Физиологические основы и психологические теории эмоций. Физиологические основы эмоций и чувств Современные взгляды на физиологические основы эмоции

Эмоции(от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволю­ции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных жизненно значимых ситуациях.

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрица­тельны: объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют со­ответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции - механизм непосредственной оценки уровня благо­получности взаимодействия организмов со средой. Уже элемен­тарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малопри­ятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности орга­низма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жиз­ни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как ос­новная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанны­ми с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения, модифицируют поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ори­ентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих Деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилиза­ции резервов внутренних органов.

130 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинкта­ми. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков: оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие уг­рожающих поз,

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного чело­века происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью чело­века. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сиг­нальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение при­страстное, заинтересованное, потребностно направленное, дея­тель ностно ориентированное.



Каждый психический образ дает информацию о возможнос­ти взаимодействия с объектом отражения. Из множества вари­антов поведения человек избирает тот, к которому у него «ле­жит душа». Все живое изначально расположено к тому, что со­ответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные про­цессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетво­рением потребностей, сами становятся настоятельной потреб­ностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим де­формациям. Замещая потребности, эмоции становятся побужде­нием к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства, обус­ловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформи­рованные устои социального сотрудничества порождают у чело­века нравственные чувства - чувство долга, совести, чувство со-

§ 1. Понятие об эмоциях

лидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство воз­мущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельнос­ти связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с воз­никновением образно-изобразительной деятельности сформи­ровались эстетические чувства.

Различные условия жизнедеятельности, направления дея­тельности индивида развивают различные стороны его эмоцио­нальности, нравственно-эмоциональный облик личности. Фор­мирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структу­ра его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремит­ся и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида, происходит избы­точное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Избыточ­ная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. Поведение индивида при этом смещается на более низ­кие уровни регуляции.

Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей - взрыв эмо­ций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональ­ное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются че­тыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной си­стемой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуа­циях может вызвать различные эмоции. Так, потребность само­сохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого - гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получа­ют те стороны поведения, которые являются «слабыми места­ми» для данного индивида.

132 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опе­режающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возни­кает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, - это базовые явления пси­хики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоци­ях - субъективно значимостные его стороны. Познание дает знание - отражение объективных свойств и взаимосвязей дей­ствительности; эмоции придают этому отражению субъектив­ный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции - это механизм экстренного определения тех направ­лений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект - значит усматривать возможность взаи­модействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые мет­ки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответству­ющую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечива­ют мгновенную первичную ориентировку, побуждая к исполь­зованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции - механизм интуитивного смыслообразования, спонтанно­го распознавания первоочередных возможностей и необходимое-тей, механизм экстренного определения полезности или вред­ности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведе­ния в типовых ситуациях.

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегета­тивной нервной системы. И. П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований.

Эмоции как генетически обусловленная неспецифическая поведенческая программа определяются комплексом нервных структур, входящих в так называемую лимбическую систему моз­га. В эту систему входят наиболее древние части среднего, про­межуточного и переднего мозга.

1 См.: Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951. Т. 3. С. 242-244.

§ 2. Физиологические основы эмоций

Лимбическая система связана с вегетативной нервной систе­мой и ретикулярной формацией (расположенной в стволе голов­ного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозго­вой деятельности).

Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в ги­поталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

В опытах Дж. Олдза крыса с вживленным в центр удовольствия электродом сначала случайно нажимала на рычаг, который, замыкая электроцепь, вызывал возбуждение этого центра; но после этого она часами не отходила от рычага, делая по нескольку тысяч нажимов, отказываясь от сна и пищи".

X. М. Р. Дельгадо обнаружил центры «агрессивности и успокое­ния». Вживляя электроды в мозг быка, он регулировал радиосигнала­ми агрессивность животного и даже выступал в бой с быком на арене. Разъяренное животное, бросаясь на экспериментатора, останавлива­лось вблизи от него, как только радиосигнал возбуждал «центр успоко­ения» .

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полуша­рий. Предполагается (Р. У. Сперри), что эмоции являются функ­цией правого полушария мозга.

Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чув­ственно-эмоциональную сферу.

Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных яв­лений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, то­нуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покрас­нение кожи). Сердце не случайно считается символом чувств. Еще Гиппократ умел различать до 60 оттенков в работе сердца в зависимости от эмоционального состояния человека. Силь­ные эмоции вызывают прекращение слюноотделения (сухость во рту), угнетение работы внутренних органов, изменение кро­вяного давления, мышечной активности.

В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физи­чески слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.

См.: ОлдзДж. Выявление подкрепляющих систем головного моз­га методом самораздражения // Механизмы целого мозга. М., 1963. 2 См.: ДельгадоX. М. Р. Мозг и сознание. М., 1971.

134 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

Современные электронные приборы позволяют точно уста­навливать зависимость органических функциональных измене­ний от эмоциональных состояний. С эмоциональными состоя­ниями соотносятся биотоки мозга (электроэнцефалограмма - ЭЭГ), обертоны голоса (вокалограмма) и многие вегетативные реакции: электропроводность кожи (кожно-гальваническая ре­акция - КГР), изменение просвета сосудов (плетизмограмма), тонус мышц (миограмма), частота пульса, дыхания, время реак­ции.

Комплексная аппаратура, регистрирующая эти психосомати­ческие корреляции, называется полиграфом. В некоторых стра­нах он используется в целях расследования преступлений и именуется детектором лжи (лайдетектором). Предлагая подозре­ваемому различные тесты, следователь регистрирует посред­ством приборов психосоматические реакции: потоотделение (влияющее на электропроводность кожи), изменение просвета сосудов и т. д.

Например, если подозревается, что данный человек совер­шил кражу в доме Джонсона, то, подключив к нему соответ­ствующие датчики приборов, предлагают прослушать ряд фами­лий, среди которых называется фамилия «Джонсон». Если при ее произнесении изменяется эмоциональное состояние подо­зреваемого, делается вывод о его возможной причастности к преступлению. Этот метод расследования преступления не ис­ключает случайных совпадений. При произнесении фамилии «Джонсон» у подозреваемого действительно могут возникнуть эмоционально обусловленные вегетативные реакции, но совер­шенно по другим причинам (например, подозреваемый может вспомнить бывшего президента, к которому он относился отри­цательно, и т. п.).

Данные лайдетектора не могут использоваться как доказа­тельство совершения преступления: они применяются лишь для предварительной ориентации следствия.

Физиология эмоций. Эмоции и чувства являются результатом деятельности мозга. Переживание человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и подкорковых центров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (пари восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры физиологической деятельности организма – дыхательный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. По опыту известно, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений, например, изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов – при сильном испуге человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от стыда «вспыхивает»; в дыхательной системе – дыхание ускоряется или замедляется, при испуге прерывается; в железах внешней секреции – усиление потоотделения, усиление деятельности слезных желез (при горе, а иногда и сильной радости).

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система . Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.

Внешнее выражение эмоций и чувств. Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Радость выражается в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д. Ч.Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших предков – обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и человека. Так, при силоном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.

Наиболее наглядно отражены чувства в мимике . Подвижность мышц лица позволяет ему самые разнообразные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека. Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях . При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных – в сторону от него.

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определенные мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль играет здесьинтонация . Даже слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено . В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассматриваться с одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о скрытности, недостаточной искренности.

1.1 Физиологические основы и психологические теории эмоций

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний . В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В таком случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Любая эмоция имеет несколько составляющих. Одна из них распознается человеком как субъективное переживание. Вторая составляющая – это реакция организма. Третья составляющая – совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию. Четвертая составляющая эмоционального переживания – это особое выражение лица. Пятая связана с генерализированными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции отношение к происходящим событиям становится негативным. Шестая составляющая – это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией. Например, гнев, может привести к агрессивному поведению .

Сама по себе ни одна из перечисленных выше составляющих, собственно эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие проявляются одновременно, причем, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие.

Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Симпатический отдел отвечает за следующие изменения: повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, увеличение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови и др. Таким образом, симпатический отдел приспосабливает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.

Сама работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической системы. От них сигналы передаются ядрам ствола мозга, контролирующим работу автономной нервной системы. Последняя, непосредственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые, указанные выше изменений в организме, а также косвенно вызывает другие изменения путем стимуляции выделения адреналиновых гормонов .

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих эмоциях.

В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII – ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений.

Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф. Гербарт , считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Этой же позиции придерживался и В. Вундт . По его мнению, эмоции – это, прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т.е. психической природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако, в 1872г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психических явлений, в том числе и в отношении эмоций .

В этой работе Дарвин доказывал, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также и к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию он обосновывал исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Например, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.

Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными от страха, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.

Современная теория эмоций начинается с появления в 1884г. статьи Джемса «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например, деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся потому, что смеемся» .

Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствие эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.

Концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В тоже время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций . Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре – таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы .

Психоорганическая теория эмоций, как условно стали называть концепцию Джемса-Ланге-Барда, получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга .

Под влиянием проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоции возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате какого-либо раздражителя. Хеббу удалось экспериментальным путем получить подтверждение зависимости между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности, причем, оптимальный уровень эмоциональности возбуждения зависит от многих факторов: от условий, в которых деятельность протекает; от индивидуальных особенностей человека, который эту деятельность выполняет; и от многого другого .

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс, т.е. отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеются расхождение, или диссонанс. В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется чаще всего тогда, когда надо объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях .

К данной точке зрения близки взгляды С. Шехтера, который раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Согласно этой теории, возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных конструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

Э. Гельгорн пришел к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она становится теплее. Ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов . Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим мышечным действием. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.

Интересна теория А. Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает стремление действовать, которое будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживаются как эмоции и приводят к действию. Если Джеймс говорил: Мы боимся, потому что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили будто нам угрожают .

Д. Биндра, критически проанализировав существующие эмоции, пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоция вызывается только стимулами внешней среды, а мотивация – изменениями во внутренней среде организма. Эмоция не может быть полностью отделена от ощущения, восприятия, мотивации и т.п.

К разряду когнитивистских может быть отнесена теория П.В. Симонова . В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими и психологическими индивидуальными особенностями.





Эмоционального благополучия личности старшего дошкольника, нами достигнута. Цель была реализована благодаря решению теоретической задачи по анализу отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника; и эмпирических задач – по анализу семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников; выявлению особенностей...





И поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения на психическое состояние. Частота психосоматических расстройств достаточно высока и колеблется в населении от 15 до 50%, а в общемедицинской практике – от 30 до 57%. В пределах соматизированных...

Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме,

затрагивающими деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных

переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется

сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается

кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях

человек краснеет, при других - бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все

изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем,

органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в

пищеварительной и в секреторной системах.

Системы человеческого организма подчиняются деятельности симпатической

нервной системы , возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками

гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменение в работе систем

организма и приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии. Это

проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное

кровоснабжение скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищеварения. В

кровь выбрасывается большое количество сахара, создавая наилучшие условия для

работы мышц, так как сахар - один из главнейших источников мышечной энергии.

Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции

симпатической нервной системы носят стереотипный характер и бывают

одинаковы при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются

и в некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мышечной работе,

при холоде и т.д.). Исследования показали, что в случае отключения (перерезки)

всей симпатической системы, внешние признаки эмоций сохраняются. Поэтому

деятельность симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как

следствие процессов, происходящих в головном мозге.

Ведущую роль в протекании эмоций выполняет кора больших полушарий .

И.П.Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и

выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в

теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры. Если кора мозга

приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и

т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие

чего исчезает обычная сдержанность. Животные с удаленными большими

полушариями обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного

эмоционального возбуждения.

Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся

основой эмоций, распространяется на ниже лежащие подкорковые центры.

Электрофизиологические исследования показали огромное значение для

эмоциональных состояний подкорковых структур - таламуса, гипоталамуса и

лимбической системы . В экспериментах Д.Олдса с вживлением электродов в

определенные участки гипоталамуса было обнаружено, что при раздражении одних

участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные

ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки

получили название центров удовольствия . Раздражение других участков вызвало

отрицательные эмоции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что

они были названы центром страдания .

Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры,

активизирующей эмоциональную жизнь человека. Ретикулярная формация

способна понижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять или

затормаживать ответы на раздражители. Получая из различных органов чувств

нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки в

большие полушария головного мозга.

Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были

получены при изучении функциональной асимметрии мозга . Было установлено,

что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием

положительных эмоций, а правое - отрицательных.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая

сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при

непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами,

мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное

состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой

высших человеческих чувств - интеллектуальных, моральных, эстетических.

Виды эмоциональных состояний

Классификации эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния

имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или

сильными, но кратковременными (радость).

По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить

жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции

отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных

потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции

можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого

уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев,

страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным - моральное чувство,

эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на

чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть,

высшие чувства.

Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания - это,

так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном

понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта

к его сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки,

запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними,

вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы,

вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если

отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об

Идиосинкразии.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение полезных и вредных

факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности

чувственный тон помогает принять предварительное и быстрое решение о значении

нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в

памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску и зависит от того,

как протекает деятельность: постоянно проигрывающий нам партнер кажется более

симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою

внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование

чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать

производительность труда, интенсивность учебы и т.д.

Настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние,

окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение

является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их

значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не

специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а

разлитое, общее состояние.

Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным,

веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

раздраженным и т.д. Причины того или иного настроения не всегда ясны

переживающему их человеку. Недаром говорят о безотчетной грусти,

беспричинной радости, и в этом смысле настроение - это бессознательная оценка

личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.

Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая

природа, события, выполняемая деятельность. Настроение существенно зависит от

общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от

тонуса нервной системы.

Настроения могут различаться по продолжительности . Устойчивость

настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных

особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих

мотивов поведения.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение

нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой

личности - на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов.

В то же время настроение может носить кратковременный характер, что

особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся иерархии

мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное

впечатление порождает неустойчивые, переменные, капризные настроения. С

возрастом настроение становится более устойчивым - значимые для личностной

сферы воздействия вызывают смену настроения.

Эмоции. Эмоции- это непосредственное, временное переживание какого-

нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией.

Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое

испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией

возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями,

способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили, и возникают

в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на

стенические и астенические. К числу стенических (или “гиперстенических”)

эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу “астенических” - печаль, тоска,

апатия, страх.

Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к

поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются

скованностью, пассивностью. Поэтому в зависимости от индивидуальных

особенностей человека эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у

испытывающего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и

он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может

вызвать полный упадок сил, от страха могут «подгибаться колени». Горе может

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный

человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый

характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность)

чувств. Обычно амбивалентность вызвана неоднозначностью самого объекта (так,

можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за

вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между

устойчивыми чувствами к предмету и ситуативными эмоциями (так, например,

совмещаются любовь и ненависть при ревности).

К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость,

страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная

среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие ,

получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие ,

связанное с неудовлетворением органических потребностей). Практически все

органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая

существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что

всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими

изменениями организма.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с

возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность,

вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с

полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных

потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее

вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или

отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие

обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание

на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое

объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с

идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта.

Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях

мотивировать агрессивное поведение.

Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме

аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути

удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в

межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных

позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние

представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым

нравственным нормам и эстетическим критериям.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осо-

знании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям

окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внеш-

нем облике.

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние,

способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний,

мотивирующее обучение.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под

влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. В

отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших

потребностей, эмоция страха вызывается лишь вероятностным прогнозом

возможного неблагополучия.

Каждая из указанных эмоций может проявляется целым спектром состояний,

различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляется

удовлетворением, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.).

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные

эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в

себе страх, гнев, вину и интерес.

Аффект. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый

выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов -

аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональной реакцией . Аффект

- сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко

выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних

органов.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и

случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и

аффективный гнев болельщиков на стадионе, и религиозный экстаз и т.д. Иногда

аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими

могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное

известие, он теряется, не знает, что сказать.

Одна из существенных функций аффекта состоит в том, что он представляет

собой закрепившиеся в эволюции стереотипные действия, способ «аварийного»

разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.

Аффект возникает в результате уже совершенного действия и выражает собой

его субъективную эмоциональную оценку с точки зрения достижения по-

дставленной цели. Развитие аффекта подчиняется следующему закону : чем более

сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше

усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог,

полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным

стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить

возникшее побуждение, причем человек не в состоянии осознать эту

невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может

заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный

момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих

возможностей.

Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость

сознания. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации

поведения, его разумности. При этом изменяется мышление, человек теряет

способность предвидеть результаты своих поступков. В аффекте человек как бы

теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Теряя

власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию.

Кроме того, изменяются основные характеристики внимания, в поле

восприятия удерживаются только те объекты, которые соответствуют

переживаниям. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна

из причин практической неуправляемости этим состоянием.

Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной

памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с

кратковременной и оперативной памятью. Аффект возникает резко, внезапно в виде

вспышки, сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью,

происходит своего рода разрядка в действии. Эмоциональная напряженность,

накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может

суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая,

снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности,

депрессии.

Эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой

состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения,

которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную

перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности,

обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный

ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают

отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на

физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска»

при появлении и обострении таких заболевании, как сердечно-сосудистые и

заболевания желудочно-кишечного тракта.

Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап - реакция тревоги

- фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по

отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит

перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за

счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе -

этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе,

закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все

как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап -

истощение , что может привести к значительному ухудшению самочувствия,

различным заболеваниям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные английскими

исследователями. Они обнаружили высокую смертность от ишемической болезни

сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, врачей-

хирургов, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. Именно

постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям

этих профессий.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, прежде

всего от психологических особенностей человека. Люди с разными особенностями

нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические

нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил,

повышение эффективности деятельности. Опасность как бы подстегивает человека,

заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может

вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности,

пассивность и общее торможение.

Фрустрация. Фрустрация - психологическое состояние расстройства,

подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так

воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций,

озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего

фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на

жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает

отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от

степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта

взаимодействия с такими факторами.

Страсть. Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и

встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По интенсивности

эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности

и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое

чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Причины формирования страсти достаточно разнообразны - они могут

определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке),

могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение

(как бывает при паранойяльном развитии личности). Страсть органически связана с

потребностями, избирательна и всегда предметна - направлена на определенный

вид деятельности или предмет. Таковы, например, наблюдающиеся у людей

страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой.

Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Оценка

значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкцио-

нирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто

нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение.

Так, например, в рамках одной культуры страсть к накопительству осуждается как

жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной

группы как экономность.

Высшие чувства. Особую форму переживания представляют собой высшие

чувства. Чувства - личностные образования. Они характеризуют человека

социально-психологически. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем

поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица. Они,

сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя

всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение

потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства

подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми

при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами,

выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев,

религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.

Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в

данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не со-

ответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К

нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность,

любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность,

эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в

процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам

относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в

правильности решения и пр. Успешность или неуспешность, легкость или

трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму

переживаний.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Лекция 13.

Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства,

является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают

познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют

на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно

выражается в постоянном поиске нового как в области познания, так и в

практической деятельности. Это чувство связано не просто с потребностью в

получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии»,

т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение

человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Человек испытывает

эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы,

музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.

Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных

чувств. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение

проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение,

страдание и пр.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно

условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны, что их трудно

отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого - это своеобраз-

ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с

преобладанием интеллектуальных, а творчество художника - это, по-видимому,

тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной

сфере накладывают глубокий отпечаток на весь склад духовной жизни человека.

Эмоция – это отражение мозгом величины потребности и вероятности ее удовлетворения (определение Симонова). Эмоции возникают при наличии доминирующей мотивации. Степень выраженности эмоциональной реакции зависит от ряда факторов: опыт человека, имеющейся наличной информации и информации в виде памяти, интеллекта. Мотивация и эмоция не тождественные понятия. Главное их отличие в том, что мотивация - это целенаправленное поведение на удовлетворение внутренних потребностей человека, а эмоция возникает при действии на организм внешних факторов. Для формирования эмоции нужна доминирующая мотивация. Чем меньше вероятность удовлетворения потребности, тем больше эмоция. Эмоцию можно скорректировать, изменить, но люди ее меняют по-разному в зависимости от типа ЦНС.

Теории эмоций:

1) Павлов, Анохин, разделили эмоции по биологическому значению – положительные и отрицательные. Объективным показателем для биологических эмоций служат поведенческая реакция, которая отражает определенную эмоцию;

2) вегетативно-энергетическая теория Кенона - он обратил внимание на то, что при развитии эмоции повышается тонус симпатической нервной системы, происходит выброс адренергических веществ (адреналин и др.), учащается частота сердечных сокращений, повышается тонус мышц, содержание сахара, эритроцитов в крови. В результате этих процессов изменяются окислительно-восстановительные реакции в тканях, и выделяется больше энергии, нужной для обеспечения какой-либо эмоции. Но о механизмах развития эмоции Кенон ничего не говорил;

3) системная теория Анохина - вся жизнедеятельность человека - это системная деятельность. По Анохину, отрицательные эмоции возникают, если есть рассогласование между задачей и результатом. Если расхождение это минимально, и вероятность выполнения задачи максимальна, то возникает положительная эмоция.

4) информационная теория эмоций Симонова - отрицательная эмоция возникает, если есть дефицит информации (неопределенность). Положительная эмоция - когда избыток информации. Под избытком информации понимается, когда цель выполнена в большем объеме или полностью от первоначально планируемого уровня.

Все эти теории дополняют друг друга. При возникновении эмоции есть 2 группы компонентов, сопровождающих эмоцию:

    управляемые: а) поведенческая реакция человека,

б) состояние мимической и двигательной мускулатуры,

    неуправляемые: а) изменение ритма сердца,

б) изменение функционального состояния сосудов - кровотока, скорости кровообращения, систолический и минутный объемы,

в) изменение дыхания,

г) изменение гомеостатических показателей - содержание сахара, эритроцитов, изменение функций эндокринной системы и т.д.

В зависимости от типа ВНД, и тонуса вегетативной нервной системы неуправляемые компоненты эмоций могут быть выражены больше или меньше и могут сопровождаться развитием патологических процессов. У симпатотоников - наибольшие изменения со стороны сердца и сосудов, у ваготоников - изменения со стороны ЖКТ и выделительной системы.

Нервный субстрат эмоций: в формировании эмоций принимают участие: гипоталамус, миндалевидный комплекс, гиппокамп, передний отдел новой коры (фронтальная кора). Функция гипоталамуса - подкрепляющая. Когда Олдс открыл эмоциогенные зоны в ЦНС (в области гипоталамуса и лимбической системы), то заметил, что при раздражении положительных эмоциогенных зон появляется «реакция самостимуляции»: крысе вживляли электроды в положительные эмоциогенные участки мозга. Электроды были соединены со стимулятором, который крыса могла включать, нажимая на рычаг лапой. Эксперименты показали, что крыса, случайно нажав на рычаг и, вызвав, таким образом, кратковременное электрическое раздражение определенных мозговых структур, начала систематически нажимать на рычаг, раздражая центры своего мозга. Если же крысе вводили электроды в отрицательные эмоциогенные зоны, то крыса, однажды нажав на рычаг, больше не подходила к нему. Таким образом, в гипоталамусе и лимбической системе существуют положительные и отрицательные эмоциогенные зоны, вызывающие различные по знаку эмоции. Миндалевидный комплекс имеет переключающую функцию. При какой-либо конкурирующей мотивации, та мотивация становится доминирующей, которая более эмоционально окрашена. За эту эмоциональную окраску отвечает миндалевидный комплекс. При этом идет переключение мотивов и выбор доминирующих мотивов. Например, собаке утром давали звук, а потом пищу и на звук собака бежала к кормушке. Вечером звук подкрепляли электрическим раздражением кожи, в ответ на это вырабатывалась оборонительная реакция, т.е. один и тот же сигнал «звонок» утром вызывал пищевую, а вечером оборонительную реакцию, т.е. дифференцирующим сигналом являлось время постановки опыта.

Функция гиппокампа - компенсаторная и замещающая. Его нейроны реагируют на сигналы маловероятных событий. При генерализованном возбуждении мозга, любой сигнал становится значимым и приобретает доминирующий признак. Этот маловероятный сигнал опосредуется через возбуждение гиппокампа (например, когда человек идет по темной улице и прислушивается к каждому шороху). Фронтальная кора - это отдел мозга, ориентированный на сигналы высокой вероятности. Если удалить фронтальную кору, то все сигналы становятся равнозначными для человека. Так как правое и левое полушария неравнозначны, то в отношении эмоций считают, что правая кора - дает отрицательные, а возбуждение левой коры - положительные эмоции. Это связано с накоплением определенной информации. Когда поступает новая информация, то проходит сопоставление этой идущей информации с информацией, которая была получена ранее. В результате этого формируется вероятность удовлетворения потребности. По Симонову, мозг выдает информацию о потребности в данный момент и об оценке возможности ее удовлетворения. Поэтому положительные или отрицательные эмоции возникают при определенном соотношении желаний и возможностей. Кроме морфологических структур, отвечающих за эмоции, в их формировании принимают участие нейрохимические церебральные механизмы. Это физиологически активные вещества, вырабатывающиеся в структурах мозга. Структуры мозга гетерогенны и гетерохимические - они чувствительны к различным веществам в зависимости от ситуации, в которой находится человек. Различают:

1) адренергические вещества - адреналин, норадреналин, действующие на адренреактивные структуры мозга через α- и β-рецепторы. Чаще они усиливают проявление реакции;

2) холинергические вещества - ацетилхолин - вызывает возбуждающее действие и усиливает проявление отрицательных реакций;

3) серотонинергические вещества - серотонин - затормаживает проявление отрицательных эмоций;

4) специфические нейропептиды, которые или провоцируют возникновение эмоций, или сглаживают их.

К эндогенным факторам, способствующим возникновению эмоций относят: а) ангиотензин-II - способствует развитию стрессорной ситуации, б) вазопрессин.

Вещества, сглаживающие эмоциональные реакции: а) субстанция Р – обладает неспецифическим действием. Вырабатывается в подкорковых структурах и действует на вегетативную систему, приводя гомеостатические константы к норме, и на центральные механизмы, б) группа эндорфинов и энкефалинов - сглаживают проявления отрицательных эмоций (β-эндорфин, энкефалин, нейротензин), в) пептид дельта-сна.

Эмоция - это внешнее проявление эмоционального напряжения ЦНС. Если отрицательная эмоция очень долго действует на организм, то возникает эмоциональное напряжение за счет застойного возбуждения, что приводит к развитию эмоционального стресса.

По Г.И.Косицкому первая стадия стресса - стадия напряжения (CH I) - состояние внимания, мобилизация активности, повышение работоспособности. Эта стадия имеет тренирующее значение, повышая функциональные возможности организма.

Вторая стадия - стеническая) - стадия напряжения (CH II) характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением артериального давления, увеличением частоты сердцебиений, дыхания. Возникает стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости, гнева.

Третья стадия - астеническая - (CH III)отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая свое психологическое выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.

Четвертая стадия (CH IV) - стадия невроза.

Затем может развиться то или иное патологическое состояние: у симпатотоника – может быть гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, нарушение центрального кровообращения (инсульт). У ваготоников: бронхиальная астма, язвенная болезнь, нарушение мочевыделительной системы. Первая и вторая стадии для организма имеют положительное значение, так как реализация поставленных целей и задач требует мобилизации энергетических ресурсов. Важным моментом является ограничение продолжительности дейсвия отрицательных эмоций, чтобы не было хронического эмоционального стресса.

Эмоции следует рассматривать как дополнительный механизм активного приспособления, адаптации организма к окружающей среде при недостатке точных сведений о способах достижения его целей. Адаптивность эмоциональных реакций подтверждается тем обстоятельством, что они вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма и окружающей среды (формируется функциональная система, направленная на достижение полезного приспособительного результата). На это же обстоятельство указывает резкая активация во время эмоциональных реакций симпатического отдела нервной системы, обеспечивающей адаптационно-трофические функции организма. В эмоциональном состоянии наблюдается значительное повышение интенсивности окислительных и энергетических процессов в организме.

Эмоциональная реакция есть суммарный результат, как величины определенной потребности, так и возможности удовлетворения этой потребности в данный момент. Незнание средств и путей достижения цели представляется источником сильных эмоциональных реакций, при этом растет чувство тревоги, навязчивые мысли становятся неодолимыми. Это характерно для всех эмоций. Так, эмоциональное ощущение страха характерно для человека, если он не располагает средствами возможной защиты от опасности. Ощущение ярости возникает у человека, когда он желает сокрушить противника, то или иное препятствие, но не располагает соответствующей силой (ярость как проявление бессилия). Человек испытывает горе (соответствующая эмоциональная реакция), когда он не имеет возможности восполнить утрату.

Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера организма, человека посещает вдохновение, повышается творческая активность. Эмоции, особенно положительные, играют большую роль в качестве мощных жизненных стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. Все это дает основание считать, что эмоция - состояние высшего подъема духовных и физических сил человека.

Похожие публикации