Как выглядит андреевский флаг. Почему у моряков Андреевский флаг? Спустивший флаг корабль сожгли, капитану запретили жениться

Многие ошибочно считают, что Андреевский флаг – это военно-морской флаг Российской Федерации. Это неправильное мнение. Андреевским флагом называют любой флаг, среди элементов которого находится Андреевский крест. Такое заблуждение возникает по причине того, что классическим Андреевским флагом считают именно тот вариант его изображения, который используется на военно-морском флаге. Узнаваемый флаг Великобритании, флаг Шотландии и многие другие флаги, в том числе гюйс ВМС РФ, также имеют этот крест в качестве основы для всего рисунка. Но в данном контексте речь пойдет именно о военно-морском флаге РФ.

История Андреевского флага как основы для военно-морского флага Российской Федерации.

Классический Андреевский флаг представляет собой стандартное прямоугольное полотно, от центра до углов располагается Андреевский крест. Цвет фона полотнища, как правило, синий, а сам крест, как уже было сказано, диагональный, белого цвета. Возможна инверсия цветов (этот вариант используется на флаге Шотландии). Андреевский крест является самостоятельным символом, который отсылает к распятию Андрея Первозванного. Как гласит Новый Завет, Апостол Андрей был распят на двух скрещенных и косо расположенных по отношению к земле доскам, чем и объясняется тот факт, что на флагах рисунок креста также диагональный. Что интересно и заметно по тому, какие организации используют Андреевский крест на своих флагах, все они так или иначе имеют отношение к морю и воде в принципе. Это и флот Российской империи и РФ, это и страны, чей флот всегда был очень мощным, и чьи границы охраняются морем – Ямайка, Великобритания. Такая особенность объясняется тем, что Андрей Первозванный считается покровителем морской деятельности.

Первой организацией, которая стала использовать данный символ на своей атрибутике – Шотландия. На момент принятия такой символики Шотландия была еще отдельным королевством (832г.). Разумеется, этот год весьма приблизителен, так как проблематично точно удостовериться в этом факте ввиду отсутствия точного документального подтверждения. По легенде, во время войны с англами, шотландский король, отчаявшись, поклялся, что, если скотты одержат победу, он объявит Андрея Первозванного покровителем своего королевства. В тот же миг на небе ясно проявились очертания Андреевского креста. В той битве шотландцы, таки, одержали победу и выполнили свое обещание, в том числе путем утверждения такого флага. Но, вероятно, самым известным использованием креста в символике является Британский флаг. Таким, каким все его знают, он также обязан флагу Шотландского королевства. В XVII веке король, по происхождению шотландец, взошел на английский престол. В честь объединения Англии и Шотландии был учрежден новый флаг. Позже, как известно, к этому союзу присоединились и другие земли, в конечном итоге, флаг обрел современный вид.

В России флаги с Андреевским крестом существовали во времена Российской Империи после учреждениях их Петром Первым. Это были гюйсы, крепостные флаги. Правитель перенял крест из символики голландского флота во время своего визита в Европу. Во времена СССР внешний вид флага полностью поменялся, от Андреевского креста отказались в пользу советской символики. В 1992 году после развала СССР и создания Военно-морского флота Российской Федерации, элемент креста снова вернули в использование. В настоящее время Андреевский крест изображают гюйс ВМФ России, крепостной флаг, флаг береговой охраны Пограничных войск РФ, военно-морской флаг РФ. На данных флагах, кроме последнего, крест используется не в классическом виде, что проявляется в других цветовых решениях и пропорциях.

Андреевский флаг как военно-морской флаг Российской Федерации .

Самым первым русским военно-морским флагом был совсем даже не Андреевский флаг. Это был флаг корабля «Орел». Точный рисунок этого флага не известен. Выдвигается множество предположений, большинство которых, в конечном итоге, сводятся к тому, что флаг, скорее всего, содержал белый, красный и голубой (либо синий) цвета, рисунок его базировался на полосах. Расположение полос относительно друг друга, их пропорции точно не известны. До 1699 года существовало еще несколько версий военно-морского флага, внешний вид некоторых досконально не известен. В указанном году Петр Первый своим указом учредил Орден Андрея Первозванного, на котором уже использовался элемент Андреевского креста. После этого правитель решил ввести его в другую официальную символику – гюйс и военно-морской флаг. Интересный факт: военно-морской флаг не всегда назывался таковым. Во времена Петра Первого, к примеру, он носил название Первого адмиральского флага.

Российская Империя перестала существовать во время гражданской войны в начале ХХ века. С 1918 по 1924 год Андреевский крест еще присутствовал на военно-морском флаге, иногда с другими элементами (к примеру, с белым оленем в центре креста). В 1924 году флаги с элементом креста окончательно перестали существовать ввиду признания иностранными государствами советской России.

В 1992 году Российская Федерация снова ввела в обиход элементы Андреевского креста в свою символику. За образец был взят кормовой флаг суден императорского флота. Однако цвет креста был изменен с глубокого синего на голубой. В таком виде флаг просуществовал до 2001 года, в котором цвет снова изменили, на этот раз на исконный синий. Фон флага белого цвета. Сохранился со времен Великой Отечественной войны и Гвардейский военно-морской флаг. Его носили те корабли и их соединения, которые были удостоены звания гвардейских. Флаг был дополнен георгиевской лентой, расположенной чуть ниже центра флага от внешней кромки одной полосы креста до внешней кромки второй по всей длине. Существуют также Орденский военно-морской флаг и Гвардейский Орденский военно-морской флаг. Эту символику носят те корабли, которые были награждены орденом Российской Федерации. В левом верхнем углу обычного военно-морского флага располагается изображение самого ордена. У Гвардейского Орденского флага также присутствует георгиевская лента.

Безусловно, любой, кто проходил службу в военно-морском флоте Российской Федерации, гордится этим. А для любого русского человека в принципе символика Андреевского креста является в какой-то степени сакральной. Петр Первый крайне удачно соединил флот и этот символ, что признали даже современные законодатели, позволив вернуться Андреевскому флагу в качестве военно-морского спустя почти 80 лет после его упразднения.

Чем был для русских моряков начала ХХ века Андреевский флаг?

Согласно Морскому уставу тех лет - тем же, что и знамя (или штандарт) полка. (То есть "священной хоругвью", символом воинской чести и боевого товарищества 1 .)

А также "хоругвью Русского Государя" 2 (каковой сухопутные знамена никогда не считались).

В реальности, однако, даже кадровые флотские офицеры - и после февраля 1917-го сплошь оставшиеся монархистами - считали Андреевский флаг символом прежде всего страны, России 3 .

Как символ России, уточнял Морской устав хранитель традиций русского флота лейтенант Л.И. Павлов, Андреевский флаг "выше" и знамени, и штандарта, и хоругви! "Он не принадлежит отдельному кораблю, части, соединению", "он вмещает в себе все знамена и стяги России" 4 .

Отдать честь флагу

Это значение Андреевского флага подчеркивала особая торжественность ритуала его подъема (в 8 часов утра) и спуска (с заходом солнца).

Устав требовал присутствия при этом только офицеров и караула - но на практике к подъему и спуску флага "свистали наверх" всех свободных от вахты.

"Сотни глаз устремлены на флаг. Торжественный впечатляющий момент, - вспоминал уже в эмиграции капитан 2 ранга Н.А. Монастырёв. - [...] На корабле не слышно ни шороха. Царит абсолютная, очень впечатляющая тишина, когда Андреевский флаг медленно скользит вниз по гафелю" 5 ...

Честь при подъеме и спуске флага отдавали, снимая головной убор - в "знак исключительного почтения" 6 ...

Традиционное отдание чести при вступлении на почетную часть верхней палубы - шканцы - в начале ХХ века воспринималось на флоте уже как отдание чести флагу, символу России 7 . При этом тоже снимали головной убор.

Сухопутные знамена и штандарты и сами отдавали честь - перед императором их склоняли. Андреевский же флаг не салютовал даже императору! Наоборот, Николай II отдавал, вступая на шканцы, честь флагу (ограничиваясь, правда, прикладыванием руки к козырьку фуражки или к треугольной шляпе - парадному головному убору флотского офицера).

Приспускали флаг только при отпевании покойников - по-христиански преклоняясь "перед высшей тайной смерти" 8 .

Охранять до последней капли крови

Но вот и еще одно отличие Андреевского флага от сухопутных знамен и штандартов: "святая святых" он ТОЛЬКО ЕСЛИ ПОДНЯТ 9 !

Потому что только в этом случае он показывает принадлежность корабля России (и, значит, предстает как ее символ).

А лежащий в сигнальном ящике - он просто предмет снабжения. Вроде весла или брезента. Заменяемый по мере надобности...

Знамена и штандарты сухопутных войск в статусе предметов снабжения пребывали у нас лишь до конца XVIII века. В 1797 году рыцарь и романтик Павел I придал им священный характер, сделав их службу бессрочной. Утратит полк знамя или штандарт - значит, будет служить без "священной хоругви". Пока не заслужит снова...

А вот 24 Андреевских флага, добытые японцами с затопленного 27 января 1904 года своими же крейсера "Варяг",

Не будут родине укором,
Не станут пораженьем ей 10 .

Потому что их взяли НЕ ПОДНЯТЫМИ!

Впрочем, и неподнятые охранялись русскими офицерами "до последней капли крови", как требовал Морской устав 11 . Среди них лейтенант Н.Н. Нозиков с погибшего 15 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсера "Владимир Мономах", будущий советский морской историк. В нигилистические 1920-е годы ему не было никакого смысла лгать собиравшему материалы о Цусиме А.С. Новикову-Прибою. А Нозиков рассказал писателю, как вырвал из рук японского унтер-офицера вытащенный тем из-под банки (скамьи) мономаховского баркаса шлюпочный Андреевский флаг, пронзил его саблей и утопил с этим грузом в море...

В виду неприятеля -
поднять стеньговые!

Поднятый Андреевский флаг - это еще и символ готовности защитить интересы России.

Он означает, что русские моряки не скрывают свою государственную принадлежность. И готовы ответить на любые претензии к своей стране.

Поэтому Андреевский флаг поднят:

При встрече с другим кораблем в море,

При входе на рейд, на котором стоят военные корабли или есть крепость, и при выходе с него,

При входе на рейд и выходе с него другого военного корабля.

Андреевский флаг поднимали даже тогда, когда он должен был быть спущен, - между заходом солнца и восемью утра и в ненастную погоду.

Чтобы всем было ясно: здесь - защитник интересов России!

По той же причине "в виду неприятеля", независимо от погоды и времени суток, наряду с кормовым флагом поднимали стеньговые - на верхней оконечности (топе стеньги) каждой из мачт.

Чтобы враг смог рассмотреть русский флаг с гарантией!

И не питал иллюзий относительно намерений русских моряков.

Сигнал миру:
Бой - принимаем!
Письмо - не успею.
Иду - не боюсь.
Россию и веру -
Собой прикрываем.
В вышнем - прозрею,
Иду - не сдаюсь!

Поэт Вадим Шарыгин написал это про сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!" - но именно такое значение имели поднятые стеньговые Андреевские флаги. И воспетое поэтом

Флагов соцветье
Русской Голгофы -

это не только белый, красный и синий цвета сигнальных флагов "Шапка", "Живете" и "Аз" (из которых набирается сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!"), но и белый и синий - стеньговых Андреевских.

"Погибаю, но не сдаюсь!"

16 октября 1914 года минный заградитель "Прут" был настигнут в районе Севастополя германским линейным крейсером "Гёбен".

Уйти тихоходный "Прут" не мог. Драться - тоже. В бортовом залпе "Гёбена" - десять 280-мм и шесть 150-мм снарядов, весом соответственно по 300 и 46 килограммов. А на "Пруте" - восемь 47мм пушек с полуторакилограммовым снарядом. Годных лишь для салютов...

Поэтому командир заградителя капитан 2 ранга Г.А. Быков 1-й приказал затопить корабль.

А когда с "Гёбена" предложили сдаться, - приказал поднять стеньговые флаги.

По напоминанию мичмана В.А. Алексеева (восьми утра еще не было) подняли и кормовой.

С поднятыми флагами, расстреливаемый "Гёбеном", "Прут" и ушел под воду.

(А сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!" Владимир Алексеев приказал поднять 18 июня 1918 года, в Новороссийске, перед тем, как затопить свой эсминец "Гаджибей", чтобы не сдать его немцам. Вслед за "Гаджибеем" этот сигнал подняли и остальные корабли, чьи команды решили не возвращаться в занятый немцами Севастополь, - на странице 46)

Поскольку в бою Андреевский флаг должен быть ПОДНЯТ, к нему приставлялся часовой из строевых унтер-офицеров. Чтобы не дать никому спустить флаг! А если флаг сбит - поднять снова.

Стоя на верхней палубе, часовой был беззащитен от разрывов снарядов.

"Это сурово, но это красиво, - писал об этом известный прозаик, поручик русской армии С.Н. Сергеев-Ценский. - Тут если и теряется жизнь, зато на высшей своей точке, в экстазе борьбы за самое дорогое в жизни, за то, что ее освещает, за то, что ее подымает, за то, чем она широка..." 12

В бою 27 января 1904 года с японским флотом у Порт-Артура часовой у флага на крейсере "Баян", квартирмейстер (по-нынешнему - старшина 2-й статьи) Никифор Печерица, был ранен в обе ноги. Но узнали об этом уже после боя, по неестественной позе продолжавшего стоять часового...

Едва стих бой у Порт-Артура, как в 288 милях юго-восточнее начался бой при Чемульпо. Пошли на прорыв блокированные в этом порту крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец".

Осколки снарядов изорвали на часовом у флага на "Варяге", боцманмате (по-нынешнему - главный старшина) Петре Оленине одежду. Порвали, слегка поранив ногу, сапог. Изуродовали приклад винтовки.

Но Оленин стоял на посту. Поднял, при помощи сигнальщиков Ивана Медведева и Ильи Казарцева, вместо сбитого новый кормовой флаг - и покинул тонущий крейсер в числе последних 13 .

"Помню часового у [стеньгового. - Авт.] флага на грот-мачте, раненого, в крови, не хотевшего уйти по моему приказанию и ушедшего лишь по приказу старшего офицера", - писал о бое 1 августа 1904 года в Корейском проливе дравшийся на крейсере "Россия" мичман Г.М. Колоколов 14 .

Пост N1

Квартирмейстер Василий Прокопович с броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" без смены простоял часовым у флага все Цусимское сражение.

В первый его день, 14 мая 1905 года, осколки срезали гафель грот-мачты - на котором поднимался на ходу кормовой флаг. Но Прокопович тут же поднял флаг на правом ноке (оконечности) грота-рея.

15 мая, в бою с броненосными крейсерами "Ивате" и "Якумо", он снова стоял на часах у флага - и был убит одним из последних японских снарядов.

На крейсере "Аврора" в бою 14 мая кормовой флаг сбивало семь раз. Но и после седьмого лейтенант Г.К. Старк 3-й () "скомандовал своим резким металлическим голосом, спокойно как всегда: "На флаг! Флаг поднять!"" 15 .

Часовой у флага, квартирмейстер Николай Борисов был уже тяжело ранен в руки и ноги. А все фалы (снасти, на которых поднимают флаги) - перебиты.

Тогда боцман (по-нынешнему - главный корабельный старшина) Василий Козлов полез на нок гафеля.

И поднял флаг в восьмой раз. Закрепив его на других снастях - эринс-талях.

Расстреливаемая 6 августа 1915 года в Рижском заливе германскими линейными кораблями "Позен" и "Нассау" и крейсером "Аугсбург" канонерская лодка "Сивуч" превратилась в плавучий костер.

Но и в этом аду кто-то дважды поднимал сбитый кормовой флаг 16 !

А капитан 2 ранга Г.Ф. Керн - командир погибавшего 15 мая 1905 года в Цусимском сражении миноносца "Громкий" - приказал прибить стеньговый флаг к топу фок-мачты (благо та была сосновой) гвоздями. И сигнальщик Скородумов влез на мачту без скоб-трапа и без веревочной лестницы...

В 1946 году советские зрители увидели киношедевр сценариста (штурмана дальнего плавания!) Георгия Гребнера, режиссера Виктора Эйсымонта и оператора Бориса Монастырского - фильм "Крейсер "Варяг"". И сегодня, глядя на экран, испытываешь сильнейшее волнение и от церемонии поднятия Андреевского флага, и от взвившихся перед боем стеньговых, и от флага, поднятого взамен сбитого в бою...

Не скажут ни камень, ни крест, где легли
во славу мы русского флага...

1. Смирнов А.А. "Знамя есть священная хоругвь..." // Родина. 1994. N 8. С. 90-91.
2. Свод морских постановлений. Кн. Х. Морской устав. Издание 1901 года. СПб., 1902. С. 331.
3. См., напр.: Павлов Л. "Тебе - Андреевский флаг!" // Военная быль. (Париж). 1961. Ноябрь. N 51. С. 2; Граф Г.К. На "Новике". Балтийский флот в войну и революцию. СПб., 1997. С. 453.
4. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
5. Монастырев Н.А. Гибель царского флота. СПб., 1995. С. 8, 26.
6. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии Русского императорского флота. М., 1992. С. 44.
7. Там же. С. 39; Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
8. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
9. Там же.
10. Троицкий М.В. "Стерегущий" // Троицкий М.В. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1962. С. 177.
11. Свод морских постановлений. Кн. Х. С. 331.
12. Сергеев-Ценский С.Н. Бурная весна // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России. Эпопея. Бурная весна. Горячее лето. М., 1989. С. 164.
13. Мельников Р.М. Крейсер "Варяг". Л., 1975. С. 197; Бой "Варяга" у Чемульпо 27 января 1904 года // Морские сражения русского флота. Воспоминания, дневники, письма. М., 1994. С. 504.
14. Колоколов Г. На крейсере "Россия". СПб., 1997. С. 47.
15. Кравченко В. Через три океана. Воспоминания врача о морском походе в Русско-Японскую войну 1904 - ]}

Похожие публикации