Технологии методического сопровождения педагога образовательной организации. Методическое сопровождение педагогической деятельности. Компонентный состав системы

Методическое сопровождение - это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся существенно усложнились. Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.

Историческая справка

Такие понятия, как "методическая служба", "методическая работа", стали использоваться в начале 20 столетия. Однако некоторые сведения о зарождении этих форм деятельности можно обнаружить в источниках 19 века. К примеру, в Положении о гимназиях 1828 г. рекомендуется формировать педсоветы для обсуждения методов и содержания обучения.

Во второй половине 20 века стали созываться так называемые съезды учителей. К ним подготавливались выставки дидактического материала, педагогических трудов, выполненных учащимися и преподавателями. На таких съездах участники зачитывали доклады о своих успехах, делились с коллегами проблемами. Кроме того, анализировались уроки, которые посещали попечители образовательных учреждений. Все это говорит о том, что уже в те годы стали определяться ключевые составляющие методической деятельности. Тогда же начали появляться предметные секции - прообразы существующих сегодня объединений педагогических работников.

С конца 20 в. в литературе стали использовать термин "методическое сопровождение".

Истоки создания системы

Знаменательным событием в истории формирования основ учебно-методического сопровождения стал Всероссийский съезд, посвященный вопросам народного образования и проходивший с 5 по 16 января 1914 г. На нем впервые было заявлено о необходимости формирования службы педагогов-инструкторов. Они должны были получить теоретическую и практическую подготовку и избираться учительскими организациями. В обязанности таких педагогов-инструкторов входили поездки по разным школам, демонстрация перед преподавателями новейших методов и приемов обучения, чтение докладов, а также проверка результатов, достигнутых образовательными учреждениями.

В 1920-х гг. советская власть объявила курс на ликвидацию безграмотности. В школы хлынул поток неспециалистов, и методическое сопровождение педагогов приобрело особую актуальность. Руководство такой деятельностью было возложено на специализированные "бюро". Впоследствии они были преобразованы в методические кабинеты, некоторые из которых стали институтами усовершенствования учителей.

Создание организационной базы

В 1930-х гг. в первых редакциях Положений о педагогических (методических) кабинетах были отражены обязанности методических работников. Они включали в себя следующее:

  1. Посещение уроков и анализ деятельности педагогов.
  2. Консультативная помощь учителям.
  3. Планирование, организация и проведение заседаний методических групп и объединений.
  4. Обзор научной литературы.
  5. Обобщение, распространение педагогического опыта.

К 1960 годам сформировались формы методической работы, ставшие впоследствии традиционными. В этот же период стали появляться первые связанные с ними серьезные научные исследования. Так, к примеру, в своей диссертации В. Т. Рогожкин выделил 3 ключевые организационные формы:

  1. Педсовет.
  2. Методобъединение.
  3. Самообразование.

Новый виток в развитии системы

В конце 20-го - начале 21 века произошла смена научной парадигмы. Сегодня методическое сопровождение - это ключ к осмыслению сохранению и упрочению педагогических традиций, стимулированию новаторского поиска, совершенствованию педагогического мастерства. Преподавательская деятельность в условиях модернизации образовательной системы весьма многогранна. Она тесно связана с проведением ЕГЭ, введением профильного обучения, совершенствованием не только структуры, но и содержания образования. В качестве одного из ключевых направлений модернизации системы выступает внедрение психологических методов в педагогический процесс.

Задачи и цели

Как показывает изданий, главная цель системы методического сопровождения - это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня.

Одна из важнейших задач методического сопровождения - это реализация новых программ, направленных на реформирование образовательной системы.

Компонентный состав системы

В структуре методического сопровождения образовательного процесса выделяются следующие аспекты:

  1. Диагностико-аналитический.
  2. Ценностно-смысловой.
  3. Методический.
  4. Прогностический.

Методический блок, в свою очередь, включает в себя следующие модули:

  1. Информационно-методический.
  2. Организационно-методический.
  3. Опытно-внедренческий (практический).

Предполагает обеспечение педагога необходимыми сведениями о современных образовательных технологиях, оказание консультативной помощи и пр.

Стадии реализации методических программ

Внедрение научно-методических разработок должно осуществляться поэтапно. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от работы. Основными этапами реализации программ по методическому сопровождению являются:

  1. Диагностика проблемы.
  2. Поиск вариантов решения. Для этого используются информационные источники, в том числе сеть Интернет.
  3. Обсуждение найденных вариантов, выбор наиболее подходящего решения.
  4. Оказание помощи при реализации выбранного варианта.

Формы работы

Программно-методическое сопровождение осуществляется через:

  1. Консультирование, помощь творческим группам, тьюторство, педсоветы, семинары. Данное направление предполагает преимущественно передачу информации. При этом формы могут быть любыми. Их условно можно разделить на пассивные (выступления на педсовете, анкетирование, ознакомление с печатными изданиями и пр.) и активные (дискуссии, тренинги и т. д.).
  2. Формирование организационно-методических условий для привлечения учителей к различным мероприятиям. Речь, в частности, о курсах, конференциях, круглых столах, практикумах, мастер-классах и т. п.

Методическое сопровождение ребенка (как полноправного участника образовательного процесса) может осуществляться с помощью современных обучающих технологий, в том числе дистанционным методом, через диалог, игру, фокус-группы и пр.

В последнее время стала популярной такая форма, как "скайп-сопровождение". Она предполагает удаленное пошаговое индивидуальное обучение. Такая форма методического сопровождения образовательного процесса не ограничивается количеством сеансов. Каждая последующая встреча начинается с проверки домашнего задания. Если оно не выполнено либо выполнено неверно, то сеанс не проводится.

Ключевые условия

Эффективность методического сопровождения и в ДОУ, и в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет:

  • включения учителя в события, связанные не только с его профессиональным, но и духовным развитием;
  • изучения личности преподавателя в разных ее аспектах, создания ситуаций, направленных на развитие его потенциала;
  • совершенствования психологических и материальных механизмов управления образовательным процессом, ориентированных на повышение мотивации к профессиональному росту.

Роль методического сопровождения в современной образовательной системе

Сегодня к выпускникам школ и вузов предъявляются повышенные требования. Воспитать человека, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, успешно самореализовываться, могут только высококвалифицированные педагоги. Это означает, что учителя должны обладать не только психолого-педагогическими, дидактическими, предметными умениями и знаниями, но и достаточным потенциалом, ключевыми составляющими которого являются внутренние убеждения, ценности, установки.

Именно на развитие всех этих качеств, знаний, умений и направлена методическая работа в образовательном учреждении. Ключевым условием ее эффективности является активное участие самого педагога в процессе саморазвития и самореализации.

Научно-методическое сопровождение обеспечивает социализацию и адаптацию преподавателя. Так, принимая активное участие в процессе, учитель получает определенный статус и закрепляет его за собой. Более того, он получает возможность решить проблему, связанную с профессиональным самосохранением, преодолением отставания достигнутого от новых требований, предъявляемых к образовательному процессу. Методическое сопровождение помогает педагогу избавляться от устаревших взглядов, способствует повышению его восприимчивости к изменениям, происходящим в обществе. В результате учитель становится более конкурентоспособным.

Главное в методическом сопровождении - это оказание действенной, реальной помощи. Она представляет собой комплекс практических мероприятий, основывающихся на научных достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на всестороннее повышение профессионального мастерства и компетентности педагога, реализацию творческого потенциала каждого учителя в отдельности и всего коллектива образовательного учреждения. В конечном итоге это приведет к росту уровня воспитанности, образованности и культурного развития обучающихся.

Требования к современному учителю

Модернизация отечественной педагогической системы, обновление всех элементов образовательного процесса. В настоящее время педагог творчески, комплексно, на высоком профессиональном уровне должен уметь решать сложные задачи, в частности:

  1. Проводить диагностику уровня развития детей, формулировать реальные задачи и ставить достижимые цели своей работы и деятельности обучающихся.
  2. Выбирать образовательные средства и способы обучения, соответствующие современным условиям жизни и требованиям общества, учитывая при этом познавательные способности и социальные характеристики учащихся.
  3. Отслеживать и оценивать результаты своей работы и деятельности детей.
  4. Разрабатывать и претворять в жизнь различные образовательные программы, использовать известные и предлагать собственные инновационные идеи, методические приемы, технологии.
  5. Обеспечивать познавательную деятельность учащихся.

Все эти требования определяют роль современного педагога не как обычного "предметника", но как исследователя, психолога, технолога. В связи с этим методическая работа приобретает особое значение и способствует развитию педагогического мастерства.

Заключение

В связи с тем, что методическая деятельность может оказывать существенное влияние на качество воспитания и обучения, на итоговые показатели работы учебного заведения, ее можно рассматривать как один из важнейших факторов управления педагогической системой. Сопровождение и поддержка связаны главным образом с преодолением конкретных сложностей, возникающих у субъектов образовательного процесса. Методическая деятельность предполагает заранее спланированную непрерывную работу, направленную на предупреждение проблем при освоении новых образовательных технологий. При этом субъект образовательного процесса самостоятельно определяет, нужна ему поддержка или нет.

,

ЗДНМР МАОУ «СОШ № 8»

г. Краснокаменска

Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие учительского потенциала. Это, прежде всего, связано с новой парадигмой образования, ориентированной на формирование у учащихся практических навыков, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т. е. формирование УУД. Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий обусловлена новыми требованиями к системе образования, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования , утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года. Методологическую основу стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно - деятельностный подход в обучении, и их формирование является приоритетным.

Так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности, их личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение современных педагогических технологий, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.

Одной из основных форм повышения квалификации педагогов в послевузовский период является методическая работа. Она включает в себя все содержательные и организационные формы оказания методической помощи учителям. Методическая работа рассматривается нами как часть системы непрерывного образования педагогов.


Ситуация, связанная с изменениями, происходящими в последние годы в образовании, проблемно-ориентированные результаты анализа методической работы, привели к необходимости изменить подходы в реализации методической работы в школе, сделать акцент на развитие системы мотивации педагогических кадров , на формирование корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества, на дифференцированный подход в работе с педагогами. Решение данных проблем требует от администрации школы перехода от управленческой к менеджерской системе руководства, которая привлекает, прежде всего, своёй личностной направленностью. Лозунг «Кадры решают всё» сегодня особенно актуален. Чем выше уровень развития педагога с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к педагогической деятельности, тем эффективнее и результативнее будет деятельность образовательного учреждения.

Прежняя система должна уступить место новой системе научно-методической работы , которая должна стать средством процесса развития нового стиля педагогического мышления и деятельности педагога в школе. Поэтому работа должна быть направлена на создание внутришкольной модели методического сопровождения педагогов, которая способна обеспечить профессиональный рост, развитие активного творчества.

Исходя из этого, нами была разработана программа «Внутришкольная модель научно-методического сопровождения как условие развития учительского потенциала».

Цель программы: создание и апробация внутришкольной модели начно-методического сопровождения педагогов, обеспечивающей развитие педагогического потенциала, их готовность к реализации в своей практике идей деятельностного - компетентностно подхода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Разработать и апробировать внутришкольную модель научно-методического сопровождения педагогов.

2. Создать условия, обеспечивающие научно-методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации учителя, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).

3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами школьного образования.

4. Осуществить переход от управленческой к менеджерской системе руководства.

Научно - теоретическое обоснование внутришкольной модели научно-методического сопровождения

В теории менеджмента термин «развитие» означает весь объем мероприятий, процессов, процедур, которые, во-первых, помогаю персоналу овладеть необходимыми компетенциями для эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией, во-вторых, способствуют наиболее полному и всестороннему раскрытию потенциала каждого. «Развитие» и «обучение сотрудников» рассматриваются как идентичные понятия.

Основываясь на положениях кадрового менеджмента, можно выделить социально-психологические и психолого-педагогические условия эффективного обучения педагогов:

1. Прежде всего нужна мотивация. Каждый учитель должен ясно понимать цели, т. е. каким образом обучение повлияет на его работу, результаты обученности учащихся, а также скажется на будущем личном благосостоянии.


2. Администрация школы должна создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отве чать на вопросы. Организации с подобным поощряющим и поддерживающим климатом называются «самообучающимися».

3. Процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из них. Это особенно важно, когда предмет обучения довольно сложен.

4. Необходима положительная обратная связь: похвала, одобрение, поощрение педагогов и т. п.

Для создания внутришкольной модели развития учительского потенциала необходимо знание основ андрагогики.

Андрагогика – наука об обучении взрослых.

Технология обучения взрослых является составной частью андрагогики. Ее компонентами являются: содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное здесь – деятельность обучающегося и обучающего. Ведущая роль принадлежит самому ученику. Взрослый обучающийся – педагог – активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.

На базе основных положений андрагогики и предлагается строить деятельность по развитию учительского потенциала, главными характеристиками которой считаются активная, ведущая роль обучающегося (педагога) в построении и осуществлении программы обучения , с одной стороны, и его совместная работа с обучающим – с другой стороны.

Опираясь на отечественный и зарубежный опыт организации повышения квалификации, исходя из имеющихся условий в общеобразовательном учреждении, фундаментом внутришкольной модели развития учительского потенциала должны стать следующие основные принципы:

1. Приоритет самостоятельного обучения

2. Принцип совместной деятельности

3. Принцип индивидуализации

4. Принцип направленности на проблемные вопросы практики

Активные:

Тренинги и т. д.

В предлагаемой модели предпочтение отдается активным формам.

2. Создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов школы в различных мероприятиях: курсы, конференции, окружные методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.

3. Оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность , педагогический эксперимент.

4. Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

5. Психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-методическая помощь, связанная с внедрением личностно ориентированных технологий обучения в учебный процесс (как в сфере взаимодействия, так и во взаимоотношениях с детьми).

Профилактическая направленность, связанная с приобретением учителями навыков эмоционального саморегулирования, развитием способности сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регулятивные механизмы с целью сохранения эмоционального здоровья, профессионального долголетия.

Из опыта работы школы по внедрению внутришкольной модели научно-методического сопровождения педагогов

Над данной проблемой педагогический коллектив школы работает первый год. За это время удалось достигнуть определенных положительных результатов. мы считаем, что эффективность методической работы зависит от многих факторов и прежде всего от:

Приоритетных направлений школьного образования;

Приоритетных направлений ОУ;

Учета индивидуальных профессиональных особенностей каждого педагога при ее планировании и организации;

Опоры на индивидуальность и творчество учителей их профессиональных интересов и способностей;

Сложившегося передового педагогического опыта ОУ;

Планирование методической работы начинается с анализа потребности педагогов, выявления существующих проблем. С этой целью проводится анкетирование, собеседование с учителями, самообследование образовательного учреждения по всем основным процессам: управленческий, учебный, воспитательный, научно-методический, психолого-педагогический.

Для успешного осуществления методической работы в течение всего времени проводится контрольно-аналитическая экспертиза, по следующим направлениям:

w состояние и результативность методической работы;

Указывается, что будет разрабатываться учителем для обеспечения ОП и инновационной деятельности : авторские программы учебных курсов, календарно-тематические и поурочное планирование, конспекты уроков , подборки упражнений, дидактические материалы, тексты контрольных работ , тестовые задания

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Указывается тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт. Действия по систематизации накопленного материала, анализ опыта, подготовка итоговых обобщенных материалов –написание рекомендаций, статей, подготовка сообщений.

4. Участие в системе методической работы

Указывается в каких методических мероприятиях школы предполагает участвовать учитель. Какова его роль

Разработка программы, проекта, мастер-класс и др.

5. Обучение на курсах повышения квалификации вне школы

Указываются темы курсов, которые предполагает закончить учитель

Курсовая работа, реферат

Указываются органы, в составе которых работает учитель, его функциональные обязанности

План действий, отчетность о работе

7. Самодиагностика учителя

Указываются диагностики, проведение самодиагностики, осмысление результатов педагогической деятельности и личностного роста

Личный дневник учителя, «портфолио» педагогических достижений

8. Оценка результатов профессионального роста

Отслеживание результатов личностного роста (диагностические исследования, мониторинг)

Виды деятельности педагогов в условиях научно-методического сопровождения

Научно-методическое сопровождение инновационной и опытно-экспериментальной работы осуществляется на основе реализации программы «Технология управления инновационными процессами в школе».

Для оптимизации процесса контроля предусматриваются специальные меры управления реализацией программы: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетность по ним на заседаниях МО, НМС, собеседование по реализации программы профессионального и личностного роста учителя.

Важным структурным компонентом научно-методического сопровождения является его многоуровневый характер, который можно представить в виде модели:

w индивидуальная научно-методическая и опытно-экспериментальная работа педагогов, которая осуществляется через оказание методической помощи в разработке:

Индивидуальных программ ОЭР;

В выборе индивидуальной методической темы;

В создании «портфолио» достижений учителя;

В повышении квалификации по индивидуальной теме;

При посещении и анализе уроков;

При подготовке открытых уроков;

Содействие учителям, принимающим участие в профессиональных конкурсах.

w микрогрупповая работа педагогов включает:

Оказание методической помощи в разработке и реализации программ ОЭР (постоянные творческие группы долгосрочных проектов);

Разработку учебных проектов;

Проведение интегрированных уроков;

Оказание методической помощи при подготовке к педсоветам;

w исследовательская деятельность в рамках работы МО связана с:

Разработкой программ качества по образовательным областям;

Работой над методической темой методического объединения:

w коллективная научно-методическая работа включает:

Информационное сопровождение педагогов;

Участие в педагогических советах;

Научно-практических конференциях;

Работа над единой методической темой;

Проведение мониторинговых исследований.

Стимулированию профессионального роста, поднятию творческого настроя учителя способствует коллективная работа над единой методической темой, которая становится инструментом управления профессиональной педагогической деятельностью, основой профессионального роста. Работа над единой методической темой ведётся поэтапно, на каждом этапе решаются определенные задачи, используются различные организационные формы. Работа над единой методической темой объединяет творческие усилия педагогов, позитивно влияет на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, включающей уровень методической компетентности и общей педагогической культуры педагогов. В этом учебном году педагогический коллектив школы работал над темой: «Повышение качества образования на основе формирования универсальных учебных действий». Цель деятельности в рамках данной проблемы - создание условий, способствующих развитию универсальных учебных действий, определяющих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Работа была организована в несколько этапов:

I этап. Организационная работа. 2008//2010г. г.

Изучение стандартов второго поколение;

Выбор тематики работы МО, кафедр, методической службы;

Определение состава творческих и проблемных групп, творческих мастерских;

Определение тематики педсоветов, теоретических семинаров и психолого-педагогических практикумов;

Разработка индивидуальных тем самообразования;

Обзор – презентация литературы по методической теме, темам самообразования;

Составление плана-графика контроля.

II этап. Оказание помощи педагогам по внедрению стандартов нового поколения. 2009/2010г. г.

Практическое обучение педагогов по использованию стандартов второго поколения

Апробация новых форм оценивания образовательных результатов учащихся;

Внедрение современных психолого-педагогических технологий, способствующих формированию УУД;

Новые формы повышения квалификации (организационно-деятельностные игры, творческие мастерские, опережающее моделирование уроков, презентация ППО и т. д.)

Реализация плана-графика контроля.

III этап. Сбор и обработка полученной информации 2011/2012г. г.

· Активное внедрение результатов педагогических исследований, использование передового педагогического опыта коллег, опыта работы творческих и проблемных групп.

Формы работы:

1. Творческие отчеты

2. Защита проектов

3. Открытые уроки

4. Самообобщение опыта

5. Инновационная работа

IV этап. Заключительный. 2012/2013 г. г.

· Анализ работы педагогического коллектива над научно-методической темой (педсовет, школьный образовательный форум, НМС, заседание кафедр, МО).

· организация тематических выставок

· оценка уровня профессионального мастерства педагогов школы

· сбор и структурирование материалов из опыта работы

· определение перспектив дальнейшего развития.

Работа над единой методической темой способствовала активизации творческого настроя педагогов, их профессиональному росту.

Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях перехода на ФГОС осуществляется через реализацию программы «Комплексное сопровождение образовательного процесса в условиях перехода школы на ФГОС».

Для обеспечения методической поддержки педагогов при переходе школы на ФГОС методическая служба школы поставила перед собой следующие задачи:

Организация теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов;

Обеспечение методического сопровождения участников апробации ФГОС;

Изучение, обобщение и распространение опыта педагогов школы.

На организационном этапе были созданы творческие группы в начальной школе и старшей, которые разработали и апробируют Программу формирования УУД. Решая задачу оказания помощи педагогам для грамотного прочтения и осознания большого объема новой документации, рекомендаций стандарта, изменений в планировании работы учителя, методический кабинет организовал изучение базовых документов по переходу на ФГОС.

С целью повышения методической компетентности педагогов выстроена система повышения квалификации на всех уровнях: самообразование – школьный уровень - муниципальный уровень - региональный.

Научно-методическое сопровождение педагогов, находящихся в режиме аттестации осуществлялось через реализацию программы «Программа подготовки к аттестации педагогических кадров»

Цель: Создание эффективного механизма повышения профессиональных качеств педагогических кадров.

Задачи:

Способствовать развитию потребности самой личности педагога к повышению педагогической квалификации. Предоставить максимальные возможности для творческого самовыражения личности педагога.

Этапы развития профессиональных качеств педагога:

I этап: подготовительный:

    разъяснительная работа о целях аттестации, принципах деятельности аттестационной комиссии самодиагностика результативности профессиональной деятельности, на основании которой учитель составляет заявление; консультативная помощь администрации: учитель должен осознать свои достижения, инновации, соотнести их с квалификационными требованиями, требованиями на соответствии занимаемой должности;

II этап : изучение требований письменных квалификационных испытаний (Правила проведения аттестации в Забайкальском крае), знакомство со среднестатистическими данными результатов работы педагогов в Забайкальском крае:

    разработка конспекта урока (занятия), решение педагогических ситуаций, знакомство с тестами по ИКТ-компетенциям, проведение самооценки деятельности педагогами; экспертная оценка практической деятельности педагогических работников.

Годовая циклограмма работы заместителя директора,

организующего подготовку к аттестации педагогических кадров

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

1.Создание информационной базы для подготовки педагогов к аттестации.

2. Оформление приказов об утверждении графиков о прохождении педагогами аттестации на соответствие занимаемой должности.

Директор

Инструктивно-методическое совещание для учителей,аттестуемых на соответствие занимаемой должности и подавших заявления на первую и высшую квалификационные категории:

    права и обязанности аттестуемого; права и обязанности членов аттестационной комиссии; требования к аттестуемым на соответствие занимаемой должности; требования к аттестуемым на первую и высшую квалификационные категории.

Ноябрь-апрель

1.Посещение уроков аттестуемых учителей, изучение документации с целью оказания методической помощи.

2. Экспертиза профессиональной компетентности.

3. Экспертиза практической деятельности (документально зафиксированных результатов).

4.Собеседование с педагогами об уровне их готовности к аттестации.

Директор

1.Анализ работы по аттестации.

2.Подготовка графика по аттестации на новый год .

3. Составление заявки на курсы повышения квалификации на следующий учебный год с учётом потребностей педагогов пройти аттестацию в будущем.

План работы учителей на пять лет

Предшествующий год – присвоение квалификационной категории

1 – 3 годы:

Повышение уровня квалификации на курсах. Самообразование.

Работа по самообразованию проходит в три этапа:

    Выбор темы, её теоретическое изучение, изучение имеющегося опыта работы. Выбор темы определяется анализом, основанном на диагностике, а также с учётом единой методической темы. Использование полученных теоретических знаний на практике; Творчество учителя с выходом на положительные результаты: открытые уроки, мастер – классы. Методическая работа в рамках творческих групп, методического объединения.

4-ый год – подготовка к прохождению аттестации.

Алгоритм деятельности учителя в год, предшествующий подаче заявления:

Изучение «Положения о порядке аттестации педагогических государственных и муниципальных образовательных учреждений МОиН РФ и правил проведения аттестации педработников в Забайкальском крае». Осмысление наработанного за период, прошедший с предыдущей аттестации. Определение претензии на квалификационную категорию Структурирование наработанных материалов. Выбор формы аттестации. Формулирование темы творческого отчёт в школе перед коллективом. Написание заявления.

5-й год:

Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории. Подготовка видеоряда выступления: выставки, видеофрагменты уроков. Работа над содержанием выступления. Проведение открытых уроков, мероприятий с приглашением администрации школы, коллег.

Научно-методическое сопровождение молодых педагогов осуществлялось через реализацию программы «Школа молодого педагога».

Данная программа нацелена на решение задачи более успешной адаптации начинающих учителей.

Цель программы: оказание помощи молодым специалистам в профессиональной и личностной адаптации.

Задачи программы:

· создать условия для развития индивидуального стиля педагогической творческой деятельности;

· оказать помощь в изучении и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;

· создать условия, способствующие формированию в непрерывном самообразовании.

Этапы руководства профессиональным становлением молодого педагога

I этап: ознакомительный

    ознакомление со школой, её традициями, образовательными возможностями школы; обеспечение педагога полной нагрузкой; прикрепление к молодому педагогу наставника; планирование методической работы, направленной на повышение психолого - педагогической и методической культуры (работа в МО, самообразование); оказание помощи в планировании учебной деятельности .

II этап : стимулирование деятельности молодого педагога:

    создание условий для педагогического содружества разных поколений; осуществление контроля за педагогической деятельностью молодого педагога; моральное стимулирование.

III этап : подведение итогов:

    фиксация уровня подготовки учителя, результативность деятельности педагогического коллектива по профессиональной поддержки молодого педагога; определение перспектив дальнейшего развития профессионального мастерства молодого педагога.

Для молодых специалистов в методическом объединении организуется наставничество. Школьное наставничество – это одна из форм индивидуального обучения молодых специалистов. Наставники выбираются из числа наиболее опытных педагогов. Кроме наставничества в школе действует школа молодого педагога, занятия проводятся один-два раза в четверть, в перерывах между занятиями молодые педагоги занимаются самообразованием. Ежегодно в апреле месяце в школе проводится неделя молодого педагога «Мои педагогические достижения». Молодые специалисты проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия, выступают на заседаниях МО с отчетом по самообразованию. При проведении таких мероприятий наставники оказывают методическую помощь и педагогическую поддержку.

Научно-методическое сопровождение педагогов, обобщающих передовой педагогический опыт осуществляется на основе реализации программы «Теория и методика обобщения передового педагогического опыта». С целью оказания консультативно-методической помощи учителям, обобщающим педагогический опыт, отдел ОППО выпустил сборник методических рекомендаций по обобщению педагогического опыта. Сопровождение педагогов заключается в ознакомлении их с методикой обобщения опыта, оказании помощи в выявлении частной методической системы учителя, определяются этапы работы учителя по обобщению педагогического опыта учителя, предлагается примерный перечень материалов из опыта работы учителя, проводятся диагностические исследования по выявлению уровня владения педагогами исследовательскими навыками, уровня готовности учителя в экспериментально-исследовательской деятельности, диагностические программы «личностно-педагогическая саморегуляция учителя» и др.

Целенаправленная работа по оказанию методической помощи педагогам, обобщающим педагогический опыт, позволила обобщить опыт 11 педагогов за последние 3 года.

Большое значение придаем моральному и материальному стимулированию педагогов.

В связи с введением новой системы оплаты труда разработано «Положение о распределении стимулирующей части ФОТ для учителей, классных руководителей МОУ «СОШ № 8». Данное положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности учителей школы в повышении качества образовательного процесса, развития творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач. Основными критериями, влияющими на размер стимулирующих выплат учителю, являются критерии, отражающие результаты работы учителя. Критерии оценки результативности профессиональной деятельности разработаны по 3 основным блокам:

    деятельность учителя, направленная на обеспечение качества обучения учащихся. научно-методическая и инновационная деятельность. деятельность учителя в качестве классного руководителя.

В конце учебного года определяется персональной рейтинг учителей. Применение методики определения персонального рейтинга позволяет:

    повысить личную ответственность и заинтересованность учителя; внести состязательность в образовательный процесс; повысить дисциплинированность в повседневной деятельности; получить более объективные данные об успехах и недостатках в работе педколлектива.

Благодаря тому, что научно-методическая работа в школе строится на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе в управлении методической работой, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для роста профессиональной компетентности учителя нам удалось достичь определённых положительных результатов за последние 3 года:

    72 % педагогов имеют квалификационные категории; 98 % учителей прошли долгосрочные или проблемные курсы повышения квалификации; 100 % учителей охвачены методической работой, занимаются самообразованием.

Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах. Педагоги школы принимают участие в конкурсах разного уровня добиваются хороших результатов:

    Школа является победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и получила грант президента;
    В конкурсе «Учитель года – 2010 года» учитель английского языка заняла II место на муниципальном уровне; В районном конкурсе образовательных инициатив 4-м творческим группам присвоен статус «Районная творческая лаборатория», а членам творческих групп – статус «Педагог – исследователь»; 6 педагогов школы являются победителями конкурса «Лучшие учителя России в рамках ПНПО», Заведующая библиотекой стала победителем регионального конкурса авторских программ педагогов дополнительного образования ; II место в конкурсе «Внутришкольные системы обеспечения качества образования»; В городском смотре – конкурсе «Лучшая модель методической работы в ОУ» методическая служба школы удостоена победы в номинации «Знания. Опыт. Профессионализм».
    С 2008 года школа является областной площадкой по проектированию и реализации систем менеджмента качества» В 2010 году учитель начальных классов получила грант Главы администрации муниципального района «город Краснокаменск и Краснокаменский район». 13 статей по обобщению опыта опубликованы в журнале «Практика административной работы», в журналах для руководителей ОУ «Управление качеством образования», в сборниках материалов на уровне района, области.

В свою очередь рост уровня профессионального мастерства способствует продвижению учащихся во всех сферах учебной и общественной деятельности, в этом и заключается сущность организации научно-методического сопровождения ОП.

ПЛАН-ПРОГРАММА (ПРИМЕРНАЯ)

Индивидуальная траектория развития

профессиональной компетенции освоения

деятельностного метода обучения учителя-«стажера»

Задача: приобрести опыт реализации знаний: теоретических и методических особенно-стей технологии деятельностного метода и дидактических принципов системы в практической деятельности, опи-раясь на готовые разработки (сценарии) уроков педагогов-мастеров

Результат деятельности: опыт реализации знаний - методических особенностей технологии и системы дидактических принципов дея-тельностного метода - и, как следствие, повышение методического мастерства, приобретение статуса учитель-«практик».

Сроки

Действия по выполнению

Согласование и утверждение плана-программы «Индивидуальная

Участие в конструировании, подготовке и проведении деловой или

проблемной игры, дискуссионного или круглого стола: «Цели и цен-

ности современного образования», «Качество современного образо-

вания и пути его достижения: новый этап развития российской

школы» (Закон РФ «Об образовании» 2004, государственные стан-

дарты. Образовательная программа школы).

Подготовка выступления на педагогическом совете в форме дело-

вой или проблемной игры, дискуссионного или круглого стола.

Активное участие в проведении педагогического совета.

Участие в обсуждении открытого или видеоурока, в конструирова-

нии и подготовке семинара-практикума.

Подборка материала для оформления методического стенда о ди-

дактической системе «Школа 2000...», деятельности ЦСДП «Школа

Участие в проведении семинара-практикума «Методы формирова-

ния нового знания», или

«Реализация принципа деятельности в построении образователь-

ного пространства урока».


Сроки

Действия по выполнению

Посещение открытых уроков педагогов-мастеров в СОШ № и

участие в обмене мнениями об уроке.

Изучение конспектов уроков педагогов-мастеров с целью выявле-

ния особенностей в построении уроков.

Написание конспекта урока для заседания методического объеди-

нения учителей начальной школы и математики «Изучение конс-

пектов уроков педагогов, прошедших базовый уровень обучения».

Самоподготовка к анализу видеоурока или конспекта открытого

урока с последующим выступлением и ответами на вопросы кол-лег. Комментирование конспекта урока, ответы на вопросы коллег

при участии в семинаре-практикуме «Изучение конспектов уро-

ков педагогов, прошедших базовый уровень обучения».

Предложения к разработке план-программ «Индивидуальная

траектория развития профессиональной компетенции освоения

деятельностного метода обучения учителя-«стажера» для новой

группы учителей, прошедших курсы базового уровня.

Демонстрация открытого урока или проведение анализа видео -

урока с последующим обсуждением и ответами на вопросы

Анализ совместно с замдиректора организации повышения

профессиональной компетенции в послекурсовой период. Сооб-

щение о результатах освоения ДСДМ на методическом объедине-нии.

Согласование с замдиректора и утверждение план-программы

«Индивидуальная траектория развития профессиональной ком-

петенции освоения деятельностного метода обучения учителя-

«технолога» (при условии прохождения курсов технологического

уровня) или коррекция план-программы «Индивидуальная

траектория развития профессиональной компетенции освоения

деятельностного метода обучения учителя-«стажера».


«Методическое сопровождение педагогов ДОУ, как необходимое условие повышения качества образования».

В годовом плане на 2016 - 2017 учебный год, принятом на педагогическом совете МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1

«Мечта» г.Ртищево Саратовской области» от « 30 » августа 2016 года, п ротокол № 1 прописан раздел VI. Методическая работа,

Который включены:

  • Открытые просмотры педагогической деятельности, взаимные посещения;
  • Обучающие семинары, семинары практикумы;
  • Консультации;
  • Наставничество;
  • Работа методического кабинета;
  • Самообразование.
  • График прохождения аттестации;
  • Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

СЛАЙД 13

АНАЛИЗ КАДРОВОГО СОСТАВА

По уровню профессионального образования

На сегодняшний день в Центре продолжается работа по формированию сплоченного, работоспособного коллектива педагогов.

8 педагогов имеют высокий потенциал личностного развития, стремящиеся к саморазвитию и развитию взаимодействия с окружающими коллегами.

12 педагогов больше склонны к исполнительской роли в педагогической деятельности и в установлении взаимоотношений в коллективе, не проявляют творческой инициативы.

6 педагогов с большим творческим потенциалом, но имеют трудности в установлении контактов с коллегами, (неуверенность в своих силах, низкий уровень ответственности к выполнению профессиональных обязанностей). Это связано с постоянно меняющимся составом педагогического коллектива. За период первого полугодия коллектив сменился на 30%, что обусловлено молодым контингентом педагогических работников. Тем не менее, положительная динамика наблюдается и подтверждается формальными показателями, где отмечается устойчивый рост количества педагогов имеющих высшее профессиональное образование. На переподготовку и обучение было направлено 14 человек.

СЛАЙД 14

Сравнительная диаграмма образовательного уровня педагогических работников ДОУ за 3 года

Отмечается увеличение количества педагогов имеющих квалификационную категорию.

СЛАЙД 15

Таблица «Квалификация педагогов»

СЛАЙД 16

Сравнительная диаграмма уровня квалификации педагогических работников ДОУ за последние 3 года

СЛАЙД 17 Таблица 4 Награды, звания имеют 5 педагогов

СЛАЙД 18 Таблица «ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ»

Опыт работы

СЛАЙД 19 Сравнительная диаграмма стажа работы

Педагогических работников ДОУ за 3 года

СЛАЙД 20

Возрастная характеристика педагогического состава (в процентном и количественном соотношениях).

СЛАЙД 21 СТАБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

СЛАЙД 22 Анализ владения педагогами компетентностями представлен в таблице 8

СЛАЙД 23 ФОТО КОПИИ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ПРОХОЖДЕНИИ КУРСОВ ИКТ, СЕРТИФИКАТОВ О ПУБЛИКАЦИЯХ ПЕДАГОГОВ, МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПРОЕКТОВ.

СЛАЙД 24 Анкетирование и/или тестирование:

СЛАЙД 25

ФОТОГРАФИИ ПЕДАГОГОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ЗАДАНИЯ

СЛАЙД 26

В практике работы методической службы Центра используется система индивидуального сопровождения педагогов.

Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя дошкольного учреждения. В основе системы сопровождения лежит распределение педагогов на группы с учётом стажа педагогической деятельности, а так же дифференцированный подход к педагогу в соответствии с результатами педагогического мониторинга.

СЛАЙД 27-28 Проблемный анализ профессионализма педагогов по результатам диагностической деятельности

СЛАЙД 29

Заполнение педагогических паспортов позволяет условно разделить педагогический коллектив на 4 условные группы:

СЛАЙД 30

Эффективные формы работы с педагогическим коллективом

СЛАЙД 31

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ:

Педагогический час, консультации,

Электронная страница и электронный механизм сбора информации через электронную почту .

Наиболее эффективны и популярны среди педагогов такие формы работы:

мастер-класс

Педагогическая мастерская

творческая лаборатория.

СЛАЙДЫ 32-35 «Решение годовых задач различными формами »

СЛАЙД 36

ФОТОГРАФИИ СЕМИНАРОВ-ПРАКТИКУМОВ, ЭССЕ, КОПИЙ УДОСТОВЕРЕНИЙ О ПРОХОЖДЕНИИ КПК, КОПИИ ДИПЛОМОВ И ГРАМОТ ЗА ПОБЕДУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ, ОТКРЫТЫХ ПРОСМОТРОВ, МАСТЕР – КЛАССОВ, СКРИНШОТА СТРАНИЦЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ.

Следующим приоритетным направлением деятельности методической службы является адаптация молодых специалистов, не имеющих профессионального опыта.

СЛАЙД 37-38 Наставничество

Наставники имеют планы работы с молодыми специалистами, проводят индивидуальную работу по оказанию практической, теоретической, методической и психолого-педагогической помощи педагогам.

Постепенно при поддержке наставника молодой воспитатель начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Наставники и молодые специалисты при взаимном посещении занятий и режимных моментов заполняют тетрадь взаимопосещений.

СЛАЙД 39 ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»

СЛАЙД 40 Этапы профессионального становления молодого специалиста

I этап – стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

II этап - развивающий (2-3 год работы). Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег.

III этап - становление (4-5-й год работы). В деятельности педагога начинает складываться система.

IV этап - совершенствование (более 5 лет работы), саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

СЛАЙД 41 Интерактивные формы и методы в работе

с молодыми специалистами

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 42 РАБОТА ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Состав творческой группы:

ФОТОГРАФИИ

Заседания творческой группы проводятся первый понедельник месяца, на которых в соответствии с планом разрабатываются положения об организации и проведении смотров, конкурсов в Центре.

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 43 Работа методического кабинета

Расширение и модернизация методического оснащения

ФОТОГРАФИИ

Пополнение фонда медиатеки

ФОТОГРАФИИ

Накопление и систематизация материалов, созданных педагогическими работниками

ФОТОГРАФИИ

Разработка материалов (электронный вариант) по тематике педагогических советов

ФОТОГРАФИИ

Размещение материалов педагогов и специалистов на сайте

ФОТОГРАФИИ

Издание и публикация материалов конференций

ФОТОГРАФИИ

Пополнение фонда методической, научно-практической, периодической, информационной литературы

ФОТОГРАФИИ

СЛАЙД 44 Самообразование .

Все педагоги работают по индивидуальным планам профессионального развития. При составлении индивидуальных планов и выборе методической темы педагоги в мае представляют «Пояснительную записку», в которой обозначают актуальность выбора данной темы (после проведенного анализа педагогической диагностики, выделяю проблему, определяют цель и ставят задачи, обосновывают использование средств) и разрабатывают план, определяя способы реализации.

План работы по самообразованию

СЛАЙД 45 Методические темы по самообразованию педагогических работников

СЛАЙД 46 ФОТОГРАФИИ ПАПОК ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

СЛАЙД 47 График прохождения аттестации педагогическими р аботникам и

СЛАЙД 48 График прохождения аттестации педагогическими работниками

СЛАЙД 49 МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

СЛАЙД 50 Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации .

В период с 2015 по 2016 год курсы повышения квалификации и переподготовку прошли 23человека, что составляет 85% от общего числа педагогов, включая использование дистанционных образовательных технологий и обучение в форме вебинаров.

Курсы профессиональной переподготовки

Курсы повышения квалификации по ФГОС

СЛАЙД 51

Курсы повышения квалификации в период с апреля по октябрь 2015 года по дополнительной профессиональной программе «Деятельный подход к воспитательно-образовательному процессу в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» прошли из 26 человек – 23, что составляет 85% (не прошли курсы специалисты и вновь прибывшие сотрудники)

СЛАЙД 52

В течение учебного года 2 воспитателями логопедической группы пройдены курсы повышения квалификации

СЛАЙД 53

Чёткость в организации профессиональной деятельности.

Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

Информационная обеспеченность каждого направления работы.

Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.

Педагогическая целесообразность методического обеспечения.

Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровне.

Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

СЛАЙД 54

Информация об участии педагогов ЦРР МДОУ – детский сад №1 «Мечта» г.Ртищево Саратовской области в конкурсах различного уровня

СЛАЙД 55

Муниципальные конкурсы: «Лучший педагогический сайт», «Ярмарка педагогических идей», «Триумф мастерства»,

Региональные конкурсы «Лидеры дошкольного образования» «Саратов сегодня»

Всероссийские конкурсы: «Таланты России», «Требования ФГОС к системе дошкольного образования», «Мой мастер – класс».

Международные конкурсы «Лучший мастер-класс»

СЛАЙД 56

Педагоги активно:

Представляют опыт работы на районных МО «Калейдоскоп педагогический идей», тема «Организации совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО»;

Принимают участие во всероссийских семинарах «Самообразование педагога - основа профессиональной компетенции педагога» , «Творческая деятельность педагога как необходимое условие креативного развития детей» , в о всероссийском дистанционном осеннем фестивале работников образования «Творчество педагогов» на портале «Одаренность.RU» www.ya-odarennost.ru

во всероссийских вебинарах «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения», «Самообразование, как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога», во всероссийском дистанционном конкурсе педагогов «Вернисаж изобразительного искусства».

С целью повышения компетентности в использовании ИКТ –технологий, изучаются учебно-методические материалы, размещённые на портале «Открытое образование».

Участие в муниципальных и всероссийских профессиональных конкурсах – это стремление не только к передаче своего, но и восприятию чужого опыта, профессиональное честолюбие, конкурентоспособность. Сам факт участия в каком-либо профессиональном конкурсе, независимо от достигнутого результата (победа или участие) определенно свидетельствует в пользу претендента, так как характеризует его стремление к постоянному повышению профессиональной компетентности, возможности для профессионального роста.

Итогами работы самообразования стало использование при организации воспитательно-образовательных мероприятий дошкольного учреждения положительного педагогического опыта.

В 2015-2016 учебном году и в 1 полугодии 2016 -2017 учебного года была организована работа над повышением педагогического мастерства, применялись активные методы обучения, использовался опыт педагогов.

Перед методической службой Центра развития ребёнка стоят следующие задачи:

1. Создание образовательной среды позволяющей реализовать творческий потенциал каждого ребёнка, педагога, всего педагогического коллектива.

2. Ориентация педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.

С начала учебного года 17 педагогов и специалистов приняли участие в муниципальных заседаниях методических объединений и семинарах. На базе МДОУ в октябре был проведен семинар "Поколение NEXT"

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

СЛАЙД 57

Модель организации методического сопровождения, которая создана в Центре на основе диагностико- прогностической деятельности. При создании системы мониторинга, направленного на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и повышение качества образования, можно активно привлекать педагогов ДОУ к участию в конкурсных проектах. Только при изучении личностных и профессиональных качеств педагога и через создание собственного стиля педагогической деятельности каждого педагога можно добиться высокого качества образования в ДОУ.

Модель методического сопровождения в ДОУ

СЛАЙД 58

Правильно организованное методическое сопровождение педагогов способствует развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности.

Современный педагог должен быть конкурентоспособным и уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

В организации методической поддержки:

Создаются условия для распространения и внедрения практического опыта в

деятельность других образовательных организаций;

Создается механизм отражения, хранения и анализа результатов педагогического мониторинга реализации ООП ДО.

СЛАЙД 59

В системе управления качеством образования (новые подходы и технологии, новизна в системе взаимодействия с партнерами):

Появился механизм получения результатов и осуществления коррекции образовательного процесса в ДОУ;

У педагогов появилась возможность самостоятельно и компетентно оценить качество образования в ДОУ и реализацию образовательных задач в группах, в отношении каждого ребенка;

Появилась возможность расширения перспектив развития ОУ, определения новых целей, расширение пространства образовательных областей.

В организации профессиональной деятельности и профессионального развития педагога:

повысилась профессиональная компетентность педагогов ДОУ;

повысилась заинтересованность педагога к проведению мониторинга и в положительной динамике результативности освоения программы, изменились методы проведения мониторинга и коррекции индивидуального развития ребенка;

повысилась сплоченность в работе педагогического коллектива, неформальное принятие и достижение общих целей, реализация общих задач.

Задачи, поставленные в текущем учебном году, реализованы в полной мере и способствовали достижению ключевых результатов.

Достаточный уровень нормативного обеспечения по мониторинговой деятельности.

Достаточный уровень методической активности - деятельность по созданию методических продуктов.

Достаточный уровень влияния инноваций для целей и задач ФГОС, включая профессиональное развитие педагогов.

СЛАЙД 60

В новом учебном году планируется:

* продолжать организацию наставничества, осуществляя психолого-педагогическую и методическую помощь молодым специалистам;

* стимулировать педагогов к повышению квалификации;

* активизировать работу с родителями, приглашая их на консультации, открытые мероприятия;

* направлять педагогических работников, нуждающихся в повышении квалификации по различным направлениям развития детей и овладении технологиями развивающего обучения (учителя-логопеды, музыкальные руководители, педагог – психолог, инструктор по физической культуре).

СЛАЙД 61

Результат соответствует следующим параметрам:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,
3) повышение профессиональной компетентности педагогов;
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности .


Все формы методической работы, направленные на методическое обеспечение и сопровождение педагогов, К. Ю. Белая представляет в виде двух взаимосвязанных групп:

  • групповые формы - педагогические советы, семинары, семинары- практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения и коллективные просмотры педагогического процесса, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры, мозговой штурм и т.д.;
  • индивидуальные формы - самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество, дневник воспитателя и т.д.

Организация общего методического пространства осуществляется через деятельность педагогического совета, который является творческой мастерской педагогов совместно со старшим воспитателем. Проведение педсоветов по традиционной методике не учит педагогов новому знанию и опыту. Обновление форм и содержание педсоветов дают возможность принимать решения и осуществлять выбор, обмениваться мнениями, общаться друг с другом, сотрудничать. Поэтому современная работа педсоветов строится на основе диалога, это свободный обмен мнениями педагогического сообщества о путях решения проблем, а не пассивное слушание докладов; обучение аналитической деятельности на примере анализа педагогических ситуаций, моделирования психолого-педагогических ситуаций, индивидуальных и групповых консультациях по конкретным проблемам, возникающим в ходе реализации образовательного процесса, открытые просмотры разных видов детской деятельности, режимных моментов, а не только занятий и др.

На основе интерактивного обучения совместно обсуждаются актуальные вопросы, коллегиально решаются проблемы и др. Это позволяет увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. В настоящее время разработано много форм такой интерактивной групповой работы: деловые игры, мастер-классы, педагогические тренинги, конкурсы профессионального мастерства, практикумы, семинары-практикумы, коллективные просмотры, смотры-конкурсы, конференции, педагогические чтения, консультации, наставничество, самообразование. Их используют с целью повышения социально-психологической и педагогической культуры педагогов, развития коммуникативных умений и навыков благодаря педагогике сотрудничества.

На основе собранных данных анализируют уровень профессионализма педагогов дошкольной образовательной организации, составляют программы их профессионального роста. Сегодня возможности повышения квалификации и дополнительного образования педагогов дошкольной образовательной организации широки, а формы их активизации различны для совершенствования профессионального мастерства. Успешное профессиональное развитие специалистов достигается за счет сочетания различных форм работы: регулярное прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки, знакомство с новыми технологиями обучения и воспитания дошкольников, взаимодействие с родителями через специализированные издания - журналы по дошкольному образованию, методическую литературу, участие в конкурсах, которые проводят издательства. В периодике публикуются как теоретические основы деятельности специалистов сферы дошкольного образования, так и практические наработки (авторские разработки педагогов) для использования в образовательном процессе.

К примеру, согласно приказу Министерства образования Московской области от 28.12.2009 № 2804 «Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области» дошкольные образовательные организации активно перестраиваются и организуют разнообразные дополнительные формы обучения педагогов на местах. Повышению компетентности педагогов способствует их участие в региональных мероприятиях: тематических и научно-практических конференциях, обучающих и проблемных семинарах, круглых столах. Формы работы определяются с учетом категорий педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.

Действенной формой управления педагогами и повышению их квалификации в дошкольной образовательной организации служит организация работы проблемной или творческой группы под руководством старшего воспитателя, которая создается из опытных, высококвалифицированных, творческих педагогов, заинтересованных в изучении и распространении передового педагогического опыта. Такая группа позволяет решить целый ряд задач: накопление педагогических материалов, разработка нормативно- правовой документации (например, положения о мониторинге качества образовательного процесса), анализ результатов деятельности по методической теме и др.

Можно выделить методические объединения, которые формируются из опытных высококвалифицированных педагогов, способных к творческой работе, их цель - реализация практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового опыта и направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, что способствует повышению качества дошкольного образования. При этом повышение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации реализуется через систему разных форм методической работы: работа детского сада по методической теме, самообразование.

В детском саду также может быть создан совет по инновациям. Его деятельность направлена на объединение инновационного потенциала работников, практическое обновление содержания образовательного процесса, востребованное новой педагогической ситуацией и влияющее на стратегическое управление развитием самого детского сада. Деятельность такого совета позволяет дошкольной образовательной организации работать в инновационном режиме, сформировать сотрудников готовность осваивать и внедрять теоретические инновации в практику.

Внедрение инноваций осуществляется поэтапно:

I этап - помощь педагогам в овладении теоретическими знаниями в области инноваций, организуются лекции, проблемные семинары, круглые столы, дискуссии, интерактивные игры, самостоятельная работа и другие формы с приглашением представителей науки, могут быть консультации в режиме он-лайн с целью выявления проблем и поиска путей их решения;

II этан - разработка концепции, программы инновационного содержания, внедрение и апробация в образовательный процесс, например, разработка проектов;

III этап - обобщение педагогического опыта педагога или творческой группы и распространение через участие и выступления на конференциях, издание печатных публикаций и т.д.

К инновациям можно отнести конкурсную работу, работу экспериментальных и стажеровочных площадок. Конкурсная работа осуществляется как внутри детского сада (например, конкурс наглядного материала, конкурс педагогических идей, педагогического мастерства), так и в социуме (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях). Это особая организация методической работы с активным включением педагогов, которая позволяет повысить их профессионализм, предоставляет возможность по-другому посмотреть на свою работу, познакомиться с опытом коллег, получить удовлетворение от творчества.

К примеру, в начале такой работы можно провести тренинг по методике Э. де Боно «Шесть шляп мышления » . Цель этого тренинга:

  • показать процесс создания, освоения и распространения инноваций, обеспечивающих современное качество образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;
  • повышение научно-педагогического потенциала дошкольной образовательной организации посредством включения педагогов в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам;
  • формирование мотивационной, методологической и технологической готовности педагогов к освоению инноваций.

В ходе тренинга педагоги, познакомившись с инновационным опытом, могут высказывать свое мнение и опасения, проявлять чувства, надевая шляпы шести цветов :

Затем можно организовать дискуссию для педагогов с интерактивными заданиями «Лестница инноваций» . В ходе такой формы методической работы педагоги, определившиеся с составом микрогруип и тематикой работы своей группы в инновационном контексте, определяют этапы работы, выстраивают логику процесса создания и освоения инноваций, пользуясь макетом лестницы. Такая форма работы позволяет сконструировать инновацию «от теории к практике», двигаясь по ступеням, определить теоретическое, методическое и дидактическое наполнение выпускаемой ими методической продукции.

Такой инновационный режим функционирования предполагает работу экспериментальных площадок, деятельность которых связана с поиском, разработкой и апробацией новых педагогических идей, находок или открытий, включением их в образовательную деятельность организации. Для этого разрабатывается концепция, программа экспериментальной площадки, план проведения мероприятий, который реализуется в форме исследовательских проектов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, обеспечивая консультативную поддержку педагогам со стороны представителей науки, стимулирование и развитие педагогического творчества, обобщение педагогического опыта, создание методических разработок, их распространение.

Итоговый уровень инновационно-методической компетентности педагогов и его динамика изучается методистом детского сада с помощью экспертной оценки по нескольким критериям Ромашкова Е. И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. М. : ТЦСфера, 2005.

  • Яковлева Г. В. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 88-94.
  • Наталия Якимова
    Методическое сопровождение педагогов по организации образовательной деятельности в ДОУ

    Аннотация : В статье рассматривается вопрос о повышении уровня педагогической компетентности с позиции развития личностно-профессиональной позиции. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Также актуализирован круг вопросов, касающихся содержания кадровой работы с педагогами в условиях ДОУ . Описана модель методического сопровождения по организации образовательной деятельности , реализуемой в соответствии с основными образовательными стандартами второго поколения, на базе МБДОУ «Детский сад № 66» г. Чебоксары. Отмечена проблематика в реализации данного подхода.

    Ключевые слова : компетентность, содержание деятельности , мотивация, проектирование, методическая система , модель организации .

    Каждый человек обладает потенциалом двигаться в

    естественном положительном направлении.

    Каждому педагогу присущи чувство собственной

    ценности, достоинства и способность направлять

    свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,

    личностного и профессионального роста.

    В. Э. Пахальян.

    Одним их важнейших направлений деятельности , в условиях модернизации в системе образования является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года , ФГОС дошкольного образования .

    Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные , нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педагогической деятельности , необходимой для реализации этих направлений углубляется.

    Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду . Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина) . Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования . Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода обосновываются в работах В. А. Болотова, O.E. Лебедева, В. В. Серикова, A.B. Хуторского.

    Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования предполагает наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний ; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений ; профессиональных психологических позиций и установок педагога , требуемых от него профессией.

    Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности , выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды , в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования , направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

    На данный момент существует проблема формирования педагога , обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности, поможет вывести их на более высокий уровень.

    Особенностью методической деятельности на современном этапе, по нашему убеждению, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск . Методическая деятельность , реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС . Необходимо отметить, что изменилось и понятие о методической работе .

    Методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров . Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников . Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения . Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации , которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

    Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования профессиональной позиции воспитателя.

    Решающим фактором развития ребенка сегодня становится личность педагога . На первый план сейчас выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя, которые позволяют ему успешно осуществлять педагогическую деятельность , направленную на создание каждому воспитаннику необходимых условий для получения дошкольного образования . Профессиональная компетентность – это единство личностных и профессиональных качеств педагога , а повышение профессиональной компетентности воспитателя – это одно из психолого-педагогических условий , обеспечивающих развитие ребенка в ДОО.

    С позиции Майера А. А. модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования и о себе , как о субъекте профессиональной деятельности .

    По мнению Майера достижение конечного результата - определенного уровня развитости профессиональной компетентности - возможно только при формировании основных ее компонентов в такой последовательности : центром структурно-функциональной модели проф. компетентности является мотивационная готовность педагога . Второй – это теоретическая готовность. Третий компонент - это технологическая готовность. Четвертый компонент – это результативная готовность.

    Опираясь на данную модель, учитывая требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации программ ДО, специалисты НИРО Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р предлагают структуру профессионально- педагогической компетентности педагога (компетентностную модель) с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога , которая включает методическую , коммуникативную, технологическую, деятельностную , креативную, игровую и рефлексивную компетентности. Названия говорят о содержании каждой компетентности. Расшифровка тех компетентностей, которые необходимо развивать у педагогов с целью повышения качества проведения НОД и его результативность.

    Методическая

    Воспитатель способен выявить цели и задачи собственной педагогической деятельности ; структурирует и выстраивает процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; осуществляет педагогическую диагностику и на основании ее проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника; четко определяет цели разработки методической продукции , знает структуру и содержание разных ее форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т. д.); прописывает необходимое методическое обеспечение , описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования ;

    Деятельностная компетентность в контексте ФГОС ДО.

    Ориентируется в специфике ДО и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности , основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности ; способен на высоком профессиональном уровне планировать и организовывать виды деятельности : предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную и другие; мастерски использует методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга , позволяющие оценивать развитие ребенка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс ; организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей .

    Коммуникативная компетентность в контексте ФГОС ДО.

    Создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса ; умеет оказывать эмоциональную поддержку; владеет навыками аргументации и поведением активного слушателя, обратной связи ; способен к языковой гибкости, говорит понятно и доступно для других; создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности .

    Рефлексивная компетентность в контексте ФГOС ДО : своим поведением, контролирует свои эмоции; осознает уровень собственной деятельности , своих способностей; видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности ; анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса ; соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО.

    Чтобы планировать методическую работу по повышению профессионализма и качества работы воспитателей, необходимо сделать анализ кадрового обеспечения ДОУ. Анализ показал, что 60% имеют высшее - специальное образование , 28% педагогов имеют стаж менее 5 лет, до 20 лет -48%, более 20 лет – тоже 24%, наличие первой и высшей квал. категории у 54% педагогов .

    Исходя из полученных данных были поставлены следующие задачи :

    1) Способствовать формированию мотивационно-ценностного и эмоционально-оценочного отношения педагогов к педагогической деятельности .

    2) Изучать уровень сформированности компетентностной модели педагогов при просмотре и анализе разных форм работы с воспитанниками, в том числе НОД.

    3) Создавать условия для повышения профессиональной компетентности воспитателей, используя наиболее эффективные формы методической работы .

    4) Оказывать помощь в овладении коммуникативной компетентности

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

    1. Высокий уровень мотивации педагогов на формирование своего профессионализма.

    2. Сформированная коммуникативная компетентность как основа педагогической деятельности .

    3. Повышение качества организации образовательной деятельности в ДОУ , в частности, проведение НОД.

    Решение поставленных задач должно привести к достижению общей цели методического сопровождения : совершенствовать теоретический уровень профессиональной компетентности и повышать практический уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ , направленные на развитие как воспитателей, так и воспитанников ДОУ.

    Методическая критериях : умение подобрать и сформулировать конкретные задачи НОД в соответствии с программными требованиями и возможностями детей (возрастными и индивидуальными, содержание занятия в целом, подбор и использование демонстрационного и раздаточного материала.

    Деятельностная компетентность проявляется в следующих критериях : использование здоровьесберегающих технологий, разные виды и формы организации детской деятельности , наличие компонентов развивающего занятия- это подбор методов и приемов , направленные на мотивацию детей, на организацию процесса совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей .

    Коммуникативная компетентность проявляется в следующих критериях : речь педагога , подход к детям, коммуникативное взаимодействие детей.

    Рефлексивная компетентность проявляется в следующих критериях : деятельность детей и организация обсуждения результатов деятельности детей .

    Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений , а именно :

    Исследовательских : умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание , массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса , методической работы и др . по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

    Проектировочных : умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

    Организаторских : умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии ; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности ; умение включить детей в различные виды деятельности , соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

    Коммуникативных : умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

    Конструктивных : умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода ) реализации образовательного процесса .

    Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования профессионализма педагога , приходится констатировать, что проблема разработки педагогических и организационно -управленческих условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания. Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в педагогическом процессе .

    Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции , управление профессиональными компетентностями педагогов . Работа ДОУ в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке , применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.

    К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса , механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов . Ряду педагогов , оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Большую роль в этом оказывает педагог-психолог , приоритеты в деятельности , которого претерпели существенные изменения.

    Открытые просмотры играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом .

    Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции , возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

    Для повышения квалификации кадров были созданы информационные условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса управления, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса ; организацию обмена опытом профессиональной деятельности через создание творческих отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; размещение материалов на сайт ДОУ, учебно-методический комплекс ООП ДО .

    Таким образом , эффективность формирования профессиональной позиции в процессе повышения квалификации обеспечивается комплексом созданных условий. К ним относятся психолого-педагогические условия :

    1. Формирование мотивации педагогической деятельности , актуализация и обогащение опыта воспитателя (презентация своей деятельности , стажировка, наставничество, курсы повышения квалификации, открытые просмотры);

    2. Организация взаимодействия психолога с воспитателем детского сада (обеспечение рефлексии деятельности ) ;

    3. Организация методического сопровождения - создание программы самообразования как важного фактора в развитии каждого педагога (школа молодого педагога , информационно-коммуникативные технологии, овладение образовательными технологиями (семинары, тренинги коучинг-консультирование совместно со специалистами Чувашского республиканского педагогического университета им . И. Я. Яковлева (ЧГПУ) ;

    4. Организация системы комплексного сопровождения ребенка ;

    5. Наличие системы стимулирования воспитателей;

    6. Разработка и выпуск информационных, методических пособий .

    Используемая литература :

    1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы . М.? 2007

    2. Вершинина Н. Б, Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду : справочно-методические материалы . Волгоград. 2008

    3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ . М., 2006

    4. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . М., 2003

    5. Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» 2012.

    6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ . Методическое пособие . М., 2008

    7. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду. М., 2008

    8. Сластенин В., Исаев И. Профессиональная компетентность педагога . Учебное пособие. М., 2012

    Похожие публикации