Содержание проведения социально психологического тренинга креативности. Современные проблемы науки и образования. “Любовь в моей жизни”

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теоретические и практические основы тренинга креати в ности

План

1. Социально-психологический тренинг креативности: понятие, концептуальные основы

2. Особенности проведения тренинга креативности

1. Социально-психологический тренинг креативности: понятие, концептуальные основы

Понятие «креативность» тесно связано с понятием «творчество».

В большинстве определений творчества отчетливо проявляется ориентация на процессуальную или продуктивную его сторону. Так, С.Л. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творчества, но в историю развития науки, искусства и т.д.» 1 . По мнению М.Г. Ярошевского, «творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» 2 . В этих определениях творчество просматривается по его результатам: идеям, поведению, материальным объектам.

Определение творчества с процессуальных позиций принадлежит В.М. Бехтереву. Он определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта. тренинг креативность психологический творчество

К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим продуктом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни».

В зарубежной психологии выделяются две группы подходов к определению сущности творчества: ориентированные на поиск источников; ориентированные на процесс.

В первую группу могут быть включены, по крайней мере, три подхода.

1. Психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Творческий процесс по своей сути - экстернализация продуктов воображения посредством взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления.

2. Гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс - это реализация естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий.

Психометристы, такие как Д. Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определен генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.

В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию «ассоцианистов», которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальтпсихология исходит из того, что творческое мышление - это не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают также способность человека обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (К. Роджерс).

Креативность представляет собой способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенное условие актуализации этой способности - самообладание и уверенность в себе.

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально-обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Д. Гилфордом, который считал необходимым для творчества интеграцию конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, регулятивного) мышления. Он выделяет как результат интеграции обоих измерений мышления такие его особенности:

Беглость как способность генерировать максимальное количество идей;

Гибкость как способность к порождению широкого многообразия идей;

Оригинальность как способность генерировать нестандартные идеи;

Точность как способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

Этапы, стадии и фазы творческого процессапо-разному рассматриваются исследователями. Основное, что объединяет описания творческого процесса, - присутствие в подавляющем их большинстве осознаваемых и неосознаваемых этапов, причем запуск осуществляется в сознательной сфере, продолжается в его неосознаваемых структурах и вновь попадает в область сознания.

В современной практике тренингов креативности участникам предлагаются следующие этапы креативного процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт и разработка. Ниже дана их краткая характеристика.

Подготовка. Этот этап обусловлен появлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять субъекта творчества. Возникновение этого побуждения может быть названо первым инсайтом, особенно, когда проблема задается субъекту не со стороны, а формулируется им самим.

Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует ситуацию, проблему как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. Критерий, на который чаще всего ориентируются люди, выбирая вариант решения или поведения, - степень сходства, подобия актуальной проблемы или ситуации тем, которые встречались ранее. В сущности, в процессе подготовки происходят углубление, детализация и прояснение образа проблемы, придание ему пусть нечеткой, далеко не окончательной, но все-таки структуры. В случае, если задача или проблема действительно относятся к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения.

Фрустрация. Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возможные варианты решения, индивид не находит ответа, оказывается в тупике.

Фрустрация переживается в крайне дискомфортной форме, когда индивид чувствует напряжение, раздражение, обескураженность, неполноценность, усталость, апатию. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условия задачи некорректны, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше сознание субъекта насыщено стереотипами, установками с жесткими идентификациями. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии происходящего.

Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа находится человек, в какой области ему недостаточно информации, где ее можно получить и т.д. Инкубация. Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.

Особенности организации работы этих полушарий, в частности, описываются с помощью понятий латерализации и реципрокности. Латерализация (как специализация больших полушарий) усиливается по мере развития человека и приводит к тому, что полушария головного мозга начинают по-разному участвовать во всех психических процессах. Кроме того, полушария действуют «по очереди»: когда активно правое, деятельность левого притормаживается и наоборот. Эта особенность получила название реципрокности.

В настоящее время принято считать, что левое полушарие отвечает за формирование дискретной, линейной модели мира, кодированной знаками и понятиями, связанной между собой причинно-следственными связями, а правое - за формирование непрерывной модели, в которой ведущую роль играют сложные образы реальных объектов, тесно связанные между собой эмоциональными отношениями.

Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. Из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые «ключевые» образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения.

Инсайт. Инсайт - это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации.

Разработка. Разработка, или верификация, - завершающий этап творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами.

Этот этап может быть представлен двумя подэтапами:

Собственно проверка истинности инсайта (верификация). Субъект креативного процесса ищет ответа на вопросы: «Будет ли это работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?», «Действительно ли это ответ на поставленный вопрос?» Иногда случается, что казавшаяся блестящей идея меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку;

Осуществление. Если истинность инсайта установлена, то процесс продолжается на втором подэтапе, продолжительность которого варьируется от нескольких секунд (например, реализация варианта поведения в общении) до нескольких лет. На стадии воплощения решающую роль играют навыки, умения, техники и ресурсы.

Известны различные подходы к построению программ, развивающих творческие способности. Подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности. В ее развитии преобладает компонентный подход, ведущая роль в котором отводится развитию характеристик дивергентного мышления.

Таким образом, социально-психологический тренинг креативности - частная форма тренинга личностного роста, направленная на развитие творческого мышления человека. В подчиненном отношении к этому находятся задачи осознания и преодоления барьеров проявления креативности, осознания характеристик креативной среды, формирования навыков и умений управления креативным процессом.

В ходе тренинга создается и удерживается среда со следующими параметрами: проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

2. Особенности проведения тренинга креативности

В ходе работы участники тренинга креативности получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеры, препятствующие актуализации их собственных творческих ресурсов.

В ходе тренинга креативности ведущий создает условия, ситуации для осознания участниками этапов креативного процесса, закономерного характера их последовательности, что дает возможность влиять на протекание творческого процесса, опираясь на полученную информацию и собственный опыт.

Качество прохождения каждого этапа оказывает существенное влияние на конечный продукт. Участники занятий обнаруживают это в ходе работы, и такие открытия закрепляются в их опыте в виде переживаний и навыков создания оптимальных условий для протекания креативного процесса в целом. При этом ведущий ориентируется на следующую последовательность шагов: детализация образа проблемы и ее кроссмодальное сопряжение с содержанием накопленного опыта; использование эвристических приемов и техник управления креативным процессом; воплощение найденного решения или варианта поведения в реальность.

Для оценки находимых решений или вариантов поведения участников тренинга могут быть предложены критерии оценки продуктов деятельности. В частности, продукты деятельности могут быть признаны креативными, если они являются одновременно новыми и адекватными по отношению к ситуации, а ситуация или задача не могут быть решены по какому-либо ранее известному алгоритму.

Экспериментально установлены факты о взаимосвязи между творческими проявлениями и характеристиками накопленного субъектом опыта. Обнаружено, что периоду продуктивной, творческой деятельности предшествует продолжительный период напряженной работы, учебы. По некоторым данным, профессионал нуждается в освоении нескольких десятков тысяч паттернов, отражающих взаимодействие элементов его профессиональной реальности, прежде чем он оказывается способным к нахождению нетривиальных, конструктивных решений и их реализации.

Психотехнические упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеры, пр е пятствующие творческому процессу

Упражнение 1

Инструкция. Сейчас я начну занятие: брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, у кого окажется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме его прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги, или в качестве ручки для тяжелой авоськи, или, привязав к нему шпагат, применить как отвес при строительных работах.

Сразу договоримся, что не будем прибегать к традиционным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.

Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч другому, также назвав какой-либо предмет. Будем внимательны и постараемся сделать так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого.

Ведущий может создать внешний барьер, ограничивая время на подготовку ответа. В ходе работы, когда кто-нибудь не может длительное время найти очередной вариант нестандартного использования предмета, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв для этого руку.

Упражнение 2

Участники группы сидят полукругом. Ведущий стоит у доски или у листа ватмана, который прикреплен на стене.

Инструкция. Сейчас я буду предлагать вам некоторые задачи. Выслушав условие, займитесь поиском решения. Обнаружив ответ, дайте об этом знать, например, поднятием руки, ничего не говоря вслух.

Приведем несколько задач, которые могут быть использованы в ходе такой работы.

1. Изменив местоположение одной монеты, нужно добиться того, чтобы на каждой оси лежало по четыре монеты:

137Ответ: одну из монет, расположенных на горизонтальной оси, надо положить на монету, находящуюся на пересечении осей.

2. Изменив местоположение одной цифры, надо добиться того, чтобы равенство было верным:

Ответ: 10 2 = 100.

В ходе решения задач, которые предлагаются группе по очереди, ведущий обращается к тем участникам, которые пока не нашли решения, с предложением проговаривать вслух все возникающие у них идеи. Очень часто во время такого проговаривания у кого-то из слушателей, не имеющих решения, оно возникает.

Психотехнические упражнения, направленные на развитие кре а тивности

Упражнения посвящены развитию отдельных сторон креативности как свойства личности: гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т.д.

Упражнение 3

Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция. Давайте вообразим, что это (ведущий показывает мяч) - апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будьте внимательны: нужно постараться не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе.

Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например «сладкий». В процессе выполнения упражнения он побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например: «Давайте попробуем работать быстрее».

Упражнение 4

Все участники сидят по кругу.

Инструкция. Сейчас каждый по очереди, взяв свой стул, будет входить в круг и, по очереди садясь напротив каждого из оставшихся в кругу, задавать ему неожиданный вопрос. Задав вопрос, надо дождаться ответа.

Возможна модификация: тот, кто садится напротив из оставшихся в кругу участников, отвечает на задаваемые ему вопросы.

Упражнение 5

Все участники сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Инструкция. Сейчас мы будем, бросая друг другу мяч, выдвигать аргументы «за» и «против» создания семьи. Мы будем чередовать наши доводы: первый (тот, кто начнет), бросая мяч, предложит аргумент «за», второй - «против», третий - «за» и т.д. При этом договоримся, что будем пользоваться формулировкой «создавать семью надо, потому что...» и «создавать семью не надо, потому что...»

Упражнение 6

Участники группы разбиваются на пары.

Инструкция. Сейчас один из участников пары будет быстро говорить любые слова, не подготавливая их заранее. Его партнер столь же динамично будет реагировать на услышанное слово ассоциацией, но обязательно противоположной по смыслу слову-стимулу. Затем партнеры поменяются ролями. В каждом случае необходимо создать около 25 пар ассоциаций.

Упражнение 7

Все участники сидят по кругу.

Инструкция. Пожалуйста, подумайте некоторое время и выберите какую-нибудь из своих проблем, желательно такую, решения которой у вас пока нет. Мы не предполагаем обсуждать содержание вашей проблемы, вам не придется рассказывать о ней в группе, поэтому выбирайте любую проблему, ту, над которой вы хотели бы и готовы сейчас поразмышлять.

Ведущий выдерживает паузу и продолжает инструкцию только тогда, когда убедится, что все выбрали проблему для работы над ней.

Сейчас я буду предлагать различные образы. Надо будет, концентрируясь на предложенном образе, думать о своей проблеме, стремясь установить как можно больше связи между ней и предложенным образом. Каждый раз у вас будет 5 мин для работы. Постарайтесь удерживаться от отвлечений, ухода в сторону от проблемы. В процессе работы с каждым из образов рекомендуется делать записи, фиксировать наиболее важные из возникающих идей и впечатлений.

В этом упражнении используется различный материал для стимула: участникам показываются картинки, на которых изображены животные, предметы, предлагаются слуховые образы (например, скрип снега под ногами в морозный день), зрительные (желтый цвет), фразы (тихо светит по всему небу) и т.д. Обычно в ходе работы участникам группы предлагается 6-7 образов.

В основе этого упражнения лежит идея о том, что информация, необходимая для решения проблемы, нередко находится на периферии или в более глубоких слоях сознания. Продолжительные усилия, связанные с установлением связей между проблемой и зрительными, слуховыми и другими образами и понятиями, позволяет вовлечь в поиск решения проблемы периферийные пласты опыта и маловероятные ракурсы рассмотрения проблемы и относящихся к ней обстоятельств.

Литература

1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. М., 2006.

2. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.

4. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2005.

5. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб., 2007.

6. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические подходы к понятию о креативности, характеристика данного процесса. Эмпирическое изучение креативности и темперамента: процедура и методики. Исследование особенностей невербальной креативности у студентов с разным типом темперамента.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2016

    презентация , добавлен 18.06.2016

    Определение акцентуаций характера и их влияние на развитие подростка. Особенности развития креативности в подростковом возрасте. Проведение исследования на изучение взаимосвязи креативности и типов акцентуаций. Анализ и интерпретация полученных данных.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Современное состояние проблемы креативности, ее биологические предпосылки. Шизотипические проявления личности. Исследования связи шизотипических проявлений личности и креативности. Анализ взаимосвязи креативности и черт личности у девушек и у юношей.

    дипломная работа , добавлен 04.05.2015

    Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Творческие способности индивида: проблема тестирования и диагностики креативности и дивергентной продуктивности. Параметры творческой одаренности и креативности, специализированный тест Торренса для оценки их беглости, оригинальности и разработанности.

    презентация , добавлен 21.10.2016

    Понятие творчества в психологии. Групповая креативность в работах отечественных и зарубежных психологов. Организация эмпирического исследования. Время существования группы как социально-психологический фактор эффективности групповой креативности.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Психологические особенности старшего школьного возрасте. Развитие креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе. Диагностика креативных способностей старших школьников. Комплекс игр и упражнений на развитие креативности.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Общая характеристика вербальной креативности, ее связь с компетентностью. Психолого-педагогическая характеристика студенчества. Особенности творческого мышления в молодости. Рекомендации, которые могли бы помочь развитию вербальной креативности.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов. Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью. Анализ результатов диагностики уровня креативности или творческих способностей с помощью методики Е. Торренса.

Тренинг креативности

Цель:

- развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации;

Демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем, а также достижения личных и профессиональных целей;

Формирование навыков командной творческой работы

Форма проведения: тренинг

Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее

Е. Торренс

Ход проведения:

I Вступление .

Информационное сообщение.

Современный мир меняется стремительно. И на учёбе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределённости, нет заранее известных способов действий, гарантировано ведущих к успеху. Тренинг креативности, предлагаемый вам, призван помочь научиться справляться с такими ситуациями, опираясь на свои творческие способности.

Креативность включает в себя:

    интеллектуальные предпосылки творческой деятельности,
    позволяющей создавать нечто новое, ранее неизвестное, а также
    предварительный набор знаний и умений, необходимых для того,
    чтобы это новое создать;

    личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в
    ситуациях неопределённости, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность:

    жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от
    шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание
    воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и
    изменять мир вокруг себя.

Так или иначе, креативность рассматривается как некая противоположность обыденности, стандартности, комфортности (податливости внешнему влиянию)

Креативность в той иди иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью гения». Конечно, степень выраженности может существенно различаться. Однако у большинства людей она вполне достаточна для того, чтобы

творчески подходить к решению жизненных проблем. Если этого не происходит, то проблема обычно не в отсутствии творческих способностей, а в их недостаточной «настройке», неумением ими пользоваться.

Креативность управляема и развиваема - её можно активизировать и тренировать, в том числе я посредством специально смоделированных игровых ситуаций. Предлагаемая программа как раз и является способом такой тренировки.

П. Знакомство и сплочение участников тренинга.

Цель: создание благоприятной, дружеской атмосферы для дальнейшего эффективного взаимодействия.

2.1Игра -знакомство«Снежный ком»

2.2Упражнение «Конверт откровений»

Описание упражнения.

Все участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому открыть конверт и достать листок с вопросом, на который нужно ответить. Одновременно с этим участники называет свое имя.

Дает участникам возможность поближе познакомиться, рассказать о своих чувствах, увлечениях, предпочтениях, интересах.

Обсуждение.

Что нового и неожиданного вы узнали от тех с кем

общались? А о самих себе? Кто удивил больше всего?

Ш. Ожидание участников.

На плакате нарисована река. Один берег называется «Берег ожиданий», а другой - «Берег сбывшихся надежд». Каждому из участников предлагается бумажный кораблик, на котором они пишут свои ожидания и помещают его возле «Берега ожиданий ». Там начинается наше путешествие.

IV . Принятие правил работы в группах

Тренер коротко объявляет правила работы в группах и объясняет их смысл. Если участникам не нравится какое-либо из правил, они могут отказаться от него, но обязательно заменить его на другое, не предложенное тренером.

V . Основная часть

Каждое из упражнений этого этапа отражает одно из основных качеств, характеризующих креативную личность.

5.1. Творческое мышление

Цель: продемонстрировать основные качества которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность) и предоставить разнообразные возможности потренировать их.

5.1.1 Упражнение «Усовершенствование игрушки»

Описание упражнения.

Участникам демонстрируется мягкая игрушка и дается задание предложить как можно больше принципиально осуществимых способов её усовершенствования - что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть? Упражнение выполняется в подгруппах по 4-5 человек, время работы 8-10 мин. Потом представители каждой из подгрупп поочерёдно излагают свои идеи

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения генерировать идеи в условиях командной работы

Обсуждение. Что, с точки зрения участников, способствовало появлению новых идей при выполнении этого упражнени.А что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким смысловым категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить что упражнение?

5.1.2Упражнение «Рисунки из фигур»

Описание упражнения.

Участникам демонстрируется несколько рядов, состоящих из геометрических фигур н даётся задание дорисовать каждую фигуру таким образом, чтобы из не» получилось целостное, осмысленное изображение. Составной частью которого она бы стала. Повторять сюжеты нельзя, каждая фигура должна превратиться в какое-то новое изображение, но несколько фигур могут быть объединены единым сюжетом изображения. Потом выполненные рисунки оцениваются с позиции оригинальности и разработанности

Психологический смысл упражнения.

Тренировка умения находить неожиданные ассоциации при взгляде на материал, схожесть которого с реальными предметами сведена к минимуму.

Обсуждение

Какие психологические качества, с точки зрения участников, способствовали успешному выполнению этого упражнения, а какие Препятствовали? В каких реальны жизненных ситуациях пригодиться умения, тренируемые в лом упражнении.

5.2 Нестандартность

Цель: научить участников смотреть на привычные вещи в новых, необычных ракурсах, замечать оригинальное в обыденном.

5.2.1 Упражнение «Иностранец»

Описание упражнения.

«Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы:

    себе на уме;

    комар носа не подточит:

    сам чёрт не брат,

    прошёл огонь, воду и медные трубы;

    не подмажешь - не поедешь;

    у семерых нянек дитя без глазу;

    яйца курицу не учат;

    зимой снега не выпросишь;

    дом был полной чашей;

    на воре и шапка горит;

    метать бисер перед свиньями

Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по три фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки,

Психологический смысл упражнения.

Упражнение учит ре осматривать в новых, необычных ракурсах то, что кажется понятным, привычным н банальным, вставая на позицию «наивного слушателя», не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает.

Обсуждение.

«Вот видите. Как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы. Всего лишь мысленно встав на позицию человека, незнающего заранее их смысла! Поделитесь, пожалуйста, примерами ситуаций в вашей жизни, когда отказ от «заранее известного» понимания какой-либо ситуации помог увидеть ед в новом ракурсе. Решить связанные ней проблемы.

5.2.2 Упражнение «Необычные ситуации»

Описание упражнения.

Участникам предлагается несколько описаний странных, но тем не менее, совершенно реальных, взятых из жизненного опыта ситуаций. Примеры таких ситуаций может привести как ведущий, так и сами участники. Участники выдвигают идеи, объясняющие, как моглв возникнуть такая ситуация.

Идеи должны быть правдоподобными, могущими иметь место в реальности; откровенно фантастичные варианты не принимаются, Упражнение выполняется в командах по 4-5 человек. Потом представители от каждой из команд рассказывают о выдвинутых идеях.

Примеры ситуации.

-«Мы гуляли по лесу. И на опушке наше внимание привлекло
одно молодое дерево. Прямо на его верхушку была нацеплена
алюминиевая банка из-под пива. Как её туда надели? Высота дерева
метров пять, но оно явно слишком тонкое, особенно у верхушки.
Что бы выдержать вес залезающего на него человека...»

-«Возвращаясь с дачи в Славянск по трассе «Харьков-Ростов», мы видели
весьма странную дорожную аварию, У обочины стоит помятая
легковая машина. А на крыше у неё стоит ещё одна машина, колеса в
воздух свисают. Вокруг суетятся гаишники. Поблизости только
ровное шоссе, нет ни перекрёстков, ни резких поворотов. Ни каких-
либо препятствий на дороге. Как же могла произойти такая авария?...»

Психологический смысл упражнения.

Помимо умения генерировать идеи, просто и понятно объясняющие необычные на первый взгляд ситуации, упражнение учит замечать такие ситуации: смотреть на окружающую действительность «открытыми глазами», обращать внимание на необычное.

Обсуждение.

Какие варианты объяснений представляются наиболее творческими с чем это связано? А какие варианты наиболее правдоподобны? Совпадает ли одно с другим? Вряд ли. в каких жизненных ситуациях важнее обращать внимание на оригинальное, необычное. А а каких - наиболее простое и очевидное?

5.3. Воображение и выразительность

Цель: Развитие творческого воображения. Наряду с этим участники обучаются выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах.

5.3.1 Упражнение «Что делает буква»

Описание упражнения. Участникам предлагается выбрать какую-нибудь часто встречающуюся в русском языке букву «приблизительно из такого набора: Б, И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразить её в виде человечка.

После этого, они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек) и рисуют его (в виде буквы) за каждым из этих занятий,) Упражнение выполняется индивидуально. Потом проводится выставка получившихся рисунков.

Психологический смысл упражнения.

Развитие как вербальной креативности (поиск глаголов на заданную букву), так и умения выражать свои идеи в необычном, подчёркнуто-странном контексте (в данном случае - через рисунки буквы, превращенной в человек» и занимающейся резными делами)

Обсуждение.

Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках?

5.3.2 Упражнение «Гулливер»

Описание упражнения.

«Представьте себя на месте Гулливера, который попадет в страну лилипутов (там его рост примерно с трёхэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:

    шляпы;

    дома;

    кровати;

    постельного белья;

    машины:

    домашнего животного;

    записная книжка.

Упражнение выполняется индивидуально. Потом участник озвучивают свои варианты, а ведущий записывает их.

Упражнение основано на приеме гиперболизации(представление знакомых объектов в утрированно уменьшенном или увеличенном виде), что способствует появлению новых ассоциаций. Развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.

Обсуждение.

Где было проще предстаешь себя в роли Гулливера - в стране лилипутов или великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых

Где было проще предстаешь себя в роли Гулливера - в стране лилипутов или великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых идей об использовании предмет он представляются наиболее интересными? Что за неожиданные свойства привычных предметов в них использованы?

VI . Подведение итогов.

Цель: осмыслить полученный в ходе тренинга опыт, подвести итоги дать, обратную связь по прошедшим упражнениям.

6.1.1 Упражнение «Бумажный подарок»

Описание упражнения.

Предлагается изготовить подарок, который хо1 елось бы преподнеся группе перед окончанием тренинга. Для этого имеется бумага, ножницы, скотч, рисовальные принадлежности. Помимо изготовления подарка предлагается сформулировать и записать пожелание для других участников оно может быть записано как на самом подарке, так и на отдельном листе или специально изготовленной открытке. Время на подготовку подарков и запись пожеланий 10-15 мин. после этого подарки распределяются между участниками.

Лучше сделать это с помощью игровой процедуры случайного выбора. Например следующим образом.

    Все встают в круг лицом наружу и кладут изготовленные ими подарки на пот перед собой, на расстоянии примерно 1 м от себя

    По команде ведущего берутся за руки, закрывают глаза и начинают перемещаться по часовой стрелке.

    Когда круг сдвигается примерно на половину обороте, ведущий даст команду остановиться и открыть глаза. Каждому достаёте тот подарок, который в этот момент, окажется пред ним.

Психологический смысл упражнения

Одна из форм подведения итогов тренинга. Когда дается возможность представить и отдать другим участникам его результат овеществленной « объективизированной » форме.

Обсуждение.

Каждому предлагается придумать и произнести слова благодарности за полученный подарок.

6.1.2 Завершение работы

Переместите кораблик, который в начале тренинга был у «Берега ожиданий» на таком расстоянии от «Берега сбывшихся надежд», которое отражало бы степень исполнения ваших ожиданий.

психологические упражнения для тренингов

Тренинг развития креативности и творческих способностей

Концептуальное введение:

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе ; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

  1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
  2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
  3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
  4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
  5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель : осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Задачи:

  1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
  2. Осознание характеристики креативной среды.
  3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы : бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы : мяч.

Время : 2-5 минут

Процедура : Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки» (5-10 минут)

Цель : всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).

Материалы : газеты.

Время : 5-10 минут

Процедура : Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения : Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Стоп-кадр»

Цель : развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы : список слов.

Время : 10 минут

Процедура : Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Упражнение «Применение предметов»

Цель : развитие творческого интеллекта.

Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время : 10–15 минут

Процедура : За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение «Арка»

Цель : развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы : ножницы, бумага.

Время : 10 минут

Процедура : Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
  2. Часто ли возникают такие ситуации?
  3. Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель : обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время : 7–15 минут

Материалы : бумага, ручки.

Процедура : Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты.

Пример:

  1. Регулярно выполнять физические упражнения;
  2. Овладеть техникой медитации и релаксации.
  3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.
  4. Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Литература:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.

Добрый день!

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity ) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.

Предлагаю каждому участнику оформить собственную визитку, где указывается тренинговое имя (свое личное, игровое, друга, литературного героя, реального политического деятеля), и схематическое изображение себя в виде предмета, цветка, животного.

Давайте знакомиться. Скажите, пожалуйста, как вас зовут, что вы нарисовали, и с чем это связано?

Упражнение “Улыбка”

К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и – самое страшное, сами перестали улыбаться. Пожалуйста, подойдите друг к другу и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов. Обратите внимание на свои ощущения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку?
  2. Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает чувство неловкости, натянутости мышц лица?
  3. Что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам?
  4. Приятно ли вам это, или у вас возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

Упражнение “Чудо-стул”

Цели: – стимулировать творческую работу группы с помощью театральной игры, импровизировать способности по визуализации образа. Содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной.

Давайте договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайшего времени будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. К примеру – самый заурядный – обычнее не бывает – стул! Но это в этой жизни, предмет находящийся у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью... А в театре... Во, что можно превратить стул силой воображения?

Сейчас – задание!

Превратите стул в любой предмет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку выходит в центр, чтобы представить нам новый образ чудо-стула. После каждого показа начинаю отсчет до трех (как на аукционе!), если до цифры 3 не окажется новый участник в центре со своим вариантом чудесного превращения стула, то последний игрок будет признан победителем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие идеи ваших товарищей показались вам наиболее интересными? Это упражнение было для вас трудным или наоборот очень легким?

Упражнение “Самолетик”

Делим группу на две команды. Каждой команде выдается по одному листу формата А 4.

Инструкция: “У вас есть 5 минут на обсуждение, затем вы должны сложить из этого листа самолетик. Победит та команда, чей самолет улетит дальше. Самое главное соблюдать следующие условия.

Одновременно собирают самолетик только два человека. Эти два человека могут сделать только один перегиб, затем они должны уступить место другой паре, другой команды.

Вы можете пользоваться только одной рукой, вторую уберите за спину”.

Обсуждение: какие трудности возникли у вас при выполнении данного упражнения?

Упражнение “Пингвинчики”

Цели: снятие мышечного напряжения, повышение настроения и чувства бодрости.

Все мы знаем, что пингвины живут в Антарктиде, и бывает им там холодно. Они вытягивают руки вдоль туловища и, переваливаясь с ноги на ногу, сбиваются в стайку и постепенно перемещаются в хаотичном порядке: из центра на периферию и обратно.

Задача участников – встать как можно плотнее и, изображая пингвинчиков, тереться друг о друга, тем самым, перемещаясь от центра скопления к краю и наоборот. Необходимо, чтобы каждый участник побывал в центре, т.е. “погрелся”.

Обсуждение: что помогало \ мешало справиться с задачей?

Упражнение “Два автобуса”

Цель: определить уровень сплоченности коллектива.

Группа делится на две команды. На середину комнаты ставятся две пары стульев, спинками на внешнюю сторону. Каждая пара стульев находится на расстоянии 2–3 метров от другой пары.

Инструкция: две группы людей стоят на остановке и ждут своих автобусов. Подъезжает 1 автобус, участники в него садятся, затем во 2, вторая команда. Команды заполняют свои автобусы. Автобусы в час пик, в них, очень тесно, но нужно удержаться, чтобы никто не упал. Но произошла поломка одного из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры второго автобуса садятся в первый. Становится еще теснее.

Задача участников – продержаться в автобусе хотя бы 20 секунд.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали во время упражнения, и после его выполнения?
  2. Удалось ли справиться с заданием?
  3. Сколько времени на это понадобилось?
  4. Что способствовало выполнению задания?
  5. Что вы сделали для того, чтобы его выполнить? Какую роль играл каждый участник?
  6. Что мешало? Как можно было бы выполнить это задание по-другому?

Упражнение “Летающие”

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия летающих насекомых в двух вариантах: стрекоза, комар, муха, оса, бабочка, моль, они читают свои карточки так, что больше этого никто не видел.

Задача каждого – найти свою пару

Можно использовать любые невербальные приемы (жесты, мимику), но нельзя называть и издавать характерные звуки насекомого. Когда участники находят свои пары, они становятся рядом, но продолжают молчать. Когда все пары образованы, что получилось.

Эта игра на всматривание, в которой, исключая речь, мы оставляем возможность взаимодействия с использованием только визуального канала восприятия. Это дает возможность диагностики уровня развития визуального канала и его восприятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было найти свою пару? На что вы ориентировались, когда искали свою пару?
  2. Удалось ли вам найти ее?
  3. Удалось ли вам изобразить именно то насекомое, которое было нужно? Какими средствами выражения вы пользовались?

Упражнение “1 из 3”

Цели: тренировать подвижность мышления, как фактор креативного поведения и адекватной самооценки.

Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

На площадке для упражнения должно быть 3 условных обозначения.

Инструкция: условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически мы попытаемся определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой вариант вам ближе всего, и в соответствии со своим выбором займите, пожалуйста, место на игровой площадке.

Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастерка?

(Выбор сделан, прошу прокомментировать ваше решение.)

  • Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер?

(Напоминаем, что речь вовсе не идет о реальном возрасте игрока, а лишь об образе – “душевном возрасте” т.е. на сколько лет человек себя ощущает.)

  • Кто вы: деревня, город, столица?
  • Кто вы: вода, огонь, земля?
  • Кто вы: палатка, квартира, вилла?
  • Кто вы: табличка с надписью – “Посторонним вход воспрещен!”
  • “Скоро вернусь...”
  • “Добро пожаловать!”
  • Кто вы: “Да”, “Возможно”, “Нет”?
  • Кто вы: велосипед, мотоцикл, роллс-ройс?
  • Кто вы: прошедшее, настоящее, будущее?
  • Кто вы: свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы?

(Напоминаю, речь идет об образе, а не реальном положении дел.)

Завершение: обсуждение игры

– Что понравилось, а что нет?

– Ответ, на какой вопрос был наиболее проблематичным?

– На какой вопрос было легче всего ответить? Почему?

– Удивил ли вас выбор кого-то из ваших товарищей по команде?

– Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?

Упражнение “Суперскрепка”

Цель: решить проблемы творческим подходом.

Время ограниченно.

Инструкция: разделить группу на 3 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.

(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)

Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.

Вопросы для обсуждения:

– Легко ли было справиться с этим заданием?

– Какие были трудности?

Упражнение “Я + Ты”

Цель: понимание и сплочение, понять своего партнера – значит успешно закончить это упражнение.

Делим участников на пары и просим их встать возле одной из стен комнаты.

Инструкция: возьмите по одному листу формата А4 на каждую пару. Встаньте лицом друг к другу, зажмите лист бумаги лбами, заведите руки за спину. Ваша задача – произвольно передвигаться по комнате до противоположной стены. Разговаривать нельзя. Роняете листок, начинаете сначала.

Вопросы для обсуждения:

  1. Расскажите о своих ощущениях?
  2. Какие были трудности?

Упражнение “Виртуальная прогулка”

Цель: раскрепоститься, проявить свою оригинальность и креативность.

Хотя мы не так давно начали наш тренинг, предлагаю вам прогуляться. Представьте, что мы с вами вышли на улицу.

Участники перемещаются друг за другом, по кругу. Задаются условия, а участники должны идти их соблюдая.

Вдруг пошел сильный дождь, ваша одежда начинает промокать, вы торопитесь домой.

Вы забежали под дерево, а под ним много сосновых шишек, по которым очень не удобно ходить, очень.

Дождь закончился, вышло солнце, асфальт накаляется, он все горячей и горячей.

Вам осталось 10 метров до дома, уже поздняя ночь, ничего не видно, комары кусают, замучили.

Расскажите о своих ощущениях.

Упражнение “Веселые шары”

Цели: развивать координацию движения, концентрацию внимания, работу в команде. Группа делится на 2 команды.

Инструкция: Прошу каждую команду встать в круг и взяться за руки. Ваша задача – удержать шары в воздухе, не расцепляя рук, в течение 3 минут. Нельзя просто держать шары. Они должны быть именно в воздухе. Упавший шар поднимать нельзя. Победит та команда, которая сможет удержать большее количество шаров.

Вопросы для обсуждения:

– Расскажите какие трудности вы испытывали?

– Что было легко?

Групповой коллаж

“Любовь в моей жизни”

Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции. Длительность работы 10–15 минут на этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции.

Психологический смысл упражнения – возможность проследить и осознать не явные установки участников применительно к теме. Развиваются навыки невербального общения, эмпатия, умение координировать совместные действия.

Обсуждение:

Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл, и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

Упражнение “Маяк”

Звучит музыкальная композиция имитирующая шум моря.

Рассаживайтесь по удобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Отрегулируйте дыхание. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящем на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов.

Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет. Вы уверены в себе. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули. Открываем глаза...

Вопросы для обсуждения:

Удалось ли вам всю картину, и вызвать соответствующие телесные ощущения?

Упражнение “Чепуха”

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу справа. Тот письменно отвечает на вопрос ведущего, вновь загибает лист и передает дальше. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

4. Чем занимались?

5. Как это происходило?

6. Что запомнилось?

7. И что, в итоге получилось?

8. Какой из получившихся текстов показался вам наиболее интересным?

Похожие публикации