Проект "Коренные народы Приморского края" проект по окружающему миру (2 класс) на тему. Коренные народы приморского края Какие народы населяют приморский

Приморский край образован 20 октября 1938 г. Территория края составляет 165.9 тыс. кв. км (леса -78.5%; воды - 2.6%; сельхозугодия - 9.9%;- прочие - 9.0%) и включает в себя 10 городов, 2 закрытых административно-территориальных образования, 24 района, 31 поселок городского типа, 615 сельских населенных пунктов (данные по состоянию на 01.01.05 г.).

Численность постоянного населения края – 2035.8 тыс. чел . (мужское – 980.4 тыс. чел., женское – 1055.4 тыс. чел.), в т.ч. городское – 1534.0, сельское – 501.8 (01.01.05 г.). По последним данным на 01.01.2006 г. – население Приморского края составляет 2019 тыс. чел .

Плотность населения – 12.3 чел . на 1 кв. км

Край расположен на юго-восточной части российского Дальнего Востока. На западе край граничит с Китайской Народной республикой, на юго-западе – с Корейской Народно-Демократической Республикой, на севере – с Хабаровским краем. Восточной и южной границами является Японское море. Граница с КНР занимает 1162 км.

Административный центр –
г. Владивосток, основан в 1860 г., население - 610,2 тыс. чел.

Население городов Приморского края:

г. Арсеньев - основан в 1902 г., население - 60.6 тыс. чел.
г. Артем
– основан в 1924 г., население – 111.5 тыс. чел.
г. Дальнегорск
– основан в 1889 г., население – 49.4 тыс. чел
г. Дальнереченск
– основан в 1894 г., население – 33.6 тыс. чел.
г. Лесозаводск
– основан в 1894 г., население - 42.2 тыс. чел.
г. Находка
– основан в 1950 г., население – 174.6 тыс. чел.
г. Партизанск
– основан в 1896 г., население – 51.5 тыс. чел.
г. Спасск-Дальний
– основан в 1885 г., население – 47.8 тыс. чел.
г. Уссурийск
– основан в 1866 г., население – 156.0 тыс. чел.

На территории Приморского края проживает более 120 национальностей, наиболее многочисленные из них:

русские – 1861808
украинцы – 94058
корейцы – 17899
татары – 14549
белорусы – 11627
армяне – 5641
азербайджанцы – 4411
мордва – 4307
китайцы – 3840
немцы- 3578
чуваши – 3287
молдаване – 2288
башкиры – 2101
узбеки – 1634
казахи – 1296
марийцы – 1151
удмурты – 1130
поляки – 1060
евреи – 1059

Коренное население Приморского края представляют нанайцы, удэгейцы, орочи, тазы и др. Наибольшая численность – удэгейцы – 918 чел, нанайцы – 417 чел., тазы – 256 чел. Основными компактными местами проживания коренных малочисленных народов являются Красноармейский, Лазовский, Ольгинский, Пожарский и Тернейский районы.

В Приморском крае официально зарегистрированы 7 национально – культурных автономий: 3 корейских, 2 украинских, 1 немецкая, 1 еврейская.

Общеэкономические характеристики территории

Приморский край является промышленно-сельскохозяйственным регионом.

Основные отрасли промышленности:

рыбная
горнорудная
машиностроение и металлообработка
пищевая
топливно-энергетическая
деревообрабатывающая
торговля
строительство

Основная отрасль сельского хозяйства: растениеводство – выращиваются соя, гречиха, рис, картофель; животноводство – разводится крупный рогатый скот, птицеводство, свиноводство.

Территория Приморского края является дотационной. Объем дотаций из федерального бюджета на 2006 г. предусмотрен в размере 8 млрд. 409 млн. рублей. Работает Целевая программа поддержки Приморского края “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 года”.

Среднедушевой денежный доход на одного жителя Приморского края равен 8280 руб., среднемесячная начисленная заработная плата составляет 10530 руб. (по данным на 01.10.06 г.).

ЭТАПЫ ЗАСЕЛЕНИЯ КРАЯ

Ученые считают, что первыми жителями Приморья были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские народы, появившиеся здесь 5 -6 тысяч лет назад. Потомки этих народов живут на территории края, других районов Дальнего Востока и сейчас. Это - нанайцы, удэгейцы, орочи, ороки, ульчи, эвены, эвенки, негидальцы. Некоторые из палеоазиатских народов продвинулись в северные районы Дальнего Востока и занимают обширные площади в Хабаровском крае, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях.

В свое время эти народы умели пользоваться медью и железом, знали скотоводство и земледелие, строили жилища и морские суда, устанавливали связи с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. Ими были созданы государство Бохай, просуществовавшее с 698 по 926 год н. э., а также империя Чжурчжэней (Золотая Империя), которая в 1115-1234 гг. занимала не только юг Дальнего Востока, но и смежные районы Маньчжурии и Кореи.

Полчища Чингисхана в начале XIII века уничтожили чжурчжэньские города и порты, флот и крепости, убили или увели в рабство большую часть населения. Остатки чжурчжэней скрылись от монголов в лесах и долинах рек, занимая дикие необжитые территории. Постепенно они забыли прежние навыки труда и стали заниматься сбором даров природы - ягод, орехов, кореньев, съедобных трав, ловлей рыбы, охотой на зверей.

В начале XVII века, когда русские землепроходцы впервые появились на этих землях, коренные народы Дальнего Востока находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.

Освоение южных районов Дальнего Востока русскими приняло необратимый характер лишь после заключения Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем. Одна за другой на вновь приобретенные земли отправлялись морские и сухопутные экспедиции, чтобы составить полное представление об их богатстве. Уже к 1857 году, благодаря морским экспедициям, была составлена карта побережья Приморья, и в наиболее стратегически благоприятных бухтах и заливах началось создание военных постов. В 1860 году начали действовать Владивостокский, Новгородский, Новокиевский и Турьерожский посты.

Среди них особо выгодным географическим положением выделялся Владивостокский. Сюда в 1870 году и была переведена база Сибирской военной флотилии. Очень скоро Владивосток стал крупнейшим военно-морским портом России на Тихом океане, а с присвоением ему в 1880 году статуса города - и центром Приморской области.

Заселение внутренних районов Уссурийского края первоначально осуществлялось крайне медленно. Отсутствие широких транспортных связей с Россией сдерживало приток русских переселенцев в новые земли. Их освоение обеспечивала горстка энтузиастов, которые, углубляясь в дебри нехоженой тайги и, преодолевая отроги Сихотэ-Алиня, приносили все новые и новые сведения о неисчислимых богатствах края. Чтобы изменить ситуацию, правительство России установило широкий круг льгот для желающих переселиться на новые земли и стало активно пополнять край переселенцами из числа казаков и крестьян.

До 1902 года основная часть переселенцев в Приморье прибывала морем на судах Добровольного флота, созданного на народные пожертвования. Корабли Добровольного флота имели регулярные линии, соединяющие Владивосток с Одессой, а также осуществляли связи между морскими портами Тихоокеанского побережья. Всего с 1883 по 1906 год Добровольным флотом в Уссурийский край было доставлено около 90 тысяч новых жителей. Большая часть из них (78%) была представлена выходцами из различных губерний Украины. Среди других районов России большую роль в раннем заселении Приморья сыграло Южное Приуралье. Отсюда на территорию Уссурийского края было переселено более 2 тысяч уральских казаков.

Основная часть вновь прибывших обосновывалась на правом берегу р.Уссури, по реке Раздольной, на Приханкайской низменности и морском побережье. За период с 1859 по 1882 год здесь было основано 95 населенных пунктов. Среди них село Новоникольское (ныне Уссурийск), Раздольное, Владимиро-Александровское, Шкотово, Покровка, Турий Рог, Камень-Рыболов. Основные занятия приморцев того времени - сельское хозяйство и промысел. В этих отраслях было занято более двух третей всего населения.

Огромную роль в освоении Приморского края сыграла Транссибирская железнодорожная магистраль. Строительство ее Уссурийского участка началось в 1891 и закончилось в 1897 году. С его созданием край получил прямую связь с европейскими районами России. Это способствовало быстрому росту числа приморских жителей. Вдоль дороги строились рабочие поселки и станции, росли крестьянские селения. Началась разведка полезных ископаемых и добыча каменного угля. Расширились причалы Владивостокского морского порта. Это создало основу для развития городских поселений. К 1899 году в городах и рабочих поселках проживал уже каждый четвертый житель Приморья.

Активное заселение Приморского края продолжалось и после победы Октябрьской революции. С помощью специальных правительственных мер сюда направлялись потоки переселенцев из самых различных уголков Советского Союза. В освоении природных богатств края участвовали представители практически всех республик и регионов страны.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Уже в 1990 г. с началом перестройки экономики численность приморцев увеличилась только на 8%. В последующие годы демографическая обстановка в Приморье продолжала ухудшаться, и в 1992 году население стало уменьшаться. Снижение численности населения наблюдается и сейчас. Основное сокращение населения приходится на города и поселки городского типа. За последние два года они потеряли около 35 тысяч своих жителей. С 1989 г. по 1994 г. количество сельских жителей возросло более чем на 17 тыс. человек. Причин, по которым происходит сокращение численности приморцев, несколько. Это и быстрое снижение рождаемости, и резкое повышение смертности, и все усиливающийся поток уезжающих из Приморья.
Рождаемость в крае за последние 3 года уменьшилась в 2,2 раза и составляет только 9 человек в расчете на 1000 жителей. Это самые низкие показатели за всю историю Приморья. Наибольшее снижение рождаемости наблюдается в городах и приморских районах края. В сельскохозяйственных районах рождаемость сохраняется на уровне 12-16 новорожденных в расчете на 1000 человек. Это - в 1,7 раза выше средних показателей по краю.
Одновременно со снижением рождаемости быстрыми темпами растет смертность. Ее размеры - 12 человек на 1000 жителей - уже превысили показатели рождаемости. По уровню смертности наш край - лидер среди краев и областей Дальнего Востока.
Снижение рождаемости и быстрый рост смертности резко сократили естественный прирост населения. В 1991 году он составил только 7,7 тыс. чел. или 3,1 человека на 1000 жителей. В следующем, 1992 году, численность приморцев за счет естественного прироста увеличилась только на 900 чел., а с 1993 года началась естественная убыль населения.

МИГРАЦИЯ

Традиционным источником роста населения в Приморье всегда была миграция. В 70-е годы на нее приходилось от 30 до 35% общего роста числа жителей края. Сейчас и в этом процессе наступил перелом: снижаются потоки мигрантов, изменяется направление их движения, В результате из источника роста населения миграция становится фактором его уменьшения (табл.2). Впервые отрицательное сальдо миграции в Приморье было зафиксировано в 1991 году - в отдельных городах и районах края: Владивостоке, Большом Камне, Дальнегорске, в Лазовском, Хасанском, Шкотовском и Партизанском районах. В целом же по Приморью миграционный прирост населения оставался положительным. А в 1992 году увеличилась разница между прибывающими и выбывающими в пользу выбывающих. Негативные тенденции в миграционном движении в значительной степени определяются широким распространением так называемых возвратных миграций - отъездом в свои районы жителей, когда-то приехавших оттуда. На них в последние годы приходится около половины общей численности отъезжающих. В возвратных миграциях наиболее активно участвуют украинцы, белорусы, латыши, литовцы, армяне, казахи, татары и мордва. Основным мотивом выезда из Приморья людей этих национальностей является желание восстановить связи со своей этнической родиной и быть поближе к родственникам. Особенно такой тип миграции усилился после распада СССР и образования новых государств из бывших союзных республик. Среди мотивов, способствующих росту обратных миграций русского населения, чаще других встречаются: дороговизна и плохие социально-экономические условия жизни, низкая оплата и неудовлетворительные условия труда, отсутствие нормального жилья. Наряду с ростом обратных миграций в крае - практически повсеместно - сокращается и объем прямых миграций. При этом ослабление государственного регулирования миграционных потоков ведет к тому, что основная часть переселенцев приезжает в Приморье стихийно. В общей численности прибывающего населения преобладают беженцы из районов военных действий, а также вынужденные переселенцы из бывших республик СССР, ставших независимыми государствами. На 1.01.1994 г. численность вновь прибывших лиц этой категории достигла 1785 человек (712 семей). Это почти в 3 раза больше, чем в начале 1993 г. Большая часть беженцев и вынужденных переселенцев находится в крайне тяжелом моральном и материальном положении. Многие из них рассматривают Приморье как временное пристанище. Важными поставщиками переселенцев в край стали также районы Крайнего Севера. Они дают 20% новоселов, но, как и беженцы, северяне редко связывают свое будущее с жизнью в Приморье. Миграционное движение населения в крае крайне неравномерно. Среди городов наиболее значительный отток населения наблюдается из гг.Дальнереченска и Большого Камня, среди районов - из Ольгинского, Хасанского, Лазовского и Яковлевского. В то же время в некоторых городах и районах миграционные движение все еще способствует росту населения. Это - Партизанск, Уссурийск, Спасский, Михайловский и другие районы. Внутрикраевая миграция в последние годы также сильно изменилась. Еще совсем недавно приморские села теряли наиболее активную часть своего населения за счет переезда молодежи в город. Сейчас все больше горожан становятся сельскими жителями (табл.3).

Публикации раздела Традиции

Исчезающие народы России. Тазы

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Фото из книги С.Н. Браиловского «Тазы или удихэ»

Тазы проживают в основном в Приморском крае. Народность эта образовалась в конце XIX века в результате смешения удэгейцев и нанайцев с маньчжурами и китайцами. Как ни парадоксально, предками тазов были преимущественно беглые ссыльные, политические заключенные или разбойники. Чтобы выжить в дикой тайге, они прибивались к стойбищам коренных народов. Кроме того, влились в этногенез тазов и китайцы. Они хитростью загоняли удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость. За долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда китайские купцы продавали в рабство соплеменникам целые семьи аборигенов.

Когда-то у тазов был свой диалект, в 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей языка тазов, однако на данный момент только пожилые тазы им владеют.

Корень женьшеня

Удэхе-тазы

Удэхе-тазы с р. Имана

Главными хозяйственными занятиями тазов были охота и рыболовство. Охотники умело использовали природные ориентиры: течение рек, направление ветра, положение солнца, луны и созвездий. Охотились на изюбря, лося, кабана с помощью копья, ружья. На пушного зверя ставили ловушки, капканы. Рыбу, главным образом лососевых, били острогами, ловили на крючки и сетями. Популярен был ночной рыболовный промысел при свете факела. Запорами из тальниковых прутьев перегораживали мелкие реки или ручьи. К концу XIX века значительное распространение получило огородничество, а к середине XX века – земледелие

Тазы разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили – держали на мясо. Быки сохранялись как тягловое животное. Занимались также птицеводством. Важное значение имело собирательство. Особенно женьшеневый промысел и сбор древесных грибов. Знахари верили, что корень женьшеня возвращает молодость. Пожилым людям рекомендовали ежедневно употреблять сырой корень, тщательно разжевывая маленький кусочек. О женьшене слагали легенды. Говорили, что с помощью богов его сможет найти человек, ведущий чистую, нравственную жизнь.

Помимо запасов грибов и ягод заготавливали морскую капусту, трепангов, раковины гребешков.

Традиционная одежда тазов соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла от мороза, а летом – от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа. Аборигенов тазов называли «инородцы в рыбьих шкурах».

Тазы владели секретом долголетия и славились традициями целительства. Многие из них доживали до ста лет и более. Они считали главным фактором в сохранении хорошего самочувствия позитивный настрой. Заболеваниям предшествуют негативные мысли и эмоции – страх, гнев, испуг, стресс. Они ничего не знали о химических свойствах растений, но на основе познаний о местной флоре и фауне смогли разработать систему здорового питания. Употребляли злаки, корнеплоды, орехи, то есть растительную пищу, богатую питательными веществами. Из животной пищи предпочитали рыбу и моллюсков. В дальнейшем этот рацион был взят за основу питания и русскими переселенцами.
Тазы полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами.

Дошедшие до наших дней письменные источники хранят малоизвестные знания тазов о способах врачевания. Так, например, с помощью глины они вытягивали из организма шлаки и яды. Широко применялись методы акупунктуры. При помощи серебряных игл местные знахари избавляли соплеменников от головной и зубной боли. Народная медицина тазов призывала к соблюдению гигиены и умеренности во всем. Особенно тщательно ухаживали за волосами. Считалось, что волосы наделены магической силой и связаны с памятью и разумом. Видимо, здесь сказывается влияние китайской культуры.

В религиозных представлениях тазов сочетались буддизм, китайский культ предков и другие элементы китайской культуры.

Удэгейцы

Местный житель с арканом

Село Михайловка Приморского края

Тазы считали неотъемлемой частью в воспитании детей коллективный труд и личный пример. Девочек учили тому, что нужно было знать женщине и матери, мальчиков – тому, что должен был знать охотник, добытчик пропитания для своей семьи. Им были известны также и разнообразные игры: борьба на палках, бег наперегонки, игра в тряпичный мяч, шахматы, кости, карты, камни. Девочки играли в куклы, сделанные из початков кукурузы или вырезанные из бересты.

Соблюдались законы, направленные на гуманное отношение друг к другу и окружающей природе. «Опыт выживания в условиях тайги передавался в бесписьменном обществе коренных народов Приморского края устной традицией. Знание преданий, мифов, сказок, загадок, пословиц, поговорок и песен имело огромное значение. Рассказчики пользовались большим уважением сородичей. Наиболее распространенными мифами аборигенов края являются сюжеты о потопе, жарком периоде на земле, когда кипели даже камни, о трех и более солнцах, об охотнике – преобразователе окружающего мира, убившем лишние светила» , – пишет С.В. Березницкий.

Тазы довольно рано стали применять вариоляцию (прививки от заболеваний). Несмотря на это, большая часть народности вымерла в начале XX века из-за частых эпидемий оспы, сифилиса, туберкулеза, чумы и холеры. Многие попали в алкогольную зависимость. Смертность в полтора раза превышала рождаемость. Лишь долгожители-старики своим иммунитетом могли противостоять напастям неизлечимых заболеваний.

С.В. Березницкий в своих исследованиях пишет: «В целом коренные народы Приморского края – удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, – проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранить свою культуру. Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры. Некоторые способы промыслов, сбора лекарственных дикоросов, блюда национальной кухни, элементы орнамента и фольклора, древних верований и обрядов наблюдаются лишь в этом регионе мира. Все вышесказанное обязывает очень бережно относиться к носителям этой своеобразной, хрупкой и ранимой культуры» .

Современные тазы компактно проживают в Приморском крае малочисленными этническими группами, в основном среди русского населения. Сегодня их осталось всего 274 человека. Несмотря на массовую ассимиляцию, тазы стараются воссоздать черты культурной специфики своей общности. Поощряют интерес к истории народа, его культуре и обычаям.

Для освоения региона необходимо было прежде всего заселить его. Скорейшее заселение юга Дальнего Востока диктовалось внутренними потребностями страны и необходимостью защиты вновь осваиваемых территорий.

Процесс заселения Приморья проходил в несколько этапов.

I этап был солдатско-казачий. Этот этап отмечен созданием военных постов в наиболее благоприятных в стратегическом отношении местах: в бухте Св. Ольги, на берегу озера Ханка (Турий Рог), в заливе Посьет (Новгородский), бухте Золотой Рог (Владивосток), в районе современных поселков Раздольное и Угловое и др.

Особое место в заселении края принадлежало казакам. Они выполняли две важнейшие задачи: хозяйственное освоение новых земель и их оборона. Первые казачьи поселки в Приморье возникли на реке Уссури.

II этап заселения Приморья начался с 1861 года. Это I этап крестьянского переселения.

Активное освоение и заселение Приморья началось после реформы 1861 г. и подписания Пекинского договора.

В первый период (до 1880 г.) основным было сухопутное переселение крестьян из губерний европейской части России. Переселенцы добирались до новых мест 2–3 года с неимоверными трудностями.

В 1880 г. установилось регулярное морское сообщение Дальнего Востока с Европейской Россией благодаря созданию Добровольного флота. Морские, а затем и железнодорожные перевозки сократили время пути до 1–1,5 месяцев. Основной процент переселенцев составляли украинцы.

Успеху массового переселения способствовали льготы и преимущества, которые получали переселенцы. Каждая семья получала 100 десятин земли, переезд оплачивался государством. Переселенцы освобождались от воинской службы, налогов и государственных повинностей.

По закону 1882 г. для обзаведения хозяйством выдавался денежный залог в 600 рублей. Следующий закон о переселении был принят в 1891 г., была уменьшена сумма залога до 300 рублей, но надел стал меньше. Поток переселенцев все увеличивался, и хотя надел на душу уменьшился до 15 десятин, на Дальнем Востоке всегда было право неограниченной покупки земли (по 3 рубля за десятину).

В 1906 г. жители сел и станиц, казаки и крестьяне, составляли 86% населения.

III этап переселения (с 1907 г.) связан с реформами П.А. Столыпина. Были увеличены государственные ассигнования на развитие региона, помимо переезда за казенный счет крестьяне получали безвозмездную ссуду от 100 до 200 рублей. В местах переселения была создана сеть фельдшерских пунктов, школ, были построены дороги. Ежегодно в Приморье переселялось до 50 тыс. человек.

Наряду с крестьянами и казаками в край приезжали квалифицированные рабочие из центральной части России. На постоянное жительство оставались уволившиеся в запас матросы и солдаты. Им предоставлялся ряд льгот. Часть населения Приморья составляли ссыльнопоселенцы, отбывшие сахалинскую каторгу.

Значительной этнической группой в Приморье были выходцы из Маньчжурии, Китая, Кореи, Японии. Основу миграционного потока из Китая составляли так называемые отходники, прибывавшие в край на заработки. Китайцы составляли почти половину всех рабочих в промышленности и строительстве. Жили они замкнутой общиной с самоуправлением. В городах были обособленные китайские кварталы, в сельской местности и тайге – фанзы. Зажиточные китайцы успешно вели торговлю.

Корейцев в основном привлекало обилие свободной земли. На юге края возникли корейские села. Помимо сельского хозяйства корейцы занимались рыбной ловлей, работали на строительстве железной дороги. С 1896 г. корейцы принимали российское подданство.

Из четырех тысяч японцев в Приморье половина жила во Владивостоке. Это были в основном чиновники, торговцы, ремесленники.

Аборигены, русские, украинцы, белорусы, выходцы из соседних азиатских стран и еще много других этнических групп населяли Приморье к началу XIX века. Основную массу населения Приморья составляли крестьяне.

Промышленное развитие края отличалось своеобразием. Удаленность от центральных районов России делала нерентабельными любые крупные предприятия. Государство держало в своих руках убыточные, но жизненно необходимые для армии, флота, крепостного строительства отрасли:

Ø крупнейшее угольное предприятие Приморья – Сучанский рудник;

Ø временные железнодорожные мастерские;

Ø механические мастерские Сибирской военной флотилии;

Ø артиллерийские мастерские Владивостокской крепости;

Ø кетрицевские железнодорожные мастерские и некоторые другие предприятия.

Крупный частный капитал концентрировался преимущественно в сфере торговли. Крупнейшими из частных предприятий были «Торговый дом Чурин и К»; «Акционерное общество Тетюхе» Бринера и Гирша; «Торговый дом Пьянкова»; «Торговый дом Скидельского»; «Торговый дом Кунста и Альберса» и др.

Кроме крупных компаний было множество ремесленных предприятий и мелких мастерских. Важными сферами в экономике являлись:

– горнодобывающая промышленность;

– рыбная промышленность;

– пушной промысел;

– лесная промышленность.

Почти все отрасли, как и торговля, были в руках частного капитала.

Открытие на юге Приморья порто-франко вызвало приток иностранного капитала. Здесь успешно действовали немцы, американцы, шведы, датчане, китайцы, японцы и др.

Таким образом, в конце XIX – начале ХХ века была заложена основа экономики региона, во многом определившая дальнейший путь его развития.

Наука . Систематическое изучение Приморья началось в середине XIX века и активизировалось после заключения Айгуньского и Пекинского договоров. Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ИРГО) организовывал экспедиции, целью которых было физико-географическое, геологическое и этнографическое исследование региона.

Экспедиция геолога Аносова открыла золотоносные месторождения. Биолог Маак, наряду с исследованиями, подробно описал жизнь и быт ульчей, нанайцев. Географ и путешественник Венюков произвел топографические съемки селений на Амуре, первый пересек хребет Сихотэ-Алинь и сделал географическое описание Уссурийского края между бассейном р. Уссури и побережьем Японского моря.

На Дальнем Востоке начал свои географические исследования Н.М. Прже­вальс­кий. В 1867–1869 гг. он совершил путешествие по Уссурийскому краю и написал книгу о его географии, животном и растительном мире, климате, истории, этнографии.

В 1859–1868 гг. А.Ф. Будищев обследовал леса Приморья и Нижнего Амура.

Систематические гидрографические исследования на Дальнем Востоке начались с Амурских экспедиций Г.И. Невельского. Изучением и описанием побережья Приморья занималась гидрографическая экспедиция под руководством В.М. Бабкина (1860; 1862–1863 гг.). В 80-х гг. на корвете «Витязь» С.О. Макаров занимался гидрографическим, метеорологическим и океанографическим изучением Тихого океана. За труд «Витязь» и Тихий океан» он был удостоен премии Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и золотой медали ИРГО.

В 80-х годах начались изыскательские работы для трассы транссибирской магистрали под руководством инженера Урсати.

С 1900 г. начал свою исследовательскую деятельность на Дальнем Востоке В.К. Арсеньев. Он прошел и проехал десятки тысяч километров по Уссурийской тайге, Сахалину и Камчатке. По результатам экспедиций Арсеньев написал более 50 научных и научно-популярных работ, оставил уникальные дневники.

Организация археологических, геологических, естественно-научных, этнографических и др. экспедиций стала главной задачей Общества изучения Амурского края (1884 г., Владивосток) и Южно-Уссурийского отдела ИРГО (1916г., Никольск-Уссурийский). Собранные во время экспедиций коллекции стали основой музея ОИАК, открывшегося в 1890 г., и пополнили фонды других музеев в России и за рубежом.

Для детального изучения ресурсов края были созданы стационарные пункты, на базе которых позже возникли научно-исследовательские институты.

Значительный вклад в развитие науки в крае внесли преподаватели Восточного института, отделения Русского технического общества, Общества врачей Южно-Уссурийского края и др.

Образование . До 1917 г. в Приморье функционировали школы трех ведомств: Святейшего Синода (церковно-приходские), Министерства просвещения (министерские), Уссурийского казачьего войска (войсковые).

Первая школа во Владивостоке была открыта в 1873 г. Это было переведенное из Николаевска-на-Амуре женское училище, реорганизованное позже в гимназию. В 1875 г. также из Николаевска перевели во Владивосток мужскую гимназию.

Первая церковно-приходская школа открылась в 1883 г. в селе Никольском. Позже церковно-приходские школы играли важную роль в просвещении в крае. Во многих селах были построены церкви со школами при них.

Во второй половине 80-х годов в некоторых крупных селах были созданы министерские школы. Войсковые школы действовали в казачьих селах и станицах.

Большую роль в развитии образования в Приморье сыграли приамурские генерал-губернаторы А.Н. Корф, С.М. Духовской, Н.И. Гро­де­ков, Д.И. Субботич, П.Ф. Унтенбергер. Они стремились превратить вверенную им окраину России в богатый просвещенный край: заботились об открытии начальных школ, средних и высших учебных заведений.

Всего в Приморье к 1913 г. насчитывалось 613 школ, а грамотность взрослого населения составляла 35%.

В конце XIX – начале ХХ века в Приморье появились первые профессиональные учебные заведения: мореходные классы, сельскохозяйственные, ремесленные, горные училища.

В 1908 г. открылось коммерческое училище во Владивостоке, готовившее кадры для торговли и промышленности. В 1909 г. в Никольске-Уссурийском начала работать учительская семинария, в которой преподавали выпускники Московского, Санкт-Петербургского, Казанского университетов.

В 1899 г. во Владивостоке был открыт Восточный институт – первое высшее учебное заведение в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На четырех отделениях (китайско-японском, китайско-корейском, китайско-монгольском, китайско-маньчжурском) готовили востоковедов-практиков для работы в азиатской части Росии и сопредельных странах.

Культура . Во Владивостоке, оторванном от России в первые годы его существования, культурная жизнь в основном была сосредоточена в Морском и Крепостном офицерских собраниях. Ставились любительские спектакли, устраивались концерты, читались лекции.

С 1883 г. во Владивостоке начала выходить еженедельная газета «Владивосток». Ее первым редактором и издателем был Н.В. Соллогуб. В 1885 г. было создано Общество народных чтений, которое занималось просветительской деятельностью. В этом же году открылся «Театральный зал мадам Галецкой» – первое на Дальнем Востоке специальное театральное помещение, позже – театр «Тихий Океан». В 1889 г. начала функционировать городская библиотека имени Гоголя. Создавались всевозможные любительские общества: Общество поощрения изящных искусств, Общество любителей хорового пения и т. п. При Сибирском флотском экипаже была открыта музыкантская школа, где готовили профессиональных музыкантов для флотских оркестров. Уже с 90-х годов XIX века в городе звучала и хоровая, и симфоническая, и камерная музыка в исполнении любителей и профессионалов. С открытием движения по железной дороге во Владивосток стали приезжать профессиональные театральные труппы, провинциальные и столичные.

В 1907 г. во Владивостоке открылся Народный дом. Позже Народные дома были открыты в Никольске-Уссурийском и Сучане. В Народных домах читались популярные лекции, работали народные театры, народные университеты, всевозможные любительские кружки.

Еще в 1866 г. во Владивостоке была открыта своеобразная художественная выставка из частных собраний (первая от Забайкалья до Тихого океана). Через 10 лет состоялась первая выставка местных художников. Общество поощрения изящных искусств открыло рисовальную школу. Начиная с 1911 г. художественные выставки проводились ежегодно.

Литературная жизнь в Приморье началась с издания первых газет. После «Владивостока» стали выходить «Дальний Восток» и др. Большой вклад в культуру внесли писатель и журналист Н.П. Матвеев, первый поэт Приморья Павел Гомзяков и др.

Коренные малочисленные народы Приморского края представлены удэгейцами (793 чел.), нанайцами (383 чел.) и тазами (253 чел.) - по результатам всероссийской переписи населения на 2010 г. Всего - 1429 чел.

В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском районе удэгейцы: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском районе: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском районе: удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском районе: Михайловка -тазы.

УДЭГЕЙЦЫ

Удэгейцы - коренной народ в Приморском и Хабаровском краях. До конца 19 века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С.Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ (удээ, удэхэ), ставший самоназванием народа в 30-х гг. XX века. До этого общего самоназвания не было. Каждая территориальная группа имела свое самоназвание: хунгарийская -хунгакэ, бикинская - бикинка, анюйская -унинка и др.

Говорят на удэгейском языке, который вместе с орочским занимает в южной группе тунгусо-маньчжурских языков промежуточное положение. В настоящее время принято выделять три диалектные группы: самаргинско-хунгарийскую, хорско-анюйскую и бикино-иманскую. Все удэгейцы русскоязычны. На родном языке говорят лишь старшее поколение.

Можно выделить три основных этнических компонента, на базе которых формировался удэгейский этнос: автохтонный палеоазиатский, аустронезийский и тунгусский, первоначальную основу которого составляли пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья. В процессе взаимодействия илоу с местными племенами к 7 веку на юге Дальнего Востока сложилась новая тунгусоязычная общность мукри, дальнейшее развитие которой происходило в сложных этнополитических условиях в неразрывной связи с историей и культурой соседних стран и народов. Особенно большое влияние оказали на нее древнетюркские и древнемонгольские народы, что в конечном итоге и привело к образованию этносов южно-тунгусской языковой группы, в т.ч. удэгейцев.

Нанайцы

Нанайцы - народ тунгусо-маньчжурской языковой группы. Основное самоназвание - нанай, нани («здешний человек»). В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания - киле, акани и др. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения в некоторых районах Приморья.

Выделяется несколько этнографических групп - горинская, курурмийская, уссурийская и другие. Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. Широко распространен русский язык.

В генетическом отношении современные нанайцы представляют собой сложную историческую общность - конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжур, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности. Одной из них и являются современные нанайцы. Например, нанайские роды Киле, Самар, Дигор, Гаер, Хайтанин имеют эвенкийское (тунгусское) происхождение. В составе рода Бельды имеются айнские подразделения. В состав других нанайских родов вошли китайцы, маньчжуры, солоны и многие другие народы.

Тазы

Тазы – метисная по происхождению этническая группа в Ольгинском районе Приморского края. Этноним тазы – русифицированный вариант китайского тадзы, дацзы. Наиболее близкий ему аналог в русском языке – слово «инородцы». По мере того как развивались на юге Уссурийского края ассимилятивные процессы, все более локальный характер приобретало и значение слова «тазы». В конце концов, оно закрепилось как этноним за этнической общностью, возникшей в результате смешения части уссурийских нанайцев и удэгейцев с маньчжуро-китайскими отходниками. Язык тазов представляет собой один из говоров северного диалекта китайского языка. Он схож с говорами Северного Китая, но обладает большим своеобразием, что связано с его длительной изоляцией от основной массы носителей этих говоров, а также влиянием местных языков. В настоящее время на родном языке практически уже никто не говорит.

Похожие публикации