Балльно-рейтинговая система контроля знаний. Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения Рейтинговая система обучения в вузах

С 2008-2009 учебного года в нашем университете введена балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости, которая несколько изменила привычные представления студентов об учебе. Наверняка всем известна поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело…», потом за 2-3 дня выучивают предмет (с разным успехом), сдают и благополучно забывают. Не все, конечно, так учатся, но то, что такая практика существует, никто отрицать не будет. И еще: все прекрасно знают, что традиционный сессионный экзамен – это во многом лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра, на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр трудиться, готовиться, ходить на лекции, читать учебники, а на экзамене не повезет. А еще если у преподавателя в день экзамена настроение плохое, то неизбежны жалобы на необъективность, предвзятость и т.п. А все потому, что привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется текущей учебной работой студента.

В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются. За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.

Итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку и, уже в конце обучения, – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;

Для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, контрольными точками являются коллоквиумы, тестирования и др., за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы);

Итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему - частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

ВНИМАНИЕ: важное условие балльно-рейтинговой системы - своевременное выполнение установленных видов работ. Если контрольная точка по дисциплине пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента.

Нормативный рейтинг – это максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины. Нормативный рейтинг дисциплины зависит от длительности освоения дисциплины и составляет 50 баллов, если дисциплина изучается в одном семестре, 100 баллов - если дисциплина изучается в двух семестрах, 150 баллов - если дисциплина изучается в трех семестрах, и т.д. По каждому виду контроля также есть свой нормативный рейтинг, например, для текущего и рубежного контроля – по 30% от нормативного рейтинга дисциплины, для итогового контроля (зачетов и экзаменов) – 40 %;

Проходной рейтинг – это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине. Проходной рейтинг для дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга, например, 25,1 баллов для дисциплины с нормативным рейтингом 50 баллов; 50,1 баллов – для 100-балльной дисциплины; 75,1 баллов – для 150-балльной дисциплины и т. д. Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной;

Пороговый рейтинг – это минимальный фактический рейтинг семестрового контроля, набрав который, студент допускается до итогового контроля. Пороговый рейтинг дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга семестрового контроля;

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как уже было сказано, объективность – главное требование, предъявляе¬мое к оценке, - в традиционной системе реализует¬ся не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (мало ли что) - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.

Ну и, наконец, качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно-рейтинговой системы, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.

Текущий контроль;

Рубежный контроль (коллоквиумы, тестирование, курсовые работы и т.п.);

Итоговый контроль (семестровый зачет и/или экзамен).

Рекомендуемый объем рейтинга составляет: за текущий контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины, за рубежный контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины и за итоговый контроль - 40% от нормативного рейтинга дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра для дисциплин, имеющих практические занятия или/и семинарские занятия, лабораторные работы в соответствии с учебной программой. Он позволяет оценить успехи в учебе на протяжении семестра. Его формы могут быть различными: устный опрос, решение ситуационных задач, выполнение реферата по заданной теме и др.

Рубежный контроль проводится обычно 2-3 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Каждое из рубежных контрольных мероприятий является «микроэкзаменом» по материалу одного или нескольких разделов и проводится с целью определения степени усвоения материала соответствующих разделов дисциплины. Вид рубежного контроля определяет кафедра. Наиболее популярными формами рубежного контроля являются коллоквиумы, контрольные работы, тестирование.

Итоговый контроль - это экзамен и/или зачет, установленный учебным планом. Они принимаются, как правило, в традиционной форме.

R дисц.= R тек.+R руб.+R итог., где

Сколько баллов и за что выставляется? Соотношение оценок по видам контрольных мероприятий в рамках изучения конкретной дисциплины устанавливает кафедра при разработке графика изучения дисциплины.

В начале семестра преподаватель, ведущий занятия по дисциплине, к изучению которой приступают студенты, должен разъяснить ее рейтинговую структуру, сколько баллов можно получить за ту или иную работу или этап контроля, довести до сведения учебной группы информацию о проходном рейтинге, сроках, формах и максимальных баллах контрольных мероприятий по дисциплине, а также сроках и условиях их пересдач в текущем семестре.

После того, как студентами выполнено задание текущего контроля или пройдено рубежное тестирование, преподаватель оценивает работу и эту оценку вносит в рейтинговую ведомость (она дополняет журнал успеваемости, но не заменяет его!). При неудовлетворительном ответе студента на контрольной точке, его отказе отвечать или просто неявке на контрольное мероприятие в рейтинговую ведомость выставляется 0 баллов.

Для допуска к сдаче зачета/экзамена по дисциплине необходимо выполнение следующих условий:

Должен быть выполнен объем аудиторных занятий (включая посещение лекций), предусмотренный учебным планом.

Для того чтобы быть допущенным к сессии, фактический семестровый рейтинг по каждой изученной в семестре дисциплине должен быть более 50% от ее нормативного семестрового рейтинга. В этом случае студент получает в зачетную книжку «выполнено» по изученным дисциплинам.

Если набранный в семестре рейтинг по дисциплине 50% или менее 50% от ее нормативного семестрового рейтинга, но более 15% от нормативного рейтинга семестрового контроля, студент может «добрать» недостающее количество баллов на пересдачах контрольных мероприятий. Напоминаем, что при пересдачах даже при блестящем ответе невозможно получить максимальный балл, установленный для данной контрольной точки, из-за того, что часть баллов, как правило, снимается кафедрой (исключение – пропуск занятия по уважительной болезни). Поэтому к освоению учебного материала надо подходить основательно, чтобы сдавать контрольные точки с первого раза.

Если студент из-за регулярных пропусков контрольных точек или систематической неуспеваемости набрал в семестре низкий рейтинг (15% или менее 15% от нормативного семестрового рейтинга дисциплины), он не допускается к пересдачам контрольных точек, считается не освоившим дисциплину и отчисляется из университета.

И еще одно условие: высокий рейтинг студента по итогам контрольных мероприятий не освобождает его от обязанности по посещению лекционных, семинарских и практических занятий, которые, в случае пропуска, должны быть отработаны в обычном порядке (не путать с пересдачей контрольных мероприятий!).

После зачета/экзамена в рейтинговую и экзаменационную ведомости вносятся баллы за него и получается некая сумма, которая и есть итоговый фактический рейтинг по дисциплине. Он выражен в баллах (допустим, от 28 до 50). К сожалению, в зачетки и приложение к диплому надо выставлять балл по принятой в России традиционной шкале: отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно. Поэтому после того, как баллы будут внесены в рейтинговую ведомость, осуществляется пересчет рейтинга в оценку по традиционной шкале в соответствии с приведенной ниже схемой:

(в % от макс. балла за дисциплину)

85,1 - 100 % Отлично

65,1 – 85 % Хорошо

50,1 – 65 % Удовлетворительно

0 % Неудовлетворительно

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, указаны даты прохождения контрольных точек. Помните: время – тоже один из критериев оценки!

Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, балльно-рейтинговая система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе.

Деканаты по окончании каждого семестра будут составлять и размещать на своих стендах и на сайте университета сводные рейтинг-листы, так что все смогут увидеть, какую позицию занимает каждый студент факультета. Может, кому-то это и неважно, но быть лидером и занимать высшую ступеньку рейтинга – всегда престижно.

Традиционная для российских вузов система оценивания знаний базируется на том, что свои знания студент должен показать на экзамене или зачете. Интенсивность же работы в семестре, посещаемость, качество выполнения лабораторных работ и другая учебная активность при этом может влиять на допуск к экзамену - но не на итоговую отметку. Конечно, зачастую преподаватели ставят особо отличившимся студентам пятерки «автоматом»; а на экзамене мучают «прогульщиков» каверзными дополнительными вопросами и гораздо мягче относятся к тем, кто в течение семестра демонстрировал учебное рвение, а на экзамене вытащил не самый удачный билет. Однако все равно решающим фактором при традиционной системе оценивания остается успешность сдачи экзамена. Как при этом учитывать работу в семестре (и учитывать ли вообще) - зависит лишь от «доброй воли» преподавателя.

Балльно-рейтинговая система , переходить на которую отечественные вузы начали с 2011 года, основывается на совершенно других принципах. Здесь успешность сдачи экзамена или зачета - лишь один из факторов, влияющих на оценку. Не меньшее (а часто - гораздо большее) значение имеет работа в течение семестра - посещение занятий, ответы на вопросы, выполнение контрольных работ и домашних заданий и т.д. Таким образом, студенты, претендующие на хорошие оценки, вынуждены «грызть гранит науки» на протяжении всего учебного года, накапливая баллы для успешной аттестации. При этом объем «домашних работ» при БРС в среднем выше, чем при традиционной системе оценивания - ведь баллы надо на чем-то зарабатывать.

Часто одновременно с введением БРС университеты также запускают системы личных кабинетов, выполняющие также роль «электронных журналов» - и у студентов появляется возможность отслеживать свой рейтинг «в режиме реального времени».

Что влияет на оценку при балльно-рейтинговой системе обучения

Как правило, при БРС используется стобалльная шкала. При этом определенную долю баллов (как правило, от 20 до 40) студенту может принести ответ на экзамене, остальное же - баллы, которые «накапливаются» в течение семестра. Они могут начисляться, например:

  • за текущую работу (посещение занятий, ведение конспектов, ответы «с места», выполнение домашних заданий);
  • за подготовку докладов, презентаций, рефератов, эссе;
  • за выполнение тестов или промежуточных контрольных работ по разделам курса.

Часто преподаватели ближе к концу семестра предлагают студентам, набравшим малое количество баллов, дополнительные задания, выполнение которых может повысить их рейтинг.

Накопленные таким образом баллы суммируются с баллами, полученными за экзамен. Полученный итог переводится в оценку, которая проставляется в ведомость и зачетку.

Шкала может варьироваться в зависимости от положения о балльно-рейтинговой системе обучения, принятой вузом. Как правило:

  • на «отлично» надо набрать от 80-85 до 100 баллов;
  • «четверка» ставится, если сумма баллов находится в пределах от 60-64 до 80-84 баллов;
  • для получения «тройки» необходимо получить не менее 40-45 баллов;
  • студенты, не набравшие минимального количества баллов, получают оценку «неудовлетворительно».

Во многих случаях баллы, накопленные в семестре, можно «обменять» на оценку, не сдавая экзамен . Естественно, «отлично» в таком случае получить практически нереально, но студенты, которые не гонятся за «красной» зачеткой, часто используют эту возможность облегчить себе жизнь в сессию.

На что еще влияет рейтинг студента

Несмотря на то, что в ведомость оценка проставляется по пятибалльной системе, результаты по стобалльной шкале как правило учитываются при формировании рейтинга успеваемости студентов курса. А он, в свою очередь, может влиять на назначение повышенных (в том числе персональных) стипендий, установление индивидуальных скидок на обучение и предоставление иных «бонусов».

В некоторых университетах баллами, учитываемыми при формировании рейтинга, могут оцениваться также другие достижения студентов - научная работа, участие в общественной жизни вуза, волонтерская деятельность и т.д.

Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы

  • системная работа студентов в течение всего учебного года позволяет эффективней освоить учебный материал, при этом повышение нагрузки в семестре компенсируется отсутствием «перенапряжения» в сессию;
  • необходимость сдавать в срок промежуточные работы «подхлестывает» и дисциплинирует (что особенно актуально для младшекурсников, еще не привыкших самостоятельно планировать свою нагрузку);
  • студенты получают возможность зарабатывать баллы на тех видах деятельности, в которых они наиболее сильны - кто-то предпочитает устные выступления, кто-то делает акцент на письменных работах;
  • итоговая оценка становится более предсказуемой и «прозрачной», студент имеет больше возможности повлиять на нее;
  • студенты, которым не чужд «соревновательный дух», получают дополнительную - и достаточно сильную - мотивацию к учебе.

Однако то, насколько адекватной является БРС в каждом конкретном случае, во многом зависит от вуза, и от конкретного преподавателя. Такая система оценивания значительно увеличивает объем его работы: он должен разработать и утвердить на заседании кафедры систему оценивания, придумать задания, а в течение семестра тратить время на их проверку. И, если преподаватель отнесся к этому делу чисто формально, учеба по балльно-рейтинговой системе может вылиться в бесконечные тесты и скучные рефераты.

Про этом довольно часто непроработанная система начисления накопительных баллов ведет к «перекосам» - например, простое присутствие на занятии оказывается «дороже» успешно выполненной работы, а несколько слов «в тему», сказанных на семинаре, приносят столько же баллов, сколько трудоемкая письменная работа. И в таких случаях о повышении мотивации говорить трудно.

Кроме того, БРС иногда ведет к парадоксальному, казалось бы, результату: снижению успеваемости студентов. Многие молодые люди, стремясь сэкономить время и силы, просто отказываются от дополнительных заданий или сдачи экзамена, если знают, что уже набрали «минимальный балл», позволяющий им быть аттестованными по курсу.

Введение балльной системы является первым этапом на пути к полномасштабному переходу на обучение системе зачетных единиц. Кроме того, обязательным условием аттестации и аккредитации абсолютно всех вузов будет предоставление результатов по данному эксперименту.

Переход на новую систему обучения качественно не изменит содержание учебных дисциплин: количество часов, лекционных и семинарских занятий остается прежним.

Данная система должна использоваться в учебном процессе по всем дисциплинам учебного плана, включая дисциплины федерального и вузовского компонентов, а также дисциплины по выбору студентов. Апанасенко Г.А Бально - рейтинговая система: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Современная школа, 2008. - № 2. - с. 9

1. Бально-рейтинговая технология оценки знаний используется с целью личностно - ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.

2. Бально-рейтинговая технология оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

Понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;

Осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждой дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;

Своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

В течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;

Своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;

Объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;

Обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

6. Бально-рейтинговая технология позволяет обеспечить непрерывность контроля и оценки качества знаний, как по отдельной дисциплине, так и на протяжении семестра, на текущий этап обучения (все прошедшие семестры) и период обучения на данной ступени высшего профессионального образования (ВПО).

При разработке балльной системы оценки успеваемости кафедры и отдельные преподаватели учитывают следующие моменты:

Кафедры в зависимости от специфики преподаваемых дисциплин устанавливают виды текущего контроля и их стоимость в баллах;

Стоимость посещения каждого занятия рассчитывается как частное от деления установленной за посещение занятий суммы баллов на количество планируемых учебных занятий;

По каждому виду учебной работы максимальное количество баллов выставляется при условии выполнения его на «отлично»;

При неудовлетворительной оценке за выполнение какого-либо вида текущего контроля баллы не начисляются;

Кафедра вправе объявить выполнение каких-либо заданий обязательными. В случае невыполнения или получении неудовлетворительной оценки за выполнение таких обязательных заданий итоговая оценка будет неудовлетворительной независимо от суммы баллов, набранных на других видах текущего контроля.

Набранная сумма баллов используется для определения итоговой оценки. В качестве шкалы итоговых оценок предлагается использовать принятую в России пятибалльную шкалу и несколько модифицированную систему ECTS, принятую в большинстве стран Европы.

Теоретического материала - посещение лекций;

Практические навыки - выполнение и защита лабораторных работ, семинарские занятия;

Выполнение самостоятельных работ (рефераты, творческие задания, расчетно-графические работы, курсовые работы и проекты) и их защита;

Учебная, производственная и др. практики.

2. Бально - рейтинговая технология должна быть четко расписана по каждой дисциплине и доведена до сведения каждого студента в начале занятий, как составляющая программы изучения дисциплины, которая входит в учебно-методический комплекс (УМК).

3. При изучении одной дисциплины студент может получить не более 100 баллов. При этом большую часть баллов студент получает в течение семестра, около 1/3 - итоговая аттестация.

Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе студента по направлению деканата; Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.

5. По решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг по дисциплине (от 90%) могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи экзамена. Для получения оценки «отлично» требуется сдача экзамена.

7. Трудоемкость изучения дисциплины (количество часов или зачетных единиц согласно учебного плана) учитывается коэффициентом в оценке по среднему показателю успеваемости (ОСПУ):

Где О1, О 2, Оn - числовые эквиваленты оценок по дисциплине;

К1, К2, Кn - учетные зачетные единицы соответствующей дисциплины.

Балльная система оценки контроля успеваемости предусматривает не только дифференцированную оценку различных видов учебной работы, но и соблюдение сроков их выполнения. Устанавливаются следующие сроки представлений кафедрами (преподавателями) отчетов по текущей успеваемости студентов:

К этим срокам каждый преподаватель представляет в деканаты отчеты о текущей успеваемости студентов в группах, где он проводит учебные занятия. Колбанов В.В. Педагогика: Учебник. - СПб.: ДЕАМ, 2008. - 32с.

При наличии у студента, не набравшего, или набравшего мало баллов к моменту представления отчета, документально подтвержденной уважительной причины (болезнь, отъезд на сборы, соревнования) деканат продлевает ему сроки сдачи контрольных распоряжений по деканату с обязательным оповещением об этом студента и соответствующего преподавателя (кафедру).

Студент, без уважительной причины не выполнивший контрольные задания и не набравший минимальное количество баллов, требуемых для получения зачета или экзаменационной оценки по окончании изучения дисциплины, только на компенсационной основе может быть допущен к повторному ее изучению. При его отказе от этого или при повторном получении неудовлетворительной оценки его отчисляют из университета. Васильева О.С. Бально - рейтинговая система // Психологический вестник РГУ, 2008. - № 3. - с. 45

Таким образом, использование рейтингового контроля и оценки можно повысить уровень мотивации к изучению предмета. Результаты могут быть засчитаны в качестве итоговой оценки по семестровому зачету и как следствие - в качестве итоговой экзаменационной оценки. И при использовании бально-рейтинговой системы можно следить за динамикой успеваемости и группы в целом и каждого студента, озвучивание результатов рейтинга позволит повысить активность студентов и внести в процесс обучения момент соревнования, выявляя лучших и отстающих студентов.

На сегодняшний день основной задачей, стоящей перед вузами страны, является повышение качества образования. Одним из ключевых направлений в ее решении считается необходимость перехода на новые стандарты. В соответствии с ними устанавливается четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра и создания новых форм обеспечения контроля Одним из нововведений стала балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим ее подробнее.

Назначение

Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели. Трудоемкость конкретного предмета и всей программы в целом измеряется в зачетных единицах. Рейтинг представляет собой некую числовую величину, которая выражается в многобалльной системе. Она интегрально характеризует успеваемость обучающихся и участие их в исследовательской работе в рамках той или иной дисциплины. Балльно-рейтинговая система рассматривается как важнейшая часть деятельности по контролю качества образовательной работы института.

Преимущества


Значение для преподавателей

  1. Подробным образом планировать образовательный процесс по определенной дисциплине и стимулировать постоянную активность обучающихся.
  2. Своевременно корректировать программу в соответствии с результатами контрольных мероприятий.
  3. Объективно определять итоговые оценки по дисциплинам с учетом систематической деятельности.
  4. Обеспечивать градацию показателей в сравнении с традиционными формами контроля.

Значение для обучающихся


Подбор критериев

  1. Выполнения программы в части практических, лекционных, лабораторных занятий.
  2. Исполнения внеаудиторных и аудиторных письменных и прочих работ.

Сроки и количество контрольных мероприятий, а также количество баллов, которое выделяется на каждое из них, устанавливаются ведущим преподавателем. Педагог, ответственный за осуществления контроля, должен на первом занятии проинформировать обучающихся о критериях их аттестации.

Структура

Балльно-рейтинговая система предполагает подсчет результатов, полученных обучающимся за все виды учебной деятельности. В частности, учитывается посещение лекций, написание контрольных работ, выполнение типовых расчетов и пр. Так, например, общий результат на кафедре химии может складываться из следующих показателей:


Дополнительные элементы

Балльно-рейтинговая система предусматривает введение штрафов и поощрений для обучающихся. Об этих дополнительных элементах преподаватели информируют на первом занятии. Штрафы предусматриваются за нарушения требований к подготовке и оформлению рефератов, несвоевременно сданные типовые расчеты, лабораторные работы и пр. По окончании курса педагог может премировать студентов прибавлением к набранному числу дополнительных баллов.

Перевод в академические отметки

Он осуществляется по специальной шкале. Она может предусматривать следующие пределы:


Другой вариант

Общее число баллов зависит и от уровня трудоемкости дисциплины (от размера кредита). Балльно-рейтинговая система может быть представлена в следующем виде:

Балльно-рейтинговая система: плюсы и минусы

Положительные аспекты этой формы контроля очевидны. В первую очередь активное присутствие на семинарах, участие в конференциях не останется незамеченным. За эту деятельность студенту будут начисляться баллы. Кроме этого, будет учитываться Студент, который наберет определенное число баллов, может получить автоматический зачет по дисциплине. Посещение самих лекций также будет учитываться. Недостатки балльно-рейтинговой системы заключаются в следующем:


Заключение

Ключевое место в балльно-рейтинговой системе занимает контроль. Он предусматривает сквозную аттестацию по всем дисциплинам в рамках учебного плана. В результате студенту присваивается рейтинговая оценка, которая, в свою очередь, зависит от степени подготовленности. Преимуществом применения такой формы контроля выступает обеспечение ее информационной прозрачности и открытости. Это позволяет обучающимся сравнивать свои результаты с показателями однокурсников. Контроль и оценивание учебных достижений выступает как важнейший элемент образовательного процесса. Они должны осуществляться систематически на протяжении семестра и всего года. Для этого формируются рейтинги обучающихся в группе и на курсе по конкретным дисциплинам, выводятся внутрисеместровые и итоговые показатели за определенный период.

Предназначена для преподавателей, использующих балльно-рейтинговую систему стимулирования и оценивания учения студентов по курсам. Программное обеспечение разработано Отделом ОиТ Управления информатизации ЯГПУ им К.Д. Ушинского для поддержки деятельности ППС 2.1 в соответствии с университета в последней редакции (февраль 2015 г.).

Базовым педагогическим подходом использования БРС 2.2 в вузе является реализация субъектно-ориентированного типа педагогического процесса с приоритетом ответственного отношения студента к результатам своего обучения, постановки собственных учебных задач и индивидуальных образовательных траекторий изучения курса. Развитие ответственности и преодоление школярства обучающегося рассматриваются как ключевое средство повышения качества образования и роста профессионализма выпускника.

Расчёт трудоёмкости выполненных заданий ведётся на основе стандарта нового поколения и европейской системы ECTS – European Credit Test System .

Спецификой настоящего программного обеспечения является предоставление широких возможностей (свобод) преподавателю в выборе суммы заданий, их значимости, установления требований к ИОМ 2.3 , норм получения зачетов, параметров промежуточной и итоговой аттестации студентов при вписывании их в существующую кредитно-модульную структуру основной образовательной программы (учебного плана).

Балльно-рейтинговая сопоставительная система

4
Кредит Оценка Неуд 3 5
Оценка ECTS F FX E D C B A
Сумма баллов 2 2+ 3 3+ 4 5 5+
1 36 менее 13 13 19 22 25 31 34
2 72 менее 25 25 37 43 49 61 67
3 108 менее 37 37 55 64 73 91 100
4 144 менее 49 49 73 85 97 121 133
5 180 менее 61 61 91 106 121 151 166
6 216 менее 73 73 109 127 145 181 199
7 252 менее 85 85 127 148 169 211 232
8 288 менее 97 97 145 169 193 241 265

2.2. Назначение БРС

  • Организационное средство создания и регулирования индивидуальных образовательных траекторий студентов.
  • Средство распределения трудозатрат студентов по освоению заданных компетенций и оценивания их (трудозатрат) в баллах.
  • Средство стимулирования самоорганизации деятельности студентов по изучению курса.
  • Средство оценки успешности студентов (рейтинговая оценка).

2.3. Этапы разработки БРС по дисциплине (курсу)

  1. Уточнение трудоёмкости курса Т в кредитах, ресурса времени студента на изучение курса в часах и рекомендуемого количества баллов оценки реальных учебных усилий студентов из расчёта 1 кредит = 36 баллов ECTS = 36 часов .
  2. Уточнение компетентностей, являющихся результатом изучения курса и деятельности обучающихся, в ходе которой они должны быть сформированы.
  3. Разработка перечня заданий по курсу, которые должен выполнить студент и назначение суммы баллов за их выполнение.
  4. Заполнение формы БРС-1 (количество и название заданий, их статус).
  5. Оформление Рекомендаций студентам по БРС-оцениванию их успехов и требованиям к минимуму баллов для получения зачета (допуска к экзаменам). Желательно не только представить студентам е-версию таблицы оценок БРС, рекомендуется разместить её в сетевом УМК 2.4 .
  6. Работа с БРС-1: текущее заполнение формы и размещение её в доступе студентов.

2.5. Открытость сведений по БРС

БРС-оценивание успеваемости студентов по дисциплине может достичь своих целей только при условии открытости её сведений. Идеология БРС-оценивания предполагает постоянный доступ обучающихся к текущим оценкам, рейтинговому списку группы (групп по дисциплине), однако используемая версия web-интерфейса обеспечивает открытость фиксированных данных самому преподавателю и возможность их обработки в АСУ университета. Информирование студентов, желательно постоянное, должно производиться через размещение PDF-версии 2.6 таблицы БРС в среде электронного обучения http://Moodle.yspu.org или рассылки её студентам по установленным адресам электронной почты.

2.6. Пример описания БРС для студентов

Самостоятельная работа студента оценивается в баллах. Ниже приведены виды работ и вес их в баллах

Кол-во (до)
Вид работы Баллы Обязательные задания (по уровням)
О С П
Формулировка вопросов 5-10 2
Итоговый тест 20 + + + 1
Разработка аналитической записки (анализ образовательной среды, программы развития ОУ) 30 + 1
Подготовка Проекта 60 + 1
Собеседование (зачетное занятие) 10-15 + + + 1
Реферат / РРР 15 – 40 / 20 + 1
Ответы на семинаре (практикуме) 10-20 + + + *
Письменные ответы 5-20 + + + 3
Контрольная работа 20 1
Дополнительные задания До 30 1
Вопросы на вопросы зачёта 10 2
Бонус 5
Всего баллов: 170-240 70 120
Примечание: БРС: Мин. количество баллов для зачета – 74 («3»). «5» - от 122 балла. По окончании курса составляется рейтинговый лист магистрантов. Обязательные для выполнения задания соответствуют выбранному студентом уровню изучения курса. В ходе самостоятельной работы студентов ведется учет набранных ими баллов и подсчитывается текущий рейтинг студента в группе. По суммарным результатам зачетов оформляется и опубликовывается итоговый рейтинг студентов.
Похожие публикации