Всплеск антирусских и сепаратистских настроений отмечен в туве, калмыкии и бурятии. Какой сепаратизм по потенциалу сильнее: русский сепаратизм(где-нибудь на Урале, в Сибири и т.) или кавказский(чеченский и т.д.)? Сгоревшая мечеть в Элисте

На данный момент, потенциально опаснее сепаратизм в национальных республиках. Это не только кавказские регионы (Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия и тд.), но также республики в центре европейской части (Удмуртия, Коми, Марий Эл, Чувашия и Мордовия), в особенности, Татарстан, Башкортостан, где очень сильный сепаратистские настроения.

Дальневосточные республики (Якутия, Тыва, Бурятия) и часть республик прикаспийского региона (Калмыкия и Адыгея) в идеи национального сепаратизма слабы из-за плохой автономности местных элит, сложного географического положения и экономической зависимости от федерального центра.

Для движения сепаратизма нужна идея национального самосознания :

  • Этнокультурная особенность региона (язык, религия, культурные традиции и индивидуальный уклад жизни, история).
  • Экономическая автономность от центра.
  • Развитость инфраструктуры.
  • Противопоставление региона другим субъектам федерации.
    У национальных республик это большая часть из этого уже есть, каждый представитель национального меньшинства России ощущает свою связь и привязанность к общности определённой группы людей по национальному признаку.

В таком случае, возникает много вопросов к русскому сепаратизму в регионах, как формированию отдельной национальной группы. Для русских это будет сложнее, и образование другой нации будет идти дольше. Создание этнокультурных особенностей, географического положения и обособленной автономии от другой части русских потребует серьёзных затрат во времени и культивировании этой идеи. При желании, конечно, это можно воплотить.

Например, распространять тему северорусских и южнорусских этнографических групп, как двух разных народов. Тогда восточнославянских народов у нас не три (русский, украинский, белорусский), а 4 (северорусский, южнорусский, украинский, белорусский). Вспомнить про диалектические особенности (окающий говор у северян, акающий у южан); особенности строительства (словенский тип домов у северян, половецкий у южан); разные орнаменты оформления одежды; уклад жизни; географическое положение (Новгородская область, Псковская, Карелия, Архангельская, Вологодская, Ярославская, Тверская, Ивановская, Костромская, Свердловская, Пермская, Кировская области у северян; Рязанская область, Пензенская, Калужская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Брянская, Курская, Орловская и Белгородская у южан), религиозный раскол: распространённость старообрядчества у северян и никонианства у южан; даже можно накопать историческую преемственность северян от Новгородской, Псковской и Вятской республик; Владимиро-Суздальского, Рязанского и части Черниговского княжеств у южан - и мы готовы к построению двух народов с разным национальным самосознанием. Однако, формирование двух наций с разным национальным самосознанием - процесс сложный, а эти идеи ещё в массы внедрить надо. Поэтому реальный исход разделения маловероятен.

Относительно монголов калмыки живут в другой части света, однако являются их ближайшими родственниками. Во времена Российской империи этот народ почитали как блестящих воинов и преданных союзников русской армии. Но другая империя – советская – объявила их предателями, организовав полноценный геноцид. Чем объясняют причины столь жестокой политики?

Есть версия, согласно которой русский боевой клич «ура» произошел от калмыцкого «уралан», то есть «вперед». Скорее всего, это всего лишь легенда, но корни ее понятны: на протяжении долгих лет калмыки были надежной опорой России, где чрезвычайно ценились как храбрые воины и прекрасные наездники.

Ойраты или западные монголы начали переселяться в Русское царство в конце XVI века, что стало следствием завоевания монгольских земель цинским Китаем. Соседи-тюрки называли их «калмаками», то есть «отколовшимися» – не принявшими ислам и сохранившими буддийскую веру, отсюда и слово «калмык». Уже в начале 1600-х годов переселенцы присягнули на верность русскому царю, а впоследствии основали Калмыцкое ханство (Хальмг хана улус) – самоуправляемую часть русского государства, регулярно поставлявшую русской армии прекрасно обученных бойцов, проявивших себя во многих войнах. Так продолжалось и после того, как Екатерина II ликвидировала ханство, что стало неизбежным следствием трагических событий, известных как «пыльный поход ».

А вот отношения российской ветви потомков Чингисхана с советской властью, напротив, сразу не задались. Калмыки – один из немногих российских народов (в том числе репрессированных), численность которых за годы СССР не увеличилась, а сократилась. Согласно данным переписи 1989-го, в стране проживало 174 тысячи калмыков, а по переписи 1897-го – более 190 тысяч (современные показатели находятся где-то посередине).

Причин этому несколько. В годы Гражданской войны территорию Калмыкии сильно потрепало – она оказалась между молотом в лице РККА и наковальней в виде армий Краснова и Деникина. Впоследствии ее население сильно пострадало от голода и 1921–1924, и 1932–1934 годов (то есть от тех же событий, которые на Украине считают геноцидом именно украинского народа). А наиболее сильным ударом стало сталинское принудительное переселение в Сибирь в годы ВОВ – так называемая Операция НКВД «Улусы», по итогам которой калмыцкий народ сократился как минимум на треть, а по некоторым подсчетам – вполовину.

Постановление Совета народных комиссаров «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», было опубликовано ровно 75 лет назад – 28 декабря 1943 года. В марте 1956-го калмыков реабилитировали, позволив вернуться на родину. Год спустя была воссоздана их автономия. В 1989-м Верховный совет СССР провозгласил депортацию «варварской акцией сталинского режима». Наконец, закон, принятый в РСФСР в апреле 1991-го, признал калмыков жертвами геноцида.

В современной Калмыкии 28 декабря отмечается как День памяти жертв депортации калмыцкого народа, причем он является выходным.

Несмотря на все это, депортация калмыков как-то не на слуху – о ней вспоминают значительно реже, чем о депортации чеченцев, немцев, балкарцев или крымских татар. Редко говорят и о ее заявленных причинах, и о предыстории. А предыстория такова.

Среди национальных войсковых соединений, созданных советской властью страшным ноябрем 1941 года, было и калмыцкое – 110-я кавалерийская дивизия. Она прекрасно проявила себя в первый период войны при обороне Кавказа и Дона, но летом 1942-го, когда немцы вторично захватили Ростов и сильно измотали дивизию, в ней резко участились случаи дезертирства. Примерно тогда же гитлеровцы заняли большую часть самой Калмыкии.

Возвращаясь на малую родину, беглецы, как выразились бы тогда, «распространяли панические и пораженческие настроения», а уже в Калмыкии часть из них влились в ряды местных коллаборационистов. Параллельно в Берлине был создан т.н. Калмыцкий национальный комитет – что-то вроде правительства в изгнании, после чего калмыков стали позиционировать как союзников Рейха в борьбе с большевиками.

Так калмыки стали «народом-предателем», который предполагалось выселить, разделить и полностью лишить национально-культурной автономии. Как подчеркивалось в советской пропаганде, навсегда.

Случившееся не имеет никаких оправданий: советская власть пропагандировала интернационализм, но проявила себя точно так же, как проявляла себя власть нацистская (о Холокосте – пике террора по этническому принципу – тогда еще не знали).

Да, существовало Калмыцкое соединение доктора Долля, но существовало и партизанское движение Калмыкии. История помнит агента абвера Басанга Огдонова, но помнит и героя СССР Эрдни Деликова. Были калмыки-белоэмигранты, перешедшие на сторону Гитлера, но были и разведчики-добровольцы, переброшенные в тыл вермахта зимой 1942-го.

А советская власть репрессировала вообще всех калмыков, в том числе награжденных боевыми орденами и медалями. Исключение составили только те, кто успел сменить национальность в паспорте, и калмычки, которые были замужем за выходцами из других народов (вместо них на поселения в Сибирь и Среднюю Азии отправились жены этнических калмыков, в том числе русские).

Ради депортации калмыков даже отзывали с фронта, но несколько тысяч из них в итоге, как это говорится, все равно «прошли всю войну».

То есть это было самой настоящей этнической чисткой, от которой до сих пор не оправился целый народ, хотя прошло уже 75 лет, а реабилитировали калмыков в СССР на несколько месяцев раньше, чем другие переселенные народы.

О политике геноцида в сталинскую эпоху сейчас говорить не любят. И дело не столько в «обелении эпохи», сколько в том, что это давление на больную мозоль, которое раскалывает общество.

Но еще опаснее, когда наше сложное общество, живущее в многонациональной стране с национальными республиками, начинает раскалываться по этническому принципу. А именно это и происходит, когда потомки репрессированных калмыков, как правило, прекрасно знающие историю своего народа (а это относится почти ко всей калмыцкой интеллигенции), становятся свидетелями того, как фанаты усатого генералиссимуса оправдывают сталинскую политику этнических чисток, тем более превозносят ее.

Такие «патриоты» вредят идее территориальной целостности страны подчас даже больше, чем вся западная пропаганда вместе взятая.

Власти Калмыкии пытались сорвать II Cъезд ойрат-калмыцкого народа, заявили его организаторы. Из-за того что владельцы кафе, с которыми были предварительные договоренности, в последний момент отказались предоставить помещения для проведения съезда, участникам мероприятия пришлось собраться у памятника "Исход и возвращение". Съезд выразил недоверие действующему руководству республики и принял решение выдвинуть своих кандидатов в депутаты на сентябрьских выборах в Народный хурал.

Съезд под открытым небом

Начало съезда ойрат-калмыцкого народа было назначено на 10.00 19 мая. Местом проведения должна была стать столовая завода "Одн". Однако руководство завода не пустило делегатов, сославшись на проблемы с электричеством. Отказались предоставить помещение и в одном из кафе на выезде из Элисты, с владельцем которого, как рассказали организаторы съезда корреспонденту, также была предварительная договоренность.

Ойраты - народность, представителями которой на территории России являются калмыки. В 1920 году на землях калмыков была образована Калмыцкая АО, в 1935 году преобразованная в Калмыцкую АССР. В 1943 году автономия ликвидирована, а калмыки оттуда выселены. В 1957-1958 годах, с восстановлением этой АССР, калмыки смогли вернуться на их этническую территорию.

В результате примерно в 11.00 собравшиеся, около ста человек, двинулись колонной в город, к памятнику депортированным "Исход и возвращение", возле которого и был проведен съезд, передает корреспондент " , присутствовавший на мероприятии.

На хозяев помещений было оказано административное давление, заявил один из организаторов съезда, главный редактор газеты "Современная Калмыкия" Валерий Бадмаев .

"У нас был предварительный договор со столовой и кафе, мы даже заплатили деньги. Но к ним приехали из СЭС и сказали, что их закроют, если там будет проводиться съезд. Потом позвонили пожарные и тоже пригрозили, что пришлют комиссию", - рассказал Бадмаев.

Он предупредил собравшихся, что мероприятие на площадке перед памятником "будет расценено как несанкционированный митинг", но участники единогласно проголосовали за то, чтобы провести съезд.

Бадмаев огласил повестку, которую также поддержали все собравшиеся: "Оценка деятельности республиканской власти, формирование исполкома, выборы председателя исполкома, вопрос об участии активистов съезда в сентябрьских выборах в Народный хурал".

Главред "Современной Калмыкии" напомнил, что "первый Чуулган решил проводить съезд раз в два года". "Чуулган – Съезд ойрат-калмыцкого народа" прошел в Элисте 12 декабря 2015 года. В ходе мероприятия была принята резолюция, ставящая ряд задач "во имя сохранения и дальнейшего развития ойрат-калмыцкого народа". Главным пунктом резолюции является принятие новой Конституции Калмыкии, поскольку действующая, по мнению участников съезда, "не отвечает потребностям" калмыцкого народа.

"Прошло немного больше времени. Мы проводим этот съезд в мае, потому что в сентябре будут выборы в Народный хурал. Нам надо сегодня сформировать исполком из деятельных людей, которые смогут договориться с одной из партий, чтобы съезд мог выдвинуть от них своих кандидатов. По действующему у нас закону мы можем баллотироваться только от партий", - добавил Бадмаев.

Письмо полпреду ЮФО

Отметив, что "из-за жары" придется ограничить количество выступающих и время выступлений, Бадмаев предоставил слово политику и экономисту Владимиру Бамбаеву (в конце 1980-х – начале 1990-х секретарь калмыцкого обкома партии и депутат Верховного совета Калмыкии, в 1993 году, будучи руководителем ассоциации фермеров Калмыкии, баллотировался на пост президента республики, – прим. "Кавказского узла" ).

В свою очередь Бамбаев сказал, что из-за сжатого регламента лишь зачитает свое письмо, направленное в конце апреля на имя полпреда президента России в ЮФО Владимира Устинова.

В обращении к полпреду калмыцкий политик утверждает, что к нему "неоднократно обращались офицеры правоохранительных органов", которые, "рискуя своей головой, собирали документы", указывающие на преступления, нанесшие бюджету многомиллионный ущерб.

Согласно этим документам, заявляет Бамбаев, оказались похищены 70 миллионов рублей, направлявшихся из федерального бюджета на фитомелиоративные работы по восстановлению зоны Черных земель.

"Кавказский узел" сообщал, что единственная в Европе антропогенная пустыня образовалась в регионе Черных земель в результате неурегулированного выпаса скота и распашки песчаных земель.

В письме к Устинову Бамбаев также напомнил об аресте первого вице-премьера Петра Ланцанова, который, по его словам, стал возможен "только после того, как дело было доведено до Следственного комитета России", поскольку местные следователи "успешно похоронили" уголовное дело по агрохолдингу "Мраморное мясо Калмыкии".

9 июля 2016 года следствие сообщило об аресте заместителя министра сельского хозяйства Калмыкии Эрдни Кектышева, а также первого вице-премьера Калмыкии Петра Ланцанова. Ланцанов обвинен в том, что по его поручению сотрудники Минсельхоза Калмыкии вынудили свыше 400 сельхозтоваропроизводителей перечислить часть полученных субсидий холдингу "Мраморное мясо Калмыкии". Арест Ланцанова является большим провалом кадровой политики Алексея Орлова и может быть хорошо подготовленным ударом по главе республики, заявили опрошенные "Кавказским узлом" калмыцкие журналисты.

Кроме того, Бамбаев отметил, что к письму приложены документы, указывающие на то, что "были украдены два из пяти миллиардов, выделенных на строительство водопровода из Левокумского месторождения до Элисты".

"Работы осуществлены с нарушением проекта и норм строительства. Из пяти запланированных станций по подъему воды, построены всего две. Двумя насосами воду на Ергенинскую возвышенность не поднять", - зачитал Бамбаев очередной отрывок.

После его выступления Валерий Бадмаев предложил сэкономить время и больше не заслушивать выступления с оценкой власти. Съезд единогласно выразил недоверие действующему руководству республики.

Чиновники предложили собравшимся разойтись

Во время выступлений Бадмаева и Бамбаева к месту проведения съезда подъехали полицейские и люди в штатском, которые принялись снимать происходящее на видео.

Представитель администрации Элисты Кермен Бадмаева призвала собравшихся "прекратить мероприятие и провести его в установленном порядке".

"В соответствии с законом публичные мероприятия могут проводиться при условии уведомления администрации Элисты. Администрация города не была уведомлена", - пояснила Бадмаева, чем вызвала возмущение участников съезда.

Бадмаеву поддержал заместитель начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Элисте Александр Амтеев .

"Данное мероприятие не согласовано, поэтому содержит признаки состава административного правонарушения", - заявил он, пытаясь перекричать собравшихся.

Участников съезда, вступивших в спор с представителями полиции и администрации Элисты, успокоили организаторы: "Они нас предупредили – мы их выслушали. Продолжаем".

Участие в выборах: за и против

Гражданин Бельгии Павел Мацаков , приехавший в Калмыкию для участия в съезде, посетовал, что в Калмыкии "с 1994 года время остановилось". "Как собирались одни и те же 200 человек, так и собираются. Другое дело, что вы все стареете. Многие уже умерли", - сказал Мацаков.

Он также выразил несогласие с предложением участвовать в выборах "через какую-то партию". По его мнению, съезд должен работать над созданием "национальной организации".

"Я был в прошлом году в Америке, выступал на конференции перед молодыми калмыками. Ребята не хотят назад. Там восемь тысяч калмыков – и они уже не вернутся. Даже без документов они чувствуют себя там более полноправными членами общества, чем на родине. Если бы была национальная, демократическая организация, многие с удовольствием помогали бы. Без создания такой организации выборы и все остальное не имеет смысла", - резюмировал Мацаков.

Председатель калмыцкого отделения партии "Яблоко" Батыр Боромангнаев в своем выступлении сосредоточился на критике региональной политики федерального центра, которая, на его взгляд, привела к "ужасающей деградации социально-экономической ситуации и дефициту кадров" в Калмыкии.

"Мы находимся в чрезвычайно невыгодных условиях. Самая худшая вода, ее еще и мало, – в Калмыкии. Самая худшая земля – в Калмыкии. В Яшалтинском районе, где более-менее хорошая земля, калмыцкое население выдавливают. Мы здесь не самостоятельные. Посмотрите, кто руководит у нас федеральными ведомствами. Это приезжие, мигранты. Им наплевать на нашу судьбу", - заявил Боромангнаев и призвал собравшихся принять активное участие в выборах в Народный хурал.

"Только когда мы возьмем власть в свои руки, мы изменим ситуацию", - подытожил он.

Затем участники съезда заслушали платформу предвыборной программы, которую представил Владимир Бамбаев, и договорились обсудить и доработать ее позже, в рабочем порядке.

В завершение мероприятия был сформирован исполком, председателем которого съезд единогласно выбрал Валерия Бадмаева.

Бадмаев заявил, что члены исполкома "обязуются объехать все районы, чтобы договориться с партиями о выдвижении активистов съезда". "Если наши кандидаты пройдут в хурал, мы возьмем с них письменные обязательства отстаивать интересы калмыцкого народа. В случае невыполнения этих обязательств будем их отзывать", - заявил он.

"Со времени проведения первого Чуулhн – Съезда ойрат-калмыцкого народа, прошедшего 12 декабря 2015 года, прошло два года и пять месяцев. Резолюция первого Чуулhн со всеми рекомендациями исполкома была вручена главе Республики Калмыкия весной 2016 года. Ни один пункт этой резолюции за прошедшее время не был выполнен. Власть Калмыкии проигнорировала требование первого Чуулhн – вернуть выплаты компенсаций жертвам политических репрессий на федеральный уровень и увеличить размер самих компенсаций до уровня выплат "чернобыльцам" или размера средней пенсии по России. Не выполнено предложение съезда о специальном законе "Об использовании ойрат-калмыцкого языка как государственного языка Республики Калмыкия". Многократные попытки членов исполкома первого Чуулhн заставить республиканскую власть действовать в интересах ойрат-калмыцкого народа не находили и не находят понимания", – говорится в резолюции второго Съезда ойрат-калмыцкого народа, принятой 19 мая.

Кто не помнит сказку о колобке, что от бабушки ушел, от дедушки ушел, да от лисы сбежать не удалось? В наши дни этого персонажа сильно напоминает экс-глава КГТРК Евгений Ункуров, с гнилостью предавший Кирсана Илюмжинова, преспокойно перекатившись в стан главы Калмыкии Алексея Орлова, а затем с позором выкатившийся из его советников за полную профнепригодность.

Теперь он подвизается в грязной компании агрессивно настроенных калмыцких националистов, которые в конце прошлого года, при явном одобрении Пернатого (так в республике с презрением называют г-на Орлова; прим. ред.), провели т. н. Чуулган – съезд ойрат-калмыцкого народа.

В итоге, пришедшие на крытый рынок в центре Элисты (именно там состоялся самозваный «съезд») полумаргинальные личности несколько часов подряд выслушивали хвалебные речи в адрес Алексея Орлова. Многие из них даже не выдержали подобной клоунады и, не поняв, при чем здесь хан-батюшка Орлов и «возрождение калмыцкого языка», убрались восвояси.

Кстати, о том, как именно собираются возвращать утерянный калмыками язык, который, для сведения, никто у народа не отбирал (сталинская ссылка за оправдание не сойдет, так как высылали многие народы, но при этом все прекрасно говорят и на родном языке, и на государственном русском), ни один из участников съезда внятно ответить так и не смог.

Зато о «суверенном калмыцком государстве» было сказано много. Один из участников съезда, историк КГУшного розлива Арслан Гордеев (который в реальной жизни работает… рубщиком мяса), в приватном разговоре докричался до того, что «Калмыкия – это отдельное государство» и «Россия здесь никого не должна интересовать, пусть живет отдельно» (!).

Парадокс состоит в том, что практически все махровые националисты в РК – выпускники исторического факультета Калмыцкого госуниверситета. То ли они историю, свой основной предмет, под каким-то только им понятным срезом проходили, или вовсе мимо нее прошли, перебиваясь с двойки на тройку в не котирующемся по меркам России вузе. Тем не менее, налицо – вопиющее невежество, если не сказать больше.

Всем известно, что калмыки сами, добровольно, вошли в состав Российской империи в 1609 г. И с какого перепугу вдруг один из 85-ти российских регионов провозглашается отдельными личностями самостоятельным государством – нормальному человеку не понять. Помнится, сепаратисты соседней Чечни допровозглашались в 90-х. Замочили их в сортире, и дело с концом.

Что забыл «колобок» Ункуров в столь странной компании, тоже остается загадкой. Может, истфак всплыл в памяти, который он с трудом окончил – наряду с таким же алкашом Лари Илишкиным и Баатром Боромонгнаевым? К слову, последний из них организовал у себя нечто вроде штаб-квартиры для сепаратистских сходок, куда наряду с остальными «защитниками калмыков» методично захаживает г-н Ункуров.

Как говорится, было бы смешно, коли не было б так грустно. На фоне всеобщего обнищания жителей Калмыкии за годы правления Орлова, когда каждый третий житель РК уезжает в поисках лучшей доли за пределы региона, поднятие махрово-националистической смуты грозит тем, что на месте некогда оазиса в степи останется выжженная полупустыня…

Ангелина БАКЛАНОВА

Прочитано 3260 раз

Похожие публикации