Какие же сокровища покоятся под волнами Черного моря? Затонувшие корабли. Путин ищет клады на дне Черного моря, это нормально – И что в нем может быть

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.
- Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

Даже сейчас, погружаясь с маской и трубкой, разглядывая подводное царство Черного моря сквозь колючие водоросли, из-под которых выглядывают крабы и прочие морские обитатели, хочется найти клад.

Во все времена через бушующее море на земли Тавриды шли корабли. Черное море не всегда спокойно, здесь бушуют постоянные шторма и корабли бесследно уходят в морскую пучину. У берегов Крыма достаточно затонувших кораблей, и вместе с их останками живут мифы о затонувшем золоте.

Сказка о «Черном принце»

Я не буду рассказывать о нем много. Подробности и целый экскурс по этой легенде я уже давала в специальной статье . Если вкратце, то во времена Крымской войны и первой обороны Севастополя, в Балаклавской бухте затонул британский фрегат. По по некоторым данным, он ушел на дно вместе с 200 000 фунтами стерлингов золотом. Реальность же оказалась не столь обнадеживающей: в 2010 году в бухте после обнаружения «типового корабля», археологи отыскали десятки вещей - вероятнее всего, c «Черного принца»: пушечные ядра, медицинскую утварь (корабль перевозил полевой лазарет), деталь от парового двигателя британского производства. Не нашли только легендарные бочонки с золотом...

Севастополь, Балаклавская бухта

Однако старожилы Балаклавы говорят, что огромное количество золотых монет нашли простые дайверы, которых больше здесь никогда и никто не видел. Судите сами, может, не там ищем?

Византийский купец

В 2006 году вблизи поселка Форос украинские археологи организовали масштабную экспедицию по исследованию Черного моря. В итоге ученые наткнулись на интересную вещь. На глубине 124 метра исследователи засекли через объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, торчащую из ила мачту. Ученые поначалу не поверили своим глазам, ведь никаких исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось.

Во время экспедиции удалось поднять на поверхность часть деревянной доски. Анализ в лабораторных условиях позволил определить предварительную датировку – 1120-1190 гг. С уверенностью 80% можно утверждать, что это византийский корабль.

Судно было обнаружено при помощи телеуправляемого подводного робота "Софокл-1".

Еще большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже весла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует особая концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниет, но даже бумага и папирус сохраняют свой изначальный вид.

В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае, стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

Останки византийского судна.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья были обнаружены останки 494 затонувших кораблей, в том числе 40 древнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными!

Ответ на вопрос поднятия судна будет решаться этим летом. Ученые сегодня в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи, можно только предполагать.

Награбленное немцами

В апреле 2017 года подводно-исследовательской группой у берегов Евпатории на глубине 90 метров был найден пароход Boy Feddersen.

Поисками корабля дайверы занимались почти 25 лет. По предварительной информации, на борту найденного судна находятся золотые слитки и антиквариат, который нацисты собирались вывезти из Крыма.

Гидроакустическое сканирование дна поможет исследователям получить больше информации о находке. После этого водолазы спустятся на борт затонувшего корабля и смогут своими глазами увидеть таинственные трюмы с сокровищами.

Уже сейчас известно, что на борт Boy Feddersen были свезены самые ценные экспонаты из всех музеев полуострова Крым. А стоимость их измеряется в сотнях миллионов долларов.

У корабля Boy Feddersen интересная биография.

Изначально это судно было построено в 1914 году в Германии под названием Anhalt. В 1919 году оно была передано англичанам по мирному Версальскому договору, по которому все вооружение Германии должно было быть передано союзникам Антанты. После того, как англичане продали корабль испанцам, те переименовывали его в Aya-Mendi. Потом немцы выкупили его обратно. В итоге пароход приобрел СССР, дав ему название "Харьков". Позже, после наступления немцев на Севастополь, он был поврежден. Немцы его восстановили и назвали Boy Feeddersen. В свой последний рейс он вышел в акваторию Черного моря в 1943 году, когда немцы спешно отступали и пытались забрать с собой все ценности, которые «приватизировали» за время оккупации полуострова.

Корабль был атакован советской авиацией и быстро пошел ко дну. Долгих 74 года прошло с тех пор, как удача улыбнулась дайверам. Будем следить за новостями! Надеюсь, после детального исследования парохода, мы будем приятно удивлены.

Пароход «Ленин»

Самая масштабная катастрофа XX века на Черном море: в 1941 году этот пароход затонул у мыса Сарыч. Погибли около 5 тысяч человек.

Мыс Сарыч

Построен был пароход для России в нынешнем Гданьске, в прошлом - на немецкой верфи, в 1909 году. Назвали его «Симбирск» и отправили на Владивосток для осуществления перевозок в Японию и Китай. В 1923 году пароход был переименован в «Ленин» и направлен в Крым. Там он курсировал между Одессой и Новороссийском, осуществляя пассажирский перевозки.

В свой последний рейс «Ленин» отправился из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года. На борту были эвакуированные жители и запасы сахара.

22 июля на капитанский мостик поступило сообщение о возвращении в порт Одессы. Там в трюмы погрузили 350 тонн цветного метала в слитках. Испуганные жители осажденной Одессы просились на пароход. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход "Ленин" одних только пассажиров принял на борт, по оценкам, около четырех тысяч человек.

Пароход «Симбирск»

24 июля забитый пассажирами до отказа пароход вышел из порта в направлении Мариуполя. В то время вся акватория возле Крымского полуострова была заминирована Черноморским флотом. Так что пароход "Ленин" сопровождали пароход "Ворошилов" и теплоход "Грузия". Выйдя из Казачей бухты в Севастополе, они отправились дальше.

В полночь, уже у мыса Сарыч, на пароходе "Ленин" в носовом отсеке произошел взрыв. Пароход стал оседать носом вниз, и в итоге ушел в пучину моря за 7 минут. Точное количество спасенных и погибших до сих пор не известно.

Официальной причиной трагедии был признан подрыв на мине оборонного минного заграждения, произошедший из за ошибок в расчетах во время управления судном. Лоцманы своей вины не признали. Тем не менее, лейтенант Свистун был разжалован и расстрелян, а старший лейтенант получил восемь лет с отбыванием наказания после войны.

Но есть еще одна предполагаемая причина: в то время на Черном море курсировала румынская вражеская подводная лодка.

Точно выяснится причина гибели судна только тогда, когда его поднимут или тщательно исследуют.

В 2009 году по инициативе Севастопольского гидрологического центра была организована экспедиция к месту крушения. С помощью подводного аппарата на глубине 97 метром был найден пароход.

Корма затонувшего парохода «Ленин», капитанский мостик.

Насчет подъема пока ничего не известно, будем ждать новостей.

На дне Черного моря, еще столько неизученных мест! За огромную историю существования Крыма, постоянных войн, проходивших здесь, и глобальных переселений народов. Столько неизведанного скрывается под тоннами воды, что трудно представить, сколько людей и техники погибло на этом, бушующем море. И наверняка на дне есть еще сокровища, которые дожидаются своих первооткрывателей!

К тому же окруженный десятками подводных объектов, также хранящих в себе драгоценные грузы. В акваториях Черного и Азовского морей вдоль берегов Крыма ждут своего часа корабли, исследовать которые были бы счастливы многие искатели кладов.

В 1941 году эвакуацией жителей из оккупированного Крыма занимался огромный санитарный . На судно стремилось попасть как можно больше жителей полуострова, пассажиры теснились на палубе, стояли настолько плотно друг к другу, что некоторые срывались в море. Точное количество принятых пассажиров в последний рейс «Армении» сегодня восстановить невозможно и причины, по которым судно подверглось бомбардировке, можно только предполагать. «Армения» была оборудована отличительными знаками в виде красных крестов, но это не остановило немецкую авиацию и 7 ноября 1941 года корабль был потоплен. Погибло более 7000 человек, что в пять раз больше, чем количество жертв на знаменитом «Титанике».

Исследователи предположили, что на «Армению» были погружены ящики с раритетами из крымских музеев, которые планировалось вывезти в порты Кавказа. Общая длина «Армении» составляла 114,5 метров, корабль обладал обширными грузовыми отсеками. До сих пор точное место гибели санитарного судна не определено, для поисков корабля было организовано пять экспедиций. Поисковики сетуют, что государство Украина не поставляло необходимое оборудование для тщательного исследования морского дна, не хватало роботов, которые могли бы вести работы на глубине до 2 километров. Ученые надеются на помощь российских коллег, ведь осталось два возможных места, где лежит «Армения»: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от Ласточкиного гнезда.

Подобных загадок, как санитарный корабль «Армения», у берегов Крыма много. Среди них есть пароход «Ленин», затонувший также в 1941 году. На его борту эвакуировали людей из окруженной Одессы. Судно было переполнено гражданским населением, если по техническим данным оно было рассчитано на перевозку 1000 человек, то в тот трагический рейс пароход принял около 2500 человек. Из всех пребывавших на пароходе «Ленин» выжило всего 272 человека. Теплоход удачно отправился из окруженной немцами Одессы, но дойдя до берегов Крыма подорвался на мине.

Сегодня исследователи определили точное месторасположение остатков парохода — в районе мыса Сарыч, на глубине 96 метров. Некоторые ученые считают, что «Ленин» также перевозил активы Национального одесского банка, но не сохранилось никаких документальных подтверждений и описей о размерах перевозимых ценностей. Возможно речь идет о тоннах цветных металлов. Исследовать пароход на наличие драгоценных слитков не планируют, поскольку «Ленин» является братским кладбищем и поиск клада здесь равноценен кощунству.

Помимо советских судов, вывозивших через Черное море в годы войны разнообразные ценности, было множество и немецких кораблей, которые доставляли награбленное в своем направлении. Так, из Севастополя немцы вывозили в Румынию музейные ценности, которые доставили из музеев Крыма, Ростовской области и Ставропольского края. Советские войска успели вывезти часть музейных фондов, но основная часть экспозиций все же попадала в руки фашистов.

Добытое погрузили на судно «Лэрис» в 1944 году. Предполагают, что в числе грузов корабля были старинная керамика, картины из галерей, раритетные экспонаты, церковная утварь. «Лэрис» не смог выполнить возложенную на него миссию по доставке ценностей в пункт назначения, по пути следования его подорвала советская авиация. Где конкретно произошло затопления судна неизвестно. Исследователи пытались определить координаты, посылали запросы в Институт военной истории Германии, но выяснить ничего не удалось.

Дно Черного моря усеяно не только кораблями времен Второй мировой, но и более древними судами. В районе мыса Форос ученые обнаружили корабль длиной около 50 метров — предположительно старинный греческий корабль. Сохранность судну обеспечил слой сероводорода, который выступил в роли натурального консерванта. Благодаря этому сохранилась внешняя часть судна, которое по оценкам ученых затонуло в 11-12 веках. Кроме того, вероятнее всего в сохранности находится и перевозимый кораблем груз. Сегодня греческий корабль напоминает гору ила, но исследователи надеются, что в трюмах и каютах находятся оружие, товары купцов, документация той эпохи.

18 августа, президент России Владимир Путин совершил погружение на дно Черного моря в районе Балаклавы и осмотрел затонувшую византийскую галеру. Спускаемый аппарат, на борту которого находился Путин, погрузился на глубину 83 метра. По окончанию подводного путешествия он прибыл на Графскую пристань в Севастополе.

Я осмотрел один из редких объектов - специалисты относят его к Х - ХI вв. Это галеон, перевозивший гражданские грузы и затонувший напротив Балаклавской бухты. Думаю, эта находка подтолкнет к тому, чтобы еще больше обратить внимание на нашу историю, ее изучение, искать что-то новое для того, чтобы использовать это в будущем, - сказал Владимир Путин.

Глава государства также подчеркнул значимость находки, которую совершило Русское географическое общество, и поделился впечатлениями от увиденного.

«Трудно рассмотреть всё судно целиком. Даже те части, которые находятся на поверхности дна, покрыты 40-сантиметровым слоем ила. Предположительно, это судно длиной 27-30 м, шириной от 13 до 15 м. Вокруг объекта очень много амфор», - рассказал президент специально приглашенным на встречу журналистам.

Владимир Путин прошел через Графскую пристань на главную площадь города и поприветствовал собравшихся на площади Нахимова севастопольцев.

Напомним, что византийская галера была найдена на дне Черного моря вблизи Балаклавы дайверами клуба «Ростов дайв» весной этого года. Техническое содействие по изучению подводных артефактов и возможности поднятия их на поверхность оказало Русское географическое общество. По оценкам археологов, находка является крупнейшим подарком для науки как минимум за последнее столетие.




Серия сообщений " ":

Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 5 -
Часть 6 -
Часть 7 - Путин погрузился на дно Черного моря вблизи Балаклавы и осмотрел византийскую галеру
Часть 8 -

Ответ на вопрос, какая польза России от Крыма, может быть дан уже нынешним летом. Черноморский центр подводных исследований объявил о своих планах поднять наконец лежащий на дне близ мыса Форос древний византийский корабль. Торговое судно, затонувшее тысячу лет назад, археологи обнаружили ещё в 2006-м, однако скудный украинский бюджет не позволил провести подъёмные работы. Учёные застыли в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи всех времён и народов, можно только предполагать.

На покоящиеся на 124-метровой глубине останки византийского «купца» украинские археологи наткнулись в ходе масштабной экспедиции по изучению Чёрного моря у Южного берега Крыма. Когда объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, вдруг поймали торчащую из ила мачту, учёные поначалу не поверили своим глазам – каких-либо исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось. Впрочем, приглядевшись, они поняли: искать письменные упоминания бесполезно – найденный корабль старше любой сохранившейся хроники.

– Это исключительный объект, – признаётся директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. – На нём могут быть бесценные находки. Учитывая большое удаление места затопления от берега, корабль скорее всего не подвергся разграблению.

Ещё большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже вёсла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует уникальная концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниёт, но даже бумага и папирус сохраняют свой естественный вид.

Поэтому сегодня учёные тайно лелеют в душе мечту: а ну как удастся найти на борту древнюю рукопись? Например, неизвестную трагедию Эсхила? В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья было обнаружено 494 затонувших судна, в том числе 40 дневнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными. Для сравнения: у берегов Турции за шесть лет поисков нашли всего четыре более-менее интересных «утопленника».

Тайна советского «Титаника»

Впрочем, десяткам историков, кладо­искателей и просто любителям конспирологических тайн вполне достаточно было бы узнать о местонахождении всего одного корабля.

Утром 7 ноября 1941 года из ялтинского порта вышел теплоход «Армения». Капитан Владимир Плаушевский торопился с отправлением – в 10 километрах от города были замечены немецкие танки, в любую минуту немцы могли прорваться в Ялту. Рисковать судном он не мог – на борту «Армении» находилось около 7 тыс. пассажиров. Когда стало ясно, что удержать Крым не удастся, круизный теплоход наскоро переоборудовали в санитарный транспорт. Теперь «Армения» увозила в Туапсе раненых и медперсонал главного госпиталя Черноморского флота, а также семьи работников НКВД и партийных деятелей. По идее, теплоход уже должен был прийти в пункт назначения. Но после выхода из Севастополя прямо в пути судно нагнал приказ срочно завернуть в Ялту и принять особо ценный груз. Плаушевский видел, как под покровом ночи группа энкавэдэшников погрузила на «Армению» несколько десятков объёмных ящиков. В результате отправляться в путь пришлось с задержкой на сутки, когда фашисты уже наступали на пятки.

Это последнее, что доподлинно известно о теплоходе. Спустя три с половиной часа он был атакован немецким торпедоносцем и за четыре минуты ушёл на дно. Из почти 7 тыс. находившихся на борту спастись удалось только восьмерым. Место гибели «Армении» до сих пор остаётся загадкой. Искать транспорт пробовали уже не раз. Но не нашли ни одного следа – ни обломков, ни личных вещей, вообще ничего. А ведь даже «Титаник» обнаружили по «фирменным» тарелкам, вынесенным течением из недр разбитого ко­рабля. Заглянуть же в трюмы «Армении», на которой погибло в четыре раза больше людей, чем на легендарном трансатлантике, мечтают многие. Ведь всё указывает на то, что в секретных ящиках находились экспонаты крымских музеев, предназначенные к срочной эвакуации. Среди них раритеты Алупкинского и Бахчисарайского дворцов-музеев, Ялтинского музея краеведения, коллекции античных древностей и восточных ковров, полотна Караваджо, Маратти, Доу, Брюллова и Шишкина – словом, ценности на немалые суммы. Археологи признают: обнаружение «Армении» станет событием мирового масштаба.

Золото «Принца»

Не меньшая интрига сохраняется и вокруг самой знаменитой жертвы корабле­крушения у крымского побережья – британского корабля «Принц». Отчего же такое внимание досталось именно «Принцу»? Всё просто: как оказалось, на борту транспорта находилось жалованье, предназначенное для британских солдат, – всего около 500 тыс. фунтов стерлингов.

Итальянцы, американцы, французы – кто только не искал на дне балаклавской бухты останки «золотого» транспорта. В 1923 году о лежащем на дне сокровище узнало советское правительство. В результате на Чёрном море было создано спецподразделение подводных работ. Пять лет водолазы тщетно обшаривали дно, пока «сверху» им не начали намекать, что за зря потраченные народные деньги хорошо бы и ответить. К счастью для подводников, золотой дым застил глаза японцам. Свои услуги СССР самураи предлагали на куда как выгодных условиях: расходы за их счёт, доходы – пополам. Буквально через несколько месяцев японцы доложили: «Принц» найден. В подтверждение прикладывался поднятый со дна золотой соверен. Однако найти удалось ещё всего шесть монет. В конце концов на поиски окончательно махнули рукой.

И вот теперь появились новые данные: найденный японцами корабль был вовсе не «Принцем». А сам он, как пояснял Сергей Воронов, лежит совсем в другом месте. Вот только золота на нём нет. «Его выгрузили ещё в Стамбуле», – утверждает исследователь.

Впрочем, в ответ на все клятвы археологов, что на самом деле в трюмах «Принца» нет ни пенни, знающие люди только хитро подмигивают. Драгоценный клад – такая штука, о которой лучше молчать. Если только не хочешь остаться с носом.

Всё дело в том, что в мире до сих пор нет единого понимания, кто же должен считаться владельцем затонувших сокровищ. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны прибрежного государства, то оно и имеет на него все права. Если же обломки находятся в международных водах, то тогда в силу вступает Брюссельская конвенция и распоряжаться кладом может тот, кто его первым обнаружил. Однако это на бумаге, а на деле отдавать своё пусть и давно затонувшее имущество не интересно никому. Поэтому любая крупная находка затонувших сокровищ сразу же обрастает скандалами. Страны-судовладельцы и частные лица подают в международный суд, требуя признать их право на сокровища. Судебные тяжбы могут идти годами и стоить огромных денег и нервов. Так что желание кладоискателей не афишировать свои находки вполне понятно. Хорошо, что в случае с византийским парусником никаких проблем России не грозит совершенно точно.

Похожие публикации