Кеты — Интернет-энциклопедии Красноярского края. Коренные народы Сибири: Кеты Интересные традиции кетов

остяки́ , енисе́йские остяки́ , енисе́йцы ) - малочисленный коренной народ Сибири , живущий на севере Красноярского края . Используют кетский язык , который относится к группе енисейских языков .

Численность и расселение

Численность кетов в населённых пунктах в 2002 г.:

Численность кетов в России:

ImageSize = width:500 height:300 PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

Id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:1500 ScaleMajor = unit:year increment:250 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Bar:1959 color:gray1 width:1 from:0 till:1017 width:15 text:1017 textcolor:red fontsize:8px bar:1970 color:gray1 width:1 from:0 till:1161 width:15 text:1161 textcolor:red fontsize:8px bar:1979 color:gray1 width:1 from:0 till:1122 width:15 text:1122 textcolor:red fontsize:8px bar:1989 color:gray1 width:1 from:0 till:1084 width:15 text:1084 textcolor:red fontsize:8px bar:2002 color:gray1 width:1 from:0 till:1494 width:15 text:1494 textcolor:red fontsize:8px bar:2010 color:gray1 width:1 from:0 till:1219 width:15 text:1220 textcolor:red fontsize:8px

Язык

В кетском языке выделяется три диалекта : северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.

Кетский язык является объектом лингвистических исследований (Е. А. Крейнович , А. П. Дульзон , С. А. Старостин , Г. К. Вернер), прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии .

Антропология

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Происхождение и история

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) - асаны, на Енисее в районе Красноярска - арины , выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы - яринцы и байкотовцы . Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX-XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев . В начале XVII века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году.

Генетические исследования

С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура (2 тыс. до н. э.) Южной Сибири, а также редкая гаплогруппа Q , указывающая на родство с индейцами.

Исследование ДНК кетов выявило, что у них доминируют Y-хромосомная гаплогруппа Q1a и митохондриальная гаплогруппа U4 .

Быт

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство . Главный объект пушного промысла - белка , которая составляла 80 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус ). Другой распространенный тип жилища - землянка (бан, нус ). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства - несколько низких столиков из березы (л’ам), за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата - котлям (от котл - «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви - чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи . В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой . На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм . Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов .

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Напишите отзыв о статье "Кеты"

Примечания

Литература

  • Кеты // Сибирь. Атлас Азиатской России . - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография , 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3 .
  • Кеты // Народы России. Атлас культур и религий . - М .: Дизайн. Информация. Картография , 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3 .

Ссылки

  • (англ.)
  • Новосёлова Дарья.

Отрывок, характеризующий Кеты

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.

Энциклопедии сообщают нам, что кеты – один из малочисленных коренных народов Сибири. Кеты проживают главным образом на территории Красноярского края России, и по переписи 2010 года их насчитывалось 1219 человек. Максимальная численность кетов была зафиксирована переписью 2002 года – 1494 человека. До революции русские называли кетов «енисейскими остяками», отличая их от просто «остяков», как звали народ ханты в Западной Сибири.

Уникальный язык

В первой половине XIX века, в первых опытах классификации языков народов мира, язык кетов был отнесён к «енисейской языковой семье». Тогда она насчитывала немало народов: помимо кетов, это были арины, ассаны, пумпоколы, котты, юги и др. Впрочем, первые три исчезли уже к началу XIX века, ашкиштимы, байкотцы, яринцы и ряд других – намного раньше. О них сохранились лишь упоминания.
Все они жили в Средней Сибири в бассейне Енисея и частично Оби. В настоящее время термин «енисейская семья» ещё продолжают употреблять, хотя не все лингвисты согласны с тем, что эти языки, располагавшиеся в одном ареале, имели общее происхождение. Их изучение затрудняется отсутствием живых носителей и письменных памятников. Принадлежность кетского языка, как и чукотского, корякского, юкагирского, эскимосского, алеутского и т.п. к обширной семье палеоазиатских языков считается общепринятой. «Енисейские языки» означают локальную группу этих, в большинстве уже мёртвых, языков.
Согласно концепции общего происхождения языковых макросемей, у палеоазиатских языков глубокие общие корни с языками кавказской и сино-тибетской семей (сино-кавказская макросемья). Однако эта концепция остаётся гипотетической и не доказанной.
Специалисты отмечают уникальную по сложности глагольную морфологию кетского языка. Число его носителей неуклонно уменьшается. В 2002 году только 30% кетов владели родным языком, сейчас их осталось менее 20%. В 1930-е годы для кетов, как и для большинства бесписьменных народов СССР, была придумана письменность на основе латиницы, но она оставалась неиспользованной. Только в 1980-е годы разработали кетскую кириллическую письменность, но и её не спешат внедрять в образовательный процесс для этого малого народа.

Сложный антропологический тип

Первые исследователи кетов (в частности, знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен) нашли в кетах больше европеоидной примеси по сравнению с соседними им коренными народами Сибири (тунгусами-эвенками, остяками-ханты, вогулами-манси и т.д.). В последующем эта гипотеза не нашла поддержки в науке. Но учёные, тем не менее, отметили особый склад кетов и выделил их в самостоятельный енисейский тип большой монголоидной расы.

Загадка происхождения

По археологическим данным, формирование народов енисейской семьи происходило на юге Сибири, откуда в I тысячелетии н.э. предки кетов были вытеснены мигрировавшими тюрками. Так кеты оказались в долине Среднего Енисея, где и произошло дальнейшее становление народа.
Сравнительно-генетические (в том числе палеогенетические) исследования, развернувшиеся в конце ХХ века, внесли в эту простую схему существенные коррективы, заметно усложнили её и задали учёным ряд загадок. Оказалось, что у кетов безраздельно (94%) доминирует Y-хромосомная (мужская) гаплогруппа Q. В настоящее время основные её носители – индейцы Южной Америки, у которых она также повсеместно преобладает (более 60%). У некоторых народов Евразии гаплогруппа Q также встречается довольно часто: у селькупов (66-70%), у разных этнографических групп туркмен (до 73%). Считается, что эта же гаплогруппа была широко распространена у гуннов. Однако только у кетов и у индейцев Южной Америки доминирует субклада Q1a.
В то же время доминирующей мт-ДНК (женской) гаплогруппой у кетов является U4. Она же представлена у народов ряда культур от мезолита до бронзового века в Восточной Европе: Веретье, хвалынской, днепро-донецкой, ямной, катакомбной. Многие исследователи считают, что среди носителей двух последних культур находились языковые предки индоевропейцев.
Таким образом, сравнительно-генетические исследования отчасти подтвердили старую гипотезу Нансена об участии европеоидного субстрата в сложении кетов. Получается, что преобладающая женская гаплогруппа этого народа имеет, вероятно, европейское происхождение (даже индоевропейское, если говорить о генетических связях с народами определённых лингвистических семей). В то же время отдалённые генетические предки кетов «по мужской линии» не только участвовали в первом «открытии Америки», но, по-видимому, преобладали в том миграционном потоке, который первый перебрался по Берингии, когда та ещё была сушей, из Азии в Новый Свет.

Последний из народа югов

Самым близкородственным к кетам народом являются юги. Он исчезает буквально на наших глазах. До революции югов отличали от кетов, называя «сымскими остяками». После революции югов в переписях стали учитывать как кетов, их язык классифицировали как диалект кетского, отдельной письменности для него так и не было никогда разработано.
В 2002 году юги были впервые учтены как отдельный народ при переписи населения. Тогда югами записалось 134 человека. Но ещё в 1980-е годы полевые исследования выявили, что носителей югского языка осталось в живых только два человека. Перепись 2010 года зафиксировала последнего человека, владевшего югским языком.
Таким образом, в настоящее время кетский язык остался, очевидно, последним живым языком енисейской семьи или енисейской группы в семье палеоазиатских языков.

Самоназвание "кето", "кет" ("человек"), во множественном числе "денг" ("люди", "народ").Ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки и енисейцы.

По данным переписи населения 2002 года, численность народа составила 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности Туруханского, Эвенкийского и Енисейского районов Красноярского края.

В период советской власти шло разрушение традиционного образа жизни. Хозяйственные реорганизации (колхозы и промхозы, организация поселков с переводом на оседлость и последующая ликвидация отдельных из них) привели к сокращению роли кетов в охоте и рыболовстве, утрачено оленеводство. Сокращение уникального производства, опыта предков, материальных и духовных ценностей приводило к деформации национального самосознания. В настоящее время в растет интерес кетов к своему историческому прошлому национальной культуре. Восстановлено прерванное в 30-е годы ХХ века преподавание кетского языка в школах. Созданы букварь и другие пособия на кетском языке. Предпринимаются меры по организации сельских музеев и культурных центров.

Язык

Кетский язык является последним живым представителем енисейской языковой семьи. Другие родственные языки (пумпокольский, аринский, ассанский) исчезли еще в XVIII-XIX веках вместе с их носителями.

Высказываются предположения, что енисейские языки находятся в отдаленном родстве с адыго-абхазскими, нахскими (чеченский, ингушский) и сино-тибетскими (китайский, тибетский) языками.

В кетском языке выделяется три диалекта: северный, центральный и южный, последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский. Фактические различия между ними невелики.

В 1930-е годы кетами использовался алфавит на латинской основе, который был заменен В 1980-е годы на новый алфавит на основе кириллицы.

С середины XX века наблюдается процесс утраты народом своего языка. В настоящее время менее 20% кетов в возрастной группе от 50 лет и старше считают кетский родным. Число носителей, по оценкам специалистов, не превышает 150 человек. При этом в Красноярском крае владеют кетским языком по переписи 2002 года из 1189 кетов лишь 365 человек (30,7%).

Кетский язык был и остается чрезвычайно популярным объектом лингвистических исследований, прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии.

Происхождение и история

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип. Любопытно, что редкая гаплогруппа Q, указывающая на родство с североамериканскими индейцами.

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемой енисейско-язычных народов (аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.). В I тысячелетии н.э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением, в результате чего вынуждены были мигрировать на Енисейский Север. В частности, котты расселились по реке Кану (правый приток Енисея), асаны - по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары), арины - на Енисее в районе Красноярска, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы - яринцы и байкотовцы. Предки предки современных кетов оказались расселенными ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте и по низовьям Подкаменной Тунгуски. Некоторые кето-язычные группы в IX-XIII веках ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

Некоторые исследователи связывают с кетами представителей окуневской и карасукской культур (2 тысяч лет до н.э.) Южной Сибири.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем.

В состав России кеты вошли в 1607 году.

Быт

Основным занятием большинства кетов была и остается до сих пор охота и рыболовство. Белка, как главный объект пушного промысла, составляла 80-90% стоимости всей добываемой пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей.

Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые служили также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, Часть кетов, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус). Другой распространенный тип жилища - землянка (бан, нус). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства - несколько низких столиков из березы (лам), за каждым ели 2-3 человека. Поварешки и чашки для чая и бульона изготовляли из березы и рога.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата ("котлям", от "котл" - "сукно"), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви - чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки грузоподъемностью до четырех тонн с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм. Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов. Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание.

Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло.

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Кеты - чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Несмотря на исконно сибирские корни, кеты имеют генетическую связь с южноамериканскими индейцами. А православная вера не мешает им считать, что в период Творения они спустились на землю со звезд.

Название

Первое упоминание названия «кеты» относится лишь к 20-м годам прошлого столетия. До этого народность, проживавшую вдоль берегов Енисея, называли енисейскими остяками или енисейцами. Это название впервые встречается в российских письменных памятниках XVII-XVIII веков, в период активного освоения сибирских земель. Тогда остяками называли большую часть северных коренных жителей: хантов, югов, селькупов, эвенков. Самоназвание народности «кето» происходит от слова «кет», что значит человек. Вместе с тем до революции отдельные общины кетов называли себя по месту обитания. Например, «утэрец» - имя жителей верховий Енисея, а «пгыуырец» использовали для общего обозначения семей с низовий реки. Часть этнонимов имеет принадлежность к названиям рек или типу местности обитания: кол"лдец - проживающие на реке Подкаменная Тунгуска, где «кол» обозначало название реки, а «дец» имело общее значение «люди». Аналогично образовались названия групп кетов «кас"дец» и «щбац"дец»: «живущие на песке» и «живущие в яру», соответственно.

Где живут

Основная зона обитания кетов - северная часть Красноярского края. Большая часть народности проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1 000 км Туруханском районе, вдоль притоков Енисея рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй. Порядка 20% кетов живет в селах Суломай Эвенкийского района и Сым Енисейского.
С приходом в регион русскоязычного населения и повсеместным внедрением принципов социального устройства советской власти большая часть кетов ассимилировалась или покинула родные края. В основном представители народности живут в смешанных деревнях, однако сохранились поселения, где число кетов преобладает. Среди них:

  1. Мадуйка
  2. Келлог
  3. Суломай

Численность

Кеты - одна из самых малочисленных северных народностей, численность которой, по данным переписи 2010 года, составляет 1220 человек. Начиная с 1959 года наблюдается увеличение числа жителей, максимальный показатель показала перепись 2002 года: 1494 человека. Больше всего представителей народности - 215 человек, живет в селе Келлог, расположенном на левобережье реки Елогуй.
В связи с безработицей, тяжелыми социальными условиями, алкоголизмом, высоким уровнем травматизма повышается смертность, а рождаемость, наоборот, падает. Так, сравнивая показатели 1991 года и 2001 годов, исследователи отметили, что число пожилых людей сократилось на 1,2%, а число детей - на 11,2%.
Во многом сокращению способствует неразвитая социальная обстановка: большинство детей отправляют на обучение в интернаты, расположенные в крупных городах. Многие из них после учебы не возвращаются на родину, оставаясь работать или продолжать обучение в региональных и районных центрах.

Язык

Уникальность кетского языка в том, что на сегодняшний день он единственный из живых представителей утерянной еще в XVIII-XIX веках енисейской языковой семьи. Ранее к ней относились родственные по строению и звучанию ассанский и аринский языки, на которых разговаривали другие народности, проживавшие на современной территории Красноярского края.
Кетский язык сложный для изучения и понимания из-за обилия глагольных форм, которых насчитывается несколько сотен. В диалектах важную роль играет интонационное ударение. Существует два основных диалекта кетов: сымский и имбатский, которые имеют значительные различия, однако принадлежат к одной группе. В XIX столетии значительная часть кетов утратила свой язык, перейдя на селькупский.


Интересно, что, несмотря на самобытность, лингвисты находят в языке поразительные переплетения с совершенно непохожими на кетов народностями. Среди них:

  1. Бурушаски - язык малочисленного народа буришей, проживающих вблизи Кашмира.
  2. Сино-тибетские языки - прослеживается связь с диалектами, распространенными в Китае и на Тибете.
  3. На-дене - этническая область проживания индейцев, расположенная в Северной Америке.
  4. Абхазо-адыгские и нахские языки, распространенные на Северном Кавказе.

До 30-х годов сведений о наличии у кетов письменности не существовало. В этот период был создан алфавит на основе латинского, который в 70-х - 80-х годах был изменен на кириллический. Существует русско-кетский словарь, однако 98% представителей народности владеют русским на уровне родного.
Ученые всерьез опасаются за сохранение языка: к 2002 году им владело всего 30% кетов, однако постоянно в речи его использует лишь 1,5%. С конца девяностых годов прошлого века кетский начали преподавать в начальных классах местных школ. Однако высокий уровень миграции и обучение детей в интернатах оказывают негативное влияние на его сохранение.

Имена

До революции у кетов преобладали национальные личные имена, большая часть которых происходила из обычных бытовых слов, обозначающих названия:

  • насекомых
  • животных
  • явлений природы
  • растений

Примеры подобных имен: Кугом, что значит «стрела» и Дирегет - «орел». Кроме того, у каждого кета было бытовое прозвище от соплеменников, которым его чаще всего и величали. Фамилии их произошли от родовых имен предков. Типичные варианты: Имляковы - Имла, Балдины - Баллна, Когоновы - Коуэт. Некоторые фамилии, как и прежде наименования общин, имеют топонимическое происхождение, например, Уленевы - Ул’гыт, Оленевы - Ол’гыт.

История

Основная версия происхождения кетов гласит, что их далекие предки жили здесь как минимум с первого тысячелетия нашей эры. В его конце они смешались с угроязычными тюркско-самоедскими народами, а также пришедшими из Азии кочевыми племенами. Это привело к миграции в верховья и низовья Енисея и расселению по его притокам. Так, на реке Кану осел народ котты, в низовьях Ангары - ассаны, а ближе к Красноярску поселились арины.
Предки кетов обосновались в низовьях Енисея, облюбовав его притоки, реки Кас, Бахту, Сым, Елогуй, Дубчес. К XI-XIII столетию отдельные кетские группы отделились и ушли выше по Енисею на север, где позже вошли в тесный контакт с эвенками, селькупами и хантами. Сохранение аутентичных особенностей вкупе с перениманием черт культуры и быта соседних народов и сформировали самобытную кетскую нацию.
В XVI-XVII веках началось активное освоение русскими царями Сибири, в том числе и земель, на которых исторически проживали кеты. Уже в те времена малочисленная народность не оказала сопротивления, полностью приняв новые правила жизни. Так, в 1607 году кеты вошли в состав Российского государства.


Власти наложили на все местное население ясак - натуральный налог в виде пушнины. Это заставило кетов во многом изменить уклад своей жизни, сменив кочевание на оседлый образ жизни. Исследователи, изучавшие жизнь нации в дореволюционный период, отмечали повсеместную нищету, голод, болезни, низкий уровень жизни и образования.
После революции кеты приняли советскую власть: на базе крупных поселений, силами местных жителей, образовывали колхозы и совхозы. Основным направлением их деятельности остались традиционные кетские промыслы: рыболовецкий и пушной, деревообработка. В это же время разрастаются оседлые поселения, в прошлое уходят чумы и землянки, сменившиеся добротными деревянными домами.
В 90-е годы ситуация в кетских деревнях стала приближаться к критической: каждый 3 житель не имел работы, часть из них вела полу-маргинальное существование. Однако отсутствие работы и «живых» денег привело к возрождению традиционных промыслов: сегодня 80% кетов занимается рыбной ловлей и охотой. Со времен СССР сохранилось огородничество, однако его практикуют далеко не все.

Внешность

Антропологи считают, что формирование внешних признаков современных кетов началось еще в эпоху бронзы. В это время в южной части междуречья Енисея и Оби произошло смешение древних монголоидов с европеоидными представителями жителей Южной Сибири. Долгое время их относили к большому уральскому антропологическому типу, однако позже выделили отдельный енисейский.
Генетические исследования показали, что у мужчин доминирует гаплогруппа Q, которая говорит о связи с селькупами, туркменами и гуннами. Однако, как и у большинства кетов, у 60% южноамериканских индейцев встречается уникальная субклада Q1a. Это приводит ученых к мнению, что они имеют общих предков, часть которых во времена древних миграций перешла по Беринговой территории из Евразии в Америку, образовав в дальнейшем индейские племена. У женщин кетов преобладает гаплогруппа U4, которая связывает нацию с индоевропейцами.


К типичным чертам внешности кетов относят:

  • низкий рост
  • субтильность
  • более темную, по сравнению с соседними народностями, пигментацию кожи
  • темные, плотные, прямые волосы
  • высокое переносье
  • глаза голубого или серого цвета
  • покатый лоб
  • выпуклую спинку носа
  • развитые надбровные дуги

Внешне кеты напоминают американский индейцев, однако их черты лица имеют больше монгольского: скулы менее выражены, лицо более округлое, глаза небольшие.

Одежда

Мужской и женский костюм кетов основан на одежде распашного типа. Основными элементами повседневного наряда были:

  • нательная рубаха: чуть ниже пояса - у мужчин и до середины бедра - у женщин.
  • Натазники - штаны из ровдуги (выделанной из оленьей шкуры замши) длиной до колен или чуть ниже.
  • Летом суконный халат котл’ам или ровдужный хэлтам, запахивающийся на левую сторону у живых, на правую - у мертвых при похоронах. Длина у мужчин доставала до колен, у женщин - до щиколоток.
  • Зимой носили бэсем - стеганую парку из беличьих шкур с мехом внутрь или кат - меховую парку из оленьих шкур. Северные кеты, занимавшиеся оленеводством, носили малицы, свойственные народностям приуральского типа.

Мужчины свою одежду подпоясывали низко, короткими поясами. Женщины для этих целей использовали широкие пояса длиной до 20 м, которыми обворачивались несколько раз, чтобы одежда прилегала плотно. Одежду украшали вышивкой с национальными строго геометрическими орнаментами, защитными символами. В качестве материала использовался бисер, медные бляшки, бейки, меховую окантовку, бусины, нити из белого подшейного оленьего волоса.


На ноги летом надевали туфли-черки из кожи с круглым носом и коротким пришитым голенищем. Альтернативный вариант - доходящие до середины голени полусапоги из ровдуги. Для защиты от влаги и дождя сверху надевали шкурки гагары, снятые чулком. Зимнюю обувь делали из камуса - шкурки оленя с голени, которая не скользила. Сверху к ней пришивали суконное голенище, а внутрь клали сухую траву. Для тепла дополнительно надевали специальные чулки из сукна или ровдуги, мужчины часто крепили их подтяжками, вышитыми бисером.
Традиционный головной убор - платок из покупного ситца. И мужчины, и женщины носили его одинаково: сворачивали по диагонали и завязывали узлом под подбородком. Зимой охотники дополняли их меховыми налобниками из беличьих хвостов, чтобы сохранить голову в тепле, но не закрывать уши для лучшей слышимости. Традиционно же использовался меховой капор из оленьих или беличьих шкур, наподобие эвенкийского.


Интерес вызывает традиционная прическа:

  • дети носили волосы распущенными;
  • юноши и девушки - одну косу с косоплеткой;
  • замужние женщины - две косы с вплетенными в них украшениями из бусин;
  • мужчины - одну косу;
  • вдовы - распущенные волосы.

Мужчины

Мужчина считался главным в кетском обществе, решал все социальные вопросы. Из числа мужчин выбирались старейшины, собиравшие ясак и назначавшие общественных торговцев, реализовывавших пушнину в других поселениях. Задача мужчины - обеспечить пропитание и жилье своей семье. Наследование происходило по мужской линии к младшему сыну, могло переходить к братьям покойного. Однако в случае, если близких родственников мужского пола не было, принять наследство могла жена.

Женщины

Женщины играли в кетском обществе второстепенную роль. Они приходили в дом к мужу и брали на себя все заботы по ведению домашнего хозяйства. Больше всего в них ценились трудолюбие, кроткий нрав, хозяйственность, владение ремеслами. Им запрещалось участвовать во многих религиозных ритуалах, переступать через оружие: на всякий случай, перед охотой его специально окуривали, чтобы очистить от женского духа.
Этот обряд восходит к древней мифологии кетов, где жена верховного мужского божества Есь, которую звали Хоседэм, разгневала мужа. По поверью, она изменила ему с Месяцем, за что было свергнута из верхнего мира на землю. С тех пор она стала олицетворять зло, нагонять беды и несчастья, повелевать злыми духами. Однако женщин не обижали и не унижали, относились к ним с любовью, ценили, как матерей и жен.

Семейный уклад


Кеты жили небольшими одно- или двух-поколенными семьями, детей в которых было немного. По традиции старшие сыновья строили свои дома сами, дочери уходили в дома мужей, а младший сын наследовал все накопленное родителями.
Малые семьи чаще всего жили рядом со своими родственниками, образуя большие родоплеменные общины. Число чумов в них в среднем составляло 8 штук, однако встречались и крупные поселения до 30-40 чумов. Это объяснялось кочевым укладом жизни, когда зимние стоянки менялись на летние и наоборот.
Во многих родовых общинах строго запрещались браки между ее членами. В других же, наоборот, долгое время сохранялись пережитки левирата и сорората. Брачный возраст у девушек составлял 15-17 лет, у юношей - 17-19 лет. Поскольку свадьбы случались по сговору, часто девочка начинала жить в семье мужа в 11-12 лет. Случались и обратные ситуации: чтобы не отпускать из семьи рабочие руки, девушку не выдавали замуж до 20-25 лет.

Жилище


Традиционное летнее жилище кетов - конусообразный чум из бересты, посаженной на тонкие прутья, скрепленные вверху специальными сучками или обручами. Зимой и в постоянных местах обитания строили полу-землянки, которые называли баннусами. Их укрепляли вертикальными столбами, верх покрывали землей, дерном или ветками, зимой делали ледяные окошки. Пол засыпали грунтом, сверху клали пихтовый лапник, который раз в 2-3 дня заменяли.

Жилище состояло из одной комнаты, в которой оборудовали открытый очаг, наподобие камина, который назывался чуваш. В центре находилось несколько низких столов из дерева, за которыми обедали. Летом часто жили в лодках-илимках: они отличались большими размерами, имели мачту и парус, а также довольно просторную каюту, обшитую сверху берестой. Она состояла из двух частей: в первой жили, а во второй хранили утварь.

Жизнь

Традиционные занятия кетов - охота и рыболовство. Последним занимались круглый год, однако основной улов приходился на лето, тогда же делали запасы на зиму: рыбу вялили, сушили и солили. Для ловли использовали сети и остроги, делали примитивные лодки-долбянки или усовершенствованные илимки с мачтами и каютой. Оленей разводили лишь в северных поселениях и использовали в качестве транспорта.
80% охотничьего промысла составляли белки: их пушнину использовали для погашения ясака и применяли в быту. Реже добывали горностая, колонка, соболя, используя для этих целей специальные сети с колокольчиками: этот метод они переняли лишь в XVIII столетии у русских.


Большую важность имела охота на диких оленей и лосей: в ремеслах и быту использовались их шкура и рога. Летом охотились на диких уток, ставили силки на глухарей. Для охоты использовали луки, с приходом русских повсеместно распространилось огнестрельное оружие.
Особое отношение было к охоте на медведя: на хозяина леса ходили целыми общинами, разделывали тушу в лесу, а шкуру отдавали охотнику, выследившему зверя. Затем устраивали большой праздник, во время которого ели медвежатину, исполняли ритуальные песни и танцы. Медведь был сакральным животным: считалось, что в его обличье приходят духи предков.
Высоких успехов кеты достигли в металлургии: изготовленные ими ножи и наконечники для стрел ценились во всем регионе. Мужчины занимались обработкой дерева и рогов, женщины шили из шкур и покупного сукна одежду, вышивали, делали домашнюю утварь из бересты, создавали меховые аппликации.

Религия

Формально кеты исповедуют православие, однако фактически оно тесно переплетено с традиционными верованиями. Считается, что христианство удалось закрепить в регионе еще в XVIII столетии, однако на деле его приняли лишь в конце XIX века, когда миссионеры стали трактовать священные тексты с учетом местной мифологии.


Кеты делили мир на верхний, где обитало верховное божество Есь, нижний, где жили люди, и подземный со злыми духами. О происхождении народа существует космологическая теория: кеты считают, что они прибыли сюда со звезд, в знак чего украшают свою одежду символическими знаками.
Шаманы в части селений играли факультативную роль: делали предсказания и занимались знахарством. В большей части общин они были незаменимы: участвовали в похоронных и свадебных обрядах, могли влиять на погоду, проводили ритуалы для успешной охоты.

Традиции

Как и у многих других народов, у кетов особую ценность представляют похоронные и свадебные традиции, многие из которых сохранились до сегодняшних дней. Свадьба начиналась со сватовства: жених с родственниками привозил к чуму выбранной невесты котел с дарами: беличьими шкурками, украшениями, сукном. В случае положительного решения котел оставался нетронутым, при отказе его переворачивали вместе с подарками.
Решение о свадьбе принимали старшие родственники невесты. Далее происходило обсуждение со сватами размера выкупа, который составлял от 150 до 450 беличьих шкур: собирать его сторона жениха могла годами. Свадебный ритуал проводил шаман: он связывал косы жениха и невесты, после чего обходил вокруг них три раза, закольцовывая их общность. Во время свадебного пира муж и жена сидели в разных чумах, а их родные веселились, устраивали соревнования по стрельбе из лука и народные гулянья.
Похоронные обряды делились на традиционные земные и воздушные. Ко второму варианту прибегали, когда хоронили мертворожденных, детей до года и шаманов. Их заворачивали в оленьи шкуры, часто дополнительно клали в деревянный гроб. После этого тела умерших размещали на ветвях деревьев или в специально выдолбленных стволах. При похоронах в земле глубоко закапывали уважаемых и богатых людей, а у бедных могилы были неглубокими.


Особенности

Отличительная особенность кетов - низкий рост. Его средний показатель составляет 140 см у мужчин и женщин, что делает кетов самой низкорослой нацией в континентальной части Евразии. Для сравнения, средний рост пигмеев, которые в общем представлении считаются самыми низкорослыми в мире, составляет 144 см.

Удивительным образом сохранившаяся аутентичность кетов на протяжении последних столетий находится под угрозой: с каждым годом все меньше представителей нации владеет родным языком и остается жить в исторической местности. Важная задача в этой ситуации - создание этнографических парков и улучшение социально-культурного положения народности.

Видео

Александр Владимирович Дорожкин (1958 г.р.),
пос. Сургутиха (у протоки по левому берегу Енисея, близ 64
° с.ш.) ,
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ.lingsib.unesco.ru

Нина Харлампьевна Тыганова (Бальдина) (1928 г.р.),
пос. Келлог (100 км к З от Енисея, ок. 63
° с.ш.) ,
лето 2005 г. Фото НИВЦ МГУ. lingsib.unesco.ru

Мария Бальдина с дочерью Миланой.
Поселок Келлог, Туруханский р­н, Красноярский край,

лето 2003 г. Фото Андрея Рудакова. agency.photographer.ru

Жительница поселка Сургутиха ,
лето 2001 г. Фото Алексея Воеводина (Красноярск).
Photosight.ru

Ареал

Кеты живут вдоль Енисея, примерно от 61° с.ш. до полярного круга. Вдоль Енисея - не значит по Енисею. На самой великой реке кетов, жизнь которых издавна базировалась на енисейском рыболовстве, теперь совсем немного. С «магистральной» реки их три века назад начала вытеснять русская колонизация, конкурируя за биоресурсы Енисея. Те кеты, кто остался жить на енисейских берегах, ныне очень сильно обрусели. «Настоящие» кеты живут в поселках, стоящих в основном в стороне от самого Енисея: в низовьях его притоков.

Природная среда кетов. Правобережье Енисея. Река Мадуйка.
Район пересечения Енисеем Северного полярного круга
.
Фото kureika-foto.narod.ru

Большая часть кетов России живет на территории Туруханского р-на Красноярского края. Главный кетский поселок - Келлог (более 200 кетов). Есть кеты в пос. Мадуйка, Горошиха, Бакланиха, Сургутиха, Верещагино, Верхнеимбатск, Бахта. В начале 90-х годов несколько десятков кетов переехало в районный центр Туруханск (при впадении Нижней Тунгуски в Енисей) и в крупный поселок на юге Туруханского района - Бор (близ впадения Подкаменной Тунгуски в Енисей).

Мадуйка - одно из самых северных мест обитания кетов, чуть севернее полярного круга, в 50 км к В от Енисея . На самом Енисее примерно на этой широте, и по сибирским масштабам недалеко отсюда, - знаменитая Курейка, место, где в 1914-1916 гг. в ссылке был И.В.Сталин.
Фото kureika-foto.narod.ru

Единственный поселок с компактно проживающим кетским населением за пределами Туруханского р-на - это Суломай, расположенный на территории Эвенкийского р-на на Подкаменной Тунгуске.

Часть кетов живет в Красноярске.

Большинство населения кеты составляют только в пос. Келлог, Мадуйка и Суломай. Это «настоящие» кетские поселки.

Слово происходит от кет - человек. Название «кеты» утвердилось в русском языке с 20-х годов ХХ в. До этого кеты были известны под наименованиями «енисейские остяки », «енисейцы».

Фритьоф Нансен, путешествовавший по Енисею в 1913 г., в середине сентября в русском поселке Сумароково отметил массу «остяков» (кетов) с традиционными, крытыми берестой, лодками-илимками. Туземцы запасались здесь продуктами и снаряжением, готовясь к зимнему промысловому сезону.

Сами современные кеты чаще именуют себя кето , решая тем самым и проблему образования этнонима женского рода. Этнографические словари, однако, слово кето трактуют как «местную неправильную».

Язык

Кетский язык - изолированный. Он не родствен ни одному языку соседних народов и, соответственно, не входит ни в одну группу языков Северной Азии. Это позволяет исследователям и фантастам строить самые разнообразные версии происхождения народа.

Ведется преподавание кетского языка в школах. Письменность - на основе русской графики. В 80-е годы созданы букварь и другие пособия на кетском. В начале 90-х годов многие учителя отнеслись к преподаванию кетского языка с большим энтузиазмом, надеясь, что школа оживит в кетских детях интерес к своей культуре и поможет сдержать процесс вытеснения кетского языка из всех сфер общения. Однако они столкнулись с суровой действительностью, и энтузиазм начал постепенно затухать. (indigenous.ru)

Реально сегодня кетским языком владеет не более 150 человек. Это почти исключительно представители старшего поколения. Дети и молодежь в подавляющем большинстве кетского языка не знают, разве что несколько слов. При этом все кеты владеют русским языком либо в качестве родного, либо в качестве второго. Среди представителей старшего поколения в енисейских поселках до сих пор распространено кетско-селькупско-русское трехъязычие, а на севере можно встретить и кетско-эвенкийско-русское трехъязычие.

Поселок Мадуйка, 130 км к ЮВ от Игарки. Север кетского ареала.
Фото kureika-foto.narod.ru

Некоторые представители среднего поколения пользуются кетским языком в разговоре со старшими родственниками и знакомыми, между собой предпочитая говорить по-русски; на кетский язык они переходят только тогда, когда хотят скрыть содержание беседы от окружающих, например от детей. Несколько лучше, чем в других местах, кетский язык сохраняется в Келлоге. Однако естественная передача языка внутри семьи от родителей к детям прервана повсеместно. Уже не первое поколение родителей, независимо от степени владения кетским языком, говорит со своими детьми исключительно по-русски. (Лаборатория автоматизированных лексикографических систем Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М.В. Ломоносова)

Юноши охотнее и чаще говорят по-кетски, чем девушки, а во время охоты в лесу кеты разного возраста общаются преимущественно на родном языке.

Кетская семья. Суломай. Фото НИВЦ МГУ

В 1993 г. вышли кетско-русский и русско-кетский словари под редакцией Генриха Каспаровича Вернера, российского немца из Таганрога, в настоящее время живущего в Бонне (Германия) и являющегося ведущим специалистом по кетскому языку. В 2000 г. на кетском изданы учебники того же автора для 2-го и 3-го классов. В этом же году опубликована книга для чтения на кетском языке под редакцией Г.Х. Николаевой, в которую вошли сказки, рассказы, загадки кетов. (Л. Ю. Майорова. Санкт-Петербург )

По данным похозяйственной книги 2004 г., в Суломае проживает 226 человек. Кеты составляют около 70% жителей, остальное население - преимущественно русские (при этом в смешанных браках дети обычно записываются кетами). В качестве родного языка кетский указали 52%, при этом ответы часто сопровождались следующими ремарками: «Так вообще кетский, но говорю по-русски»; «Родным не владею, по-русски говорю»; «Я здесь вырос среди кетов и считаю себя кетом, поэтому мой родной язык - кетский». Русский язык считают родным 39% респондентов: «Больше по-русски разговариваю, хороший русский язык»... (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др.Кетский проект)

Кеты на Енисее и поюжнее - почти русские

Весь поселок Бор - в сплошном березовом лесу на левом берегу Енисея. А на правом берегу, тремя километрами выше, при впадении Подкаменной Тунгуски в Енисей, одноименная с рекой деревня - Подкаменная Тунгуска. Есть в Боре семнадцать семей кетов (смешанные браки). На вид - совершенно русские, и антропологически, и этнографически. Языка, конечно, не знают. «Бабушка знала» (по матери). (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997//missia.orthodoxy.ru)

Столица

Келлог - селение почти чисто кетское, человек около 270, на реке Елогуй, более чем в 100 км от устья. Устье Елогуя - за Верхнеимбатском. В Келлоге есть кетская школа. Завоз продуктов в Келлог сейчас раз в год, по большой воде, катерами. Воздушной связи нет вообще (раньше по четвергам летал Ми-8), только бывают из Туруханска рейсы по санвызову. Так что добраться до Келлога практически невозможно.

Через час санрейс в Келлог. Вертолет перегружен. Возьмут ли?

Вылетели из Туруханска. Полтора часа - и остановка в Верхнеимбатске. От Верхнеимбатска - 35 минут. Мы в Келлоге, «столице» кетов.

В иллюминатор было прекрасно видно, как расположен поселок. Бревенчатые дома под шиферными и железными крышами вдоль спокойной реки Елогуй, обрамленной песчаными берегами. Дети и взрослые гурьбой сбежались к делавшему посадку вертолету, большинство - кеты.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева - метиска, наполовину кетка, наполовину русская. Ведет нас к директору школы украинке из Тернополя (муж ее был кет). Радушный прием, чай с луком и укропом.

Школа - неполная средняя. Учителей катастрофически не хватает. Из-за конфликта между приезжими учителями с Украины и местным населением первые уехали. Кроме того, само здание школы погорело, а частично было разобрано зимой на дрова. С нами прилетели четверо рабочих достраивать школу. Электричество (от местного дизеля) - несколько часов в сутки, с 18 часов, у многих телевизоры.

Вот так. Немец написал букварь кетского языка (в соавторстве с кеткой Николаевой). Чехи приезжают, изучают кетов. Также японцы. А мы, русские, что, только водку умеем продавать?

Жилища кетов в основном очень убоги. Лодки у них двух видов: старинные «ветки», вроде байдарок, и современные моторные.

Записал одну девочку на диктофон. Она спела кет­скую песню о родине. Наташа, светловолосая, с серыми глазами и вся в веснушках. Пела длинно, заунывно. Говорят, что в древности кеты были светловолосы и светлоглазы и, вообще, имели ярко выраженный европеоидный расовый тип.

Познакомились с так называемым «вождем», Михаилом Михайловичем Ириковым, внуком шамана. В поселке его все называют Мишка-шаман.

Кет Валентин (кетское имя его Пиль) предложил покататься на национальной лодке - ветке. Двулопастное весло и сама лодка-долбленка напоминают байдарку. Малоустойчивая, зато быстрая и очень маневренная.

Число 7 у кетов священное. «Доброе», как сказала Валентина Ивановна. Может быть, это связано с мифологическими представлениями о семи ступенях мироздания.

Дети от смешанных браков, как правило, по-кетски не говорят и всего кетского чуждаются. Но в паспорте записываются кетами - ради льгот. По пальцам можно пересчитать чисто кетские семьи. Хотя в школе (1-4-й классы) ведется преподавание кетского языка, все же по-кетски общаются всего процентов десять детей. Валентин-Пиль поведал, что у его родственников хранится, как он назвал, «идол», завернутый «в тряпку», который нельзя показывать.

Учительница кетского языка В.И. Бондарева с учениками.
Фото missia.orthodoxy.ru

Ходили в тайгу до Белого озера. Кругом полно грибов. Тайга на грибы, орехи, ягоды очень богата. Говорят, что на Мадуйке у кетов имеются олени, также и около Игарки. Название «Игарка» происходит от Игорка , так якобы звали некоего кета, жившего с семейством там в начале века.

Женщина кето. Фото missia.orthodoxy.ru

В настоящее время, по сведениям Валентины Ивановны, в мире около ста кетологов. Скоро будет больше, чем кетов... (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера.1997)

Нужны ли кетам кетологи?

В МГУ создается электронная база данных по кет­скому языку. Ее потенциальными пользователями являются лингвисты, фольклористы, этнологи, культурологи, создатели учебных пособий для вузов и школ.

Мужчины Суломая . Фото НИВЦ МГУ

Но нужна ли мультимедийная база кетам? Самое интересное, что, оказывается, нужна. Во всяком случае, такое впечатление у нас сложилось от общения с жителями Суломая. Работа лингвистов в языковой общности повышает престиж языка у большинства членов этой общности. В еще большей степени повышению интереса к этническому языку, причем и у «безъязыкой» молодежи, способствует соединение языка с новыми, «модными» технологиями - компьютером и тем более Интернетом. Даже если в поселке всего один компьютер, а ни о каком доступе в Интернет речи пока не идет, тот факт, что этнический язык представлен в Интернете, становится для молодых людей источником положительных эмоций, а таких источников в суровой жизни северных поселков не так уж много. (О.А. Казакевич, И.В. Самарина и др. Кетский проект)

Соседи

В низовьях Подкаменной Тунгуски и по нижнему течению р. Бахты проходила граница между владениями кетов и эвенков. Сохранились предания о битвах между ними. (ООПТ России)

Традиционное хозяйство

Основные виды традиционной деятельности кетов - охота и рыболовство. Основным объектом охоты была белка, реже - песец.

Низовья Подкаменной Тунгуски. Поселок Суломай. Потомки кетов, русских, а возможно, и прежних соперников - эвенков. Фото НИВЦ МГУ

Оленеводство появилось у кетов поздно, к приходу на Енисей русских их основная масса еще не имела оленей. Олени использовались исключительно в транспортных целях и обеспечивали переезды во время охотничьего промысла, основным объектом которого была белка. Во время обследования охотничье-промыслового хозяйства Туруханского р-на в 1973-1976 гг. некоторые группы кетов еще использовали оленьи упряжки для охотничьего промысла. К настоящему времени кетское оленеводство полностью исчезло. Кеты ведут оседлый образ жизни и живут среди русского населения. Различия в промысловом природопользовании между кетами и некоренным населением невелики, а уровень жизни кетских семей значительно ниже. Подсобное крестьянское хозяйство, которое является сейчас важной поддержкой для жителей таежных деревень, у кетов развито слабо.

За годы реформ произошел значительной отток некоренного населения из кетских поселков, а нарушение транспортных связей усилило их изоляцию. Это замедлило темпы ассимиляции и создало дополнительные предпосылки для формирования национального самосознания. Однако для того, чтобы они реализовались, необходимы гарантии прав коренного населения на занимаемую им территорию и ее ресурсы. (К.Б. Клоков, доктор геогр. наук, зав. лабораторией географии общества и региональной политики НИИ географии Санкт-Петербургского государственного университета//rangifer.org)

Я живу в Горошихе. В нашей семье шестеро детей. Моя мама эвенка, папа - кето. Поселок расположен на берегу Енисея, чуть южнее полярного круга. Живут всего 140 человек, из них 57 кетов - почти половина. Представителей других коренных народов немного: эвенков - четыре, селькупов - три.

У меня много родственников в Горошихе, но не все из них живут, как наши предки, в лесу. За предыдущие 50 лет почти все коренные народы были приучены жить в поселке, и даже их детей воспитывали в интернате, а не в семье. Поэтому родители не передали своим детям то, что знали матери и отцы родителей.

Некоторые из моих родственников, воспитанников интернатов, охотятся, рыбачат и постоянно живут в тайге. Родители помогают детям посылками с рыбой, иногда деньгами. Деньги в их семье могут появиться только от количества проданной пушнины, рыбы, ягод. Но детям-то нужны папа и мама, живые и обязательно рядом.

Юра Сутлин (кето) изготавливает из прутьев снасть для ловли рыбы. Поселок Келлог. 1 июля 2003. Фото Андрея Рудакова.
agency.photographer.ru

Кроме моих дядюшек, в лесу постоянно живет Тыганов Владимир Александрович. Он приезжает в поселок только за продуктами. Вот так живут в моем поселке Горошиха кеты. (Надежда Пешкина. indigenous.ru)

Рыба всегда сопуствует кетам.
Фото kureika-foto.narod.ru

Проблемы питания

Два врага кетов в Келлоге: алкоголизм и голод. Рассказывает один из жителей Бора: «Приезжаем к ним, заходим в один из домов. Сидят несколько человек с детьми. На полу - бутылка спирта и щука. Все гложут щуку и запивают спиртом». (Иеромонах Арсений (Соколов). Дневник миссионера. 1997)

17 апреля 2001 г. Сырое мясо бурого медведя стало причиной отравления 13 жителей поселка Келлог Туруханского р-на. Все пострадавшие были на вертолете доставлены в районную больницу. Все заболели после того, как съели строганину, изготовленную из замороженного мяса трех убитых в тайге в конце марта медведей. (newcanada.com)

Я родом из кетского поселка Мадуйка, в котором живет около ста человек. Дети в безработных национальных семьях недоедают, болеют, не могут поехать учиться за пределы района. (Екатерина Дибикова. indigenous.ru)

Природно-ресурсный праздник

28 мая 2005 г. по инициативе региональной Ассоциации кетов (президент Оксана Синникова) в кетской столице Келлог состоялся Праздник реки Елогуй. В мае она вскрывается, и среди кетов бытует поверье о том, что от того, как поздороваешься с рекой во время пробуждения от зимней спячки, зависит ее благоволение к своим соседям - людям.

Суломай - поселок в Эвенкии, в низовьях Подкаменной Тунгуски, практически заново построенный после того, как старый Суломай снесло ледоходом 2001 г.: льдины таранили и давили строения .
Фото НИВЦ МГУ
Самым простым решением проблемы Суломая было бы просто переселить людей в другое место. Однако Суломай - историческое поселение кето. На чужой территории, в непривычных условиях они вряд ли смогли бы выжить. Было принято компромиссное решение: Суломай попрежнему будет существовать, однако теперь расположится подальше от реки.
Суломай, повидимому, второй по численности кетов населенный пункт России, кетский Петербург (если Келлог - столица). Слово «Суломай» (по-кетски Сулемхай) означает «красная гора».

Праздник начался с приветствия небольшой речки Елогуй, которая во все времена остается кормилицей населения поселка.

Берег тонкий, как тесьма. Лодки крепкая корма.
Я бросаю в воду сети, рыба ловится сама.
В моей лодке, что ни день, чешуей блестит таймень
И сиги лежат навалом. Выбирай, кому не лень!
На обед богат улов, от восторга нету слов,
Речка Елогуй притихла, не несет крутых валов.
Ах, речка­реченька родная, ты должна меня понять.
Где найти мне сеть такую, чтоб удачушку поймать?

Во время приветствия старейшины Нина Харлампьевна Тыганова, Ульяна Прокопьевна Котусова, Клавдия Харлампьевна Бальдина (1928-1929 г.р.) «кормили» Елогуй ухой и хлебом. (Новости АКМНСС и ДВ РФ)

Связь

Закупив партию наземных станций спутниковой связи американского производства, специалисты Краснояр­ского КБ «Искра» до конца текущего года завершат телефонизацию 20 отдаленных деревень Красноярского края. Первые такие телефоны появятся в поселках Туруханского р-на Сургутиха, Бахта и Келлог, где компактно проживают представители самой немногочисленной коренной сибирской народности кето. (СибФО. 13.11.2003)

На территории бывшего, упраздняемого в 2007 г., Байкитского р-на бывшего Эвенкийского автономного округа.

Слово «остяк», применявшееся главным образом к ханты, но распространяемое иногда и на кетов, вообще говоря, несколько обидное. Происходит оно якобы от татарского уштяк - варвар, дикий. Русские переняли этот этноним от сибирских татар, не вдумываясь в его смысл. В советское время «обидные» этнонимы старались искоренить - заменить на самоназвания народов. Есть, однако, свидетельства, что некоторые кеты сами продолжают именовать себя и соплеменников остяками (остыган) .

Похожие публикации