Икона елена константинопольская равноапостольная царица. Значение иконы святой елены в православии. Юная дочь хозяина постоялого двора

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого . Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской . Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.

Икона равноапостольной царицы Елены – изображение святой, чье имя осталось не только в церковной, но и во всемирной истории. Именно благодаря ей была найдена главная святыня христианского мира — Животворящий Крест Господень. И именно она, мать, воспитала будущего первого христианского императора Римской империи — Константина Великого.

ИСТОРИЯ ИКОНЫ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ: ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Царица Елена канонизирована в лике равноапостольных святых, то есть Церковь, благодаря миссионерской и просветительской деятельности Елены, приравняла святую к самим апостолам, первым ученикам Христа.

На иконе она изображена с большим Крестом и в царской одежде, часто рядом с ней стоит ее сын — также прославленный в лике равноапостольных Константин Великий.

Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император, ему возносились молитвы (хотя как он мог их слышать?) и приносились жертвы. Причем император объявлялся богом по праву трона: неважно, каков был уровень его нравственности, праведна ли была его жизнь и справедлив ли он был. Напротив, из истории мы знаем об императорах-убийцах, развратниках, предателях. Зато императора нельзя было свергнуть — только убить. Итак, ученики Христа отказывались поклоняться богам, называя Богом Одного Христа, за это их, как не повинующихся императору-богу, пытали и убивали.

Наконец, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства.

Крест Христов был найден царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена.

На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа.

ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ ЦАРИЦЫ ЕЛЕНЫ И КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ, ИЗОБРАЖЕННОГО НА НЕЙ

Царица Елена на всех иконах, даже на совместном со своим сыном образе, изображается поддерживающей рукой Крест. Иногда она показывает и блюдо с Гвоздями, которыми был прибит ко Кресту Господь.
Это знак помощи царицы в распространении христианской миссии. Вера Христова будет жить, пока есть люди с праведным сердцем, которые несут другим слово Божие своими делами, словами и всей жизнью.

Икона учит каждого христианина, что верующий православный человек должен нести свое дело, прославлять Бога и распространять Его учение с помощью собственных талантов.

Обращение к силе Животворящего Креста Господня — защита и охрана каждого человека. Крестным знамением каждый человек может с верой остановить сатанинское воздействие: диавол и его слуги не могут выносить креста. (Именно поэтому сатанисты пытаются издеваться над Крестом, переворачивая его).

Напомним, что крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами (они символизируют всемогущество и единение Бога Отца, Сына и Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы). Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, затем к телу на уровне талии, к правому и левому плечу.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ИКОНА СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ, РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ЦАРИЦЫ

Образ царицы Елены напоминает людям о том, как необходимо делать свое дело, к которому ты призван. Святая стала образцом для православных христиан в том, как праведное дело во имя Господа и людей становится призванием, как один человек может своей верностью Богу, упорством в поисках святыни найти свой путь и показать его всем людям. Святая покровительствует

    • Началу новых дел (обязательно честных, не связанных с неправдой);
    • Воспитанию детей — ведь царица Елена сама воспитала святого;
    • Успехам в работе и учебе;
    • Общественной работе;
    • Политическим делам;
    • Просветительским проектам и миссионерству.

Напомним, что обращаясь к святой Елене, вы обращаетесь и к Всемогущей Силе Господа — Крестному знамению. Сегодня частицы Животворящего Креста сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне.

Молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня, читаются православными христианами утром и вечером — таким образом, Церковь благословляет нас ограждать себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.

Обратитесь с молитвой ко Господу и святой Елене, оградите себя крестным знаменем и искренней верой в Бога — и вы увидите, как изменится ваша жизнь.

«О дивные и хвалимые всеми царственные святые и равноапостольные Константин и Елена!
К вам, теплым молитвенникам о нас, мы возносим наши грешные молитвы, ведь вы имеете возможность говорить с Богом лицом к Лицу. Просите у Него мира для Церкви Божией, благополучие людям всей земли, начальникам мудрость, священникам усердную заботу о пастве, мирянам смирение, старикам желанный покой, мужьям укрепление, женам радость, девственникам чистоту, детям послушание, младенцам воспитание в духе веры Православной, больным выздоровление, находящимся о вражде примирение, терпящим обиды — большее терпение, нападающим и обидящим же — страх Божий. Подайте и всем, приходящим к иконе вашей и в храм Божий ваше благословение, даруйте всем по просьбам их полезное, чтобы все хвалили и вечно пели славу в честь Благодетеля всех Бога, прославляемого в Троице Святой. Аминь».

Вера, дарованная Господом, знание о Его помощи должны умножаться среди людей. Поэтому, в отличие от заговоров, которые распространяют служители темных сил и которые должны «читаться тайно», вы можете и должны делиться своей верой, рассказывать о чудесной помощи Божией и его милости. Благие дела, которые творятся с призыванием Божией благодати, будут совершены всегда успешно.

Молитвами всех святых и силой Креста Своего да хранит вас Господь!

Смотрите видео жития святой Елены:

Святые покровители носящих имя Елена

Святая равноапостольная царица Елена
День памяти святой равноапостольной царицы Елены совершается дважды в году: 6/19 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста) и 21 мая/3 июня.
Святая царица Елена причислена к лику равноапостольных за ее неоценимые заслуги в открытии в Иерусалиме святых мест, связанных с последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. К ней прибегают с просьбой о помощи в исцелениях. Когда царица Елена изображается вместе со своим сыном, царем Константином, к ним в молитве обращаются за помощью в делах политики, бизнесмены, руководители различного уровня, а также те, кто испытывает материальные трудности.
Елена Дивеевская (Мантурова), преподобная Святая Елена Дивеевская родилась в 1805 году. Вместе с братом она жила в их родовом имении, которое находилось в селе Нуча Нижегородской губернии. Она была девушкой веселой, любила светские развлечения и мечтала о замужестве.

Ее брат, Михаил Васильевич, был намного старше сестры. Однажды он заболел. Желание излечиться привело его к преподобному Серафиму Саровскому. От старца мужчина вышел здоровым и полным сил. Тем временем, Елена Васильевна, путешествуя, оставалась она без слуг в карете. Вдруг она увидела над собой страшного змея. В испуге она взмолилась и пообещала Богородице уйти в монастырь за свое спасение. Чудовище в тот же момент исчезло. Святая Елена решила выполнить свой обет. За советом семнадцатилетняя девушка обратилась к преподобному Серафиму Саровскому. Но в первый день и все последующие, когда она снова к нему приходила, он ей отвечал, что она замуж выйдет, не надо ей в монастырь. На самом деле старец ее испытывал. Елена Васильевна сильно переменилась за это время, она стала серьезной и вдумчивой. Прошло три года, наконец, святой Серафим сказал ей, что скоро она станет невестой, как он и обещал, но невестой Господа.

Святая Елена стала послушницей в возрасте 20 лет и семь лет прожила в Казанской общине. Преподобный Серафим назначил ее церковницей и ризничей. В монастыре она много работала и молилась. Она всегда помогала людям, но делала это тайно. Брат Елены Васильевны продал имение, купил землю, на которой стали строить храм, но снова заболел. Отец Серафим рассказал об этом святой Елене Дивеевской: «Умереть ему надо, а он нужен для обители, прими послушание, умри ты за него». Так и случилось. Перед кончиной святая рассказала о прекрасном видении. Богородица показала ей обитель Небесного Дивеева, которое было красоты необыкновенной.

Елена, мученица, дочь ап. Алфея


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 26 мая/8 июня.

Елена равноапостольная - см.
Ольга (в крещении Елена) равноапостольная, вел. княгиня Российская

День памяти установлен Православной Церковью 11/24 июля.

Первая русская святая. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом. Стала почитаться как святая во время княжения своего внука Владимира - Крестителя Руси. Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.

Согласно летописям будущая великая княгиня Ольга родом была из Пскова, принадлежала она к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Этот род имел как русские, так и варяжские корни. Хельга, в русском произношении Ольга, стала супругой великого князя Киевского Игоря, сына Рюрика. Игорь - первый русский князь, известный по синхронным византийским и западноевропейским источникам. Был убит древлянами (одно из славянских племен), с которых собирал дань.

После смерти супруга княгиня Ольга была вынуждена взять власть над огромным, еще формирующимся государством, в свои руки. В своем правлении показала себя как человек с непреклонной волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.

Елена Сербская, королева, преподобная Она была королевой, пожалуй, одной из самых добрых королев в истории человечества. Щедрость ее не знала границ. Она помогала беднякам и вдовам. Для девочек-сирот она открыла школу, где они жили и учились. Королева поддерживала и строила храмы и церкви, в том числе прекрасный монастырь Градац на берегу реки Брвеника. Она была благочестивой правительницей и прекрасной матерью. Елена - принцесса Анжуйская, родилась во Франции. Став женой Сербского Короля Уроша Первого, она родила двух сыновей и дала им прекрасное воспитание. Подданные любили не только ее саму, но и ее детей, также признанных впоследствии святыми.

Скончалась Елена Сербская в 1314, перед смертью она приняла иночество. Похоронили ее в обители Градац. После этого прошло три года. Монах увидел королеву во сне, где она повелела поднять из земли свои мощи, что и было сделано. Мощи оказались нетленными.

Свя-той им-пе-ра-тор Кон-стан-тин (306-337), по-лу-чив-ший от Церк-ви име-но-ва-ние "рав-ноап-о-столь-ный", а во все-мир-ной ис-то-рии на-име-но-ван-ный Ве-ли-ким, был сы-ном це-за-ря Кон-стан-ция Хло-ра (305-306), пра-вив-ше-го стра-на-ми Гал-ли-ей и Бри-та-ни-ей. Огром-ная Рим-ская им-пе-рия бы-ла в то вре-мя раз-де-ле-на на За-пад-ную и Во-сточ-ную, во гла-ве ко-то-рых на-хо-ди-лись два са-мо-сто-я-тель-ных им-пе-ра-то-ра, имев-шие со-пра-ви-те-лей, од-ним из ко-то-рых в За-пад-ной по-ло-вине и был отец им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на. Свя-тая ца-ри-ца Еле-на, мать им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на, бы-ла хри-сти-ан-кой. Бу-ду-щий пра-ви-тель всей Рим-ской им-пе-рии - Кон-стан-тин - был вос-пи-тан в ува-же-нии к хри-сти-ан-ской ре-ли-гии. Отец его не пре-сле-до-вал хри-сти-ан в управ-ля-е-мых им стра-нах, в то вре-мя, как во всей осталь-ной Рим-ской им-пе-рии хри-сти-ане под-вер-га-лись же-сто-ким го-не-ни-ям со сто-ро-ны им-пе-ра-то-ров Дио-кли-ти-а-на (284-305), его со-пра-ви-те-ля Мак-си-ми-а-на Га-ле-рия (305-311) - на Во-сто-ке и им-пе-ра-то-ра Мак-си-ми-а-на Гер-ку-ла (284-305) - на За-па-де. По-сле смер-ти Кон-стан-ция Хло-ра сын его Кон-стан-тин в 306 го-ду был про-воз-гла-шен вой-ска-ми им-пе-ра-то-ром Гал-лии и Бри-та-нии. Пер-вым де-лом но-во-го им-пе-ра-то-ра бы-ло про-воз-гла-сить в под-власт-ных ему стра-нах сво-бо-ду ис-по-ве-да-ния хри-сти-ан-ской ве-ры. Фа-на-тик язы-че-ства Мак-си-ми-ан Га-ле-рий на Во-сто-ке и же-сто-кий ти-ран Мак-сен-тий на За-па-де нена-ви-де-ли им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на и зло-умыш-ля-ли его низ-ло-жить и убить, но Кон-стан-тин пре-ду-пре-дил их и в ря-де войн с по-мо-щью Бо-жи-ей раз-бил всех сво-их про-тив-ни-ков. Он мо-лил Бо-га дать ему зна-ме-ние, ко-то-рое во-оду-ше-ви-ло бы его вой-ско храб-ро сра-жать-ся, и Гос-подь явил ему на небе си-я-ю-щее зна-ме-ние Кре-ста с над-пи-сью "Сим по-беж-дай". Сде-лав-шись пол-но-власт-ным пра-ви-те-лем За-пад-ной ча-сти Рим-ской им-пе-рии, Кон-стан-тин из-дал в 313 го-ду Ми-лан-ский эдикт о ве-ро-тер-пи-мо-сти, а в 323 го-ду, ко-гда во-ца-рил-ся как един-ствен-ный им-пе-ра-тор над всей Рим-ской им-пе-ри-ей, рас-про-стра-нил дей-ствие Ми-лан-ско-го эдик-та и на всю во-сточ-ную часть им-пе-рии. По-сле трех-сот лет го-не-ний хри-сти-ане впер-вые по-лу-чи-ли воз-мож-ность от-кры-то ис-по-ве-до-вать свою ве-ру во Хри-ста.

От-ка-зав-шись от язы-че-ства, им-пе-ра-тор не оста-вил сто-ли-цей им-пе-рии древ-ний Рим, быв-ший цен-тром язы-че-ско-го го-су-дар-ства, а пе-ре-нес свою сто-ли-цу на во-сток, в го-род Ви-зан-тию, ко-то-рая и бы-ла пе-ре-име-но-ва-на в Кон-стан-ти-но-поль. Кон-стан-тин был глу-бо-ко убеж-ден, что толь-ко хри-сти-ан-ская ре-ли-гия мо-жет объ-еди-нить огром-ную раз-но-род-ную Рим-скую им-пе-рию. Он вся-че-ски под-дер-жи-вал Цер-ковь, воз-вра-щал из ссыл-ки ис-по-вед-ни-ков-хри-сти-ан, стро-ил церк-ви, за-бо-тил-ся о ду-хо-вен-стве. Глу-бо-ко по-чи-тая крест Гос-по-день, им-пе-ра-тор же-лал най-ти и са-мый Жи-во-тво-ря-щий Крест, на ко-то-ром был рас-пят Гос-подь наш Иисус Хри-стос. Для этой це-ли он на-пра-вил в Иеру-са-лим свою мать - свя-тую ца-ри-цу Еле-ну, дав ей боль-шие пол-но-мо-чия и ма-те-ри-аль-ные сред-ства. Вме-сте с Иеру-са-лим-ским Пат-ри-ар-хом Ма-ка-ри-ем свя-тая Еле-на при-сту-пи-ла к по-ис-кам, и Про-мыс-лом Бо-жи-им Жи-во-тво-ря-щий Крест был чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-тен в 326 го-ду. На-хо-дясь в Па-ле-стине, свя-тая ца-ри-ца мно-гое со-вер-ши-ла в поль-зу Церк-ви. Она при-ка-за-ла осво-бо-дить все ме-ста, свя-зан-ные с зем-ной жиз-нью Гос-по-да и Его Пре-чи-стой Ма-те-ри, от вся-ких сле-дов язы-че-ства, по-ве-ле-ла воз-двиг-нуть в этих па-мят-ных ме-стах хри-сти-ан-ские церк-ви. Над пе-ще-рой Гро-ба Гос-под-ня сам им-пе-ра-тор Кон-стан-тин по-ве-лел со-ору-дить ве-ли-ко-леп-ный храм в сла-ву Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва. Свя-тая Еле-на от-да-ла Жи-во-тво-ря-щий Крест на хра-не-ние Пат-ри-ар-ху, часть же Кре-ста взя-ла с со-бой для вру-че-ния им-пе-ра-то-ру. Раз-дав в Иеру-са-ли-ме ще-д-рую ми-ло-сты-ню и устро-ив тра-пезы для бед-ных, во вре-мя ко-то-рых са-ма при-слу-жи-ва-ла, свя-тая ца-ри-ца Еле-на воз-вра-ти-лась в Кон-стан-ти-но-поль, где вско-ре скон-ча-лась в 327 го-ду.

За свои ве-ли-кие за-слу-ги пе-ред Цер-ко-вью и тру-ды по об-ре-те-нию Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста ца-ри-ца Еле-на име-ну-ет-ся рав-ноап-о-столь-ной.

Мир-ное су-ще-ство-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви бы-ло на-ру-ше-но воз-ник-ши-ми внут-ри Церк-ви нестро-е-ни-я-ми и раз-до-ра-ми от по-явив-ших-ся ере-сей. Еще в на-ча-ле де-я-тель-но-сти им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на на За-па-де воз-ник-ла ересь до-на-ти-стов и но-ва-ци-ан, тре-бо-вав-ших по-вто-ре-ния кре-ще-ния над от-пад-ши-ми во вре-мя го-не-ний хри-сти-а-на-ми. Эта ересь, от-верг-ну-тая дву-мя по-мест-ны-ми со-бо-ра-ми, бы-ла окон-ча-тель-но осуж-де-на Ми-лан-ским Со-бо-ром 316 го-да. Но осо-бен-но гу-би-тель-ной для Церк-ви ока-за-лась воз-ник-шая на Во-сто-ке ересь Ария, дерз-нув-ше-го от-верг-нуть Бо-же-ствен-ную сущ-ность Сы-на Бо-жия и учить о твар-но-сти Иису-са Хри-ста. По по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра был со-зван в 325 го-ду Пер-вый Все-лен-ский Со-бор в го-ро-де Ни-кее. 318 епи-ско-пов со-бра-лись на этот Со-бор, его участ-ни-ка-ми бы-ли епи-ско-пы-ис-по-вед-ни-ки в пе-ри-од го-не-ний и мно-гие дру-гие све-тиль-ни-ки Церк-ви, сре-ди ко-то-рых - свя-ти-тель Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский. Им-пе-ра-тор при-сут-ство-вал на за-се-да-ни-ях Со-бо-ра. Ересь Ария бы-ла осуж-де-на и со-став-лен Сим-вол ве-ры, в ко-то-рый был вне-сен тер-мин "Еди-но-сущ-ный От-цу", на-все-гда за-кре-пив-ший в со-зна-нии пра-во-слав-ных хри-сти-ан ис-ти-ну о Бо-же-ствен-но-сти Иису-са Хри-ста, при-няв-ше-го че-ло-ве-че-скую при-ро-ду для ис-куп-ле-ния все-го че-ло-ве-че-ско-го ро-да.

Мож-но удив-лять-ся глу-бо-ко-му цер-ков-но-му со-зна-нию и чув-ству свя-то-го Кон-стан-ти-на, вы-де-лив-ше-му опре-де-ле-ние "Еди-но-сущ-ный", слы-шан-ное им в пре-ни-ях Со-бо-ра, и пред-ло-жив-ше-му вне-сти это опре-де-ле-ние в Сим-вол ве-ры.

По-сле Ни-кей-ско-го Со-бо-ра рав-ноап-о-столь-ный Кон-стан-тин про-дол-жал ак-тив-ную де-я-тель-ность в поль-зу Церк-ви. В кон-це жиз-ни он при-нял Свя-тое Кре-ще-ние, под-го-то-вив-шись к нему всей сво-ей жиз-нью. Скон-чал-ся свя-той Кон-стан-тин в день Пя-ти-де-сят-ни-цы в 337 го-ду и был по-гре-бен в церк-ви Свя-тых апо-сто-лов в за-ра-нее при-го-тов-лен-ной им гроб-ни-це.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Кpеста́ Твоего́ о́бpаз на Небеси́ ви́дев/ и, я́коже Па́вел, зва́ние не от челове́к пpие́м,/ в цаpе́х апо́стол Твой, Го́споди,/ Ца́pствующий гpад в pуце́ Твое́й положи́,/ его́же спаса́й всегда́ в ми́pе моли́твами Богоpо́дицы,// Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Креста Твоего образ узрев на небе, и, как Павел, услышав призыв не от людей, среди царей - Апостол Твой, Господи, царствующий град вверил в руку Твою; его и сохраняй всегда в мире, по ходатайствам Богородицы, Единый Человеколюбец.

Кондак равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Константи́н днесь с ма́терию Еле́ною/ Крест явля́ют, всечестно́е дре́во,/ всех у́бо иуде́ев посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных люде́й:// нас бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное.

Перевод: В сей день Константин со своей матерью Еленою Крест являют - всесвященное древо; оно - для всех иудеев бесславие, но оружие на противников верным [царям]. Ибо ради нас явилось это великое и в битвах грозное.

Величание равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Велича́ем вас,/ святи́и благове́рнии и равноапо́стольнии ца́рие Константи́не и Еле́но,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо святы́м Кресто́м// всю вселе́нную просвети́ли есте́.

Молитва равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

О, преди́внии и всехва́льнии ца́рие, святи́и равноапо́стольнии Константи́не и Еле́но! К вам, те́плым засту́пником, возно́сим на́ши недосто́йныя моли́твы, я́ко ве́лие и́мате дерзнове́ние ко Го́споду. Испроси́те у Него́ мир Це́ркви и всему́ ми́ру благоде́нствие. Нача́льником му́дрость, па́стырем попече́ние о па́стве, пасо́мым смире́ние, ста́рцем жела́нное упокое́ние, муже́м кре́пость, жена́м благоле́пие, де́вственником чистоту́, де́тем послуша́ние, младе́нцем христиа́нское воспита́ние, больны́м исцеле́ние, вражду́ющим примире́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий. Приходя́щим в храм сей и моля́щимся в нем свято́е благослове́ние и всем вся по коего́ждо проше́нию поле́зная, да хва́лим и пое́м Благоде́теля всех Бо́га в Тро́ице сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

О, святи́и равноапо́стольнии Константи́не и Еле́но! Изба́вите прихо́д сей и храм наш от вся́каго наве́та вра́жия и не оста́вите заступле́нием ва́шим нас, немощны́х (имена) , умоли́те бла́гость Христа́ Бо́га на́шего дарова́ти нам по́мыслов мир, от па́губных страсте́й и вся́кой скве́рны воздержа́ние, благоче́стие же нелицеме́рное. Испроси́те нам, уго́дницы Бо́жии, свы́ше дух кро́тости и смиренному́дрия, дух терпе́ния и покая́ния, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и сокруше́нии серде́чнем поживе́м, и та́ко в час сконча́ния на́шего благода́рно восхва́лим просла́вльшаго вас Го́спода, Безнача́льнаго Отца́, Единоро́днаго Его́ Сы́на и Единосу́щнаго Всеблага́го Ду́ха, Тро́ицу Неразде́льную, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святым равноапостольным царям Константину и Елене

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Едине Небесный Царю, царствующаго греха ныне во мне Твоих угодников мольбами смиренную душу мою свободи.

Горняго быв рачитель Царствия, блаженне Константине, Царю всех и Владыце, умом чистым веровав, послужил еси.

Светом облиставшися Богоначальным, тьму неразумия оставила еси воистинну, Богомудрая Елено, приискренно Царю веков поработала еси.

Богородичен: Дверь Божественнаго востока, отверзи ми двери покаяния и от дверей смертоноснаго греха ходатайством Твоим избави мя, Владычице.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Возмездия Небесная получити потщался еси, темже зовущему, Богомудре, последовал еси, и тьму оставил еси, отче, преданныя ти лести, и светильник Духом Божественным был еси.

Христу прилепившися и на Него, всечестная, всю возложивши надежду, священная Его места достигла еси, в нихже пречистыя страсти, воплотився, претерпе, Преблагий.

Спасительное оружие, неразоримое одоление, христианскую надежду, Крест Честный, завистию сокровенный, ты явила еси, Божественным распаляема желанием, Богоблаженная.

Богородичен: Священнаго гражданства отпад, Пречистая, приложихся скотом и осужден весь бых; Яже Судию рождшая, всякаго осуждения избави и спаси мя.

Седален, глас 8

Чувства простер к Небеси и звездную навыкнув доброту, от сих тайноучим бывая всяческих Господа, крестное же оружие посреде облиста, написуя о сем побеждати и державным быти. Темже, души твоея отверз очеса, письмо прочел еси и образу научився, Константине всечестне, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

С Небесе, яко Павла тя древле, уловляет Христос Господь, Константине, научая тя Царя Единаго Сего почитати.

Пресветлым знамением тя, блаженне, звездами Христос Солнце озаряет и светильника тя омраченным показа.

И нравы Боголюбива и Божественными деянии досточудна, блаженная, была еси: сего ради верою тя славим.

Являеши крыемую леты многими ныне Божественную победу Креста, имже спасохомся и демонския прелести избавихомся.

Богородичен: Душу мою озари, омраченную согрешеньми, Яже Солнце правды рождшая, Приснодево.

Песнь 5

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, инаго не вемы.

Утреневав к незаходимому Солнцу и Владыце, царю Богомудре, света исполнен был еси.

Любовь и совершенное милосердие, яко порфиру, носящи, вселилася еси ныне в Вышняя Царствия.

Совокупилася еси со безплотных, Елено, ликостоянии, Богу угодивши добродетельными твоими деянии.

Богородичен: Дево, душу мою очисти, оскверненную сластьми телесными, наветом змииным.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Собрал еси Богоносных отец блаженный лик преславно и теми, Константине, всех обуреваемая сердца утвердил еси единочестна славословити Рождшему, Слова и сопрестольна.

Веровавши в Господа жива, еже быти всем подающаго, мерзских и суетных идолов мертвенная отринула еси служения и прияла еси радостно, Елено, Царство Небесное.

Дланию Твоею окормляеми, Слове, неведения глубочайшую тьму и лютаго безбожия бурю Тобою царствовавшии отринуша и приведошася к тихим благочестия пристанищам, радующеся.

Богородичен: Исцели неисцельно недуговавшее и ухаплением лукаваго люте уязвившееся сердце мое, Отроковице, и Твоего исцеления сподоби, и спаси мя, на Тя надеющагося, мольбами Твоими, Пречистая.

Кондак, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Икос

Константина, вернии, с материю почтим: Давида бо и сии словеса услышавше, на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный Крест познаша, имже спасительная страсть последова, и вся представиша иудеи, уготовитися показати людем велие оправдание, сокровенное зависти ради и ненависти тех, и, сие обретше, показаша они. Сего ради всем победоноснии явишася, оружие носяще необоримое, знамение велие и во бранех грозное.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Твоя повеления сохраняя, повинуся Твоему закону Константин. Темже беззаконнующих низложи ополчения, вопия Тебе: Господи Боже, благословен еси.

Древо, еже всех извлекшее, досточудне, из рова погибели, загребенное завистию, нам открываеши, погребаяй демоны всегубительныя во веки.

Деянии Божественными создала еси сердце твое церковь Богу, Елено, и храмы священныя Тому соделала еси, идеже плотию пречистыя нас ради подъят страсти.

Богородичен: Волею моею согрешаяй и порабощен безместными обычайми, ко обычному Твоему ныне притекаю милосердию, отчаяннаго спаси мя, Пресвятая Богородице.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Яко багряницею, славне, одеявся милосердием, и якоже хламидою, в добрую кротость венцем украшен был еси добродетелей совершенным умом и, преставлься от земли к Вышнему Царствию, зовеши: иереи, благословите, людие, превозносите Христа во веки.

Веселящуюся видящии с сыном тя Богомудрым, славная Елено, в Божии Царствии, Христа величаем, ваш честный праздник показавшаго нам, паче лучи солнечныя нас озаривший, верно поющих: людие, превозносите Христа во веки.

Яко чудно желание твое и нрав Божественный, славная Елено, женам похвало: мест бо достигши, честныя страсти подъемших, Владыце всех храмы прекрасными удобрила еси, вопиющи: людие, превозносите Христа во вся веки.

Богородичен: Души моея очи, многими преступлении ослепленныя, Богородице, просвети, ум мой умири и сердце, молюся, смущенное сластьми многообразными, и спаси мя, вопиюща: иереи, благословите, людие, превозносите Чистую во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Гроб, идеже лежит священное, Константине, и честное тело твое, зарю Божественных исцелений чисте приступающим всегда источает, страстей различных тьму отгоня и светом невечерним просвещая восхваляющих тя.

Свято свою скончавши жизнь, со святыми ныне вселилася еси, освящения исполнена бывши и просвещения. Темже и исцелений всегда источаеши реки, и страсти попаляеши, Елено блаженная, и напаяеши души наша.

Пребезначальне безсмертне Царю, Царствия Вышняго сподобил еси, ихже благочестно древле оправдал еси на земли, еже царствовати, Господи, Тя возлюбивших чисте, Елену святую и великаго Константина, ихже молитвами всех ущедри.

Богородичен: Всех Царя и Творца заченши, Дево, родила еси и се ныне, якоже Царица одесную Сего, Чистая, предстоиши. Темже молю Тя: шуия части избави мя в час суда и десным овцам сопричти.

Светилен

Светильницы, просветившии вселенную всю благочестия верою, вы явистеся воистинну, Боговенчанне Константине и Елено славная. Вас возвеличившаго Христа песньми славословим, Дивнаго во святых.

Акафист святым равноапостольным царям Константину и Елене

Кондак 1

Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:

Икос 1

Ангельский собор на земли зряше велие чудо — како обретеся Святое Древо, на много лет в недрех земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видевше сие, ниц на землю падоша, слезно вопия: "Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!" Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:

Радуйся, блаженная мати, зело возлюбившая Христа; радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.

Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы; радуйтеся, строителие таин Божиих.

Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася; радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.

Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова; радуйтеся, два светила великая во вселенней.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 2

Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена "Сим побеждай", повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, не просвещен еще святым крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага крестным знамением, мы же, дивяся таковому Промыслу Божию о тебе, взываем сице:

Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный; радуйся, паче всех царей земных превознесенный.

Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение; радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.

Радуйся, Крест Господень зело прославивый; радуйся, Церкви Христовой вся силы отдавый.

Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый; радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 3

«Силою Креста во брани, - ведал еси, богомудре Константине - Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже покланяюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».

Икос 3

Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на Страшнем Судищи Христове, зовем вам:

Радуйтеся, первии во христианех царие; радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.

Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии; радуйтеся, от вражиих прелестей избавленнии.

Радуйтеся, уставов церковных хранителие; радуйтеся, девства и целомудрия любителие.

Радуйтеся, языческия храмы нa земли упразднившии; радуйтеся, день воскресный праздновати установившии.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 4

Бурныя потоки христианския крове твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада Церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:

Радуйся, великаго Рима украшение; радуйся, узников Христовых свобождение.

Радуйся, языческаго мира упразднение; радуйся, идолов и кумиров сокрушение.

Радуйся, прав и законов утверждение; радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.

Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати; радуйся, возбранивый осужденных на крестех распятие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 5

Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елена, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открыет сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии; радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.

Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии; радуйтеся, ревностию аки Апостолы послужившии.

Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии; радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.

Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси; радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 6

Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже, отверз уста, глаголаше: "Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа". Оттоле начата искати, многи труды понесоша, не обретше жe сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:

Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие; радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.

Радуйтеся, торжество веры православныя явившии; радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.

Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии; радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.

Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 7

Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:

Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная; радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники.

Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое; радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.

Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие; радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 8

Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии; радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.

Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися; радуйтеся, христианским смирением украсившиися.

Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии; радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.

Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа; радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 9

Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгреме во вся концы песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии сладковещаннии, богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже, свыше умудрившеся, изложиша тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения Верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:

Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.

Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона; радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.

Радуйся, законов и власти высокий архитектоне; радуйся, новый Апостоле великаго града Константинополя.

Радуйся, милостивый и кроткий повелителю; радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 10

Спастися хотящим в побдвизе девства не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире всего мира и, отрешеннии молвы житейския, яко Ангелы поют: Аллилуиа.

Икос 10

Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:

Радуйся, новую столицу Византии освятивый; радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией ю вручивый.

Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый; радуйся, горячия молитвы в нем возславый.

Радуйся, яко раб разумный таланты своя умноживый; радуйся, волю свою в волю Божию предавый.

Радуйся, храмов святых украшение; радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 11

Пения и усердныя молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Таин причащения, со слезами взывая вам:

Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение; радуйтеся, яко с собором Апостолов Ему предстоите.

Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите; радуйтеся, бедных и убогих милостивии попечителие.

Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие; радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.

Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 12

Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов, находящих на ны, и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к вам:

Радуйтеся, града и храма сего покровителие; радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.

Радуйтеся, во тьме заблуждшим яркие светильницы; радуйтеся, за отечество наше теплии пред Богом молитвенники.

Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете; радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.

Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете; радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 13

О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих покланятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский собор…» и кондак 1-й «Избраннии предвечным Царем…».

Молитва первая

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.

В 17 лет Елена Васильевна Мантурова, дворянка по происхождению, была обращена к духовной жизни, увидев страшного змея, который собирался ее поглотить. Сильно испугавшись, она стала кричать и просить Пресвятую Богородицу спасти ее и дала клятву, что не выйдет замуж и уйдет в монастырь. Змий исчез. Елена Васильевна стала готовиться к поступлению в монастырь. Только лишь через три года батюшка Серафим Саровский благословил ее стать послушницей Дивеевской Казанской общины.

Преподобный Серафим Саровский всегда говорил сестрам общины, что Елена - это «Госпожа ваша! Начальница». Но эти слова очень смущали святую Елену, и она никак с ними не соглашалась.

Она трудилась вместе с другими сестрами, никогда себя не жалея, и даже втайне помогала другим сестрам. После того, как были возведены храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы, святая Елена была назначена ризнечей и церковницей и была пострижена в рясофор. Спустя некоторое время тяжело заболел ее брат Михаил. Батюшка Серафим пригласил к себе монахиню Елену и сказал, что Михаилу подошло время умирать, но он очень нужен батюшке в обители. И после этого благословил святую Елену умереть вместо своего брата. Только она вышла за порог келью святого старца, как упала, после этого она слегла и больше уже не вставала.

Похожие публикации