Проблемы мотивации экономического поведения. Мотивы экономического поведения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и аспекты мотивации. Анализ теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Современные теории мотивации. Экономические мотивы деятельности людей. Неэкономические способы мотивации.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2007

    Сущность мотивации. Мотивация как процесс, ее типы и структура. Содержательные теории мотивации, Теория Маслоу, Мак Клелланда, теория Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий А. Врума, справедливости. Модель Портера-Лоулера.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2009

    Эволюция мотивации. Потребности и вознаграждения. Сложность мотивации через потребности. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории. Теория ожиданий. Модель Портера-Лоулера. Мотивация и компенсация. Мотивация и менеджмент.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2007

    Понятие и виды мотивации. Значение мотивация деятельности в системе менеджмента. Характеристика процессуальных теорий мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса и модель Портера-Лоулера. Их применимость в практике управления.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011

    Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности. Теоретические аспекты мотивации и мотивационных процессов на предприятии. Содержательные теории мотивации. Теория мотивации А.Маслоу и теория ожиданий В. Врума. Процессуальные теории мотивации.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2009

    Понятие мотивации и мотивирования. Формула успеха компании. Первоначальные теории мотивации (концепция "экономического человека"). Современные (психологические) теории мотивации (концепция "социального человека". Содержательные теории мотивации.

    презентация , добавлен 25.04.2014

    Теоретико-методологические аспекты теории мотивации трудовой деятельности. Классификация потребностей. Процессуальные теории. Модель Портера-Лоулера. Применение результатов исследований. Влияние мотивации персонала на эффективность деятельности фирмы.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2013

    Значение мотивационных процессов в деятельности организации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Анализ системы мотивации на предприятии. Организация мотивации труда. Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

Лекция № 3

1. Краткий анализ некоторых концепций мотивации экономической деятельности.

2. Мотивы экономического поведения предпринимателей, потребителей, наемных работников.

Мы нередко задумываемся: почему человек занимается продуктивной деятельностью, какие причины и факторы побуждают его осуществлять тот или иной вид экономического поведения, осуществлять экономическую деятельность, причём в определенных социальных обстоятельствах и формах? Экономическая социология, среди прочих проблем стремится выяснить, каковы побудители экономической деятельности, в чем состоит её мотивация .

1. Термин мотивация , в современном словоупотреблении, выражает совокупность факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения и деятельности. Согласно современным представлениям мотивация - это процесс формирования и реализации мотивов деятельности, обусловленных потребностями и целями личности, ее интересами, убеждениями, условиями деятельности, особенностями отношений и взаимодействий с окружающими людьми; ситуаций, в которых происходит такое взаимодействие и т.п.

Мотив - это сложный социально-психологический феномен, побуждающий человека к сознательным, активным действиям и поступкам и служащий для них причиной (основанием).

Следует отметить, что широко известна и активно применяется в организации при осуществлении экономической деятельности теория мотивации, разработанная американским психологом Абрахамом Маслоу (предки - киевляне). Согласно этой мотивационной теории, личность представляет собой интегрированное, организованное целое. Сконструированная А. Маслоу мотивационная иерархия потребностей выглядит так:


Потребность в самоактуализации:

реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Эстетические потребности : гармония, симметрия, порядок, красота.

Познавательные потребности : знать, уметь, понимать, исследовать.

Потребность в уважении (почитании), компетентность, достижение успеха,

Потребность в принадлежности и любви: принадлежность к общности, находится рядом с людьми, быть признанным и принятым.

Потребность в безопасности : чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.

Физиологические (органические) потребности : голод, жажда и т.д.

Одной из наиболее последовательных современныхконцепций мотивации, ориентирующих на активизацию экономической деятельности человека, является концепция проф. Мичиганского университета Дугласа Макгрегора, который анализирует две условно называемые теории: "теорию X" и "теорию Y".



"Теория Х" воплощает чисто авторитарный стиль управления и характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем деятельности работников. Теория Х - делает акцент на тактике контроля и предписаниях работникам, что им надлежит делать, заставляет делать то, что необходимо для успеха предприятия.

"Теория Y" соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллектив учет психологических потребностей, учёт мотивации исполнителей.

Обе теории имеют право на существование, но в чистом виде на практике имеется комбинация различных стилей управления.

На наш взгляд, необходимо обратить внимание на содержательные теории мотивации, базирующиеся на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей.

Процессуальная теория рассматривает мотивацию в несколько ином плане. Она анализирует то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Согласно этой теории, поведение личности является функцией её восприятий и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

Существуют 3 основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания ; теория справедливости и модель Портера - Лоулера .

Теория ожидания базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели.

Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Так, большинство студентов ожидают, что окончание вуза позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, возможно продвижение по службе и т.д. При анализе мотивации к труду теория ожидания указывает на важность 3-х взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты - вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознагражден.).



Мотивационная теория справедливости говорит о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает наличие дисбаланса, то у человека возникает чувство несправедливости и ощущение психологического напряжения. Основной вывод мотивационной теории справедливости состоит в том, что результаты труда должны оцениваться и сопровождаться соответствующим уровнем вознаграждения, иначе стимулирующая роль мотивации снижается.

Согласно модели Лаймы Портер и Эдварда Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В данной теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

Удовлетворение – это мерило того, насколько ценно вознаграждена на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

В 80-х гг. ХХ в. проф. Калифорнийского университета Уильям Оучи предложил вариант мотивационной концепции, ограничив друг от друга "теорию Z" и "теорию А". Первая базируется на принципах доверия к человеку, внимании к нему, пожизненного найма на работу и групповом методе принятия решений что значительно повышает эффективность экономической деятельности, но и создает прочную связь, взаимодействие между людьми, устойчивое социально экономическое и психологическое положение работников. Эта теория адаптирована к деятельности японских фирм и корпораций.

"Теория А" ориентирована на внешнее вознаграждение /высокая зарплата/ это характерно для европейских и американских фирм.

Таким образом, мотивационные состояния и установки личности и групп, кратко нами проанализированные и интерпретированные в приведенных теориях, могут быть применимы в различных сферах жизнедеятельности, но обособленное существенное значение они имеют для правильного понимания экономического поведения, которое и составляет предметное ядро экономической социологии. Среди различных субъектов экономического поведения экономическую социологию интересуют, прежде всего, мотивация деятельности предпринимателей, наёмных работников и потребителей - главных действующих лиц (протогонистов - греч.) в рыночной экономике.

2. Необходимо подчеркнуть, что выяснению мотивационной структуры деятельности предпринимателей большое значение придавал выдающийся австро-американский экономист и социальный теоретик Йозеф Шумпетер.

Типичный предприниматель, своими руками и головой творящий рыночное хозяйство, по утверждению Й. Щумпетера "трудится не зная покоя потому, что не может иначе, цель его жизни не состоит в том, чтобы получать наслаждение от достигнутого... Девиз предпринимателя нашего типа - еще больше. Мотивы его поведения соответствуют этому девизу".

Какова же мотивация деятельности предпринимателя? Шумпетер выделял 3 основные группы мотивов предпринимательской деятельности:

1. мечта и воля основать свою частную империю, свою династию. Это дает чувство простора, власти, свободы, условия для развития личности;

2. воля к победе, желание борьбы и победы в ней. Величина прибыли здесь показатель успеха и символ победы;

3. радость творчества становится здесь определяющим моментом поведения. Нам представляется возможным вычленить несколько групп социальных характеристик, свойственных предпринимателям:

1-я характерная особенность мотивации их деятельности - свобода выбора и поиска способов экономических действий, ориентация на собственную це.

2-я специфическая особенность мотивационной структуры деятельности предпринимателей состоит в преобладании рассудочности над импульсивностью при одновременном высоком уровне неопределенности принимаемых решений наличии риска, угрозы потерь.

3-я характерная особенность мотивационной направленности в деятельности предпринимателей в стремлении бороться и побеждать. Этому способствует выраженная у них потребность в самоактуализации и общественном признанию.

Необходимо отметить наличие у большинства украинских предпринимателей внутренней конфронтации в системе мотивации и ценностей. Сегодня такие ценности как "честность", "ответственность", "чуткость", к сожалению, еще пока являются помехами для успешности в предпринимательских делах. Указанная конфронтация в мотивационных установках объясняется не только личностными качествами, но и невероятными трудностями становления предпринимательства как специфического вида экономической деятельности в постсоветском обществе, совершающем сложнейший переход к рыночной экономич системе.

Следует подчеркнуть, что жизненный опыт любого человека убеждает: потребности людей - безграничны и никогда не могут быть удовлетворены полностью. Отсюда наша важная задача - изучение и правильное понимание мотивации поведения потребителей , тем более, что потребителями товаров и услуг являемся мы с вами - все без исключения. Каждый человек, причём в любой период жизни.

Как установил ещё в 1936 г. Джон Кейнс основной психологический закон поведения потребителей выражается в том, что люди склонны увеличивать своё потребление с ростом дохода , но не в той же мере как растет доход. Потребители имеют предел того, сколько средств они могут потратить. Этот предел называется бюджетным ограничением .

Франко Модильяни сформулировал гипотезу жизненного цикла, которая исходит из того, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сделанные им сбережения позволяют перераспределить доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок (пенсия).

Всё вышеприведенное так или иначе связывает поведение потребителей и мотивацию их поступков с эффектом дохода. Если цена продукта падает, то реальный доход (покупательная способность) его покупателя увеличивается. Это увеличение реального дохода проявляется в увеличении числа покупок. Это и называется эффектом дохода .

Наряду с указанным, среди факторов мотивации поведения потребителей действует эффект замещения. Если произошло снижение цены колбасы, это значит, что этот продукт стал дешевле по отношению к птице, рыбе, мясу... Это будет стимулировать к замещению колбасой некоторых уже менее привлекательных продуктов. Это явление называется эффектом замещения .

Одним из мощных мотиваторов потребительского поведения является стремление увеличить (максимизировать) получаемую от потребительских товаров полезность, т. е. добиться максимализации полезности. Сущность данной проблемы такова: какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему максимальную сумму полезности (т. е.удовлетворения).

А раз это действительно так, то весьма существенным мотиватором потребительского поведения выступает бюджетное сдерживание .Денежный доход любого потребителя имеет ограниченную величину. Все потребители испытывают в своем потребительском поведении сдерживающее влияние собственного бюджета .

Определяющее влияние на поведение потребителя оказывают цены . Это тот случай, когда потребитель в своих стремлениях, вожделениях сталкивается с неу-молимым действием ограничивающего влияния на его поведение цены товара .

Одним из самых мощных мотиваторов потребительского поведения является знание . Именно оно чаще всего позволяет потребителю осуществить выбор того или иного товара, услуги, а также тех вещей, от которых следует отказаться.

Сегодня резко возрасла мотивирующая способность рекламы в различных её видах - теле, газетной, плакатной, радио и т.д.

Какова бы ни была мотивационная структура потребителей, ни одно из и мотивационных побуждений не может быть удовлетворено без активной деятельности наемных работников. Способность к туду воплощается в понятии "рабочая сила".

Основным мотиватором трудовой деятельности наемного работника является его стремление приобрести материальные и духовные блага, необходимые для удовлетворения основных жизненных потребностей. И в этом смысле основная направленность мотивационной модели поведения наемного работника во многом сходна с мотивационной структурой поведения предпринимателя или потребителя. Однако здесь существует и принципиальное различие. Его суть в социально-экономическом положении наемного работника: он не имеет никаких (или почти никаких) средств к существованию, кроме продажи своей рабочей силы на рынке труда. Именно этим определяется его статус в обществе рыночного типа. Этим же обусловлена специфика мотивационной системы, побуждающей работника трудиться добросовестно, эффективно, честно, обеспечивая высокое качество продукции, выпускаемой фирмой.

Исходя из этого становится понятно важное значение разработки и практичес-кого применения современных методов управления мотивацией труда наемных работников. Практика современного менеджмента свидетельствует, что наиболее часто и с положительными результатами применяются следующие методы:

Организационно-производственные; - социально-экономические;

Административные; - правовые;

Социально-психологические; - информационно-разъяснительные.

Подводя итоги рассмотрения проблемы, стоит подчеркнуть, что приведенные принципы мотивации поведения людей, а также выявленные особенности мотивационных систем, стимулирующих активную деятельность различных социальных групп и слоёв, свидетельствуют о первостепенной важности мотивов в экономическом поведении, которые необходимо исследовать приёмами и методами экономической социологии.

Какие бы факторы мотивационной детерминации экономического поведения мы с вами бы ни рассматривали, необходимо четко осознавать и понить, что всегда в центре внимания должен оставаться потребитель с его уникальными индивидуальными потребностями, интересами, предпочтениями и ожиданиями.

Что движет поступками человека? Ответ на этот вопрос для большинства не вполне очевиден. В материалистических представлениях, характерных для современной западной цивилизации, человек выступает в роли объекта со свойствами, объективно же заданными. В чём-то люди, смотрящие на человека с этой точки зрения, видят предопределённость его поведения природой, инстинктами и механизмами поведения, заложенными в генах. В чём-то они видят обусловленность его поведения влиянием внешней среды, усвоенными поведенческими шаблонами и стереотипами, поставленными внешней средой условиями и задачами, в чём-то - той социальной ролью, в которой оказался человек и которую он играет в обществе. За всеми этими предопределённостями они не оставляют человеку свободы выбора, не оставляют места его собственным, автономным и независимым качествам, склонностям, предпочтениям, которые определяли бы его поведение. Тем не менее, именно такие качества и играют в поведении человека главную роль.

Итак, у человека есть-таки собственные мотивы и ценности, которые определяют его поведение, вне зависимости от каких-либо внешних факторов. Они автономны, в том смысле, что существуют и действуют сами по себе, не являясь следствием каких-то внешних по отношению к личности человека объективных факторов, и они произвольны, в том смысле, что они могут присутствовать или отсутствовать, быть теми или иными и человек, несмотря ни на какие внешние влияния, может свободно их формировать и изменять. В конечном итоге именно они определяют поведение людей. Этот факт может маскироваться всеми теми вещами, которые замечают материалисты, т. е. и социальной ролью, и шаблонами поведения, и прочими внешними влияниями. Тем не менее, и те же поведенческие шаблоны формируются и выбираются под влиянием различных мотивов, и тип реакции человека на любые внешние влияния различен в зависимости от имеющихся у него мотивов и ценностей. В обществе, где распространены определённые поведенческие стереотипы, они согласуются с типичными мотивами и ценностями большинства, но это же большинство вполне может свои мотивы и ценности изменить и изменить привычные стереотипы, образцы поведения.

Мотив - первичный пункт любых свободных, самостоятельных действий. Это некое внутреннее побуждение, существующее само по себе, ещё до того, как человек столкнулся с какой-то ситуацией, оказался в каких-то условиях. Условия определяют лишь вариант его проявления. Ценность - некое субъективное предпочтение, которое также существует внутри человека и влияет на его поведение, на то, чего он будет стараться достичь, какой сделает выбор. Мотивы и ценности направляют действия человека, побуждают его стремиться достичь того или иного результата. Характер влияния мотивов и ценностей человека на его действия не всегда прост и легко просматривается. Под влиянием похожих мотивов люди могут совершать различные действия и, напротив, совершать одни и те же действия под влиянием разных мотивов. Например, кто-то может учиться в ВУЗе для того, чтобы стать умнее и больше знать, кто-то - чтобы, получив диплом, сделать карьеру, кто-то, чтобы, получив высшее образование, повысить свой статус в глазах окружающих и т. п. Бывает, что человек не до конца осознаёт свои истинные мотивы и побуждения, не находит способа согласовать их с известными ему целями и образцами поведения, проявить в полной мере в действиях. Бывает, что он ошибается в прогнозировании результатов своих действий, и, совершив их, понимает, что это совсем не то, чего он хотел на самом деле. Тем не менее, именно мотивы и ценности на действия человека оказывают в конечном итоге определяющее влияние, и рассмотрение любых действий нужно начинать с рассмотрения мотивов и ценностей, так же, как коррекцию совершаемых неправильных действий, особенно типичных и систематических, в большинстве случаев нужно начинать с коррекции мотивов и ценностей.

И побуждения к действиям, и выгода, ожидаемый результат от них для человека субъективен. Несмотря на то, что мы видим в жизни действия, совершаемые ради каких-то конкретных задач, действия, которые задаются традициями, правилами, законами и т. д., в конечном итоге действия совершаются ради субъективной выгоды, субъективных ощущений. Причём, эта субъективная выгода, субъективные ощущения, к которым стремятся люди, могут быть различны, разные люди могут задавать их для себя по-разному. При этом различные подобные установки у разных людей могут играть (и для них самих, и для общества) как конструктивную, так и деструктивную роль. Сформировав у себя извращённые установки, человек может получать субъективное удовлетворение от ненормальных, неадекватных, преступных действий, и у него, соответственно, возникнут мотивы для совершения подобных действий. С другой стороны, многие полезные, конструктивные действия также не могут совершаться без развития соответствующих мотивов, не сможет, например, делать научные открытия человек, у которого нет мотивов к изучению, пониманию вещей, который не испытывает субъективного удовлетворения от понимания нового. Ни успешным бизнесменом, ни признанным политиком, ни популярным артистом нельзя стать, не имея необходимых мотивов.

Мотивы и ценности человек может задавать произвольно, они являются его внутренним свойством. Но правильно ли считать, что он действительно может их наобум выбрать, что любые внутренние установки, склонности равноценны? Безусловно, нет. Живя и действуя в материальном мире, человек достигает (или пытается достигать) желаемых ощущений опосредованно, через выполнение тех или иных действий и получение результата. Но материальный мир накладывает ограничения на его действия, и неправильно выбранные мотивы, например, толкающие человека к деградации, к совершению антисоциальных преступных действий, в конечном итоге не приведут его ни к чему хорошему и поставят перед необходимостью коррекции своих мотивов, своих внутренних установок. Поэтому нужно исходить из того, что собственные внутренние установки и склонности, такие, каковы они есть, не есть аксиома и мера всех вещей. Личность человека, его качества, мотивы и ценности нуждаются в правильном развитии и формировании. Уход от ответственности за их выбор (материалистический менталитет), уход от проверки их в столкновении с действительностью (пассивность), уход от их исправления и развития - варианты, которые приведут в тупик.

Конечно, отдельные мотивы и ценности у человека не изолированы. Как правило, они представляют собой комплекс и согласуются между собой, все вместе определяя типичный образ поведения человека, восприятия разных ситуаций и в целом его мировоззрение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность мотивационной теории ожиданий, сформулированной В. Врумом. Мотивационная модель, предложенная Л. Портер и Э. Лоулером. Особенности теории мотивации предпринимательской деятельности И. Шумпетера. Факторы в мотивации поведения потребителей.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Понятие и структура мотивации трудовой деятельности, основные теории. Определение потребностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивов трудового поведения отдельных групп работников; механизмы реализации мотивации и стимулирования на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Понятие мотивации, набор мотивов персонала предприятия. Побуждения, описывающие поведение людей в организации. Способы воздействия предприятия на работников. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Факторы, влияющие на уровень заработной платы.

    презентация , добавлен 21.02.2012

    Соотношение мотивов и типов поведения работников. Характеристика деятельности ООО "ЯКОРЬ", оценка мотивации трудовой деятельности предприятия. Мероприятия по повышению степени удовлетворенности персонала. Механизм воздействия на поведение работников.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Цели изучения мотивации трудового поведения в современной теории управления. Основные типы мотивации работников в условиях становления рыночных отношений в России. Проблемы оценки результатов деятельности работников и построение системы вознаграждения.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Современные теории мотивации: их состав, модель поведения человека через потребности. Проблемы мотивации высокопроизводительного труда на ООО "Авто-Ориентир". Основные направления совершенствования моральной и материальной мотивации персонала предприятия.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2012

    Изучение места и роли мотивации и стимулирования трудовой деятельности в системе управления персоналом организации. Анализ мотивов в системе побуждения работников к достижению целей предприятия, механизма взаимодействия мотивации и поведения работника.

    Читайте также:
    1. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
    2. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
    3. V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
    4. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
    5. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
    6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
    7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
    8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
    9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница

    Экономическое поведение - поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая прибыль и выгода. Предпосылками экономического поведения, выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Например, техника экономического мышления - это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу, иными словами пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями.

    Под мотивацией экономического поведения понимается совокупность движущихся сил, побуждающих субъекта (субъектов) осуществлять хозяйственные действия. Такие силы вынуждают людей осознанно или неосознанно совершать те или иные поступки. Связь между этими силами и действиями человека опосредована сложной системой взаимодействий.Мотивация придает экономической деятельности социальную направленность, ориентированную на достижения определенных целей, задает границы и формы экономического поведения. Понимание социальных механизмов мотивации имеет важное практическое значение для эффективного управления хозяйственной деятельностью умелого использования человеческого фактора в экономике.Всякая экономическая активность людей осуществляется для реализации тех или иных потребностей. Потребность - это необходимость субъекта хозяйственной деятельности в приобретении и использовании различных благ для своего нормального функционирования.

Похожие публикации