Спасаемся ли мы верой во Христа

К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые, называя себя православными христианами, всерьез полагают, что возможно спасение, то есть вхождение в Царствие Небесное, для нехристиан. По их мнению, и те, кто не верит во Христа, если совершает хорошие дела, тоже может спастись.

Подобные взгляды не новы, они были известны и ранее. Опровержению этого заблуждения еще в позапрошлом веке посвятил свое письмо святитель Игнатий (Брянчанинов), из которого мы приведем лишь несколько фраз, хотя оно достойно прочтения целиком:

«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишите вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это и безумно, и крайне гордо!”

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов… Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…

Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства» .

Это письмо святителя довольно известно, хотя, к сожалению, не так широко, как хотелось бы. Мне доводилось в беседах приводить его сторонникам мнения о том, что неправославные могут спастись; их реакция была предсказуемой: собеседники старались объявить это «личным мнением святителя Игнатия, а не учением Церкви», с которым они отождествляли собственные взгляды, прямо противоположные словам святителя.

Это, надо сказать, вообще характерно для современного модернистского сознания – объявлять «частным мнением» в учении Православной Церкви все, что противоречит частному мнению самого модерниста.

Однако сами слова святителя Игнатия говорят о том, что он в своем письме излагает не личное мнение, а именно учение Православной Церкви. А кроме того, если мы обратимся к другим святым отцам, то найдем и у них изложение той же самой истины.

Вот, например, святитель Тихон Задонский свидетельствует: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа… Ибо никто не может от диавола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8: 36)» .

За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто-нибудь неверующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдет ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий дает тот же ответ:

«Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” (Ин. 3: 5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” (Лк. 16: 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин. 14: 2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний» .

Итак, святой Анастасий так же, как святитель Игнатий, свидетельствует, что неверующий во Христа, не родившийся от воды и Духа, то есть не крещеный человек, не войдет после смерти в Царство Божие, хотя сделанное им добро, безусловно, не останется без воздаяния.

И преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует: “Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись”» .

И святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!» .

И святитель Иоанн Златоуст увещает: «Слышите вы все, чуждые просвещения [крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака» .

Можно было бы и далее продолжать цитировать, поскольку эту истину согласно возглашают святые отцы разных эпох и народов, но для благочестивых христиан и приведенного достаточно, а для модернистов сколько ни приводи, все будет мало.

Естественно, ведь если воспринимать слова святых отцов не как свидетельство боговидцев о единой, опытно познанной ими истине, а как «просто еще одно личное мнение», то нет особой разницы, сколько этих «личных мнений» – одно, семь или тысяча.

Для мало-мальски благочестивого христианина не может не показаться чудовищной мысль, что истина закрыта, неопределима и непознаваема, – а именно эта мысль стоит за модернистским желанием разложить все Священное Предание на «личные точки зрения давно умерших людей», а Священное Писание на «исторические точки зрения, аллегории и условности, адресованные древним, давно умершим людям». И напротив, именно эта чудовищная мысль вдохновляет тех, кому очень не хочется, чтобы истина была определима и познаваема, потому как тогда придется отказываться от своих точек зрения, противоречащих истине. Той истине, о которой Господь сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).

Освобождающая истина христианства состоит в том, что Христос пришел и уплатил великую цену ради того, чтобы даровать спасение людям, и что кроме Христова «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).

И хотя Церковь каждый год в чине Торжества Православия с предельной ясностью провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом - анафема!», многие модернисты упорно пытаются навести туману и представить дело так, что будто бы в этом краеугольном вопросе никакой ясности нет.

Они любят говорить о том, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся, это, мол, решить может только Бог.

Хотя, повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе тем самым не «дерзаем опережать Суд Божий», а, напротив, выражаем то из этого суда, что уже о нем открыл нам Бог: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нем никакой лжи. Вера Церкви в последний суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.

Если спасение возможно без Христа, то оно, следовательно, возможно было и до Христа, а если так, то зачем приходил Христос на землю к людям, и не только приходил, но и пошел на смерть? И зачем мы Его тогда называем Спасителем, вслед за апостолами и Им Самим? Как же Он тогда сказал, что «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10), если, оказывается, человечество до Его пришествия было вовсе не погибшим, а вполне себе спасалось в нехристианских религиях?

Если Христос пришел только для того, чтобы прибавить к уже имеющейся возможности человеческого спасения какую-то новую «опцию», предложить просто некий новый, «улучшенный» вариант спасения, то Он тогда не Спаситель, а «Улучшатель». Но само имя Его в переводе означает «Спаситель», то есть само имя Иисусово обличает и опровергает тех, кто думает, что можно достичь спасения без Него.

Известно, что, искушая Христа в пустыне, сатана при этом цитировал строки Священного Писания. Объясняя этот евангельский эпизод, преподобный Ефрем Сирин пишет: «То, что ему нужно было, он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя» .

Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, пытаются приводить цитаты из Писания, якобы подтверждающие их заблуждение. В частности, указывают на слова апостолов о том, что «во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» (Деян. 10: 35) и что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2: 14–15).

Прежде чем разбирать этот аргумент, стоит сделать небольшое введение.

Святые отцы единогласно говорили, что нет спасения вне Христа и Его Церкви. И это не случайность, не простое «совпадение во мнениях». Святые отцы понимали, что допущение возможности спасения вне Христа и Церкви полностью обессмысливает Боговоплощение, страсти, смерть и воскресение Христа, и вообще лишает смысла само христианство.

О том же самом говорил и апостол Павел: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Апостол прямо писал, что даже исполнением ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения, а вдруг теперь ему приписывают мысль, что будто бы не только те, кто почитал истинного Бога и исполнял Его закон, данный в откровении, но и те, кто почитал идолов и знать не знал о Божием откровении, тоже могут оправдаться перед Богом!

Иными словами, апостол Павел, который говорил, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20), и который восклицал: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6: 15), по мысли модернистов, становится их единомышленником в том, что якобы в Царствии Божием будет соучастие того, кто почитал Бога, с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу, с тем, кто кланялся Велиару.

Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким:

«Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” (Деян. 10: 35), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28: 19–20)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16)…

Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божиего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” (Рим. 2: 14–15)» .

Часто сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.

Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14), «много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24), «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12: 32).

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Впрочем, слава Богу, спасающихся ныне гораздо больше, чем число спасшихся в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа, а этот ковчег, по словам святителя Филарета Московского, есть образ Церкви Христовой.

Кроме того, сторонники указанного заблуждения любят говорить о тех несчастных «простых» язычниках, мусульманах или католиках, которые будто бы «объективно» не имели возможности стать православными христианами, потому что до них не добрались еще православные миссионеры. При этом говорящие это словно бы и не знают о Промысле Божием, который показывает прямо противоположную зависимость: не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов, что заранее знал по Своему предведению, что никто из них не послушает проповедь истины.

И это сохранение их в неведении было для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47–48).

И напротив, если Господь видел человека, чье сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, Он устраивал для такого человека возможность принять Православие.

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами.

Уместно здесь привести слова архимандрита Рафаила (Карелина), посвященные тому же вопросу: «Бог есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога. Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, это тоже жалость Бога к человеку. Так Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство» .

Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.

«Хороший» человек для них это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.

Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20: 2–7).

И получается, что такой тягчайший грех, как неверие в Бога, непочитание Христа, модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, говорят они, из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть логичное продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть логичное продолжение того отлучения, который человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.

Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочел Богу что-либо иное и не соединился с Ним в таинстве евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть будут пребывать в муках. В обоих случаях «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).

Необходимо также напомнить еще одну истину, которую замечательно выразил архимандрит Рафаил: «Вера, крещение и евхаристия – это не условия договора, который надо исполнить; это не дань, которую должник обязан заплатить, чтобы выйти из долговой ямы; это не претензия Бога к грешнику, которую можно простить, если человек не имеет средств, чтобы выплатить долг или возможности исполнить пункты договора. Вера, крещение, евхаристия относятся непосредственно к самому человеку, его личности, его природе, его общению с духовным миром. Через крещение и евхаристию он становится новым творением. Благодать изменяет его личность, одухотворяет его природу, преображает его душу, освящает все силы души, воскрешает дух и приготовляет человека к посмертной встрече с Христом… В будущем веке откроется то, что мы стяжали здесь, на земле, иначе земная жизнь как период самоопределения была бы бессмысленна» .

Завершить эту статью хотелось бы словами двух великих святых ХХ века:

Священномученик Иларион (Троицкий): «И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем “истолковании” христианства. Чего только ни захотят они, тотчас все это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.

Нет, вера Христова становится только тогда ясна и определена для человека, когда он нелицемерно верует в Церковь; только тогда бисер этой веры бывает чист, только тогда не смешивается он с кучей грязного мусора всевозможных своевольных мнений и суждений. Об этом ведь говорил еще апостол Павел, когда Церковь Бога Живого называл столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3: 15)» .

Святитель Николай Сербский: «Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение» .

Проповедь на апостольское чтение 21-й Недели по Пятидесятнице.

В апостольском чтении 21-й Недели по Пятидесятнице есть такие слова: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

Выражение «только верою» очень любимо протестантами всех мастей. «Христос уже спас нас, нам остается только благодарить Его, проповедовать Евангелие и жить по заповедям», – приблизительно так считают представители большей части всевозможных протестантских течений. «Жить по заповедям» в протестантском понимании значит не пить и не курить, не совершать тяжелых грехов, ходить на молитвенное собрание, изучать Библию, проповедовать. Прибавим сюда еще благотворительность. Все? Кажется, все. По сути, это то, чем живет современный протестантизм.

А что у нас, православных? Считаем ли мы, что спасаемся верою? Да, конечно. Апостол Павел нам сегодня об этом прямо говорит. В утренних молитвах, например, мы каждый день об этом читаем: «Ве́руяй бо в Мя, рекл еси́, о Христе́ мой, жив бу́дет и не у́зрит сме́рти во ве́ки. А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую, спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя. Но та ве́ра моя́ да довле́ет вме́сто всех, та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника сла́вы Твоея́ ве́чныя» (молитва 8-я).

Итак, протестанты утверждают, что спасение по вере, но и мы исповедуем то же. В чем же разница? В понимании самого процесса спасения. Когда протестант говорит: «Я спасаюсь верой», и мы говорим: «Спасение по вере» – то имеются в виду разные вещи.

О спасении в протестантизме мы уже сказали, но как же предполагается «спасение по вере» у нас? Допустим, появляется у человека вера в Бога. Эту веру нельзя назвать евангельской, если она не растворена покаянием. Предоставлять Богу возможность быть еще не значит веровать в Него, ибо так и «бесы веруют» (Иак. 2:19). Человек должен принять Христа именно как своего Спасителя.

Дальше уверовавший крестится, или же воцерковляется, если был крещен ранее. Вот тут-то все только и начинается. В Церкви человек встречает несоизмеримую с протестантизмом глубину раскрытия заповедей Христовых. Он впервые сталкивается с тем, что называется духовной жизнью – ежечасной работой над собой, над своими мыслями и желаниями. Впервые обнаруживает в себе непослушного «ветхого человека» (см. Рим. 6:6) и скоро осознает, насколько трудно его изменить на «нового человека» (Еф. 4:24). Побыв немного в Церкви, человек открывает для себя важную вещь: ни одну заповедь по-настоящему, на уровне мыслей и чувств, выполнить не получается. И ни одного «доброго дела» у него, по сути, нет и не было никогда. Все дела, слова, мысли заражены каким-то ядом – тщеславием, сребролюбием, завистью, похотью, гордостью.

Картина эта, прямо скажем, не из приятных. Оказывается, даже те немногие так называемые добрые дела, которые иногда нам вроде получается совершить – никакие не добрые. Так и говорится в аскетических книгах, что святые отцы оплакивали свои добродетели как грехи. Праведники прекрасно видели, насколько больна и заражена грехом человеческая природа. В какой-то мере это должны увидеть в себе все люди, пришедшие в Церковь.

И только тогда к человеку приходит сердечное понимание того, что Спаситель необходим не один раз в жизни, когда «я покаялся», а каждую минуту. Что во всякое мгновение есть повод сказать: «Господи, помилуй». Что сердце непрерывно источает потоки мысленной нечистоты и требует постоянного очищения. И христианин, не прекращая трудиться в делах, начинает надеяться на спасение по вере. Вера во всесильного Спасителя и частое призывание Его святого имени отныне становится для человека самой главной опорой в жизни.

Зачем же дела? А для того, чтобы прийти в это спасительное состояние, которое называется смирением. Поэтому и сказано Симеоном Новым Богословом: «Тщательно исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». И для того, чтобы в этом состоянии пребывать, всегда нужны добродетели (дела) как некоторый путь самопознания. Труд по исполнению заповедей открывает нам нашего «ветхого человека» и указывает, над чем необходимо трудиться. Только соединившись со смирением, наши дела имеют шанс сделаться настоящими христианскими добродетелями. Но в любом случае трудящемуся в добродетелях необходимо замечать несовершенство своих дел, для того чтоб расти в вере. И это совершенство воистину бесконечно.

А для тех, кто этого еще не понял, Спаситель специально сказал: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). Вряд ли нашелся бы умственно здоровый человек, который сказал бы: «Я исполнил все заповеди». Но если и найдутся такие, то именно для них Спаситель и говорит, что все равно они «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». И если человек поймет хотя бы это, у него действительно останется одна только вера. Тогда он скажет: «Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя. Ты не найдешь во мне, Господи, дел, которые оправдали бы меня, поэтому моя вера вместо дел да вменится». Поэтому и апостол Павел говорит: «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

Так что, как видите, братья и сестры, мы спасаемся верою, но эта вера совсем иного качества. За ней стоит совсем иной опыт, не сравнимый с протестантским. Дай Бог, чтоб к этому опыту пришли те, кто сегодня пока еще далек от Церкви, но так же, как и мы, желает спасения. Да просветит Господь их мысли и сердца, чтоб они узнали в Православной Церкви свою духовную мать и пополнили ряды спасаемых. Аминь!

Вопрос: Человек спасается верой или делами?

Ответ: Интересный вопрос. Давайте вместе размышлять. Рассуждения о спасении возникают в разных ситуациях. Война. Терроризм. Болезни. Трагедии различные. Во всех случаях подобного рода, когда человеку нужна внешняя помощь, речь не идёт не о вере, не о делах. Самое простое представление о спасении утопающего. Максимум что он может — позвать на помощь. Но затем, для успеха в деле спасения, ему лучше не брыкаться.

Бог. Человек, как творение Бога. Человек, как духовное существо. Человек, как образ и подобие Божье. Человек грешный. Человек отверженный. Возвращение к Богу. Наказание.

Все эти понятия возникают, как откровение Божье. Откровение изложено в Книге, которая представляет собой послание Бога человеку. Как бы кто не относился к Библии, но разговоры о Боге, называемые Богословием, исходят из откровения Божьего, из Библии. Никакого другого источника познания о Боге у человека нет.

Признание Бога требует веры. Разум человека бессилен перед бесспорным фактом наличия Высшего Творческого Разума. Разум ограничен опытом, ограничен пределами видимого.

Вера простирается в область духа, в пределы невидимого.

«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Евр.11:3.

«Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию ». Мар.9:23,24.

Вот оно истинное положение дел с верою нашей. Это такое состояние хочу — не могу, верю — не верю, балансирование между реальной безнадёжностью и смутной надеждой.

Человек сказал: Верую! И получил желаемое. Но сказал «верую», включает в себя дело! Верую, состоит из признания способности Иисуса исцелить сына. Вера состоит из преодоления страха, стыда, чувства обречённости. Вера есть выход за пределы возможного, допустимого, разрешённого. Вера состоит из «встал и пошёл», т.е. дел. Вот почему Иаков утверждает: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва»? Иак.2:20.

Совершенно очевидно, что разделение веры и дел искусственно.

На самом деле вера и дела суть две стороны одной медали.

Вера есть осуществление !

Вера имеет чудодейственную силу, так что невидимое становится видимым, и незнание переходит в знание и уверенность.

«Ибо я уверен , что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Рим.8:38,39.

«Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен , что Он силен сохранить залог мой на оный день». 2Тим.1:12.

Давайте рассмотрим одну Библейскую историю.

Бог явился Аврааму. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение»; Быт.12:1,2.

Авраам поверил, и пошёл. Решение архисложное. Нужно оставить всё нажитое. Оставить всех родных. Идти неведомо куда. Привычное течение жизни бросить, всё нажитое непосильным трудом, бросить. Ради чего? Куда идти?

Идти ради вечного благословения! Идти туда, куда Я поведу тебя.

Известное известно.

Неизвестное неизвестно.

В известном нет будущего.

В неизвестном предложено будущее.

В неизвестное зовёт Бог.

Он говорит, что неизвестное будет вечным благословением для твоего потомства. А потомства то у меня нет! Так будет. Будет столько, что не счесть. Как песок на берегу, как звёзды в небе. Авраам поверил Богу!

Это хроника. В жизни эти несколько строчек заняли годы, бессонные ночи, мучительные объяснения с родством. Тысячу раз взвешенное за и против .

Если будущность Авраама рассматривать как спасение, то каким образом он спасается?

Бога он не знал. Бог Сам выбрал Авраама. Бог Сам ему явился.

На предложенные благословения он не рассчитывал. Бог ему их предложил.

Как отделить Божью благодать, от веры и действий Авраама

Можно ли сказать, что Бог дал Аврааму вечное благословение?

Да! Бог его позвал. Бог ему предложил. Бог его оберегал и защищал, подводя к обещанному благословению.

Но . Ведь если бы Авраам отверг предложение, или просто не поверил, или даже поверив, не пошёл, что тогда? Авраам поверил, и пошёл. «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Гал.3:6.

Значит спасение результат веры?!

Можно ли сказать, что Авраам своим честным трудом и верным решением получил вечное благословение?

Нет. Абсолютно нет ! Он, очевидно, был из рода трудолюбивых людей. Он был наследником доброго имени и не менее доброго имения. Но он и рассчитывать не мог на такую честь, стать отцом народов, и получить вечное благословение Бога! Тем более, что и старость уже на пороге, а наследника нет. Очевидно, что Авраам не мог ни трудом, ни верой получить вечное благословение.

Значит это дар Бога.

Да! Это дар Бога, принятый верою . Вера же есть осуществление. Вера без дел мертва. Ещё одно свидетельство, что вера и дела суть две стороны одной медали .

Ещё одна библейская ситуация, как иллюстрация для рассмотрения.

Продолжая исполнение обещанных Аврааму благословений, Бог даёт его наследникам Закон. Вводит их в обещанную землю. Сам Он царствует в их среде и изгоняет всех врагов. Во времена Соломона Царство Израиля достигает расцвета небывалого.

Но в итоге, приходит всё к такому распаду, что и царства нет, и с земли изгнаны, и по миру рассеяны потомки Авраама. Апостол Павел пишет об Израиле, как о смоковнице, отсеченной от корня. И с болью размышляет о случившейся трагедии. Почему? Как могло так случиться, что Израиль, избранный Богом, хранимый Богом, благословенный Богом лишён всего?

«А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.

Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» . Рим.9:31,32.

Не в вере, а в делах! Я понимаю это слово, как законничество, буквализм, когда исполнение (дела) требований буквы закона, было поставлено как единственное условие достижения цели. Именно об этом Павел пишет в церковь Коринфа.

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы , но духа, потому что буква убивает , а дух животворит». 2Кор.3:6.

Почему же буква (дела) убивает?

«Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» . Рим.3:20.

Как только мы пытаемся делами, значит исполнением Божьего Закона угодить Богу, и получить в награду спасение, мы обнаруживаем, что мы не в состоянии исполнить ни одну заповедь Закона Божьего! Как только мы свою надежду возлагаем на исполнение буквы закона, она, буква, убивает нас. Ибо буква закона говорит – возмездие за грех смерть . Возмездие за нарушение буквы Закона смерть! Вот Израиль потому и отсечен, что возлагал своё упование на Закон.

В вашем вопросе заложено это противопоставление, и оно есть недопустимая ошибка.

Размышляя о спасении делами, мы неизбежно приходим к этому трагическому перекрёстку.

Израиль, Богом избранный, народ в котором наречено Его имя, отвержен. Что Бог изменил свои обещания? Нет, Бог верен!

Однако народ оказался неверен. Что же произошло? Они ведь старались изо всех сил. Да. Дела стали настолько важны, приобрели такой вес, такую значимость, что вытеснили веру, и с верой вытеснили Того, Кто дал им благословение. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли ». Иоан.1:9-11.

Апостол Павел на этом эпизоде сосредоточивает наше внимание и говорит: «Они отломились неверием, а ты держишься верою : не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя». Рим.11:20,21.

Скажу, что все, кто и ныне называя себя христианами, стараются делами угодить Богу, заработать Его милость, заработать шанс спастись, обречены на мучительное, безрадостное, безнадёжное толкание камня на вершину горы. Камень неизменно скатывается вниз. Камень убивает. Это называется Сизифов труд. Безнадёжный. Бессмысленный.

Теперь финальная картина.

Собственно о спасении человека от грехов, от вечного ада.

Шансов нет. Нет абсолютно никаких шансов спастись.

Во — первых, человек не знает Бога. Бог есть свет, а человек во тьме. Во вторых Бог свят, и человеку с его грехами даже мысли святые недоступны, он настолько грешен, что приближение к Богу обратит его в пепел.

Что может сделать человек, чтобы изменить ситуацию? Ничего не может. Он ведь даже не знает, что есть Бог! Он мёртв духовно.

Бог человека грешного, мёртвого духовно, оживляет благодатью своей! Бог, подобно как Аврааму, является и говорит: «Выйди из дома отца твоего. Выйди из родства твоего. Я поведу тебя в вечный небесный Дом Отца»!

Что я должен сделать для спасения? – резонный вопрос человека. Всё уже сделано! Заплачено сполна!

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ». Иоан.3:16.

Значит, верующий в Сына Божьего может спастись? Да! Именно так. «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» . 1Иоан.5:13. Что я должен сделать, чтобы получить спасение? Ничего! Всё сделано!

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ». Еф.2:8,9.

Значит, мне ничего не нужно делать?

Значит, от меня ничего не зависит? Зависит. Ещё как зависит.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною , ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Матф.16:24-26.

Оказывается, чтобы получить дар благодати, СПАСЕНИЕ, я должен отвергнуть себя. Отказаться от себя? Согласиться, что я, и все мои достижения, и усилия в деле угождения Богу, только помеха. Как утопающий, не брыкайся.

Утопленника, спаситель вытаскивает на берег. Он спасён. Но если так и останется, то и на берегу будет мёртвый. Его приводят в чувства. Иногда дыханием рот в рот. Ему нужно освободиться от воды. Ему нужно в воду, где он тонул, погибал, больше не залазить.

Спасение из вод греха, имеет некое подобие. Бог вытащил нас. Восстановил дыхание. Буквально вдохнул в нас Дух Свой Святой. Смыл грязь. Одел в одежды святости. И говорит: Иди за Мной. По Моим следам. Не сворачивай, ни вправо, ни влево. Вот тебе глаза, чтобы видеть. Вот тебе ноги, чтобы идти. Вот Моя рука, держись! Вокруг тина, обманчивая вязкая, прикрытая травушкой муравушкой, но засасывает так, что никто не может выбраться. Ты был там. Ты знаешь. Пойдём, я буду с тобой.

Спасибо Господь. Спасибо! Ты спас меня! Держи Ты мою руку. Не выпускай меня.

Я доверяю Тебе.

Я сделаю так, как Ты скажешь.

Большое количество стихов Писания говорит, что мы спасаемся верой; однако ни один из них не учит, что мы спасаемся «верой только».

Есть только одно место Писания, где имеется фраза «верой только», и оно говорит:

«Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»
(Иак. 2:24).

Таким образом Библия очень ясно учит, что никто НЕ спасается только верой.

Не смотря на вышеуказанную истину многие деноминационные группы настаивают на том, что спасение дается «только по вере».

«Тот факт, что мы спасаемся только верой, является самой полной и очень утешающей доктриной» - говорят их вероучения. «Просто поверь в Иисуса Христа и ты будешь спасен» - говорят они людям.

БИБЛИЯ УЧИТ

Библия учит, что вера, которая спасает, это вера, которая повинуется Божьей воле.

В каждом веке люди благословлялись по мере веры, которой они обладали, если эта вера вела их к исполнению того, что Бог им заповедовал, но никогда это не происходило перед их повиновением.

Авель, Енох, Ной, Авраам, Моисей, Рахаб и другие являются примерами тех, кто был благословлен по вере, но не «верою только» (Евр.11).

«Авель предложил жертву», «Енох ходил пред Богом», «Ной приготовил ковчег», «Авраам повиновался», «Моисей … отверг … выбрал»; «Рахаб … приняла лазутчиков».
Вера каждого содействовала исполнению ими Божьих повелений.

«Верой стены Иерихонские пали, после того, как они обошли их на протяжении семи дней» (Евр. 11:30). Отметьте, что стены пали верой «после», а не до этого, т.е. вера содействовала послушанию Божьему (Иис.Нав. 6:1-21).

Сама вера провозглашена Иисусом как дело.

28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
(Иоан.6:28,29)

Это не является делом каких-то заслуг, т.е. дел закона, но это труд праведности, который требуется Богом.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)

28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
(Рим.3:28)

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
(Деян.10:34,35)


(Иак.2:24)

Когда кто-то слышит Евангелие и верит ему, ему заповедуется покаяться в своих грехах и на основании исповедания своей веры этот человек погружается в воду для получения спасения или прощения грехов.

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)

10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
(Рим.10:10)

30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
(Деян.17:30)

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15,16)

Вот такая вера спасает. «Только вера», без дел повиновения, мертва.

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
(Иак.2:17-26)

В послании Иакова 2:14 о добрых делах, вере и спасении говорится:

Иакова 2:14
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?»

Многих верующих смущает этот отрывок, в котором, как им кажется, Иаков противоречит Павлу, так часто повторявшему, что человек спасается и оправдывается даром, независимо от дел, через веру в Господа Иисуса Христа и Его воскресение (см. также статьи «Праведность в Библии » и «Спасен и оправдан верой »). Пожалуй, стоит с самого начала внести ясность: Слово Божье никогда не противоречит само себе. В тех случаях, когда кажется, что это так, проблема заключается в нашем понимании того, что говорит нам Слово Божье. Цель этой статьи – помочь читателю в понимании данного конкретного отрывка из 2 главы послания Иакова, а также дать ему более полное представление о спасении.

Вера и дела: имеющий веру будет иметь и дела

С самого начала этого отрывка, Иакова 2:14, становится ясно, что речь идет о человеке, который «говорит, что он имеет веру». Устного заявления о наличии веры, т.е. когда человек говорит, что имеет веру, недостаточно для спасения. Об этом же говорит и Павел в Римлянам 10:9-10:

Римлянам 10:9-10
«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать , что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

Чтобы спастись, человеку необходимо иметь настоящую веру, веру от всего сердца. Именно о такой вере говорит нам Слово Божье. Вера, существующая только на словах и не исходящая от сердца – ненастоящая. Как сказал Господь: «... от избытка сердца говорят уста» (Матфея 12:34) . Исповедание веры должно исходить из сердца, принявшего веру. Иначе оно не будет истинным. Итак, читая в послании Иакова: «если кто говорит, что он имеет веру», мы можем представить два возможных варианта:

Его исповедание подлинно: т. е., то, что он говорит, является истиной; или не подлинно: хотя он и говорит, что имеет веру, в действительности ее не имеет. Давайте рассмотрим первый случай, где речь идет о подлинном исповедании. Истинное исповедание – это исповедание веры, которая уже есть в сердце. В таком случае, естественным следствием этой веры будут плоды, или дела. Иначе говоря: дела не предшествуют спасению и вере (т.е., мы не получаем спасение по делам), однако они естественным образом проистекают из спасения, как плод или результат веры в нашем сердце.

Как сказал Господь:

Луки 6:43-45
«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему , потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».

Плод или дела человека – результат того, что в его сердце. Также написано и в Послании к Римлянам 10:10: «сердцем веруют [...], а устами исповедают ко спасению». Другими словами, сначала что-то должно произойти в сердце, а уже за этим следуют слова. Спасение – не просто исповедание уст, это – наличие веры в сердце и, как результат, исповедание этой веры в словах. И если в сердце действительно уже живет эта вера, это «сокровище», это «дерево», то самым естественным для него будет приносить соответствующий добрый плод. Поэтому добрые дела – совершенно естественное явление, настолько же естественное, как для хорошего дерева приносить хороший плод.

Вера и дела: дела – доказательство того, чьи мы дети

Каждый рожденный свыше получает запечатление Святым Духом (Ефесянам 1:13), обретает новую природу и становится чадом Божьим. Благодаря этой новой природе мы можем приносить плод, если мы ходим в ней. О плоде Павел говорит:

Галатам 5:22-23
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Все эти качества также присущи Богу. Он благ, милосерден, кроток, верен, полон любви и т.д. Итак, если мы дети Божьи – здесь я имею в виду тех, кто подлинно уверовал в Господа Иисуса Христа, признав Его Мессией и Сыном Божьим – то совершенно естественным будет проявление в нас сущности нашего Отца: благости, милости, радости, долготерпения, кротости, воздержания и других подобных качеств. Совершенно естественно то, что мы похожи на Него, что Он виден в нас. То же самое мы можем сказать о своих детях – абсолютно нормально то, что они подобны нам и похожи на нас, ведь они – наши дети. Дети же Божьи похожи на Бога и являют в себе Его качества, потому что Он Сам живет в них. Очевидно, что для тех, кто не стал чадом Божьим, такое невозможно: они не похожи на Бога и не могут таковыми быть, потому что они – не Его дети. Каким же образом человек может быть похожим на Бога или подобным Ему? Очень просто: качествами характера, которые он проявляет, плодами, которые приносит, делами, которые совершает. По нашим делам, по плоду можно судить о том, чьи мы дети. Обратите внимание на слова Иисуса в Его разговоре с иудеями, которые, как следует из контекста, уверовали в Него (Иоанна 8:30-31), но к концу разговора были готовы побить Его камнями (Иоанна 8:59)!

Иоанна 8:38-44
«Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. [...] Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего ».

Эти люди верили в то, что их Отец – Бог. Но если бы Бог и вправду был их Отцом, они совершали бы Его дела, а они совершали дела дьявола. Кто же был в таком случае их отцом? Тот, чьи дела они совершали: дьявол.

Всем вышесказанным я хочу подчеркнуть, что плод каждого человека, его дела – это доказательство того, кто его Отец. Тот, кто действительно рожден от Бога, будет делать Божьи дела, и совершение этих дел будет для него совершенно естественным, так как эта способность заложена в его духовном генетическом коде. Именно для этого Бог его сотворил. Как написано в Ефесянам 2:10, мы созданы, сотворены, «генетически запрограммированы» на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Дела, хотя и не предшествуют вере и спасению, обязательно следуют за ними. Вера, не принесшая плода, вера без дел, как и написано во 2 главе Послания Иакова, на самом деле мертва.

Я знаю, кому-то, возможно, будет сложно принять мои утверждения, поскольку в некоторых церквях проповедуют: «Исповедай Иисуса Господом и спасешься». Однако, это неверное учение. «Веруй сердцем, что Бог воскресил Иисуса из мертвых и исповедуй Его Господом, и тогда спасешься» (Римлянам 10:9-10). Именно так. Вера спасает, а исповедание – лишь признание в том, что эта вера у человека есть. Как сказал Господь:

Матфея 7:21
«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

Просто сказать «Господи! Господи!» недостаточно. Необходимо делать это с верой. Если человек обращается к Богу с верой, то его вера будет доказано тем, что он принесет плод и будет исполнять волю Отца. Конечно же, не исключено, что человек может совершить ошибки, которые могут очень серьезно повлиять на его способность приносить плод . Однако невозможно, чтобы он постоянно оставался бесплодным. Христианин, не принесший никакого плода, – просто не христианин . Я знаю, что некоторых читателей такое понимание, возможно, не устроит, но я верю, что такова истина Слова.

Подведем итог: когда в сердце у человека есть истинная вера, дела последуют сами собой так же естественно, как плод у дерева. Бог вложил в нас эту естественную способность, сотворил, создал нас для добрых дел, которые Он предназначил для нас исполнять (Ефесянам 2:10).

Итак, здесь мы рассмотрели первый вариант: случай, когда исповедание человека исходит из веры в его сердце, а значит оно ИСТИННО.

Вера и дела: тот, кто «говорит, что имеет веру»

Кроме этого, есть еще один вариант, когда некто «говорит, что имеет веру», но эта вера присутствует только на словах. Это вера человека, не уверовавшего сердцем, который по разным причинам, часто сам не осознавая этого, всего лишь выдает себя за верующего. Такой человек, только «говорящий, что имеет веру», но не имеющий ее на самом деле, он НЕ рожден свыше и не имеет иной природы, кроме греховной природы Адама, а значит, представляет собой гнилое и больное дерево. Такое дерево никак не сможет принести хорошего плода. Поэтому, если «кто-то говорит, что имеет веру», но не приносит соответствующего доброго плода, причем находится в бесплодном состоянии постоянно, стоит задуматься, истинна ли эта вера, которая, как он утверждает, у него есть. Как сказал Господь: «Всякое дерево познается по плоду своему» (Луки 6:44). Видя плод, мы можем судить о дереве. Здесь, пожалуй, стоит отметить, что своей статьей я не призываю подвергать сомнению истинность спасения других людей. Бог будет судить дела всех людей, и Он знает наши сердца. Цель же этой статьи – пробудить тех читателей, которые когда-то и где-то исповедали свою веру на словах и довольствуются этим, хотя в их жизни ничего не изменилось. Тот, кто верит, что спасется одним лишь исповеданием, обманывает сам себя. Спасает только вера! И когда вера есть, о ней уже не надо заявлять словами: эта вера сама проявит себя в делах, в приносимом ею плоде.

Помня обо всем вышесказанном, еще раз прочтем Иакова 2:14:

Иакова 2:14
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли [эта] вера [о которой он говорит, что он ее имеет] спасти его?»

Может ли вера, существующая только на словах, но не в сердце, спасти того, кто говорит, что имеет эту веру? НЕТ. Плод, совершение добрых дел, которые Бог предназначил нам исполнять, для чего Он нас и создал (Ефесянам 2:10), – естественный результат веры. Как с апельсинового дерева собирают апельсины, так и верующий, рожденный свыше и имеющий в себе Духа Божия, приносит соответствующий плод. Если кто-то говорит, что имеет веру, но не приносит присущего истинной вере доброго плода, тот, скорее всего, не имеет эту веру на самом деле. Такая вера, существующая исключительно на словах, – мертва, как засохшее бесплодное дерево. О таких людях Иаков пишет: «может ли эта вера спасти его?». Ответ ясен: НЕТ.

Примечания

Кто-то, возможно, спросит: «А как же люди, уверовавшие в Господа прямо перед смертью?». Как я уже сказал, спасение – по вере! Если человек своим сердцем уверовал в Господа Иисуса Христа и, допустим, спустя минуту умер, он будет спасен. В этой статье не говорится, что спасение дается по делам. Спасение – только по вере и никак иначе. Однако истинная вера всегда приносит плод. Таким образом, плод, дела – это признак истинной веры. Об этом здесь и говорится.

Похожие публикации