Благовещенская епархия свет православия год. Благовещенская епархия подпишет договор с организацией «Трезвое Приамурье

Доклад на II Иннокентьевских образовательных чтениях «Традициям предков верны...». Биробиджан, 29 марта 2007 г.

На сегодняшний день конфессиональная ситуация в Амурской области в целом продолжает оставаться достаточно стабильной, какие-либо конфликты на межконфессиональной почве не фиксируются. Религиозные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии со своими уставами и вероучениями.

По данным социологического исследования, проведенного информационно-аналитическим отделом управления общественных связей аппарата губернатора области, 69% опрошенных считают, что в области идет процесс религиозного возрождения. 26,71% опрошенных считают, что отношения между людьми различных вероисповеданий доброжелательные, 45,21% считают их бесконфликтными. Верующими себя назвали 34,18%, к колеблющимся относят себя 41,92% опрошенных. Из числа верующих православными себя назвали 48,97%, 20,68% не относят себя ни к одной из религий и просто верят в бога.

Самой многочисленной по количеству прихожан является Русская Православная Церковь.

Благовещенская епархия фактически была образована в 1858 г., хотя до 1870 г. продолжала именоваться Камчатской, Курильской и Алеутской, а до 1899 г. – Камчатской и Благовещенской, с 1899 – Благовещенская. С середины З0-х гг. XX в. по причине гонений на Церковь епархия лишилась архипастырского управления. Восстановлена она была постановлением Священного Синода с наименованием Благовещенская и Тындинская 28 декабря 1993 г.

Благовещенская епархия образована благодаря миссионерским трудам и заботе об освоении Россией Приамурья святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского (1797-1879). Ради достижения наибольшего успеха православной миссии на дальневосточных окраинах России он, будучи архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским, с разрешения Святейшего Синода несколько раз переносил свою епархиальную кафедру из одного города в другой.

В 1852 г. святитель Иннокентий переехал в Аянский порт на Охотском море не только ради удобства сообщения с Камчаткой, но и ради того, чтобы ему иметь «больше возможности следить за Амурскими делами.

10 апреля 1853 г. святитель Иннокентий назначил на Амур миссионером своего сына – священника Гавриила Вениаминова, через которого хотел скорее обустроить православную миссию на Амуре и содействовать скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией. В этом важном государственном деле святитель Иннокентий был ближайшим сподвижником и вдохновителем генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского (1809-1881) и адмирала Г.И. Невельского (1813-1876).

С сентября 1853 г. кафедральным градом святителя Иннокентия стал Якутск. А 5 мая 1858 г. святитель Иннокентий прибыл в станицу Усть-Зейскую, на место будущего главного града Приамурья. 9 мая он совершил молебен и заложил камень в основание храма Благовещения Пресвятой Богородицы. 16 мая генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским был подписан Айгунский договор о границах с Китаем, которым восстанавливался суверенитет России над левобережьем Приамурья, утраченный по Нерчинскому договору 1689 г. 5 июля последовал указ императора Александра II об основании города Благовещенска. В наименовании главного города Приамурья «Благовещенском» решающее значение имело мнение графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Протоиерей П. Громов, духовник Н.Н. Муравьева-Амурского, писал, что тот назвал устраиваемый на Амуре город «Благовещенском в память того, что самый деятельный его сподвижник, Преосвященный архиепископ Камчатский Иннокентий, начально в сане священника служил в Иркутске при Благовещенской церкви».

Определением Святейшего Синода от 21 декабря 1858 г. указывалось: «Камчатской епархиальной кафедре быть в городе Благовещенске на Амуре с двумя Викариатствами, одно в Якутске, по особенности языка «обычаев населения, отличающего Якутскую область от всех прочих; а другого в Новоархангельске, остров Ситха (Америка)». Указом Святейшего Синода от 31 декабря 1958 г. архиепископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Иннокентию предписывалось «приступить к избранию места для устройства на Амуре всех необходимых зданий епархиального ведомства, именно между устьями Зеи и Буреи.

Архиепископ Иннокентий выехал из Якутска 11 февраля 1860 г., а 24 мая того же года прибыл в Благовещенск «с тем, чтобы здесь, по обозрении церквей, находящихся ниже по Амуру, остаться на жительство навсегда». В 1862 г. по плану святителя Иннокентия в Благовещенске был выстроен архиерейский дом. Обустраивая новый епархиальный центр, святитель Иннокентий прежде всего стал заботиться об открытии в Благовещенске духовной семинарии. Он считал, что в Новоархангельске и Якутске (бывших епархиальных центрах), где уже были семинарии, достаточно духовных училищ, а в Благовещенске непременно должна быть семинария. Вскоре после переезда в Благовещенск святитель Иннокентий устраивает здесь духовное училище. Перенесение из Якутска семинарии оказалось делом затруднительным, и создать новую семинарию довелось только его преемнику по Благовещенской кафедре. Строящийся с 1858 г. Благовещенский кафедральный собор был освящен святителем Иннокентием 11 апреля 1864 года.

Получив 18 января 1868 г. известие о назначении на Московскую кафедру, святитель Иннокентий на следующий же день отправил депешу обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому с пожеланием видеть своим преемником на Благовещенской кафедре Преосвященного Вениамина (Благонравова), епископа Селенги некого, викария Иркутской епархии, начальника Забайкальской духовной миссии.

17 марта 1868 г. епископ Вениамин получил назначение в Благовещенск. Сначала он, как и святитель Иннокентий (Вениаминов), именовался «Камчатским, Курильским и Алеутским», но с выделением из Камчатской самостоятельной Алеутской епархии (1870 г.) стал именоваться «Камчатским и Благовещенским». С приездом в Благовещенск Преосвященного Вениамина связано возвращение в Приамурье Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть». (Албазин – русская крепость на Амуре, основанная Е.П.Хабаровым в 1650 г.; в 1685 г. была осаждена войском маньчжуров; в Спасский монастырь, располагавшийся близ Албазинского острога, многочтимую икону зимой 1665-66 г.г. принес старец (иеромонах Ермоген).

Албазинскую икону, находившуюся до этого в Сретенске, епископ Вениамин 20 июля 1868 г. перенес в г. Благовещенск и оставил в благословение жителям и всему Приамурью на грядущие времена. Сохранилась серебряная риза с надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск Преосвященным Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, в июне 1868 года при первом вступлении в свой епархиальный город». При непосредственном участии епископа Вениамина в 1871 г. была открыта первая на Дальнем Востоке России Благовещенская духовная семинария. Сначала семинария располагалась в деревянном здании. 6 июля 1882 г. было заложено каменное трехэтажное здание. 6 октября 1885 г. состоялось его освящение. Семинарская церковь была посвящена Евангелисту Иоанну Богослову. С 1882 г. при семинарии действовало Духовное училище (семинария функционировала до 1918 г.).

С начала 1880-х гг. Благовещенск становится крупным торговым центром, а также центром переселенческого движения в Приамурье. Это наложило свой отпечаток и на развитие епархиальной жизни: потребовались большие усилия по созданию новых церквей, церковно-приходских школ. 9 марта 1886 г. Преосвященным Гурием было открыто Православное Братство Пресвятой Богородицы – благотворительное общество при кафедральном соборе г. Благовещенска, целью которого была защита православной паствы от влияния нахлынувших в Приамурье представителей других религиозных конфессий. Наибольшую активность проявляли молокане, духоборы, штундобаптисты и субботники. Молокане выделялись своей предпринимательской деятельностью в Приамурье, иногда в целом влиявшей на рыночную торговлю в регионе. Братство имело обширную библиотеку и проводило внебогослужебные чтения и публичные миссионерские собеседования.

При епископе Приамурском и Благовещенском Гурии (Буртасовском) указом Святейшего Синода в 1885 г. был учрежден общеепархиальный праздник в честь Албазинской иконы Божией Матери, который стал ежегодно совершаться 9 марта (22 марта по н.ст.). Тогда же была составлена молитва, которая до сегодняшнего дня читается перед этим образом.

Епископ Гурий, бывший до епископской хиротонии ректором Благовещенской духовной семинарии, ввел еженедельное чтение акафистов Божией Матери перед Албазинской иконой.

В 1891 г. перед Албазинской иконой молился цесаревич Николай – будущий император Николай II , посетивший Благовещенск во время своего кругосветного путешествия.

Первым епископом с титулом «Приамурский и Благовещенский» стал Преосвященный Иннокентий (Солодчин), воспитанник Алтайской духовной миссии, трудившийся в ней на миссионерском поприще с середины 60-х гг. XIX в. и прошедший все ступени миссионерского служения.

После образования Владивостокской епархии в Благовещенской осталось 66 приходов; казачьих приходов по Амуру – 21. На 1 января 1900 г. в епархии насчитывалось: 81 церковь, 99 часовен, 51 приходское попечительство; духовенства: протоиереев – 5, священников – 71, диаконов – 19, псаломщиков – 60; православного населения – 137978 душ.

26 марта 1900 г. по инициативе ректора Благовещенской семинарии архимандрита Антонина в Благовещенске было открыто «Иоанно-Богословское Братство для вспомоществования недостаточным ученикам духовной семинарии и соединенного с нею духовного училища». Во время русско-японской войны Братство оказывало помощь и семьям российских воинов.

Во время боксерского восстания в Китае в 1900 г. китайцы 19 дней осыпали снарядами малозащищенный Благовещенск. Епископ Иннокентий при участии множества духовенства и жителей города служил перед Албазинской иконой молебны. Благовещенский кафедральный собор остался невредимым, убитых не было. Благодарные жители Благовещенска восприняли это заступничество Божией Матери как «Новый Покров» над своим градом.

При епископе Приамурском и Благовещенском Владимире (Благоразумове) (1906-1909) был учрежден (1908) Градо-Благовещенский Богородично-Албазинский женский монастырь. В 1915г. при монастыре была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 12 мальчиков. При его преемнике – епископе Евгении (Бережкове) (1909-1914) в Благовещенской епархии было построено 20 церквей и получено разрешение на строительство 11 храмов; открыто около 50 церковно-приходских школ.

К 1917 г. в Благовещенской епархии было 96 церквей, 2 монастыря, 83 церковно-приходских школы (более 4 тыс. учащихся), 91 священник, 17 диаконов. В Благовещенске было более 20 православных храмов, все они в годы гонений на Церковь были разрушены, а Благовещенский кафедральный собор сгорел в 1924 г. Албазинская икона Божией Матери была помещена в Ильинскую часовню, где находилась до 1938 г., а затем оказалась в закрытых запасниках Амурского областного краеведческого музея.

После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Приамурье началось возрождение церковной жизни, но до восстановления Благовещенской епархии должно было пройти еще много времени. В начале 40-х годов все сибирские и дальневосточные епархии были лишены своих архипастырей. 26 февраля 1943 г. архиепископом Новосибирским и Барнаульским был назначен Преосвященный Варфоломей (Городцев), который стал и временно управляющим Иркутской епархией. 10 июля 1947 г. ему было поручено управление также Владивостокской епархией, которой он управлял до 1948 г. В этот период и приходы Приамурья входили в ведение архиепископа Новосибирского и Барнаульского. В период с 1946 по 1990 гг. Хабаровская и Владивостокская епархия (с 1958 по 1988 гг. – Хабаровская и Приамурская) была фактически присоединена к Иркутской епархии. С 1990 по 1993 гг. Благовещенск являлся вторым кафедральным градом образованной Хабаровской и Благовещенской епархией.

28 декабря 1993 г. на заседании Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято постановление: «Восстановить Благовещенскую епархию. Епархиальным архиереям Благовещенской епархии носить титул «Благовещенский и Тындинский». На этом же заседании Синода временное управление воссозданной Благовещенской епархией было поручено Преосвященному Иннокентию (Васильеву), епископу Хабаровскому и Приамурскому.

21 апреля 1994 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви епископом Благовещенским и Тындинским назначен Преосвященный Гавриил (Стеблюченко) Кафедральным градом епархии является административный центр Амурской области – г. Благовещенск.

Когда после многих лет гонений на Церковь в Благовещенске в 1946 г. был открыт первый православный приход, то ему было передано здание бывшего костела (построено в 1903 г.), поскольку ни одного из более чем двух десятков православных храмов в городе не сохранилось. Этот храм стал кафедральным собором Благовещенской епархии. В воскресенье 7 ноября 1991г. торжественным крестным ходом под звон колоколов в Собор была возвращена из Амурского областного краеведческого музея чудотворная Албазинская икона Божией Матери.

Весной 1997 г. началось строительство нового кафедрального собора. Летом 1999 г. на воздвигаемом Благовещенском кафедральном соборе уже заблистали золотые купола. В 2000 г. в дни Рождества Христова в нем была отслужена первая Божественная литургия, а с Рождества 2003 года начались постоянные богослужения. Новый собор воздвигнут на месте прежде разрушенных двух церквей – во имя святителя Николая (первого в Приамурье храма) и Покрово-Никольского храма (первого в Благовещенске каменного здания). Храм имеет 2 придела – в честь «Святителя Николая Мирликийского» и «Святителя Иннокентия» (Вениаминова) Московского. 2 января 2003 г. в главном алтаре Собора установлен великолепный иконостас, работы иконописцев Патриарших художественных мастерских г. Софрино, В 1998 г. при посещении Преосвященным Гавриилом, епископом Благовещенским и Тындинским, г. Тынды с чудотворной Албазинской иконой Божией Матери была произведена закладка Свято-Троицкого Собора для второго кафедрального града Благовещенской епархии, строительство которого завершено в 2001 году. Бывший храм в Тынде переоборудованный из здания библиотеки передан новообразованному Свято-Покровскому женскому монастырю.

При вступлении на Благовещенскую кафедру Преосвященнейшего епископа Гавриила в Амурской области было три прихода. В настоящее время в Амурской области зарегистрированы и действуют 54 православных прихода, (из них 4 в Благовещенске), 3 монастыря и 15 религиозных групп. Воскресных школ в епархии – 8; в них обучаются детей – 682, взрослых – 120 человек.

Возрождение православных духовных традиций в гражданском обществе является одним из приоритетных направлений в жизнедеятельности Благовещенской епархии. В 1997 г., когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), в центре г. Благовещенска ему был установлен памятник, а прилегающий к памятнику переулок назван его именем. В с. Иннокентьевка Архаринского района, основанном в 1867 г. как станица Нижнебуренинская и вскоре переименованном в память святителя, в 1997 г, был открыт приход в честь святителя Иннокентия. В ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия с 25 мая по 9 июня 1997 г. епископом Благовещенским и Приамурским Гавриилом было организовано паломническое плавание на теплоходе «Миклухо-Маклай» с Албазинской иконой Божией Матери из Благовещенска в Николаевск-на-Амуре и другие места, освященные миссионерскими подвигами просветителя народов Сибири и Америки. 28 мая 1997 г. перед чудотворной иконой молились жители Хабаровска. В Благовещенской епархии издается православная семейная газета «Золотые купола» (ежемесячное приложение к областной газете «Амурская правда») и православная газета молодежного направления «Златоуст» (приложение-еженедельник к газете «Самовар»). Статус газет, в качестве приложений, выбран из-за удобства распространения, областными изданиями выходящими тиражом более 20-ти тыс. экземпляров. Имеются два подобных приложения к районным газетам – «Православный БАМ», издается Тындинским Свято-Троицким собором, и «Свято-Владимирский вестник», выпускаемый приходом в пос. Магдагачи. Раз в неделю выходит телепередача «Путь к истине», раз в месяц- «Вифлеемская звезда». Еженедельно выходят в эфир радиопрограммы «Благовещение» и «Новости Благовещенской епархии».

В Благовещенской Епархии организованы и осуществляют свою деятельность: отдел милосердия и социальной благотворительности, миссионерский отдел и миссионерский фонд, отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами, отдел по взаимодействию с управлением исполнения наказаний. Созданы православное братство Святого Благоверного князя Александра Невского, Православная миссионерская молодежная дружина.

Служба милосердия имени Святителя Иннокентия (Вениаминова) поддерживает тесные отношения с предпринимателями города и области в оказании благотворительной помощи малоимущим, инвалидам, детям-сиротам. (В 2006 году на благотворительные цели было направлено около 400 тысяч рублей).

Не первый год православное духовенство помогает общественной организации «Надежда» села Константиновки, которая объединяет родителей, воспитывающих детей-инвалидов. В минувшем году дважды были выделены средства на приобретение лекарств больным детям. 10 тысяч рублей передано открывшемуся после капитального ремонта онко-гематологическому отделению детской областной клинической больницы. Благотворительную помощь была оказана также Амурской федерации любителей зимнего плавания «Аквайспорт» для обустройства спуска к Иордани на реке Зея и проруби для купания в дни великого праздника -Крещения Господня или Богоявления.

Летом прошлого года Благовещенская епархия приняла активное участие в торжествах, посвященных 150-летию областного центра. В дни празднования юбилея города достойным его жителям было вручено 125 медалей, изготовленных в подмосковном Софрино. (На эти цели израсходовано 100 тысяч рублей). Священнослужители внесли свою лепту и в восстановление разрушенного православного кладбища в Харбине.

Епархия активно поддерживает просветительскую деятельность, несколько лет финансирует производство телевизионной программы «Свет православия». (В минувшем году на реализацию этого телепроекта было направлено 75 тысяч рублей).

На заводе «Амурский металлист» отливают чугунный крест, который с наступлением теплого времени будет установлен в Албазино, как символ российского государства и православной веры на границе. Первый взнос на его изготовление внесла Благовещенская епархия (50 тысяч рублей).

В течение минувшего года благотворительная помощь была оказана также и отдельным прихожанам.

Миссионерским отделом регулярно совершаются поездки по Байкало-Амурской магистрали и по отдаленным населенным пунктам севера Амурской области. Для этих целей в епархии есть вагон-храм. В ходе таких миссионерских поездок совершаются таинства крещения, проводятся пастырские беседы.

Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами поддерживаются деловые отношения с управлением внутренних дел, управлением Федеральной службы исполнения наказаний и воинскими частями Министерства обороны. Под пастырским попечительством священников Епархии находятся практически все воинские части, военное училище и подразделения Пограничных войск ФСБ РФ, дислоцированные на территории Амурской области.

В начале этого года Благовещенская епархия и Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области заключили соглашение о взаимодействии в сфере профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. В совместном обращении была высказана тревога по поводу захлестнувшей Россию страшной беды. Среди регионов Дальнего Востока Приамурье на печальном первом месте по подростковой наркомании. Гаврило-Архангельский мужской монастырь готов принять на исправление около 10 послушников, которые хотят отказаться от пагубного пристрастия и встать на путь исправления и духовного очищения.

С органами власти области, городов, районов, сел и поселков руководство Епархии и православных приходов строит свои отношения в соответствии с действующим законодательством на доверительных, доброжелательных началах. Служители церкви, в свою очередь, приглашаются на различные мероприятия, проводимые как исполнительными, так и законодательными органами власти, им предоставляется возможность выступать на них с приветствиями, поздравлениями, пожеланиями. Настоятели приходов получают поздравления от органов власти с религиозными праздниками.

Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил и секретарь епархии священник Олег Волочай входят в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе Амурской области. Православные священники входят также в состав подобных советов и комиссий, созданных практически во всех городах и районах области с целью более эффективного взаимодействия органов власти с религиозными объединениями. Представители епархии приняли активное участие в подготовке и проведении в сентябре прошлого года межрегионального научно-практического семинара «Свобода совести и вероисповедания в Российской Федерации и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: региональные аспекты».

Об авторе: Федирко Оксана Петровна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Благовещенского филиала Московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы.

I. Исторический очерк . – До 1898 г. Благовещенская епархия именовалась камчатскою. По определению Св. Синода, Высочайше утвержденным 4 июня 1898 г. мнением государственного совета положено выделить из состава камчатской епархии с 1 января 1899 г. самостоятельную епархию владивостокскую, охотскую округу приморской области, входившую в состав камчатской епархии, перечислить в якутскую епархию, и за сим камчатскую епархию по имени епархиального города Благовещенска именовать Благовещенскою, а епископа ее приамурским и благовещенским. В Благовещенской епархии остались церкви, расположенные по всему течению р. Амура, начиная от ст. Покровской, до г. Николаевска, с морским прибрежьем от залива св. Николая, Охотского моря до Императорской гавани в Татарском море, все течение рр. Зеи, Буреи и Амгуни с их системами, а также все нижнее течение р. Уссури от ст. Буссе до впадения в Амур. Бывший преосвященный камчатский Евсевий назначен в Владивосток, а в Благовещенск назначен преосвященный Иннокентий. Сын священника рязанской епархии, переместившегося в Сибирь, преосвященный Иннокентий, в мире Иван Васильевич Солодчин, родился в 1842 г., образование получил в томском духовном училище и томской духовной семинарии, затем в петербургской духовной академии. Вышел со 2-го курса и поступил в алтайскую духовную миссию, где сначала был учителем миссионерского училища, потом в 1875 г. принял монашество, был посвящен во иеромонаха, и получил тарабогатайский миссионерский стан – приход. В 1878 г. переведен к крестовой архиерейской церкви, духовником ставленников. С 1880 г. снова перешел на миссионерское поприще, в должности заведывающего катандинским миссионерским станом. В 1885 г. назначен духовником томской духовной семинарии. В этой должности получил сан игумена. В 1890 г. назначен помощником начальника алтайской миссии и в 1893 г. возведен в архимандриты. С 1894 г. он состоял епархиальным наблюдателем церковных школ томской епархии, в 1897 г. оставил эту должность и был избран почетным членом епархиального училищного совета, засим управлял томским алексиевским монастырем и был причислен к томскому архиерейскому дому. 9 февраля 1899 г. в домовой архиерейской церкви г. Томска совершена хиротония архимандрита Иннокентия во епископа приамурского, двумя епископами – томским Макарием и забайкальским Мефодием.

II. Статистический обзор. Приходов в епархии, при отделении владивостокской, оставлено 66. Монастырей нет. Церквей к 1 января 1900 г. было 81, часовен 99. Приходских попечительств 51. Духовенства : протоиереев 5, священников 71, диаконов 19, псаломщиков 60. Против штатного положения не доставало 11 священников, 3 диаконов и 18 псаломщиков. В числе священников 11 прибывших из Европейской России и 1 из Туркестана, прочие – местные уроженцы. Православного населения при образовании епархии считалось 137,978 душ, за 1899 г. по епархиальной статистике сосчитано 92,988 душ: 48,918 м. п. и 44,070 ж. п. Население принадлежит к городскому классу, казачьему и сельскому сословиям, затем идут приисковые и инородцы. Кроме православных, значительную часть населения составляют маньчжуры и китайцы буддийского и магометанского вероисповедания, раскольники и сектанты, незначительное число имеется инородцев-шаманистов. Вообще же инородцы епархии, гольды и гиляки, просвещены св. крещением. Особенным благоустройством отличаются казачьи станицы: в каждой церковь, в каждом поселке – часовня, где совершается богослужение при приездах духовенства. Всех казачьих приходов 21, по Амуру, на протяжении почти 2,500 верст. Казаки привержены к православию, и среди них был только один случай уклонения – в молоканство.

III. Епархиальное управление . – Духовная консистория имеет 3-х членов. Консистория помещается в наемном здании, принадлежащем епархиальному попечительству о бедных духовного звания. У консистории есть участок своей земли в 1470 кв. саж. и три деревянных флигеля на нем, но столь ветхих, что жить в них не возможно. Благочинных в Благовещенской епархии в 1899 г. было 12, в ведении каждого был участок с расстоянием от 300 до 1,682 верст. В августе 1899 г. впервые в епархии состоялся съезд духовенства, главным образом для решения возбужденного преосв. Евсевием вопроса об учреждении епархиального женского училища.

IV. Духовно-учебные заведения и церковные школы . – Духовно-учебные заведения Благовещенской епархии отличны от духовно-учебных заведений других епархий. Духовная семинария в Благовещенске, основанная в 1870 г., соединена с духовным училищем . Во главе обоих учебных заведений стоит ректор семинарии. В семинарии три класса с двухгодичным курсом, а в училище два, тоже с двухгодичным курсом, и, кроме того, приготовительный класс. Должность инспектора семинарии отправлял один из преподавателей, до 1896 г., когда был назначен особый инспектор. Преподаватели семинарии преподавали и в училище, по взаимному соглашению и назначению семинарского правления. Все это вызвано было малочисленностью воспитанников. В 1896 г. в семинарии, кроме ректора и инспектора, было десять преподавателей, имевших, каждый, от 2-х до 8-ми уроков. Учащихся в семинарии в 1900 г. было 40, в училище с приготовительным классом. 95, всего 135. До 1899 г. в семинарии существовала кафедра маньчжурского языка, но затем она упразднена, за несоответствием ее действительной надобности, так как маньчжуры стали говорить общекитайским языком и их прежний, родной язык получил только археологическое значение, а затем еще и потому, что православная миссия среди маньчжур, при современных условиях, не могла действовать, так как маньчжуры по разным условиям не могли принимать русского подданства, а принятие христианства у них наказывалось смертною казнью. Епархиального женского училища пока нет, но уже состоялось решение духовенства открыть училище, и на учреждение и содержание его изыскан капитал в 34,000 р., ежегодно увеличивающийся от установленных духовенством сборов: по 10% с доходов свечного, кошелькового и кружечного (5,825 р. в год) и 1% с жалованья.

Церковных школ в епархии более 60, в том числе: 1 второклассная, 3 двухклассных, 22 одноклассных, 24 школы грамоты, 1 образцовая при духовной семинарии, 2 церкви-школы, 10 миссионерских. Учащихся в школах: второклассной 79 мальчиков и 20 девочек, всего 99; в двухлассных 197 и 288, всего 485; в одноклассных 706 и 206, всего 912; в школах грамоты 491 и 206, всего 697; в образцовой 37 мальчиков; в миссионерских 293 и 11, всего 304; всех учащихся 2,434. В числе учащихся 5 детей раскольников, 96 сектантов, 9 римско-католического исповедания, 1 еврей, 4 буддиста и 7 язычников. Израсходовано на школы епархиальные 35,489 р., не считая школ миссионерских. Всеми школами ведает епархиальный училищный совет с двумя отделениями: верхне-амурским – для амурской области и нижне-амурским – для приморской, и на содержание церковных школ , по постановлению съезда духовенства в августе 1899 ?., взимается по 2% с валового свечного дохода церквей, кроме того, производятся кружечный и тарелочный сборы. При второклассной школе и при всех миссионерских имеются общежития; при первой содержание учащегося пансионера определяется в 60 р., во вторых отпускается миссией по 35 р.

V. Просветительные, благотворительные и хозяйственные учреждения. Благовещенское Превославное братство Пресвятой Богородицы учреждено в 1886 г., имеет целью ограждение православных от увлечения в раскол и сектантство и принятие мер к вразумлению и возвращению в лоно православной церкви раскольников и сектантов. Для достижения цели братством организовано наблюдение за православными, живущими вблизи или вместе с раскольниками и сектантами, оказывается материальная помощь православным «в тех случаях, когда можно опасаться, что, за отказом в последней, православные обратятся за нею к сектантам и чрез то подвергнуться опасности потерять под давлением сектантства свое правослание» (от 3-х до 35 рублей, всего в 1898 г. выдано 148 р.), содержится братская библиотека, постоянно пополняемая книгами миссионерского характера (в 1898 г. выписано книг на 266 р.), организуются публичные собеседования с раскольниками и сектантами, происходят частные собеседования отдельных миссионеров. В 1898 г. состояло в братстве пожизненных членов 14. Управляется братство советом. Обращено в православие в 1899 г. из сектантов 1 молоканка и из раскола 6 душ. С марта 1898 г. братство обладало капиталом свыше 55,000 р. – Старообрядцы живут преимущественно в зазейском крае амурской области, где имеются 24 селения исключительно со старообрядческим населением. Всех старообрядцев в пределах епархии проживает свыше 5,500 душ; более всего беспоповцев, потом идут по числу последователи австрийского лжесвященства и наконец беглопоповцы. Свыше 4,500 душ проживают в упомянутых 24 селениях, остальные в Благовещенске и разных селениях наряду с православными. Старообрядцы живут уединенно, замкнуто, не совращают православных, но и сами почти не поддаются обращению. Числится совращенных в прежние времена до 15 человек. В епархии имеется противораскольнический миссионер – священник. – Сектанты проживают преимущественно в амурской области, в приморской их нет. Благовещенск является «очагом сектантов». Число сектантов превышает 8,000 душ. Цифра сектантов с каждым годом увеличивается, как вследствие естественного прироста сектантского населения, так и вследствие совращений православных и переселенческого прилива преимущественно из зараженных сектантством местностей России. Сектанты распадаются на молокан самарского и тамбовского толков, или молокан-фарисеев и молокан-саддукеев, как они сами себя: называют, духоборов, прыгунов, от 40 и даже до 200 десятин не редкость. Обрабатывают же землю они преимущественно наемным трудом китайцев и новоселов-переселенцев. Значительно развито у молокан и скотоводство. В их руках лучшая земля. Все «подсобные промыслы», как-то: сплав скота вниз по Амуру, пригон скота и лошадей из Забайкалья и Маньчжурии, перевозка грузов на прииски, мелочная торговля в городе, торговля мясом, хлебом, – почти всецело в их руках. Искусственное поднятие цен на мясо в Благовещенске молоканами-штундистов, или точнее штундобаптистов, и субботников, или жидовствующих. Последняя секта – самая малочисленная, самая многочисленная – молокане. Штундобаптизм в последнее время проявляет наибольшую интесивность. Молокане обращают на себя внимание своим «показным величием и кажущеюся нравственною чистотою своих членов», а также материальным благосостоянием и корпоративною сплоченностию. Земледелие, составляющее главное их занятие, у них процветает, запашки торговцами вызывает по временам даже административное вмешательство. Совратившихся в сектантство числится 36 душ.

Духовная миссия для распространения христианства среди неверных состояла в 1899 г. из двух отделов: гольдского и гилякского, для деятельности среди гольдов, гиляков, тунгусов, якутов, негидальцев и орочон. Большинство этих инородцев уже просвещено св. крещением. Миссия имела 16 станов, 5 в гольдском отделе и 11 в гилякском 5 станов не замещены. Миссионеры обыкновенно живут в русских селениях, а к инородцам выезжают только по временам, при возможности, когда, например, кочующие якуты и тунгусы выходят в феврале и марте из тайги в известные пункты для продажи и обмена добытых ими пушных мехов на муку, масло, табак и т. п. В таких пунктах обыкновенно сами же инородцы устраивают часовни, в которых прибывшие миссионеры и совершают богослужение и требы. Гольды почти все свое мужское население с 12-тилетнего возраста с декабря по март отправляют в тайгу на охоту, поэтому с ними миссионеры могут иметь дело только в летние месяцы, так как весеннее и осеннее время отличается великой распутицей. Тоже и к гилякам миссионеры могут ездить только в летние месяцы. Такая постановка дела в соединении с умственною бедностью и низкою ступенью развития духовной жизни инородцев является причиною того, что крещеные инородцы в религиозно-нравственном отношении мало чем отличаются от некрещеных: не знают истин веры, нередко не умеют правильно изобразить крестное знамение, многие все еще придерживаются идолопоклонства, участвуют в молениях шаманов, в языческих празднествах и крепко держатся противных христианству, но веками укоренившихся обычаев, например – продажи дочерей в жены еще в детском возрасте. Отрадное исключение представляют кочующие тунгусы и якуты, а отчасти и негидальцы, которые в религиозно-нравственном отношении могут служить добрым примером и для многих русских в низовьях Амура. В 1899 г. крещено миссионерами 71 душа и кроме того приходскими священниками крещено 275 душ, в том числе 219 корейцев; всего крещено 356 душ. Миссия имеет свое особенное устройство, во главе ее стоит начальник миссии – священник. До разделения камчатской епархии на благовещенскую и владивостокскую миссия, именовавшаяся калчатскою, состояла из трех отделов: гилякского, гольдского и корейского. Последний целиком отошел во владивостокскую епархию.

Архив консистории помещается в нижнем этаже каменного здания со сводом и полом, залитым цементом. В нем хранится 7,320 №№ дел и книг: дела с 1850 г., метрические книги с 1778 г., клировые ведомости с 1850 г., исповедные росписи с 1812 г.

В течение великого поста ведутся в Благовещенске публичные религиозно-нравственные чтения для интеллигентной публики.

Приходские попечительтства в 1899 г. пожертвовали на поддержание и украшение церквей до 9,000 р., на церковно-приходские школы и благотворительные приходские учреждения до 500, на содержание причтов свыше 11,000, всего до 20,500 р.

Епархиальное попечительство о бедных духовного звания содержится поступлением 1% с содержания священно-служителей и 1 1/2 % с содержания церковно-служителей, кроме того, по постановлению съезда 1899 г., 3% с валового церковного дохода.

Иоанно-богословское братство для вспомоществования недостаточным ученикам духовной семинарии и соединенного с нею духовного училища открыто 26 марта 1900 г. Устав братства утвержден преосвященным Иннокентием 3 марта 1900 г., а напечатан в № 2 «Камчатских Епарх. Ведом.» за 1898 г. Первая мысль об учреждении этого братства возникла еще в 1896 г. при преосвященном Макарие, епископе камчатском, курильском и благовещенском; тогда же собрано было около 1,000 р. К открытию братства собрано сверх того свыше 3,500 р.

С. Рункевич

На сегодняшний день конфессиональная ситуация в Амурской области в целом продолжает оставаться достаточно стабильной, какие-либо конфликты на межконфессиональной почве не фиксируются. Религиозные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии со своими уставами и вероучениями.

По данным социологического исследования, проведенного информационно-аналитическим отделом управления общественных связей аппарата губернатора области, 69% опрошенных считают, что в области идет процесс религиозного возрождения. 26,71% опрошенных считают, что отношения между людьми различных вероисповеданий доброжелательные, 45,21% считают их бесконфликтными. Верующими себя назвали 34,18%, к колеблющимся относят себя 41,92% опрошенных. Из числа верующих православными себя назвали 48,97%, 20,68% не относят себя ни к одной из религий и просто верят в бога.

Самой многочисленной по количеству прихожан является Русская Православная Церковь.

Благовещенская епархия фактически была образована в 1858 г., хотя до 1870 г. продолжала именоваться Камчатской, Курильской и Алеутской, а до 1899 г. - Камчатской и Благовещенской, с 1899 - Благовещенская. С середины З0-х гг. XX в. по причине гонений на Церковь епархия лишилась архипастырского управления. Восстановлена она была постановлением Священного Синода с наименованием Благовещенская и Тындинская 28 декабря 1993 г.

Благовещенская епархия образована благодаря миссионерским трудам и заботе об освоении Россией Приамурья святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского (1797-1879). Ради достижения наибольшего успеха православной миссии на дальневосточных окраинах России он, будучи архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским, с разрешения Святейшего Синода несколько раз переносил свою епархиальную кафедру из одного города в другой.

В 1852 г. святитель Иннокентий переехал в Аянский порт на Охотском море не только ради удобства сообщения с Камчаткой, но и ради того, чтобы ему иметь "больше возможности следить за Амурскими делами.

10 апреля 1853 г. святитель Иннокентий назначил на Амур миссионером своего сына - священника Гавриила Вениаминова, через которого хотел скорее обустроить православную миссию на Амуре и содействовать скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией. В этом важном государственном деле святитель Иннокентий был ближайшим сподвижником и вдохновителем генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского (1809-1881) и адмирала Г.И. Невельского (1813-1876).

С сентября 1853 г. кафедральным градом святителя Иннокентия стал Якутск. А 5 мая 1858 г. святитель Иннокентий прибыл в станицу Усть-Зейскую, на место будущего главного града Приамурья. 9 мая он совершил молебен и заложил камень в основание храма Благовещения Пресвятой Богородицы. 16 мая генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским был подписан Айгунский договор о границах с Китаем, которым восстанавливался суверенитет России над левобережьем Приамурья, утраченный по Нерчинскому договору 1689 г. 5 июля последовал указ императора Александра II об основании города Благовещенска. В наименовании главного города Приамурья "Благовещенском" решающее значение имело мнение графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Протоиерей П. Громов, духовник Н.Н. Муравьева-Амурского, писал, что тот назвал устраиваемый на Амуре город "Благовещенском в память того, что самый деятельный его сподвижник, Преосвященный архиепископ Камчатский Иннокентий, начально в сане священника служил в Иркутске при Благовещенской церкви".

Определением Святейшего Синода от 21 декабря 1858 г. указывалось: "Камчатской епархиальной кафедре быть в городе Благовещенске на Амуре с двумя Викариатствами, одно в Якутске, по особенности языка "обычаев населения, отличающего Якутскую область от всех прочих; а другого в Новоархангельске, остров Ситха (Америка)". Указом Святейшего Синода от 31 декабря 1958 г. архиепископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Иннокентию предписывалось "приступить к избранию места для устройства на Амуре всех необходимых зданий епархиального ведомства, именно между устьями Зеи и Буреи.

Архиепископ Иннокентий выехал из Якутска 11 февраля 1860 г., а 24 мая того же года прибыл в Благовещенск "с тем, чтобы здесь, по обозрении церквей, находящихся ниже по Амуру, остаться на жительство навсегда". В 1862 г. по плану святителя Иннокентия в Благовещенске был выстроен архиерейский дом. Обустраивая новый епархиальный центр, святитель Иннокентий прежде всего стал заботиться об открытии в Благовещенске духовной семинарии. Он считал, что в Новоархангельске и Якутске (бывших епархиальных центрах), где уже были семинарии, достаточно духовных училищ, а в Благовещенске непременно должна быть семинария. Вскоре после переезда в Благовещенск святитель Иннокентий устраивает здесь духовное училище. Перенесение из Якутска семинарии оказалось делом затруднительным, и создать новую семинарию довелось только его преемнику по Благовещенской кафедре. Строящийся с 1858 г. Благовещенский кафедральный собор был освящен святителем Иннокентием 11 апреля 1864 года.

Получив 18 января 1868 г. известие о назначении на Московскую кафедру, святитель Иннокентий на следующий же день отправил депешу обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому с пожеланием видеть своим преемником на Благовещенской кафедре Преосвященного Вениамина (Благонравова), епископа Селенги некого, викария Иркутской епархии, начальника Забайкальской духовной миссии.

17 марта 1868 г. епископ Вениамин получил назначение в Благовещенск. Сначала он, как и святитель Иннокентий (Вениаминов), именовался "Камчатским, Курильским и Алеутским", но с выделением из Камчатской самостоятельной Алеутской епархии (1870 г.) стал именоваться "Камчатским и Благовещенским". С приездом в Благовещенск Преосвященного Вениамина связано возвращение в Приамурье Албазинской иконы Божией Матери "Слово плоть бысть". (Албазин - русская крепость на Амуре, основанная Е.П.Хабаровым в 1650 г.; в 1685 г. была осаждена войском маньчжуров; в Спасский монастырь, располагавшийся близ Албазинского острога, многочтимую икону зимой 1665-66 г.г. принес старец (иеромонах Ермоген).

Албазинскую икону, находившуюся до этого в Сретенске, епископ Вениамин 20 июля 1868 г. перенес в г. Благовещенск и оставил в благословение жителям и всему Приамурью на грядущие времена. Сохранилась серебряная риза с надписью: "Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск Преосвященным Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, в июне 1868 года при первом вступлении в свой епархиальный город". При непосредственном участии епископа Вениамина в 1871 г. была открыта первая на Дальнем Востоке России Благовещенская духовная семинария. Сначала семинария располагалась в деревянном здании. 6 июля 1882 г. было заложено каменное трехэтажное здание. 6 октября 1885 г. состоялось его освящение. Семинарская церковь была посвящена Евангелисту Иоанну Богослову. С 1882 г. при семинарии действовало Духовное училище (семинария функционировала до 1918 г.).

С начала 1880-х гг. Благовещенск становится крупным торговым центром, а также центром переселенческого движения в Приамурье. Это наложило свой отпечаток и на развитие епархиальной жизни: потребовались большие усилия по созданию новых церквей, церковно-приходских школ. 9 марта 1886 г. Преосвященным Гурием было открыто Православное Братство Пресвятой Богородицы - благотворительное общество при кафедральном соборе г. Благовещенска, целью которого была защита православной паствы от влияния нахлынувших в Приамурье представителей других религиозных конфессий. Наибольшую активность проявляли молокане, духоборы, штундобаптисты и субботники. Молокане выделялись своей предпринимательской деятельностью в Приамурье, иногда в целом влиявшей на рыночную торговлю в регионе. Братство имело обширную библиотеку и проводило внебогослужебные чтения и публичные миссионерские собеседования.

При епископе Приамурском и Благовещенском Гурии (Буртасовском) указом Святейшего Синода в 1885 г. был учрежден общеепархиальный праздник в честь Албазинской иконы Божией Матери, который стал ежегодно совершаться 9 марта (22 марта по н.ст.). Тогда же была составлена молитва, которая до сегодняшнего дня читается перед этим образом.

Епископ Гурий, бывший до епископской хиротонии ректором Благовещенской духовной семинарии, ввел еженедельное чтение акафистов Божией Матери перед Албазинской иконой.

В 1891 г. перед Албазинской иконой молился цесаревич Николай - будущий император Николай II, посетивший Благовещенск во время своего кругосветного путешествия.

Первым епископом с титулом "Приамурский и Благовещенский" стал Преосвященный Иннокентий (Солодчин), воспитанник Алтайской духовной миссии, трудившийся в ней на миссионерском поприще с середины 60-х гг. XIX в. и прошедший все ступени миссионерского служения.

После образования Владивостокской епархии в Благовещенской осталось 66 приходов; казачьих приходов по Амуру - 21. На 1 января 1900 г. в епархии насчитывалось: 81 церковь, 99 часовен, 51 приходское попечительство; духовенства: протоиереев - 5, священников - 71, диаконов - 19, псаломщиков - 60; православного населения - 137978 душ.

26 марта 1900 г. по инициативе ректора Благовещенской семинарии архимандрита Антонина в Благовещенске было открыто "Иоанно-Богословское Братство для вспомоществования недостаточным ученикам духовной семинарии и соединенного с нею духовного училища". Во время русско-японской войны Братство оказывало помощь и семьям российских воинов.

Во время боксерского восстания в Китае в 1900 г. китайцы 19 дней осыпали снарядами малозащищенный Благовещенск. Епископ Иннокентий при участии множества духовенства и жителей города служил перед Албазинской иконой молебны. Благовещенский кафедральный собор остался невредимым, убитых не было. Благодарные жители Благовещенска восприняли это заступничество Божией Матери как "Новый Покров" над своим градом.

При епископе Приамурском и Благовещенском Владимире (Благоразумове) (1906-1909) был учрежден (1908) Градо-Благовещенский Богородично-Албазинский женский монастырь. В 1915г. при монастыре была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 12 мальчиков. При его преемнике - епископе Евгении (Бережкове) (1909-1914) в Благовещенской епархии было построено 20 церквей и получено разрешение на строительство 11 храмов; открыто около 50 церковно-приходских школ.

К 1917 г. в Благовещенской епархии было 96 церквей, 2 монастыря, 83 церковно-приходских школы (более 4 тыс. учащихся), 91 священник, 17 диаконов. В Благовещенске было более 20 православных храмов, все они в годы гонений на Церковь были разрушены, а Благовещенский кафедральный собор сгорел в 1924 г. Албазинская икона Божией Матери была помещена в Ильинскую часовню, где находилась до 1938 г., а затем оказалась в закрытых запасниках Амурского областного краеведческого музея.

После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Приамурье началось возрождение церковной жизни, но до восстановления Благовещенской епархии должно было пройти еще много времени. В начале 40-х годов все сибирские и дальневосточные епархии были лишены своих архипастырей. 26 февраля 1943 г. архиепископом Новосибирским и Барнаульским был назначен Преосвященный Варфоломей (Городцев), который стал и временно управляющим Иркутской епархией. 10 июля 1947 г. ему было поручено управление также Владивостокской епархией, которой он управлял до 1948 г. В этот период и приходы Приамурья входили в ведение архиепископа Новосибирского и Барнаульского. В период с 1946 по 1990 гг. Хабаровская и Владивостокская епархия (с 1958 по 1988 гг. - Хабаровская и Приамурская) была фактически присоединена к Иркутской епархии. С 1990 по 1993 гг. Благовещенск являлся вторым кафедральным градом образованной Хабаровской и Благовещенской епархией.

28 декабря 1993 г. на заседании Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято постановление: "Восстановить Благовещенскую епархию. Епархиальным архиереям Благовещенской епархии носить титул "Благовещенский и Тындинский". На этом же заседании Синода временное управление воссозданной Благовещенской епархией было поручено Преосвященному Иннокентию (Васильеву), епископу Хабаровскому и Приамурскому.

21 апреля 1994 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви епископом Благовещенским и Тындинским назначен Преосвященный Гавриил (Стеблюченко) Кафедральным градом епархии является административный центр Амурской области - г. Благовещенск.

Когда после многих лет гонений на Церковь в Благовещенске в 1946 г. был открыт первый православный приход, то ему было передано здание бывшего костела (построено в 1903 г.), поскольку ни одного из более чем двух десятков православных храмов в городе не сохранилось. Этот храм стал кафедральным собором Благовещенской епархии. В воскресенье 7 ноября 1991 г. торжественным крестным ходом под звон колоколов в Собор была возвращена из Амурского областного краеведческого музея чудотворная Албазинская икона Божией Матери.

Весной 1997 г. началось строительство нового кафедрального собора. Летом 1999 г. на воздвигаемом Благовещенском кафедральном соборе уже заблистали золотые купола. В 2000 г. в дни Рождества Христова в нем была отслужена первая Божественная литургия, а с Рождества 2003 года начались постоянные богослужения. Новый собор воздвигнут на месте прежде разрушенных двух церквей - во имя святителя Николая (первого в Приамурье храма) и Покрово-Никольского храма (первого в Благовещенске каменного здания). Храм имеет 2 придела - в честь "Святителя Николая Мирликийского" и "Святителя Иннокентия" (Вениаминова) Московского. 2 января 2003 г. в главном алтаре Собора установлен великолепный иконостас, работы иконописцев Патриарших художественных мастерских г. Софрино, В 1998 г. при посещении Преосвященным Гавриилом, епископом Благовещенским и Тындинским, г. Тынды с чудотворной Албазинской иконой Божией Матери была произведена закладка Свято-Троицкого Собора для второго кафедрального града Благовещенской епархии, строительство которого завершено в 2001 году. Бывший храм в Тынде переоборудованный из здания библиотеки передан новообразованному Свято-Покровскому женскому монастырю.

При вступлении на Благовещенскую кафедру Преосвященнейшего епископа Гавриила в Амурской области было три прихода. В настоящее время в Амурской области зарегистрированы и действуют 54 православных прихода, (из них 4 в Благовещенске), 3 монастыря и 15 религиозных групп. Воскресных школ в епархии - 8; в них обучаются детей - 682, взрослых - 120 человек.

Возрождение православных духовных традиций в гражданском обществе является одним из приоритетных направлений в жизнедеятельности Благовещенской епархии. В 1997 г., когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), в центре г. Благовещенска ему был установлен памятник, а прилегающий к памятнику переулок назван его именем. В с. Иннокентьевка Архаринского района, основанном в 1867 г. как станица Нижнебуренинская и вскоре переименованном в память святителя, в 1997 г, был открыт приход в честь святителя Иннокентия. В ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия с 25 мая по 9 июня 1997 г. епископом Благовещенским и Приамурским Гавриилом было организовано паломническое плавание на теплоходе "Миклухо-Маклай" с Албазинской иконой Божией Матери из Благовещенска в Николаевск-на-Амуре и другие места, освященные миссионерскими подвигами просветителя народов Сибири и Америки. 28 мая 1997 г. перед чудотворной иконой молились жители Хабаровска. В Благовещенской епархии издается православная семейная газета "Золотые купола" (ежемесячное приложение к областной газете "Амурская правда") и православная газета молодежного направления "Златоуст" (приложение-еженедельник к газете "Самовар"). Статус газет, в качестве приложений, выбран из-за удобства распространения, областными изданиями выходящими тиражом более 20-ти тыс. экземпляров. Имеются два подобных приложения к районным газетам - "Православный БАМ", издается Тындинским Свято-Троицким собором, и "Свято-Владимирский вестник", выпускаемый приходом в пос. Магдагачи. Раз в неделю выходит телепередача "Путь к истине", раз в месяц- "Вифлеемская звезда". Еженедельно выходят в эфир радиопрограммы "Благовещение" и "Новости Благовещенской епархии".

В Благовещенской Епархии организованы и осуществляют свою деятельность: отдел милосердия и социальной благотворительности, миссионерский отдел и миссионерский фонд, отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами, отдел по взаимодействию с управлением исполнения наказаний. Созданы православное братство Святого Благоверного князя Александра Невского, Православная миссионерская молодежная дружина.

Служба милосердия имени Святителя Иннокентия (Вениаминова) поддерживает тесные отношения с предпринимателями города и области в оказании благотворительной помощи малоимущим, инвалидам, детям-сиротам. (В 2006 году на благотворительные цели было направлено около 400 тысяч рублей).

Не первый год православное духовенство помогает общественной организации "Надежда" села Константиновки, которая объединяет родителей, воспитывающих детей-инвалидов. В минувшем году дважды были выделены средства на приобретение лекарств больным детям. 10 тысяч рублей передано открывшемуся после капитального ремонта онко-гематологическому отделению детской областной клинической больницы. Благотворительную помощь была оказана также Амурской федерации любителей зимнего плавания "Аквайспорт" для обустройства спуска к Иордани на реке Зея и проруби для купания в дни великого праздника -Крещения Господня или Богоявления.

Летом прошлого года Благовещенская епархия приняла активное участие в торжествах, посвященных 150-летию областного центра. В дни празднования юбилея города достойным его жителям было вручено 125 медалей, изготовленных в подмосковном Софрино. (На эти цели израсходовано 100 тысяч рублей). Священнослужители внесли свою лепту и в восстановление разрушенного православного кладбища в Харбине.

Епархия активно поддерживает просветительскую деятельность, несколько лет финансирует производство телевизионной программы "Свет православия". (В минувшем году на реализацию этого телепроекта было направлено 75 тысяч рублей).

На заводе "Амурский металлист" отливают чугунный крест, который с наступлением теплого времени будет установлен в Албазино, как символ российского государства и православной веры на границе. Первый взнос на его изготовление внесла Благовещенская епархия (50 тысяч рублей).

В течение минувшего года благотворительная помощь была оказана также и отдельным прихожанам.

Миссионерским отделом регулярно совершаются поездки по Байкало-Амурской магистрали и по отдаленным населенным пунктам севера Амурской области. Для этих целей в епархии есть вагон-храм. В ходе таких миссионерских поездок совершаются таинства крещения, проводятся пастырские беседы.

Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами поддерживаются деловые отношения с управлением внутренних дел, управлением Федеральной службы исполнения наказаний и воинскими частями Министерства обороны. Под пастырским попечительством священников Епархии находятся практически все воинские части, военное училище и подразделения Пограничных войск ФСБ РФ, дислоцированные на территории Амурской области.

В начале этого года Благовещенская епархия и Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Амурской области заключили соглашение о взаимодействии в сфере профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. В совместном обращении была высказана тревога по поводу захлестнувшей Россию страшной беды. Среди регионов Дальнего Востока Приамурье на печальном первом месте по подростковой наркомании. Гаврило-Архангельский мужской монастырь готов принять на исправление около 10 послушников, которые хотят отказаться от пагубного пристрастия и встать на путь исправления и духовного очищения.

С органами власти области, городов, районов, сел и поселков руководство Епархии и православных приходов строит свои отношения в соответствии с действующим законодательством на доверительных, доброжелательных началах. Служители церкви, в свою очередь, приглашаются на различные мероприятия, проводимые как исполнительными, так и законодательными органами власти, им предоставляется возможность выступать на них с приветствиями, поздравлениями, пожеланиями. Настоятели приходов получают поздравления от органов власти с религиозными праздниками.

Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил и секретарь епархии священник Олег (Волочай) входят в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе Амурской области. Православные священники входят также в состав подобных советов и комиссий, созданных практически во всех городах и районах области с целью более эффективного взаимодействия органов власти с религиозными объединениями. Представители епархии приняли активное участие в подготовке и проведении в сентябре прошлого года межрегионального научно-практического семинара "Свобода совести и вероисповедания в Российской Федерации и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: региональные аспекты".

Федирко Оксана Петровна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Благовещенского филиала Московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы

Http://pravostok.ru/ru/journal/jhistory/?id=233

В понедельник, 27 июня 2005 года, в Благовещенском Епархиальном управлении состоится подписание договора о сотрудничестве между Благовещенской епархией Русской Православной Церкви и АРОО «Трезвое Приамурье» и передача иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» этому общественному объединению, сообщает пресс-служба Благовещенской и Тындинской епархии. Приглашаются представители всех средств массовой информации Приамурья.

ДОГОВОР (СОГЛАШЕНИЕ)

о взаимном сотрудничестве и взаимной помощи между Благовещенской Епархией и Амурской региональной общественной организацией «Трезвое Приамурье»

«Благовещенская епархия в лице епископа Благовещенского и Тындинского Преосвященнейшего Гавриила и Амурская региональная общественная организация « Трезвое Приамурье » в лице председателя Терехова Игоря Федоровича заключили между собою Договор о нижеследующем:

Церковь и общественность, обеспокоенные трагическим положением русского народа в собственной стране, видя и понимая, что русский народ уничтожают через насаждение врагами Отечества культа потребления табака, алкоголя и других наркотиков, особенно среди подрастающего поколения и молодежи, объединяют свои усилия в борьбе с этими пороками и будут стремиться в своей деятельности к утверждению и сохранению трезвости среди жителей Амурской области.

Благовещенская епархия берет на себя труды по духовному окормлению и молитвенному стоянию за прихожан православных храмов епархии и по духовному окормлению обществ трезвости, созданных на основе проведенных курсов – занятий, по оказанию помощи АРОО « Трезвое Приамурье » в отрезвлении населения Амурской области.

Амурская РОО « Трезвое Приамурье » берет на себя труды по проведению курсов – занятий по избавлению от наркотических зависимостей (табак, алкоголь, психоактивные вещества) в Амурской области и по разъяснению великой силы веры Православной в деле спасения человеческой души.

Срок действия Договора – до полного искоренения из жизни русского народа наркотизма – табака, алкоголя, психоактивных веществ.

От Благовещенской епархии

Его Высокопреосвященство архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил

От АРОО « Трезвое Приамурье »

Председатель Амурской региональной общественной организации И.Ф.Терехов»

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ АМУРСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ТРЕЗВОЕ ПИРАМУРЬЕ» И.Ф. ТЕРЕХОВУ

АКТ ПЕРЕДАЧИ

Благовещенское Епархиальное управление от всей души приветствует Ваше богоугодное стремление внести свой вклад в уврачевание страшной болезни нашего времени потребления табака, алкоголя и наркотиков. Это бедствие охватило ныне весь мир, оно все шире распространяется и в нашем Отечестве, вовлекая в свой порочный и пагубный круг все новые и новые жертвы, особенно среди молодежи.

Надеясь на совместное сотрудничество епархии и организации «Трезвое Приамурье» и молитвенное общение, передается в дар св. икона «Неупиваемая Чаша», как залог совместного противостояния пагубным привычкам, оздоровления нашего народа и духовного возрождения Отечества.

Наместник Гавриило- Архангельского монастыря – игумен Серафим

Председатель АРОО «Трезвое Приамурье» – И.Ф. Терехов

Территория Б. и Т. е. первоначально входила в состав Камчатской епархии , центр к-рой с 1 дек. 1858 г. находился в Благовещенске (с 1870 епархия именовалась Камчатской, Курильской и Благовещенской). 1 янв. 1899 г. Камчатская епархия была разделена на Благовещенско-Приамурскую и Владивостокско-Камчатскую епархии. 9 февр. 1899 г. в Томске во епископа Благовещенского был хиротонисан Иннокентий (Солодчин) , ранее служивший в Алтайской духовной миссии . В Благовещенской епархии в момент ее образования действовало 66 приходов, из них казачьих приходов по Амуру - 21. На 1 янв. 1900 г. в Благовещенской епархии существовали 81 храм и 99 часовен, служили 5 протоиереев, 71 священник и 19 диаконов, население правосл. вероисповедания составляло 137 тыс. 978 чел. В 1899 г. духовная миссия Благовещенской епархии имела 16 станов: 5 - в гольдском отд-нии, 11 - в гилякском. Миссионеры епархии проповедовали Православие среди гольдов, гиляков, тунгусов, нигитдальцев и орочон. В Благовещенске продолжала действовать Благовещенская ДС (открыта в 1871), при к-рой начали выходить «Благовещенские епархиальные ведомости» . 26 марта 1900 г. по инициативе ректора семинарии было открыто Иоанно-Богословское братство для помощи ученикам духовных учебных заведений.

С 1868 г. в Благовещенске хранилась Албазинская «Слово плоть бысть» икона Божией Матери . В 1900 г., во время боксерского восстания в Китае, восставшие китайцы 19 дней обстреливали малозащищенный Благовещенск. Еп. Иннокентий при участии духовенства и жителей города служил перед Албазинской иконой Божией Матери молебны с акафистами. Кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы (освящен в 1864) остался неповрежденным. Благодарные жители Благовещенска увидели в этом заступничество Божией Матери.

24 сент. 1900 г. еп. Иннокентий ушел на покой. 17 дек. того же года на Благовещенскую кафедру был назначен еп. Никодим (Боков) . Он предпринимал миссионерские путешествия и проповедовал Православие коренным народам Приамурья. По инициативе еп. Никодима в Благовещенской епархии стали проводиться ежегодные съезды благочинных и депутатов духовенства. 14 июня 1905 г. Святейший Синод постановил учредить в Зазейском крае в устье р. Бурунды муж. мон-рь в честь Успения Божией Матери. В февр. 1908 г. в мон-рь была принесена в дар с Афона икона вмч. Пантелеимона, в 1915 г. при мон-ре открылась церковноприходская школа, в к-рой обучалось 12 мальчиков. 3 нояб. 1906 г. Благовещенским епископом стал Владимир (Благоразумов) . При нем в 1908 г. учрежден Благовещенский жен. мон-рь в честь Албазинской иконы Божией Матери. При еп. Евгении (Бережкове) , в 1909-1914 гг., в Благовещенской епархии построили 20 церквей, было получено разрешение на строительство еще 11 храмов, открыто ок. 50 церковноприходских школ. 11 июля 1914 г. на Благовещенскую кафедру был назначен сщмч. еп. Евгений (Зёрнов) . К 1917 г. в Благовещенской епархии насчитывалось 76 храмов (в Благовещенске - более 20), 2 мон-ря, 83 церковноприходские школы (в них училось более 4 тыс. чел.), 91 священник и 17 диаконов.

В 1918 г. Благовещенскую ДС разграбили красноармейцы и она закрылась, прекратился выпуск «Благовещенских ЕВ» (вероятно, последний номер - № 2/3 от 15 февр. 1918). После окончания гражданской войны и установления советской власти на Дальн. Востоке (нояб. 1922) начались активные гонения на Церковь. В ночь с 27 на 28 авг. 1923 г. еп. Евгений был арестован и заключен в тюрьму Благовещенска. 1 сент. от кафедрального собора прошел крестный ход с требованием освободить архиерея. Однако еп. Евгений вскоре был вывезен в Читу, затем выслан в Москву. 30 нояб. 1923 г. он был возведен в сан архиепископа, в мае 1924 г. вошел в состав Свящ. Синода при Патриархе Московском свт. Тихоне , в 1924-1927 гг. находился в Соловецком лагере, принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (июль 1926), в 1927-1929 гг. был в ссылке. До назначения в авг. 1930 г. на Белгородскую кафедру архиеп. Евгений продолжал носить титул Благовещенского архиерея. В 20-30-х гг. все правосл. храмы в Благовещенске были разрушены. В 1924 г. сгорел кафедральный собор, Албазинская икона Божией Матери до 1938 г. находилась в Ильинской часовне, затем - в запасниках Амурского областного краеведческого музея. 12 сент. 1930 г. на Благовещенскую кафедру был назначен еп. Иннокентий (Тихонов) , 2 окт. 1932 г.- сщмч. еп. Герман (Коккель) . Сведений о том, что они смогли вступить в управление Благовещенской епархией, нет.

В 20-х - нач. 30-х гг. существовала обновленческая Благовещенская кафедра, к-рую занимали Александр Введенский 2-й (апр.-июнь 1923), Григорий Климчук (сент. 1924 - окт. 1927) и Феодор Турбин (июль 1931 - февр. 1932). В июле 1927-1929 г. григорианский раскол в Благовещенской епархии возглавлял Иринарх Павлов.

С сер. 30-х гг. Благовещенская кафедра не замещалась, в 1946 г. территория бывш. Благовещенской епархии вошла в состав новоучрежденной Хабаровской епархии (в 1958-1988 управлялась Иркутскими архиереями). В 1946 г. в Благовещенске открыли правосл. приход, к-рому было передано здание бывш. костела (построен в 1903), поскольку ни одного правосл. храма в городе не сохранилось. В 1991-1993 гг. Благовещенск являлся 2-м кафедральным городом Хабаровской и Благовещенской епархии. 7 нояб. 1991 г. торжественным крестным ходом Албазинская икона Божией Матери была возвращена из Амурского краеведческого музея в кафедральный собор Благовещенска.

28 дек. 1993 г. решением Свящ. Синода РПЦ была учреждена Б. и Т. е., временно управлял епархией Хабаровский еп. Иннокентий (Васильев) .

21 апр. 1994 г. епископом Благовещенским был назначен Гавриил (Стеблюченко) , к этому времени в Б. и Т. е. действовало 3 прихода. Весной 1997 г. началось строительство нового Благовещенского кафедрального собора на месте разрушенных церквей во имя свт. Николая Чудотворца и Покрово-Никольской. В 1998 г., во время приезда еп. Гавриила с Албазинской иконой Божией Матери в Тынду, в городе был заложен Свято-Троицкий храм. В 1997 г. в честь 200-летия со дня рождения свт. Иннокентия (Вениаминова) в центре Благовещенска установили памятник святителю, а прилегающий к памятнику переулок был назван его именем. В с. Иннокентьевка Архаринского р-на Амурской обл. в 1997 г. был открыт приход во имя свт. Иннокентия. 25 мая - 9 июня 1997 г. еп. Гавриилом организовано паломническое плавание на теплоходе «Миклухо-Маклай» с Албазинской иконой Божией Матери из Благовещенска в Николаевск-на-Амуре и др. места, связанные с миссионерской деятельностью свт. Иннокентия.

Благовещенская и Тындинская епархия объединяет приходы и монастыри РПЦ, в границах Амурской обл . Кафедральный город - Благовещенск. Кафедральный собор - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Епархия разделена на благочинниия: Центральное, Белогорское и Мазановское, Бурейское и Архаринское, Северное, Шимановское и Сковородинское, Свободненское. Правящий архиерей - еп. Лукиан (Куценко; с 1 фев. 2018 г. архиепископ). На 2018 г. в епархии действовало 38 храмов, 25 часовен, 32 молитвенных помещания (дома и комнаты), 3 монастыря, В клире епархии состоит 50 священников (из них 20 монашествующих) и 6 диаконов. При епархиальном управлении действуют следующие отделы: миссионерский во имя свт. Иннокентия (имеет церковь-вагон, курсирующий по Байкало-Амурской магистрали), милосердия и благотворительности, по связям с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по работе с молодёжью, паломнический, по взаимодействию с казачеством, комиссия по делам семьи. В епархии 12 воскресных школ. На базе Общественного ун-та пожилого человека в г. Благовещенске действуют катехизические курсы для взрослых. В г. Благовещенске при Духовно-просветительском центре свт. Иннокентия, митр. Московского с 2014 г. действовали трехгодичные богословские курсы с регентскими и иконописными классами. 15 окт. 2015 г. богословские курсы были преобразованы в Благовещенское ДУ.

Епархиальные СМИ. В Б. и Т. е. издается ежемесячная правосл. газ. "Благовещенские ЕВ", миссионерский отдел ежемесячно выпускает информационно-просветительскую газету "Благовещение" Выходит информационный листок клуба "Православная гостинная" - "Колокол", издается спец. приложение к газ. "БАМ" - "Православный БАМ", выходят в эфир еженедельные телепередачи «Свет православия» и «Православие Приамурья».

Святыни и крестные ходы: Покровительницей Амурской земли является чудотворная Албазинская "Слово плоть бысть икона Божией Матери" 22 марта, в день ее памяти, в Благовещенске совершается крестный ход.

Архиереи: еп. Иннокентий (Солодчин; 9.02.1899 - 24.09.1900), еп. Никодим (Боков; 17.12.1900 - 3.11.1906), еп. Владимир (Благоразумов; 3.11.1906 - 22.05.1909), еп. Евгений (Бережков; 22.05.1909-11.07.1914), архиеп. сщмч. Евгений (Зёрнов; 11.07.1914 - 13.08.1930), еп. Иннокентий (Тихонов; 12.09.1930 - 19.09.1932), сщмч. еп. Герман (Коккель; 2.10.1932-1935), с 1935 г. кафедра не замещалась, в 1946-1993 гг. территория Б. и Т. е. входила в Хабаровскую епархию, с 28 дек. 1993 г. епархией временно управлял Хабаровский еп. Иннокентий (Васильев), архиеп. Гавриил (Стеблюченко; 21.04.1994-5 окт. 2011 г.); Лукиан (Куценко; с 16 окт. 2011 г., с 1 февр. 2018 г. архиепископ).

Монастыри: Тындинский женский в честь Покрова Пресвятой Богородицы (учрежден в 2002), в честь Албазинской иконы Божией Матери жен. (ок. г. Зея, учрежден в 2002).

Лит.: Нестор (Анисимов), иером . Православие в Сибири: Ист. очерк. СПб., 1910; Албазинская икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть». Од., 1912; Газдиев Д . О . Благовещенская духовная семинария // Христианство на Дальнем Востоке: Мат-лы конф. Хабаровск, 2000. С. 15-18; Ермацанс И . А . Преемники еп. Иннокентия (Вениаминова) // Там же. С. 32-38; Тихон (Романов), архим . Благовещенская епархия - возрождение церковной жизни // ЖМП. 2000. № 5.

Прот. Борис Пивоваров

Похожие публикации