Как выглядел Иисус Христос? Как на самом деле выглядел иисус христос Как на самом деле мог выглядеть иисус

Для людей неверующих желание поточнее передать лик Иисуса — это наилучший способ понять Христа. За последние десятилетия неоднократно поднимался вопрос о том, как выглядел исторический Иисус.


Тайна веков: исследователи вскрыли гробницу Христа

Очень многое было сделано в 2001 году для цифровой реконструкции облика Спасителя во время съемок документального фильма BBC "Сын Божий" (Son of God). Благодаря новейшим технологиям из древнего черепа извлекли изображение коренастого малого со слегка обеспокоенным выражением лица. См. Оригинал BBC .

Если с оливковым цветом кожи, коротко стриженной черной шевелюрой и бородой еще можно согласиться, то нос, губы, шея, глаза, веки, брови, толщина жирового слоя и выражение лица — это такие детали, которые полностью лежат на совести антропологов-реконструкторов. Восстановление мягких и хрящевых тканей на черепах до сих пор еще не является точной научной дисциплиной.

"Изображение Иисуса, унаследованное от векового христианского искусства, не является точным, но это мощный бренд, — рассказывает на страницах веб-издания The Conversation Джоан Тейлор (Joan Taylor), автор книги "Как выглядел Иисус?" (What Did Jesus Look Like?). — Человек, с расчесанными посредине лба светло-каштановыми волосами и длинной бородой, часто светлокожий и голубоглазый, стал широко распространенным портретом. Мы представляем Иисуса в длинных одеждах с мешковатыми рукавами, поскольку так его чаще всего изображают в произведениях искусства на протяжении веков. В современных фильмах, начиная с "Иисуса из Назарета" (Jesus of Nazareth, 1977 год) Франко Дзеффирелли и в дальнейшем, преобладает такой стиль, даже когда одежда Иисуса считается неудачно сработанной".

Джоан Тейлор полагает, что было довольно много причин, по которым Иисус изображался в таком виде, который сделался всемирным стандартом, и ни один из образов не связан с сохранением исторической достоверности. В своей новой книге исследовательница старается опираться на подсказки, разбросанные в древних текстах, а также на археологические находки.

Для историка внешность Иисуса имеет много общего с тем, какую одежду и обувь носил мессия. Ключевой вопрос: как его воспринимали современники?

Ни в евангелиях, ни в древнехристианских апокрифах — нигде нам не найти словесного портрета Иисуса. Однако встречаются тут и там разбросанные подробности. В Евангелии, например, Марка (6:56) можно прочитать, что он носил большой прямоугольный шерстяной платок (по-гречески, гиматий) с кисточками по краям. Речь, скорее всего, идет о еврейском талите, или талесе.

В Евангелии от Марка (12:16) читаем: "Иисус учил народ и говорил: "Остерегайтесь учителей Закона, им нравится расхаживать в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях, любят сидеть в синагогах в первом ряду". Под "длинными одеждами" современные комментаторы подразумевают именно талес. Такую накидку делали обычно из шерсти или льна. Она могла быть толстой или тонкой, цветной или неокрашенной, именно ей отдавали предпочтение мужчины-иудеи.

Иисус Христос предстал перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном не в обычной земной одежде, а во всей славе своей: "И преобразился пред ними; и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег".

К слову сказать, средневековые красильщики поспешили увидеть в этом изменении цветов обоснование их профессиональной деятельности, а потому часто называли своим покровителем и защитником Христа. В своей книге "Чёрный. История цвета" (Noir. Histoire d"une couleur) современный французский медиевист Мишель Пастуро (Michel Pastoureau) сообщает: "Не дожидаясь, когда Церковь официально объявит Преображение общим праздником (это случится только в 1457 году), они уже с середины XIII века заказывают художникам алтарные картины, на которых изображается преображенный Христос, в белых одеждах и с лицом, написанным желтой краской".

В записанных на заре Средневековья апокрифах маленький Иисус окрашивает ткани, погружая их в чан с синей краской. В тогдашней Европе, как и в Древнем Риме, синий был нелюбимым цветом, который редко использовали для окрашивания тканей и одежды. Только в феодальную эпоху он стал модным и даже любимым цветом королей.

Юный ученик красильщика Иисус красил ткани в черный цвет — цвет Дьявола. Далее предоставим слово Мишелю Пастуро: "Однако начиная с XIV века это станет невозможным: в свою очередь, черный цвет входит в моду и не может вызвать негативных ассоциаций. Теперь уже проступок, связанный с черным цветом, будет выглядеть неубедительно, по крайней мере в том, что касается одежды или тканей. Стало быть, маленький Иисус должен выбрать для своих проделок иную цветовую гамму. В версиях, относящихся к позднему Средневековью, на смену черному приходит желтый, цвет лжи и предательства, цвет Иуды и Синагоги. Отныне мальчик погружает ткани в чан с желтой краской перед тем, как совершить чудо и наделить каждую ткань положенным ей цветом. С этих пор чан с желтой краской в символическом плане становится более неприятным или зловещим, чем чан с черной. Это нечто новое".

Иисус ходил в сандалиях, неоднократно упоминаемых в евангелиях (от Матфея 3:11, от Марка 1:7, 6:9, от Иоанна 1:27) и сохранившихся до наших дней в сухом климате многочисленных пещер Мертвого моря.

Туника, или хитон, Иисуса была сшита из одного куска ткани. "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон. Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху" (Евангелие от Иоанна 19:23-24). Историка это удивляет, поскольку в основном туники делали из двух частей, сшитых на плечах и по бокам.

"Иисус, — утверждал римский философ-платоник, один из самых известных античных критиков христианства Цельс, — воспитывался тайно, потом пришел в Египет и здесь, занимаясь подённой работой, постиг некоторые искусства творить чудеса, отсюда снова возвратился (в свое отечество) и при помощи тех искусств объявил себя богом".

Христианский теолог, философ и ученый Ориген, написавший в 249 году в опровержение сочинения Цельса "Истинное слово", отбросил многие из его утверждений, однако не посмел оспаривать, по всей видимости, очевидный факт, что Иисус вел образ жизни, некоторым образом свойственный античным киникам или средневековым юродивым.

"Каким же образом (Иисус), который вырос среди простой и бедной обстановки, не пользовался никакими удобствами воспитания, не получил никакого образования ни в ораторском искусстве, ни в науках, могущих даровать ему способность убедительно беседовать с народом, быть его руководителем и привлекать к себе большие толпы слушателей, мог выступить в качестве провозвестника новых учений, как он мог возвестить человеческому роду веру, которая ниспровергла обряды иудеев (хотя и относится с почтением к пророкам иудейским), которая осудила законы греческие, в особенности же те, которые касаются богопочитания?" — задавался вопросом Ориген.

По мнению историка, Иисус носил рубище и вообще имел неухоженный вид. Она сомневается, что у него были длинные волосы, как об этом принято думать, или он не ухаживал за ними так, как это было принято среди состоятельных мужчин его эпохи.

В то время как остальные носили тунику в качестве поддевки, Иисус вовсе не заботился о сохранении материальных вещей:

"И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Евангелие от Матфея 6:28-29).

"И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры" (Евангелие от Луки 12:22-28).

Сюда следует прибавить знаменитый пассаж о "нищих духом" из Евангелия от Луки (6:20-23).

Учитывая громадную пропасть между богатыми и бедными, существовавшую в Римской империи, Иисуса скорее можно отнести к беднейшим слоям населения. К такому выводу пришла исследовательница на основании проанализированных фактов.

С точки зрения историка, учение Христа следует рассматривать как учение всех "униженных и оскорбленных". В этом нет абсолютно ничего нового. Достаточно пролистать трактат Фридриха Ницше "Антихрист", который можно было бы перевести как "Антихристианин".

Фото из открытых источников

Сегодня даже нерелигиозный человек знает, что личность Иисуса Христа исторически доказана. Однако, судя по всему, это был великий эзотерик и пророк, которого знают и почитают даже мусульмане (Иса, сын Марйам), но никак не бог, как его представила нам христианская церковь с «легкой руки» проповедника Павла, который никогда Иисуса сам не видел и его учеником не был. Зато, как говорили истинные ученики Иисуса, легко продался и стал ренегатом, перешедшим на сторону римлян, превратив чистое учение Христа в религию - мировую корпорации с многомиллиардным доходом. (сайт)

Христианская религия исказила учение Христа, выбросив из него все, что ей было не нужно для своего господства над умами многомиллионной паствы. Например, из нескольких десятков книг учения (апокрифов) она оставила только четыре евангелия, неизвестно кем написанные, да еще письма и послания апостолов, составленные в большинстве случаев тем же Павлом.

Искажен был и внешний . В нашем представлении (образ созданный художниками и иконописцами) - это высокий мужчина европейского вида с длинными прямыми волосами - до плеч. Однако, как говорят исследователи, такой человек резко бы выделялся из тех, среди кого жил и проповедовал. Однако в Евангелии от Матфея, к примеру, говорится, что в Гефсиманском саду Иуде Искариоту пришлось даже показывать Христа солдатам, чтобы они арестовали именно того, кого следует, то есть он ничем внешне не отличался от всех прочих людей, живших в Иерусалиме.

Фото из открытых источников

Израильские археологи совместно с британскими учеными, занимающимися судебно-медицинской антропологией (определение внешности человека по косвенным признакам) решили воссоздать истинный образ Иисуса Христа. По всем данным он должен быть типичным евреем из Галилеи времен описания тех событий в Библии.

Проанализировав черепа людей, живших в Иерусалиме в первые годы нашей эры, а также использовав всю имеющуюся письменную информацию (христианские и прочие тексты), ученым и художникам с помощью современных компьютерных технологий (в частности над этим проектом работал медицинский художник Ричард Нив - Университет Манчестера) удалось воссоздать «достоверный» лик Иисуса Христа.

На полученном портрете Иисус выглядит коренастым мужчиной со смуглой кожей и кроткими темными вьющимися волосами, характерными для евреев того времени. Он смотрится гораздо старше своих тридцати лет, поскольку работал плотником - постоянно находится под палящим солнцем.

Кстати, заметим, что некоторые эзотерики, а также люди, отправляющиеся в своем подсознании в далекое прошлое под гипнозом (в свои прежние воплощения), описывали Иисуса Христа приблизительно также - коренастым, смуглым и с черными жесткими кудрями, правда, с более просветленным, духовным ликом, чем он получился у современных ученых-компьютерщиков.



Образ Иисуса Христа в мировой живописи создан такими великими художниками, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они наделили портрет Спасителя чертами, характерными для греков или итальянцев. Вместе с тем христиане из Африки и арабских стран часто изображают Иисуса темнокожим. Так как же он мог выглядеть на самом деле?


Современные культурологи высказывают мысль о том, что вариативность образа Иисуса обусловлена различиями культуры и традиций художников. В мире доминирует западноевропейский взгляд, но все же можно встретить и портреты, на которых Спаситель наделен чертами араба или латиноамериканца.



В церковной литературе Иешуа Га-Ноцри описывается, как «обычный человек» и «брат» людей. Предположительно, детство и юность его прошли в городе Назарет, а значит, и внешность у него могла быть ближневосточная. Еще одну подсказку можно получить из специальной области знаний - криминальной антропологии. Британские ученые для своих исследований применили методы, идентичные тем, которые полицейские используют, чтобы раскрыть преступления. Вместе с израильскими археологами ученые воссоздали наиболее точное описание самого известного лица в истории человечества.



Исследователь Ричард Нив считает, что комплексное изучение вопроса с использованием данных из области антропологии, археологии, физики и биологии поможет пролить свет на то, как могли выглядеть знаковые личности истории. Он уже занимался «реконструкцией» портретов Филиппа II Македонского, Александра Великого, фригийского царя Мидаса.

Согласно теории исследователя, многие люди не поддерживали расправы над евреями и мусульманами, которые регулярно устраивала католическая церковь, поскольку люди, которых убивали, выглядели так же, как Иисус. Папа Римский Александр VI приказал уничтожить все изображения Иисуса, на которых он был запечатлен, как семит. Вместо этого были написаны новые картины, для которых позировал сын Папы - Чезаре Борджиа. Именно он мог стать прототипом того образа, к которому привыкли сегодня христиане всего мира.



Чтобы воссоздать портрет Иисуса Ричард Нив позаимствовал у археологов три черепа из Иерусалима, которые могли принадлежать современникам Иешуа. Затем ученый провел множество компьютерных исследований и установил, как бы мог выглядеть череп, а также - как располагались мускулы на лице. В соответствии с этой информацией определил форму носа, губ, век. В работе были задействованы и рисунки I века, в соответствии с ними установили, что глаза у Иешуа вероятнее всего были темного цвета, а также что он носил бороду. По сохранившимся остаткам скелетов установили и средний рост семитов - 155 см, и вес - около 50 кг.




В истории нет, пожалуй, другой исторической личности, вызывающей столько противоречивых споров, как личность Иисуса. Безусловно, сторонники теории заговора, выдвигая самые разные идеи, пытаются понять мир, а потому не стоит судить их строго. Но порой они выдвигают по-настоящему сумасшедшие версии. В нашем обзоре некоторые из них.

1. Иисус - торговец оловом в Великобритании



Иисус - торговец оловом в Великобритании.


Наиболее плодотворной частью жизни Иисуса для теоретиков заговора являются так называемые "недостающие годы". В Библии загадочным образом умалчивается примерно о 18 годах между детством Иисуса и тем временем, когда он начал проповедовать. Несколько теорий связывают Иисуса с неким Иосифом из Аримафеи, который посещал Великобританию, чтобы торговать оловом.
Сегодня может показаться, что в древние времена путешествия на большие расстояния были невозможными. Но на протяжении многих веков олово из Корнуолла возили к Средиземному морю, а римляне переправляли его через всю Европу вплоть до Ла-Манша.

2. Иисус был грибом




В 1970 году археолог Джон Аллегро опубликовал книгу под названием "Священный гриб и крест". В ней он утверждал, что ученые проследили происхождение элементов Нового Завета до более древних источников в Шумере и Вавилоне. После десятилетий тщательного изучения он пришел к выводу, что Новый Завет был способом увековечивания старых обрядов плодородия.

Согласно его версии, "Иисус" был метафорой галлюциногенного гриба, к примеру, мухомора. Мухоморы довольно часто использовались в религиозных обрядах, поэтому он считает, что вполне возможно, что христианство не было исключением.

3. Иисус был пришельцем




Всегда существовали попытки объяснить чудесные события, описанные в Библии с рациональной точки зрения. Правда, и среди них были откровенно сумасбродные. К примеру, одна из таких теорий утверждает, что Иисус был не человеком и не богом, а на самом деле являлся гибридом пришельца и человека. Те, кто ратует за инопланетное происхождение Иисуса, утверждают, что ангелы, которые посетили Марию, на самом деле были инопланетянами, а звезда над Вифлеемом была ничем иным, как НЛО. Вознесение же Иисуса на небо было просто его возвращением на инопланетный корабль.

4. Иисус был женщиной




В древности на Ближнем Востоке неженатый мужчина был, скорее, исключением из правил. Поэтому некоторые теоретики заговора утверждают, что Иисус на самом деле был женщиной. Существует даже фрагмент папируса, который якобы доказывает, что к Иисусу обращались, как к женщине. Еще одним доказательством, с точки зрения приверженцев этой теории, является то, что Иисус изображался женоподобным в искусстве на протяжении всей истории.

5. Китайский младший брат Иисуса




Одной из доктрин христианской церкви является девственность Марии. Когда же Библия говорит о братьях и сестрах Иисуса, обычно это объясняется, как то, что это на самом деле были его дальние родственники или же единомышленники. В Китае, однако, есть более мистическая теория.

В 19 веке у Хон Сюцюаня было видение. Он вознесся на небо, где увидел бородатого мужчину, который сказал ему, что нужно уничтожать демонов. Позже, когда Хон Сюцюань познакомился с христианством, то пришел к выводу, что этот человек был младшим братом Иисуса, а демоны на самом деле являются правящей элитой. Хотя это может показаться довольно абсурдным, это привело к тому, что Хон возглавил крестьянское восстание, известное как восстание тайпинов, которое привело к гибели 30 миллионов человек.

6. Иисус был путешественником во времени




На протяжении истории люди периодически утверждают, что им являлся Иисус. Одни считают это проявлением глубокой веры, а другие объясняют явления Иисуса его возможностью путешествовать во времени. Эти объясняют даже воскрешение Сына Божьего.

Если Иисус пришел из будущего, то его чудеса исцеления можно было бы объяснить обыденным применением методов медицины будущего. Другим обоснованием этой теории является икону с изображением Иисуса, датирующаяся 1595 годом, на которой можно заметить современный спутник.

7. Иисус был буддистом


Иисус жил в поликультурном мире. В то время большей частью мира правили римляне, греческий язык использовался в качестве языка науки и бизнеса, а торговля активно велась между различными странами. Возможно, что его учение было разработано под влиянием восточных верований?

Утверждается, что Иисус провел часть пресловутых "недостающих лет" в Кашмире, а также, что именно там находится его могила. Даже если буддизм не достиг древнего Ближнего Востока, путешествие Иисуса в Кашмир могло бы объяснить многое. Ведь, на самом деле у этих двух религий масса общего. Некоторые даже отмечают сходство между Иисусом и Буддой: они оба были учителями, которые появились на свет необычным способом, оба использовали притчи, чтобы распространять свою веру, оба начали проповедовать в возрасте 30 лет и у обоих были последователи.

8. Иисуса вообще не существовало




Попытки рационализировать ряд преданий Нового Завета достигают апогея в утверждении, что никогда не было исторической личности по имени Иисус. Не существует никаких исторических документов во время жизни Иисуса, в которых бы он упоминался. Канонические Евангелия, которые были написаны через 40 - 60 лет после его смерти, возможно, были написаны людьми, которые никогда не встречались с ним.

Самые ранние тексты Нового Завета являются письмами апостола Павла, который никогда не встречал Иисуса. Тот факт, что Иисус совершал чудеса в римской провинции во время одного из наиболее документированных периодов античности заставляет задуматься: а почему об этом нет никакого упоминания в римских документах.

9. Иисус в Японии




Иисус не умер на кресте... по крайней мере, в соответствии с одной японской традицией. Его погребальный курган можно найти в Шинго. Приверженцы этой веры утверждают, что менее известный брат Иисуса Исукири занял его место на кресте, чтобы Иисус мог сбежать. Иисус затем переехал в Японию стал фермером и работал на рисовых полях.. Он женился и жил степенной жизнью, пока не умер в возрасте 106 лет.

Естественно, сразу же возник вопрос: почему Иисус выбрал Японию для "ухода на пенсию". Оказывается, что те самые "недостающие годы" в Библии могут еще раз объяснить эту теорию. Во время недокументированных лет своей жизни, Иисус якобы на самом деле учился у некого мастера у подножия горы Фудзи. Когда на Западе возникла угроза его жизни, то он бежал обратно в свой духовный дом.

10. Наркотики в губке




Разногласия в различных Евангелиях относительно жизни Иисуса часто используются скептиками, чтобы поставить под сомнение все христианское учение. К примеру, в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна упоминается одна любопытная деталь: на кресте Иисусу смочили губы губкой, пропитанной уксусом, после чего он умер. Очередная теория гласит, что губка была пропитана не уксусом, а какими-то препаратами, чтобы сфальсифицировать искусственную кому. Соответственно, Иисус не умер на кресте, и в его воскрешении через три дня нет ничего удивительного.

Археологи обнаружили один из древнейших портретов Иисуса Христа, который расходится с наиболее известными его изображениями. На самом деле то, как он выглядел, - большая загадка для ученых и верующих. Что об этом говорит наука и как менялись представления о внешности Спасителя:

Необычный портрет

«Найденное изображение - очень важное открытие. Оно относится к типу иконографической модели Христа с короткими волосами, которая была особенно распространена в Египте и Сиро-Палестине, но исчезла из византийского искусства более позднего периода», - заявляют археологи в своей научной статье.

Обнаруженный израильскими археологами «портрет» VI века - очень нетипичный. Христос на нем изображен без бороды.


«Волосы короткие и вьющиеся, лицо продолговатое, большие глаза и удлиненный нос», - так, по словам ученых, представляли Христа ранние христиане.

Но почему никто не знал наверняка, каким он был? Библия оставила ученым большую загадку.

«В канонических Евангелиях нет описания внешности Иисуса Христа… Просто сложилась определенная традиция его изображения на иконах, а письменных свидетельств того, как он выглядел, нет», - рассказал РИА Новости библеист Андрей Десницкий.

Отсюда парадокс: в разных регионах Иисуса Христа изображали по-разному. Например, в Эфиопии, где христианская община одна из самых древних в мире, он на иконах - темнокожий. А на древнейших изображениях в римских катакомбах или византийских базиликах Иисус Христос предстает юношей - как на знаменитой мозаике VII века в Равенне.


«Это эллинистическое влияние -в Древней Греции и Риме богов изображали юными и прекрасными. Но так продолжалось лишь до VII века, когда Вселенский собор постановил изображать Христа в его историческом воплощении, а не в аллегорическом образе юноши или агнца», - объясняет корреспонденту РИА Новости искусствовед Ирина Языкова.

«Кудряв и коренаст»

Канонический образ Христа, который можно сегодня увидеть на иконах, сложился только к VI веку. Одним из образцов, как утверждает Языкова, стала икона из Синайского монастыря.


«Такое изображение Христа еще называют иудео-эллинистическим, потому что оно опиралось на античный канон гармоничного, красивого лица и в то же время пыталось передать ближневосточные черты. Но специально его еврейское происхождение никто не подчеркивал. Наоборот, иконописцы показывали, что это - универсальный человек», - говорит искусствовед.

А вот в XXI веке этническая принадлежность Иисуса стала очень важна, правда, только для ученых. Судебный антрополог из Манчестерского университета Ричард Нив попытался восстановить облик жителя Палестины I века нашей эры, чтобы хоть как-то приблизиться к разгадке тайны внешности Спасителя. Эксперт провел рентгеновский анализ трех черепов той эпохи, найденных при раскопках в окрестностях Иерусалима. Кроме того, он обратился к рисункам того времени. Результат получился, мягко говоря, неожиданным.

Скорее всего, у Христа, как предполагает Нив, были короткие черные кудрявые волосы. С большой долей вероятности глаза у него были темными. По иудейской традиции, Иисус носил бороду. Возможно, он был невысок, - рост среднего семитского мужчины I века нашей эры, судя по найденным скелетам, не превышал 165 сантиметров. А так как Христос, по Евангелию, был сыном плотника и, скорее всего, сам плотничал, то он был широкоплечим и мускулистым, предполагает Ричард Нив.

Споры о лице

Судя по сделанному Нивом описанию, внешне Иисус Христос ничем не выделялся. Любопытно, что церковные авторитеты говорили об этом еще во II веке нашей эры.

Именно с этого времени в христианской среде начался спор о том, как выглядел Спаситель.

Одни богословы утверждали, что внешне он был невзрачным, ссылаясь на фразу из ветхозаветной книги пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое». Другие же отстаивали гипотезу о его красоте. «Если бы Он не имел в лице и во взоре чего-то небесного, апостолы никогда не последовали бы за Ним тотчас», - писал в IV веке блаженный Иероним.


Однако никто из них не знал точного ответа. Дело в том, что все описания основывались исключительно на устном предании, замечает доцент кафедры Библеистики Богословского факультета ПСТГУ священник Константин Польсков.

«Мы не можем утверждать, что даже встречающиеся в катакомбах изображения Христа первых веков нашей эры являются фотографическими. Это все же некое предание, осмысленное христианской общиной», - поясняет он в беседе с РИА Новости.

Единственный вариант

Впрочем, у ученых есть ключ к разгадке этой тайны. В 1976 году профессор Лос-Аламосской национальной лаборатории (США) Джон Джексон реконструировал облик Христа на основе Туринской плащаницы.


А в 2018 году специалисты Университета Падуи при помощи новейших технологий создали трехмерное изображение Христа на основе оставшегося на ткани плащаницы отпечатка тела.

«Согласно нашим исследованиям, Иисус был человеком необычайной красоты: высокий, но очень сильный. Ростом был почти 180 сантиметров, на 15 сантиметров выше среднего. У его лица было царственное, величественное выражение», - заявил в интервью La Stampa профессор Джулио Фанти, возглавивший исследование плащаницы.

Однако наука до сих не подтвердила, является ли Туринская плащаница тем самым куском ткани, в который было обернуто тело Спасителя после его смерти. На данный момент в ее подлинность можно только верить, отмечает отец Константин Польсков.

«В этом смысле ответ на вопрос, можно ли точно восстановить исторический портрет Христа, скорее отрицательный», - заключает богослов.


3D «копия» Иисуса Христа

Недавно наткнулся в Popular Mechanics на одну любопытную статью. Статья довольно-таки старая, но меня заинтересовала. Задумался я. Интересно получается, парадокс, можно сказать. Иисус Христос — самый известный человек за последние два тысячелетия, а как он выглядел — до сих пор загадка. В самом деле, о внешности Иисуса мы можем судить только по фантазиям художников, да по Туринской плащанице. Ни то, ни другое нельзя считать истинным, я думаю. Первое слишком субъективно, второе является скорее вопросом веры.

Традиционно в искусстве Иисуса Христа изображают облаченным в одеяния светлокожим мужчиной с опрятной бородой и ровными, светло-коричневыми волосами. Однако неугомонным ученым как всегда не сидится на месте. Один из них, британец, в сотрудничестве с израильскими археологами провели научный анализ, используя методы криминалистики, дабы решить, наконец, вопрос как же выглядел Иисус на самом деле. На мой взгляд, результат получился весьма неожиданным.

Белый человек из Оксфорда

Представления о внешности Иисуса изменялись в зависимости от времени, местности, культурных условий, однако постепенно приобрели более-менее единый вид, распространенный в наше время. Согласно этому стереотипу, Иисус имел светлую кожу, узкое вытянутое лицо, светло-коричневые (или даже светлые) волосы, а также добрые и печальные глаза. Длинные, распущенные волосы, аккуратная бородка и характерное одеяние делают его образ узнаваемым для всех.

Как шутя говорит один комик — Эдди Иззард, современный образ Иисуса это образ «белого человека из Оксфорда», вот и решили ученые провести реконструкцию, как же Иисус, как реально исторически существовавший человек, мог выглядеть. Сделать это было решено на основании временного периода и места действия жизненной истории Христа из древних текстов, используя методы криминалистической антропологии.
И вот тут, как сообщает Popular Mechanics, они столкнулись с проблемой.

«Нигде в Новом Завете образ Иисуса не описан, равно как и не было когда-либо обнаружено ни одного его изображения»

Криминалистические исследования

Ричард Нив, бывший сотрудник университета Манчестера в Англии уже имел опыт реконструкции внешности исторических лиц, в том числе Филиппа II Македонского, отца Александра Великого, и царя Мидаса из Фригии.

Используя методы, которыми обычно пользуется полиция для раскрытия преступлений, Нив с помощью современных криминалистических методик исследовал древние черепа из Иерусалима — региона, где Иисус жил и проповедовал.

Образ — результат исследований Нива (Изображение: PopularMechanics)

Рентгеновские «срезы» с трех черепов еврейских мужчин первого века нашей эры были созданы с помощью компьютерной томографии. Затем полученные данные были обработаны специальной компьютерной программой. В результате ученые определили где, какие и сколько мягких тканей располагались на черепах, конкретизировали мышцы и вид кожи лица. В итоге получился образ с гораздо более широкой формой лица, чем у европейских изображений.

«Весь процесс был осуществлен с использованием программного обеспечения, результаты сверены с антропологическими данными. Основываясь на этих данных, исследователи построили цифровую 3D-реконструкцию лица. Затем они создали макет черепа. Слои глины, соответствующие толщине ткани лица, указанной в компьютерной программе, были тщательно наложены на макет, затем сделали имитацию кожи. Смоделировали нос, губы и веки, повторяя контуры мышц», — сообщает Popular Mechanics

Новое лицо для древнего человека

При помощи этих манипуляций команда смогла выявить общие лицевые структуры, типичные для ближневосточного человека, жившего в Галилее на севере Израиля во времена Иисуса. Однако оставался открытым вопрос с цветом кожи и типом волос и прически.

Чтобы решить этот вопрос, Нив решил обратиться к античному искусству из археологических памятников региона. Если верить этим источникам, то Иисус должен был иметь смуглую кожу, носить густую темную бороду и короткие волосы, в соответствии с тамошними традициями того времени.

Как сообщает Popular Mechanics, в одной из глав послания Павла к коринфянам, говорится, что он, якобы, видел Иисуса, и затем высказывает мнение, что длинные волосы у мужчины это безобразие.

«Если муж растит волосы, то это бесчестье для него»

Благодаря этому высказыванию, у команды исследователей возникла уверенность в том, что у Христа просто не могли быть длинные волосы. Ни с точки зрения традиций, ни, уж тем более, с точки зрения того, что с внешностью, традиционно приписываемой Иисусу европейцами, он очень сильно выделялся бы на фоне соотечественников. А ведь Иуде пришлось даже указать на него, чтобы предать. Логичнее и проще было бы просто рассказать преследователям о его необычной внешности.

Археологические данные и останки скелетов говорят о том, что средний рост семитского мужчины два тысячелетия тому назад составлял примерно полтора метра, а вес около полусотен килограммов. Помимо того, если верно то, что Иисус был плотником, то он должен был проводить много времени на свежем воздухе, выполняя тяжелую работу, а, следовательно, был физически развитым, загорелым, с обветренной кожей, что значительно добавляло возраста его внешности. Во всяком случае, он должен был казаться старше своих лет.

Сын Божий

И напоследок хотелось бы рассказать о еще одной интересной интерпретации решения вопроса о внешности Христа. Итальянские исследователи, опять-таки в сотрудничестве с полицией, провели собственные эксперименты и создали свою версию реконструкции лица молодого Иисуса. В этом им помогла всем известная Туринская плащаница.

«С помощью Туринской плащаницы, ткани-савана с предполагаемого захоронения Иисуса, специалисты из полиции создали изображение внешности молодого Иисуса Христа. Они уменьшили размеры челюсти, подняли подбородок и выпрямили нос, «обратив вспять» процесс старения»

Полученный образ разительно отличается от созданного Нивом и гораздо больше напоминает традиционный идеал христианского Сына Божьего.

Предваряя возмущенные возгласы верующих, хочу сказать, что Иисус, похожий больше на неандертальца, мне, как европейцу и просто верующему человеку, тоже не очень по душе. Однако, нужно отдать дань объективности, которая намекает нам, что такой облик тоже мог иметь место, к тому же он имеет под собой хотя бы какие-то основания. Да и не знаем мы вообще, как же выглядел Иисус Христос в реальности.

Похожие публикации