Сообщение по теме джаз искусство 20 века. История музыки: джаз. Джаз — уникальное явление музыкального искусства


Кому знакома эта музыка? Как Вы с ней познакомились?

На доске написаны 3 слова (ДЖАЗ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, РИТМ). С помощью музыки, которая звучала в начале урока и слов написанных на доске мы определим для себя тему нашего сегодняшнего урока. И поставим учебную задачу.

Запишем в тетрадь тему и проблемные вопросы.

Сегодня на уроке Вы найдете ответы на интересующие нас вопросы. Чтобы представить образ Джаза, проследим историю его появления.

Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы и африканского фольклора. Африканская музыка по природе своей импровизационна, важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие. В европейской же музыке более развито мелодическое и гармоническое начало. Музыка для африканцев часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, с культом и выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой.

Миссионеры обращали негров-рабов в христианство, обучали их гимнам. В пенях они просили Бога вывести их из мира горя, нищеты и угнетения. Так появился стиль спиричуэлс. (негритянские религиозные песнопения). У каждой группы есть музыкальные словари. 1 группа ищет название своего тиля, прочитает и расскажет о его особенностях.

В период отмены рабства в 1865 году расцветает Блюз

2 группа ищет название своего стиля, прочитает и расскажет о его особенностях.

В 70 годы 19 века сложился еще один стиль предшественник блюза – регтайм.
3 Группа ищет в музыкальном словаре определение регтайм.
В начале 20 века произошло слияние спиричуэлс, блюза и регтайма. И этот стиль назвали джаз. Название возникло из бытовавшего тогда выражения: «джэзинг ит ап», т.е. «играть с воодушевлением, энергично, грубо, беспорядочно». Каждый участник оркестра должен уметь импровизировать на своем инструменте, т.е. сочинять музыку на ходу, что может далеко не каждый.

Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложный и разнообразный ритм – это и синкопы, и полиритмия, и свинг (эффект раскачивания), грубоватый тембр звучания – это влияние африканской культуры.

Колыбелью джаза стал город Нью-Орлеан. Считается, что произошло это 17 ноября 1887года. Одним из отцов джаза был темнокожий весельчак Термидус Браун, музыкант-любитель, парикмахер, имевший кличку Джаз-бо (джазовичок-страшилка)-уж очень этот Браун любил модные костюмы. Ночью 17 ноября в новоорлеанском ресторанчике «У Чокнутого» этот самый Браун вытащил свой видавший виды КОРНЕТ-духовой медный инструмент, похожий на трубу, и начал наигрывать незатейливую мелодию. Но вдруг Браун начал сбиваться с мелодии, которая благодаря этому приобрела совершенно необычный ритм и странную тональность. Эта удивительная мелодия привела публику ресторанчика в неописуемый восторг.

Такое необычное, с неровным ритмом звучание, вскоре переняли многие музыканты из оркестров, исполнявших в Нью-Орлеане танцевальную музыку. В такой манере стал играть и Чарлз Болден по кличке Бадди-Дружище, который работал репортёром в маленькой газете. Прославился Бадди прежде всего тем, что в новомодной манере играл ужасно громко. Благодаря громкой игре именно Бадди, а не Термидус Браун, остался в истории джаза как основатель этого нового музыкального направления.

Особенностями джаза являются сложный ритм с акцентами (резким выделением одного звука), бит – пульс, удар, биение, драйв – гонка, езда, атака, свинг – ход, мерное качание. Джаз – музыка оркестровая.

Встали! Быстро потянулись! И в исходную вернулись!

Сейчас мы прослушаем музыку и попробуем угадать, какие инструменты звучат. Включим наше воображение и поиграем на них.

Теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этого отберем инструменты, характерные лишь для него.

Учитель показывает карточки с изображением инструменты.

Какие инструменты входят в состав джаз-оркестров.

Прослушаем песню Р. Бойко «Дело было в Каролине»


  • К какому стилю относится прослушанная песня?

  • С помощью каких музыкальных средств Вы определили музыкальный стиль песни?
Вокально-хоровая работа

  1. Проговаривание слов песни в ритмической формуле

  2. Пропевание слов в ритме на одном звуке, сопровождая пение хлопками

  3. Работа над интонацией в песне

  4. Пение группами по фразам.

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США, в Новом Орлеане, в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Истоками джаза явились блюз и другая афроамериканская народная музыка. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Поджарнами джаза являются: авангардный джаз, бибоп, классический джаз, кул, ладовый джаз, свинг, смус-джаз, соул-джаз, фри-джаз, фьюжн, хард-боп и ряд других.

История развития джаза


Джаз-коллектив колледжа Вилекс, штат Техас

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он появился из Африки. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр — регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Блюз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьезные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг, и прежде всего Новый Орлеан.
Залог вечной молодости джаза — импровизация
Особенность стиля — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

Новоорлеанский джаз

Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.

Пути афроамериканского фольклора и джаза разделяются с момента открытия Сторивилла, района красных фонарей Нового Орлеана, прославившегося своими увеселительными заведениями. Желавших повеселиться и развлечься здесь ждала масса соблазнительных возможностей, которые предлагали танцплощадки, кабаре, варьете, цирк, бары и закусочные. И везде в этих заведениях звучала музыка и могли найти работу музыканты, освоившие новую синкопированную музыку. Постепенно, с ростом числа музыкантов, профессионально работающих в увеселительных заведениях Сторивилла, сократилось количество маршевых и уличных духовых оркестров, а вместо них возникли так называемые сторивилльские ансамбли, музыкальное проявление которых становится более индивидуальным, в сравнении с игрой духовых оркестров. Эти составы, называвшиеся часто «комбо-оркестрами» и стали основоположниками стиля классического новоорлеанского джаза. В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза.
В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза
Развитие джаза в США в первой четверти XX века

После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Но его широкому распространению конечно не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту.

С другой стороны представления менестрелей, с их пестрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Фредди Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил. Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи.

Еще с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин. В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла, выступало много будущих новоорлеанских джазовых звезд.

Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Еще один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создается стиль, получивший прозвище чикагский джаз.

Биг-бэнды

Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х годов. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определенные партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»).

Биг-бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х годов. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет сочинили или аранжировали и записали на пластинки подлинный хит-парад мелодий, которые звучали не только по радио, но и повсюду в танцевальных залах. Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».
Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии
Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди Германом, Стэном Кентоном, Гарри Джеймсом и многими другими часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Такие группы, как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан Ра, Оливером Нельсоном, Чарльзом Мингусом, Тэдом Джонсом-Мэлом Льюисом исследовали новые понятия в гармонии, инструментовках и импровизационной свободе. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра, Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

Северо-восточный джаз

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлет в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север.


Луи Армстронг

Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал ее горячей, подняв ее накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятерка и Горячая Семерка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл.

Стиль Канзас-сити

В эпоху Великой депрессии и сухого закона, джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным. Именно в этих кабачках и выкристаллизовался стиль великого Каунта Бэйси, начинавшего в Канзас-сити в оркестре Уолтера Пэйджа и впоследствии у Бенни Моутена. Оба этих оркестра были типичными представителями стиля Канзас-сити, основой которого стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз» и сформировавшаяся в игре вышеназванных оркестров. Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королем» среди которых был многолетний солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг. Знаменитый альтсаксофонист Чарли Паркер, родившийся в Канзас-Сити, по приезде в Нью-Йорк широко использовал характерные блюзовые «фишки» разученные им в оркестрах Канзас-сити и составившие впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940-е.

Джаз Западного побережья

Исполнители, захваченные движением кул-джаза в 50-е годы, много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса. В значительной степени под влиянием нонета Майлза Дэвиса эти базировавшиеся в Лос-Анджелесе исполнители развивали то, что теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья. Джаз Западного побережья был гораздо мягче, чем яростный бибоп, который ему предшествовал. Большинство произведений джаза Западного побережья было выписано в крупных деталях. Контрапунктные линии, часто использовавшиеся в этих композициях, казались частичками проникшего в джаз европейского влияния. Однако в этой музыке оставалось много пространства и для продолжительных линеарных сольных импровизаций. Хотя West Coast Jazz исполнялся главным образом в студиях звукозаписи, такие клубы, как «Маяк» на Эрмоза бич и «Хэйг» в Лос-Анджелесе часто представляли его главных мастеров, в числе которых были трубач Шорти Роджерс, саксофонисты Арт Пеппер и Бад Шенк, барабанщик Шелли Мэнн и кларнетист Джимми Джюффри.

Распространение джаза

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока.

Дэйв Брубек

Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж-Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой музыки», представленной например в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги.
Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций
Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско-Американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.

Джаз в СССР и России


Первый в РСФСР джаз-бэнд Валентина Парнаха

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с ее расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва).

Ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актера и певца Леонида Утесова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Веселые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утесов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза.
В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в СССР 30-х годов
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жесткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х годов, во время борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО).

Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.)


Джаз-клуб «Синяя птица»

Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звезд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие). В 70-х годах широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70−80-х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал».

После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодежной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Самой популярной клубной площадкой джаза в Москве является джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных джаз и блюз исполнителей.

Джаз в современном мире

Современный мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаем благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение все большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.

Конспект урока по ФГОС. Музыка

Технологическая карта урока

Предмет: Музыка. Класс 6 «а».

Учебник (УМК): Е.Д.Критская «Музыка» 6 класс.

Тема урока: Джаз - искусство 20 века.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Телевизор, компьютер.

Цель урока: Познакомить с одним из современных музыкальных направлений 20 века - джаз.

Результаты обучения:

Предметная: Познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки.

Личностная: Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке. Воспитание позитивно отношения к искусству.

Метапредметная: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность.

Общеучебные: Поиск необходимой информации. Составить конспект выступления.

Логические: Формулировать выводы. Выделять главное.

Коммуникотивные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.

Ход урока.

У: Здравствуйте. Доклад одного из воспитанников о готовности класса к уроку.

У: Сегодняшний урок я хочу начать, конечно же, с музыки. Я не буду называть автора произведения, композитора, эпоху, стиль и т.д. Послушайте ее, пожалуйста, и скажите - какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, с чем в ваших представлениях она связана.

Д: Джаз

У: Что натолкнуло вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности вы определили, что это джаз?

Д: Характерный сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: Как этот музыкальный отрывок связан с сегодняшним уроком.

Д: речь пойдет о джазовой музыки.

У: Откройте тетради. Запишите число, классная работа и тему урока.

Что знаете о джазовой музыки. Что хотите узнать о джазе.

У: Что мы узнали о джазовой музыки посмотрев на тему урока?

Д: Музыка 20 века.

У: Джаз родился на рубеже 19 и 20 веков в Северной Америке, а в каком именно городе вы должны будите сказать мне сами. Перед вами карта, я даю вам координаты этого города, а вы его находите.

На доске записаны координаты города 30 с.ш. и 90 з.д.

Д: Это город Новый Орлеан.

У: Да, вы совершенно правы. Родиной джаза считается Северная Америка, город Новый Орлеан. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. Хотя некоторые историки утверждают, что джаз возник сразу в нескольких местах Америки. Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза - Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Он буквально пронизан музыкой и танцами. Веселый, шумный, пестрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения.

Итак, из моего рассказа, что нового о джазе вы узнали?

Д.: Родина США, город Новый Орлеан, 20 век.

Делаем записи в тетради.

У: В самом начале урока, когда мы прослушали с вами музыкальный фрагмент, вы отметили необычный ритм произведения.

Вот такой острый ритм очень характерен для джаза. И это неудивительно. Джаз зародился в негритянской среде, музыка негров. Этот народ удивительно музыкальный. Особенно тонко у них развито чувство ритма. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши.

Сначала показывает учитель, затем все вместе.

У: Для европейцев эта задача выполнима, хотя с небольшими трудностями. А вот для любого ребенка Африки этот ритм считается примитивным. Скажите мне, пожалуйста, а кто в джазовом оркестре или джаз банде отвечает за ритм?

Д: барабанщик.

У: И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-банде является именно темнокожий музыкант. Итак, давайте запишем в тетради. Основой джазовой музыки является:

У: еще одной основой джазовой музыки является импровизация. Как вы считаете, что это такое?

Ответы детей.

У: Я предлагаю сейчас обратиться к словарям и найти определение этого слова именно там.

Подводим итог работы этой части урока.

Д.: Основой джаза является: ритм и импровизация.

У: Теперь выясним, каковы же музыкальные корни джаза.

Делимся на 3 группы. Каждая группа готовит сообщение об одном из жанров (спиричуэл, блюз, рэгтайм). Далее идет сообщение учащихся, учащиеся оценивают работу своей группы. Ребята оценивают свою работу по 5 шкале, по следующим критериям:

  1. Умение распределить работу в группе.
  2. Умение слушать друг друга.
  3. Согласованность действий.

После выступление первой группы делаем краткую запись в тетради о жанре. Слушаем музыкальные фрагменты. Так проделываем с жанром спиричуэл, блюз и рэгтайм.

Выходит первая группа. Выписываю слово «спиричуэл» на доску. Ребята рассказывают об этом жанре. Делаем запись в тетради.

У: Спиричуэл - жанр афро-американской духовной хоровой музыки.

У.: А сейчас мы послушаем музыку, ваша задача определить, кто исполняет это музыкальное произведение.

Слушаем музыку.

Д.: Музыка серьезная, исполняет смешанный хор.

У.: Что такое смешанный хор?

Д: Коллектив, где поют и мужчины и женщины.

Выступление второй группы. Выписываю слово рэгтайм на доску.

У: Записываем в тетради. Рэгтайм - танцевальная музыка. Слушаем музыку и определяем характер музыкального произведения.

Слушаем музыку.

Д.: музыка веселая, игривая.

Дети оценивают свою работу. Выступление третьей группы. Выписываю слово блюз на доску.

У.: Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Слушаем музыку и определяем, какая музыка по характеру.

Д.: Грустная, печальная.

Делаем вывод этого этапа урока.

Д: Музыкальными корнями джаза являются: рэгтайм, блюз, спиричуэл.

У: А теперь вы слушаете музыкальный фрагмент и определяете музыкальные инструменты которые характерны для джазовой музыки. На экране изображение различных музыкальных инструментов.

Дети слушают и определяют музыкальные инструменты, работают в парах.

Д.: труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.

У.: Ну, а сейчас я бы хотела, чтобы мы с вами исполнили джазовое произведение.

Джаз - это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притопывают, прихлопывают, прищелкивают, в общем, активно проявляют свое отношение к музыке. И поэтому мы сейчас с вами будем не только петь, но еще играть на музыкальных инструментах.

Исполняют песню «Дело было в Каролине». Несколько человек играют на бубнах, маракасах, остальные щелкают пальцами и притопывают.

Рефлексия.

Каждый из кадет говорит одно предложение о том, что он узнал сегодня о джазовой музыке.

У: Пусть для каждого из вас джаз станет чем - то особенным, источником сильных положительных эмоций. Надеюсь, что вы полюбите джаз.

Выставление оценок.

Д/з: Подготовить сообщение или презентацию об одном из великих джазовых музыконтов.

Класс: 6

Презентация к уроку
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Имя урока: “Герой нашей эпохи – джаз”.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Форма урока: урок-бенефис.

Общедидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “Джаз – искусство XX века”.

Триединая дидактическая цель:

  • Обучающий аспект:
создать условия для осознания и осмысления истоков возникновения джаза, его основных направлений, познакомить с основоположниками джазового искусства; создать условия для расширения музыкально-интонационного словаря и музыкального кругозора;
  • Развивающий аспект:
  • создать условия для развития представлений о джазе как о роде профессионального музыкального искусства; создать условия для развития умственных способностей, ассоциативного и творческого мышления, для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать; создать условия для развития вокально-хоровых навыков, развития эмоционально-волевой сферы учащихся;
  • Воспитательный аспект:
  • на основе эмоционального восприятия джазовой музыки воспитывать потребность в духовной стороне жизни, прививать любовь и интерес к музыкальному искусству, воспитывать толерантное отношение к музыкальной культуре других народов мира, создать условия для воспитания личностных качеств: внимательности, целеустремлённости, артистизма.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

    Оборудование: мультимедийный комплекс, CD – записи произведений А.Ермолова, С.Джоплина, Дж. Гершвина, Л.Армстронга, О.Хромушина, ноты, фортепиано, набор детских музыкальных инструментов, презентация в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.

    Структура урока:

    1. Организационный этап.

    2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

    3. Первичное усвоение учебного материала.

    4. Осознание и осмысление учебного материала.

    5. Закрепление учебного материала.

    6. Подведение итогов. Рефлексия.

    Ход урока

    I. Организационный этап.

    Слайд 1. Приветствие

    Пусть будет радостною встреча! В таком знакомстве дружбы суть.

    Мы начинаем бенефис наш. Как говорится, в добрый путь!

    II. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

    Слайд 2. Джаз – герой нашей эпохи

    Сегодня наш урок посвящается одной известной знаменитости. Кто же этот таинственный гость? Из какой страны прибыл? Какой у него характер? Захочет ли он с нами подружиться? Для нас это пока загадка. Быть может, музыка поможет вам дать ответы на все эти вопросы.

    В исполнении учителя звучит 1-й куплет песни “Находка”

    А.Ермолова на слова А.Бочковской.

    Текст песни “Находка”– см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Кто догадался, какой герой к нам пожаловал? (Джаз, потому что музыка звучала очень ритмично, ярко, чуть необычно.)

    Сегодня мы поговорим с вами об удивительном музыкальном стиле – о Джазе. Джаз – настоящий герой своего времени! Мы узнаем, где и когда появился джаз, познакомимся с его характерными особенностями, послушаем музыку в исполнении лучших джазовых музыкантов и попытаемся сами спеть и сыграть джаз.

    Слайд 3. Эпиграф к уроку

    Что же такое джаз? Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия, говорил: “Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз”.

    Слайд 4. Тема урока: “Джаз – искусство ХХ века”

    История джаза - часть истории 20-го века. В ноябре 2011 года Генеральная конференция ЮНЕСКО объявила о введении новой даты в календарь – 30 апреля – Международный День Джаза. Учредители праздника считают, что джаз – это сила, содействующая “миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми”.

    “Вот уже на протяжении века джаз - универсальный язык увлечённости и человеколюбия - объединяет людей, несмотря на их различную культурную, религиозную и национальную принадлежность”, – говорится в послании Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой и Посла доброй воли ЮНЕСКО, ректора Института джаза им. Телониуса Монка Херби Хенкока.

    III. Первичное усвоение учебного материала.

    Слайд 5. Заглянем в словари... Определение “Джаз”

    Джаз возник в конце XIX - начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур и по сей день остается уникальной формой музыкального искусства, которая объединяет расы и национальности и стирает границы между людьми и государствами.

    Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесёмся в начало XX столетия...

    Слайд 6. Заглянем в словари... Определение “Джаз-банд”

    В то время и Новый, и Старый Свет бурлил разговорами о каком-то джаз-банде. Послушаем?

    Подготовленные учащиеся показывают небольшую сценку, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Все – и друзья, и враги Джаза сходились в одном: они хотели знать, откуда взялась эта скандальная личность.

    Слайд 7. История возникновения. Первые джаз-банды

    А было Джазу в ту пору лет 10, не больше. Родился он на юге США и любовно называл свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где и появились первые оркестры, состоящие из 5-10 музыкантов, которые называли джаз, или джаз-банды. В Новом Орлеане, как и по всему югу Америки жило много негров, бывших рабов с плантаций. Негры жили трудно, но веселились с азартом и вдохновением.

    Кстати, именно в Новом Орлеане была записана первая джазовая грампластинка. Запись принадлежала известному “Original Dixieland Jazz Band”. Диксилендами также называли джазовые ансамбли, состоящие из белых исполнителей, подражающих традиционным темнокожим джазовым коллективам.

    Слайд 8. Первые джаз-банды

    Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках. Иногда случалось так, что они встречались на одной площади, в одном городе. Тогда устраивались настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа. А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?.. С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

    Слайд 9. Первые джаз-банды

    Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать.

    Слайд 10. Джазовая лихорадка

    Во многих городах Америки наш герой нашёл и кров, и пищу, и поклонников. Добрался он туда по реке Миссисипи на стареньком колёсном пароходике. В начале XX века на таких прогулочных пароходах выступали новоорлеанские оркестры, музыка которых стала наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. Но больше всего работы для Джаза оказалось в Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику в клубах и увеселительных заведениях музыкой и танцами. Так прошла юность Джаза...

    Слайд 11. Мировая популярность

    А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Благодаря бурному развитию грамзаписи наш герой завоевал огромную популярность. Джаз звучал и в Америке, и в Европе. И везде умудрился завести верных друзей. Теперь джаз играли не только чернокожие музыканты, но и европейцы.

    Слайд 12. Джаз в СССР

    Полюбили джаз и в нашей стране. В 20-е и 30-е годы у нас появились свои джазовые знаменитости. Среди них – Леонид Осипович Утёсов и его оркестр “Теа-джаз”, первое выступление которого зрители увидели 8 марта 1929 года в Ленинграде.

    Слайд 13. “Весёлые ребята”

    Вместе со своим театральным джаз-оркестром Утёсов снялся в музыкальной комедии “Весёлые ребята”, премьера которой состоялась в декабре 1934 года.

    Просмотр видеофрагмента из джаз-комедии “Весёлые ребята”.

    Итак, мы уже знаем, в какой стране появился джаз (В США), какой город считают родиной джаза (Новый Орлеан), как назывались оркестры, исполнявшие джаз (джаз-банды, диксиленды).

    Слайд 14. Основы джаза

    Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И узнали – от серьёзного дядюшки Спиричуэла, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

    Слайд 15. Спиричуэл

    Спиричуэл в переводе с английского означает духовный, церковный. Негритянский спиричуэл – духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся на библейские сюжеты и тексты. Гимны пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается хлопками, притопыванием и танцевальными движениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины.

    (В помощь учащимся – “Словарь эстетических эмоций”, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    Слушание фрагмента произведения Луи Армстронга “Let my people go!”

    Какие черты характера унаследовал мистер Джаз от Спиричуэла? (Важность, горделивость, учтивость, религиозность, торжественность. Музыку сначала исполнял солист, а затем хор. Они пели без сопровождения, а затем появился аккомпанемент.)

    Слайд 16. Блюз

    В конце XIX века появились и другие песни – песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе настоящие гитары. В отличие от спиричуэла, блюз – сольно-песенный жанр. В блюзе есть всё – и драма, и конфликт, и сатира, и юмор.

    Послушаем “Блюз Западной окраины” Луи Армстронга и попробуем определить, какие черты характера унаследовал джаз от блюза.

    Слушание фрагмента произведения Луи Армстронга “Блюз Западной окраины”.

    Вот о чём пел Л.Армстронг: “Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий...”. Как звучала эта музыка? (Музыка была задумчивая, добрая, плавная. Можно сказать, что джаз унаследовал от блюза романтичность, мечтательность, нежность.)

    Слайд 17. Регтайм

    Совсем другой характер у регтайма. Регтайм (рваный ритм) – танцевальная музыка особого ритмического склада. Появлению регтайма предшествовала популярность танцев “кейк-уок” и “ту-степ”. В этих танцах негры пародировали своих господ, подражая их манерам и походке. В конце актеры получали в награду маленький кусочек пирожного из рук “хозяина”.

    Слайд 18. Скотт Джоплин

    Сейчас вы услышите музыку первого короля регтайма Скотта Джоплина, афроамериканского композитора и пианиста.

    Слушание регтайма С.Джоплина “Артист эстрады”.

    IV. Осознание и осмысление учебного материала.

    Я предлагаю вам, ребята, поучаствовать в исполнении этого произведения. Перед вами инструменты – бубны, барабаны, маракасы (учащиеся берут инструменты и распределяются на 3 группы).

    Попробуем, импровизируя, создать ритмический аккомпанемент к этому произведению. Предложите, пожалуйста, ритмический рисунок, который будет исполнять только ваша группа инструментов. (Учащиеся предлагают группе барабанов играть на сильную долю, группе бубнов – на слабую, а маракасам – звучать постоянно).

    Исполнение “Артист эстрады” С. Джоплина учителем на фортепиано и учащимися на ДМИ.

    Ноты “Артист эстрады” - см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Вижу, что все получили удовольствие, и музыканты, и слушатели! И действительно, джазовая музыка никого не оставляет равнодушным, впечатляет своей неповторимостью, красотой и оригинальностью.

    Теперь мы можем сказать, какие черты характера унаследовал Джаз от Регтайма? (Весёлый, жизнерадостный и яркий характер.)

    Спиричуэлы, блюзы, регтаймы – это еще не джаз, а только подступы к нему. Об этом мы поговорим в следующий раз.

    Слайд 19. Особенности джазовой музыки

    Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня (с 30-х г. 20 века), многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”. Итак, попробуем нарисовать портрет Джаза. Какими особенными чертами характера он обладает? (Необычным ритмом.)

    Совершенно верно. Наш мистер Джаз очень сложная натура – при всей своей постоянности (регулярная пульсация – “бит”), он совершенно непредсказуем (отклонения от пульсации – “свинг”, т.е. звук в движении).

    Когда мы с вами исполняли регтайм, ритмический аккомпанемент вы сочинили прямо на уроке, а некоторые ребята сочиняли его прямо во время звучания музыки, то есть... (импровизировали.)

    Импровизация – это одна из самых важных отличительных черт нашего мистера Джаза. И, конечно же, эмоциональность – это то, что у нашего Джаза не отнять!

    Конечно, вы понимаете, что свободно, эмоционально и раскованно играть джаз может только настоящий профессионал. Джаз – это всегда ансамбль солистов, в отличие от других оркестров. А какие же инструменты входят в состав джазового оркестра? (ответы детей)

    Слайд 20. Состав джазового оркестра.

    Как вы правильно заметили, многие инструменты симфонического оркестра входят в состав джаза. Но в отличие от симфонического в джазовом оркестре постоянного состава инструментов нет.

    V. Закрепление учебного материала.

    Итак, мы познакомились с истоками возникновения джаза, его отличительными чертами. Давайте попробуем сами дать определение этому музыкальному стилю. (Джаз – это сплав европейской и африканской музыки с необычными мелодиями и ритмами. Джаз – это музыка, основанная на импровизации и ритме. Джаз – это музыка виртуозов. Джаз – это особая оригинальная музыка, которую слушают во всём мире.)

    Слайд 21. Заглянем в словари...

    Спасибо. А я открываю “Толковый словарь русского языка”, так как хочу вам зачитать определение, которое даёт С.И.Ожегов: “ДЖАЗ, -а, м. 1. Оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. ...”. Как видите, вы всё верно подметили, молодцы.

    А вот какое "емкое" определение было дано джазовой музыке в 1917 году – американский журнал Literary Digest разъяснил, что "джаз – это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться".

    Что ж, и они по-своему правы, ведь благодаря джазу на свет появились такие танцы, как фокстрот, твист, буги-вуги, чарльстон, рок-н-ролл и др.

    Кстати, рок-н-ролл может прозвучать в классе прямо сейчас.

    Слайд 22. Урок рок-н-ролла

    Исполнение всем классом песни О.Хромушина “Урок рок-н-ролла” наизусть с акустическим аккомпанементом (хлопками и щелчками) во вступлении и проигрышах и танцевальной импровизацией в 3 куплете.

    Текст песни “Урок рок-н-ролла” – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    Итак, какие музыкальные средства вам помогли определить стиль этой песни? (Песня написана в джазовом стиле. Ритм своеобразный, есть синкопы, акцент на слабую долю, танцевальный характер, добавление хлопков и щелчков.)

    Слайд 23. Знаменитые джазовые исполнители

    Прошло время, и Джаз повзрослел. Со времени своего возникновения в Нью-Орлеане джаз успел пройти огромный путь. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно. Имена выдающихся мастеров джаза известны во всём мире. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, певица Элла Фицджералд и другие.

    Слайд 24. Первая леди джаза

    Слушание фрагмента “Summertime” из оперы “Порги и Бесс” Дж.Гершвина.

    Как звучала эта музыка? (Музыка очень спокойная, нежная, добрая, мягкая, завораживающая. Это блюз.) Какой инструмент солировал? (Труба – медный духовой инструмент.)

    Слайд 25. Король джаза

    Имя этого музыканта сегодня мы уже слышали не раз. Про него говорили: “Это не у тебя труба, а ты у трубы”. Действительно, Луи Армстронг играл на трубе неподражаемо. Его труба была способна выразить всё и могла петь как человеческий голос.

    Слайд 26. Король свинга

    Величайший джазовый кларнетист всех времен, Бенни Гудмен заслужил свое звание “Король Свинга” за безупречную игру, стал первым из джазменов, исполнявших классическую музыку.

    Слайд 27. Дюк Эллингтон – джазовый пианист

    Эдвард Кеннеди “Дюк” Эллингтон - негритянский пианист, композитор, руководитель оркестра, аранжировщик. Прозвище “Duke” (герцог) Эллингтон получил от друзей из-за любви к щегольской одежде. Со своим большим джазовым оркестром он объехал весь мир, а в 1971 году с гастролями Эллингтон побывал и в нашей стране.

    VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

    Слайд 28. Джаз – лёгкая или серьёзная музыка?

    До сих пор ведутся споры о том, к какой музыке – лёгкой или серьёзной – можно отнести джаз? На уроке звучали разные джазовые произведения – разные и по настроению, и по содержанию. Каково ваше мнение? (Учащиеся высказывают свои мнения)

    Учитывая ваши ответы, сделаем вывод: джаз – это такой музыкальный стиль, в котором происходит взаимопроникновение сфер музыки.

    Слайды 29-30. Минутка творчества

    А сейчас я предлагаю вам обобщить впечатления от урока на тему “Джаз – искусство ХХ века” и поработать в группах.

    Самостоятельная работа в группах.

    • Работа с раздаточным материалом, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
    • Учитель заслушивает ответы учащихся, оценивает работу групп и каждого за урок.

    Слайд 31. “Джаз – герой нашей эпохи”

    Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей, он герой нашей эпохи. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. Надеюсь, в лице Мистера Джаза вы нашли сегодня хорошего друга, который будет радовать вас в счастливые мгновения вашей жизни и поддержит в трудную минутку. До новых встреч!

    Слайд 32. Спасибо за внимание

    Литература.

    1. Конен В. “Рождение джаза”. Москва, “Советский композитор”, 1990 г.

    2. Михеева Л. “Музыкальный словарь в рассказах”. Москва, “Советский композитор”, 1984 г.

    3. Финкельштейн Э. “Музыка от А до Я”. Издательство “Композитор”, Санкт-Петербург, 1992 г.

    Похожие публикации