Аргументы по литературе. Аргументы из литературы по направлению «Цели и средства. Роман «Белая гвардия»

Вопрос о цели и средствах ее достижения издревле волновал человечество. Многие писатели, философы и общественные деятели размышляли над ним и приводили исторические, жизненные и литературные аргументы, чтобы доказать свою точку зрения. В русской классике тоже нашлось немало ответов и примеров, доказывающих, как правило, утверждение о том, что пути достижения должны во всем соответствовать тому, что нужно достигнуть, иначе оно теряет всякий смысл. В данной подборке мы перечислили самые яркие и показательные примеры из русской литературы для итогового сочинения по направлению «Цели и средства».

  1. В романе Пушкина «Капитанская дочка» главный герой всегда выбирал правильные пути для достижения целей, впрочем, не менее благородных. Благодаря этому, из несмышленого дворянского недоросля Гринев превращается в офицера, искреннего, готового пожертвовать жизнью во имя долга. Присягнув на верность государыне, он честно несет службу, защищая крепость, и даже смерть от руки разбойников-бунтовщиков не пугает его. Так же честно он добивался благосклонности Маши, и добился. Антипод Петра Гринева в романе – Швабрин – напротив, использует любые средства для достижения цели, выбирая самые подлые из них. Ступив на путь предательства, он преследует личную выгоду, требует взаимности от Маши, не гнушаясь при этом чернить её в глазах Петра. В выборе целей и средств Алексей движим душевной трусостью и корыстью, потому как лишён представлений о чести и совести. Мария отвергает его по этой причине, ведь благой цели не добиться обманом.
  2. Какой должна быть конечная цель, если средствами к её достижению становятся жестокость, обман и человеческие жизни? В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» цели Григория Печорина сиюминутны, заключены в желании секундных побед, для достижения которых он выбирает сложные, а подчас и жестокие средства. В его победах скрыт упорный поиск жизненного смысла, который герой не в силах обрести. В этом поиске он губит не только себя самого, но и всех, кто окружает его, – княжну Мери, Бэлу, Грушницкого. Чтобы оживить собственную душу, он играет чувствами других, невольно становясь причиной их несчастий. Но в игре с собственной жизнью Григорий безнадёжно проигрывает, теряет тех немногих людей, которые были ему дороги. «Я понял, что гнаться за погибшим счастьем безрассудно» — говорит он, и цель, на достижение которой положено столько сил и чужого горя, оказывается призрачной и недостижимой.
  3. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором вынужден находиться Чацкий, живёт по рыночным законам, где всё покупается и продаётся, а человек ценен не душевными качествами, а размером кошелька и успехами в карьере. Благородство и долг здесь ничто перед важностью чина и звания. Именно поэтому Александр Чацкий оказывается непонятым и непринятым в круг, где господствуют меркантильные цели, оправдывающие любые средства.
    Он вступает в борьбу с фамусовским обществом, бросает вызов Молчалину, идущему на обман и лицемерие, чтобы получить высокую должность. Даже в любви Александр оказывается проигравшим, потому что не оскверняет цель подлыми средствами, отказывается втиснуть широту и благородство своего сердца в узкие рамки общепринятых и пошлых понятий, которыми пестрит дом Фамусова.
  4. Человек ценен делами своими. Но не всегда дела его, пусть даже подчинённые высокой цели, оказываются добрыми. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников решает для себя важный с точки зрения нравственности вопрос: оправдывает ли цель средства? Может ли он, согласно своей теории, распоряжаться жизнями людей по своему усмотрению?
    Ответ кроется в названии романа: душевные муки Раскольникова, после совершённого им злодеяния, доказывают, что его расчёт был неверным, а теория — ошибочной. Цель, в основе которой лежат неправедные и антигуманные средства, обесценивается сама собой, становится преступлением, за которое рано или поздно предстоит понести наказание.
  5. В романе М.А. Шолохова «Тихий дон» судьбы героев сметены революционной стихией. Григорий Мелехов, искренне верящий в счастливое и прекрасное коммунистическое будущее, готов отдать жизнь за благополучие и процветание своего родного края. Но в контексте жизни светлые революционные идеи оказываются не состоятельными, мёртвыми. Григорий понимает, что борьба между белыми и красными, направленная, казалось бы, на «прекрасное завтра», на деле представляет собой насилие и расправу над беспомощными и несогласными. Блестящие лозунги оказываются обманом, и за высокой целью скрывается жестокость и произвол средства. Благородство души не позволяет ему смириться со злом и несправедливостью, которые он наблюдает вокруг. Мучимый сомнениями и противоречиями, Григорий пытается найти единственно правильный путь, который позволит ему жить честно. Он не в состоянии оправдать многочисленные убийства, совершаемые во имя призрачной идеи, в которую больше не верит.
  6. Роман А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» — исследование, связанное с политической историей СССР, по словам Солженицына — «опыт художественного исследования», в котором автор анализирует историю страны – утопии, возводящей идеальный мир на обломках человеческих жизней, многочисленных жертв и лжи, замаскированной под гуманные цели. Цена за иллюзию счастья и покоя, в которых нет места индивидуальности и инакомыслию, оказывается слишком высокой. Проблематика романа разнопланова, поскольку включает в себя множество вопросов нравственного характера: можно ли оправдать зло во имя добра? Что объединяет жертв и их палачей? Кто несет ответственность за совершенные ошибки? Подкрепленная богатым биографическим, исследовательским материалом, книга приводит читателя к проблеме цели и средства, убеждая его в том, что одно другое не оправдывает.
  7. Человеку свойственен поиск счастья, как главного смысла жизни, её наивысшей цели. Ради нее он готов применить любые средства, однако не понимает, что это излишне. Главному герою рассказа В.М. Шукшина «Сапожки» — Сергею Духанину — проявления нежных чувств даются отнюдь не просто, ведь он не привык к неоправданной нежности и даже стыдится её. Но желание порадовать родного ему человека, желание счастья, толкает его на большую трату. Средства, потраченные на покупку дорогого подарка, оказываются ненужной жертвой, ведь его супруге нужно было всего лишь внимание. Щедрость и желание дарить тепло и заботу наполняют несколько огрубевшую, но всё ещё чуткую душу героя счастьем, которое, как оказалось, не так сложно обрести.
  8. В романе В.А. Каверина «Два капитана» проблема цели и средства раскрывается в противоборстве двух персонажей – Сани и Ромашки. Каждый из них движим собственными целями, каждый решает, что для него действительно важно. В поиске решений их пути расходятся, судьба сталкивает их в поединке, который определяет нравственные ориентиры каждого, доказывает благородную силу одного, и подлую низость другого. Саня движим честными искренними стремлениями, он готов на сложный, но прямой путь, чтобы узнать правду и доказать её другим. Ромашка же преследует мелкие цели, добиваясь их не менее мелкими способами: ложью, предательством и лицемерием. Каждый из них переживает мучительную проблему выбора, в котором так легко потерять себя и тех, кого ты по-настоящему любишь.
  9. Человек не всегда четко осознает свою цель. В Романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский находится в поиске самого себя и своего места в жизни. Его шаткие жизненные ориентиры подвержены влиянию моды, общества, мнению друзей и близких. Он бредит славой и военными подвигами, мечтает сделать карьеру в службе, но не просто дослужиться до высоких чинов, а снискать вечную славу победителя и героя. Он отправляется на войну, жестокости и ужасы которой вмиг показали ему всю нелепость и призрачность его мечтаний. Он не готов, подобно Наполеону, идти к славе по костям солдат. Желание жить и делать прекрасной жизнь других людей поставила перед Болконским новые цели. Встреча с Наташей вселяет в его душу любовь. Однако в миг, требующий от него стойкости и понимания, он сдается под тяжестью обстоятельств и отказывается от своей любви. Его снова терзают сомнения в правильности собственных целей, и только перед смертью Андрей понимает, что лучшие мгновения жизни, её великие дары заключены в любви, прощении и сострадании.
  10. Человека делает характер. Он определяет его жизненные цели и ориентиры. В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева проблема цели и средств её достижения рассматривается автором, как одна из наиболее важных, формирующих у юного читателя понятия о чести, долге, правде. «Цель оправдывает средства» — формула, неприемлемая для автора. Напротив, цель в жизни должна быть у каждого человека, но, не менее важными являются и те способы, которые он использует, чтобы добиться желаемого. Для того чтобы быть счастливым и находится в гармонии с собственной совестью, необходимо делать выбор в пользу духовных ценностей, отдавая предпочтение добрым делам и прекрасным мыслям.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ «Судьба человека»

М. А. Шолохов называет свой рассказ «Судьба человека». И это название отражает ключевой момент – когда речь идёт о войне, то первое, что разрушается, это именно судьба человека. Жизненный путь каждого, кто так или иначе соприкоснулся с войной. Лишь когда наступает долгожданный мир, ему вновь предстоит выстраивать жизнь на пепелище собственных выжженных чувств. Главные герои – это два одиноких человека, чьи судьбы исковеркала война: ребёнок лишился родителей, взрослый – детей и любимой женщины. Что им остаётся в этом мире? Всё разрушено снаружи, и они разрушены изнутри. Наступивший мир позволил им встретиться и дал шанс на новую жизнь. Оба этих героя станут самыми родными и близкими друг для друга, чтобы построить для себя новую счастливую судьбу. Войне снова противопоставлена семья, пусть такая маленькая, всего из двух человек, но теперь такая сплоченная…

Роман «Тихий Дон»

Тема Первой мировой и гражданской войны, революционных событий и историко-культурного существования Донского казачества поднимается М.А. Шолоховым в романе «Тихий Дон». Ещё одно монументальное произведение рассказывает нам об ужасах войны. Не только мировой войны, но и войны – самой страшной из возможных – между людьми, которые казались своими. Семьи разрушаются, и братья, отцы, дети оказываются по разные стороны баррикад, воюя друг с другом. Самое страшное, что этим людям трудно противопоставить войне что-то светлое и крепкое, что могло бы спасти их. Их семьи нельзя назвать построенными на взаимном уважении и любви. Герои раздираемы страстями. У них война не только снаружи, но и внутри. Главный герой – Григорий Мелихов способен любить, но прощение даётся ему слишком тяжело. Заложницей обстоятельств умирает его законная жена – Наталья. Погибает и Аксинья.

Когда наступает мир, герои не могут найти его в себе. Их духовное разобщение, на которое наложились тяготы войны, революции и гражданской междоусобицы, не даёт им выстроить свою судьбу заново, возродиться вновь.

Изображение войны в романе Шолохова Вы можете найти . Трагичность описываемых событий передана в данном . Описания Первой мировой войны в книге Литрекон собрал .

Роман «Белая гвардия»

Героям Булгакова М.А. в романе «Белая гвардия» есть, что противопоставить войне. Это внутренний мир их семьи. Одним из первых предметов, которые мы видим в начале повествования, оказывается печь, исписанная разными напоминаниями и записками членов семьи друг к другу. Эта печь – символ бывшего спокойствия и семейного счастья главных героев: Елены, Алексея и Николки. Они с ужасом наблюдают, как рушится то, что ещё вчера казалось таким крепким и нерушимым, а на деле оказалось зыбким. В городе стоит общая сумятица, на Украине идёт гражданская война, люди ждут наступления Петлюры. На фоне этих событий трусливо поджав хвост, уезжает муж Елены – Сергей Тальберг. В сущности, он бросает её в самую трудную минуту. Однако семья Турбиных выдерживает испытания войны, герои не теряют свои внутренние качества. Николай исполняет обещание, которое дал полковнику Най-Турсу, погибшему на его глазах. На Елене держится весь дом, она ухаживает за раненым Алексеем, заботится о младшем брате, и обо всех, кто приходит к ним. Алексей после болезни продолжает лечить пациентов. Вообще дом Турбиных в этом романе – место мира и спокойствия. Какие бы волнения не происходили в городе, он хранит в себе память о светлых временах и даёт героям надежду.

Булгаков показывает, в каком положении оказались офицеры белой армии. Их обманули, и фактически отправили на верную смерть. Если бы не действия Най-Турса, то молодых ребят, вышедших на защиту того, что им дорого, просто расстреляли. Он спас их ценой собственной жизни. Булгакову было важно показать, как война пытается разрушить то ядро, на котором строится культура любого народа, то есть, как погибают интеллигентные и бесстрашные люди. Что они испытывают, пытаясь выжить в этих нечеловеческих условиях.

Повесть «Капитанская дочка»

Книга А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает перед нами картину восстания, народного бунта 1773 – 1775 годов. Мы видим, что за человек возглавляет бунт и, главное, – можем изучить причины, которые к нему привели. Любая война – своего рода проверка для человека. Если изначально он обладал слабостями, страстями, был склонен к низости, то она растопчет его, вырвет как сорняк, и выбросит на обочину жизни. Так случилось со Швабриным. Он нарушил присягу, запятнал честь офицера и перешёл на сторону бунтовщиков. Но его вина не в самом переходе на их сторону, а в том, что он сделал это из личной выгоды. Ему всё равно, какая власть, лишь бы он имел положение и возможности для своих корыстных целей. Если бы он присягнул Пугачёву, потому что искренно считал, что народ находится в угнетённом положении, и это необходимо изменить, его нельзя было бы осуждать. Но Швабрин действовал из соображений личной выгоды.

В случае же главных героев, трудности войны только укрепили их дух, помогли многое переосмыслить и осознать. Гринев возмужал и из недоросля превратился в смелого и сильного офицера. Он проверил свои убеждения на прочность и смог отстоять честь. Марья стала отважной и сильной женщиной, хотя раньше убегала от малейшего выстрела. Война закалила ее характер и научила бороться за то, что дорого. Но все же Пушкин подчёркивал бессмысленность кровопролития, бесчеловечность войны и её законов. Только сострадание, сочувствие и милосердие несут справедливость, а неотступное следование законам может привести к трагедии.

Роман «В списках не значился»

Борис Васильев в романе «В списках не значился» рассказывает, как война отбирает у людей всё: любовь, семью, жизнь. Главный герой – Николай Плужников, совсем ещё молодой человек, застигнутый врасплох внезапно начавшейся войной, остаётся защищать Брестскую крепость. Война заставляет его принимать сложные решения: убить или даровать жизнь? Оставить девушку одну, или остаться с ней? Добровольно сдавшегося в плен к немцам русского солдата, Плужников убивает, и не испытывает угрызений совести – тот совершил предательство. А пленного немца, который служит своему народу, хоть он и захватчик, Коля убить не смог.

Он отказывается от возможности покинуть своё убежище, но ему сложно бросить Мирру одну. Между молодыми людьми завязываются отношения. Так, под землёй существует мир, а наверху идёт война. Но она не даёт героям быть счастливыми: Мирра вынуждена идти к немцам в плен, чтобы сохранить ребёнка, но вместо этого её замечают, и жестоко отбирают жизнь у неё и у маленького, ещё не родившегося человека. Коля об этом не знает. Больной и полуслепой он продержится до конца и узнает, что немцев разбили под Москвой. Не дойдя до немецкой санитарной машины несколько шагов, Николай Плужников умирает. Этот юный человек сделал всё и даже намного больше, чтобы вернуть мир и возможность, уже не ему, но другим жить счастливо.

Он и она

Многомудрый Литрекон щедр на подарки и готов делиться знаниями на любые темы. Он приготовил аргументы и примеры из литературы – источника жизненной мудрости, на одну из самых волнующих тем. Тему любви и взаимоотношений мужчины и женщины.

Повесть «Первая любовь»

В повести И.С. Тургенева «Первая любовь», основанной на реальном случае из жизни самого автора, речь идёт о первой любви юного героя – Владимира. Он влюбляется в соседскую девушку – Зинаиду. Зина старше Владимира, ей двадцать один год. У неё много поклонников, но по её поведению, и намёкам, которые она сама допускает, Владимиру становится понятно, что Зинаида влюблена. Но не известно, в кого. Гонимый желанием узнать, кто же его соперник, он ночью пробирается в сад, и понимает, что Зинаида любит его отца. Это потрясение Владимир, шестнадцатилетний молодой человек, переживает особенным образом. Он не сердится на отца. Наоборот, увидев их отношения, понимает, что его чувство к Зинаиде ещё очень детское, несерьёзное. Это говорит о нём, как о чутком человеке, способном уловить малейшие оттенки чувств, разобраться в них.

Образ Зины многогранен. Перед нами красивая девушка, которая знает, что может нравиться. Она уверена в себе, беспечно и свободно обращается с кавалерами. Но в то же время эта девушка глубоко страдает в душе. Порой Владимир видит её совсем непохожей на себя. Она задумывается, и видно, что её мысли о чём-то очень важном, серьёзном, личном. Девушка корит себя за то, что привлекла Владимира, ведь Зина не может ответить ему взаимностью. Но она обещает любить его как человека. Её образ раскрывается с другой стороны, когда отец Владимира бьёт её по руке, Зинаида в ответ целует его руку.Эта самоуверенная, такая свободная в обращении с другими девушка, готова с величайшей покорностью принять всё от человека, которого любит.

Владимир – очень юный, хороший молодой человек. Он мог рассердиться на Зинаиду, обидеться на отца – ведь он женатый человек, и оказался его соперником! Но Владимир смог оценить серьёзность чувства этих двух дорогих ему людей, и смог простить их.

Роман «Евгений Онегин»

Образы Татьяны и Евгения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» созданы Пушкиным столь многогранно, что не возникает никаких сомнений в том, что их чувства настоящие. Образ Евгения – это образ человека, уставшего от светской жизни, и развлечений, не имеющего цели, не способного искренне радоваться. Онегин – не лишний человек, каким его часто называют, лишних людей не существует. Онегин – обречённый человек. Он устал от жизни, и единственным духовным спасением для него могла стать Татьяна. Но он слишком поздно понял это. Если бы она стала его женой, Евгений смог бы снова почувствовать вкус к жизни; он помнил бы, что есть другие ценности, те, что волнуют Татьяну. Ему были бы дороги её чувства, и через это, возможно, он научился бы ценить чувства других. Но Татьяна уже не могла помочь ему, и именно поэтому можно лишь посочувствовать его судьбе.

Татьяна – девушка необычайно сильная. Духовно она сильнее Онегина. Она не отчаялась, не заскучала, не поддалась страстям и смогла пережить безответность своего чувства. Для неё понятие семьи свято, и поэтому Татьяна не может предать генерала, за которого вышла замуж, несмотря на сохранившуюся в ней любовь к Евгению.

Роман «Анна Каренина»

Ещё одна семья, описанная в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, – это пара Лёвина и Кити. Образ Константина Лёвина Толстой во многом писал с себя. Во время написания романа его интересовала тема семьи и взаимоотношений. Семья, которую образовали Лёвин и Кити – почти идеальный образ семьи по Толстому.

Кити – Екатерина Александровна Мещерская – красивая и образованная девушка. В начале описанных событий ей восемнадцать лет. Она горда, но гордость у неё никогда не переходит в гордыню. Для Кити свято понятие любви, поэтому она никогда не выйдет замуж за нелюбимого человека. История их отношений с Левиным развивается очень трепетно и постепенно. Между ними существует как бы высшая связь. Так, в сцене объяснения в любви, они переговариваются с Левиным не словами, а пишут только первые буквы слов и понимают друг друга. Кити становится не просто женой Левина, но и его духовным другом. Она смогла простить Константина после того, как прочла дневник его откровений. Ей потребовалось время на это, но она смогла понять истинную причину поступка возлюбленного – его желание быть честным с ней. Такой поступок говорит о ней, как о человеке, способном подняться над собственными чувствами и понять другого человека.

Константин Левин – человек ищущий. У него есть образ некоего идеала, которого он хотел бы достичь. Свои отношения с Кити он также решил выстроить, основываясь на честности и доверии друг другу. Левин считал себя недостойным этой девушки, именно поэтому счёл важным показать ей свой дневник, чтобы избежать обмана. Те переживания, которые терзают его после, говорят о нём как о человеке совестливом, способном сопереживать другим. Но не только в личных отношениях, но и в социальных Лёвин хотел бы достичь гармонии. Большое место в романе занимают его размышления о труде простого человека, о том, как лучше строить отношения с крестьянами. Левин, подобно Толстому, и сам часто работает в поле, чтобы изучить и понять эту жизнь изнутри. Его заботят мысли о всеобщем благе, а не только о благе одного привилегированного класса. Левин и Кити становятся хорошими родителями. Однако, несмотря на почти полную семейную гармонию, их семью всё же нельзя назвать идеальной. Левина продолжают беспокоить вопросы поиска духовной правды и способа наилучшего устроения жизни, но Кити уже не может разделить их с прежней полнотой.

Аргументы о самой Анне легко составить, пользуясь по главам и .

Роман «Обломов»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» перед нами предстаёт герой, чьё существование больше похоже на продолжительный сон, чем на саму жизнь. Илья Ильич — добрый, но нерешительный и безынициативный человек. Ему тяжело бороться с трудностями жизни, с препятствиями, которые она преподносит, и он предпочитает погрузиться в сон. С грязью в доме – смириться, а дела – перепоручить кому-нибудь другому. Бездействие Ильи Ильича можно назвать идеологическим. Его природная чуткость, тонкая натура не могут выдержать всех волнений, которые неизбежно встретятся на пути каждого человека, и поэтому он предпочитает покой. Душа Ильи Ильича отозвалась на любовь, которую Ольга готова была разделить с ним. Это был миг его истинного пробуждения, миг, когда он мог в корне изменить свою жизнь. Но одного порыва мало. Любовь требует душевных затрат, действий. А Обломов, всю жизнь мечтающий о покое, не может выдержать жизненных испытаний, он не готов жертвовать им ради любви. Ольге нужно больше того, что может дать Илья Ильич. Внимание, совместные походы, решения, которые придётся ему принимать как главе семьи, если он жениться на ней, – всё это пугает Обломова, и он возвращается в бездействие.

Ольга – натура не только добрая, способная увидеть лучшее в человеке, но и ищущая. Она хочет духовно совершенствоваться, расти. Первоначально почувствовав в Илье Ильиче светлую душу, она захотела продолжить этот путь развития вместе с ним. Но он оказался не готов к жизни полной духовных исканий, размышлений и действий, которую она могла предложить ему. Постепенно Ольга привыкла к Андрею Штольцу – полной противоположности Обломова, и смогла полюбить его. Этот человек мог разделить её интересы, пройти путь эволюции вместе с ней, но только в начале. Когда же она духовно доросла и до Штольца, Ольге захотелось идти дальше, а он уже не смог последовать за ней. Гончаров заканчивает их историю словами Андрея. Штольц возражает Ольге, и говорит, что они – всего лишь люди, а не исполины духа. Таким образом, автор намекает нам, что и Штольц больше не хочет двигаться вперёд. Кто знает? Возможно, Ольге удастся вновь сподвигнуть его на борьбу, но, возможно, она останется в одиночестве.

Роман «Мастер и Маргарита»

Уникальный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» повествует не только об отношениях добра и зла, но и о человеческих взаимоотношениях.

Маргарита – молодая замужняя женщина, которая не любит своего мужа. У неё есть всё, кроме самого важного – любви. Именно за ней и отправляется однажды главная героиня, и находит её на одной из Московских улиц. Она встречает Мастера. Маргарита готова пойти на всё ради любви – даже на сделку с дьяволом. Она – смелая, решительная женщина. Её не пугает внешний вид Азазелло, сам князь тьмы и его слуги. На балу она ведёт себя как настоящая королева, но её главная цель – найти Мастера. До того, как попасть на бал, она успевает отомстить его обидчику – литературному критику Латунскому. На метле Маргарита влетает в его дом, и учиняет там настоящий беспорядок: открывает все краны, бьёт посуду и окна. Маргарита импульсивная, но назвать её злой нельзя. Она влетает в окно к маленькому мальчику, и успокаивает его, чтобы он уснул и не волновался. Она просит прощения для женщины, которая обречена на вечные муки. Отчаянная, смелая, импульсивная и решительная – всё это о Маргарите. И на жизнь, и на смерть она смотрит одинаково – жить или умереть – не имеет значения, главное – счастье Мастера.

Мастер – человек очень уставший от жизни, все силы он отдал на написание романа и на борьбу за его судьбу. Мастер любит Маргариту, и она – единственное, что у него есть. Про него в романе сказано: он не заслужил свет, он заслужил покой. И это именно то, что так ему нужно. Вложив все душевные силы в роман, Мастеру трудно отыскать энергию на жизненную борьбу, под конец, он готов и от романа отказаться – такова степень его усталости. Как можно понять, что за человек перед нами? Творца часто характеризует его творение. Именно в романе Мастера мы узнаём об Иешуа, о Понтии Пилате, и его духовных метаниях. А затем жизнь и роман как бы смешиваются. То есть Мастера интересовали вопросы добра и нравственного выбора. Ведь не зря же он писал именно о судьбе Иешуа. Мастер умеет любить и жертвовать ради этого чувства. Он боялся разрушить жизнь Маргариты, и предпочёл уйти из её судьбы, чтобы этого не случилось. Он, в отличие от своей возлюбленной, не мстил критику, а переживал, что роман не увидит свет. Он злился на несправедливость, но эта злость обессиливала его. В беседе с Воландом, он говорит, что ему нужна только Маргарита – она стала единственной ценностью в его жизни. Мастер – разочарованный человек, но главная его характеристика – усталость. Усталость от всего: борьбы, разочарований, поражений и даже побед.

История любви героев описана в .

Надежда и отчаяние

Многомудрый Литрекон знает ответы на многие вопросы. И как всякий мудрец, он желает, чтобы все вокруг него приобретали знания. Источник жизненных знаний – литература, примеры и аргументы из неё помогут и Вам обогатиться мудростью. Но Литрекон не только мудр, но и добр – он оставил свои подсказки.

Пьеса «Гроза»

Отчаяние испытывала героиня пьесы Островского «Гроза». Катерина – кроткая, ранимая девушка, которая попадает в семью мужа, где всем руководит его мать – Кабаниха. В этой семье нет места доброму, уважительному отношению друг к другу. Девушка чувствует себя в плену. Катерина не любит своего мужа, но он и сам страдает от своей властной матери и стремится пореже бывать дома. Когда же в жизнь Катерины всё-таки приходит это светлое прекрасное чувство, и она влюбляется в Бориса (племянника Дикого), её жизнь становится несчастливее прежнего. Та социальная действительность, которая её окружала, не позволяет ей быть счастливой. Измена мужу – большой грех в глазах общества и религии. Развестись с мужем в те времена было невозможно. Но жить прежней жизнью для Катерины становится невыносимо. Она чувствует себя виновной и заслуживающей наказания за измену. Не найдя другого выхода, она совершает самоубийство.

Разве общество того времени могло осознать важность добровольного выбора мужа/жены? Могли ли они понять, что насильственное создание семьи приводит к трагедии? Именно поэтому у Катерины не оставалось другого выбора. И осуждать её за этот поступок – значит отречься от понятия человеческого отношения друг другу. Она не могла изменить социальные и культурные условия, складывавшиеся веками, но и жить по-прежнему не представлялось для неё возможным.

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда»

Отчаяние испытала и другая известная литературная героиня — Катерина Львовна Измайлова в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Львовна, также, как и Катерина Островского, была заложницей социо-культурных условий. Только по характеру это была совершенно другая женщина. Отданная замуж за нелюбимого человека намного старше её, обвиняемая в бездетности, она не сумела сохранить в себе человеческое отношение к этим людям и неоднократно решалась на убийство ради своей новой любви. Последний поступок – убийство невинного ребёнка — лишил её способности к духовному возрождению. Однако осознание глубочайшей потери пришло к ней лишь тогда, когда её возлюбленный Сергей, будучи на каторге, увлекся другою. В этот момент Катерина понимает, что всё было напрасно. Единственное, ради чего она жила, ради чего пошла на эти страшные убийства, была надежда на счастливую любовь с Сергеем. Теперь же, и эта главная цель оказалась ложной.

Катерина бросается в воду и забирает с собой новую любовь Сергея – Сонетку. Обе погибают. Можно ли оправдать многочисленные убийства, которые она совершила? Этот вопрос остаётся открытым. Но можно попытаться найти причины, которые к этому привели. И понять, что отчаяние, которое её поглотило в тот последний момент – естественная реакция пробудившегося человека, в один момент осознавшего ужасающую неправильность всех своих поступков.

Повесть «Бедная Лиза»

Отчаяние овладело Лизой из сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». После смерти отца она вынуждена сама обеспечивать себя и свою мать. Она влюбляется в дворянина по имени Эраст, но он обманывает её, и промотав своё состояние, женится на богатой невесте. Когда Лиза узнаёт об этом, она бросается в пруд. Положение женщины того времени в большей степени зависит от мужчины. Если девушка не имеет богатого приданого или знатного происхождения, устроить свою судьбу благополучно ей очень трудно. Лизе, помимо социальных трудностей, пришлось столкнуться с предательством любимого человека. Этого удара она выдержать не смогла. Может быть, если бы рядом с ней оказались люди, способные поддержать и помочь, трагедии бы не произошло. Но таких людей рядом не было, и Лиза не смогла найти другого выхода.

В этой же книге можно найти пример ложной надежды. Когда Эраст ушел в армию, Лиза верила в его возвращение и ждала его с нетерпением. Однако уже перед его уходом она могла догадаться, что мужчина пресытился ею и охладел. Лишившись невинности, героиня перестала быть для жениха загадкой и воплощением чистоты. Он уже не был к ней так привязан, ведь она оказалась такой же, как все. Но у него не хватило силы и честности, чтобы признаться героине в изменении своих чувств. Это оказалось роковым обстоятельством в жизни девушки. Если бы Лиза не была ослеплена ложной надеждой на возвращение Эраста, она бы не была так шокирована его помолвкой и не пошла бы на крайние меры.

Поэма «Мцыри»

В романтической поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой испытывает отчаяние после того, как узнаёт, что его побег завершился неудачей. Он лишён родины, так как был пленным у русского генерала. Он заболел в дороге, и генерал отдал его монахам. Они спасли ему жизнь, но монастырский уклад выросший юноша воспринимает как плен. Он совершает побег, который в три дня позволяет ему испытать то, чего хватило бы на целую жизнь. Но Мцыри не достигает своей главной цели – попасть в родные края. И когда его снова возвращают в монастырь, он приходит в отчаяние: умирая, он так и не увидит своей родины. Единственное, о чём он просит – похоронить его в дальнем углу сада при монастыре, откуда видно горы родной земли.

В этом же произведении мы видим пример, как надежда вдохновляет героя на смелый шаг. Веря в возможность возвращения на родину, герой бежит из монастыря и рвет связи с прежней жизнью. Если бы он не надеялся на благополучный исход, то он бы остался в тюрьме, которую ненавидел, и весь остаток дней прожил в состоянии апатии и тоски. Он бы не решился изменить то, что ему не нравилось, а значит, зря потратил бы жизнь. Побег же дал ему краткую, но прекрасную свободу. Он, наконец, почувствовал все то, о чем лишь мечтал в стенах обители. Именно надежда на лучшее подарила ему те мгновения, ради которых стоило страдать и даже умереть.

Созданию аргумента поспособствует .

Роман «Герой нашего времени»

Состояние отчаяния приводит к формированию особой картины мира. У героя складывается такое мировосприятие, которое не позволяет ему испытывать положительные эмоции. Таким взглядом на жизнь обладал Григорий Печорин. Он, как и сам Лермонтов, читал жизнь, как неинтересную и давно знакомую книгу, финал которой известен, и уже ничто не может ни удивить, ни порадовать. Эта точка зрения становится философией, не позволяющей почувствовать её вкус, осознать её ценность и ценность человеческих чувств. Именно поэтому Печорин так безразличен к чувствам других. И именно поэтому он так глубоко несчастен сам.

Но в этой книге есть место и надежде. Вера в будущее поддерживает главных героинь произведения. Так, Бэла до последнего надеется, что ее похититель вновь полюбит ее и раскроет свое сердце. Она искренне привязывается к Григорию и ждет его каждый день. Именно надежда дала ей силы жить в плену и позоре после похищения. Она же способствует тому, что героиня принимает свою судьбу и не отравляет жизнь сожалениями.

Надеется и Мери, но тщетно. Героиня рада обманывать себя иллюзиями любви. Видя странное поведение Печорина, она по неопытности трактует его по-своему и обретает веру в совместное будущее с офицером. Каждый день она в волнении предвкушает новую встречу и решительное объяснение. Брак становится для нее делом решенным. Однако Григорий разрушает ее иллюзии. Когда надежда покидает героиню, она заболевает и тяжело переносит горькую правду. Ее мечтательность оказалась самообманом.

В этом романе спрятано еще множество интересных аргументов, так что не проходите мимо , анализа и эссе, посвященного личной трагедии Печорина.

Гордость и смирение

Многомудрый Литрекон подготовил для Вас не только ответы на многие вопросы, но нашёл множество примеров и аргументов из русской и зарубежной литературы на разные, волнующие темы.

Рассказ «Юшка»

Примером истинного смирения со своей судьбой становится герой одноимённого рассказа А. Платонова – Юшка. Он принял на себя миссию терпеливо переносить все обиды и злость от окружающих, тем самым помогая им облегчить душу. На первый взгляд, может показаться, что Юшкино смирение — не что иное, как неспособность постоять за себя, справиться с обстоятельствами. Однако это не так. Для Юшки такая жизнь – философия. И его добровольная миссия заключается в том, чтобы помочь людям избавиться от злости, раздражения и гнева. А если они избавятся от этого, мир станет лучше.

Как и многие Платоновские герои, Юшка воспринимает жизнь иначе, отлично от многих других. И это восприятие позволяет ему не обижаться на людей. Когда мы читаем рассказ, у нас не возникает чувства, будто Юшка из последних сил терпит то, что с ним происходит, и будь его воля, он ушёл бы из этих мест, и никогда больше не стал переносить обиды и унижения.Напротив, Юшка будто и не замечает нападок окружающих. Настолько он погружён в свой мир, что у детей часто возникает желание проверить, жив ли он? И только, если дети делали ему совсем больно, Юшка спрашивал, неужели они так любят его, что он им всё время нужен? Всё дело в том, что Юшка не воспринимает поведение детей и взрослых как желание нанести оскорбление и сделать больно. Он понимает, что на самом деле – это способ избавиться от злости, разочарования и других негативных эмоций, которые неизбежно переживает человек в этой непростой жизни.

Роман «Война и мир»

Примером смирения служит образ героини Л.Н. Толстого из романа «Война и мир» – княжны Марьи. Она — кроткая, добрая девушка, которая живёт с очень строгим отцом. Знает, что некрасива, и приняла это, как и всю свою судьбу. Когда к ней, как к богатой невесте, сватается Анатоль Курагин, она понимает, что не любит его, но готова выйти замуж, так как видит в создании семьи важную цель. И все же она надеется, что любовь придёт к ней в браке. Она не хочет замуж за Анатоля, но принимает положительное решение ради исполнения этой миссии – воспитания детей в браке. Однако в этой девушке, есть не только смирение и кротость, но и гордость, чувство собственного достоинства. Когда она видит, что Анатоль ухаживает за компаньонкой, то отказывает ему.

Княжа Марья смиренна, она не перечит отцу (с каким трудном она переносила занятия математикой с ним!), готова выйти замуж за нелюбимого ради высокой цели, но она уважает себя. Как только перед ней открывается истинное лицо Анатоля, Марья понимает, что не будет жертвовать собой, ради такого лицемерного человека, как он.

Поэма «Цыганы»

Ещё одним примером смирения со своей судьбой и выбором другого человека может послужить образ отца цыганки Земфиры в произведении А.С. Пушкина «Цыганы». В отличие от Алеко, старик простил свою жену, которая предпочла ему другого, оставив на его руках маленькую дочь. Таков закон цыганской жизни. Свобода каждого там важнее счастья одного. Алеко не может принять и простить измену. Он пошёл на убийство. Старик же не только принял выбор своей жены Мариулы, но и не стал мстить Алеко за убийство единственной и любимой дочери. Он остаётся совершенно одиноким, без дочери, без жены, но никого не винит. Он понимает: Алеко – юноша из другой среды, ему чужды законы цыган. Это понимание, а также философское отношение к жизни, которое заключается в уважении и принятии любого решения другого человека без обладания его свободой, заставляет старика смириться с происходящим. Алеко же горд, но его гордость проявляется не в осознании собственной ценности, а в необходимости обладать другим человеком.

Роман «Джейн Эйр»

Произведение Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» повествует о девушке, оставшейся без родителей. На её долю выпало много испытаний, и она соединяет в себе два этих, казалось бы, противоречащих друг другу качества: гордость и смирение. Она не красива, но умна и талантлива. Ей удаётся сохранить человеческое отношение к людям, которые не проявляли того же по отношению к ней. После смерти родителей, заботу о маленькой Джейн взяла на себя её тётка. В доме было ещё трое детей, и между ними всегда подчёркивалась разница. Чтобы ни делала Джейн, как бы ни старалась, к ней относились плохо, постоянно наказывали за то, в чём не было её вины. Будучи уже взрослой девушкой, Джейн вернулась к ним, чтобы помочь этим людям и проводить в последний путь женщину, которая так и не научилась по-доброму относится к ней.

Со смирением переносила она все тяготы, выпавшие на её долю. Узнав о том, что человек, которого она любит, женат, она сбегает из дома и скитается несколько дней, готовая принять любое решение Бога – жить ей или умереть. Но и гордость живёт в сердце этой девушки. Она не позволяет обмануть себя, пусть на обман и были причины. Также она отказывает своему кузену, который хочет жениться на ней, чтобы она помогала ему в миссионерской деятельности. Джейн не позволяет осквернить своё понимание любви. Девушка согласна помогать ему, работать сверх меры, но никогда не выйдет замуж за человека, который не любит её.

Стихотворение «Попытка ревности»

Не только в прозаических произведениях мы видим примеры гордости. Стихотворение М.И. Цветаевой «Попытка ревности» раскрывает перед нами чувства гордой женщины, узнавшей о выборе своего возлюбленного, который встретил другую. Стихотворение автобиографично: в нём Цветаева описывает свои чувства к Константину Родзевичу, с которым у неё был роман. Пронзительное, наполненное образами стихотворение раскрывает пред читателем всю глубину чувств оскорблённого самолюбия оставленной женщины. Лирическую героиню Цветаева сравнивает с горой Синай, с мрамором Каррары, а новую избранницу возлюбленного – с гипсовой трухой. Стихотворение построено в виде диалога, героиня обращается к возлюбленному, попрекая его выбором, смеясь над ним, подчёркивая своё превосходство над новой избранницей. Она – женщина с шестым чувством, новая любовь героя – женщина «без божеств». Именно поэтому лирического героя она называет не иначе как бедняк. Это обращение многократно повторяется в тексте, подчёркивая его потерю. Он потерял женщину, которая очень высоко ценит себя, она не сомневается в своём превосходстве над многими. И всё же в конце героиня сочувствует и ему, и себе, ведь оба они живут с нелюбимыми.

Добро и зло

Многомудрый Литрекон знает, как трудно юному человеку ответить на вопрос что такое добро и зло? Он проделал нелёгкий путь, прежде, чем сам разобрался в этом. И теперь предлагает Вам сделать то же. Многое он почерпнул из книг. И в надежде облегчить Вам задачу, Литрекон подобрал примеры и аргументы из великих произведений русской литературы.

Рассказ «Юшка»

Тема добра и зла исследуется и в небольшом рассказе А. Платонова «Юшка». Герои Платоновской прозы всегда отличаются особым отношением к миру. Юшка не стал исключением. Это бедный, болезненный человек, добровольно выбравший своей миссией служение людям. И служение это было самое необычное – терпеть и сносить все издёвки, грубости и замечания от окружающих людей. Даже дети издевались над Юшкой. Сам Юшка своё положение воспринимал как способ сделать мир лучше, а людей – добрее. Он понимал, что злоба в окружающих копится неспроста, а происходит от тяжёлой жизни, болезней или других трудностей, с которыми неизбежно сталкивается любой человек. Юшка взял на себя попечение о сироте, и работал, чтобы дать ей возможность получить образование. Когда Юшка умер, люди, наконец, смогли оценить его значение в своих жизнях. После его смерти они осознали необходимость миссии, которую он добровольно возложил на себя. Ведь теперь некому принять их злобу, обиды и боль, вырывавшиеся проклятиями в адрес Юшки. Зато он оставил свой вклад в их жизни. Девушка, которой он помогал, выучилась на врача и приехала в места, где работал Юшка, чтобы лечить там людей.

Зло в рассказе проявляется в окружающих людях. Они жестоки по отношению к Юшке. Но он не обижается на их жестокость, потому что знает, как часто за злостью прячется боль, за насмешкой – печаль, за гневом – разочарование.

Роман «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает тему неоднозначности добра и зла. Подчас поступки, которые в этом романе совершает Воланд, куда добрее тех, что совершают обычные жители города. Роман уникальный, и существуют разнообразные его трактовки. Так, по одной из версий он написан главным образом для Сталина, и основная мысль сводится к следующему: власть должна беречь художника слова. Известный литератор Д.Л. Быков считает, что роман не предназначался для широкой публики, так как идея благополучной сделки с Сатаной – губительна, а главной целью Булгакова было передать своё послание Сталину. Действительно, «Мастер и Маргарита», если не единственное, то одно из немногих произведений, где Сатана помогает главным героям, не губя их жизни.

Про Воланда можно сказать так же, как говорят про волков – «санитар леса». Он появляется в Москве, чтобы не только провести свой бал, но и узнать, как живут современные москвичи. Картина, которую он увидел, не удивила его и не порадовала. Взятки, обманы, мелкие пакости, которые совершают ради наживы, – всё это осталось в людях, как и прежде, много лет назад. Воланд наказывает за эти злодеяния. Между делом, как бы и не имея специальной цели, он заставляет многих отказаться от их пагубных привычек. Но каким методом? Страх – вот его оружие. Варенуха, Римский, буфетчик Соков и многие другие изменяются, становятся на путь добра, но делают они это исключительно из-за страха. Остаётся спросить, насколько хороша такая мотивация? И сколько она продлится? Но на то он и Князь Тьмы, что действует такими методами. Однако цели он своей достигает. Трудно представить, чтобы Иешуа, образ которого отсылает читателя к Библейскому Христу, использовал подобные средства.

Таким образом, в этом удивительном романе, где на первый взгляд зло – это добро, всё в общем-то остаётся на своих местах: Воланда нельзя отнести к категории добро как раз из-за выбранных методов. Однако после встречи с ним, действительно меняются все.

Добро в романе представляет Иешуа. Именно словами Га-Ноцри можно провести мостик между столь категоричными понятиями как добро и зло: «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые». И, правда, разве предыдущие примеры из литературы и самой жизни, не подтверждают этого? Га-Ноцри кроток, он любит людей и пытается донести свою истину до Понтия Пилата. Не озлобляясь на него за его слабости, на других – за жестокое отношение к себе, он погибает на кресте так же, как погиб Христос. Однако Иешуа — не Бог. Он смертен. И его смерть, как и жизнь, меняет окружающих людей. В конце романа все занимают свои места: Понтий Пилат получает прощение за то, что не спас Иешуа от казни, и они вместе путешествуют в лунном сиянии, разговаривая об истине; Воланд со свитой покидают Москву, вернув своё настоящее обличие; а Мастер получает долгожданный покой. Булгаков показывает, как хрупки границы между, казалось бы, такими далёкими друг от друга понятиями, как добро и зло.

Рассказ «Му-му»

«Муму» И.С. Тургенева — ещё одно произведение, где ярко представлена тема добра и зла. Главный герой – дворник Герасим, глухонемой от рождения человек, служащий у городской барыни. Герасим влюбляется в прачку Татьяну и хочет сделать ей предложение, но барыня решает, что Татьяну следует отдать за Капитона, страдающего от пьянства. По представлениям хозяйки, она спасёт Капитона от алкоголизма, и свадьба улучшит положение обоих. Герасиму приходится очень трудно, но он смиряется. Единственным существом, разделившим его одиночество, становится небольшая собачка – Муму. Как только барыня узнаёт о ней, и ей не удаётся наладить контакт с собачкой, признававшей только Герасима, она приказывает убрать её со двора немедленно. Герасим, искренно любящий Муму, после неудавшихся попыток спрятать её, в конечном итоге подчиняется воле барыни, и топит собачку. Казалось бы, всё очень просто: добро – Герасим, зло – барыня. Однако настоящее зло – это общественный порядок того времени. Именно из-за сложившегося социального устройства, при котором один человек наделён властью управлять волей и даже жизнью других, а другие вынуждены подчиняться, произошла личная трагедия Герасима.

Барыня распоряжается чужими жизнями из благих побуждений, по её мнению – это добро, отдать Татьяну за Капитона. В результате девушка остаётся супругой пьющего человека. По капризу барыни погибает и безвинное животное. Но её глазами почти все её действия – благо. Очень важно помнить, что понимание добра и зла может сильно отличаться у разных людей, и необходимо находить как можно более объективные причины, послужившие к тем или иным поступкам, прежде, чем выносить суждение о них.

Роман «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина, где в душе главного героя происходит главная борьба добра и зла. Что нам известно об Онегине? Это человек, не получивший серьёзного образования, но способный и развитый. Он много повидал, вёл светскую жизнь и рано устал от неё. Его образ – это образ светского эгоиста, который в то время исследовал Пушкин. Однако Онегин способен проявить доброту и человеколюбие. Получив письмо от Татьяны, он, имевший множество знакомств с женщинами, мог просто посмеяться над девушкой. Но вместо этого Евгений очень мягко объясняет ей, что не может разделить её чувства. Убив Ленского, Онегин переживает, и вынужден уехать из имения, в этом он потом признается Татьяне. Человек, для которого убийство привычно, не стал бы менять место жительства и переживать по поводу совершённого. Онегин импульсивен, бывает резок, но он не преступник. Он совершает злые поступки невольно, под давлением обстоятельств, поэтому его нельзя назвать злым человеком.

Образ Татьяны – это образ сильной и нравственной девушки, способной многое выдержать. Она прощает Онегина и по-прежнему любит, но она замужем, и изменять мужу для неё неприемлемо. Татьяна могла стать для Онегина духовным спасением, но он лишился этой единственной возможности на коренное изменение своей жизни. Онегин был циничен с людьми, но всё же он заслуживает сочувствия, потому что, пусть и в редкие минуты, способен проявить его сам.

Роман «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» – самый известный роман Достоевского, в котором герои имеют свои представления о добре и зле. Родион Раскольников совершает преступление, убивая пожилую женщину, – процентщицу Алёну Ивановну и свидетельницу преступления, Лизавету – её сестру. У бедного студента Раскольникова, уставшего от тяжелой жизни и финансовой неустроенности, зарождается идея разделения людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вера в эту теорию и толкает его на убийство. Он мечтает, что сможет помочь сестре и обеспечить собственное будущее. Однако выстраивать теорию и совершать убийство – разные вещи. Родиону тяжело с таким грехом на душе.

Его духовным спасением становится Соня Мармеладова – девушка, сохранившая чистое сердце, несмотря на то, что ей приходится спасать семью от бедности ужасным способом, – заниматься проституцией. Соня читает Родиону отрывки из Евангелия, пытается помочь ему пережить духовное падение и отречься от идеи разделения людей. В этом романе образ Сони, пусть и не совсем правдоподобный, несёт в себе идею о возможности сохранения человеческого лица в самых ужасных и тяжёлых условиях. Да и душа Родиона хранит в себе возможности к перерождению.

Еще пять аргументов по данному направлению Вы найдете .

Если раньше старшеклассники получали допуск на ЕГЭ автоматически, то теперь каждому из них придется написать итоговое сочинение, даже если человек не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Хорошо это или плохо, решать не нам, зато мы можем рассказать вам об этом благе или помочь с бедой, как угодно. Словом, в этой статье мы изложили всю суть огня, воды и медных труб, которые встретятся нашим выпускникам на пути к цели.

В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 4 декабря 2019 года (основная дата)
  • 5 февраля 2020 года (дополнительные сроки)
  • 6 мая 2020 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

  • Всех рассаживают в шахматном порядке;
  • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
  • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
  • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
  • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
  • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
  • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
  • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе .

Новые направления 2019-2020 года

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали , рекомендованной ФИПИ.

Новые направление описаны нами во всех подробностях.

Темы 2019-2020 года

Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

Примерные

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене.

  • Должно ли добро быть с кулаками?
  • Что может привести человека к отчаянию?
  • Что такое гордыня?
  • Почему любовь часть приносит горе?
  • Как защитить «мир во всем мире»?
  • Реальные

    Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК !

    Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

    Подготовка к итоговому сочинению

    Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК , где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

    Вот еще несколько советов:

    Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

Как написать?

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
  • Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

    Алгоритм написания эссе:

    • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
    • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
    • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
    • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
    • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
    • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
    • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

    Вам в помощь мы составил универсальный план и для итогового сочинения:

    Список литературы 2018-2019

    Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье « ».

    Добро и зло:

    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    • В.П. Астафьев, «Людочка»;
    • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    • В.М. Шукшин, «Чудик»;
    • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

    Гордость и смирение

    • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    • В.М. Гаршин, «Трус»;
    • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

    Надежда и отчаяние

    • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

    Война и мир

    • А.Н. Островский, «Гроза»;
    • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
    • И.А. Гончаров, «Обломов»;
    • В.Г. Распутин, «Уроки французского».
    • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    • М. Горький: «На дне»;
    • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
    • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

    Банк аргументов 2019-2020

    Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

Критерии оценивания

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

  1. Соответствие теме . «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла) . Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла) . Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  6. Грамотность (0-2 балла) . Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

  • Самостоятельность . Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла ). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Литературные произведения–аргументы к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2017-2018 учебного года

1. «Верность и измена».

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

2. «Равнодушие и отзывчивость».

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

3. «Цели и средства».

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

4. «Смелость и трусость».

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

5. «Человек и общество».

Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

    Л. Н. Толстой «Война и мир».

    М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека».

    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

    Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

    Трагедия Шекспира «Гамлет».

    А. С. Пушкин «Дубровский».

    «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин.

    Л. Н. Толстой «Война и мир».

    Л. Н. Толстой рассказ «После бала».

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

    М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре и Данко).

    А.И. Куприн «Гранатовый браслет».

    И.С. Тургенев «Отцы и дети».

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

    Л. Н. Толстой «Война и мир».

    М. А. Шолохов Рассказ «Судьба человека».

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    А. С. Грибоедов комедия «Горе от ума».

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

    И. С. Тургенев «Отцы и дети»

    Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

    В. Быков «Сотников»

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

    Л. Н. Толстой «Война и мир».

    М. А. Шолохов «Судьба человека».

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

    И.А. Бунин, рассказ «Темные аллеи»,

    В. Быков «Сотников»

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

    Л. Н. Толстой «Война и мир».

    М. А. Шолохов Рассказ «Судьба человека».

    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»,

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре и Данко).

Танашевич А.А., учитель первой категории

МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым

Минимум произведений - максимум аргументов. Этот список сэкономит твое время и поможет подобрать аргументы к абсолютно любой проблеме.

В первую очередь! (Пригодится не только для ЕГЭ, но и для итогового сочинения)

  1. Дж. Лондон «Мартин Иден» (полностью или фильм)
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума» (фильм)
  3. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое + анализ дуэли Ленского и Онегина, первой и последней встречи Онегина и Татьяны в полном содержании или фильм, психологический портрет Онегина)
  4. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (полностью или фильм)
  5. Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» (полностью или фильм)
  6. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (краткое + анализ важных эпизодов в полном содержании)
  7. В. А. Закруткин «Матерь человеческая» (полностью)
  8. В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» (полностью или фильм)
  9. В. К. Железников «Чучело» (полностью или фильм)
  10. В. Л. Кондратьев «Сашка» (полностью или фильм)

  11. М. А. Шолохов «Судьба человека» (полностью или фильм)
  12. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (полностью или фильм)

Стихотворения

  • В. В. Маяковский «Кем быть»
  • Эдуард Асадов «Стихи о рыжей дворняге»
  • Сергей Есенин «Песнь о собаке»
  • Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»
  • Муса Джалиль «Варварство» (Начинается со слов: «Они с детьми погнали матерей...»)
  • Муса Джалиль «Чулочки»
  • Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
  • Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»

Короткие произведения

  • Ю. В. Яковлев «Он убил мою собаку» (полностью)
  • Ю. В. Яковлев «Разбуженный соловьями» (полностью)
  • А. И. Куприн «Белый пудель»
  • К. Г. Паустовский «Старый повар» (полностью)
  • М. И. Веллер «Хочу быть дворником» (полностью)
  • Н. Н. Носов «Огурцы» (полностью)

Нельязя оставлять без внимания

  • «Слово о полку игореве» (краткое)

  • А. Г. Алексин «Безумная Евдокия» (краткое)
  • А. И. Куприн «Олеся» (краткое)
  • А. И. Куприн «Чудесный доктор» (полностью)
  • А. Н. Островский «Гроза» (полностью)
  • А. П. Чехов «Вишневый сад» (полностью)
  • А. П. Чехов «Попрыгунья» (полностью)
  • А. П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (полностью)
  • А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери» (полностью)
  • А. Твардовский «Василий Теркин» (глава «Гармонь» полностью + краткое содержание всего произведения)
  • Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие...» (фильм)
  • В. Астафьев, новелла «Царь рыба» (полностью)
  • В. Г. Короленко «Дети подземелья» (краткое)
  • В. Г. Короленко «Слепой музыкант» (краткое)
  • В. О. Богомолов «Иван» (краткое)
  • Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо» (краткое или фильм)
  • Д. И. Фонвизин «Недоросль» (полностью)
  • Е. И. Замятин «Мы» (краткое)
  • Ж. Жионо «Человек, который сажал деревья» (краткое)
  • И. А. Гончаров «Обломов» (полностью или фильм)

  • И. С. Тургенев «Отцы и дети» (полностью или фильм 1958 года)
  • К. Г. Паустовский «Далекие годы» (Последняя глава)
  • К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (полностью)
  • К. Г. Паустовский «Телеграмма» (полностью)
  • Л. Е. Улицкая «Дочь Бухары» (полностью)
  • Л. Н. Толстой «Альберт» (краткое + анализ визита Альберта на бал в полном)
  • Л. Н. Толстой «Война и мир» (Небо Аустерлица, эпизод про дуб)
  • М. А. Булгаков «Роковые яйца» (краткое)
  • М. А. Булгаков «Собачье сердце» (краткое или фильм)
  • Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (Главу «Счастливые» обязательно!)
  • Н. В. Гоголь «Портрет» (желательно полностью)
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (краткое)
  • С. Алексеев «Рой» (краткое)
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Письмо матери Раскольникову, история семьи Мармеладовых, психологический портрет Сони)
  • Ч. Айтматов «Первый учитель» (Краткое с подробным разбором важных моментов в полном содержании)
  • Ч. Айтматов «Плаха» (Краткое с подробным разбором важных моментов в полном содержании)

Похожие публикации