Umbra демонология как семиотическая система. Демонология как семиотическая система

Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет рабо­ты, посвященные мифологическим персонажам - амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах - ис­кусителях, вредителях, агентах болезней - играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных.

В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека: с ними выстраивают особые отношения, основанные на различных ритуальных и магических практиках. Демонология развивается на всех «этажах» культуры - от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компью­терных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых рели­гиях, фольклоре, искусстве и литературе посвящен альманах «In Umbra».

Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиове­дения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.

Второй номер альманаха «In Umbra: Демонология как семиотическая си­стема» выходит в издательстве «Индрик». С этого выпуска мы планируем сделать издание ежегодным.

Как увидит читатель, статьи, вошедшие во второй номер, в большей части посвящены персонажам фольклора: героям- антагонистам эпической традиции (статьи Л. Л. Габышевой и Н. В. Петрова) и амбивалентным духам / духам-вредителям ми­фологической прозы, непосредственно связанной с областью ак­туальных верований. Демонологические создания имеют разный генезис (хтонические существа, духи, ходячие покойники), раз­ный облик (от нульморфного до гипертрофированно-телесного, антропозооморфного), разные атрибуты и функции.

Они по­являются во множестве жанров - от поверий до проклятий, от быличек до заговоров, и поражают многоликостью, разнообра­зием, широким спектром совершаемых действий и принимаемых личин.

In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 2

Издательство «Индрик» - 400 с.

Москва - 2013 г.

ISBN 978-5-91674-265-7

In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 2 - Содержание

  • Д.И. Антонов. Падшие ангелы vs черти народной демонологии

Демонология Средневековья: от богословия до карнавала

  • В.Я. Петрухин. Происхождение зла в древнерусской традиции: когда демоны попадали на землю?
  • Д.И. Антонов. Потешный ад Лжедмитрия, или монстр на Москве-реке
  • О.И. Тогоева. Реальность или иллюзия? Теория и практика ранних ведовских процессов в Западной Европе (XIII-XV века)
  • Г.В. Бакус. Реальное и мнимое: демоны и ведьмы Ульриха Молитора

Изобразить врага, или черт на иконе

  • М.Р. Майзульс. Бес за спиной: жесты дьявола в древнерусской иконографии
  • В.В. Хухарев. Сюжет из жития «Никитино мучение» на предметах личного благочестия

Персонажи и образы славянской демонологии

  • Л.Н. Виноградова. Демонологические образы и мотивы в жанре славянских проклятий
  • Е.Е. Левкиевская. Дихотомия душа/покойник в полесских представлениях о посмертной природе человека
  • О.В.Белова. Чужая царица: «демонические» правительницы в народных легендах

Духи / демоны в мифологических системах мира

  • Н.В. Петров. Чудовище и герой в эпических традициях: построение словесного портрета
  • Л.Л. Габышева. Якутские номинации злых духов и портрет демонического богатыря в олонхо
  • Д.Ю. Доронин. Между медведем и ангелом: типология обликов горного хозяина у народов Алтая
  • Е.В. Милюкова. «Люди веселятся»: страх и смех в сейшельском гри-гри
  • А.Б. Старостина. Падающие демоны грома в средневековом Китае

Литературная демонология: традиция и воображение

  • А.В. Полонская. Демоны сладострастия в произведениях И.Л. Переца (1852-1915)
  • О.Н. Солянкина. Демонические персонажи в русской журналистике и чёрт-джентльмен в романе «Братья Карамазовы»

In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 2 - Падшие ангелы vs черти народной демонологии

Представления о дьяволе в славянском (и, шире, европейском) фолькло­ре сплетают воедино христианские и архаические мифологические мотивы: гетерогенный образ черта/беса складывается из элементов разных культурных традиций, от народной демонологии до богос­ловской мысли, от магических практик до городского фольклора [Виноградова 2012: 66]. Падшие ангелы приобретают черты облика, свойства и функции других мифологических персонажей - вреди­телей и помощников, превращаются в опасных, а иногда амбивалент­ных духов, соседствующих с человеком.

В свою очередь различные мифологические персонажи сближаются с бесами, обретая некото­рые их функции и черты. Эти процессы можно изучать на примере отдельной мифологической системы и ее локальных, диалектных вариаций: разнообразие материала будет огромным, что демонстри­руют многие работы, посвященные образу черта в европейском фоль­клоре. И все же в этом долгом, многостороннем процессе взаимного сближения можно выделить общие моменты, которые проявляются в самых разных традициях. Зафиксировать их легко не только в уст­ных, но и в письменных текстах.

Ярким примером могут служить рус­ские источники XVII-XVIII вв.: именно в этот период фольклорные образы и мотивы начали активно вторгаться в древнерусскую книж­ность и иконографию. Сравнивая черта народной традиции с книжным бесом, нетруд­но заключить, что первый гораздо больше похож на земное создание: он может есть и пить, бороться с человеком, страдать от боли и даже получать увечья. Казалось бы, это резко отличает чертей от нематери­альных падших ангелов христианского богословия.

На самом деле, это лишь первое впечатление, которое основано скорее на популярных се­годня (а не в Средние века или раннее Новое время) христианских тек­стах. Мы не можем говорить о дихотомии «бесплотное / плотское», которая соответствовала бы христианскому и мифологическому со­знанию, потому что и в теологи, и в фольклоре существуют разные представления о духах и разные способы их описания.Христианская мысль утверждает, что небесные ангелы, как и демоны, павшие с Люцифером, бесплотны.

Понималось это поразному: чаще всего речь шла о наличии у всех духов особой, «тон­кой» телесности, не материальной, как у людей, но ограничивающей их в пространстве. Отцы Церкви (Макарий Великий, Василий Ве­ликий, Августин, Кассиан Римлянин, Иоанн Дамаскин и др.) опи­сывали незримые тела ангелов как эфирные, световые, огненные, по­добные ветру, или просто «духовные».

In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 3

Издательство «Индрик» - 464 с.

Москва - 2014 г.

ISBN 978-5-91674-310-4

In Umbra - Демонология как семиотическая система - Альманах - Выпуск 3 - Содержание

Ведьмы, демоны, инквизиторы

  • О. И. Тогоева Узнать врага в лицо. Иерархия ведьм и колдунов в «Демономании» Жана Бодена
  • Г. В. Бакус. За три дня до смерти и много лет тому назад: История Агнессы и Анны, ведьм из Равенсбурга, в experientia Генриха Инститориса
  • Г. С. Зеленина. «Вся Европа дрожит при упоминании его имени»: апокалиптический монстр, пожирающий сам себя

«Инфернальный портрет» Средневековья

  • А. Е. Махов. Средневековый дьявол post mortem: трансформация визуальных маркеров демонического в «Иконологии» Чезаре Рипы
  • Sara Kuehn. Escaping the “Jaws of Death”: Some Visual Conceptualisations in Late Medieval Islamic and Eastern Christian Art
  • М. Р. Майзульс. Коса, крылья и нимб: как изобразить Смерть?

История - книжность - фольклор

  • О. Б. Христофорова. «Слово о ядении» преп. Нифонта в иконографии и устной традиции: трансформация образов видения и визионера
  • С. Ю. Неклюдов. Фольклорный Разин: аспект демонологический
  • A.В. Полонская. Демонический порец в литературе на идише

От покойника к водяному: славянская демонология

  • B.А. Черванева. Как покойник «ходит»? Из наблюдений над лексикой физического восприятия в мифологическом тексте
  • Л. Н. Виноградова. Оппозиция «единичный/ множественный» как один из идентифицирующих признаков мифологических персонажей
  • Е. Е. Левкиевская. Что общего у русского водяного и польского topielnika? (Польская и русская мифологии в их взаимодействии с христианством)

«А то ещё был случай...»: былички и о быличках

  • В. В. Запорожец. «У меня тут бес под мышкой»: мифологические рассказы М. Гайдук (публикация)
  • Е. Е. Левкиевская. О некоторых мотивах карпатской мифологии (комментарии к быличкам М.К. Гайдук)
  • Д. И. Антонов. «Свидетель внутренний» и «свидетель внешний»: апеллятивная стратегия в быличке
  • Сведения об авторах
  • Е.В. Александрова, Н.В. Лаврентьева «Владыки силы»: боги или демоны?
  • А.С. Архипова. Бабочка и черт: похищение огня в тюркской и монгольской «живой мифологии»
  • Пужайло и strashidlo: славянская мифология

    • Л.Н. Виноградова. Демонологические функции «вредить человеку» и «наказать его за неправильное поведение»: В чем разница?
    • Е.Е. Левкиевская. Субъектные и предикатные формы наименований мифологического персонажа (на примере представлений о «страхах»)
    • Е.Е. Левкиевская. От предикативной формулы к имени: об одном механизме образования названий демонов в карпатской традиции

    Гилу, Лилит и Сисиниева легенда

    • А.К. Лявданский. Лилит в традициях сирийских христиан Курдистана и Иранского Азербайджана
    • М.М. Каспина. Илья-пророк и демоны в еврейских магических текстах (сборники заговоров и амулеты XVIII-XX вв.)
    • О.В. Чёха. Новогреческие трансформации древнегреческой Гелло

    Поэтическая демонология

    • А.Е. Махов. «Какой-то демон обладал моими играми...»:
    • Пушкин и традиции христианской демонологии

    Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам - амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах - искусителях, вредителях, агентах болезней - играют важную роль в куль- туре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека, отношения с которыми определяют многое в культурном обиходе. Демонология развивается на всех «этажах» культуры - от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе, посвящен альманах «In Umbra». Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии. Anthology “In Umbra: Demonology as a Semiotic System” includes articles on mythological creatures - ambivalent and antagonist spirits. The idea of humans’ invisible enemies - tempters, wreckers, agents of diseases - plays an important role in dif erent cultures of the world in all the epochs. It helps explain many cataclysms and disasters - from personal to global ones. In traditional societies spirits are referred to as the natural neighbors of man - people build relationships with spirits through dif erent ritual, magical and behavior practices. Demonology appears on every level of culture - from scholarly theology to folklore, from medieval miniatures to computer games. The authors of the anthology deal with images, motives and plots, related to demons in dif erent religions, folklore art and literature of the world. The book is intended for students and specialists in history, art, religious, cultural and folklore studies, social and cultural anthropology.

    Д.И. Антонов
    О духах и оборотнях: Вступление / 7
    Оборотни и оборотничество
    С.Ю. Неклюдов
    Оборотничество: «природа вещей»,
    объем понятия, региональные версии / 13
    Д.Ю. Доронин
    Красавица-алмыска и душа шамана:
    оборотничество в мифологии алтайцев / 35
    В.А. Черванёва
    Одежда ведьмы в описаниях оборотничества
    (на материале восточнославянской мифологической прозы) / 89
    Дьявол как оборотень
    М.Р. Майзульс
    Саморазоблачающаяся иллюзия. Внешняя и внутренняя
    перспектива в иконографии дьявольских наваждений / 105
    А.Е. Махов
    Оборотень-теолог: в поисках богословских ключей
    к «странным» дьявольским обличьям / 161
    Наука о демонах
    Philip C. Almond
    Science, Witchcraf , and Demonology:
    The Saducismus Triumphatus of Joseph Glanvill and Henry More / 185

    Sara Kuehn
    The Eclipse Demons Rāhu and Ketu in Islamic Astral Sciences / 203
    Невидимая агрессия и защита от духов
    О.И. Тогоева
    «Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек…»:
    демоны одержимых во Франции XVI века / 239
    О.Б. Христофорова
    Опознать беса. Часть 1: Вернакулярные теории болезней
    и методы символического лечения / 259
    О.Д. Журавель
    Демонологические представления
    урало-сибирских староверов-часовенных XX в. / 276
    Сирин и Алконост: Славянская демонология
    О.В. Белова, В.Я. Петрухин
    «Сирины нарицаются, рекше вилы»:
    от хронографа к фольклору / 295
    Л.Н. Виноградова
    Перспективен ли оценочный признак добрый/злой
    для классификации демонологических персонажей? / 309
    Е.Е. Левкиевская
    Мифологические механизмы сглаза:
    агрессоры и их жертвы (на материалах полесской традиции) / 333
    Сведения об авторах / 351

    Редколлегия:
    Д. И. Антонов, А. С. Архипова,
    Е. Е. Левкиевская, С. Ю. Неклюдов,
    О. Б. Христофорова
    Ответственные редакторы и составители:
    Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова

    Отсутствует

    Книга В. Ю. Дьячковой «Легенды Южного берега Крыма: Дорогами мифов и преданий» – это оригинальный поэтический путеводитель, вкратце знакомящий читателей с достопримечательностями полуострова, а также раскрывающий перед ними удивительный и неповторимый мир крымских легенд в стихотворной обработке. Д…

    Сборник статей Публицистика: прочее Отсутствует

    В сборнике представлены статьи участников ХХI международного симпозиума «Пути России. Новый старый порядок – вечное возвращение?», проходившего 21–22 марта 2014 года. Авторы – историки, философы, социологи, политологи, экономисты, культурологи – рассматривают социальную и политическую жизнь страны …

    Николай Кун Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует

    Как все дороги ведут в Рим, так истоки европейской культуры находятся в Древней Греции. Ее легенды и мифы поведают вам о могучем Зевсе и прекрасной Афродите, о смелом Аполлоне и влюбившемся в собственное творение Пигмалионе, о воительнице Афине Палладе и превращающем все в золото царе Мидасе. Олимп…

    Сборник статей История Отсутствует

    Сборник статей по проблемам истории, традиционной культуры и филологии Турции и тюркских народов, в память академика А.Н. Самойловича. …

    Уильям Тайлер Олкотт Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует

    В историю астрономии Уильям Тайлер Олкотт, член Королевского Астрономического общества, вошел прежде всего как один из создателей наиболее результативной в научном отношении и одной из наиболее массовых любительских организаций – Американской ассоциации наблюдателей переменных звезд. В настоящей кн…

    Жива Божеславна Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует

    Книга «Кощуны: от древнего мифа до наших дней…» – экскурс в историю славянских кощунов, или коштюн, как их называли наши предки. Она расскажет о том, как возникли древние прорицательные образы, отображенные Живой Божеславной на современных картах, откуда пришли и каково их подлинное значение. …

    Анна Овчинникова Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует

    Как это не удивительно может прозвучать, но современный просвещённый человек просто обязан знать древние мифы человечества. Хотя бы уже для того, чтобы не попасть в ловушки мифов современных. Все начитанные люди так или иначе знакомы с чудесными «Легендами и мифами Древней Греции» Николая Куна. Это…

    Эпосы, легенды и сказания Мифы. Легенды. Эпос Мифы Древней Греции

    «Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика…» …

    Детское издательство Елена Мифы. Легенды. Эпос Мифы Древней Греции

    Интересные спектакли, рассчитанные на восприятие детей от шести до двенадцати лет. Маленьких слушателей обязательно увлекут захватывающие приключения Одиссея, путешествие аргонавтов, подвиги Геракла и множество других сюжетов, ставших неотъемлемой частью культурного наследия человечества. Серия «Ми…

    Фаддей Зелинский Мифы. Легенды. Эпос Отсутствует

    Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944) родился близ Киева, по национальности – поляк, по языку и культуре – русский. Завершив образование в русской филологической семинарии при Лейпцигском университете, работал в Мюнхене и Вене, Санкт-Петербурге и Варшаве, писал на русском, немецком и латинском язы…

    Николай Кун Мифы. Легенды. Эпос Мифы и легенды народов мира (Эксмо)

    «Боги и богини» – это часть великолепной книги Николая Альбертовича Куна, в которой изложены мифы о древнегреческих богах и богинях. Ее можно назвать справочником и путеводителем по древнегреческому пантеону богов. На страницах этой книги, ярко иллюстрированной произведениями классической живописи,…

    Музей как лицо эпохи. Сборник статей и интервью, опубликованных в научно-популярном журнале «Знание

    In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 5. - М.: Индрик, 2016. - 354 с.

    Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет работы, посвященные мифологическим персонажам — амбивалентным и вредоносным духам, «низшим» божествам, демонам. Представления о незримых врагах — искусителях, вредителях, агентах болезней — играют важную роль в культуре разных народов. С их помощью объясняют многие бедствия и катаклизмы, от личностных до глобальных. В традиционных обществах духи воспринимаются как естественные соседи человека, отношения с которыми определяют многое в культурном обиходе. Демонология развивается на всех «этажах» культуры — от книжности до фольклора, от средневековой миниатюры до компьютерных игр. Образам и сюжетам, связанным с низшими духами в мировых религиях, фольклоре, искусстве и литературе, посвящен альманах «In Umbra». Для студентов и специалистов в области истории, искусствоведения, религиоведения, фольклористики, социальной и культурной антропологии.

    Д.И. Антонов
    О духах и оборотнях: Вступление / 7
    Оборотни и оборотничество
    С.Ю. Неклюдов
    Оборотничество: «природа вещей»,
    объем понятия, региональные версии / 13
    Д.Ю. Доронин
    Красавица-алмыска и душа шамана:
    оборотничество в мифологии алтайцев / 35
    В.А. Черванёва
    Одежда ведьмы в описаниях оборотничества
    (на материале восточнославянской мифологической прозы) / 89
    Дьявол как оборотень
    М.Р. Майзульс
    Саморазоблачающаяся иллюзия. Внешняя и внутренняя
    перспектива в иконографии дьявольских наваждений / 105
    А.Е. Махов
    Оборотень-теолог: в поисках богословских ключей
    к «странным» дьявольским обличьям / 161
    Наука о демонах
    Philip C. Almond
    Science, Witchcraf , and Demonology:
    The Saducismus Triumphatus of Joseph Glanvill and Henry More / 185

    Sara Kuehn
    The Eclipse Demons Rāhu and Ketu in Islamic Astral Sciences / 203
    Невидимая агрессия и защита от духов
    О.И. Тогоева
    «Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек…»:
    демоны одержимых во Франции XVI века / 239
    О.Б. Христофорова
    Опознать беса. Часть 1: Вернакулярные теории болезней
    и методы символического лечения / 259
    О.Д. Журавель
    Демонологические представления
    урало-сибирских староверов-часовенных XX в. / 276
    Сирин и Алконост: Славянская демонология
    О.В. Белова, В.Я. Петрухин
    «Сирины нарицаются, рекше вилы»:
    от хронографа к фольклору / 295
    Л.Н. Виноградова
    Перспективен ли оценочный признак добрый/злой
    для классификации демонологических персонажей? / 309
    Е.Е. Левкиевская
    Мифологические механизмы сглаза:
    агрессоры и их жертвы (на материалах полесской традиции) / 333
    Сведения об авторах / 351

    Редколлегия: Д. И. Антонов, А. С. Архипова, Е. Е. Левкиевская, С. Ю. Неклюдов, О. Б. Христофорова
    Ответственные редакторы и составители: Д. И. Антонов, О.Б. Христофорова

    Транскрипт

    1 Российский государственный гуманитарный университет Центр типологии и семиотики фольклора IV Международная научная конференция Демонология как семиотическая система Москва, РГГУ июня 2016 г. ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ Москва 2016

    2 УДК 398 (08) ББК 82.3(0) Д31 Д31 Составители и редакторы Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов IV Международной научной конференции. Москва, РГГУ, июня 2016 г. / Сост. и ред. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., с. Демонологические представления являются важнейшей частью актуальной мифологии практически повсеместно и вплоть до нашего времени. Значительное место они занимают в пространстве европейской культуры разных эпох на всех ее уровнях богословской мысли, церковно-учительной практики, «народного христианства». Цель конференции исследование демонологии как семиотической системы, функционирующей в устной традиции, книжности и иконографии, массовой культуре и постфольклоре. В рамках конференции рассматриваются следующие проблемы: демонологические образы и представления в актуальной мифологии, фольклоре и постфольклоре; демонологические темы в ритуалах и ритуализованном поведении; демонологические сюжеты в книжности и визуальной традиции, с особым интересом к взаимодействию языков изображения и письменного повествования; взаимоотношение и взаимовлияние церковной («ученой», «книжной») и народной демонологии в разнообразных вернакулярных теориях и практиках; представления об одержимости и связанные с ними практики; вера в колдовство: общие модели и локальные контексты; демонологические модели в политико-идеологическом дискурсе и визуальной пропаганде; демонизация «другого»: функции, риторика, социальные контексты. УДК 398 (08) ББК 82.3 (0) Д31 Коллектив авторов, 2016 Российский государственный гуманитарный университет,

    3 Содержание Александрова Т.Л. Способы визуализации демонических сил в поэме Евдокии «О св. Киприане» Антонов Д.И. Змей, женщина, сфинкс и верблюд: кто искусил Адама и Еву в Эдеме. 8 Бакус Г.В. Человек зверь-демон: игра образов в романе Г.Я.К. Гриммельсгаузена «Симплициссимус» и осмысление проблемы оборотничества в ранних демонологических трактатах Башарин П.В. «Чудеса моря» в мусульманской миниатюре. 17 Березович Е.Л. «Кулеши накулесили, накудесили...»: еще раз о происхождении русского диалектного демонима кулеш 19 Давлетшина Л.Х. Убыр в современных представлениях татар Предволжско- Предкамского ареала.. 23 Джурич Д. Персонификация и демонизация дня недели воскресенья.. 26 Доронин Д.Ю. Тургак: демоны пути в алтайской мифологии Жепниковска И. Образ волка в польской сказочной и несказочной прозе.. 39 Журавель О.Д. Демонология староверов-часовенных XX в.: между книжностью и фольклором Зотов С.О. Демоны в деталях: колдовская топика оптических приборов XIX в Иванов С.А. Бес собеседник святого в византийской агиографии 49 Иванова Л.И. Мифологические персонажи в лечебных ритуалах карелов. 50 Королева Е.Е. Человек и нечистая сила в быличках староверов Латгалии. 53 Королёва С.Ю. Леший и мертвец в мифо-ритуальной традиции Северного Прикамья Лазарева А.А. Животное как демонический персонаж в нарративах о вещих снах 60 Левкиевская Е.Е. Полесские представления о колтуне на западнославянском фоне Майзульс М.Р. Герб дьявола, дьявол на гербе: «негативная» эмблематика как система Матвеева Э.Г. «Маркеры страха» в детских страшных историях Махов А.Е. Дубина Богоматери. Вещь и слово в демонологической иконографии «Мадонны приходящей на помощь»

    4 Медведев В.В. Образ бани в традиции чувашей: вербальный код 86 Мещерякова О.А., Шестеркина Н.В. Перцептуализация образа домового в художественном дискурсе.. 88 Михайлова Т.А. Демон как синтаксическая функция. 91 Наумова Ю.Н. «Раньше жезтырнаки были, а сейчас исчезли»: модели отрицания демонологического знания Неклюдов С.Ю. Колдунья Алёна 101 Петров Н.В. Как устроена «биография» колдунов и знающих? (фрагмент указателя мотивов русской мифологической прозы) Полещук Д.В. Изображение пространства ада в композициях пространной иконографии «Сретение» втор. пол. XVII XIX вв. и проблемы семиотики надписи и изображения Раденкович Л. Наименования мифологических существ для устрашения детей у славян Русинова И.И., Боброва М.В., Черных А.В. Образ нечистой силы, участвующей в обряде инициации колдуна (на материале мифологических рассказов Пермского края) Сибагатов Ф.Ш. Образ Иблиса в башкирской литературе ХХ в Старостина А.Б. Представления о ходячих мертвецах в средневековом Китае. 124 Сырф В.И. Мифологический образ дэва в словесном творчестве гагаузов Тогоева О.И. Шабаш ведьм: ранние образы и их возможные прототипы 130 Христофорова О.Б. «Слово о св. Макарии и бесе, сосудами одеянном»: метаморфозы сюжета в русской книжной и лубочной традиции 132 Черванёва В.А. Способы представления рассказчика в мифологическом тексте. 142 Чернецов А.В. Стефан Пермский и демоны в рукописной и изобразительной традиции Чернова М.А. Вилы анфас и в профиль (в эпосе и мифологической прозе сербов) Шенявская Т.Л. O демоне, «который на норвежском языке называется марой» Шкураток Ю.А., Русинова И.И., Черных А.В. Образ колдуньи-вещицы в мифологических рассказах Среднего Прикамья Шумов К.Э. Функциональные и генетические сходства и различия мифологических персонажей в традиционном фольклоре и постфольклоре

    5 Березк. Березкин Ю.Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог < Литература Койэтт Б. Посольство Кунраада фан-кленка к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу. СПб., 1900 (пер. А. Ловягина). С. 456 (гл. 27). Марций И.Ю. Стенко Разин донски козак изменник // Иностранные известия о восстании Степана Разина: материалы и исследования / Ред. А.Г. Маньков. Л., Отписка кн. Ю.А. Долгорукова в приказ Казанского Дворца от 16 декабря 179 [= 1670 г.] // Крестьянская война под предводительством Степана Разина: Сборник документов / Сост. Е.А. Швецова. Ред. А.А. Новосельский, В.И. Лебедев. M., Т. II. Ч. I. С Поучительные досуги Иоганна Фриша, или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идет о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени // Иностранные известия о восстании Степана Разина: Материалы и исследования / Ред. А.Г. Маньков. Л., С Сообщение касательно подробностей мятежа, недавно произведенного в Московии Стенькой Разиным // Записки иностранцев о восстании Степана Разина. (Тексты, переводы и исследования) / Под ред. А.Г. Манькова. Т. I. Л., С Н.В. Петров (РГГУ, РАНХиГС, Москва) Как устроена «биография» колдунов и знающих? (фрагмент указателя мотивов русской мифологической прозы) 1 В традиционной жизни села люди, обладающие магическим знанием, связанные, как считалось, с потусторонним миром, знающиеся с нечистой силой, 1 Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект «Тексты и практики фольклора как модель культурной традиции: сравнительно-типологическое исследование». 106

    6 занимают особое место. Обычно сами эти люди не склонны афишировать свое знание, да и окружающие не говорят о них открыто. Однако это не мешает всем местным жителям знать, к кому следует обращаться в случае болезни, поиска заблудившегося в лесу человека, приворота возлюбленного. Знатком (знающим) могут назвать: старушку, которая лечит словами; колдуна, который испортил свадьбу из-за обиды, что его на нее не позвали; того, кто сделал так, что у пастуха все коровы разбрелись по лесу, а также того, кто их нашел в лесу и собрал вместе. Это слово не знает разделения на тех, кто использует магию на пользу и кто на вред людям. Это разделение на злых колдунов и добрых знахарей в большей степени существует в сознании либо далеких от традиционной культуры современных городских жителей, либо исследователей. Сами же носители традиции, напротив, обычно не делают такого различения, да и само это деление вполне искусственно профессионалы обладают неким тайным знанием, которое может восприниматься как магическое. Именно такой принцип мы положили в основу рубрикации текстов к сборнику [Знатки 2016]. К этим текстам я подготовил указатель содержательных элементов, структура которого легла в основу раздела про колдунов / знающих указателя мотивов мифологической прозы на русском языке (учтена большая часть сборников). Эта часть состоит из 14 разделов. Разумеется, указатель постоянно дополняется, а рубрики меняют свои названия, в данном случае это лишь промежуточный этап (и отчет) работы. Структура этого раздела на данный момент представлена следующим образом: I. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЗНАТКОВ I.A. Родственники и свойственники обладают знатьём I.Б. Старики/старые люди/прежние люди обладают знатьём I.В. Соседи обладают знатьём I.Г. Странники/нищие обладают знатьём I.Д. Верующие/иноверцы обладают знатьём I.Е. Цыгане обладают знатьём I.Ж. Профессионалы обладают знатьём I.З. Люди, обладающие знатьём в силу рождения/жизненных обстоятельств II. ВНЕШНИЙ ВИД, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЗНАТКОВ II.А. Особенности внешности/взгляд II.Б. Особенности характера 107

    7 II.В. Особенности поведения II.Г. Особенности жилища/места обитания II.Д. Отсутствие опознавательного признака III. ЗНАТКИ И ИХ МАГИЯ: ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ III.А. Белая и черная магия III.Б. Знаток может вредить и помогать/знает на хорошее и на плохое III.В. Знаток отказывается от применения приворотной/чёрной магии IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЗНАТКОВ С ОКРУЖАЮЩИМИ IV.А. Окружающие уважают знатка IV.Б. Окружающие боятся/не любят знатка V. ПОЛУЧЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ЗНАТЬЯ V.А. Условия получения знатья V.Б. Условия передачи знатья V.В. Способы передачи знатья V.Г. Колдун/знаток должен передать знатьё, когда постареет/перед смертью VI. ЧТО ДЕЛАЮТ ЗНАТКИ VI.А. Могут сглазить VI.Б. Насылают порчу на людей/на скот/на дом/на урожай VI.В. Портят/охраняют свадьбу VI.Г. Отвораживают/привораживают VI.Д. Избавляют от сглаза/порчи VI.Е. Делают так, что теряются люди/скот VI.Ж. Обеспечивают целостность стада VI.З. Влияют на удой скота VI.И. Пасут скот с помощью нечистой силы VI.К. Обеспечивают дом благополучием VI.Л. Обеспечивают удачу/неудачу на охоте/рыбалке/пастьбе VI.М. Изгоняют домашних насекомых VI.Н. Ищут вора/потерянные предметы/деньги/людей/скот VI.О. Ищут утопленника VI.П. Гадают/предсказывают судьбу/будущее VI.Р. Распознают причину бедствий и дают совет, как избавиться VI.С. Отправляют в армию VI.Т. Помогают на суде VI.У. Толкуют сны/видения 108

    8 VI.Ф. Исцеляют больных VI.Х. Принимают/облегчают роды VI.Ц. Насылают видения VI.Ч. Знаются с нечистой силой VI.Ш. Помогают другим знаткам VI.Щ. Соперничают с другими знатками VI.Э. Другие умения знатков VI.Ю. Смерть колдуна/знатка VII. АТРИБУТЫ КОЛДОВСКИХ ДЕЙСТВИЙ VII.А. Отпуск: характеристика VII.Б. Святая вода VII.В. Икона VII.Г. Растения/травы VII.Д. Книги VII.Е. Рожок/свисток/гармонь/батог VIII. ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛДОВСТВА VIII.А. Наведённая знатком порча возвращается к нему VIII.Б. Деятельность знатка негативно сказывается на его судьбе/судьбе членов его семьи VIII.В. Знаток при лечении забирает болезнь себе VIII.Г. Знаток забирает жизненную силу человека IX.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МАГИИ IX.А. Лечение/магия по крови/не по крови IX.Б. Наличие/отсутствие зубов у знатухи IX.В. Другие случаи X. УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ КОЛДОВСТВА Х.А. Знаток кладёт наговорённый предмет в определённое место Х.Б. Знаток совершает колдовские действия в определённом месте Х.В. Знаток совершает магические действия в определённое время X.Г. Знаток/объект колдовства должен соблюдать определённые правила во время/после совершения магических действий Х.Д. Знаток совершает колдовство тайно XI. ЗАПРЕТЫ В СВЯЗИ С МАГИЧЕСКИМИ И РИТУАЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ХI.А. Знаток не должен рассказывать про свое умение XI.Б. Знаток должен соблюдать ритуальную чистоту 109

    9 XI.В. Знаток не должен изменять облик XI.Г. Знаток не должен употреблять определённые продукты XI.Д. Знаток не должен перемещаться определённым образом XI.Е. Знаток должен молчать/говорить определённым образом XI.Ж. Запреты на физические контакты XI.З. Экологические запреты XI.И. Другое XI.К. Запреты окружающим XI.Л. Последствия нарушения запретов XII. БЛАГОДАРНОСТЬ/ПЛАТА ЗНАТКУ XII.А. Знатка не благодарят/знатку не платят XII.Б. Знатку платят деньгами/продуктами/тканью XIII. НЕЧИСТАЯ СИЛА XIII.А. Внешний вид нечистой силы XIII.Б. Нечистая сила показывается в антропоморфном облике XIII.В. Нечистая сила показывается в зооморфном облике XIII.Г. Признаки появления нечистой силы XIII.Д. Каким образом можно увидеть нечистую силу XIII.Е. Что делает нечистая сила XIV. СЛОВЕСНЫЕ ФОРМУЛЫ XIV.А. Откуда [порча] пришла, туда и иди XIV.Б. С Х вода, с Y худоба XIV.В. Отдай Х, возьми У XIV.Г. Как Х сладок, так и Y сладок XIV.Д. Как Х тоскует, так и Y тоскует XIV.Е. Как Х [в печи] плотно сидит, так Y плотно сидит XIV.Ж. Как Х [на печи] сохнет, так и Y сохнет XIV.З. Как Х вертится, так и Y вертится XIV.И. Как Х покажется, так и Y покажется XIV.К. Как Х лежит, так и Y лежит XIV.Л. Как Х тяжёлый, так и коням тяжело XIV.М. Как Х не может жить без У, так и милый не может жить без меня XIV.Н. Как Х с У связаны, так и я с милым связана XIV.О Как Х с У ругаются/не сходятся, так и молодые ругаются/не сходятся XIV.П. Как Х забывает Y, так и немилый меня забудет/я немилого забуду 110

    10 XIV.Р. Как у Х ничего не болит, так и у Y ничего не болит» XIV.С. Как у Х нет имени, так и болезни нет места XIV.Т. Как Х рассыпается/разлетается, так и жизнь/молодые рассыпается/разлетается XIV.У. Как Х собирается/обвивается, так и Y собирается [вокруг] XIV.Ф. Как Х неизменен, так и Y должен быть неизменен (Обязательное условие) XIV.Х. Благопожелания XIV.Ц. Стена для скота от зверя XIV.Ч. Формулы невозможного XIV.Ш. Ритуальный диалог XIV.Щ. Обращение к посреднику XIV.Э. Перенаправление действий XIV.Ю. Другие случаи Систематизированные таким образом мотивы (от «становления» колдуна / знающего, его деятельности, условий результативности колдовства до его смерти) составляют своего рода биографию человека, которому приписывают некоторое тайное знание и который занимает особое место в жизни локального сообщества. Литература Знатки 2016 Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере / Сост., подг. текстов, вступ. статьи: Н.А. Бирюкова, А.С. Васькина, П.С. Задорожный, В.А. Комарова, Ю.В. Ляхова, А.Б. Мороз, О.А. Окунева, Н.В. Петров, Е.Б. Рабей, А.А. Скулачев. Предис., указатели, коммент., карта: А.Б. Мороз, Н.В. Петров. 2-е изд., испр. М., Д.В. Полещук (Санкт-Петербург) Изображение пространства ада в композициях пространной иконографии «Сретение» второй половины XVII XIX вв. и проблемы семиотики надписи и изображения 111


    Российский государственный гуманитарный университет Центр типологии и семиотики фольклора IV Международная научная конференция Демонология как семиотическая система Москва, РГГУ 15 17 июня 2016 г. ТЕЗИСЫ

    Ягняти, жеребяти, теляти, козляти, поросяти легкого нарож ждения. Аминь. 3 раза [л. 8 об.] Если корова или коза вдруг сбавит резко молока Обойти вокруг 3 раз и сказать «Весь на говор на свой двор». Знатки,

    РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ: на педагогическом совете директор МБОУ СОШ 28 протокол 1 С.А. Земляная от «29» августа 2016 г. «29» августа 2016 г. приказ 367-ОД от «29» августа 2016 г. «Об утверждении Учебного

    Аннотация рабочей программы дисциплины Б3.Б10 Русское устное народное творчество Направление подготовки 032700.62 «Филология» профиль «Отечественная филология (русский язык и русская литература)» очная

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Кенадского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России УТВЕРЖДАЮ Начальник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

    Приложение 1. ИТОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Геологические процессы Âëèÿíèå ïðèðîäíûõ ïðîöåññîâ íà åëîâå åñêóþ äåÿòåëüíîñòü: çåìëåòðÿñåíèÿ Таблица

    Программа-опросник для представителей ислама Личные данные (ответить по желанию) Расскажите о себе: как зовут, когда и где родились, где живете, какой национальности, религии? 1. Хозяйство, быт. Как проходит

    VOLVMENЍѝQVARTVM LIBRIЍѝXX-XXVII MOSCOVIAЍѝMMXVII ÒТÎОÌМЍѝI ÊКÍНÈИÃГÈИЍѝXX-XXVII 2-åеЍѝèиçзäдàаíнèиåе,Ѝѝñсòтåеðрåеîоòтèиïпíнîоåе ÌМÎОÑСÊКÂВÀАЍѝ2017 УДК 34 ББК 67.3 Д 44 Редакционная коллегия издания: д.ю.н.,

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЛТАЙСКИЙ ТЕКСТ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Материалы четвертой межрегиональной (с международным участием) научной конференции 4-5 мая

    Примерные вопросы к собеседованию по специальной дисциплине «Отечественная история» 1. Споры о русском феодализме в отечественной и зарубежной историографии XIX-ХХ вв. 2. Зарождение древнерусской государственности:

    Планируемые результаты освоения учебного предмета) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) Отдел магистерских программ Учебно-научный Центр типологии

    Рабочая программа Ивановой Н.Б. Дудко С.А. по учебному курсу «Литература» 9а, б, в класса базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа для 9 класса составлена на

    1 Фольклор. Художественная литература 1. Ш6(2Р)6 А872 Архангельский, Александр. Тем временем: телевизор с человеческими лицами: [худ. публицистика] / А. Архангельский. - Москва: Аст: Астрель, 2010.

    АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТ ФИЗИКИ ЗЕМЛИ им. О.Ю.ШМИДТА Е. В. АРТЮШКОВ ГЕОДИНАМИКА ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»: МОСКВА 1979 УДК 551.2/.3 Артюшков Ε. В. Геодинамика. М., «Наука», 1979 г. Монография

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа предназначена для учащихся 7 классов. В отношении к содержанию базового гуманитарного образования изучение истории русской культуры является расширением общего

    Второе издание учебника «Теория государства и права» подготовлено в соответствии с учебной программой изучения данной дисциплины и с учетом требований, содержащихся в государственном образовательном стандарте

    ГОУ ВПО Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Утверждено Решением Совета факультета истории и международных отношений ГОУ ВПО Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 392 с углубленным изучением французского языка Кировского района Санкт-Петербурга Принята «Утверждаю» Педагогическим

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ичкинская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области Рассмотрена Согласовано Утверждаю: На заседании заместитель Директор

    Рабочая программа по учебному предмету «история» для обучающихся 10 класса МБОУ «СОШ п. Коминтерн» (базовый уровень) на 2016/2017 учебный год Составитель: Лѐвина Мария Юрьевна, учитель истории и обществознания

    Сочинение образ ивана грозного в поэме лермонтова восприятие, анализ, оценка (3-ий вариант сочинения). Поэма М. Ю. Лермонтова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и понятен интерес Лермонтова

    Вид занятий Распределение часов дисциплины по семестрам семестров, число учебных недель в семестрах 1 17 2 17 3 17 4 17 5 17 6 17 7 17 8 11 Итого УП РПД УП РПД УП РПД УП РПД УП РПД УП РПД УП РПД УП РПД

    Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

    Методические материалы для проведения переводной аттестации учащихся 10х классов по истории (профильный уровень) В 2015-2016 учебном году. Учитель Рожкова Елена Юрьевна Пояснительная записка. Переводная

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества Кафедра теории

    РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. А. ЕСЕНИНА НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИЗМАИЛ ИВАНОВИЧ СРЕЗНЕВСКИЙ /1812 1880/ Библиографический указатель Составитель: гл. библиотекарь Тимофеева М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) Отдел магистерских программ Учебно-научный

    Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «История» для 0 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» составлена в соответствии

    Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Великобритании СОГЛАСОВАНО на заседании МС (Зубов С.Ю.) «0» сентября 204 УТВЕРЖДАЮ директор школы (Кузнецов

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 Утверждаю: Директор МОУ СОШ 4 Яковлева Е.В. Приказ 89/1 от 01.09.2016 года «О внесении изменений в основную образовательную

    ОДОБРЕНО Решением педсовета Протокол УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Звениговский лицей» /Чернова Л.В. от «30» августа 08 г. Приказ 74 от 3 августа 08 г Муниципальное общеобразовательное учреждение «Звениговский

    В хрестоматии собраны и систематизированы труды авторитетных ученых-литературоведов, показывающие развитие теоретической мысли от первых методологических подходов к изучению произведений словесного искусства

    Выставка новых поступлений абонемента учебной и научной литературы в январе-марте 2014 История отдельных местностей России Т3(2) М226 Мамсик, Т. С. Первопоселенцы Новосибирского Приобья: по материалам

    Сборники трудов, изданных за период с 2007 по 2013 гг. в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского»: п/п Год изда ния 1 2013 2 2013 3 2013 4 Название

    Министерство образования и науки Российской Федерации Бийский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа 5» Адыгейская литература Рабочая программа 10 класс (к учебнику Н.Кесебежевой, Н.Кияровой) 2

    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества ЧЕЛОВЕК И ЕГО

    «Юные художники Ржевского района» Докладчик: Преподаватель художественного отделения МОУ ДОД ДШИ Ржевского района, Матвеева Мария Александровна 2015г. Роль тематики семейных ценностей в контексте истории

    Пояснительная записка Адаптированная программа по географии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой,

    Программа учебной дисциплины УД.1 ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального

    Рабочая программа по истории России (базовый уровень) 7А, 7Б, 7В классы Составитель: Анфимова Татьяна Юрьевна, учитель истории и обществознания высшей категории 2017 год Рабочая программа по истории России

    Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения истории ученик должен: знать/понимать факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического

    УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 26 Е.Н. Елисеева Учебно-методический комплекс МБОУ СОШ 26 на -2019 учебный год Учебно-методическое пособие, программа Учебники Класс Автор, составитель Название, год издания

    РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ АЛЕКСАНДР I: PRO ET CONTRA Образ Александра I в культурной памяти об Отечественной войне 1812 года Антология Издательство Русской христианской гуманитарной академии

    Обухович Владимир Владимирович Тема диссертации «Академическая культура Российской империи». Краткая аннотация: Изучение традиций отечественной культуры важная задача современной культурологии. История

    Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» Институт славяноведения Российской академии наук Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции Сборник статей Академическая

    АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования

    Рабочая программа учебной дисциплины УД.01 ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

    Дата Оборудование Тема Час I раздел. 1 Вводный урок по разделу 2 Иван III Великий глава единого государства Российского Пред. 8а 1 06.09. 1 07.09. Факт. Пред. 8б Факт. I четверть часов 05.09 По всем разделам

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

    Любовь великое земное чудо. Люди ищут любовь, мечтают о любви, дарят любовь, плачут от любви. Любовь путеводная звезда для счастливых душ и недосягаемая мечта для душ одиноких и бесприютных. От любви рождаются

    ПАСПОРТ фонда оценочных средств по литературе (предмет) текущий и итоговый контроль Начат: «_1_» 09_2017г. Код ОС предмет класс Наименование ОС Контролируемая тема, Срок Количество УМК раздел выполнения

    4. Перечень вопросов по вступительным испытаниям в аспирантуру 4.1. Направление подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология» 4.2. Профиль подготовки: 07.00.02 Отечественная история Вопросы по

    Олонецкий сборник заговоров >>> Олонецкий сборник заговоров Олонецкий сборник заговоров Двоеверие и народная религия в истории России. Например, те из них, которые строятся как описание путешествия. Некоторые

    Похожие публикации