Все о предлогах в русском языке. Какие бывают предлоги в русском языке? Предлоги места, времени и непроизводные. Как правильно писать предлоги. Разряды по значению

Безусловно, по уникальности любой язык достоин высоких оценок. Но каждый ли из них может похвастаться своим богатством лексики, гигантским набором грамматических форм, глубинным сложным и простым синтаксисом, величественной морфологией? Предлоги в русском языке обеспечивают высокий показатель уникальности.

Особая часть речи

Предлоги в русском языке являются отдельной частью речи. Классы и разряды их тоже требуют пристального внимания.

В современном русском языке выделяют 6 самостоятельных частей речи :

  1. Имя существительное.
  2. Глагол.
  3. Имя прилагательное.
  4. Числительное.

Помимо этой группы, лингвисты выделяют ещё одну, которую они назвали служебными частями речи (ч. р.). Её элементы выполняют «второстепенные» функции, но на высших формациях языка (синтаксис) их роль существенно выше, так как без них не получится составить предложение. Сюда входят 3 основные группы :

  • Союз.
  • Частица.
  • Предлог (дополнительно выделяют особую группу междометий).

Из всех вышеперечисленных ч. р. наиболее интересна третья. Предлог не может отвечать ни на один из вопросов и пишется всегда перед существительным. По своей сути, он является своеобразным клеем или раствором, используемым для строительства синтаксического целого (предложения). Из предложений выстраивается текст, а значит, предлоги выполняют очень важную функцию в тексте. Таким образом, можно сформулировать определение.

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Основные классификации

По происхождению и строению выделяют производные и непроизводные предлоги. Непроизводные никогда не были другими частями речи или их морфемами. Производные же образовались путём перехода самостоятельной части речи в служебные. Для русского языка такое явление не является редким и часто случается, когда одна часть речи постепенно приобретает морфологические признаки другой. Явление частеречного перехода постоянно изучается учёными. Основным инструментом такого анализа является выявление закономерностей в современных языковых процессах.

По структуре выделяют группы простых: в, под, на; и составных: несмотря на, в заключение.

Чтобы разобраться с написанием производных предлогов и их омонимичных форм, нужно определить причинно-следственные связи их образования. Следует выяснить на примерах, как должны писаться омонимичные формы, как подчёркиваются они и чем отличаются друг от друга на письме. Для этого необходимо составить таблицу.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что следует различать самостоятельные ч. р. и производные предлоги, так как от этого зависит, каким членом предложения являются слова. Если неверно определить ч. р., можно ошибиться в итоге. А значит, есть риск нарушить правила обособления дополнений и обстоятельств.

Производные бывают трёх видов :

  • Образованные от существительного (путём, в продолжение).
  • Образованные от наречия (вокруг, в течение, вследствие, ввиду, насчёт).
  • Образованы от деепричастия (благодаря, несмотря на).

Следует отметить, что, переходя из существительного, наречия или деепричастия, слово лишается морфологических признаков самостоятельных ч. р. Оно меняет одни морфологические категории на другие. Например, теряется род, число, падеж и т. д.

Морфологический разбор является способом доказать, какой ч. р. является слово. Любое из них обладает морфологическими признаками (категориями). Нужно ознакомиться с примером такого разбора.

Морфологический разбор состоит из 3 действий:

  1. Определение часть речи. Общее значение.
  2. Определение вида предлога - простой или составной, производный или непроизводный.

Таким образом строится устный разбор. На практике (письменно) он выглядит следующим образом:

Под высокой травой хоронится земля.

  1. Под - предлог.
  2. Хоронится (х) (под чем?) под землёй.
  3. Морфологические признаки: простой, непроизводный.

До сих не все знают, как подчёркивается предлог в предложении, и неверно его графически выделяют. Согласно общепринятому правилу, он может обозначаться только как и связанное с ним существительное.

Если в предложении существительное является дополнением (подчеркивается пунктирной линией), то п. будет подчёркиваться таким же образом (над лесом). Если существительное в предложении будет обстоятельством, то и п. будет подчёркиваться таким же образом.

Многие подчёркивают п. так же, как и прилагательное (волнистой линией), если оно стоит между существительным и предлогом. Это неверно. Он всегда связан только с существительным и отражает падежную форму этой части речи, но с прилагательным связывает его только зависимость от существительного.

С какими ч. р. не употребляется

Поскольку с п. могут употребляться только существительные, можно говорить о том, что это качество распространяется на ч. р., морфологические признаки которых сходны с именем существительным :

  • Местоимение (кроме местоимений-прилагательных).
  • Причастие.
  • Количественные существительные.

С этими ч. р. предлог может сочетаться, но с прилагательными, наречиями, порядковыми числительными связь никогда не наблюдается. Это связано с тем, что вышеперечисленные ч. р. по своим морфологическим категориям сходны с прилагательным, а предлог от него не зависит.

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

В русском языке около 200 предлогов, а падежей всего шесть, к тому же Именительный падеж всегда употребляется без предлогов. Следовательно, 200 предлогов должны распределиться между пятью падежами. это распределение неравномерно, как неравномерно в целом развивается и сам язык. Так есть предлоги, которые употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на - с В. п., от и у - с Р. п.), либо с несколькими падежами (например, за - с В. п. и Т. п., на и в - с В. п. и П. п., по - с Д. п. и В. п., с - с Р. п., В. п. и Т. п.).

По образованию предлоги могут быть разделены на:

1) непроизводные (первообразные) - не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за ;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль ;

б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу ;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на:

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к .

Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради.

Морфологический разбор предлога

Предлог разбирается по следующему плану:

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: а) непроизводный или производный;

б) простой или сложный

Образец разбора:

Он, заложив руки назад, быстро ходит по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. (Л. Н. Толстой)

I. По - предлог

II. Непроизводный, простой, употреблен с существительным в Д. п.

I. Из - предлог

II. Непроизводный, простой, употреблен с существительным в Р. п.

I. В - предлог

II. Непроизводный, простой, употреблен с существительным в В. п.

I. Вперед - предлог

II. Производный, простой, употреблен с местоимением

Цели урока:

  1. Обучение использованию предлогов в устной и письменной речи с применением ИКТ.
  2. Правописание предлогов с разными частями речи.
  3. Обеспечение дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся с различным уровнем психофизического развития.
  4. Формирование любви к родному языку через устное народное творчество.

Ход урока

1. Организационный момент

Два ученика:

Ты куда, Иван, торопишься?

В школу!

А нарядился, как на праздник!

В нашей школе народной каждый урок – праздник.

(учитель звонит в колокольчик)

Входят ученицы в русских народных костюмах.

Здравствуйте, гости дорогие! Гостю почёт – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад. Гость немного гостит да много видит. Гостю щей не жалей, а погуще лей. В хорошую избу и гости жалуют. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Понаехало гостей из разных волостей. Русский народ всегда радуется гостю и встречает его с открытой душой. А сколько метких пословиц и поговорок сочинил наблюдательный русский народ. Всё богатство русского языка, и красоту, и краткость можно встретить в устном народном творчестве. Припомните русские народные пословицы и поговорки, связанные с учением. (Ученье – красота, а неученье – сухота. Ученье лучше богатства. Ученье – свет, а неученье – тьма. Ученья корень горек, а плод сладок. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.) Сегодня мы продолжаем изучать богатый русский язык, а тему урока расшифруйте сами.

2. Постановка темы урока.

Отгадайте зашифрованное слово: Это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. _ _ _ _ _ _ _ Записываем в тетради дату и тему урока «Предлоги»

Актуализация знаний.

Что мы знаем о предлоге? От какой части слова нужно отличать предлог?

Таблица 1 на экране.(по ходу ответов учащихся на экране появляется нужная запись)

Постановка учебной задачи.

Вот сколько мы с вами уже знаем о предлогах и приставках. Что же ещё нового можно открыть в этой теме? Оказывается, вот что. Даже многие взрослые в своей речи делают ошибки, неправильно употребляя предлоги. Для чего нужно уметь употреблять предлоги в своей речи правильно? (Чтобы речь была красивой, точной, грамотной, понятной) Поэтому сегодня наша задача – учиться правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Для начала давайте вспомним, какие бывают предлоги в русском языке. (На экране таблица со словами: с, на, от, в, около, перед, из, под, ой, ах, три, мяу, плим, ту-ту) Задание: выбрать только предлоги. (Учащиеся называют слова - предлоги, которые нужно оставить. Ненужные слова компьютер убирает. Учащимся даётся 20 секунд, чтобы запомнить предлоги на экране. Затем предлоги убираются. Учащиеся по памяти письменно воспроизводят, что запомнили. Фронтальная проверка. Сильным учащимся предлагается записать ещё 2-3 предлога, которые они вспомнили). Итак, мы должны знать и помнить, какие в русском языке существуют предлоги и уметь их правильно употреблять в речи. Каждый предлог несёт в себе какое-то пространственное значение и, чтобы правильно употребить предлог, нужно понять это значение. Например: учитель демонстрирует схемы, учащиеся объясняют положение в пространстве. Приложение 1 .

3. Обучение правописанию предлогов со словами. Дифференцированное задание по уровню творчества. Работа в паре с соседом.

По схемам придумайте и запишите словосочетания, употребив данные предлоги. Приложение 2 . (Учитель раздаёт учащимся схемы с учётом уровня сложности) В помощь слабым учащимся предлагаются существительные: печка, лавка, санки, письмо, ребята, деревня, посуда . Образованные словосочетания дети записывают в тетради. Проверка фронтальная.

Давайте зачитаем словосочетания, которые вы сумели образовать (ответы учащихся)

4. Развитие фонематического слуха.

Любил русский народ сочинять небылицыё песенки – потешки, загадки.

Выписать на слух слова с предлогами

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.

Где был дедушка Егор? (за лесом, за горами)

Откуда он едет? (из-за леса, из-за гор) Выписываем, объясняем орфограмму пробел.

Подберите схему к этим словам с предлогами.

Ох-охохонюшки!
Не видать из-под стола
Нашего Афонюшки.

Где находится Афонюшка? (под столом)

Откуда его не видать? (из-под стола) Выписываем, объясняем орфограмму пробел, подбираем схему.

Дополнительно: Маша дала Саше сыворотку из-под простокваши.

Физминутка

Под русскую народную плясовую музыку учащиеся выполняют перекрёстные движения: Правый локоть – левое колено, левый локоть – правое колено (6 раз)

  • За спиной правая рука левая пяточка, левая рука – правая пяточка (6 раз)
  • 5. Обучение употреблению предлогов в речи. Дифференцированное задание по уровню сложности. Работа в группах.

    1 группа – Вставьте в предложения пропущенные предлоги с или из . Запишите полученные предложения, подчеркните орфограмму пробел.

    Куклу вынули …… коробки. Ворона слетела … дерева. Пассажиры вышли…. троллейбуса. Молоко вынули … холодильника. Бельё достали … шкафа. Пыль стёрли … шкафа. Пироги вынули ….. печки.

    Фронтальная проверка.

    2 группа – Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом, отвечая на вопрос где? Запишите получившиеся предложения и подчеркните орфограмму пробел.

    Карандаши лежат (где?) ……………………. Яблони и груши растут (где?) ………………
    Медведь живёт (где?) …………………… … Получил посылку (где?) ………………………….
    Всё лето мы отдыхали (где?)……………... Моя мама работает (где?) …………………….

    6. Самостоятельная работа.

    Объяснить, где предлог, где приставка, а где часть корня. Вспомним ещё раз правило написания приставок и предлогов (устно проговариваем правила, возвращаясь к таблице 1).

    Взаимопроверка. Взаимооценка.

    Чему учились сегодня? (грамотно употреблять предлоги в устной и письменной речи)

    Что мы для этого делали? (учились определять пространственное значение предлога и т.д.)

    Для чего нужно уметь правильно употреблять предлоги? (Чтобы речь была красивой, точной, правильной)

    Красивым делают нашу речь и меткие народные высказывания.

    Закончим урок мы народной мудростью «Век живи - век учись» Как понимаете это высказывание? (Сколько человек живёт, столько он должен познавать новое, учиться чему-то интересному)

    Мудрому и счастье к лицу. Мудрому человеку вся земля открыта. Мудрость в голове, а не в бороде. Мудрость старости честнее.

    8. Домашнее задание.

    Подобрать и записать 6-8 пословиц о правде и лжи. Подчеркнуть в пословицах слова с предлогами. Если встретятся слова с приставками – выделить приставки.

    Примечание: Во время работы на уроке учитель поощряет детей, комментирует их работу, используя в своей речи пословицы и поговорки:

    Не пером пишут, а умом.

    Неграмотный - что слепой. Ученье везде найдет примененье!

    Ученья корень горек, а плод сладок.

    Кто не учится, тот блуждает в потёмках.

    Делай хорошо, а плохо само получится.

    Умную голову почитают смолоду.

    Учить – ум точить.

    У умной головы сто рук.

    «Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут!

    Если есть труд - значит, будет и успех.

    Предлог – довольно любопытная . Они выражают отношения между объектом и субъектом, и эти отношения могут быть сколь угодно сложными. Предлоги – это не только «маленькие слова» вроде «к», «по», «за», «через» и т. д., но и целые словосочетания – «в силу того что», «вследствие того что», «по случаю того что» и другие. Такие предлоги, состоящие из нескольких слов, называются составными. Естественно, что сформировались они в русском языке не сразу: своё развитие они начали в XIX – XX веке, когда всеобщую популярность получила научная и литература и средства массовой информации. Отношения между членами предложения (высказывания) в такой литературе достаточно сложные и тонкие и далеки от тех, которые используются в речи «наивных» носителей языка.

    Различные виды «новых» специфических предлогов – составные, сложные (пишущиеся через дефис: «из-за», «по-над», «из-под» и др.), производные (образованные от других частей речи: «путём», «вследствие», «в продолжение» и т. д.) ещё на рубеже XIX – XX веков ассоциировались с канцелярской и другими видами «нехудожественной» речи (например, публицистической). Корней Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» приводит любопытный пример. Один старый чиновник, вышедший на пенсию, решил заняться и попытался перевести романтическую сказку «Красная роза». Перевод в целом получился неплохой, однако язык, которым он был написан, больше напоминал канцелярский. Вот один из фрагментов: «За неимением красной розы жизнь моя разбита». В издательстве чиновнику сказали, что такие предлоги неприемлемы в романтической . Старик как будто всё понял и переделал текст: «Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя разбита», сделав речь отчаявшегося героя ещё более канцелярской.

    Новый виток популярности составных предлогов пришёлся на первые десятилетия Советской власти, когда политизации подверглись все стороны человеческой жизни. Документация, отчёты, декреты, постановления, пропагандистские газеты – всё это принуждало простых людей употреблять «канцелярские» предлоги даже в бытовых разговорах.

    В современном стали востребованными такие составные , как «по части», «в деле»; они характерны для деловой речи.

    Кстати, размеры этих «непростых» предлогов, иногда, поражают: некоторые из них значительно длиннее существительных, прилагательных и глаголов. Самый длинный предлог (и одновременно союз) – «соответственно», он состоит из 14 букв. Этот предлог часто используется преподавателями, а также работодателями.

    Как запомнить написание составных предлогов

    Нередко написание составных предлогов вызывает затруднение. Например, окончание у таких предлогов, как «в продолжение», «в течение», а также у пишущегося слитно «вследствие». Эти предлоги образовались от устойчивых словосочетаний, в которых существительное стоит в винительном падеже. Все подобные существительные (ср. «приду в час», «минута в минуту») имеют значение времени, какого-то длящегося периода. Простой предлог «в» в данном случае синонимичен выражению «во время»: «В продолжение разговора (то есть во время продолжения разговора) он больше не упомянул о деле».

    В то же время в сочетаниях «в продолжении», «в течении» стоит в предложном падеже и отвечает на вопрос «где?», «в чём?»: «В продолжении рассказа (то есть в тексте) герой делает то-то и то-то».

    Предлог «несмотря на» тоже очень часто подвергается ошибочному написанию. Когда-то, в момент своего зарождения, он действительно представлял собой сочетание деепричастия с частицей «не» и простого предлога «на», поэтому писался раздельно. Но эти времена давно прошли, и предлог «несмотря на» пишется слитно.

    Некоторые ошибки поражают. «В заключении расскажу о том…» — создаётся впечатление, что говорящий сидит в или собирается сесть. Интересно, понимают ли те, кто делает подобные ошибки, смысл того, что они пишут?

    Написание производных предлогов

    Производные предлоги, образованные от словосочетаний, примыкают к составным по происхождению и сложности написания. Как правильно написать «предмет (на)подобие куба»? в данном случае следует подобрать синоним к предполагаемому предлогу: «предмет вроде куба». Смысл остаётся прежним – значит, перед нами производный предлог, который пишется слитно. А вот «задача (на)подобие треугольников» такой проверки не выдерживает: «задача вроде треугольников» — бессмыслица; значит, здесь предлог и существительное, которые пишутся раздельно (а существительное к тому же входит в состав устойчивого словосочетания – термина «подобие треугольников»). Кстати, «вроде» — тоже составной предлог. Их простым синонимом служит разговорное «типа», а также союз «как»: «предмет как куб». Этот предлог имеет своего «двойника»: «В роде Пантера семейства Кошачьих четыре вида – лев, тигр, ягуар и леопард».

    Предлог «вместо» синонимичен предлогу «за», «насчёт» — «о», «ввиду» — «из-за». Предлог «вслед» приблизительно соответствует простому предлогу «на»: «Мы смотрели вслед уходящему поезду» — «смотрели на уходящий поезд». Следует отличать эти предлоги от словосочетаний с существительными и простыми предлогами: «Положи мне деньги на счёт в банке», «мы приехали в место, которое он указал», «охотник посмотрел в след и определил, что за зверь здесь пробежал», «иметь в виду».

    Предлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом
    Ввиду (=по причине, из-за) Иметь в виду, в виду(=вблизи, в пределах видимости)
    Наподобие, вроде (=подобно, как) Обрати внимание на подобие матери и дочери. В роде Ивановых все блондины
    Насчёт (=о) Положи деньги на счёт в банке
    Вместо (=за) В лесу мы зашли в место , куда с трудом проникали солнечные лучи
    Вследствие (=по причине, из-за) В следствие по данному уголовному делу добавлены новые документы
    Вслед :Мы с лёгкой грустью смотрели вслед уплывающему паруснику Дедушка внимательно всматривался в след пробежавшего недавно по снегу зверя
    Образованные от наречий: быть внутри дома, идти навстречу ветру, растут вдоль дороги и др. На встречу одноклассников мы собираемся каждые десять лет

    Такие предлоги, как «внутри» и «вдоль», пишутся слитно: «что лежит внутри коробки», «вдоль дороги растут деревья». Запомнить это несложно, ведь нет слов «нутрь» и «доль», хотя в древнерусском языке, возможно, они и были. Эти предлоги образовались от наречий со значением пространства, а наречия всегда пишутся слитно. К этой же группе относится и предлог «навстречу», также образованный от наречия: «Идти навстречу ветру» (предлог), «он идёт навстречу» (наречие); однако его нужно отличать от существительного с предлогом: «мы едем на встречу выпускников».

    Почему же столько людей делают ошибки в написании предлогов? Скорее всего, дело в простой невнимательности – пишущие не осознают смысл текста или понимают его приблизительно. Каждый элемент языка имеет своё значение, и если опираться на него, можно без особого труда определить правильное написание.

    Разделяются по строению, значению, составу, по способу образования: производные и непроизводные предлоги, однозначные и многозначные, простые, сложные и составные предлоги, по разрядам в зависимости от той части речи, от которой предлог образован.

    Под значением предлогов , так как они не имеют самостоятельного значения, понимают грамматические отношения, которые они выражают в сочетании с косвенными падежами существительных. Предлоги служат показателями синтаксических связей слов друг с другом (напр., думать о будущем ). Они непосредственно связаны в речи с падежными формами и употребляются с определенным падежом (или падежами), находясь в связи с той или иной падежной формой. Вместе с падежными окончаниями существительных предлоги выражают различные смысловые значения. Другими словами, лексическое значение предлога зависит от лексического значения знаменательных слов (главного и зависимого), которые оно соединяет. Причем, соединяясь с одной и той же падежной формой имени существительного предлоги передают различные оттенки обстоятельственных значений. По значению предлоги делятся на разряды:

    • пространственные (указывают на место): в, из, к, у, по, из-за, по-над, под, около, вокруг, перед, возле и др.:

      живет в селе, работает на фабрике, отдыхал под Москвой и др.

    • временные (указывают на время): до, в, через, по , с, к, перед, в течение, накануне, в ходе :

      зарядка по утрам, отдых на каникулах, работа за месяц

    • причинные (указывают на причину): от, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине и др.:

      ошибка по невнимательности, задрожал от страха

    • целевые (указывают на цель): в, по, к, за, для, ради и др. :

      сказать в шутку, речь к случаю, поехать на отдых

    • образа действия (указывают на образ действия): с, без,в, от и др.:

      работать с увлечением, смеяться от души

    • объектные (указывает на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчет, относительно и др.:

      скучать по сыну, узнать насчет денег (ср.: перевести деньги на счет заказчика)

    В зависимости от того, со сколькими падежными формами соотносятся предлоги, они делятся на:

    1. однозначные — предлоги, которые употребляются с одним падежом:

      при доме (П.п.), к дому (Д.п.), из леса (Р.п.);

    2. многозначные — предлоги, которые может выражать разные значения, употребляясь с несколькими падежами:

      забыл на столе (пространственное значение), отлучился на минуту (временное значение), верить на слово (значение образа действия).

    Т.о. в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Например, у предлога по «Словарь русского языка» С.И.Ожегова выделяет 15 значений; Большой академический словарь русского языка приводит более 30 значений предлога на .

    По своему строению предлоги делятся на:

    1. Непроизводные (или первообразные) — это небольшая и непополняющаяся группа простейших слов, которые всегда относились к этой части речи (не были образованы от других слов):

      без, в (во), до, для, за, из (изо), к(ко), кроме, между, на, над(надо), о (об, обо), от (ото), по, под (подо), перед (передо), при, про, ради, с (со), сквозь, у, через; из-за, из-под; по-над, по-за, с-под.

      Почти все такие предлоги многозначны. Многие могут соединяться с более чем одной падежной формой имени. Значения предлогов зависят от значений падежей, с которыми они сочетаются, и от значений управляемых существительных. Непроизводный предлог может сочетаться с тремя падежами (по, с ), с двумя падежами (в, за, меж, между. на, о, под ) или с одним падежом (без, для, до, из, из-за, из-под, к, над, от, перед, при, про, ради, у, через, по-за, по-над ).

    2. Производные (или непервообразные) — это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. К производным предлогам относятся слова, которые образовались от наречий, существительных и деепричастий. Значения производных предлогов определяются значениями наречий, существительных и деепричастий, от которых они образовались. Производных предлогов значительно больше, чем непроизводных. Все они обычно однозначны, причем каждый такой предлог соединяется только с одним каким-нибудь падежом. Производные предлоги подразделяются на простые и составные. Простые совпадают с наречиями, существительными и деепричастиями (вдоль, возле, благодаря ), составные образовались от наречий, существительных и деепричастий с непроизводными предлогами ( вблизи от, за счёт, несмотря на ).

    Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи , от которых они были образованы:

    1. наречные , образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения:
      • простые:

        близ, вблизи, вглубь, вдоль, взамен, вместо, вне, внутрь, возле, вокруг, впереди, вроде, вопреки, вслед, мимо, наверху, навстречу, накануне, кроме, напротив, около, поверх, подобно, позади, помимо, поперёк, после, посреди, посредине, прежде, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди, сообразно, соответственно и т.д.;

      • составные:

        вблизи от, (не)вдалеке от, вдали от, вплоть до, впредь до, независимо от, применительно к, вместе с, вслед за, следом за, совместно с, наряду с, рядом с, согласно с, сравнительно с.

    2. отыменные образовались от различных падежных форм существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения:
      • простые:

        путем, посредством, типа (люди типа Иванова), порядка (температура порядка ста градусов);

      • составные:

        ввиду, в силу, в течение, в продолжение, вследствие, в качестве, насчет, по мере, во время, по случаю, в деле, в связи с, по причине, по поводу, со стороны и др.

    3. отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения:
      • простые:

        благодаря, исключая, включая, спустя, считая, кончая, начиная;

      • составные:

        начиная с, исходя из, судя по, несмотря на, невзирая на и др.

    По структуре предлоги делятся на:

    1. простые — предлоги — как непроизводные, так и производные, которые состоят из одного слова, в основном одно- и двухсложные. Это прежде всего непроизводные и некоторые производные предлоги, напр.,

      путем, мимо, среди, в, за и др.

    Похожие публикации