятствия на своем пути. Именно эту функцию в образовательном процессе может играть система оценивания преподавания и обучения. Оценка достижений может быть прямой (горизонтальной) – суммативной (выражающаяся конкретным баллом по пятибалльной системе), или же, вертикальной – формативной (не выражающейся конкретным баллом). Здесь для педагога широкий спектр оценивания, ценность которого представляет собой взгляд «со стороны» - независимую оценку: взаимооценку одноклассников, самооценку, оценку учителя. Для того, чтобы оценивание имело объективный характер, педагог готовит листы оценивания с указанием дескрипторов, по которым само и взаимооценивание будет объективным и аргументированным. Таким образом, функция коня «перепрыгивание» будет оправданным для педагога в оценивании с учётом «взгляда со стороны».

Ну и самый низший чин в шахматах – у Пешки. В шахматах её не принято называть фигурой, но мастера называют пешку «душа шахматной партии» из-за важности её на игровом поле. Она защищает и поддерживает основные фигуры. В перспективе в случае успеха превращается в любую сильную фигуру. Здесь на память приходят слова Суворова «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Здоровые амбиции всегда обеспечивали прорыв в любой области развития человечества. Поэтому на педагогическом поле функциональная принадлежность Пешки относится к учителю новой формации, переживший рефрейминг, понимающий, что новому миру, новой школе необходим новый учитель, способный создавать комфортную атмосферу инновационного образования. Поддержка и развитие инновационной практики в организациях образования – необходимый постулат современной школы. Реализаторами инжиниринга выступают учителя новой формации, деятельность которых происходит в строго вымеренной системе: в классе, в рамках школы, в развитии профессиональных сетевых сообществ. Только так возможно поставить образование на новый уровень.

Всего шесть фигур на шахматном поле – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. И какие сложные задачи они способны решать на шахматном поле! Нам есть чему поучиться у них. Переняв систему взаимодействия фигур на шахматной доске и перенеся их концептуальные основы на поле педагогической практики, можно прийти к созданию новой системы образования. Достаточно только конструктивно расставить приоритеты и распределить функциональные обязанности.

Возвращаясь в режим системы образования, уходя от интерпретированных ассоциаций шахматного мира, следует сделать вывод, что движущими силами педагогического процесса всегда являлись противоречия, которые оказывали благоприятное влияние на развитие любого образовательного направления.

Мы – педагоги на местах создаём новые системы для внедрения Государственных образовательных стандартов в практику преподавания и обучения. Всё это для того, чтобы наши выпускники были не только востребованными специалистами на рынке труда в будущем, могли извлекать необходимую информацию самостоятельно и использовать её в жизненных ситуациях, но и быть мобильными в вопросах перепрофилирования профессии. Ведь мир не стоит на месте. Сегодня востребованы учителя, врачи, строители, инженеры, дизайнеры и т.д. А кто будет востребован завтра?! Этого никто не знает… Но мы уверены, что наши дети будут к этому готовы! Потому что мы используем нестандартный подход к решению проблем современного образования.

Создавая собственную систему, мы не пытаемся, как сейчас принято говорить, второй раз «изобрести велосипед». Мы используем тот багаж идей, который является мировым достоянием человечества. Только эти идеи мы применяем не в чистом виде, а через определённую призму, интерпретируя, условно обозначая аспекты самой системы, находя общие точки соприкосновения. И воспользоваться уникальным изобретением человеческой мысли – шахматами - в решении педагогических проблем – ещё одно изобретение человеческой мысли на благо человечества.

Похожие публикации