Слитное и раздельное написание не с причастиями. Предложения со словом «несмолкаемый Почти неслышимый шепот

Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Ознакомиться с теоретическим материалом

Укажите цифры, на месте которых пишется буква И.

Русский пейзаж с его мягкостью, с н(1)взрачностью нашёл наконец своего выразителя, н(2)когда н(3) пытавшегося его приукрасить.

Как н(1) вглядывался старшина в горизонт, н(2) видно было на воде лодок; как н(3) внюхивался в шепотливый ветерок, н(4)откуда н(5) тянуло дымом.

1. Пустыня (не)безводна, но в ней очень мало воды.

2. Я (не)успел оглянуться, как утки взмыли над озером.

4. Так стоять можно долго, ощущая на лице (не)ветер, а дыхание ветвей.

5. От ветра колеблется каждый стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Как н(1) старался, я н(2) смог найти в колючей изгороди н(3) щели, н(4) лаза, поэтому н(5) раз ободрал бока, пока попал во двор.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (Не)яркий свет из камина мягко освещал маленький уютный чердак.

2. Ломоносов приехал в Москву, (не)имея в городе ни единого знакомого.

3. Съёжились настывшие, но ещё (не)забранные льдом воды прудов.

4. (Не)большое, а крошечное озерцо виднеется у высокого холма.

5. Он писал по ночам под (не)смолкающий ни на минуту шум моря.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ЯВИВШИЙСЯ на экзамен ученик был болен.

2. Актёр говорил (НЕ)ГРОМКО, но выразительно.

3. Забор на нашей даче до сих пор (НЕ)ПОКРАШЕН.

4. Ученик рассказывал текст наизусть, (НЕ)СМОТРЯ в книгу.

5. До каникул оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

2. (НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

3. Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

4. Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

5. У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

Выпишите слово, в котором НЕ(НИ) пишется СЛИТНО.

1. Дома нас ожидали отнюдь (НЕ)ДОБРЫЕ вести.

2. Мы (НИ)РАЗУ не видели отца грустным или растерянным.

3. Это был (НЕ)КТО иной, как директор школы.

4. У артиста было (НЕ)КРАСИВОЕ, но удивительно выразительное лицо.

5. Забор был (НЕ)ПОКРАШЕН и валился набок.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

2. Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

3. Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

4. Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

5. Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Она н(1) к кому н(2) имела претензий, н(3) на кого н(4) сердилась - для нее н(5)чего н(6) существовало.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Н(1)кто сейчас уже н(2) обращал внимания н(3) на слова, н(4) на н(5)кому н(6) известного лейтенанта.

1. Всё это было (не)спроста и таило в себе предостережение.

2. Тишина стояла полная и (не)объяснимая.

3. Ангара была видна (не)далеко, до первого поворота вправо.

4. У нас уже мало остаётся памятников, (не)тронутых подновлением.

5. Образ Кремля (не)однократно возникает в романе «Война и мир».

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Положение было самое н(1)удобное: н(2)льзя было н(3) встать, н(4) сесть. Н(5) у кого из гостей, н(6) знавших Булгакова, н(7) было н(8)каких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Н(1)кто до Пушкина н(2) воспроизводил н(3) в стихах, н(4) в прозе нашей простой сельской природы с такою простотою истины и такою теплотою сочувствия.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

При моём приближении мальчик н(1) выказал н(2) страха, н(3) удивления и даже н(4) пошевелился.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Большой двор, (НЕ)СМОТРЯ на сильный зной, был оживлён.

3. Из-за каменных зданий солнца (НЕ)ВИДНО.

4. Врагов (НЕ)БЫЛО только у беркута и коршуна.

5. Лось - зверь далеко (НЕ)ПРОСТОЙ.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Я выбрался из снега и, (не)споря больше с ветром, повернул обратно.

2. Дор – это поле, но только (не)простое поле, а среди леса.

3. Добрая сила есть могущество, (не)прибегающее к жестокости.

4. Английская улица (не)предназначена быть местом встреч и прогулок.

5. Тишь загустела ещё больше и сделалась совсем (не)правдоподобной.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Равнодушный к родной природе человек (не)может любить родину.

2. (Не)мощёная улица выходила прямо в поле.

3. Воздух (не)движим.

4. С утра стоит (не)бывалая жара.

5. Человек с возмущённой совестью становится сильнее (не)годяя.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (Не)смотря себе под ноги, старик шёл по берегу.

2. Было уже довольно поздно, но вопрос до сих пор был (не)решён.

3. Никто из путешественников уже (не)надеялся на спасение.

4. (Не) всё то золото, что блестит.

5. (Не)сколько дней тому назад разразилась сильная буря.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Мы (НЕ)ВСЕГДА получаем то, что желаем.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась весьма (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Мне всегда хватало (не)ожиданных приключений.

2. На улице (не)подвижно стояла стена дождя.

3. Мы пили чай ночью, дожидаясь далёкого и (не)решительного рассвета.

4. Талант, (не)нашедший выхода, будет всю жизнь мучить человека.

5. Чудаков в этом театре действительно (не)мало.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.

2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.

3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.

4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий - какой-то сонный.

5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Мне н(1)когда н(2) удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Вот и теперь, как н(3) старался я держать равновесие, всё равно н(4) смог н(5) замочить ног.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Отношение к природе у Некрасова (не)редко служит характеристикой нравственного облика героя.

2. Вся его жизнь - (не)престанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни.

3. Особенно хорош сад, (не)большой, но густой и приятно запутанный.

4. В «Годунове» Пушкин затронул вопросы политические, ещё (не)давно бурно волновавшие его.

5. В трагедии «Борис Годунов» есть красоты удивительные, автора почти нигде (не)видно.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Из (не)проглядных временных далей течёт поток рода людского, именуемый Историей.

2. Во времена Фонвизина недорослями назывались дворяне, (не)получившие должного образования.

3. Каждое время года прекрасно по-своему, но в природе они (не)разграничены чётко.

4. Далеко (не)простым купцом был В. И. Нестеров, если предпочитал вкус П. М. Третьякова вкусу целой Академии художеств.

5. Только беркута и коршуна можно назвать подлинными хозяевами территории, хозяевами деликатными, (не)мешающими друг другу.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Шелестел камыш с тёмными, ещё (не)запушившимися кисточками.

2. (Не)велик сверчок, да громко поёт.

3. Овраг был (не)длинный, но глубокий.

4. Как-то (не)чаянно сон овладел мною.

5. (Не)разумного учить - в бездонную кадку воду лить.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Катерина Ивановна н(1)когда н(2) на что н(3) жаловалась.

Вещи н(4)как н(5) становились на предназначенное для них новое место, сколько мы с ними н(6) бились.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Ярко освещённые пылинки, движущиеся и вместе с тем (не)подвижные, образовывали полупрозрачную стену.

2. Для того чтобы совершались самые важные изменения в жизни человечества, (не)нужны никакие подвиги.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Время-корабль, никогда (не)бросающий паруса.

Он был любому гостю (не)рад.

Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не)напечатана.

Он бежал (не)быстро, а медленно.

Слово, (не)склоняемое в русском языке.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Время-корабль, никогда не бросающий паруса.

Он был любому гостю не рад.

Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока не напечатана.

Он бежал не быстро, а медленно.

Слово, несклоняемое в русском языке.(В данном контексте слово «несклоняемое» является прилагательным, так как не имеет зависимого слова в творительном падеже).

Запятая уместна, так как от прилагательных тоже задаются вопросы, они также имеют зависимые слова. И это называется определительным оборотом.

Ответ: несклоняемое

Ответ: несклоняемое

Сложность: высокая

Правило: Задание 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

Пра-во-пи-са-ние НЕ и НИ.

По спе-ци-фи-ка-ции в за-да-нии дан-но-го типа про-ве-ря-ет-ся:

−уме-ние от-ли-чать ча-сти-цу НЕ от ча-сти-цы НИ;

−уме-ние от-ли-чать при-став-ку НЕ от при-став-ки НИ;

−уме-ние пи-сать слит-но или раз-дель-но НЕ со всеми ча-стя-ми речи.

В связи с этим об-ра-ща-ем вни-ма-ние на то, что усло-вие за-да-ний в за-ви-си-мо-сти от его целей может су-ще-ствен-но раз-ли-чать-ся. При этом также от-ме-ча-ем, что в ти-по-вых за-да-ни-ях ЕГЭ (ав-то-ры Цы-буль-ко И.П., Львов, Его-ра-е-ва) про-ве-ря-ет-ся лишь уме-ние пи-сать слит-но или раз-дель-но НЕ с раз-ны-ми ча-стя-ми речи, а в за-да-ни-ях дру-гих ав-то-ров, в том числе Се-ни-ной, ММИО (Стат-Град) пред-став-ле-ны и за-да-ния на выбор НЕ или НИ. Ре-дак-ция РЕ-ШУ-ЕГЭ также счи-та-ет не-об-хо-ди-мым рас-ши-рять типы дан-но-го за-да-ния в пре-де-лах спе-ци-фи-ка-ции те-ку-ще-го года.

Также об-ра-ща-ем вни-ма-ние на то, что ряд пра-вил, при по-мо-щи ко-то-рых про-ве-ря-ет-ся на-пи-са-ние, не изу-ча-ет-ся в школь-ном курсе. Такие пра-ви-ла от-ме-че-ны знач-ком *.

12.1 Слит-ное и раз-дель-ное на-пи-са-ние ча-стиц НЕ и НИ.

Ча-сти-ца не пи-шет-ся раз-дель-но:

1) Если есть или под-ра-зу-ме-ва-ет-ся про-ти-во-по-став-ле-ние с име-на-ми, на-ре-чи-я-ми и при-ча-сти-я-ми.

Сле-ду-ет раз-ли-чать пря-мое про-ти-во-по-став-ле-ние, при ко-то-ром один из двух при-зна-ков, на-зван-ных при-ла-га-тель-ны-ми, от-ри-ца-ет-ся, а вто-рой-утвер-жда-ет-ся, и про-ти-во-по-став-ле-ние с усту-пи-тель-ным от-тен-ком зна-че-ния, при ко-то-ром оба при-зна-ка, на-зван-ные при-ла-га-тель-ны-ми, при-пи-сы-ва-ют-ся пред-ме-ту, т. е. име-ет-ся про-ти-во-по-став-ле-ние, но без от-ри-ца-ния.

Ср: Озеро не глу-бо-кое, а мел-кое (от-ри-ца-ет-ся при-знак "глу-бо-кое" и утвер-жда-ет-ся при-знак "мел-кое").-Озеро не-глу-бо-кое, но ши-ро-кое (утвер-жда-ют-ся оба при-зна-ка: "и мел-кое, и ши-ро-кое"; "хотя мел-кое, но ши-ро-ко е") .

1) Это не сча-стье, а горе. Река не мел-кая (глу-бо-кая). Ты мне не друг. Шли не быст-ро, а мед-лен-но. Не смол-ка-ю-щий, а на-рас-та-ю-щий гул.
2) *С при-ла-га-тель-ны-ми, на-ре-чи-я-ми на -о и при-ча-сти-я-ми, сло-ва-ми на -мый, если про-ти-во-по-став-ле-ние под-ра-зу-ме-ва-ет-ся и от-ри-ца-ние уси-ли-ва-ет-ся сло-ва-ми:

а) вовсе не, от-нюдь не, да-ле-ко не, ни-чуть не, ни-ма-ло не;

б) от-ри-ца-тель-ны-ми ме-сто-имен-ны-ми сло-ва-ми: ни-сколь-ко не, никак не, ни-ко-го не, ни-ко-му не, никем не, ни-ко-гда не, ни-ку-да не, ни-ка-кой не, ни-че-го не, ни-че-му не, ничем не и т. п.

Для удоб-ства по-яс-не-ний на-зы-ва-ем их о т р и ц а т е л ь н ы м и уси-ли-те-ля-ми.

а) Это вовсе не прав-да; Этот слу-чай вовсе не уни-ка-лен; Это от-нюдь не оче-вид-но; Она да-ле-ко не храб-рая; Че-ло-век он ни-чуть не глу-пый; Рас-ска-зы-вать об этом ни-чуть не ве-се-ло; Ни-ма-ло не смущён; Она вовсе не об-ра-зо-ван-нее мужа;

б)Слу-чай никак не под-хо-дя-щий; Ни-ку-да не год-ный про-ект; Ни-ка-кой он мне не при-я-тель; ни-сколь-ко не за-вист-ли-вый, ни-ко-му не нуж-ный, ни в коем слу-чае не бес-по-лез-ный, ни на что не год-ный, ни к чему не спо-со-бен, ничем не ин-те-рес-ный; Он ни-сколь-ко не кра-си-вее своей сест-ры;

3) *С крат-ки-ми при-ла-га-тель-ны-ми, ко-то-рые не упо-треб-ля-ют-ся в пол-ной форме. 3) не рад, не дол-жен, не прав, не виден, не на-ме-рен, не рас-по-ло-жен, не готов, не обя-зан, не нужен, не со-гла-сен.
4) С пол-ны-ми при-ча-сти-я-ми при на-ли-чии за-ви-си-мых слов (кроме слов уси-ли-те-лей сте-пе-ни, спи-сок смот-ри-те) или про-ти-во-по-став-ле-ния (по об-ще-му пра-ви-лу) 4) Вид-не-лись ещё не убран-ные поля ржи. Не сме-ю-щий-ся, а пла-чу-щий ребёнок.
4) *С от-гла-голь-ны-ми при-ла-га-тель-ны-ми, об-ра-зо-ван-ны-ми от пе-ре-ход-ных гла-го-лов не-со-вер-шен-но-го вида с по-мо-щью суф-фик-сов -ем-, -им- толь-ко при на-ли-чии за-ви-си-мо-го слова в тво-ри-тель-ном па-де-же. 4) Не лю-би-мый мною пред-мет пред-сто-я-ло сда-вать в этом году.

Этот слу-чай тре-бу-ет до-пол-ни-тель-ных по-яс-не-ний. Сле-ду-ет раз-ли-чать на-пи-са-ние не со сло-ва-ми на -мый, об-ра-зо-ван-ны-ми от пе-ре-ход-ных гла-го-лов не-со-вер-шен-но-го вида: такие слова могут быть как стра-да-тель-ны-ми при-ча-сти-я-ми на-сто-я-ще-го вре-ме-ни, так и при-ла-га-тель-ны-ми (в пер-вом слу-чае на-пи-са-ние с не раз-дель-ное, во вто-ром – слит-ное). При-ча-сти-я-ми они яв-ля-ют-ся, если при них в ка-че-стве по-яс-ни-тель-но-го слова упо-треб-ля-ет-ся тво-ри-тель-ный падеж дей-ству-ю-ще-го лица, реже тво-ри-тель-ный ору-дия (так на-зы-ва-е-мый ин-стру-мен-таль-ный); при на-ли-чии дру-гих по-яс-ни-тель-ных слов они ста-но-вят-ся при-ла-га-тель-ны-ми (те-ря-ют зна-че-ние стра-да-тель-но-сти и зна-че-ние вре-ме-ни и при-об-ре-та-ют ка-че-ствен-ное зна-че-ние). Ср.: не лю-би-мый ма-те-рью ре-бе-нок – не-лю-би-мые в дет-стве игры (во вто-ром слу-чае слово не-лю-би-мый ука-зы-ва-ет на по-сто-ян-ный при-знак, обо-зна-ча-ет при-мер-но то же, что «не-при-ят-ный», «не-же-ла-тель-ный»); дви-же-ние, не тор-мо-зи-мое воз-ду-хом – не-ви-ди-мая с Земли сто-ро-на Луны.

К при-ла-га-тель-ным этого типа от-но-сят-ся: не-ви-ди-мый, не-вме-ня-е-мый, невос-пла-ме-ня-е-мый, не-га-си-мый, не-дви-жи-мый, не-де-ли-мый, не-за-бы-ва-е-мый, не-зри-мый, не-из-ме-ня-е-мый, не-лю-би-мый, не-мыс-ли-мый, не-об-ла-га-е-мый, неот-чуж-да-е-мый, не-пе-ре-во-ди-мый, не-пе-ре-да-ва-е-мый, не-по-зна-ва-е-мый, не-про-ве-ря-е-мый, не-спря-га-е-мый, не-тер-пи-мый и др. Ср. их на-пи-са-ние при на-ли-чии по-яс-ни-тель-ных слов: не-де-ли-мое на три число, не-за-бы-ва-е-мые для нас встре-чи, сквозь не-зри-мые миру слезы, не-мыс-ли-мые в не-дав-нем про-шлом ре-кор-ды, не-пе-ре-да-ва-е-мые про-сты-ми сло-ва-ми чув-ства, не-про-ве-ря-е-мые с дав-них пор счета, не-про-хо-ди-мая в ве-сен-нюю пору грязь, не-скло-ня-е-мые в рус-ском языке су-ще-стви-тель-ные, не-тер-пи-мое в нашем об-ще-стве по-ве-де-ние и т.д.

5) С гла-го-ла-ми, де-е-при-ча-сти-я-ми, крат-ки-ми при-ча-сти-я-ми, с чис-ли-тель-ны-ми, со-ю-за-ми, ча-сти-ца-ми, пред-ло-га-ми: 5) не был, не мог, не узнав-ши, не ве-ле-но, не убран, не один, не пять, не то... не то, не толь-ко, не над нами.
6) *С на-ре-чи-я-ми и сло-ва-ми ка-те-го-рии со-сто-я-ния

а) в срав-ни-тель-ной сте-пе-ни

б) в роли ска-зу-е-мо-го без-лич-но-го ска-зу-е-мо-го

6) дви-гал-ся не гром-че, го-во-рил не быст-рее

мне не надо, ей не нужно

7) в от-ри-ца-тель-ных ме-сто-име-ни-ях с пред-ло-гом с уда-ре-ни-ем 7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в от-ри-ца-тель-ных ме-сто-име-ни-ях с пред-ло-гом без уда-ре-ния 7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слит-ное на-пи-са-ние НЕ и НИ.

Ча-сти-ца не пи-шет-ся слит-но:

1) Если слово без НЕ не упо-треб-ля-ет-ся. а) Су-ще-стви-тель-ные : не-бы-ли-ца, не-ва-ляш-ка, не-ве-же-ство, не-веж-да, не-взго-да, не-ви-даль, не-ви-дим-ка, не-воль-ник, не-го-дяй, не-до-тро-га, недуг, не-за-буд-ка, не-на-висть, не-на-стье, не-по-лад-ки, не-по-се-да, не-ря-ха, не-смышлёныш, не-удач-ник, не-христь;

б) при-ла-га-тель-ные и на-ре-чия, об-ра-зо-ван-ные от них : не-бреж-ный, не-взрач-ный, не-воз-вра-ти-мый, не-вре-ди-мый, не-из-беж-ный, не-из-мен-ный, не-ле-пый, не-об-хо-ди-мый, не-по-бе-ди-мый, не-пре-стан-ный, не-раз-луч-ный, не-ска-зан-ный, не-скон-ча-е-мый, не-смол-ка-е-мый, не-со-мнен-ный, не-срав-нен-ный, не-су-раз-ный, не-счаст-ный, не-ук-лю-жий, не-стер-пи-мый, не-по-ко-ле-би-мый, не-пре-ре-ка-е-мый, не-укро-ти-мый; не-бреж-но, не-ле-по, не-об-хо-ди-мо, не-со-мнен-но;

в) гла-го-лы : не-взви-деть, не-взлю-бить, не-го-до-вать, не-до-мо-гать, не-сдоб-ро-вать, не-на-ви-деть, не-здо-ро-вить-ся, не-мо-жет-ся, не-до-уме-вать, нейдёт, неймётся;

г) на-ре-чия и дру-гие не-из-ме-ня-е-мые слова: нев-мо-го-ту, нев-мочь, нев-терпёж, не-вдомёк, не-взна-чай, нев-про-во-рот, нель-зя, не-на-ро-ком, не-ужто,не-хо-тя; не-смот-ря на, не-взи-рая на (пред-ло-ги)

2) *НЕ яв-ля-ет-ся ча-стью при-став-ки НЕДО, ко-то-рая придаёт гла-го-лам зна-че-ние не-пол-но-ты, не-до-ста-точ-но-сти по срав-не-нию с какой-ни-будь нор-мой». Это же пра-ви-ла ра-бо-та-ет и в при-ча-сти-ях, об-ра-зо-ван-ных от гла-го-лов с при-став-кой НЕДО. При-став-ка НЕДО- часто бы-ва-ет ан-то-ни-мич-на при-став-ке ПЕРЕ-: не-до-со-лить - пе-ре-со-лить, не-до-вы-пол-нить- пе-ре-вы-пол-нить, не-до-лить - пе-ре-лить, не-до-дать- пе-ре-дать. 2) Ребёнку очень НЕ-ДО-ста-ва-ло за-бо-ты ро-ди-те-лей. Во время войны дети НЕ-ДО-еда-ли и НЕ-ДО-сы-па-ли. Рож-де-ствен-ский слиш-ком верил в свои силы, счи-тая себя ге-ни-аль-ным, но НЕ-ДО-оце-нил спо-соб-но-стей сво-е-го про-тив-ни-ка.
3) С су-ще-стви-тель-ны-ми, при-ла-га-тель-ны-ми, на-ре-чи-я-ми на -о, -е, когда об-ра-зу-ет-ся новое слово, новое по-ня-тие, часто с от-ри-ца-тель-ным ка-че-ством. 3) не-сча-стье (беда), нелёгкий (труд-ный), нелёгок, не-кра-сив, не-да-ле-ко (близ-ко), не-по-да-ле-ку
4) *В со-че-та-нии с при-ла-га-тель-ны-ми и на-ре-чи-я-ми слова, обо-зна-ча-ю-щих сте-пень ка-че-ства: очень, край-не, весь-ма, чрез-вы-чай-но, явно, до-воль-но (до-воль-но-таки), до-ста-точ-но, во-пи-ю-ще, ис-клю-чи-тель-но, в выс-шей сте-пе-ни не ока-зы-ва-ют вли-я-ния на слит-ное или раз-дель-ное на-пи-са-ние, по-это-му НЕ пи-шет-ся слит-но.

Для удоб-ства по-яс-не-ний на-зы-ва-ем их у с и л и т е л я м и сте-пе-ни.

4) Весь-ма не-при-ят-ное про-ис-ше-ствие. Была при-ду-ма-на со-всем не-ин-те-рес-ная игра. Он го-во-рил до-воль-но-таки не-по-нят-но.
5) С пол-ны-ми при-ча-сти-я-ми при от-сут-ствии за-ви-си-мых слов или *когда за-ви-си-мы-ми сло-ва-ми яв-ля-ют-ся уси-ли-те-ли сте-пе-ни 5) Мы шли по не-освещённым ули-цам го-род-ка. При-нял со-всем не-об-ду-ман-ное ре-ше-ние.
6) *В от-гла-голь-ных при-ла-га-тель-ных, об-ра-зо-ван-ных от не-пе-ре-ход-ных гла-го-лов или пе-ре-ход-ных гла-го-лов со-вер-шен-но-го вида с по-мо-щью суф-фик-сов -ем-, -им-. Это не при-ча-стия, так как при-ча-стия с суф-фик-са-ми -ем, -им долж-ны быть толь-ко не-со-вер-шен-но-го вида, они же на-сто-я-ще-го вре-ме-ни. 6) не-увя-да-е-мый, не-ис-ся-ка-е-мый, не-при-ми-ри-мый, не-пре-одо-ли-мый, не-укро-ти-мый, не-ис-чер-па-е-мый, не-со-кру-ши-мый.
7) в от-ри-ца-тель-ных и не-опре-делённых ме-сто-име-ни-ях и на-ре-чи-ях в за-ви-си-мо-сти от уда-ре-ния, Е или И, но слит-но. 7) нЕ-ко-го-ни-ко-гО, нЕ-че-го-ни-че-гО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕ-от-ку-да-нИ-от-ку-да, нЕ-за-чем-ни-за-чЕм, не-ко-гда-ни-ко-гдА.

12.3. Ча-сти-цы НЕ и НИ от-ли-ча-ют-ся по зна-че-нию:

Для пра-виль-но-го вы-бо-ра ча-стиц НЕ и НИ сле-ду-ет учи-ты-вать их смыс-ло-вые раз-ли-чия. От-ра-зим их в таб-ли-цах.

Ос-нов-ные слу-чаи упо-треб-ле-ния от-ри-ца-тель-ных ча-стиц

Ча-сти-ца НЕ ис-поль-зу-ет-ся Ча-сти-ца НИ ис-поль-зу-ет-ся
1) для вы-ра-же-ния от-ри-ца-ния:

Писем и те-ле-грамм не было.

Брат не похож на об-ман-щи-ка.

Не луна, не звез-ды ин-те-ре-су-ют меня, а толь-ко ме-тео-ри-ты.

1) для уси-ле-ния от-ри-ца-ния, вы-ра-жен-но-го ча-сти-цей НЕ

Ни писем, ни те-ле-грамм не было.

Брат не похож ни на об-ман-щи-ка, ни на шут-ни-ка.

Меня не ин-те-ре-су-ют ни звёзды, ни луна.

2) для вы-ра-же-ния утвер-жде-ния с от-тен-ком дол-жен-ство-ва-ния (двой-ное от-ри-ца-ние):

Он не мог не по-зво-нить.

Мы не могли не за-ме-тить.

2) для вы-ра-же-ния ко-ли-че-ствен-но-го от-ри-ца-ния:

На небе ни об-лач-ка.

Во рту ни ро-син-ки.

3) для вы-ра-же-ния не-воз-мож-но-сти в без-лич-ных пред-ло-же-ни-ях:

Не до-гнать тебе бе-ше-ной трой-ки!

Не бы-вать войне-по-жа-ру!

3) для эмо-ци-о-наль-но-го вы-ра-же-ния за-пре-та, при-ка-за, дол-жен-ство-ва-ния:

Ни шагу назад!

Ни звука! Ни дня без строч-ки!

4) при вы-ра-же-нии не-уве-рен-но-сти, опа-се-ния или вос-хи-ще-ния:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не уда-рил!

Ну чем не герой!

4) для вы-ра-же-ния не-опре-делённо-сти:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фра-зео-ло-гиз-мах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в во-про-си-тель-но-вос-кли-ца-тель-ных пред-ло-же-ни-ях при вы-ра-же-нии под-черк-ну-то-го утвер-жде-ния:

Кто не про-кли-нал стан-ци-он-ных смот-ри-те-лей, кто с ними не бра-нил-ся!

(А. Пуш-кин)

Разве не прав-да, что мы по-ум-не-ли?

С Вашим со-сто-я-ни-ем как не же-нить-ся? (Л. Тол-стой)

5) в при-да-точ-ных пред-ло-же-ни-ях с обобщённо-уси-ли-тель-ным зна-че-ни-ем (с со-юз-ны-ми сло-ва-ми: кто бы ни.. , что бы ни.. , где бы ни.. и т.д.).

Чем бы дитя ни те-ши-лось, лишь бы не пла-ка-ло.

Когда его ни спро-си, за сло-вом в кар-ман не по-ле-зет.

Слож-ные слу-чаи раз-гра-ни-че-ния НИ и НЕ

1.В при-да-точ-ных пред-ло-же-ни-ях. Срав-ни-те:
НЕ вы-ра-жа-ет от-ри-ца-ние:

Когда брат не при-хо-дил, все чув-ство-ва-ли скуку.

Не бы-ва-ет войн, где сол-да-ты не по-ги-ба-ют.

НИ вы-ра-жа-ет утвер-жде-ние с от-тен-ком обоб-щен-но-сти:

Когда бы брат ни при-хо-дил, он все-гда вно-сил ожив-ле-ние и ра-дость.

Где бы сол-да-ты ни по-гиб-ли, их сле-ду-ет пом-нить и чтить.

2. В обо-ро-тах не один и ни один ; не раз и ни разу . Срав-ни-те:
Не вы-ра-жа-ет от-ри-ца-ние:

Не один из нас (т.е. мно-гие) был готов к вос-хож-де-нию.

Не раз (т.е. много раз) при-хо-ди-лось мне встре-чать-ся с диким зве-рем.

Ни вы-ра-жа-ет уси-ле-ние от-ри-ца-ния:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к вос-хож-де-нию.

Ни од-но-го раза (т.е. ни-ко-гда) не при-хо-ди-лось мне встре-чать-ся с диким зве-рем.

3. В ме-сто-имен-ных обо-ро-тах. Срав-ни-те:
Вы-де-ли-тель-ные обо-ро-ты с НЕ со-дер-жат зна-че-ние скры-то-го про-ти-во-по-став-ле-ния и упо-треб-ля-ют-ся в утвер-ди-тель-ных пред-ло-же-ни-ях (ср.: не кто иной, а..)

Не кто иной, как дятел, глухо сту-чал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древ-няя пе-ще-ра.

Эти обо-ро-ты упо-треб-ля-ют-ся в от-ри-ца-тель-ных пред-ло-же-ни-ях и слу-жат для уси-ле-ния от-ри-ца-ния: никто... не; ничто... не:

Никто иной не вывел бы нас на вер-ную тропу.

Ничто иное, кроме му-зы-ки, меня не увле-ка-ло так силь-но.

За-пом-ни-те!

Со-став-ные уси-ли-тель-ные обо-ро-ты с ча-сти-цей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бы-ва-ло и др.

Раз-ли-ча-ет-ся на-пи-са-ние не с от-гла-голь-ны-ми при-ла-га-тель-ны-ми на -мый и с при-ча-сти-я-ми на -мый; при на-ли-чии по-яс-ни-тель-ных слов пер-вые пи-шут-ся слит-но (как и оты-мен-ные при-ла-га-тель-ные), вто-рые - раз-дель-но, на-при-мер:

а) не-оби-та-е-мый с дав-них пор ост-ров, не-рас-тво-ри-мые в воде кри-стал-лы, не-раз-ли-чи-мые в тем-но-те фи-гу-ры людей;

б) не по-се-ща-е-мые охот-ни-ка-ми за-по-вед-ни-ки, не чи-та-е-мые не-спе-ци-а-ли-ста-ми жур-на-лы, не лю-би-мый ма-те-рью ре-бе-нок.

К при-ла-га-тель-ным на -мый от-но-сят-ся слова, об-ра-зо-ван-ные от не-пе-ре-ход-ных гла-го-лов (на-при-мер: не-за-ви-си-мый, не-про-мо-ка-е-мый, не-сго-ра-е-мый ) или от гла-го-лов со-вер-шен-но-го вида (на-при-мер: не-ис-пра-ви-мый, не-осу-ще-стви-мый, не-раз-ру-ши-мый ). На эти слова рас-про-стра-ня-ют-ся общие пра-ви-ла на-пи-са-ния не с при-ла-га-тель-ны-ми, т. е. они пи-шут-ся слит-но и при на-ли-чии по-яс-ни-тель-ных слов (при-ме-ры см. выше), а также в крат-кой форме (на-при-мер: ост-ров не-оби-та-ем , бо-лезнь не-из-ле-чи-ма , эти стра-ны эко-но-ми-че-ски не-за-ви-си-мы). Од-на-ко оста-ет-ся в силе пра-ви-ло раз-дель-но-го на-пи-са-ния при-ла-га-тель-ных с не , если в ка-че-стве по-яс-ни-тель-ных слов вы-сту-па-ют ме-сто-име-ния и на-ре-чия, на-чи-на-ю-щи-е-ся с ни , или со-че-та-ния да-ле-ко не, вовсе не, от-нюдь не (см. выше, п. 6, при-меч. 1. под-пункт 2), на-при-мер: ни с чем не срав-ни-мое впе-чат-ле-ние, ни от кого не за-ви-си-мые стра-ны, от-нюдь не рас-тво-ри-мые кри-стал-лы; это яв-ле-ние ни из жизни, ни из ис-кус-ства не устра-ни-мо . Ис-клю-че-ние со-став-ля-ют слова, ко-то-рые без не не упо-треб-ля-ют-ся, на-при-мер: никем не-по-бе-ди-мая армия, ни для кого не-по-сти-жи-мый слу-чай, ни при каких усло-ви-ях не-по-вто-ри-мый экс-пе-ри-мент.

При-ме-ча-ние.

Сле-ду-ет раз-ли-чать на-пи-са-ние не со сло-ва-ми на -мый , об-ра-зо-ван-ны-ми от пе-ре-ход-ных гла-го-лов не-со-вер-шен-но-го вида: такие слова могут быть как стра-да-тель-ны-ми при-ча-сти-я-ми на-сто-я-ще-го вре-ме-ни, так и при-ла-га-тель-ны-ми (в пер-вом слу-чае на-пи-са-ние с не раз-дель-ное, во вто-ром - слит-ное). При-ча-сти-я-ми они яв-ля-ют-ся, если при них в ка-че-стве по-яс-ни-тель-но-го слова упо-треб-ля-ет-ся тво-ри-тель-ный падеж дей-ству-ю-ще-го лица, реже тво-ри-тель-ный ору-дия (так на-зы-ва-е-мый ин-стру-мен-таль-ный); при на-ли-чии дру-гих по-яс-ни-тель-ных слов они ста-но-вят-ся при-ла-га-тель-ны-ми (те-ря-ют зна-че-ние стра-да-тель-но-сти и зна-че-ние вре-ме-ни и при-об-ре-та-ют ка-че-ствен-ное зна-че-ние). Ср.: не лю-би-мый ма-те-рью ре-бе-нок - не-лю-би-мые в дет-стве игры (во вто-ром слу-чае слово не-лю-би-мый ука-зы-ва-ет на по-сто-ян-ный при-знак, обо-зна-ча-ет при-мерно то же, что «не-при-ят-ный», «не-же-ла-тель-ный»); дви-же-ние, не тор-мо-зи-мое воз-ду-хом - не-ви-ди-мая с Земли сто-ро-на Луны.

К при-ла-га-тель-ным этого типа от-но-сят-ся: не-ви-ди-мый, не-вме-ня-е-мый, не-вос-пла-ме-ня-е-мый, не-га-си-мый, не-дви-жи-мый, не-де-ли-мый, не-за-бы-ва-е-мый, не-зри-мый, не-из-ме-ня-е-мый, не-лю-би-мый, не-мыс-ли-мый, не-об-ла-га-е-мый, не-от-чуж-да-е-мый, не-пе-ре-во-ди-мый, не-пе-ре-да-ва-е-мый, не-по-зна-ва-е-мый, не-про-ве-ря-е-мый, не-спря-га-е-мый, не-тер-пи-мый и др. Ср. их на-пи-са-ние при на-ли-чии по-яс-ни-тель-ных слов: не-де-ли-мое на три число, не-за-бы-ва-е-мые для нас встре-чи, сквозь не-зри-мые миру слезы, не-мыс-ли-мые в не-дав-нем про-шлом ре-кор-ды, не-пе-ре-да-ва-е-мые про-сты-ми сло-ва-ми чув-ства, не-про-ве-ря-е-мые с дав-них пор счета, не-про-хо-ди-мая в ве-сен-нюю пору грязь, не-скло-ня-е-мые в рус-ском языке су-ще-стви-тель-ные, не-тер-пи-мое в нашем об-ще-стве по-ве-де-ние и т. д.

  1. Просидевший всю жизнь дома ни о чём тебе не расскажет. На севере, где белые ночи в летний день лежат между двух зорь, южные растения не вызревают вовсе не от недостатка тепла, а наоборот, от избытка света.

1) 3, 4 2) 1 3) 1, 4 4) 1, 2, 4

  1. Катерина Ивановна ни когда ни на что не жаловалась. Вещи ни как не становились на предназначенное для них новое место, сколько мы с ними ни бились.

1) 1, 2, 5 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4, 6 4) 2, 6

  1. И вдруг понял я, что в лесу не кто другой, как дятел стучал. Кругом не было ни души. В лесу, как ни в чём не бывало, продолжалась весенняя жизнь.

1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 3, 4, 5

  1. Для того чтобы слово стало понятным, совсем не нужно ни скучных объяснений, ни сносок. В поисках слов не льзя пренебрегать ни чем. Ни когда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.

1) 2, 3, 5, 6 2) 1, 2, 3, 5 3) 2, 4, 5 4) 5, 6, 7

  1. Кругом было тихо, ни звука. Слова его были не что иное, как болтовня. Она ни разу не улыбнулась за весь вечер.

1) 1, 3 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

  1. Ни кто не сравнится с ним удачливостью, и ни кто иной не проявляет такого равнодушия к не справедливым ударам судьбы.

1) 2, 3, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3, 4

  1. Но как бы то ни было, я ни чего не мог поделать с этим увлечением – пристрастием к путешествиям по географическим картам. Где и поговорить, как не на пароме, пока не докурены последние папиросы.

1) 1, 2, 4 2)1, 2 3) 2, 4 4) 2, 3, 5

  1. Он писал по ночам под не смолкающий ни на минуту шум моря. Этот привычный шум не только не мешал, но даже помогал ему.

1) 1, 2 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 2

  1. Обширна эта не обжитая тайга, не уменьшающаяся год от года; там стоят ни кем не рубленные леса, в которых бродят лоси и свистят рябчики, ни когда не видевшие человека.

1) 1, 2, 4 2) 3, 5 3) 1, 4, 5 4) 3, 5, 6

  1. Писатели не могут ни на минуту сдаться перед не взгодами и отступить перед преградами; что бы ни случилось, они должны не прерывно делать своё дело.

1) 1, 4 2) 3, 4, 5 3) 2, 4 4) 2, 3, 4

  1. Она не могла ни знать, ни догадаться о моих чувствах. В лесу стояли могучие сосны и не было ни одной живой души.

1) 2, 3 2) 1, 2, 3, 5 3) 5 4) 2, 3, 5

Задание 34. Раскройте скобки.

1) Движение вперёд так(же) необходимо, как и дыхание. 2) Снегу было мало, снежных буранов то(же). 3) Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же) закрываются к вечеру. 4) Что(бы) такое особенное придумать? 5) Что(бы) вы пожелали? 6) Я силы черпал у России, что(бы) России их отдать. 7) Девушка работает и (при)том учится. 8) (При)том доме находится большой сад. 9) (И)так, всё ясно. 10) Поступали (и)так и сяк. 11) Он жил настоящим мгновением, за(то) уж жил вполне. 12) За(то), что тебе дорого, всегда держись. 13) Так(же), как и я, он жил один. 14) Небо над нами то(же) было тёмное. 15) То(же) слово, да не так бы молвить. 16) Работу нужно закончить (во)(что)(бы)(то)(ни)(стало). 17) Для того, что(бы) героями быть, человечество надо любить. 18) Что(бы) полюбить музыку, надо прежде всего её слушать. 19) Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости. 20) Вчера мело, сегодня так(же) метёт.

Правописание частиц

Через дефис

Раздельно

То, - либо, - нибудь, кое-; - ка,

Таки (после глаголов, наречий, частиц):

кто-то, какой-нибудь и др.

Но : кое у кого, кое о чём.

Уговорил-таки, опять-таки, всё-таки, довольно-таки, неужели-таки, прямо-таки

Но : он таки успел тебя побороть

1. бы (б), ли (ль), же (ж):

почитал бы, если б, здесь же, все же, навряд ли, едва ль, все ж таки;

2. будто, ведь, мол, вон, даже:

принёс, мол; так ведь; вон там

Задание 35. Раскройте скобки.


1) Что(бы) вы сделали, если(б) смогли? 2) «Приехал(ли) начальник экспедиции?» – «Вряд(ли)». 3) «Так что(же) нам делать, к кому(же) обратиться?» 4) И завтра то(же), что вчера. 5) Нам довелось(таки) встретиться ещё раз. 6) Займитесь каким(нибудь) делом. 7) Пётр(таки) меня не дождался. 8) Неуже(ли) вы не слышали об этом? 9) Возьми(ка) у меня документы. 10) Точь(то) в точь, да не в этом дело. 11) А всё(ж)(таки) увидел я этот город. 12) А отчего(ж) это у тебя сердце(то) испортилось? 13) Крест(то) накрест перевяжи. 14) (Кое)где ещё слышались голоса.

Проверьте себя по теме «Правописание предлогов, союзов, частиц», вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(В)следстви… сильного снегопада; делать (на)перекор желанию; узнать (на)счёт подписки; перевести деньги (на)счёт фирмы; (в)течени… бурной реки; (не)смотря на неудачу; нечто (в)роде шара; забежал за(то) здание; ушёл, что(бы) отдохнуть; говорить то(же); пишет быстро, при(чём) красиво; что(бы) ни случилось; где(то); кто(либо); когда(нибудь); кое(в)чём; как(то); откуда(нибудь); кое(кто); когда(либо); когда(же).

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ В

РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Раздельно

1. Если слово без не не употребляется: неистовство, необходимый, негодовать, нельзя.

2. Если слово с не можно заменить синонимом без не : неправда (ложь), нескромный (хвастливый), невысоко (низко).

3. С неопределёнными и отрицательными местоимениями без предлога: некого, некому, несколько, нечто.

4. При наличии наречий меры и степени (абсолютно, настолько, очень, почти, слишком, весьма, крайне, чрезвычайно, совсем), усиливающих утвердительный смысл: заслуги его очень невелики (очень малы).

5. С отрицательными наречиями: некуда, некогда, неоткуда.

6. Отглагольные прилагательные на –мый (если нет зависимого слова в Т. п. или зависимого слова с ни ): невидимые слёзы, невидимые миру слёзы.

Но: не видимые мною слёзы, никому не видимые слёзы.

7. Глаголы с приставкой

недо -, обозначающей несоответствие требуемой норме или имеющей значение «мало, недостаточно»: недостаёт денег, недосмотреть за братишкой.

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру), соединены между собой сочинительной связью (допускают вставку и ), произносятся с перечислительной интонацией; на письме разделяются запятыми.

Наступила дождливая, грязная, тёмная осень.

Неоднородные определения характеризуют предметы с разных сторон; запятая между неоднородными определениями не ставится.

Большие стеклянные двери были распахнуты настежь.

В качестве однородных выступают следующие определения:

1) прил. + прич. оборот (если прич. оборот стоит после прил.): Его чёрная , ничем не покрытая голова так и мелькала в кустах.

2) соглас. определение + несоглас. определение (если несоглас. определение стоит после согласованного): Она сняла со стола толстую , с бархатом скатерть и постелила другую.

3) Определения, стоящие после определяемого слова: Слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко.

Но : Астра ранняя махровая (сочетание терминологического характера).

Задание 40. Поставьте, где это необходимо, пропущенные запятые в предложениях с однородными членами предложения.

1) Поворчал он да не посмел ослушаться. 2) Песня слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли. 3) Увидел Егорушка равнину холмы лиловую даль. 4) Звёзды меркнут и гаснут. 5) У нас тесно зато весело. 6) Прибрежная полоса уходила и в ту и в другую сторону. 7) Зайду проведаю. 8) Мальчишки те не боятся темноты. 9) Старики и те пели вместе со всеми. 10) Сначала думая а потом делай. 11) Профессор показал инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. 12) Трава лежала не только на подоконниках но и на глиняном полу. 13) Не столько благодарю за посылку сколько за память и внимание. 14) На их лицах выражалось если не боязнь то беспокойство. 15) Квартира Александра хотя и проста но изящна. 16) Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать. 17) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт. 18) Среди рек есть большие и малые спокойные и буйные быстрые и медленные. 19) На защиту Родины встал и стар и млад. 20) Все готовы были работать и день и ночь. 21) Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы. 22) Надежду и пловца всё море поглотило. 23) В человеке должно быть все прекрасно и лицо, и одежда и душа и мысли. 24) Ряд новых произведений а именно романов повестей рассказов будет опубликован в майских номерах журналов. 25) Дети старики женщины словом все смешались в живом потоке. 26) Это может кончиться и хорошо и плохо. плюс 40 плюс 60 составляют 1Я не то чтобы спешил но немного торопился. 29) Жил раньше не в Москве а в Петербурге и там же учился в университете. 30) Жду не дождусь отъезда.

Задание 41. Поставьте знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1) Солнце приобретает тусклый несколько серебрящийся след. 2) Блаженством была прохладная свежая вкусная вода, мягко скатывающаяся с плеч. 3) Шёл длинный товарный поезд. 4) Это был скучный утомительный день. 5) Толстая черновая тетрадь была уложена на дно чемодана. 6) По дороге зимней скучной тройка борзая бежит. 7) Жёлтые синие фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. 8) Сильный несмолкаемый суровый шум моря становился всё громче. 9) Дети уехали в летний пионерский лагерь. 10) Для ремонта потребовались трубы тонкостенные электросварные нержавеющие.

Проверьте себя по теме «Предложения с однородными членами», вставляя нужные знаки препинания.

1) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому. 2) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3) Он видел не только огороды но и прекрасные сады. 4) Звуки росли крепли полнели становились всё более и более властными захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. 5) В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек как-то уточек гуськов дудочек и брызгалок. 6) Каменья или вонзались в подошву или расступались под ногами. 7) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 8) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. 9) Сонливый да ленивый – родные братья. 10) Местами пересыхающая летом небольшая речушка широко разлилась. 11) Блестел на солнце пруд, мелкий глинистый. 12) Комната была оклеена старыми полосатыми обоями.

ОБОСОБЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ

ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными . Обособленными могут быть определения; приложения; обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами или существительными с предлогами; уточняющие обстоятельства (обычно места и времени); дополнения.

Обособленные второстепенные члены предложения на письме выделяются запятыми (реже – тире).

Обособление определений

Определение – это второстепенный член предложения, который подчиняется подлежащему или дополнению, выраженным существительными (или его эквивалентами), обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который?

Согласованные определения обособляются в следующих случаях:

1. Стоят после определяемого слова: Лошади мчались по земле, кованной из серебра . Солнце, великолепное и яркое , поднималось.

Но : Все явившиеся на экзамен студенты были хорошо подготовлены. Нужно выучить эти написанные на доске слова.

2. Относятся к личному местоимению: Волнуемый воспоминаниями , я забылся.

3. Имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия или времени): Пополненная людьми и оружием, дивизия перешла в контрнаступление. Выносливые птицы , чайки в то же время очень хрупки.

4. Оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (дистантное расположение): Недалеко от дома, обнесенный оградой, раскинулся старинный парк.

Обособление несогласованных определений

Несогласованное определение, выраженное косвенным падежом существительного с предлогом, обособляется, если:

1. Относится к имени собственному: Иванов, с шапкой на голове , стоял рядом.

2. Относится к личному местоимению: Весь он, с широкими сухими плечами и руками , был полон скрытого огня.

3. Стоит рядом с обособленным согласованным определением: Барак, высокий , с односкатной крышей , чернел перед ними.

4. Выражено сравнительной степенью прилагательного, особенно если определяемому слову предшествует согласованное определение: Другой дом, гораздо больше , строился рядом. Одна из волн, посмелее , подползла к нам.

Обособление приложений

Приложение – это определение, которое стоит в том же падеже, что и определяемое слово: Вот наша Зоечка, официантка в столовой.

Обособляется:

1) распространенное приложение, относящееся к нарицательному существительному (Боец, парнишка белокурый , тихонько трогает гармонь);

2) одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, если последнее имеет при себе зависимые слова (Хозяин мой, доктор , был вечно занятый молчаливый человек);

3) любое приложение, относящееся к личному местоимению (Счастливец , он побывал в Москве. Мы, артиллеристы , хлопотали возле орудий);

4) любое приложение, если имеет обстоятельственное значение (Отец, уроженец Уфы , хорошо знает свой родной город);

5) любое приложение, стоящее после имени собственного (Жухрай, матрос , с нами не разговаривал. Но : Фанатик своего дела , Николай всегда думал о делах – приложение имеет добавочное обстоятельственное значение);

6) приложение, выраженное именем собственным, если имеет уточняющий характер (Второй сын, Яков , был похож на мать);

7) приложение, присоединяемое союзом как, со значением причины: Пьер, как законный сын , получил всё. Но : Свой путь в науку он начал как участник экспедиции (как = «в качестве», «в роли»);

8) приложение, присоединяемое союзами то есть, или, а также словами по имени , по фамилии , по прозвищу , родом , в особенности , в том числе и др.: Наш преподаватель истории, родом из Киева , работает сейчас в сельской школе.

Задание 42. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания.

1) Совершенно убитый он вынужден был прервать визиты и вернуться домой. 2) Путники измученные холодом добрались до какого-то деревянного строения. 3) Деревья окутанные туманом едва виднелись вдалеке. 4) Она шла по скрытой высокой травой тропинке. 5) Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. 6) Всё относящееся к работе отец считал самым главным. 7) Веками пустыня лежала нетронутая. 8) Несколько раз таинственный и одинокий мелькнул вдали огонек. 9) Утомлённый дневным переходом Семёнов заснул скоро. 10) Притихшие они порознь стояли на берегу ручья. 11) Бабушка по дому хлопочет старая. 12) Билеты на вечер были розданы всем желающим пойти. 13) В конце января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.

Задание 43. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с несогласованными определениями.

1) Другая комната почти вдвое больше называлась залой. 2) Саша в пальто и шапке спускается вниз по лестнице. 3) Пришёл пароход освещённый утреннёй зарёй уже без огней. 4) Тотчас вся в летнем прозрачном солнце склонилась над ними Мария Щербатова. 5) Мальчик стриженный в серой блузе подал Лаптеву стакан чаю без блюдечка. 6) Сегодня она в новом голубом капоте была особенно молода и внушительно красива. 7) В это время Катя с Соней весёлые и мокрые с громким говором и смехом вышли на террасу.

Задание 44. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1) Страстный охотник писатель глубоко чувствовал природу. 2) Наташа худенькая и грациозная девочка держалась просто и естественно. 3) Впервые мёртвую петлю осуществил Нестеров русский лётчик. 4) Они мать и обе дочери были дома. 5) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. 6) Инженер он великолепно знал своё дело. 7) Монблан высочайшая гора Западной Европы привлекает к себе многих туристов. 8) В углу стоял книжный шкаф подарок отца. 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. 10) Полученный ответ рассматривается как согласие.

Выделение обстоятельств

Выделяются запятыми обстоятельства:

1. выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами: Заскрежетав , закрылись двери. Боясь упасть при спуске , мы решили пройти дальше вдоль ручья;

2. выраженные существительными с предлогом несмотря на , который имеет уступительное значение: Несмотря на тяжёлые погодные условия , спасатели уже к вечеру были на месте;

3. выраженные существительным с другими производными предлогами (благодаря , согласно , вопреки , ввиду , вследствие и др.): Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи , не мог за мной следовать.

Не обособляются:

1. деепричастия, перешедшие в наречия (стоя, сидя, лёжа), и устойчивые словосочетания наречного характера (сломя голову, спустя рукава): Дома у себя Громов читал всегда лёжа . Он рассказывал, и его слушали затаив дыхание .

2. одиночные деепричастия, стоящие после сказуемого и тесно сливающиеся с ним по смыслу: Она вошла улыбаясь и села за стол. Он шёл прихрамывая на левую ногу.

3. однородный ряд, состоящий из наречия и деепричастия: Он говорил шёпотом и ни на кого не глядя .

Задание 45. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.

1) Не надевая фуражки вышел он на крыльцо. 2) Лишь луна любопытствуя заглядывала в окно. 3) Сергей долго лежал не шевелясь. 4) На опушке леса приложив одно ухо и приподняв другое перепрыгивал заяц. 5) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям. 6) Батареи медным строем скачут и гремят и дымясь как перед боем фитили горят. 7) «Орёл» наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял своё место в строю. 8) Это упражнение делают сидя на стуле. 9) На высоком небе не спеша тянулись редкие облака. 10) Он стоял прислонясь к стене и бесцельно поглядывая вокруг себя улыбался. 11) Хотя он работал спустя рукава никто не укорял его за это. 12) Несмотря на бледность лица Валерия цвела здоровьем. 13) Вопреки приказанию казак спал крепким сном. 14) В случае нападения заприте ворота. 15) За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле.

Обособление уточняющих и поясняющих членов предложения

Задание 46. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Правило : члены предложения, уточняющие или поясняющие значение предыдущего члена, обычно обособляются и на письме выделяются запятыми: В гостиной, на среднем диване , сидела старушка.

1) Дом господский стоял на юру то есть на возвышении открытом всем ветрам. 2) Иногда в душные ночи эти люди переправлялись через реку Казанку. 3) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка. 4) Уж не раз доходили до меня слухи о Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке. 5) Оттуда с улицы доносился крик и беготня. 6) Небольшая очередь в несколько десятков человек стояла у входа в здание.

Обособление дополнений

Задание 47. Расставьте знаки препинания, учитывая, что дополнения с производными предлогами кроме , помимо , вместо , за исключением , сверх и др., указывающими на включение либо исключение предмета из данного ряда или на его замещение, обычно обособляются: Кроме Вали и Стёпы , в садике присутствовал незнаковый Олегу паренёк (включение).

1) Кроме Садовой улицы Серёжка видел и другие улицы. 2) Кроме воинского эшелона на станции ожидали отправления ещё два состава. 3) Кроме нас с Алексеем на вечере были девушки из соседней бригады. 4) Вместо типографской краски отец Жоры приготовил оригинальную смесь. 5) Кажется никто кроме Андрея не знал его имени. 6) Он сел в кабину машины за шофера.

Проверьте себя по теме «Обособление второстепенных членов предложения», вставляя нужные знаки препинания.

1) Струйка дыма вилась в ночном воздухе полном влаги и свежести моря. 2) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. 3) У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные. 4) Отец засучив рукава тщательно вымыл руки. 5) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега. 6) Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. 7) Стоянка наша в бухте Камранг вопреки ожиданиям многих затянулась. 8) Кто кроме охотника испытал как отрадно бродить на заре по кустам. 9) Поезд оставив дымок в дальние скрылся края. 10) Скупой теряет всё желая всё достать. 11) Яков шёл не торопясь. 12) Чуть не полмира в себе совмещая Русь широко протянулась родная. 13) Укладываясь на ночлег шумно кричали грачи. 14) Медленно ровно качаясь в гавани стояли корабли. 15) Мальчик бежал сломя голову.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Типы предложений

Средства связи частей

Знак препинания

Сложносочинённые

Интонация

Сочинительные союзы:

1) Соединительные: и, да (= и), ни…ни, тоже, также;

2) Противительные: а, но, да (= но), однако, зато)

3) Разделительные: или, либо, то…то, не то…не то

Запятая, тире

Солнце ниже, и Нева туманней. Мир заключён, но мы в плену. Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она. Знак подаст – и все хлопочут.

Сложноподчинённые

Интонация

Подчинительные союзы или союзные слова: кто, что, какой, который, где, как, когда, чтобы, так как, если, потому что и др.

Это было, когда улыбался только мёртвый. Разберёмся во всем, что видели, что случилось, что сталось в стране, и простим, где нас горько обидели.

Бессоюзные

Интонация

Запятая, двоеточие, тире, точка с запятой

Сквозь волнистые туманы пробивается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. Все три поколения присяжных решили: виновна она. Деревья, покрытые инеем, были белы; крыши домов, утопавших в снегу, побелели тоже.

Сложносочинённые предложения

Запятая ставится

Запятая не ставится

1. если части соединены союзами:

а) соединительными: и, да, ни…ни, тоже, также: Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется;

а) общий второстепенный член предложения: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезет из берлоги.

б) противительными: а, да (= но), но, однако, же, зато: Захар приказал Дику ждать, а сам пошёл на голоса и шум.

б) общее придаточное предложение: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой.

в) разделительными: или, либо, не то…не то, то…то, то ли…то ли: Либо это гудит приближающийся к пристани катер, либо сигналит буксирный пароходик с баржей.

в) два назывных предложения: Прогулка в лесу и катание на лодках.

г) присоединительными: да и, тоже, также: Снегу было мало, снежных буранов тоже.

г) два вопросительных, восклицательных или побудительных предложения: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

2. если имеется общий второстепенный член предложения или общее придаточное с повторяющимся союзом: По улицам двигались тяжёлые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

д) два безличных предложения однородного состава: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные ошибки.

Задание 48. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите простые предложения, осложнённые однородными членами предложения, и сложносочинённые.

1) Дохнул мороз и рады мы проказам матушки-зимы. 2) И воздух становился слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче. 3) Он (Пугачёв) был лет сорока росту среднего худощав и широкоплеч. 4) Я странно читаю и чтение странно действует на меня. 5) Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека. 6) Вот железную дорогу построили и стало удобно. 7) Я стал читать и во мне пробудилась охота к литературе. 8) Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменном выступе, нависшем над пропастью. 9) На востоке звёзды становились реже и, казалось, расплывались в усилившемся свете. 10) Причины знать тебе не нужно и я их не скажу. 11) Сверкнула молния и озарила окрестность. 12) А лес всё пел свою мрачную песню и гром гремел и лил дождь. 13) Ребята повеселели и от вчерашних сомнений ничего не осталось. 14) Мне нужна попутная машина и я не свожу глаз с шоссе. 15) На подоконнике цвела герань и зеленели лимоны. 16) Я взглянул на заливные луга и вспомнил наши поездки в ночное. 17) Когда мы приехали на вокзал, поезд стоял у платформы и посадка была объявлена. 18) Словом, время уже истекло и пора было уходить. 19) Повествование у меня получилось строго документальным и дальше я должен идти избранной стезёй. 20) Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю.

Сложноподчинённые предложения

Придаточное предложение

Отделяется от главного

Не отделяется от главного

При наличии подчинительного союза , (словно…): Море всё в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его равнину.

Но : Он раздражителен и когда болен, и когда здоров

(и когда…), (и когда…)

Если придаточные предложения являются однородными

[ так], (чтобы ─ ═) и (─ ═): Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты и совесть чиста.

Но : Он жаловался, что здоровье теперь не то, и что работа потеряла прежний интерес, и что люди плохо к нему относятся.

, (что ─ ═), и (что ─ ═), и (что ─ ═).

Когда присоединяется к глаголу при помощи составного союза (вследствие того что , с тех пор как , после того как , потому что , благодаря тому что , ввиду того что , в силу того что , оттого что , вместо того чтобы , для того чтобы , с тем чтобы , в то время как и др.), запятая ставится один раз до всего сочетания или перед ним в зависимости от смысла высказывания: По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

(По мере того как…), .

Но : Не ответил ей он только потому, что на набережной было слишком много народа.

[ только потому], (что…)

Спал я долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь. Он рассчитывал, что если бомбы взорвутся, то они его не зацепят осколками.

Задание 49. Замените деепричастный оборот придаточным предложением.

1) Проделав тяжёлый путь, он устал и мечтал поскорее добраться до ночлега. 2) Они всю ночь не спали, ожидая прихода поезда. 3) Солгав однажды, он больше не мог надеяться, что ему поверят.

Задание 50. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания.

1) Однако Ольга опять спрашивала намерен ли я съездить в Обломовку. 2) Мы не знали в какую сторону идти и в нерешительности остановились. 3) Нет истины где нет любви. 4) Где величие там и простота. 5) Куда ни взглянешь всюду лес горит легко бестрепетно и тихо. 6) Мы с Лёней входим в комнату откуда раздаются странные звуки. 7) На втором этаже госпиталя там где длинный коридор старого дома кончается тупиком тесно одна к другой стоят кадки. 8) Посёлок куда они ехали находился недалеко от города. 9) Я это говорил, но не помню когда. 10) Там где ветер продувал вольно между дворами снега было немного. 11) Я хочу знать не как это делается а зачем это делается. 12) Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором. 13) Киты после того как набирают в себя воду выбрасывают её фонтаном вверх. 14) Работа выполнена как следует. 15) Когда ночная прохлада и горный воздух освежили мою голову и мысли пришли в обычный порядок то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. 16) Не исполнил он своего обещания только потому что не успел. 17) Его наружность была из тех которые с первого взгляда поражают неприятно но которые нравятся впоследствии когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. 18) Антон прослезился когда увидел Дубровского поклонился ему до земли и сказал что барин ещё жив. 19) Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал а тот кто пережил отчаяние и победил его. 20) Не тот мудрец кто любит поучать а тот кто сам не устаёт учиться. 21) Молодёжь хороша тем что она имеет будущее. 22) Человек пошёл было отворить двери но они были заколочены хотя ставни были открыты и дом казался обитаем. 23) Мальчик побежал за ними и когда было уже близко то он услышал другой выстрел. 24) Теперь когда вблизи говорили люди и светилось окно ему уже не было страшно хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо. 25) Он не понимал отчего это у него такая тоска и отчего все так беспокоятся. 26) Друзья весь день готовились к охоте и когда садилось солнце отправились в путь.

Задание 51. Объясните, почему в предложениях нет запятой перед и .

1) Когда Аню провожали домой, уже светало и кухарки шли на рынок. 2) Когда наступала зима и дом заваливало снегом, по ночам раздавался волчий вой. 3) В театре работал буфет и играл оркестр. 4) Пора вставать и приниматься за работу. 5) В жизни каждого человека бывают такие случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение.

Бессоюзные сложные предложения

Знаки препинания

Если предложения тесно связаны между собой по смыслу

Редел на небе мрак глубокий, ложился день на тёмный дол, взошла заря.

Точка с запятой

Если части бессоюзного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые

У ворот увидел я старую чугунную пушку; заборы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрытые соломой.

Двоеточие

а именно (разъяснение);

что (предупреждение);

потому что (причина);

г) если по смыслу можно подставить слова: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что;

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

Я выглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды.

а) если по смыслу можно подставить союз но или и (быстрая смена событий);

б) если по смыслу можно подставить союз а (противопоставление);

в) если по смыслу можно подставить союз поэтому (следствие, вывод);

г) если по смыслу можно подставить союз когда (время);

д) если по смыслу можно подставить союз если (условие);

е) если по смыслу можно подставить союз как (сравнение)

Игнат спустил курок – ружьё дало осечку.

Дуб держится – к земле тростиночка припала.

Хвалы приманчивы – как их не пожелать.

Пашню пашут – руками не машут.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Молвит слово – соловей поёт.

Задание 52. Расставьте знаки препинания.

За дверью каждой каюты - музыка, песни, пляски, хохот и визг женщин, несмолкаемый шум споров, пьяные выкрики, любовные стоны, непрерывные тосты, звон посуды.

Кругом стоит несмолкаемый говор на десятках языков, в разные стороны спешат одетые в причудливые одежды матросы, важно вышагивают капитаны и владельцы судов.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: амортизация - это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

Не знаю

Торговец моментально принялся изрыгать бесконечный поток грязных ругательств, мгновенно перекрыв своим голосом висевший в воздухе несмолкаемый шум.

Стоило спуститься вниз по трапу в жилые палубы, как можно было услышать несмолкаемый гул голосов, ощутить распылённый в воздухе запах спиртного и духов.

Тихое и ясное благоухающее летнее утро, с пением и щебетанием птиц, с несмолкаемым жужжанием насекомых, и лёгкие белые облака, проплывающие по небу, и тёмная туча, застилающая солнце и в виде чёрного чудовища поднимающаяся над лесом, яркие молнии и громовые раскаты, стозвучным эхом отзывающиеся по лесу, и буря с вихрем, шумно налетающая на лес, сокрушающая и ломающая деревья и наполняющая гулом и треском лесные чащи, и тихий румяный вечер, золотящий в огне заката зелёные вершины, и синяя звёздная ночь, сгущающая тени в лесу, - всё говорило мальчику чудным, внятным ему языком.

Около трюма на палубе было совсем не удобно: постоянно ощущался тяжёлый и неприятный запах птичника и слышались несмолкаемые выкрики кур и петухов.

Вот так, под несмолкаемый шум трамваев, гремящих под их окнами, и влачили братья своё жалкое существование, не имея возможности ни развести огонь в камине, чтобы согреть комнату, ни укутаться в тёплую одежду, чтобы защититься от пронизывающего холода.

Несмотря на эти недоразумения, на параде 30 августа, в день тезоименитства князя, он был встречен особенно горячо, а после парада вызванные вперёд офицеры после речи князя сопровождали его до самого края поля несмолкаемыми криками «Ура!».

Мухи распложались неимоверно; в сенях нижнего этажа они покрывали окна и потолки; несмолкаемый звон встречал меня, когда я проходил через сени, озарённые солнцем... А затем: запах первого снега в воздухе, вкусные щипки первого мороза на щеках, чудесные льдистые узоры на окнах... Или ещё: каким счастливым холодом дрожало моё детское тельце, когда меня впервые разбудили, чтобы вести на пасхальную заутреню!

Покуда существовало крепостное право, покуда это явное надругательство над правом и справедливостью считалось краеугольным камнем установленного «порядка вещей», ни слёзы и раздирающие душу причитания семьи, провожавшей рекрута на военную службу, как на плаху, ни звонкие затрещины и зуботычины, с «улыбкою» принимаемые солдатами от начальства, ни несмолкаемые стоны солдат, раздававшиеся с казарменных задворков в унисон крикам: «ай, батюшки, не буду», доносившимся с помещичьих конюшен и съезжих домов, не могли никого ни заинтересовать, ни удивить, ни растрогать.

Каждая волна несёт свой всплеск, шорох, шёпот - неразгаданные голоса моря... Голоса эти сливаются и то усиливаются, то ослабевают, и несут на берег ровный, несмолкаемый шум, заглушающий смех, говор, крик человека.

Похожие публикации