§24. Образование половых клеток и половое размножение у растений. Поколение Z: те, кто будет после Система ценностей представителей поколения Х

Помните Высоцкого: «…тот, кто будет после, – пусть пробуют они»? Действительно, каким будет поколение Z? Если верить социологам и бабушкам, ругающим «нынешнюю молодежь», перспективы не самые радужные. Злые, жестокие, инфантильные «взрослые дети». Примитивные потребители, которыми манипулирует интернет. Подробности – в интервью с Марком Сандомирским.

Сегодня принято ругать молодежь. За то, что они не читают, не учатся, ни к чему не стремятся, часами сидят перед компьютером, не уважают старших… В этом есть и доля истины, насколько бы не были прекрасны отдельные представители этой молодежи, но в массе своей они производят не самое приятное впечатление. Их интересы, цели и стремления не понятны их родителям – представителям поколений Х и отчасти Y – и вызывают опасения у социологов и психологов. Какими они будут сегодняшние дети и подростки, представители поколения Z? Чего нам ждать от тех, кто будет после? Как они будут пробовать себя во взрослой жизни, и какое общество они создадут для нас?

О настоящем и будущем представителей поколения Z E-xecutive беседует с автором 17 книг по психологии, психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским.

E-xecutive: Каковы границы поколения Z?

Марк Сандомирский: Популярная нынче «теория поколений» возникла относительно недавно, на стыке ряда дисциплин: экономики, демографии, истории, психологии (Нейл Хоув, Вильям Штраус ). Соответственно до сих пор в этой развивающейся, междисциплинарной теории еще не убраны «строительные леса» и присутствует ряд спорных моментов. Так существуют разные оценки возрастных границ «поколения Z». Например, по одной классификации к нему относят тех, кто рожден с начала «нулевых». По другой − тех, кто к началу «нулевых» еще не вышел из подросткового возраста. И для того, чтобы объединить разные подходы, уместно говорить о переходном поколении из ХХ века в век XXI – тех, кто родился в 1990-е годы и вплоть до 2010.

С другой стороны, внутри этого поколения, как большой и довольно неоднородной возрастной группы, есть субпоколения. В частности, нужно отдельно говорить о тех, кто рожден с начала и до середины 90-х годов. У этого субпоколения есть четкие социально значимые психологические отличия. Его условное название – поколение «Жесть». «Жесть», как вы понимаете, – то, что в молодежном жаргоне означает «замечательно» или «круто», но на самом деле является производным от слова «жестокость». Для этого субпоколения жестокость не только является нормой поведения, но и оценивается его представителями как нечто позитивное, как достоинство. Соответственно его представители характеризуются повышенной агрессивностью, конфликтностью, их жестокость в прямом смысле выплескивается наружу – особенно в среде себе подобных, когда они объединяются в группы («сбиваются в стаи»). Не случайно в социальных эксцессах, происходящих в последнее время, связанных со всплеском насилия (например, Манежная площадь), роль основной «ударной силы» играют подростки 15-17 лет. Отсюда же в значительной мере проистекает и рост подростковой преступности, отмеченный в нашей стране во второй половине «нулевых».

Описанное явление роста подростково-молодежной агрессивности совершенно закономерно и характерно не только для России, но и для большей части стран постсоветского пространства. Оно захватывает в них одну и ту же возрастную когорту – последних «детей перестройки» и первых «постсоветских» детей. Почему эти «новые молодые» повышенно агрессивны? Сказывается «эхо» социальных стрессов их далекого детства, создавших своего рода социально-психологическую «мину замедленного действия», антиобщественный эффект которой проявляется сейчас, «двадцать лет спустя». Исследования американских психологов, призванные дать ответ на вопрос: откуда берутся люди с агрессивным, антисоциальным поведением, или социопаты, − показали, что причина подобных расстройств поведения взрослого человека кроется в его раннем детском опыте. Чем в большей степени беременная женщина или молодая мама в первые два-три года жизни ребенка испытывает стрессы, тем больше вероятность того, что этот ребенок, вырастая, в подростковом возрасте и старше будет проявлять агрессивность и вести себя неадекватно. Он не будет справляться со своими негативными эмоциями, не будет сочувствовать и сопереживать другим людям, поскольку просто не умеет этого делать, не впитал соответствующие стереотипы с молоком матери. И поскольку начало и первая половина 90-х годов для всего постсоветского пространства были очень тяжелым временем массовых социальных стрессов, это и отразилось на детях, появившихся на свет в те годы. Вот сейчас мы и пожинаем плоды социальной катастрофы тех далеких лет − распада Советского Союза.

Конечно, в наибольшей мере описанные закономерности поведения свойственны для раннего субпоколения постсоветских «детей XXI века». У тех, которые родились, начиная с конца 90-х годов и по нынешнее время, казалось бы, нет такого раннего опыта социальных стрессов, который в зрелом возрасте становится основой агрессивных приспособительных поведенческих стратегий «против всех». Но, увы, «дурные» стереотипы поведения в обществе, как и дурные привычки, заразительны. «Волна» подобных стереотипов в одном субпоколении, поднятая давними социальными катаклизмами, распространяется и на последующие возрастные группы, перенимается по механизму подражания, по образу и подобию передачи других агрессивных поведенческих стереотипов – например, «дедовщины» в армии.

Исходя из вышеизложенного, можно прогнозировать «трудности завтрашнего дня» в работе с персоналом и управлении коллективом, когда в него будут вливаться «новые молодые». Ведь становясь сотрудниками, они должны в коллективе вести себя повышенно конфликтно, поскольку будут считать такое поведение естественным и правильным. Для них агрессивность может выглядеть как норма жизни, и по отношению к собственным родителям, и по отношению друг к другу, и по отношению к руководителю и сотрудникам на работе.

E-xecutive: Что будет формировать взгляды на жизнь представителей поколения Z? Какими они будут?

М.С.: Формировать взгляды нового поколения, конечно же, будет интернет. И уже формирует. Ведь дети сейчас живут в ином мире, чем раньше: они больше общаются с компьютерами, чем с родителями и друг с другом. Они с детского возраста погружены в интернет, он им заменяет телевидение – дети смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайновые игры. Дальше – больше, и обучение, и общение со сверстниками будет становиться все более онлайновым. Отсюда, из специфики такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, и вытекают дальнейшие психологические особенности этого поколения. Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается, и цепочка социального наследования, передачи опыта прерывается. Нынче родители все меньше играют роль авторитета для своих детей; всезнающим авторитетом для последних становится интернет. Ну, а если дети не учатся у родителей, тогда родители начинают учиться у своих детей (префигуративное общество, которое начинает формироваться уже сегодня).

Какими они будут, когда вырастут, сегодняшние Z-дети? Это будет в полной мере «цифровое» поколение, представителям которого легче будет устанавливать контакт с компьютером, чем друг с другом. Пожалуй, в наиболее ярком виде психологические особенности нового поколения можно наблюдать в их крайних проявлениях, в форме определенных психологических синдромов.

Во-первых, это гиперактивность. Сейчас происходит роста числа так называемых «детей индиго», или детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности. Существует миф, который поддерживается в родительской и отчасти педагогической среде, о том, что это якобы особые, одаренные дети, «люди будущего». Но это, к сожалению, не так. Реальность такова, что у «детей индиго» есть определенные проблемы медико-психологического характера. Недостаток эмоциональных контактов в семье, в первую очередь с матерью, и избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни, приводят к нарушению возрастного развития нервной системы. Вот почему эти дети повышенно возбудимы, впечатлительны, непоседливы и менее послушны.

И хотя со временем эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждет общество бывших гиперактивных детей. Гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности. Мышление таких людей ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими порциями – это так называемое «клиповое мышление» (хотя этот термин еще не совсем устоялся в психологической среде, скорее можно сослаться на работы социальных философов, в частности А. Ашкерова ). Эти люди не будут читать «Войну и мир», они будут читать комиксы и короткие тексты в интернете, тексты, которые помещаются на один экран. И переваривать информацию они будут точно таким же образом: быстрее, но короткими порциями. А это означает поверхностный подход к анализу информации и к принятию решений.

Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации. Речь идет об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества (теория Д. Скрипникова ). Аутизация, как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.

E-xecutive: Что окажет решающее влияние на развитие и формирование поколения Z?

М.С.: Интернет, интернет и еще раз интернет. Он для них будет заменять другие каналы получения информации и, безусловно, станет более важным, чем традиционные СМИ. Конечно, дело здесь не столько в запросах нового поколении, сколько в закономерностях прогресса общества и развития интернет-коммуникаций, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Для этого процесса глобальной «интернетизации» жизни есть даже специальное название: интернет-революция (и ее ведущее на сегодняшний день направление – революция социомедийная). При этом, если в традиционном обществе все-таки большее влияние, чем СМИ, на человека оказывало общение с другими людьми, коммуникация «человек-человек», то для нового поколения, скорее всего, виртуальная коммуникация будет преобладать над реальной. Здесь возникает определенное противоречие: люди стремятся все меньше общаться друг с другом (по Бодрийяру ) – но при этом общаются все больше. Они все меньше общаются в социальной реальности – и все больше в реальности виртуальной. Это и есть описанная выше тенденция к аутизации: современный человек постепенно становится менее общительным в социальном плане, люди все более изолируются друг от друга, и возникающая социальная самоизоляция (еще одно противоречие, стремление жить в обществе – и быть свободным от общества) компенсируется общением через интернет. По сути, новое поколение в значительной мере и жить будет в интернете. Они будут рваться туда, убегая из обыденной реальности, там будут сосредоточены их интересы, чувства и помыслы.

Соответственно, когда человек отвлекается от привычной реальности и живет в реальности искусственной, например, виртуальной, он отрывается от жизни, реальной почвы, и им становится легче манипулировать. Простой пример. Почему в интернете периодически возникают эпидемии панических слухов? Люди сталкиваются с информацией, которую не могут проверить, поэтому они ей парадоксальным образом доверяют, чтобы избавиться от возникающей неопределенности (виртуальная реализация тертуллиановского постулата: «Верую, ибо абсурдно»). Легенды про «сигналы» людей, оставшихся в живых на затопленной ГЭС, или про страшный смог, из-за которого «все умрут», конспирологические теории происхождения постигших нашу страну природных катаклизмов показательны тем, что они быстро распространялись в интернете и охватывали большую аудиторию. Вот пример того, что при интернетизации общения, люди становятся более податливы для манипулирования, ибо воспринимают информацию некритически и к тому же в роли пользователей социальных медиа становятся друг для друга источниками панического информационного «заражения».

А это значит, что новое поколение, которое будет проводить в интернете еще больше времени, чем сегодняшние «старожилы рунета», может оказаться еще более податливым для манипуляции. Отрываясь от реальности, люди вынуждены доверять тому, что проверить все равно не могут. И основная направленность манипуляции массовым сознанием, которая усиливается с каждым годом и для нового поколения будет особенно актуальной, состоит в том, чтобы люди начали воспринимать жизнь в целом как развлечение, как игру. И в этой игре главным становится потребление – информации, товаров, услуг, развлечений. Мы будем медленно, но верно врастать в западные стандарты потребительского общества, подчиняясь «проклятому» Зиновьевым и высмеиваемому Задорновым тренду вестернизации. И с психологической точки зрения можно сказать, что это будет приводить к еще большей инфантилизации населения. Эта тенденция заметна уже сейчас на подростках и молодежи, составляющих отдельную потребительскую и социально-психологическую группу, описанную маркетологами как кидалты, или «взрослые дети». Для них характерен «синдром Питера Пэна», или «вечного ребенка»: они не хотят взрослеть и обременять себя взрослыми обязанностями и ответственностью. Соответственно, они настроены вести потребительский «детский» образ жизни. И рассмотренная закономерность имеет совершенно определенную подоплеку: это удобно. Удобно для того, чтобы новым поколением манипулировать в еще большей степени. Манипулировать не в целях политических, они тут неактуальны, новое поколение будет еще более аполитичным, скорее всего. А манипулировать именно в целях экономических, чтобы эти дети потребляли и покупали, снова потребляли и снова покупали.

E-xecutive: Чем поколение Z будет отличаться от предыдущих поколений?

М.С.: С одной стороны, они становятся менее общительными, более погруженными в себя и виртуальный мир и фантазии. На языке психологии – более интравертированными. С другой стороны, если речь идет о ребенке, то это детский эгоцентризм, для ребенка это естественно – думать исключительно о себе. Применительно к человеку взрослому это правильно назвать индивидуализмом. Таким образом, психологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализм.

Надо подчеркнуть, что чем дальше, тем больше будет заметна социально-психологическая поляризация, расслоение молодежи: расслоение интеллектуально-культурное, а не расслоение экономическое (хотя последнее отчасти коррелирует с первым). Когда происходит подобная поляризация, то на одном полюсе – меньшая часть подростков, которые заинтересованы в знаниях, которые интенсивно учится, и знания для них имеют высокую ценность. А на другом полюсе − большая часть подростков, для которых, наоборот, культура, образование, знания девальвируются, теряют ценность. В их представлении можно хорошо устроиться в жизни, не обладая специальными познаниями. Устроиться другими способами – по протекции. На самом деле здесь кроются инфантильные ожидания – для ребенка все вопросы должны решать родители, вот и для современных подростков и молодежи, вчерашних детей, мама и папа должны их устроить во взрослой жизни и создать для них комфортные условия, обеспечить для этой жизни всем необходимым.

И сюда же надо добавить, что, когда мы говорили о повышенной манипулируемости умами и чувствами населения, то подверженная манипулятивному влиянию большая часть нового поколения будет становиться «рабами общественного мнения», точнее – рабами интернета. Из сети они будут черпать образцы того, как нужно одеваться, как нужно себя вести, как вообще жить правильно. Потому что для них правильно означает «быть как все», подражать большинству. А та меньшая часть поколения, которая стремиться к индивидуальности, самобытности, аутентичности, самореализации, видимо, будет составлять всего лишь несколько процентов. Здесь мы опять жк будем вестернизоваться, будем двигаться в сторону такого ценностно-культурного распределения общества, которое уже сложилось на Западе. До сих пор еще мы как-то сохраняли самобытность, пока изживали (увы!) остатки старой советской системы образования (которая была действительно хорошей, не в пример модерновой болонской системе и модернизированным стандартам школьного образования) и растрачивали накопленный запас культуры. Сейчас, с вступлением в самостоятельную жизнь «поколения Z» все окончательно изменится – очевидно, не в лучшую сторону.

По сравнению с предыдущими поколениями у новой молодежи еще больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают. Для них взгляды родителей («предков», «геронтов») безнадежно устарели, что само по себе является большим противоречием для общества. Ибо это означает, что от родителей молодежь будет отдаляться, мнением родителей пренебрегать, но в то же самое время ожидать, что родители будут решать ее проблемы. То есть новое поколение будет возлагать на родителей моральную ответственность за собственные проблемы - когда у них что-то не получается, они прибегают к самооправданию: это родители им не дали, не устроили, не научили…

Следующий важный момент – исчезает традиционная семья. Эта тенденция сейчас уже явно проявляется, она существует в обществе как долгосрочный тренд. Для нового поколения, когда они вырастут, психологические проблемы создания семьи будут еще более острыми. У них нет личного опыта жизни в полной семье, семье, где много детей. Это тоже важно. Почему новая молодежь будет более эгоцентричной? Эти дети вырастают в семьях, где есть единственный ребенок, автоматически представляющий собой центр внимания. Ребенок привыкает к такому положению вещей и полагает, что и другие люди должны к нему относиться так же, как родители. С таким инфантильным эгоцентричным убеждением он и выходит в самостоятельную жизнь.

Новые формы семейных отношений – это суррогатные формы брака. Это уже не брак гражданский, а так называемая семья выходного дня. Люди вместе не живут, а только проводят выходные. Или серийный брак, когда обе стороны заранее знают, что это не надолго, год-полтора, максимум два. И в некотором смысле получается, что информационный прогресс в обществе на семью и детей влияет парадоксальным образом: возникает регресс. Мы скатываемся к примитивным формам общественной организации, когда семьи как ячейки общества еще не было, как в каменном веке.

Семейный круг, встречи родных тоже будут уходить в прошлое, и лет через 15-20 они станут виртуальными и общаться люди будут по аналогу Skype. Уже сейчас есть молодые люди, которые живя отдельно от родителей (но за их счет), общаются с «родаками» только по телефону или через сеть. И дело не в отдельно взятых семьях, к сожалению, это закономерность, образ жизни подталкивает молодежь именно к такому поведению.

E-xecutive: Какие ценности будут у представителей поколения Z?

М.С.: Начать надо с того, что у нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров. Происходит это в силу нескольких причин. Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают. Второе – мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодежи неактуальными. И, наконец, третье – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества. Получается, что человек живет как бы в тумане, в котором ориентиры не видны. Раньше устоявшееся в обществе жизненное кредо было в чем-то упрощенно-популистским: каждый человек должен был сделать в своей жизни нечто, сводящееся к стандартному набору (построить дом, вырастить сына, посадить дерево). Сейчас такой определенности, которая бы сводилась к простым формулам, больше нет. Казалось бы, человек приобретает больше свободы, но он не знает, что с этой свободой делать. Как лучше всего жить? Каким быть? К чему стремиться? Как поступать, как распоряжаться своей жизнью правильно?

И переходя к ценностям… Конечно, ценности бывают разные, но их можно объединить в четыре основные группы: здоровье (физическое благополучие и безопасность), семья, социальные ценности (карьера, материальное положение) и ценности духовные (образование, культура). Подводя итог, можно сказать, что ценности здоровья для нового поколения никуда не денутся, может быть, даже будут еще более актуальны. Люди будут осознавать, что для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше усилий, и потребление в этой сфере будет расти. А вот вторая группа ценностей – семейные – в глазах нового поколения, увы, обречена на постепенную девальвацию. Перемещение внимания будет происходить в сторону социальных ценностей – карьера и благосостояние. Но вспоминая про гиперактивность, повышенную конфликтность и проблемы с эмоциями можно ожидать, что это общество будет склонно к более острой конкуренции людей друг с другом, конкуренции не корпоративной, а персональной. Новое поколение будет еще больше, чем предшественники, стремиться расталкивать окружающих локтями для достижения личных целей. А четвертая группа ценностей – духовная – для значительной массы молодежи опять же будет обесцениваться. Группа людей высококультурных, для которых образование, духовность, личностное развитие имеют высокий приоритет, будет, к сожалению, сокращаться.

E-xecutive: Как поколение Z будет проявлять себя на работе? В отношениях с начальниками и коллегами?

М.С.: Главный социально-психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация. Она проявляется в том, что взрослые люди сохраняют детские черты и соответственно во «взрослых» ситуациях ведут себя по-детски, не осознавая этого. Соответственно, как работники, они будут менее ответственными, менее исполнительными, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети, будут постоянно ожидать от окружающих и от руководителя безусловной положительной оценки всего, что они делают на работе. Представьте: ребенок, получает от родителей похвалу за свои поделки и наивные детские рисунки, за прочитанные на детсадовском утреннике стихи – это естественно. Но когда человек вырастает, становится, к примеру, офисным сотрудником, а внутри остается все тем же ребенком, он ожидает такой же безусловно-принимающей позитивной оценки за свои «произведения», за свою работу, даже если он выполняет ее некачественно, неадекватно. Сюда же нужно добавить свойственный инфантильному поколению детский эгоцентризм и потребительское отношение к жизни. Уже сейчас молодые сотрудники, особенно столичные «кадры», нередко претендуют на то, чтобы получать заработную плату не по результату своей деятельности, не за надлежащее выполнение функциональных обязанностей, а просто за сам факт присутствия на рабочем месте, «отсиживания» положенного количества часов (отчасти заполняемого общением в интернете). Впрочем, как гласит народная мудрость, тех, кто хочет работать, жизнь наставляет, а кто не хочет – заставляет. Так же происходит и со «взрослыми детьми»: жизнь для них – лучший учитель.

E-xecutive: А как будут вести себя в офисе представители субпоколения «Жесть»?

М.С.: Как мы говорили, для них характерны повышенная конфликтность, жесткость, бескомпромиссность, стремление «идти напролом» ради защиты своих интересов, не считаясь с интересами окружающих, буквально по их головам. Можно сказать, что это поколение будет более психологически конкурентно в завтрашних офисных войнах, у них будет преимущество по сравнению с более конформными, менее конфликтными представителями старших возрастных групп. Но вот желания работать добросовестно, стремления к компетентности вряд ли стоит от этого поколения ожидать, ведь повышенная требовательность к другим (стремление «брать») у «новой» молодежи нередко сочетается с нетребовательностью к себе (и нежеланием «отдавать»). И если их скрытая агрессивность, стремление к доминированию ошибочно принимается за лидерские качества, если идеалом руководителя представляется человек, который не «миндальничает» с подчиненными, привык на них «давить» и легко может, не сдерживая себя рамками этикета, стукнуть кулаком по столу и наорать на сотрудников, тогда «дети 90-х» идеально в подобный стереотип руководства впишутся. Если же под лидерством понимать действительно умение направить большую группу людей на достижение общей цели, объединив их, замотивировав, найдя подход к каждому и создав из них сплоченную команду, то «новым молодым» добиваться этого, пожалуй, будет труднее, чем их старшим коллегам.

E-xecutive: Из вышесказанного можно сделать вывод, что ценность рабочих профессий упадет до нуля?

М.С.: Вполне возможно. Впрочем, так же, как и других «исполнительских» профессий, связанных с напряженным (не только физически) трудом, стереотипностью действий, монотонностью, изматывающим темпом. Ведь все эти факторы становятся источником профессионального психоэмоционального напряжения. А если относиться к жизни и работе инфантильно, по-детски - как к игре, то напрягаться ни в коем случае не надо! Ведь что такое игра? Когда что-то нужно делать «понарошку», имитировать занятость и бурную деятельность. И желающих «пахать», «вкалывать», напрягаться всерьез, занимаясь не только физическим трудом, становится все меньше и меньше. Даешь виртуальную работу с виртуальным результатом! Интернет – вот самое популярное место работы в будущем, для нового поколения. Промышленность же – это достаточно напряженный труд: ведь даже если значительную часть работ выполняют станки с программным управлением, автоматизированные системы, на долю «человеческого фактора» все равно остается напряженный ритм, плотный график работы, обязательность, ответственность и т.д. А инфантильное отношение к труду, свойственное новому поколению, сводится к простому принципу: поменьше напрягаться, вообще поменьше делать и за это побольше получать. Это не совмещается ни с рабочими, ни с инженерными профессиями. И престиж и тех, и других в обществе давно уже упал.

Александра Сычева

Продолжение. См. № 22, 23/2005, 2, 3, 4 , 5, 6, 7, 8, 10/2006

Словарь-справочник в вопросах и ответах

(6–11-е классы)

    Какой набор хромосом содержится в спорах, гаметах, зиготе мохообразных?

Ответ. В спорах и гаметах – гаплоидный набор хромосом, в зиготе и развивающемся из нее спорофите – диплоидный.

    Какое поколение преобладает у моховидных в цикле развития?

Ответ. Преобладает гаметофит, или половое поколение, представленное листостебельным растением. Спорофит автономно существовать не может.

МУТАГЕНЕЗ – возникновение мутаций под влиянием физических факторов или химических веществ – мутагенов.

    Какие физические факторы могут вызывать мутации?

Ответ. Высокочастотные излучения – радиация, рентгеновское и ультрафиолетовое излучения.

    Для чего используют искусственный мутагенез в селекции?

Ответ. В селекции искусственный мутагенез используют для получения мутантов растений, животных, микроорганизмов, из которых выбирают нужные формы с нужными свойствами для дальнейшего разведения.

МУТАЦИИ (от лат. mutatio – изменение) – внезапные, естественные или вызванные искусственно, наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.

    Кто из ученых считается основоположником учения о мутациях?

Ответ: Гуго Де Фриз (1901).

    Какие виды мутаций вам известны?

Ответ: Соматические – не затрагивают половых клеток и наследуются только при вегетативном размножении и генеративные – происходят в половых клетках и передаются следующим поколениям. Генные – мутации отдельных генов, хромосомные – происходят при перестройках хромосом, их обрывах и геномные – изменение числа хромосом в клетках.

    Какова роль мутаций в эволюции органического мира?

Ответ: Мутации вызывают разнообразные изменения признаков. Фенотипически проявившиеся мутации подвергаются действию естественного отбора. Те из них, которые оказываются наиболее адаптивными в конкретных условиях среды, сохраняются, вредные – отсеиваются отбором.

МЫШЦЫ, МУСКУЛЫ – органы тела животных и человека, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

    Какие типы мышц различают в организме человека?

Ответ. Скелетные, или поперечно-полосатые, мышцы, гладкие мышцы и сердечную мышцу.

    Как регулируется деятельность мышц?

Ответ. Мышечные сокращения регулируются и контролируются нервной системой. Каждая мышца снабжена окончаниями чувствительных и двигательных нейронов, воспринимающих и передающих возбуждение.

    Почему в норме мышечные движения скоординированы, а при некоторых патологиях координация движений нарушается?

Ответ. Мышечные сокращения скелетной мускулатуры находятся под контролем коры головного мозга. Координация движений нарушается при временном или постоянном угнетении функций коры мозга.

    Какие химические соединения обеспечивают способность мышц к сокращению?

Ответ. В первую очередь это белки актин и миозин – основные структурные компоненты мышц.

    Почему утомление мышц постепенно проходит?

Ответ. Утомление наступает при недостатке энергии АТФ, следовательно, при восполнении запасов энергии утомление проходит.

Н

НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ – автотрофные растения, способные улавливать и частично переваривать насекомых с помощью ферментов и органических кислот. Таким образом они восполняют недостаток азота.

    Назовите представителей насекомоядных растений.

Ответ . К насекомоядным растениям относятся венерина мухоловка, непентес, пузырчатка и др. Всего около 500 видов, распространенных, в основном, в теплых районах Земли.

    Какие приспособления для ловли насекомых имеют насекомоядные растения?

Ответ . Это могут быть мешковидные органы в виде кувшинчика, как у непентеса; листья некоторых растений покрыты липкими волосками. У росянки листья захлопываются при прилипании к ним насекомых.

НАСЕКОМЫЕ – класс (по некоторым современным классификациям, надкласс) животных типа Членистоногие.

    Назовите основные признаки насекомых, обеспечившие им расцвет и распространение на Земле.

Ответ . Хитиновые покровы тела, обеспечивающие защиту, теплоизоляцию, опору; способность к полету, связанная с развитием крыльев; разнообразие ротовых аппаратов; развитие с метаморфозом, позволяющее приспосабливаться к разным средам обитания; приспособленность к опылению цветковых растений и питанию их соками; трахейное дыхание; забота о потомстве у общественных насекомых.

    Каково значение насекомых в природе и их практическое значение для человека?

Ответ. Насекомые, в силу своей численности (известно около 1 млн видов, истинное число, вероятно, составляет 1,5–2 млн видов) – мощный биологический фактор среды. Польза насекомых связана с их функциями опылителей растений, участием в почвообразовании. Насекомые рыхлят почву и обогащают ее перегноем. Насекомые выполняют санитарные функции, уничтожая гниющие растительные остатки, трупы животных, их выделения. Насекомые и их личинки служат кормом многим позвоночным животным.
Вредное влияние насекомых связано, в первую очередь, с ущербом, который они наносят растениям, особенно при массовом размножении. Многие насекомые являются переносчиками возбудителей опасных заболеваний, например малярийный комар, муха цеце, москиты, блохи, клопы.

НАСЛЕДОВАНИЕ – передача генетической информации от одного поколения организмов другому.

    От каких процессов зависят закономерности наследования?

Ответ . Эти закономерности зависят от особенностей удвоения, объединения и распределения генетического материала.

    Какие типы наследования встречаются в органическом мире?

Ответ . В зависимости от расположения ДНК в клетке различают ядерное и цитоплазматическое наследование. Существуют различные варианты наследования признаков: сцепленное, полностью сцепленное с полом, не полностью сцепленное с полом и многие другие варианты.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – свойство организмов передавать свои признаки и функции следующим поколениям.

    Что представляют собой «факторы наследственности»?

Ответ . Материальными носителями наследственности являются гены – участки молекул ДНК или РНК.

    Что такое цитоплазматическая наследственность?

Ответ . Это наследственность, связанная с нуклеиновыми кислотами клеточных органоидов – митохондрий и пластид.

    Что означает понятие «митохондриальная наследственность»?

Ответ . Эта наследственность связана с ДНК митохондрий. Митохондрии эукариотических клеток способны к размножению, причем у высших организмов признаки, обусловленные митохондриальной наследственностью, передаются только по женской линии. Это объясняется тем, что при оплодотворении цитоплазма сперматозоида не проникает в яйцеклетку, а следовательно, не проникают и мужские митохондрии.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ –охраняемые природные территории (акватории), на которых сохранились природные комплексы, представляющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.

НЕЙРОН (от греч. neuron – жила, нерв) – нервная клетка, нейроцит, основная структурная и функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости.

    Из каких отделов состоит нейрон?

Ответ. Нейрон состоит из тела, аксона и одного или нескольких дендритов.

    Назовите основные виды нейронов организма.

Ответ. Нейроны различают по функциям и строению. По функциям нейроны подразделяются на чувствительные, двигательные и вставочные (ассоциативные). По строению бывают униполярные (с одним аксоном), биполярные (есть аксон и дендрит) и мультиполярные (аксон и несколько дендритов). По характеру воздействия выделяют возбуждающие и тормозные нейроны.

    Что образует система из чувствительного, вставочного и двигательного нейронов?

Ответ. Данная система образует рефлекторную дугу безусловного рефлекса.

    Как называется место контакта двух нейронов.

Ответ. Синапс. В нем происходит передача возбуждения с нейрона на нейрон посредством медиатора.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА – совокупность отдельных нейронов и других структур нервной ткани животных и человека, объединяющая деятельность всех органов и систем организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой.

    Что лежит в основе деятельности нервной системы (НС)?

Ответ . В основе деятельности НС лежит рефлекс. Любая реакция организма связана с проведением возбуждения по рефлекторным дугам и торможением этого процесса.

    Как происходило усложнение НС в ходе эволюции?

Ответ . По мере развития и усложнения организмов НС развивалась в направлении совершенствования переднего мозга и особенно его больших полушарий. От НС диффузного типа (у кишечнополостных) совершен переход сначала к диффузно-узловой и узловой (плоские и кольчатые черви, насекомые), а затем - к централизованной НС, находящейся под контролем головного мозга.

    Что контролируют соматическая НС и вегетативная НС?

Ответ . Соматическая НС контролирует деятельность скелетной мускулатуры. Вегетативная НС регулирует работу внутренних органов.

    На какие отделы подразделяется вегетативная НС и как функционируют эти отделы?

Ответ . Вегетативная НС подразделяется на симпатический и парасимпатический отделы. Они оказывают противоположное влияние на внутренние органы. Если симпатическая система ускоряет работу сердца, то парасимпатическая замедляет его работу.

НООСФЕРА – новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится главным, определяющим, фактором ее развития.

    Кто из ученых ввел понятие «ноосфера»?

Ответ . П.Тейяр де Шарден и Э.Леруа. Они связывали это понятие с возникновением и развитием человечества. Ноосфера понималась ими как «мыслящая оболочка Земли».

    Какой смысл вкладывал в это понятие В.И. Вернадский?

Ответ . Вернадский считал, что человечество оказывает определяющее влияние на биосферу. Развивая и совершенствуя науку, культуру, технику, человек влияет на все оболочки биосферы, изменяя их. Вернадский утверждал необходимость разумной деятельности человека во взаимодействии с природой, а не против нее.

НОРМА РЕАКЦИИ – пределы модификационной изменчивости, определяемые генотипом особи.

    Правильно ли утверждение, что наследуется признак?

Ответ . Наследуются, на самом деле, гены. Их комбинация определяет фенотип организма и возможности проявления изменений.

    Что означают понятия «широкая норма реакции» и «узкая норма реакции»?

Ответ . Понятие «широкая норма реакции» означает, что степень выражения признака может варьировать в достаточно широких пределах. Например, рост конкретного человека, в зависимости от условий питания, образа жизни, занятий спортом, может колебаться в пределах нескольких сантиметров. «Узкая норма реакции» означает, что данный признак имеет небольшой диапазон изменчивости.

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ – полинуклеотиды, фосфоросодержащие биополимеры, имеющие универсальное распространение в живой природе (см. ДНК).

    Какие виды нуклеиновых кислот (НК) вам известны?

Ответ . Существует два вида нуклеиновых кислот: ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота и РНК – рибонуклеиновая кислота.

    Каким образом соединены нуклеотиды в молекулах НК?

Ответ . Линейно нуклеотиды в молекуле НК связаны эфирными связями между остатком фосфорной кислоты одного нуклеотида и углеводным остатком следующего нуклеотида.

    Каковы размеры молекулы ДНК?

Ответ . Длина различных ДНК достигает нескольких сотен микрон, ширина молекулы – 2 нм, длина одного витка – 3,4 нм.

    Чем отличается ДНК от РНК?

Ответ . РНК – одноцепочная молекула, вместо дезоксирибозы и тимина содержит рибозу и урацил.

НУКЛЕОТИДЫ – мономеры молекул ДНК и РНК, состоящие из азотистого основания, пятиуглеродного сахара и остатка фосфорной кислоты.

    Какие виды нуклеотидов содержатся в ДНК и РНК?

Ответ . В ДНК содержатся аденин, тимин, гуанин и цитозин, а в РНК – те же нуклеотиды, но вместо тимина – урацил.

    Чем можно объяснить комплементарность нуклеотидов?

Ответ . Расстояние между углеводными компонентами двух спаренных нуклеотидов строго фиксировано (1,1 нм). Поэтому пуриновое основание может соединяться с пиримидиновым; кроме того, геометрия молекул оснований такова, что водородные связи могут образовываться только между пуринами и пиримидинами. Между аденином и тимином – 2 связи, между гуанином и цитозином – 3 связи.

    Если одна цепь ДНК представлена нуклеотидами ААТ ТГЦ ТАТ, то как будет выглядеть вторая цепь?

Ответ . ТТА АЦГ АТА.

О

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ – метаболизм, совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, жизнедеятельность, воспроизведение, постоянный контакт и обмен веществом и энергией с окружающей средой.

    Какие виды обмена веществ в организме вам известны?

Ответ . Различают пластический обмен (ассимиляция) и энергетический обмен (диссимиляция). Пластический обмен – это синтез органических веществ в организме, идущий с поглощением энергии. Энергетический обмен – распад органических соединений до конечных продуктов, идущий с выделением энергии.

    Какие вещества синтезируются в организме?

Ответ . В растительном организме синтезируются углеводы в процессе фотосинтеза, белки, жиры, нуклеиновые кислоты. В остальных организмах синтезируются те же вещества, но фотосинтеза не происходит.

    В чем заключается биологический смысл пластического обмена?

Ответ . В ходе пластического обмена из сложных веществ, не похожих по составу на сложные вещества организма, синтезируются сложные вещества, свойственные данному организму. Это и называется ассимиляцией, или усвоением.

    В чем заключается биологический смысл энергетического обмена?

Ответ . Смысл энергетического обмена заключается в извлечении и аккумуляции энергии из веществ, поступающих извне. Извлеченная энергия аккумулируется в виде АТФ в ходе гликолиза и окислительного фосфорилирования. Затем она используется на все процессы жизнедеятельности (см. Энергетический обмен).

ОБОНЯНИЯ ОРГАНЫ – структуры, воспринимающие химические раздражители, присутствующие в окружающей среде. Образованы обонятельным эпителием, содержащим рецепторные клетки. Острота обоняния зависит от количества рецепторов. У овчарок их около 200 млн, у человека – 10 млн.

ОВУЛЯЦИЯ (от ovum – яйцо) – выход зрелых яйцеклеток из яичника в полость тела.

    Как происходит овуляция у человека?

Ответ . При разрыве фолликулов зрелая яйцеклетка выходит в маточную (фаллопиеву) трубу, затем продвигается к матке в течение 7 дней.

    Как регулируется периодичность овуляции?

Ответ . Нейрогуморальным путем с участием гипоталамуса и гипофиза. Может наступать под влиянием сигналов внешней среды, например изменения длины светового дня, температуры и др.

ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ – класс цветковых растений.

    Приведите примеры однодольных растений.

Ответ . К однодольным относятся семейства злаков, лилейных, аронниковых (ароидных). Основные представители – культурные злаки, осоки, тюльпаны, лилии, лук, чеснок, пальмы.

    Каковы основные признаки однодольных растений?

Ответ . У однодольных как правило мочковатая корневая система, одна семядоля в семени, дуговидное или параллельное жилкование листьев, камбий отсутствует, число частей цветка кратно трем.

ОДНОДОМНЫЕ РАСТЕНИЯ – растения, у которых однополые цветки – мужские (тычиночные) и женские (пестичные) – или другие мужские и женские половые органы (у нецветковых растений) находятся на одном и том же растении. Береза, лещина, дуб, сосна, ель, кукуруза, многие мхи.

    Какой способ опыления характерен для однодомных покрытосеменных и голосеменных растений?

Ответ . Это ветроопыляемые растения.

    Какими приспособлениями к опылению могут обладать такие растения?

Ответ . Цветки покрытосеменных растений собраны в соцветия, распускаются часто до появления листьев, располагаются открыто. При этих условиях опыление более эффективно. У голосеменных шишки открыты, что обеспечивает доступ пыльце.

ОДНОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ – растения, заканчивающие свой цикл развития за один год.

ОКИСЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ – совокупность реакций окисления органических веществ, протекающих в живых клетках.

    Каков основной результат биологического окисления?

Ответ . Обеспечение организма энергией.

    Какие реакции лежат в основе окисления?

Ответ. Донорно-акцепторные окислительно-восстановительные реакции, связанные с передачей атомов водорода или электронов от донора к акцептору. Таким акцептором у растений, животных и некоторых микроорганизмов служит кислород. Донорами могут быть как органические, так и неорганические вещества.

    Биологическое окисление многоступенчато. Чем это можно объяснить?

Ответ . Сложные органические соединения – белки, жиры, углеводы – содержат в своих химических связях достаточно большой запас энергии. Она высвобождается постепенно в процессе ступенчатого окисления. Если бы эта энергия освобождалась сразу, в ходе одной реакции, то клетки бы сгорели.

    Как и где запасается освобожденная энергия?

Ответ . Запасание энергии происходит в митохондриях в виде АТФ.

ОКОЛОЦВЕТНИК – совокупность покровных листочков цветка, окружающих тычинки и плодолистики.

    Какой околоцветник называется простым?

Ответ . Если околоцветник состоит из одинаковых по окраске и форме листочков (ландыш, тюльпан), то он называется простым.

    Какой околоцветник называется двойным?

Ответ . Состоящий из чашечки и венчика (гвоздика, роза, колокольчик).

ОНТОГЕНЕЗ (от греч. ontos – сущее и...генез ) – индивидуальное развитие особи, вся совокупность ее преобразований от зарождения (деление одноклеточного организма или оплодотворение яйцеклетки) до конца жизни (смерть или новое деление особи).

Продолжение следует

Рассмотрите на рисунках 97-99 жизненные циклы растений. Вспомните из учебника 6 класса, как происходит размножение этих растений. В чем сущ ность двойного оплодотворения у покрытосеменных (цветковых) растений?

У растений образование половых клеток и индивидуальное развитие протекают иначе, чем у животных. В царстве растений наблюдается чередование в жизненном цикле полового и бесполого поколений. Кроме того, у растений мейоз происходит не при образовании половых клеток, а при созревании спор.

Чередование поколений у растений. Спорофит (от греч. спора - семя и фитон - растение) - бесполое поколение растений с двойным набором хромосом. На спорофите в процессе мейозе образуются споры. Из спор развивается гаметофит (от греч. гаметес - супруг и фитон - растение) - половое поколение с одинарным набором. На нем в митозе образуются гаметы. После оплодотворения из зиготы снова образуется спорофит. Далее процесс повторяется. В зависимости от типа растения взрослый организм может быть гаметофитом или спорофитом (рис. 96).

Рис. 96. Чередование бесполого (спорофита) и полового (гаметофнта) поколеиий в жизненном цикле растений

У зеленых водорослей в жизненном цикле преобладает половое поколение - гаметофит (рис. 97). Он размножается бесполым и половым путями. В определенный период на гаметофите развиваются гаметы, разные или одинаковые по величине. После слияния гамет образуется зигота, из которой в результате мейоза формируются споры. Они дают начало новым гаметофитам. В жизненном цикле зеленых водорослей спорофит представлен только одной клеткой - зиготой.

Рис. 97. Жизненный цикл зеленой водоросли (улотрикс)

У мхов гаметофит в цикле также преобладает (рис. 98). Он развивается при прорастании споры. Это листостебельное растение, на побегах которого образуются мужские и женские органы полового размножения. Спорофит - тонкая ножка с коробочкой - развивается на гаметофите и не способен к самостоятельному существованию.

Рис. 98. Жизненный цикл зеленого мха кукушкин лен

В спорангиях в результате мейоза образуются споры. Споры после созревания высыпаются и во влажной среде прорастают, давая начало ветвящейся нити (предростку). На ней из почек развиваются гаметофиты.

У папоротников, плаунов и хвощей, наоборот, в жизненном цикле преобладает спорофит (рис. 99). На нем в специальных органах - спорангиях в результате мейоза образуются споры. Споры после созревания высыпаются и прорастают. При прорастании из споры развивается половое поколение - гаметофит, который представляет собой небольшой заросток. В процессе митоза на нем образуются мужские и женские гаметы.

Рис. 99. Жизненный цикл папоротника щитовника мужского

При наличии воды происходит оплодотворение и образуется зигота. Из нее развивается зародыш, а далее молодое растение - спорофит.

Размножение и развитие семенных растений. У семенных растений размножение происходит семенами. В жизненном цикле преобладает спорофит, а гаметофит сильно уменьшен в размерах (редуцирован), развивается на спорофите и представлен лишь несколькими клетками. Развитие семенных растений рассмотрим на примере жизненного цикла покрытосеменных, или цветковых растений.

Рис. 100. Шишка - орган семейного размножения голосемянных растений

Взрослое растение - спорофит, имеет двойной набор хромосом. Спорофит развивается из семени. Репродуктивным органом является цветок (рис. 101). В цветке формируется женский орган - пестик и мужской орган - тычинки. В завязи пестика в семязачатках в результате мейоза образуются 4 споры. Деление происходит неравномерно - образуются одна крупная спора и три мелкие. Три мелкие споры отмирают, а одна крупная развивается в женский гаметофит. Спора трижды делится митозом и образуется восьмиядерный зародышевый мешок: 8 ядер в котором распределяются следующим образом. Ближе к пыльцевходу находится крупное ядро - яйцеклетка, рядом два ядра помельче - сопутствующие. На противоположном полюсе мешка располагаются три ядра, а в центре - два центральных ядра. Все ядра имеют одинарный набор хромосом (n). Таким образом, женский гаметофит у покрытосеменных растений представлен восьмиядерным зародышевым мешком.

Рис. 101. Органы семенного размножения цветковых растений: 1 - цветок; 2 - плод

В пыльцевых мешках тычинок из клеток спорангия в результате мейоза образуются 4 мелкие споры. Все споры развиваются и дают начало мужским гаметофитам. Каждая спора делится митозом и образует вегетативную и генеративную клетку. Вегетативная и генеративная клетки покрываются двойной оболочкой - образуется пыльцевое зерно. Таким образом, мужской гаметофит у покрытосеменных растений представлен двумя клетками с оболочкой - пыльцевым зерном.

При попадании пыльцевого зерна на рыльце пестика цветка вегетативная клетка начинает прорастать, образуя пыльцевую трубку. Благодаря току цитоплазмы пыльцевой трубки генеративная клетка продвигается к пыльцевходу зародышевого мешка (рис. 102). Ядро генеративной клетки при этом делится митозом и образуются два спермия - неподвижные мужские гаметы. Они через пыльцевход проникают в зародышевый мешок. Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n), что образует зиготу (2n). Из зиготы развивается зародыш семени. Второй спермий (n) сливается с двумя ядрами центральной клетки (2n), в результате образуется эндосперм семени, в котором запасаются питательные вещества. Ядра клеток эндосперма у покрытосеменных растений имеют тройной набор хромосом (3n).

Рис. 102. Жизненный цикл и двойное оплодотворение у цветковых растений: 1 - слияние спермия с центральной клеткой; 2 - слияние спермия с яйцеклеткой; 3 - кожура семени; 4 - зародыш (2n); 5 - эндосперм (3n)

Процесс слияния спермиев с яйцеклеткой и центральной клеткой называют двойным оплодотворением. Он был открыт в 1898 г. русским ученым Сергеем Гавриловичем Навашиным (рис. 103). В результате двойного оплодотворения из семязачатка цветка формируется семя, а из покровов семязачатка - семенная кожура. Вокруг семени из завязи или других частей цветка развиваются стенки плода. При вскрывании или разрушении стенки плода семя оказывается снаружи. При определенных условиях оно прорастает, из зародыша семени развивается новое растение - спорофит.

Рис. 103. Сергей Гаврилович Навашин (1857 - 1930)

Итак, у растений от низших к высшим, наблюдается постепенное увеличение срока жизни спорофита. Начиная с папоротникообразных, в жизненном цикле преобладает спорофит, а гаметофит постепенно редуцируется до одной или нескольких клеток.

Упражнения по пройденному материалу

  1. В чем особенность индивидуального развития растений по сравнению с животными?
  2. Как происходит чередование поколений у растений?
  3. Какое поколение преобладает в жизненном цикле водорослей, мхов, папоротникообразных и семенных растений?
  4. Как происходит развитие у покрытосеменных, или цветковых растений женского и мужского гаметофита?
  5. Почему оплодотворение у покрытосемянных, или цветковых растений называют двойным?
  6. Как изменяется гаметофит от низших к высшим растениям? Объясните, какое преимущество это дает растительному организму.

Сегодня все обсуждают поколения будущего - Y, Z и A, в то время как наиболее активными в экономическом плане остаются люди поколения X. О них мало говорят и пишут, однако именно они формируют будущее мировой экономики и политики. О том, кто такие люди поколения X, и в чем их отличие от представителей других поколений, читайте в нашей статье.

Наиболее активными в экономическом плане на сегодняшний день являются представители так называемого поколения X . Оно во многом повлияло на формирование современной бизнес конъюнктуры и привнесло неоценимый вклад в развитие глобальной экономики. Представители поколения X имеют уникальную систему ценностей, которая позволяет им добиваться высоких результатов во всех сферах жизни.

Система ценностей представителей поколения Х

Данная система представляет собой совокупность поведенческих и социальных установок, сложившихся под влиянием множества факторов. Система оказывает непосредственное влияние на мнение человека в отношении определенных явлений и вещей, с которыми он сталкивается на протяжении всей жизни. Именно она является главным ориентиром в процессе принятия важных решений. Изменение системы ценностей в течение жизни возможно, однако встречается крайне редко.

Из-за огромного многообразия ценности принято делить на несколько основных категорий. Чаще всего исследователи выделяют 2 вида ценностей :

Ценность №1

Духовная

Эта категория является одной из основополагающих. Сюда относятся все установки и идеалы, под влиянием которых формируются представления индивидуума о благе, справедливости, красоте, добре, зле и так далее. Именно от набора духовных ценностей зависят представления о необходимом и должном, предпочтения и желания, стремления и влечения;

Ценность №2

Материальная

К материальным ценностям относятся ценности потребительские, выраженные в материальном виде: предметы первой необходимости, частная собственность, доступность товаров и услуг.

Конечный набор ценностей каждого человека индивидуален и неповторим. Учесть каждый элемент этой системы достаточно сложно. Однако существуют определенные комбинации ценностей (гендерных, семейных, национальных, профессиональных), которые присущи представителям определенных «поколений».

Теория поколений

Впервые об этой теории заговорили сразу несколько ученых в первой половине 90-х. Согласно этой теории, приблизительно каждые 20 лет на свет появляется новое поколение людей, система ценностей которых кардинально отличается от системы ценностей их родителей, бабушек или дедушек. Формирование системы ценностей представителя каждого нового поколения фактически заканчивается к 11-15 годам, после чего она только дополняется и укрепляется. Уже в этом возрасте можно заметить первые отличия: отношение к другим людям, деньгам, материальным и духовным благам, стиль потребления и поведения в целом.

Исчисление и описание «поколений» начинается с конца XIX века. Каждое из поколений имеет свои уникальные ценности, которые формировались под влиянием множества факторов. Деятельность представителей каждого поколения провоцировала создание новых условий, которые, в свою очередь, начинали влиять на формирование системы ценностей последующего поколения.

Потерянное поколение (1890 — 1900 гг.)

Первым поколением, о котором идет речь в упомянутой теории, — это люди, родившиеся в 1890-1900 годах. Для этой эпохи характерно социальное неравенство, расслоение общества, разочарование в цивилизации, упадок культуры и декаданс. Представители «потерянного поколения» росли и формировались в условиях деспотии и монархизма, а самым важным событием той эпохи стал невиданный до тех пор глобальный военный конфликт — Первая Мировая война и крушение империалистического государства. В качестве ответной реакции представители поколения приняли активное участие в революционных событиях, формировании современных государств, создании новых идей, развитии науки и новой культуры.

Победители (Величайшее) (1901 — 1925 гг.)

По разным версиям, представители этого поколения появлялись на свет с 1901 по 1925 годы. Эти люди росли в эпоху глобальных перемен в общественном и политическом мироустройстве. Смелые идеи, новые направления науки и техники, укрепление тоталитарных и авторитарных обществ - все это повлияло на систему ценностей представителей «поколения победителей». Люди, родившиеся в это время, были участниками или свидетелями Второй Мировой войны, создания ООН, послевоенного восстановления миропорядка.

Молчаливые (1925 — 1945 гг.)

Людей, родившихся накануне и во время второй мировой (1925-1945), принято называть «молчаливым поколением». Им пришлось расти и жить в послевоенное время, восстанавливать разрушенную экономику и промышленность. На период их активности приходится начало холодной войны, медленный, но уверенный рост экономики, постепенное улучшение бытовых условий и качества жизни, отсутствие глобальных потрясений, укрепление властных структур. Однако детство у этих людей было крайне сложным, что не могло не оставить отпечаток на всей их жизни.

Бэби-бум (Я) (1946 — 1964 гг.)

Представители молчаливого поколения и «победители» произвели на свет огромное множество детей, в результате чего произошел демографический взрыв (1946-1964 гг.). На эпоху бэби-бума приходится начало сексуальной революции, расцвет рок-музыки и культуры хиппи. Авторитарные правители больше не устраивали общество, из-за чего нередко возникали волнения и локальные конфликты. Демонстрации, митинги, народные выступления и протесты стали типичными для этой эпохи.

В это же время начинают преобладать протестные настроения и нарциссизм. Люди «поколения Я» отдавали предпочтение самореализации, отказываясь от общепринятой социальной ответственности. Это поколение одним из первых начало говорить о том, что главное в жизни - получение удовольствия и изменение мира. Люди из поколения бэби-бум активно продвигали идеи равенства, ненасилия, демократии и толерантности.

Поколение X (1965 — 1979 гг.) (по мнению некоторых исследователей — по 1982 г.)

На смену социально активным и свободолюбивым бэби-бумерам пришли представители поколения Х , рожденные с 1965 по 1979 (по мнению некоторых исследователей — по 1982) год. В некоторых случаях сюда же причисляют всех детей, которые родились до 1990-х и даже 2000-х, однако это неверно.

На формирование системы ценностей «иксов» повлияли: война в Афганистане, чеченская война, застой и падение социалистических режимов, окончание холодной войны, открытие границ, свобода передвижений, глобализация, рост числа эмигрантов, падение и последовавший бурный рост экономики.

Представители неизвестных стали еще более независимыми от официальных властей. Однако, в отличие от мировоззрения бэби-бумеров, на смену попыткам изменить мир пришло абсолютное или частичное безразличие «иксов» к происходящему на политической арене. Сексуальные отношения вне брака стали нормой, равно как отсутствие религиозности и патриотизма. Представители поколения X стали чаще разводиться, однако семейные ценности все еще играют для них одну из первостепенных ролей.

Эти люди не привыкли к стабильности. На их глазах вся система мира менялась коренным образом, и они привыкли к сложностям, связанным с этими переменами. Им чужд инфантилизм и упадничество, они — активны, сообразительны, их можно назвать «пробивными». Они рассчитывают только на себя, всегда имеют план «Б», не теряются перед трудностями и готовы к любым сложным ситуациям.

"Иксы" изменили мир до неузнаваемости. Этим людям свойственна высокая работоспособность и производительность , они настойчивы и усердны. Для «людей X» важную роль играет карьера, уровень образования, материальные блага. Они стремятся быть успешными, но зачастую не ищут новых путей, а пользуются давно проверенными маршрутами.

Айгюн КУРБАНОВА,
директор по персоналу компании «Рельеф»

Люди после 45 профессиональны и исполнительны, без лишних амбиций. Объясните это руководству компании

Иногда работодателей пугает, что подчиненные будут старше руководителя. Но это не страшно! Главное - поручить возрастным сотрудникам подходящую работу, не связанную с высокими темпами и постоянными стрессами. А такой работы на предприятии всегда хватает. К примеру, у нас в компании много сотрудников, которым в этом году исполняется 50 лет. Просто год юбилеев. И все эти специалисты продуктивно трудятся. Поэтому я с удовольствием беру к себе в отдел людей старше 45 лет. Они более исполнительны, надежны, профессиональны, и при этом у них нет излишних амбиций (как у выпускника вуза, который ничего не умеет, зато многого хочет). На такого сотрудника я могу положиться, так как уверена, что все будет выполнено на 100 %. Ведь у него есть и ответственность за результат, и нежелание терять работу. Именно это и должны разъяснять HR-директора топ-менеджерам компании.

Миллениалы (Y, ЯЯЯ) (начала 80-х — конца 90-х)

Большинство экономических моделей и систем стимулирования были созданы специально для «иксов». Благодаря этому HR-директор может довольно быстро добиться повышения производительности труда , используя при этом «стандартный» набор мотиваторов, как материальных, так и нематериальных.

«Иксы» привыкли всего добиваться сами. Карьера и жизнь в целом для них является своеобразной пошаговой стратегией. Сначала нужно окончить школу, затем поступить в колледж или ВУЗ, получить профессию и «корочки». После этого новоиспеченный специалист приходит на предприятие и начинает с «низов» — работает в качестве линейного или младшего офисного персонала с перспективой на медленный, но верный карьерный рост. Управленческих или экспертных должностей «иксы» достигали (и достигают до сих пор) в возрасте 30-40 лет.

Мотивация работников X

В большинстве случаев для них невозможен быстрый карьерный рост . Представители «иксов» стараются выгоднее «продать себя», но при этом они понимают, что для осуществления такого плана нужно соответствовать заявленной цене. Пустые амбиции для них являются редкостью, они хорошо знают себе цену и требуют адекватного вознаграждения за свои труды.

Огромную роль в стимулировании работников поколения X играет материальная мотивация . Продвижение по карьерной лестнице, получение новых полномочий или обязанностей, решение поставленных задач, выполнение производственного плана - все это должно быть отмечено не только в виде похвалы или признания заслуг со сторону руководства, но и вполне ощутимым материальным вознаграждением. Сама по себе прибавка или премия может быть даже незначительной, однако она обязательно должна быть.

Самым действенным способом нематериальной мотивации для работников «икс» является возможность получения новых знаний и повышения квалификации. Курсы, семинары, командировки, вебинары - все это будет по достоинству оценено представителями поколения Х.

Не менее важную роль играет признание заслуг - публичные награждения, предоставление персонального рабочего места, персональных льгот и так далее. Отличным способом признания заслуг такого работника является его назначение в качестве наставника, который должен заниматься обучением новичков в коллективе . С помощью этого приема служба кадров может решить сразу 3 проблемы:

Проблема №1

Повысить мотивацию наставника

Назначив работника «учителем», руководство демонстрирует свою лояльность и доверие, что в свою очередь побуждает наставника к более качественному выполнению собственной работы;

Проблема №2

Сократить сроки адаптации новичка

Новому сотруднику будет легче влиться в коллектив и вовлечься в рабочие процессы, если адаптацией и обучением занимается опытный работник, а не представитель службы персонала;

Проблема №3

Снизить нагрузку кадрового подразделения

Как использовать человеческие ресурсы «иксов»

«Неизвестное поколение» формировалось на заре эпохи медиакоммуникаций, когда Интернет и прочие виды мобильной связи были скорее редкостью, чем нормой. По этой причине для многих «иксов» основополагающую ценность имеет живое общение и настоящие человеческие отношения. Они не так зависимы от социальных сетей и Интернета в целом, поэтому их картина мира гораздо более реалистична, чем у представителей Y и Z.

Характеристика людей из поколения X

  • обладают богатым жизненным опытом,
  • имеют большой стаж работы,
  • имеют определенные заслуги,
  • имеют хорошее образование,
  • разносторонне развиты,
  • тактичны,
  • коммуникабельны.

Эти люди больше всего подходят для выполнения стабильной и ответственной работы, требующей усидчивости и основательного подхода.

«Иксы» внимательны к людям и деталям, поэтому из них получаются отличные управленцы всех уровней. Последовательность и предсказуемость действий позволяет назначать их в качестве руководителей серьезных проектов или развивающихся направлений бизнеса.

Благодаря деловой хватке и умению выстраивать рабочие отношения, «иксы» можно смело отправлять на переговоры в другие компании. Им можно доверить выполнение серьезных проектов с заранее спланированной результативностью.

Недостатки работников Х

В отличие от людей Y (ЯЯЯ), представители которого весьма амбициозны, «иксы» могут и будут усердно трудиться. Именно это поколение породило термин «трудоголизм» — зависимость от работы. Невыполненный проект, неудачи на работе, провал сроков — все это воспринимается ими очень серьезно и болезненно.

Чрезмерные рабочие нагрузки и ответственность провоцируют стрессовые ситуации, от которых страдает моральное и физическое здоровье этих индивидуумов. По этой причине «иксы» в большей степени подвержены нервным срывам, моральному истощению и депрессии. Ущерб физическому здоровью проявляется в виде головных болей, снижения сексуальной активности, сердечных приступов, ранних инфарктах и инсультах.

Избежать таких последствий можно только при помощи регулярного чередования режимов «работа» и «отдых», создания комфортных условий труда и благоприятной атмосферы в коллективе.

Проверьте себя

Какие 2 основных вида ценностей принято выделять:

  • гендерные и семейные;
  • профессиональные и национальные;
  • духовные и материальные.

Как называется поколение, рожденное с 1946 по 1964 годы?

  • потерянное;
  • бэби-бум;
  • миллениалы.

Какое поколение наиболее активно в экономике на данный момент?

  • Бэби-бум;

В чем отличительная особенность поколения X?

  • высокая работоспособность;
  • нежелание взрослеть;
  • протестный дух, активное участие в политической и общественной жизни.

Главный недостаток поколения X это:

  • завышенные амбиции;
  • подверженность стрессам;
  • зависимость от современных технологий.
Похожие публикации