Криминология и другие науки. Криминология как самостоятельная наука

  • 8. Преступность: понятие, признаки, свойства.
  • 9. Характеристики преступности и способы их измерения.
  • 10. Преступление и преступность: их соотношение.
  • 11. Криминологическая характеристика преступности в рф на современном этапе: основные тенденции и закономерности.
  • 12. Латентная преступность: понятие, виды, особенности.
  • 13. Региональные особенности российской преступности.
  • 15. Социологические концепции преступности и ее причин.
  • 16. Детерминация преступности в рф теоретические проблемы.
  • 17. Детерминация преступности в рф на современном этапе: содержательная сущность.
  • 18. Детерминация преступности в рф: социальный аспект.
  • 19. Детерминация преступности в рф: экономический аспект.
  • 20. Детерминация преступности в рф: нравственно-культурный аспект.
  • 21. Фоновые явления преступности. Понятие, виды, взаимосвязь с преступностью.
  • 22. Личность преступника: понятие и структура.
  • 23. Типология и классификация личности преступника.
  • 24. Криминологическая характеристика личности преступника в рф на современном этапе.
  • 25. Механизм индивидуального преступного поведения. Его соотношение с детерминантами индивидуального преступного поведения.
  • 26. Криминогенная мотивация в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 27. Криминогенная ситуация в детерминации индивидуального преступного поведения. Классификация криминогенных ситуаций.
  • 28. Планирование преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 29. Совершение преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 30. Виктимологический фактор в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 31. Профилактика преступности: понятие и содержание.
  • 32. Классификация мер профилактики преступности.
  • 33. Общесоциальная и специально-криминологическая профилактика: сравнительная характеристика.
  • 34. Специальная профилактика: понятие, система мер, субъекты.
  • 35. Правовые средства профилактики преступности.
  • 36. Криминологическое прогнозирование: понятие, методы, разновидности.
  • 37. Криминологическое планирование (программирование): понятие и виды.
  • 38. Преступность несовершеннолетних в рф на современном этапе: основные характеристики и тенденции.
  • 39. Детерминация преступности несовершеннолетних: ее особенности.
  • 40. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника в рф на современном этапе.
  • 41. Профилактика преступности несовершеннолетних: специфические аспекты.
  • 42. Рецидивная преступность в рф на современном этапе. Понятие, тенденции, закономерности.
  • 43. Особенности личности рецидивиста.
  • 44. Особенности детерминации рецидивной преступности.
  • 45. Специфика профилактики рецидива.
  • 46. Организованная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 47. Профессиональная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 48. Насильственная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 49. Женская преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 1 Вопрос. Состояние, динамика и структура женской преступности
  • 2 Вопрос. Особенности детерминации и причинности женской преступности
  • 50. Пенитенциарная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • Криминология

    1. Предмет, метод и система криминологии. Сущность криминологии как отрасли научного знания.

    Криминология происходит от латинского слова “crimen”- преступление и греческого “logos”-учение, т.е. учение о преступлении. Термин “криминология”, означавший самостоятельную науку впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам как средство усиления социальной защиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников) в 1885 г. в работе “криминология”.

    Понятие. Криминология изначально в рамках уголовного права до конца 19в. Комплексная наука.

    Криминология – это общая теоретическая наука о преступности и её причинах и условиях, личности, лиц совершивших преступление, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая понятие борьбы с преступностью её предупреждение на всех стадиях и во всех выработанных наукой и практикой формах).

    Предмет – совокупность закономерностей 4 важнейших компонентов тесно взаимосвязанных между собой:

      Закономерности происхождения, природы, функционирования преступности как негативного относительно массового социального явления, а также закономерности её тенденции и перспектив. (Преступность)

      Закономерности формирования личности людей совершивших преступления, закономерности системы их ценностных ориентаций, соотношение биологических и психологических характеристик и их роли в преступном поведении. (Личность)

      Закономерности формирования и функционирования в обществе процессов и явлений порождающих преступность, её виды и формы, индивидуальное преступное поведение. (Детерминация)

      Закономерности формирования, действия комплексного социального контроля над преступностью (предупреждение).

    Система – Общая: Понятийный аппарат, сущностные характеристики элементов предмета и концепции. – Особенная: Разрабатываются частные криминалистические теории (разрабатываются и изучаются различные формы преступности).

    2. Место криминологии в системе научного знания.

    Следует отметить, что преступность всегда занимала одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем, волнующих общественное мнение. Сегодня криминология доказала свою необходимость и самостоятельность как отрасли науки, предполагающей наличие специалистов-профессионалов. Многие рекомендации специалистов-криминологов передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам различного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений. Наработки криминологов используются специалистами в области других наук так называемого криминального цикла: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, криминалистики, судебной статистики, криминальной психологии. В учебниках по криминологии отмечается тесная связь криминологии с прокурорским надзором, гражданским правом и процессом, другими правовыми специальностями, а также иными общественными науками: правоведением, философией, политологией, социологией, экономикой, демографией, социальной и общей психологией, статистикой и др.

    Сфера общего интереса криминологии и наук уголовного процесса, судоустройства, прокурорского надзора – правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

    К правоведению криминология относится, поскольку изучаемые ею явления имеют характеристику, которая базируется на уголовно-правовых понятиях "преступление", "преступник", а причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т.п. Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности не укладывается только в рамки правовых характеристик, анализа правоотношений и входит в сферу социологии, науки об обществе. Особенно велико значение социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника.

    И в то же время рассмотрение проблем преступности с точки зрения только одной – единственной науки, той же социологии, к примеру, неизменно оказывается однобоким и в силу этого не всегда достоверным. Задача криминологии должна состоять в том, чтобы ее выводы постоянно использовались юристами при разработке уголовного законодательства и в практике применения уголовного права, а ее данные принимались во внимание при исследовании фактов преступности либо антиобщественного поведения с учетом методов и теории общественных наук, приспособленных для целей криминологии.

    Криминология широко пользуется данными правовой статистики. Поскольку криминология имеет своим предметом относительно массовые явления, то одним из ее основных методов по сбору и анализу информации служит статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, информация, полученная в результате конкретных криминологических исследований, дают картину преступности, ее причин и условий, личности преступников и эффективности применяемых мер.

    Науки государственного и административного права предоставляют криминологии материал об административных проступках, многие из которых нередко перерастают в преступления, а также о задачах и функциях государственных органов и общественных формирований в сфере профилактики правонарушений. В свою очередь криминология исследует задачи, содержание и результативность деятельности этих органов и организаций, изучает соотношение профилактики правонарушений.

    Данные наук гражданского и семейного права используются для изучения задач, места, действенности правовых мер по стабилизации семьи, охране материнства и детства, по предупреждению бытовых преступлений и преступлений несовершеннолетних.

    Практические работники уголовного правосудия (уголовный суд, полиция, органы исполнения наказания) склонны рассматривать криминологию в качестве науки, которая слишком далеко отошла от конкретной действительности. Зачастую они ведут дела, опираясь на сложившиеся стереотипы о "человеческой природе". Но перед криминологией стоят сложные и насущные проблемы исследования с помощью научных методов социальных и психологических взаимосвязи преступности и антиобщественного поведения.

    Принципиальный вопрос о соответствии криминологии и других наук длительное время вызывал дискуссии. Ведь криминология, как и генетика или кибернетика – наука со сложной судьбой. Упраздненная в конце 20-х годов, она вновь возродилась и получила признание с начала 60-х.

    В наше время Шнайдер характеризует криминологию как междисциплинарную науку, считая, что криминолог должен быть юристом и обществоведом, и иметь соответствующую профессиональную подготовку. По этому вопросу существует несколько различных точек зрения. Первая заключается в том, что криминология – это социология преступности. Например, В США и Великобритании она изучается социологами, а не юристами. Вторая позиция заключается в том, что криминология – юридическая наука. В восточной Европе и России криминологию преподают на юридических факультетах, рассматривая ее как одну из юридических специальностей. Третья позиция заключается в том, что криминологическое исследование – это исследование прежде всего поведения человека, и соответственно его должны изучать специалисты-психологи и психиатры. Четвертая точка зрения характеризует криминологическое исследование как междисциплинарное. В.Б. Першин и А.Н.Подрядов пишут: "Криминология – это система разнородных знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система разнородных знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности."

    В России криминология развивалась в рамках юриспруденции и стала общетеоретической наукой для криминального цикла (уголовного, уголовно-исправительного права и т.д.)

    Число этих наук не является постоянным, соотношение криминологии и этих наук можно, пожалуй, сравнить с соотношением теории государства и права и других юридических дисциплин.

    Этот перечень можно продолжить, т.к. преступность пронизывает все сферы общественной жизни, связана с проблемой человека и его поведения в обществе, а при изучении преступности применяется комплекс общенаучных и специальных методов познания.

    Само определение предмета криминологии говорит о том, что данная наука изучает комплекс сложных явлений и вследствие этого связана с иными науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

    Прежде всего, рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. Наиболее тесно криминология связана с уголовным правом .

    В науке долгое время господствовало мнение, что криминология – это составная часть уголовного права. Однако с развитием криминологии менялись и взгляды на ее место в системе общественных наук. Через некоторое время криминология была признана самостоятельной отраслью научного знания.

    Самостоятельность криминологической науки, существующей наряду с наукой уголовного права, обусловлена тем, что криминология подходит к изучению проблемы преступности с других позиций, использует методы, отличные от методов науки уголовного права. Наука уголовного права рассматривает уголовно наказуемое деяние и преступника как уголовно-правовое явление и исследует его, главным образом, формально-логическим, дедуктивным, нормативным методами. Криминологическая наука понимает данное явление как фактическое, общественно опасное и изучает его, прежде всего, индуктивным, социологическим, статистическим и другими методами.

    Данные науки различаются и целями своих исследований. Цель криминологии по сравнению с наукой уголовного права является более широкой: проверка эффективности всех (в том числе и уголовно-правовых) методов и средств, направленных на постепенное снижение преступности. Вместе с тем необходимо отметить, что при разработке вопросов борьбы с преступностью обе науки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса , изучающей процедуры предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры по их устранению.

    Связь криминологии с криминалистикой проявляется различным образом. С одной стороны, теоретические установки криминологии о причинах и условиях конкретных преступлений имеют определяющее значение для методики и тактики расследования преступлений. С другой – криминалистические приемы раскрытия причин и условий конкретных преступлений, разрабатываемые криминалистикой успешно применяемые в криминологии, играют существенную роль в профилактической направленности расследования преступлений.

    Криминология взаимодействует и с наукой уголовно-исполнительного права, изучающей принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Несмотря на относительную самостоятельность последней, изучение социологических и психологических аспектов исполнения наказания взаимосвязано с криминологическими исследованиями. Наряду с этим криминологические исследования проблем личности преступника и механизма индивидуального преступного поведения могут иметь определенную ценность для пенитенциарной практики с области организации воспитательной работы с осужденными.

    Уголовная статистика снабжает криминологические исследования огромным фактологическим материалом о преступлениях и осужденных лицах, о вреде, причиненном преступлениями обществу, об основных социальных характеристиках личности преступника, о профилактических мерах, применяемых правоохранительными органами. Эти статистические данные имеют существенное значение для теоретических обобщений и выводов, направленных на совершенствование борьбы с преступностью. Кроме того, статистика предоставляет в распоряжение криминологии систему методов статистического наблюдения за преступностью.

    Значительна связь криминологии и с юридической психологией , особенно с такими ее отраслями, как криминальная и исправительная психология.

    При этом, как отмечалось выше, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего, это социология , изучающая общество в процессе его функционирования. Социология обогащает криминологические исследования, предоставляя им множество социологических исследований о развитии общественных явлений, о происходящих в обществе структурных изменениях, о развитии миграции, процессе урбанизации, о социальной активности людей, об условиях и образе их жизни и т. д. Кроме того, криминология заимствует у социологии методики исследования социальных явлений и процессов. С другой стороны, криминологические данные – ценный источник сравнительного анализа при социологических исследованиях, цель которых – оценка негативного воздействия преступности на общество.

    Криминология активно использует достижения психологии, ее различных отраслей. Теоретические установки и эмпирические исследования общей и социальной психологии необходимы для изучения всех личностных особенностей, определяющих механизм индивидуального преступного поведения. Изучение психологических черт личности преступника как элемента криминологической характеристики невозможно без углубленного анализа эмоционально-волевой, интеллектуальной и, особенно, мотивационной сферы лиц, совершивших преступления, их антисоциальной направленности, которые, в конечном счете, определяют и их преступное поведение. Познание проблем формирования личности преступника и непосредственной причины индивидуального преступного поведения невозможно без глубокого анализа межличностных отношений в микросоциальной среде.

    Связь криминологии с экономическими науками проявляется не только при изучении преступности в сфере экономики и корыстной преступности, но и при оценке материальных факторов в генезисе социальной детерминации преступности, разработке системы экономических мер по снижению или предотвращению преступлений в отдельных сферах экономики. Данные, подчерпнутые из различных сфер экономической, социально-культурной и демографической статистики, также используются в криминологических исследованиях.

    Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. logos - учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

    Учёный-юрист, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

    Предмет изучения криминологи и включает в себя четыре основных элемента:

    преступность - изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

    Преступность исторически изменчивое и неизбежное, общественно опасное, социально-правовое явление, которое порождено условиями общежития, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.

    Ей присущи качественно-количественные показатели:

    Состояние (уровень или коэффициент) преступности;

    Структура преступности;

    Динамика преступности.

    личность преступника , рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путем совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);

    причины и условия преступности (детерминанты преступности) - изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

    предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний

    Наиболее тесно взаимосвязана криминология с уголовным правом. Уголовно правовая теория и основанный на ней уголовный закон определяют юридические признаки преступного деяния и лица, являющегося преступником.

    Криминология обеспечивает уголовное право, законодателя и правоприменительную практику информацией об уровне преступности, ее структуре, динамики, эффективности профилактики преступлений. Тем самым способствует определению уголовной политики в стране. Криминологическая информация способствует своевременной реализации нормотворческой деятельности в плане криминализации либо декриминализации деяний, а также в процедуре дифференциации санкций (замены уголовных наказаний иными мерами воздействия).

    Криминология связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Так, уголовный процесс, изучает порядок предварительного расследования и судебного рассмотрения, субъекты такой деятельности (следователь, прокурор, суд) обязаны выявлять причины и условия совершения преступлений, предлагать эффективные меры, направленные на их устранение, своевременно выявлять и нейтрализовать преступления, а также предупреждать их совершение.

    Связь криминалистики и криминологии. Криминалистика использует данные криминологии о состоянии преступности, о личностных особенностях преступников, способах и механизмах преступного поведения для разработки эффективного применения криминалистических средств и методов. В 1995 году в России основан Сроюз криминалистов и криминологов, Криминологическая ассоциация (президент Долгова Азалия Ивановна – д.ю.н.,профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный работник прокуратуры РФ).

    Взаимодействие с уголовно-исполнительным правом. Криминология изучает рецидивную и пенитенциарную преступность, причины ее роста и разрабатывает меры предупреждения, направленные на устранение или нейтрализацию негативных ситуаций, способствующих совершению повторных преступлений. А уголовно-исполнительное право изучает сам порядок отбывания наказания, используя при этом сведения криминологического характера. На основе такого взаимодействия разрабатываются совместно рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц и дальнейшей, успешной их ресоциализации и адаптации после отбытия ими наказания.

    Связь криминологии и правовой статистики. Одним из основных методов в криминологии по сбору и анализу информации служит статистический метод, он позволяет системно отразить множество преступлений во времени и в пространстве, статистические данные дают общую картину преступности в стране и в отдельных регионах. Статистические данные показывают динамику преступности, способствуют выработке необходимых мер предупреждения преступности.

    Среди не правовых наук криминология взаимодействует с общей, социальной, юридической психологией, социологией (социологией преступности), экономикой, психиатрией, демографией, политологией, педагогикой.

    Особым видом социальной деятельности со знаком минус является преступная деятельность людей, совершение преступлений. Правовые науки, такие, как уголовное право, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, дали в руки людей инструменты понимания преступления, сформулировали виды преступлений и свели их в уголовные кодексы, определили формы и методы, процессуальный порядок борьбы с преступлениями на различных ее стадиях, установили правила обращения с преступниками. Все более глубокое проникновение в проблему показало необходимость использования в борьбе с преступлениями достижений других наук и самостоятельных методов изобличения преступников. Эту задачу выполнила криминалистическая наука, синтезирующая правовые и технические, естественнонаучные и другие методы борьбы с преступностью. Немаловажное место в процессе познания преступности заняла медицина (психиатрия), а в последнее время криминалистику дополняет стремительно развивавшаяся судебная (криминальная) психология.

    Но при всем при этом, ни одна из названных наук не охватила (да и не могла охватить в силу своей специфики) проблему преступности в целом. Однако их развитие подвело к возникновению специальной науки, которая изучает преступность как явление, существующее в обществе, связанное (и обусловленное) с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности возникновения, существования и развития, требующее специфических и многообразных форм борьбы с ним. Такой наукой стала криминология.

    Криминология, ее выводы позволяют глубже понять институты уголовного, исправительно-трудового (уголовно-исполнительного), процессуального права, криминалистики, в целом практики борьбы с преступностью и вовсе не принижают их и не разобщают науки.

    Криминология действительно “вышла” из уголовного права и получила возможность собственного развития. Став самостоятельной, она осталась тесно связанной и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а также с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией, ибо надо отличать асоциальное поведение больных от преступности, как к таковой, и с рядом других наук.

    Логическое развитие криминологической мысли и криминологической науки позволяет говорить о криминологии как об общетеоретической науке, о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней.

    Далеко не все элементы, составляющие ныне предмет криминологии, сразу заняли в ней свое место. Это особенно характерно для проблемы “личность преступника”, лишь на сравнительно недавнем этапе развития науки занявшей место в качестве составной предмета криминологии. До этого “личность преступника” изучали и социологи, и психологи, и медики (особенно психиатры) и представители других наук. Лишь по мере углубления изучения преступности как социального явления стало очевидным, что нельзя отрывать личность от деяния и что, кроме криминологии, никакая другая наука всю проблему преступности “своей” считать не может. Криминология изучает преступность как явление, причины и условия ее, личности тех, кто совершает преступления, формы и методы предупреждения и контроля над ней, не забывая при этом о том, что преступность не просто социальное явление, а социальное явление, “включенное” в правовые границы. Будучи объективно существующими, эти явления социальной жизни становятся относимыми к преступным в значительной части случаев вследствие субъективной воли законодателя, в значительной своей массе они отпочковывались от всей совокупности негативных явлений, существовавших и существующих в человеческом обществе объективно, ибо представляли опасность для нормального функционирования общественных отношений в целом. Так и сформировалось устойчивое ядро преступности: убийства, кражи, насилия, преступления против нравственности, против государства, против правосудия и ряда других. В той или иной степени они присущи любой социально-политической системе. Естественно, что имеются и различия, однако они появились на более поздних этапах развития человечества и зависят от политических, экономических, национальных особенностей тех или иных государств.

    Предмет науки криминологии - это само явление (преступность) в единстве и многообразии его сущности и те факторы, которые непосредственно с ним связаны.

    Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже религиозных.

    Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Кроме того, преступность - социально-правовое явление, имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся.

    Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность - это совокупность преступлений. Не будет такой совокупности, не будет преступности как явления специфически социально-правового. Не будет и столь же специфических форм и методов борьбы с ней, должно будет “исчезнуть” уголовное (и не только уголовное) законодательство, суды и прочие атрибуты, рожденные наличием преступности как общественно опасного явления.

    Преступность по своему существу - явление негативное, приносящее вред как обществу в целом, так и конкретным его членам. В то же время были ученые, которые говорили, что преступность - столь же естественное явление, как рождение человека, смерть и зачатие (Ломброзо), что преступность есть явление, присущее всякому здоровому обществу (Дюркгейм). Тем самым ставилось под сомнение понимание преступности как негативного явления. Однако беды, которые преступность несет людям, вряд ли позволяют говорить о ней иначе, чем как о негативном явлении в целом.

    Преступность в своих проявлениях многообразна, многолика, что создает огромные трудности как для ее теоретического осмысления, так и для практики борьбы с ней. Она различается по тяжести отдельных ее составляющих, по территориям, видам, характеристике лиц, совершающих преступления, и по многим другим параметрам. Криминологически это очень важная констанция, ибо она снимает облегченное представление о преступности, о формах и методах борьбы с ней, о всякого рода несбыточных программах и планах ее искоренения, ликвидации, уничтожения, да еще в короткие сроки. И, напротив, нацеливает общество на трудную (и не всегда успешную) борьбу с преступностью, на недопустимость лихих кавалерийских наскоков на нее, обязывает глубоко анализировать ее причины, условия, ей способствующие, изучать тех, кто совершает преступления, разрабатывать разумные средства контроля за преступностью, предупреждения преступлений, определять те меры, которые связаны решением экономических, социально-культурных, воспитательных задач, осуществляемых обществом, государством, различными их ячейками. С другой же стороны, создавать законодательство, способствующее борьбе с преступностью на основе и в рамках закона, а также организовывать на необходимом уровне деятельности правоохранительной системы, без успешного функционирования которой результативная борьба с преступностью невозможна.

    Преступность - отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющие свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия, и требующие специфических государственных и общественных мер контроля за ней.

    Вторая составная часть науки криминологии - причины преступности и условия, ей сопутствующие. Проблема причинности - одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках и, конечно, в криминологии. В то же время проблема причинности - не только теоретическая, но и практическая, ибо без изучения причин такого явления, как преступность, и условий, ему способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела вести борьбу с преступностью, причем не силами одной правоохранительной системы и с помощью закона, но приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми общество и государство располагают.

    Развитие криминологии и внедрение ее рекомендаций в практику с достаточной убедительностью показало реальность установления и причинных связей в проблеме преступности и условий, способствующих совершению преступлений. Практические правоохранительные органы научились выявлять эти условия и причины преступлений, а наука вооружила их методикой этой работы. Законодатель закрепил обязанность правоохранительных органов выявлять причины и условия совершения преступлений и принимать (в пределах своих возможностей и компетенции) меры к их предупреждению.

    В криминологической науке дискуссионен вопрос о классификации причин преступности. Прежде всего, из-за сложности самого явления, его взаимосвязей и взаимозависимостей как “внутри” самого явления, так и во вне - с другими явлениями. При этом далеко не всегда путем применения общих для явления закономерностей и причинных связей можно объяснить сугубо конкретные проявления преступности. Эта трудность, в числе прочего, породила, как уже было сказано, отказ некоторых ученых даже от поисков причин преступности. Учитывая такую сложность, возникла необходимость установления по уголовным делам причин и условий преступности, тем самым придав в руки практики простейшую классификацию.

    Отечественные криминологи классифицировали также причины преступности на: а) причины преступности как социального явления в целом, где и нашли место влиянию общих социальных и иных закономерностей на нее; б) причины отдельных видов преступности; в) причины конкретного преступления, что позволяет определять столь же конкретные и реально исполнимые меры предупреждения; г) условия, способствующие совершению преступлений, которые сами не вызывают намерения совершить преступления, но без наличия этих условий преступление было бы совершить трудно и даже невозможно.

    В предмет криминологии в качестве его составляющей входит личность преступника.

    Однако теория прирожденности преступников или предрасположенности человека к преступлениям легла в основу расистских и близких к ним теорий, породила произвол и беззаконие в практике.

    Многообразие человеческих личностей и их судеб, определяемое многообразием сложностей социального бытия человека, обусловливает необходимость изучения личности тех, кто совершает преступления, и причин и условий, которые поставили человека в состояние “личность преступника”.

    Поэтому криминолог не может и не должен быть чужд социологии, другим наукам, изучающим человека, включая медицину, особенно ее часть - психиатрию, ибо недопустимо смешение болезненности и преступности.

    В предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбе с ней. Понимание преступности как явления, всеми своими корнями уходящего в поры общества, причин ее, отражающих противоречивость его функционирования, личности тех, кого само общество превращает в преступников, и есть та база, на которой рождается теория предупреждения преступности. Именно поэтому проблема предупреждения преступности рассматривается на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.

    Криминология, имея составной частью своего предмета, предупреждение преступности и исходя из сложности преступности как явления, выработала рекомендации, относящиеся как к разным уровням социальных и государственных структур, так и к видам преступности. Криминологами были разработаны примерные планы профилактики преступлений на предприятиях и в организациях, в районе, городе, области, республике, рецидивной преступности несовершеннолетних и т.д.

    Борьба с преступностью, ее планирование, координация между регионами, внутри них и органами, ведущими эту борьбу, необходима, ибо преступность границ не признает (тяжкие формы особенно). Поэтому предупреждение преступности есть деятельность, требующая скоординированной работы, прежде всего, правоохранительных органов на территории всей страны. Разобщенность недопустима и ничего, кроме вреда, принести не может. Целям координации могут служить специально создаваемые для этого организационные структуры. Таким образом, составная часть предмета криминологии - предупреждение преступлений - сама по себе сложная теоретическая проблема, реализуемая в многообразных практических мерах как общесоциального плана, вплоть до конкретных технических мер, так и специально-криминологических и правовых, включая предложения по совершенствованию законодательства.

    В предмет криминологии входит и проблема жертвы преступления. В науке это получило свое выражение в появлении ответвления криминологии, именуемого виктимологией. Очевидно, что если есть преступность, как явление, есть преступление как часть целого, преступник как лицо, реально совершившее преступление, то есть и потерпевший от преступления, есть жертвы преступности. Жертвами преступлений человечество и наука заинтересованы были с давних времен.

    Если взять за основу подходы, осуществленные учеными к криминологии как науке, получившие свое отражение в ранее изданных курсах, монографиях, учебниках, специальных статьях, то обобщенно система криминологии выглядит следующим образом.

    Сначала рассматриваются понятия, предмет, задачи науки, затем методы, применяемые в криминологии. Вслед за этим многие считают необходимым изложить историю и состояние криминологии как науки; затем анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, проблема лиц, совершающих преступления, предупреждение преступности, включая прогнозирование и планирование борьбы с преступностью); далее отдельным блоком рассматриваются проблемы преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивная преступность; вслед за этим анализируются виды преступности - насильственная, корыстная, корыстно-насильственная, в свою очередь подразделяющиеся на подвиды (хищения, разбои, и т.п.); отдельно рассматривается проблема неосторожных преступлений.

    Методологической основой криминологии, как и любой науки, являются законы и категории материалистической диалектика. На этой базе определяются пути к пониманию происхождения преступности, ее природы и социальной сущности, причин и условий, особенностей личности преступника, возможностей профилактики. Прежде всего, это такие категории диалектики, как сущность и явление; единое, особенное и общее; необходимое и случное и др. Закон единства и борьбы противоположностей служит, в частности, методологической предпосылкой для изучения причин преступности и личности преступника, его положительных и отрицательных свойств, раскрытия факторов, детерминирующих конкретное преступное деяние. Закон перехода количественных изменений в качественные объясняет изменение в структуре преступности, тенденции в качественной характеристике ее видов.

    Таким образом, на основе законов и категорий диалектики с учетом конкретных исторических условий возможно не только углубленной понимание и исследование криминологических объектов, но и целенаправленное, последовательное антикриминогенное воздействие на социальные явления и процессы.

    В криминологии (как и в праве вообще) есть родовые и видовые понятия. Так, преступность - родовой понятие, из которого вырастают видовые понятия, показывающие многоликость преступности. Это - и рецидивная преступность, и женская, и, скажем, воровская, должностная и т.д. Криминология исследует связи и взаимозависимости между родовыми и видовыми понятиями, “опускаясь” ниже, до анализа конкретных преступлений и исходя из того, что преступность - явление массовое, имеющее свой закономерности, так или иначе проявляющееся и на своем высшем уровне, затем - конкретизирующееся на среднем (видовом), наконец, приобретающее вполне четко определенные очертания на уровне единичном - преступлении, что весьма важно, ибо преступность, как мы уже видели, не только единое явление, но и сумма совершенных преступлений. Проблема предупреждения преступности - это, в частности, проблема постепенной конкретизации предупредительных мер от уровня общего, глобального до вполне конкретных доступных реализаций профилактических мер.

    Криминология - гуманистическая наука, ибо цели ее - познание преступности, тех, кто совершает преступление, уяснение причин этого отрицательного явления, выработка предупредительных мер, обращения с теми, кого само общество сделало преступниками.

    Криминология весьма практичная наука. Она дает и понимание проблемы преступности в целом, и понимание того, что общество может в борьбе с ней, какими средствами и методами оно обязано пользоваться, как заниматься законотворчеством с учетом состояния, характера, структуры преступности, какие меры в борьбе с преступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, кто такие преступники, что первично в борьбе с преступностью - закон и наказание или меры экономического, социального, воспитательного плана и т.п.

    Криминология учит людей правильно “читать” уголовную статистику, а прочитав, делать практические выводы: где принять меры экономического характера, где усилить воспитательную работу, а где и в отношении каких видов преступности активизировать правоохранительную систему и с большей силой использовать меры уголовного наказания. Тот, кто овладел хотя бы азами криминологии, привык к тому, что можно назвать криминологическим мышлением, никогда не будет видеть проблему преступности в облегченном виде, поймет, что деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью - это много, но далеко не все. Проблема борьбы с преступностью - это комплекс экономических, социальных, политических, воспитательных и правовых мер. Кроме того, борьба с преступностью - это не одноразовые кампании по “ликвидации” преступности как таковой в целом, либо отдельных ее видов, а кропотливая повседневная работа всей системы государства и общества. Очевидно, что в обществе, раздираемом противоречиями, с разрушенными экономикой и нравственными ценностями, борьбой не слышащих друг друга политических антиподов, успехов в борьбе с преступностью (следствием этих процессов) с помощью заклинаний и самых суровых законов не добиться. Вот почему выводы криминологов о преступности и ее причинах, как бы они ни были неприятны и неудобны, для трезвых политиков - помощь в организации борьбы с преступностью. Ибо преступность - явление, присущее любой социально-политической системе. А правоохранительные органы она ориентирует на лучшую организацию работы, учитывающую состояние, динамику, структуру, характер преступности, ее территориальные различия, особенности видов преступности и лиц, совершающих преступления.

    Понятие и предмет криминологии

    Система, функции, задачи.

    Взаимосвязь с другими науками и отраслями.

    4. Методы криминологии. (самостоятельно)

    Криминология – наука о преступности.

    Криминология – это общетеоретическая, социолого-правовая наука о преступности, причинах её порождающих и условиях ей способствующих, о личности совершивших преступление, а так же о методах и средствах предупреждения преступности.

    Криминология в первую очередь наука!

    Два основных аспекта в криминологии:

    1. Социологический, состоит в том, что в рамках данной науки осуществляется исследование преступности как социального явления, её причин и условий, имеющих общественное происхождение, социальной системы профилактики преступлений, в том, что основу эмпирических знаний составляет исследование социологической направленности и т.д.

    2. Юридический, состоит в том, что само понимание преступного не возможно без уголовного законодательства, причины и условия преступности связываются с недостатками правосознания, правовой культуры, развития в обществе правового нигилизма и идеализма, система борьбы с преступлениями имеет юридическую основу и т.д.

    Предмет криминологии – включает 4 компонента:

    Преступность (понятие, свойства, характеристики, тенденции развития, история развития, феномен латентной преступности)

    Причины и условия преступности (детерминанты преступности) (понятие причины, понятие условий преступности, их виды, отдельных видов)

    Личность преступника

    Предупреждение преступности, профилактика преступлений, борьба с преступностью. (теория и практика предупреждений, меры предупредит-ого характера)

    Система криминологии – пандектная система – общая, особенная.

    В общей части – процессы, явления, образующие предмет криминологии рассматриваются максимально абстрактно.

    В особенной части – применительно к отдельным видам преступности выделяемым исходя из:

    Уголовно-правовой классификации преступлений (против личности, собственности)

    Из контингента лиц, совершающих преступления (преступность женщин, молодёжи, военнослужащих)

    Из доминирующий мотивации совершения преступлений (корыстная, насильственная, по политическим мотивам, т.е. исходя из мотивов совершения)

    Исходя из уровня сплочённости носителей преступного поведения (групповая, организованная)

    Функции:

    1. Теоретико-познавательная (аналитическая), (Криминология предоставляет информацию о чём-то.)

    2. Практико-прикладная, (разрабатывает методики предупреждения преступлений)

    3. Прогностическая, (целиком построена на прогнозах)

    4. Идеологическая (воспитательная), (воспитывает то или иное отношение к преступности)

    Задачи:

    1. Изучение, обобщение, анализ современного состояния преступности, её детерминант, система предупреждения.

    2. Практизация криминологии. Включает несколько аспектов:

    А) Совершенствование имеющихся методик профилактики преступлений;

    Б) Создание новых комплексных методик контроля над преступностью;

    В) Внедрение криминологической экспертизы проектов НПА на всех уровнях правотворчества; (эксперт даёт заключение как принятие этого НПА повлияет на преступность)

    3. Изучение опыта предупреждения преступлений за рубежом и его внедрение в РФ с учётом специфики российской действительности.

    4. Оформление, дальнейшее развитие и совершенствование криминологопрофилактической отрасли права.

    Основной метод – диспозитивный.

    Связь с УП, УИП, криминалистикой, Уг. Процесс, диалектологией (наука о правонарушениях), правовой статистикой, социологии, психологии, соц. Психологией.

    Тема: «История развития криминологии»

    Криминология в дореволюционный период

    В советский период

    Современное состояние криминологии (с 90 по наст время)

    Историю развития криминологии да 1917 года можно разделить на несколько этапов:

    - С начала 19 века до 1872 года (только сложились предпосылки, но говорить о криминологии как о системе знаний нельзя)

    Характеризуется:

    1. Появляются первые, основанные на исследованиях труды, работы, суждения криминологической направленности;

    2. Интерес к криминологическим проблемам у исследователей носит ситуативный, эпизодический характер;

    3. Отсутствует заинтересованность властей в криминологических исследованиях и как следствие условия для развития криминологии (не было статистики, не было учреждений, которые бы занимались исследованием преступности);

    4. Отсутствует дальнейшее развитие первоначальных исследований, преемственность знаний

    Радищев «Работа о законоположении» 1802 года, поставил в ней вопрос о необходимости изучения преступности, её причин, представил анализ имевшихся у него уголовно-статистических сведений. Разработал показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, исследовал мотивы преступных поведений.

    Чернышевский указывал на то, что причины преступлений- это невежество, грубость, разврат и бедность.

    Добролюбов отмечал, что главное причиной преступлений является ненормальное отношение лица.

    Доклад Академика К. Германа, сделанный им в 1823 году на заседании российской императорской академии «изыскания о числе самоубийстве и убийств в России за 1819 и 1820 годах». Он исследовал убийство и самоубийство по отдельным губерниям России, сопоставлял их с социально-политическими условиями, алкоголизацией населения, экономическим положениям, причины убийство и самоубийств видел в крайностях, диких нравах или утончённой цивилизации, анархии или политическом гнёте, нищете или чрезмерном богатстве и т.д.

    - С 1820 по 1917 годы.

    Характеризуется:

    · господствующим являлось социальное направление в исследовании;

    · в рамках социальной направления посредством большого статистического материала и фактического материала о преступности была обоснована её прочная связь с эконмическими, политическими основами в обществе, с различными фоновыми явлениями (алкоголизм, проституция, безработица, бродяжничество);

    · в рамках антропологического направления была подчёркнута необходимость изучения личности преступника, процессов формирования е криминогенных свойств.

    Криминология в России начинается с даты – 1872 год , профессор Духовской, лекция «Задача науки уголовного права». Он предложил рассматривать преступность как социальное явление и особо акцентировал внимание на её причинах. Последнее, по его мнению, заключается в недостатках социально-экономического и политического строя «дурное воспитание». Источник преступлений заложен в обществе, поэтому нельзя исходить из свободной воли преступника, рассчитывать на наказание как единственное и главное средство контроля над преступностью.

    По мнению Духовского необходимо изучать социальные причины преступлений. Дальнейший процесс становления и развития криминологических учений связывается с исследованиямиФайницкого, Жижленко, основоположниками отечественной социальной школы УП. Большинство из них в своих взглядах опиралась на так называемую теорию факторов. Анализируя взаимосвязь между социальной средой и преступностью, учёные пытались определить причины преступности через многочисленные отдельные факторы, высчитывали вероятность и силу их влияния. Выводы в целом базировались на установлении стат. Зависимости между показателями преступности и демографическими, психологическими, иными характеристиками преступников, особенностями региона, состоянием рынка труда, уровнем цен на основные продукты и т.д.

    Не разграничивались причины преступлений и преступности.

    Данный подход не давал целостного представления о криминогенных детерминантах, закономерностях развития преступности, соответственно изначально предполагал незначительную эффективность, рекомендуемых профилактических мер, поэтому часть криминалистов стали использовать новые методы, основанные на диалектическом учении (системного анализа, сравнительно-исторический и др.), но общую картину исследований изменить не смогли.

    Особое значение имели исследования М. Н. Герната. В своих трудах он обосновывал и отмечал:

    А) закономерности пространственно-временного распределения преступлений;

    Б) социальное неравенство как источник различных форм отклоняющегося поведения;

    В) определённые зависимости между уровнем преступности и её отдельных видов и полом, возрастом, социальным статусом, алкоголизацией населения и т.д.

    Наиболее ярким представителем антропологического направления был профессор Дриль. Ставил в основу преступности индивидуальные факторы, полагал, что она порождается на почве врождённой порочности, которая может быть устранена медицинским лечением или благоприятным изменением окружающей обстановки. Однако в более поздних работах, автор рассматривал преступное поведение как результат взаимодействия особенностей психофизической природы лица и особенностей внешней среды, в которой он находится. Учёный Набоков, Чиж, т др.

    Советский период делится на три этапа:

    А) 20-е 30-е годы.

    Криминология этого периода характеризуется преемственностью многих взглядов дореволюционных авторов, признанием и востребованностью, созданием сети институтов, обеспечивающих её развитие.

    В 1918 году в Центральном Статистическом Управлении РСФСР, в 1923 году в Центральном Статистическом Управлении СССР был создан отдел моральной статистики, анализирующий данные о преступности, судимости, иных правонарушениях. Народные Комиссариаты Просвещения Республик публиковали сведения о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривавших до середины 30-х годов большинство общественно опасных деяний подростков.

    Была создана сеть специальных научных лабораторий – кабинетов. В 1917 году – петроградский, в 1922 – Саратовский, в 1925 – Ленинградский, в 1926 –Ростовский(РАССКАЗАТЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДНОГО ИЗ НИХ!).Они выполняли поручения Правоохранительных Органов по региональных анализах преступности, консультировали практических работников, вели научные исследования причин преступлений, личности преступников. К работе привлекались социологи, психиатры, психологи, биохимики и учёные других направлений.

    Криминологическим исследованиям были привлечены юридические учебные заведения. В 1920 году в Институте Советского Права МГУ была создана секция, изучавшая уголовную статистику, механизм преступного поведения, личность преступника, вопросы борьбы с преступностью. Подобные структурные подразделения были образованы в Белорусском Университете, Киевском институте Народного Хозяйстве и др.

    Исследования Кабинетов и ВУЗов отличались по характеру своей направленности, что было вызвано различными факторами.

    В 1925 году был создан Государственный Институт по Изучению Преступности и Преступника. Многие кабинеты были преобразованы в его филиалы. Основы деятельности определялись межведомственным советом, состоявшим из работников НКВД, Народным Комиссариатов Юстиций, Народного Просвещения и Здравоохранения (за весь период деятельности было опубликовано 287 научных работ, включая более 50 монографий).

    Развитию криминологии способствовали дискуссии, проводимые криминологами, их участие в правотворческом процессе, в частности криминологи выступали разработчиками и экспертами проектов уголовных законов, обосновывая необходимость государственной борьбы с фоновыми явлениями.

    Б) 40-е 50-е годы.

    Запрет на криминологические исследования.

    В) с 60-х по 1991 годы.

    Восстанавливаются криминологические учреждения.

    В конце 50-х начале 60-х годов в Институте Гос-ва и Права Академии Наук СССР, в Институте Криминалистике Прокуратуры СССР, Научно-Исследовательском Институте ОВД создаются криминологические подразделения.

    С 1957 года исследования активно проводятся Московским, Ленинградским, воронежским, Саратовским и другими университетами.

    С 1963 году прочитан первый курс криминологии. Создан Всесоюзный Институт по Изучению Причин и Разработки Мер Борьбы с Преступностью

    В 1964 году криминология введена как обязательная дисциплина вюр ВУЗах.

    В 1966 году был издан первый учебник криминологии.

    Значение советского периода:

    1. Завершена разработка теоретических основ криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. Определились с предметом.

    2. Создана методологическая база исследований (анкеты, методики)

    3. Сформированы относительно самостоятельные направления криминологических исследований (рецидив, женская преступность)

    4. Сформировались основные научные криминологические школы (Ленинградская, Дальневосточная, Эстонская и др.)

    ТЕМА: «ПРЕСТУПНОСТЬ»

    1. Понятие и признаки преступности;

    2. Количественные и качественные характеристики преступности;

    Латентная преступность.

    Преступность – это исторически переходящее, изменяющееся, негативное, социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершённых в данном обществе в данный период времени.

    Признаки :

    1. Это социальное явление. Социальный характер преступности проявляется в нескольких аспектах:

    а) в историческом происхождении, преступность возникает только в обществе, причём на том этапе его развития, когда закономерно возникает государство и право.

    б) в юридическом понимании преступное во взглядах людей всегда отражается в законодательстве и практики его применения через представителей общества, законодательные и судебные органы.

    в) в социальных последствиях для общества. Совокупный вред от преступности способен и влияет на развитие всех сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной, духовно-нравственной и т.д.). В определённый период воздействие преступности может создавать угрозу национальной безопасности.

    2. Это уголовно-правовое явление. Преступным является только то, что запрещено уголовным законом.

    3.Это изменчивое явление. С изменением условий жизнедеятельности общества изменяются приоритеты в обеспечении социальных ценностей уголовно-правовыми средствами, соответственно изменяется преступность.

    4.Масштабность. Преступность как массовое явление проявляет свои свойства только в том случае, когда е содержание составляет десятки, сотни тысяч преступлений.

    5.Это совокупность, а не система преступлений. Преступность не обладает собственным источником развития, свойственным функциональным системам, развивается под воздействием внешних факторов – политических, идеологических, нравственных и др. Системные свойства преступность проявляет только при анализе её качественных и количественных показателей.

    6.Иррегулярность преступности. Преступления, образующие содержание преступности в своей абсолютной массе не взаимосвязаны.

    Подразделение на количественные и качественные характеристики условно.

    Похожие публикации