История существования древнего китая. Древний Китай: периодизация истории и культуры Политика древнего китая кратко самое главное

Древний Китай - легендарная древняя империя на территории современного Китая, будто бы образовавшаяся около 3000 лет до н.э. Согласно Н.А. Морозову , история этой империи позаимствована из византийской ; по новохронологической реконструкции , китайская империя являлась осколком Русско–Ордынского государства, а именно - приамурской его части, Пегой Орды. Мифологическая древняя история Китая частично взята из истории Руси–Скифии–Китая, и содержит из многократно продублированные фрагменты манжурского периода китайской империи (с XVII–ого по XIX–ый века)

«Се аз великий князь Китай, нареченный во святом крещении Андрей Юрьевич…» из грамоты кн. Боголюбского Киево–Печерскому монастырю

Происхождение названия

Слово «Китай» , для названия азиатского государства употребляется только среди славян и тюрков, и происходит, будто бы от тунгусской народности китаней (киданей), завоевавших эту страну в Х веке н.э., но и это употребление возникло не ранее XVII века. До этого современный Китай на Руси называли «богдойским ханством».

В латинском языке страна называется «China» или «Sinae» , а народы её населяющие - Seri или Sini . Есть гипотеза, что название Чина возникла в честь древней династии Цинь (якобы III в. до н.э.). В Новой Хронологии предполагается, что это слово - есть искажённое наименование «Синей Орды», дальневосточной части Русско–Ордынского государства, со столицей в Пекине (названном в честь Орды Пегой).

Сами китайцы никогда не называли свою страну ни Китаем, ни Чиной, а строили название по шаблону «Великое–такой–то династии–государство» : Дай–цин–го , Дай–мин–го , Дай–юань–го . Или же они использовали географическое описание своей страны:

  • Тянь–ся (Поднебесная империя)
  • Сы-хай (Четыре моря)
  • Чжун–хуа–го (Срединное цветущее государство)
  • Чжун–юань (Срединная равнина)
  • Чжун–го (Срединное государство)

Прозвище «Китай» было распространено на Руси в доромановскую эпоху. Согласно «Киевскому Синопсису» года, Китаем звали святого владимирского князя Андрея Боголюбского , сына великого князя Юрия Долгорукого . Такое же прозвище носил боярин Ивана III Василий Иванович (Феодорович ) Шуйский . Китай–городом также называлась средняя часть русских городов, примыкавшая к детинцу, цитадели, кремлю, служившая ему второй оборонительной оградой. Одно из значений русского слова «китай» - это «крепость».

Мифическая история

«... Фуси ... с полным основанием заслуживает, на мой взгляд, чтобы его считали царём всех философов - как потому что он жил в столь глубокой древности, так и ради ясности, простоты, прочности и универсальности его системы, и я могу это утверждать, не ставя китайцев выше, в области науки, всех других народов мира. Упаси Боже, чтобы я допустил столдь ужасную несправедливость по отношению к Европе, дорогой моей родине, которая, что касается высоких наук, настолько же превосходит Китай, насколько Китай удалён от Европы географически! Ибо хотя сей нароод почитает этого великого человека за своего первого правителя и основателя государства, есть серьёзные доводы, признаваемые весьма способными учёными (я говорю о преобладающем их числе) доказывающие, что Фуси никогда не ступал на китайскую землю. Но напротив, большая часть того, что сообщается о столь далёком времени, когда он жил, и о том, что сделано им, такова, что нетрудно судить по совпадению, почти полному, всего этого с тем, что нам сообщают наши писатели древности, а также ближневосточные о Зороастре , Меркурии Трисмегисте и даже Енохе, что Фуси был ни кто иной, как один из этих великих персонажей; ...» (письмо миссионера–иезуита Иоахима Буве Лейбницу из Пекина, 4 ноября )

Исторические династии, на которые опираются историки Китая, и которые, скорее всего являются плодом литературного воображения писателей XVII века н.э., таковы:

  • Сказочная династия Ся , 2953–1523 гг. до н.э: Фу Си - создатель триграм, Шень–Нун - создатель земледелия и чаепития, Хуан–Ди - создатель письменности, Великий Юй - укротитель наводнений
  • Шан , 1523–1028 гг. до н.э: написана «Книга перемен» (И Цзин )
  • Чжоу , 1027–256 гг. до н.э: Лао–Цзи и Конфуций , изобретение арбалетов и палочек для еды, начало крепостного права
  • Цинь , 221–207 гг. до н.э: Шихуан–Ди , сожжение всех книг, убийство философов, начало строительства Великой Китайской Стены , объединение Китая, унификация письменности
  • Ранняя Хань , 202 г. до н.э – 25 г. н.э: конец крепостного права, канонизация конфуцианства, завоевание Центральной Азии, евнух–историограф Сыма Цянь пишет «Исторические хроники», введение металлических денег, в 122 г. до н.э. философ Хуайнань–цзы изобрёл равномерно–темперированный музыкальный строй
  • Син , 9–23 гг. н.э: узурпатор Ван Мин
  • Поздняя Хань , 25–220 гг. н.э: завоевание Монголии, открытие Великого Шёлкового Пути, появление буддизма, изобретение бумаги и компаса
  • Три Царства , 220–265 гг. н.э: Смута
  • Северная и Южная Империи , 265–589 гг. н.э: нашествие варваров, рождение чань–буддизма
  • Суй , 590–618 гг. н.э: объединение Китая, строительство Великого Канала
  • Тан , 618–906 гг. н.э: завоевание Маньчжурии и Центральной Азии, создание профессиональной армии, великая эра поэзии и науки, изобретение фарфора, книгопечатания и чайной церемонии
  • Пять Династий , 907–960 гг. н.э: Смута, нападение монголов, изобретение пороха и бинтования ног у женщин
  • Северная Сун , 960–1126 гг. н.э: объединение Китая, экономическая реформа, нашествие монголов, расцвет живописи и мореходства, изобретение шлюзов и печати, государственных банков
  • Южная Сун , 1127–1279 гг. н.э: нашествие Чингизхана , рождение неоконфуцианства
  • Монгольская династия Юань (Иоанны ), 1260–1368 гг. н.э: китайское путешествие Марко Поло , расцвет китайской драмы, вторжение в Японию
  • Мин (Ясная ), 1368– гг. н.э: реконструкция Пекина, морские экспедиции в Индию и Африку, прибытие португальцев и миссионеров–иезуитов, изобретение жанра романа, вывоз фарфора
  • Маньчжурская династия Цин , – гг. н.э: перенос столицы в Пекин (и реальное его основание), император–реформатор Канси ( –), сношения с Россией, завершение строительства Великой Китайской Стены, возникновение организованной преступности («Триады» - примерно год), опиумная война, модернизация, строительство железной дороги и открытие Пекинского университета в году, революция года

Иероглифическая письменность и китайский язык

«Из всех народов китайцы написали больше всех, чтобы сообщить меньше других.» Ф.–М. Вольтер «Вплоть до XVII века Китай опережал Европу по уровню технического развития. Китай обладал более развитой математикой и более совершенной техникой вообще. Этот технический перевес Китая был сведён на нет в Европе лишь после начала научной революции...»

Выучив китайские диалекты, в году Дж. Нидхем приехал в Китай в качестве эмиссара Британского королевского общества и стал служить научным советником посольства Британии в Чонцине. Разъезжая по стране, он собирал легенды о древнекитайской науке. В китайских текстах Дж. Нидхем выискивал всякие туманные упоминания о технических приспособлениях древности, додумывал за древних китайцев научные открытия, стоявшие за этими изобретениями. Результатом его поисков стала книга «Китайская наука и цивилизация», опубликованная Кембриджским университетом . Её первый том отпечатан в году, а в следующие 30 лет было опубликовано ещё 14 томов. Именно здесь утверждается, что почти все выдающиеся открытия или изобретения в области науки, медицины, сельского хозяйства и инженерии были впервые совершены в Китае, начиная с 1400 года до н.э.

Мифическая хронология древнекитайских изобретений:

  • путеводная повозка с компасом, согласно немецкому китаеведу Юлиусу Клапроту , 2364 г. до н.э.
  • подзорная труба, XXIII в. до н.э.
  • лапша, XX в. до н.э.
  • рукописи, XII в. до н.э.
  • прививка против оспы, XI в. до н.э.
  • шёлк, XI в. до н.э.
  • философия, VI в. до н.э.
  • макароны, 490 г. до н.э.
  • арбалеты, стремена, IV в. до н.э.
  • палочки для еды, IV в. до н.э.
  • открытие Даосской Академии наук (Цзися, с кит. «Учёный двор у западных ворот») в городе Линьцзы, 318 г. до н.э.
  • каналы, бумага, напёрсток, III в. до н.э.
  • открытие императорского университета, 124 г. до н.э.
  • унитаз, в 50-100 годах до н.э.
  • металлические деньги, спусковой курок арбалета, I в. до н.э.
  • бумага, 100 г. н.э.
  • компас, II в. н.э. (для гадания Фэн–Шуй, китайской геомантии)
  • сейсмоскоп Чжан Хэна , 132 г. н.э.
  • матрицы, для решения систем линейных уравнений методом К.Ф. Гаусса , III в. н.э.
  • сталь и стальное оружие, V в. н.э.
  • Единый Государственный Экзамен, VII в. н.э.
  • хомут, VII в. н.э.
  • корабли с колёсными двигателями на человеческой тяге, IX в. н.э.
  • книгопечатание с помощью деревянных досок, 868 г. н.э.
  • печи для обжига фарфора, 1004 г. н.э.
  • печатные бумажные деньги, 1024 г. н.э.
  • наборная типографская касса Би Шэна с глиняными литерами, 1045 г. н.э.
  • фарфор, VIII в. н.э.
  • чайная церемония, VIII в. н.э.
  • порох, X в. н.э. (для отпугивания злых духов фейерверками)
  • мелиорация, XI в. н.э.
  • шлюзы, XI в. н.э.
  • зубная щётка, 1498 г. н.э.
  • роман, XVI в. н.э.

Критики его теории отмечали, что многие идеи Нидхэма заимствованы из марксизма, многие положения его социо–культурной теории содержат маоистскую риторику. Однако время написания первых томов его фундаментального труда совпало с ростом интереса и симпатии к китайской революции среди европейских интеллектуалов, и его критикам пришлось смириться с победой фантастических гипотез.

Цитаты о китайских изобретениях и их пропагандисте Дж. Нидхэме

«Мне ничего не известно о Китае, но я знаю, что работы марксистов по истории науки на Западе ненадёжны, что следует из самой природы марксистской историографии. Нидэм - марксист, и его работа - это марксистская история китайской науки, сформированная марксизмом с начала и до конца. Поэтому нидэмовская концепция истории китайской науки ненадёжна.» (Ч. Джиллиспи) «Знаменательно, что наиболее важные изобретения - хомут лошади, часы, компас, рулевая стойка ахтерштевня, порох, бумага и книгопечатание - зародились не в феодальной Европе. Все они, повидимому, пришли с Востока, а большая их часть - в конечном счете из Китая. По мере того как мы больше узнаём об истории науки в Китае (неоценимую помощь в этом окажет нам большое исследование доктора Джозефа Нидхема об истоках и истории китайской техники и науки), мы начинаем понимать значение китайских технических достижений для всего мира. Уже того, что нам известно, достаточно, чтобы показать, что вся концепция превосходства западной христианской цивилизации зиждется на высокомерном игнорировании остальной части земного шара. Всегда трудно доказать передачу достижений культуры, но факт остается фактом, что много изобретений, появившихся в Европе только в X веке или позже, были подробно описаны в Китае уже в самом начале нашей эры. Что еще необходимо объяснить, так это почему после столь обещающего начала этот ранний технический прогресс в Китае и в меньшей степени в Индии и мусульманских странах к XV веку совершенно прекратился и почему результатом его явилось образование восточных цивилизаций с высоким, но застывшим техническим уровнем. Причину этого, особенно в отношении Китая, д–р Нидхем усматривает в росте литературно образованной бюрократии - мандаринов, не заинтересованных в усовершенствовании техники и озабоченных тем, чтобы помешать развитию купечества, которое одно могло двигать технику вперед, открывая новые рынки. Именно это должно было случиться в Европе. ... Из всех изобретений, введенных на Западе в период средневековья, самое разрушительное - порох - должно было иметь наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношениях. Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам и византийским грекам, но, вероятнее всего, он был изобретен в Китае. Секрет его изготовления заключается в том, чтобы добавляя <к углю и сере> селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха. Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле. Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызвало яркую вспышку и легкий взрыв. В Китае в течение нескольких столетий она использовалась только для фейерверков и ракет. Порох стал играть роль в военном деле тогда, когда он впервые был применен в пушке, которая, возможно, произошла из огненной трубы византийцев, но скорее - из бамбуковой хлопушки китайцев. ... Даже в период позднего средневековья мало людей ощущали потребность в большом количестве бумажных книг. Действительно, печатание, вероятно, не было бы создано в первую очередь только для литературных целей. Вся ценность печатания чувствуется только тогда, когда необходимо большое число дешевых копий одного текста. Поэтому не удивительно, что оно впервые возникло на Востоке для воспроизведения таоистских и буддистских молитв, где количество является решающим духовным преимуществом, и позже для печатания бумажных денег, которых также требовалось большое количество. ... Печатание при помощи подвижного деревянного шрифта было первоначально китайским изобретением XI века. Подвижный металлический шрифт был впервые применен корейцами в XIV веке. Он появился в Европе в середине XV века и распространился исключительно быстро...» ()

Древне–китайская наука

«Есть только одно средство достоверно узнать что–либо из древней истории - рессмотреть несколько бесспорных памятников, если они уцелели. Таковых в письменном виде имеется только три... Второй памятник - это полное затмение Солнца, вычисленное в Китае в 2155 г. до н.э. и признанное правильным всеми нашими астрономами. О китайцах надо сказать то же, что и о народах Вавилонии ; они несомненно уже жили в большой просвещённой империи. Китайцев ставит над всеми народами Земли то, что ни законы, ни их нравы, ни язык, на котором там говорят учёные, не изменялись уже около 4 тысяч лет.» (Вольтер «Энциклопедия Дидро и Д"Аламбера »)

Астрономические и географические представления Древнего Китая выражаются в сохранявшихся до самого недавнего времени представлениях о своём государстве, как о Серединной Империи , Поднебесной , занимающей основную и центральную часть суши. Окраины Земли и острова в Океане принадлежат варварам, в своей дикости не подчиняющимся китайскому императору. Растущая у варваров борода делает их похожими на обезьян.

«Небо подобно зонтику, а Земля - перевёрнутой тарелке. И Небо, и Земля в центре вытянуты вверх, а к краям становятся ровными. Точка под Северным полюсом является центром и Земли, и Неба. Это самая высокая точка Земли, отсюда края Земли спускаются подобно падающему потоку воды. Солнце, Луна и звёзды поочерёдно то светят, то прячутся, и от этого бывают день и ночь. Самая высокая точка в центре Неба, где Солнце находится в период зимнего солнцестояния, достигает 60000 ли, если считать от горизонтальной линии, обозначающей уровень края Неба. Высота Земли в её самой высокой точке под северным полюсом также составляет 60000 ли. Высшая точка Земли отделена от горизонтальной линии уровня краёв Неба 20000 ли. Поскольку высшие точки Неба и Земли совпадают, то Солнце постоянно находится на одном и том же расстоянии от Земли - 80000 ли.» (Чжан Хэн , якобы 78–139 г. н.э. )

Китайские мнения о собственной древней науке происходят из Нового Времени, и скорее всего внушены европейскими миссионерами. Ошибочность их вполне подтверждается отсутствием у китайцев чего–то нового и неожиданного для европейца, кроме палочек для еды, но китайцы, по их заявлениям, изобретали тоже самое, что и европейцы, однако гораздо раньше. Эта идея родилась при втором маньчжурском императоре Канси , он же Шен Цзу и Сюань Е ( –):

«Хотя китайцы вообще признают превосходство западных наук, открытий и изобретений новейшего времени, подчас обуславливают такое признание весьма неожиданным аргументом. Так, многие из числа учёных и образованных китайцев готовы утверждать, что некоторыми изобретениями, коими так кичатся европейцы, они обязаны китайским учёным, додумавшимся до них ещё тогда, когда западные народы пребывали в первобытном состоянии. Изобретения и открытия, так же как и многие науки, создались–де в Китае и затем лишь были перенесены на Запад. Здесь они развились, обособились и образовали так называемые науки и искусства. Первым, провозгласившим столь оригинальную теорию, был некто Мей Вуань, живший в царствование богдыхана Канси. ... Защитники приведённой теории подкрепляют её курьёзными примерами из древних летописей, так, например, они доказывают, что европейская наука, называемая оптикою, была известна китайцам за 500 лет до Рождества Христова, ибо в исторических памятниках того времени упоминается об отражении посредством зеркал. Иностранцы, говорят они, утверждают, что земля шарообразна,- то же самое доказывал китайский учёный Чу Юань, живший задолго до этого открытия на Западе.» (Коростовец И.Я. , )

Европейцы ознакомились с началами китайской астрономии благодаря богослову–августинцу, директору обсерватории аббатства им. св. Женевьевы в Париже Александру Ги Пэнгрэ (A.G. Pingré , –), опубликовавшему в – годах двухтомную «Кометрографию» (Cométographie ou Traité historique et théorique des Comètes ), в которую он включил кометные списки, собранные в XVIII веке иезуитами –миссионерами в Китае Иосифом де Майлья (J.A.M. de Moyria de Mailla , –) и Антуаном Гобилем (R.Р.A. Gaubil , –). Обнародованные кометные данные входили в «древнекитайское» сочинение «Тун Дзянь Кан Мух» (Всеотражающее зеркало ) и по всей видимости сочинены Майлья и Гобилем или их предшественниками в Китае иезуитами –миссионерами XVII века. Именно в этих трудах содержатся первые легендарные сведения о зарождения китайской астрономии при императоре Яо , якобы в XXIV в. до н.э.: император повелел учёным Хе и Хо (Плану и Чертёжу ) начать наблюдения за звёздами, изготовить телескоп и астролябию, создать календарь и определить даты равноденствий и солнцестояний. С этим заданием учёные Хе и Хо справились успешно. Впоследствии Хе и Хо были казнены за пренебрежение своими обязанностями,- они не сумели предсказать полное солнечное затмение, которое произошло в первый день осени в голове Скорпиона. Нидерландский астроном и историк науки Антони Паннекук ( –) сообщает дату этого события - якобы, это случилось 22 октября 2137 г. до н.э. Современные вычисления дают положение Луны и Солнца в это время - 12° Весов с знаковой системе Зодиака , что с учётом прецессии к этому времени (57°) попадает в середину созвездия Скорпиона, таким образом это решение не вполне удовлетворяет указанным условиям, даже если принять то, что 22 октября является первым днём осени. Впрочем, и сам Паннекук обесценивает своё сообщение словами:

«Однако ясно, что в такие давние времена ещё нельзя было говорить о предсказании солнечных затмений; о достоверности деталей в оригинальном повествовании также трудно судить.» () «Борец о Борьбе. Философия и практика борьбы Великой Империи» ,- М.: Астрель, ACT, , 352 с. «Началом надёжной письменной истории Китая является эпоха прихода к власти в Китае Манжурской династии. Произошло это в семнадцатом веке нашей эры.» ()

Выдающиеся древне–китайские учёные либо являются фантомами европейских учёных, либо изначально мифологичны. Поскольку достоверно зафиксированное начало китайской науки связано с миссией иезуитов , древне–китайских учёных в первую очередь нужно искать среди них. Так, прототипом Конфуция (Кун–цзы , якобы 551-470 гг. до н.э.), скорее всего послужил Маттео Риччи , а его латинизированный псевдоним происходит от латинского confusus - «беспорядочный, запутанный». Аналогично, латинизированное прозвище Мэн–цзы (якобы, 372-288 гг. до н.э.), Менциус , происходит от латинского mentior - «лгать, измышлять, фантазировать». Такого рода прозвища, очевидно, даны критиками и конкурентами.

Новости Древнего Китая

  • В году Флориан Каджора (Florian Cajori , -), историк математики из Колорадо Спрингс (США), впервые озвучил идею об изобретении нуля древними китайцами (The American Mathematical Monthly, Vol. 10, February, , p. 35). Эту мысль ему подсказал в частном письме от 15 декабря года малоизвестный историк Миками (Y. Mikami ) из Токио, который пришёл к такому выводу после изучения неназванных китайских исторических работ.

Древнекитайские футболисты

  • Президент FIFA Й. Блаттер в году на церемонии открытия Кубка Азии в Пекине признал, что Китай является родиной футбола. Он согласился с данными, представленными чиновниками Китайской федерации футбола, согласно которым футбол был придуман 2300 лет назад в столице королевства Ки городе Линьцзы, в современной провинции Шаньдун. Вице–президент федерации футбола Китая Чанг Жилонг по этому поводу сказал:
«Очень приятно услышать, что президент ФИФА сделал официальное заявление по поводу того, что именно в Китае был придуман футбол - спорт номер один в мире. Это большая честь для нас и мы приложим все силы для того, чтобы внести больший вклад в развитие этой игры.» Китайские историки, ссылаясь на китайские рисунки двухтысячелетней давности, указывают на древнейшую игру «ку джу» (иначе - тсу чу , дзу ню , чжу кэ или цу цзюй ) как прообраз современного футбола. Основой популярной среди военных игры были удары ногой по мячу, проводились официальные матчи в честь дня рождения императора. Во время правления династии Цинь (якобы, 221-207 н.э.) появился мяч, надутый воздухом, ворота и первые правила игры из 25 пунктов.
  • В июле) были обнаружены современные наручные часы. Археолог Цзян Янью рассказал:
«Когда мы пытались очистить крышку саркофага, большой кусок породы упал на землю с металлическим стуком. Мы подняли предмет и с изумлением увидели, что это - небольшие изящные современные наручные часы. Стрелки их остановились на 10:06 утра. На задней крышке отчетливо читается гравировка «Swiss» – Швейцария. Все мы совершенно уверены, что гробницы не касалась рука человека со времени её создания, то есть, как минимум четыреста лет.» Артефакт увезли в столицу, пообещав разобраться с этим происшествием. Но с тех пор об этой истории новых официальных сведений не посупало. Некоторые китайские журналисты высказывали предположение, что часы потерял неизвестный науке путешественник во времени.

Мнения о Древнем Китае

  • Профессор Лондонского университета Лукас Никел , изучая старинные китайские летописи, прочёл сообщение о том, что на запад Китая в двадцать шестой год правления Цинь Ши–хуанди были завезены «гигантские статуи в иноземном платье». Император настолько впечатлился, что повелел отлить из бронзы (для чего расплавили часть оружия) и выставить перед своим дворцом их копии. Ни статуи, ни их копии не сохранились, но Никел предполагает, что речь идёт о древнегреческих скульптурах, попавших в Китай из азиатских владений Александра Македонского . Профессор видит греческое влияние в статуях воинов и особенно в проработке анатомических деталей на скульптурах атлетов и танцовщиц. («Наука и жизнь» , №4, )
  • Немецкий просветитель барон Фридрих Мельхиор фон Гримм ( -) в своём «Литературном, философском и критическом бюллетне» (La Correspondance littéraire, philosophique et critique , -) 15 сентября 1766 года отметил:
«В наши дни Китай времён империи стал объектом особого внимания и пристального изучения. Сначала внимание общественности было разбужено миссионерами, которые присылали свои окрашенные в розовые тона сообщения из этого края, столь отдалённого, что достоверность их слов было невозможно проверить. Затем за дело взялись философы, почерпнув оттуда всё, что только можно было использовать для осуждения зла, которое они видели в собственной стране, и борьбы с ним. Так за короткий период времени эту страну объявили обителью мудрости, чистоты, добродетели, её правительство - лучшим из возможных и самым древним из существующих, её мораль - самой возвышенной и самой прекрасной из известных, её законы, политику, искусство, промышленность - такими, что они могли служить эталоном для всех наций мира.» «Китайская традиция идеализирует основу своей культуры, заложенную во втором тысячелетии и ранее. Раскопки обнаружили лишь незначительные её следы. ... Разве упадок Индии и Китая, начавшийся в XVII в., не есть великий по своему значению символ того, что может произойти со всеми людьми? Разве и для нас роковой вопрос не состоит в том, как избежать возврата к азиатской основе, из которой уже вышли Китай и Индия?» (часть I, гл. IV, V)
  • Кандидат исторических наук Леонид Абрамович Юзефович (р. ) в году написал книгу о бароне Р.Ф. Унгерн–Штернберге «Самодержец пустыни», в которой проводит следующие строки о китайской культуре:
«В году Петр Александрович Бадмаев, крещёный бурят и знаток тибетской медицины, представил своему крестному отцу, Александру III, докладную записку под выразительным названием: «О присоединении к России Монголии, Тибета и Китая». ... А за пять лет до того, как бадмаевская записка легла на стол Александра III, философ Владимир Соловьёв, будучи в Париже, попал на заседание Географического общества, где среди однообразной толпы в серых костюмах его внимание привлёк человек в ярком шелковом халате. Он оказался китайским военным агентом, как называли тогда военных атташе. Вместе со всеми Соловьёв «смеялся остротам жёлтого генерала и дивился чистоте и бойкости его французской речи». Не сразу он понял, что перед ним находится представитель не только чужого, но и враждебного мира. Смысл его слов, обращённых к европейцам, Соловьев передаёт следующим образом: «Вы истощаетесь в непрерывных опытах, а мы воспользуемся плодами этих опытов для своего усиления. Мы радуемся вашему прогрессу, но принимать в нём участие у нас нет ни надобности, ни охоты: вы сами приготовляете средства, которые мы употребим для того, чтобы покорить вас». Мысль об угрозе с Востока преследовала Соловьёва на протяжении всех последних лет жизни, и она же, низведённая до уровня дежурной темы русской журналистики, обеднённая и упрощенная образом «жёлтой опасности», впоследствии будет питать идеи Унгерна. ...» (глава «Жёлтый потоп», стр. 4)
  • Академик В.И. Арнольд в книге «Истории давние и недавние» (М.: ФАЗИС, , 96 с.) между прочим написал о Древнем Китае следующее:
«... Борьба с самовольным мореходством была здесь давней традицией с тех пор, как предполагаемый наследник императорского трона отправился на кораблях на запад вдоль азиатского южного берега, а посланные вдогонку правительственные морские экспедиции не нашли уплывших, хотя гнались долго и даже оплыли вокруг Африки. С тех пор дальнее мореплавание и было запрещено - потому–то китайцы и не доплывали ни до Европы, ни до Америки.» (стр. 75)
  • Профессор кафедры высшей алгебры и теории чисел матмеха СПбГУ Вавилов Николай Александрович ( г.р.) в претенциозном 325–ти страничном пособии «Не совсем наивная теория множеств. MENGENLEHRE» повествует:
«... традиционный порядок гексаграмм И–Цзин, приписываемый Фу–Си, содержит таблицы Кэли для булевых операций на конечных множествах.» (стр. 8)
  • Доктор юридических наук, профессор юрфака МГУ , гнс Института государства и права РАН Владимир Георгиевич Графский , ко всему прочему заведуя кафедрой теории и истории права и государства Московской финансово-промышленной академии, в своём учебнике «Всеобщая история права и государства» () фантастически спроектировал современные реалии в далёкое прошлое:
«Именно в правление ханьских императоров была введена экзаменационная система испытаний для претендентов на государственные должности. Оживляется интерес к конфуцианскому учению, в I в. до н. э. сюда проникает буддизм, а в 124 г. до н. э. открывается императорский университет, который становится центром для подготовки чиновников–администраторов.» (стр. 111)
  • Секретарь Союза военных китаеведов полковник разведки (в отставке) Андрей Петрович Девятов излагает свою геополитическую доктрину, опираясь на сомнительные мнения об истории Китая:
«При попытках перенести буддизм на китайскую почву, они очень мучались, и ничего не получилось, потому что букв не было, любой иероглиф - это символ, за ним образность, и он тянет за собой смыслы, которые совсем никак не соответствуют этим буддистским вещам. То же самое с попытками христианизации Китая. К примеру, иероглифа «Бог» нет, иероглифа «стыд» нет, иероглифа «совесть» нет. И эта великая китайская стена иероглифики отгораживает китайское сознание от иностранного влияния. ... Китайцы с допотопных времен, то есть, до Всемирного потопа получили так называемый код перемен (не путать с Книгой перемен). Книга перемен - это легенда–прикрытие, которая сделана для того, чтобы непосвященные, у кого нет ключа к коду перемен, туда не совались. ... Число у китайцев и только китайцев разделено на три аспекта: величина отдельно, порядок следования отдельно, и четы и нечеты отдельно. Величина фиксируется китайскими цифрами, таких цифр 10. Ноля нет. Для отражения смысла ноля есть иероглиф, который читается «лин». Смысл этого иероглифа - капля воды, которая разбивается на брызги. Вот что такое в китайском понимании ноль. Чтобы величина никак не путалась с номером по порядку, китайцами придуманы были циклические знаки. Их 22. И если ньютоновское время - это длительность, то у китайцев всегда было время как порядок следования, потому что китайский календарь не фиксирует величину, а фиксирует порядок следования. ... Те же братья–иезуиты послали в Китай Маттео Ричи , который китайскую историю развернул в григорианский календарь. Дальше Ватикан прислал группу иезуитов, которая замечательно трудилась, «улучшая» календарность китайскую. При этом китайцы от своего календаря, конечно, не отказались, но, тем не менее, вот это западное влияние сработало. ... Но главная китайская книга - это даже не Книга перемен, это труд Конфуция, который называется «Весны и осени». Потому что он историю изложил как циклы, где весна переходит в осень, осень переходит обратно в весну. ... пишут лишь о том, что это исторические хроники. А там же прямо сказано в названии, что история - это цикличность, история - это сумма волн разных периодов. И китайцы умеют считать эти циклы. ... Гоможо был начальник китайской Академии наук, то есть олицетворял ученых, линию Конфуция . Мао пишет: да, Конфуций совершенномудрый, он понаписал много, мы это все знаем, это наша история, но император Цинь–Шихуа - это первейший из первейших фигур нашей великой истории. И пусть он был каким-то деспотом, каких-то там ученых конфуцианцев живьем закопал, это все ерунда. Он выполнил главное предназначение, он создал империю, он прекратил хаос, он прекратил внутринациональную усобицу воюющих царств, навел порядок и открыл династию. Вот смысл этого стихотворения «Товарищу Гоможо». ... Вся китайская история мыслится как циклическая: это хаос, наведение порядка, малое процветание, потом великое единение, потом всё падает опять в хаос, потом опять наведение порядка, появляется очередной вождь–отец, который начинает рубить головы, потом опять процветание и т.д. Считая от первого регулярного императора сейчас у китайцев уже 8–е малое процветание. Предыдущее малое процветание было при императоре Конси, это XVII век, 1689 , Коростовец И.Я. Needham J. , англ.
  • «Китай - родина всего» // форум К. Люкова
  • Неизвестная история Древнего Китая , Doc Фильм, 30 сентября
  • Новости

    • BBC–видео: Археологи возобновляют раскопки терракотовой армии , 15 июня

    Живая древность. За всю историю человечества на земле сменилось много народов, племен, государств. Ушли в прошлое древние египтяне, нет больше царства Шумера и Аккада, исчезли древние греки и римляне. И на этом фоне удивительно то, что появившаяся несколько тысяч лет назад на берегах реки Хуанхэ китайская цивилизация, почти ровесница древних египтян, шумеров и аккадцев, существует до сих пор. Это удивительная страна с удивительным народом, который, несмотря на все беды и испытания смог сохранить свою культуру в течение нескольких тысяч лет.

    Природа Китая. Природа Китая очень разнообразна. В Китае есть горы и равнины, есть пустыни на севере страны и джунгли на юге. На китайской равнине текут две великие реки - Янцзы и Хуанхэ. Хуанхэ - в переводе на русский язык означает "Желтая река". Желтой ее назвали потому, что ее вода несет огромное количество желтого ила. Каждый год Хуанхэ выносит в море количество ила равное весу всех каменных блоков, из которых сложена пирамида Хеопса. Берега этой реки сложены из рыхлой почвы - лёсса. Хуанхэ легко размывала свои берега и меняла направления течения. Тогда она затапливала огромные пространства и несла китайцам неисчислимые бедствия. Для того чтобы справиться с рекой китайцам приходилось строить на ее берегах дамбы.

    По сравнению с долинами Нила, Тигра и Евфрата климат на берегах Хуанхэ более Суровый. Не так тепло, как в Египте и Двуречье, более сурова зима. По берегам реки встречались большие леса.

    Древнейшее поселение и государства. На территории Китая люди появились сотни тысяч лет назад. В пятом тысячелетии до нашей эры люди в долине Хуанхэ научились делать керамические сосуды, позднее стали изготавливать орудия из бронзы, научились выращивать просо и рис. Древнейшие государства в Китае появились во 2 тысячелетии до н.э. В это время начинают складываться многие черты культуры Китая, которые существуют до сих пор. Так, складывается иероглифическое письмо, ритуалы гадания на костях животных и черепаховых панцирях, многие мифы и легенды.

    Одеяние древних
    правителей

    Цинь и Хань. Долгое время Китай был разделен на много царств, но к 221 г. до н.э. правитель одного из них объединил всю страну в единое государство. Он носил имя Цинь Шихуанди - "Первый государь Цинь". Это был первый владыка единого Китая. Цинь Шихуанди приказал ввести во всем Китае единую систему письма, строить дворцы, новые города и храмы. Его армии завоевали большие земли в северном Вьетнаме, отогнали кочевников от границ Китая. По его приказу на севере Китая была построена огромная стена для защиты от кочевников. Эта стена протянулась на тысячи километров. Недавно археологи раскопали огромный мавзолей Цинь Шихуанди с тысячами статуй воинов, которые в загробном мире должны были охранять своего владыку.

    Все эти работы требовали огромных человеческих жертв и усилий от народа. Немудрено, что после смерти Цинь Шихуанди началось восстание и его империя пала, а на смену ей пришла империя Хань. Она просуществовала долго, и с той поры китайцы сами себя называют ханьцами.

    В Китае были созданы великие произведения искусства, науки, культуры. Китайцы первыми изобрели бумагу, порох, фарфор, компас, сейсмограф, книгопечатание и многое другое. Все это вошло в мировую культурную сокровищницу человечества. И конечно, в Китае было создано огромное количество мифов и легенд. Некоторые из них пересказаны ниже. Но перед этим необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с религиозными представлениями китайцев.


    Сбор шелковых коконов. Рисунки на бронзовых
    сосудах V-III вв. до н.э.

    Религиозные представления китайцев. Еще в древнем Китае религия представляла собой очень сложную картину. В настоящее время тремя основными религиями в Китае являются конфуцианство, даосизм и проникший в страну из Индии буддизм. Но с глубокой древности и до сих пор фактически главной религией является культ предков, который официально даже не считается религией.

    В каждой семье был свой храм предков (мяо), в котором в определенное время совершались религиозные обряды. Каждый род тоже имел храм — цзун-мяо. Наконец, несколько родов, члены которых носили одну фамилию, имели храм, посвященный общему предку — основателю фамилии. Жертвоприношения и молитвы в этих храмах совершали либо главы семей, либо старейшины родов. Первоначально в храме помещали куклу или статую, изображавшую умершего предка. Но во времена империи Хань вместо куклы стали сворачивать и перевязывать посередине (в виде человеческой фигуры) длинное полотнище из белого шелка (хунь-бо). Сейчас вместо хунь-бо в храм после смерти члена семьи помещают чжу — черную деревянную дощечку с надписью красными иероглифами. Китайцы верят, что после совершения соответствующих обрядов в чжу вселяется душа умершего.

    Табличка для духа. После похорон особый писец изображает иероглифами надпись на табличке, вся семья становится на колени и читается обращение к покойному: «Такого-то года, месяца и дня осиротелый сын (такой-то) осмеливается обратиться к родителю своему (такому-то) со следующими словами: тело твое предано погребению, но да возвратится дух твой в домашний храм; табличка для духа уже приготовлена; да оставит почтенная душа твоя старое обиталище (тело), да последует в новое (мяо) и да пребудет в нем неотлучно». Дальнейшие обряды занимают несколько лет, и только тогда, по представлениям китайцев, как древних, так и современных, душа умершего окончательно поселяется в табличке.

    Таблички чжу хранятся в особых шкафчиках внутри храма предков, а во время церемоний вынимаются оттуда, ставятся на стол, а перед ними расставляются еда и напитки. Во время всех праздников и других важных событий в жизни семьи или рода (рождение ребенка, свадьба, похороны и т.д.) души предков обязательно «угощают» и сообщают им о том, что происходит.

    Уже во времена династии Хань строить храмы предков (мяо) разрешалось не всем: простые люди не могли этого делать и должны были почитать предков прямо в своих жилищах; чиновник имел право на один мяо, вельможа на три, князь на пять, а император на семь.


    Богатая китаянка и ее
    сын в праздничных
    одеяниях. Лубок

    Небо - Тянь. Богов в Китае, и местных, и пришедших из других религий, великое множество. В древности верховным богом считался Шан-ди [небесный император] . Со временем главное божество стало именоваться просто Тянь [Небо] . Совершать жертвоприношения ему мог только император, который считался сыном Неба. Остальные люди должны были поклоняться лишь второстепенным богам. Из них видное место занимает бог богатства Цай-шэн. Были божества — покровители каждой профессии. В богов, по представлениям китайцев, превращались наиболее выдающиеся люди. Крестьяне почитали массу земледельческих божеств, в том числе драконов, которые, как считается, управляют дождем и водными источниками. Но культом Лун-вана [князь драконов] мог руководить только император.

    Божества земли и местные духи. Государственным в древнем Китае был и культ Шэн-нуна [божественный земледелец] , который будто бы изобрел земледелие и научил ему людей. Ему на особом жертвеннике приносил жертвы сам император. Каждой весной на священном участке император проводил плугом первую борозду, после чего участок вспахивали и засевали его приближенные. Что касается китайских крестьян, то их главным богом, которому приносили жертвы весной и осенью, было божество земли Шэ.

    Верили китайцы еще и в ту-ди — местных духов. В их честь повсюду строились маленькие, иногда совсем крошечные, храмы. Их молили о дожде, об урожае, о спасении от всяких бед. В каждом городе был свой Чэн-хуан — городской бог-покровитель. Кроме того, во всем Китае почитали бога войны — Гуань-ди.

    По представлениям китайцев, каждая местность находится под влиянием добрых или злых сил — в зависимости от того, холмистая она или равнинная, влажная или сухая и т.д. Любой холм, в зависимости от очертаний, влияет на все, что находится по соседству, не только на живых, но и на мертвых, похороненных вблизи. Чтобы узнать характер местности, жрецы должны были устроить особое гадание — фынь-шуй [ветер и вода] . Иногда жители целых городов бросали свое жилье и все переселялись на новое место только потому, что жрецы объявляли: фынь-шуй в этом месте неблагоприятен; случалось, что по той же причине китайцы должны были переносить кости своих давно умерших родственников из «несчастливой» могилы в другую, «счастливую».

    Две души: ци и лин. По мнению китайцев, каждый человек имеет две души: ци — жизнь, которая умирает вместе с телом, и лин — душа, которая после смерти человека отделяется от тела. Если это был обычный или тем более плохой человек, его лин превращается в чёрта — гуй. Душа человека выдающегося после его смерти становится божеством — шэнь. Таким божествам, как и душам предков, полагалось приносить жертвы.

    Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) - группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н.э.) в бассейне реки Хуанхэ , которые традиционно объединяются общим названием Яншао . Представители этих культур выращивали зерновые (чумиза и др.) и занимались разведением свиней . Позднее в этом районе распространилась культура Луншань : появились ближневосточные виды злаков (пшеница и ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы).

    Государство Шан-Инь

    Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии - царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.

    В V-III вв. до н.э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век . Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле.

    В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств - Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь , Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное - Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь - будущий император Цинь Ши Хуан - объединил весь Китай под своей властью.

    Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения - за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.

    Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.

    Империя Хань

    Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (кит. трад. 漢 , упрощ. 汉 , пиньинь Hàn ; 206 до н. э. - н. э.) основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан (Гао-цзу), один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э.

    Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность. Из-за переселений и войн значительно сократилась численность сельского населения в основных аграрных районах.

    Важная особенность смены династий в Китае состояла в том, что каждая новая династия приходила на смену предыдущей в обстановке социально-экономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками. Основателем нового государства становился тот из них, кто мог захватить столицу и насильственно отстранить правившего императора от власти.

    С правления Гао-цзу (206–195 до н.э.) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань.

    В период с 8 по 23 гг. н. э. власть захватывает Ван Ман , провозглашающий себя императором и основателем государства Синь . Начинается ряд преобразований, который прерывается экологической катастрофой - река Хуанхэ изменила русло. Из-за трехлетнего голода центральная власть ослабла. В этих условиях начались восстание краснобровых и движение представителей рода Лю за возвращение престола. Ван Ман был убит, столица взята, власть возвратилась династии Лю.

    Новый период получил название Восточная Хань, он продлился до г. н. э.

    Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV-VI вв.)

    Восточную Хань сменил период Троецарствия (Вэй, Шу и У). В ходе борьбы за власть между военачальниками было основано новое государство Цзинь (кит. трад. 晉 , упрощ. 晋 , пиньинь jìn ; -).

    Государство Тан

    Правители из династии Лю покончили с выступлениями знати и провели ряд успешных преобразований. Происходит разделение страны на 10 провинций, была восстановлена "надельная система", усовершенствовано административное законодательство, укреплена вертикаль власти, оживились торговля и городская жизнь. Значительно увеличились размеры многих городов и численность городского населения.

    Несмотря на вынужденные территориальные уступки соседям, период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др. Изобретены порох и компас, распространяется книгопечатание, выводятся новые высокоурожайные сорта зерновых, увеличиваются посевы хлопка. Одной из наиболее впечатляющих и эффективных из данных инноваций было вполне сознательное, систематическое и хорошо организованное внедрение и распространение новых сортов скороспелого риса из Южного Вьетнама (Чампы).

    Ян Гуйфэй, седлающая лошадь , художник Син Сюань (1235-1305 н.э.)

    Чингисхан создал организованную и боеспособную армию, которая и стала решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного монгольского этноса.

    Покорив соседние народы Южной Сибири, Чингисхан в пошёл войной на чжурчжэней и в взял Пекин.

    Завоевания в Южном Китае были продолжены уже в 1250-х, после походов в Европу и на Ближний и Средний Восток. Вначале монголы захватили страны, окружавшие Южно-Сунскую империю - государство Дали ( -), Тибет (). В монгольские войска под предводительством хана Хубилая с разных сторон вторглись в Южный Китай, но осуществлению их планов помешала неожиданная смерть Великого хана Мункэ (). Хан Хубилай , захватив ханский престол, в перенёс столицу из Каракорума на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в в Чжунду - современный Пекин). Столицу южносунского государства Ханчжоу монголам удалось взять лишь в . К весь Китай был завоёван, а Сунская империя - уничтожена.

    Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в к чудовищному наводнению и гибели нескольких сот тысяч человек. Великий Китайский канал был построен во время монгольского господства.

    Народное недовольство новыми правителями вылилось в мощное патриотическое движение и восстания, которые возглавили руководители тайного общества «Белый лотос» (Байляньцзяо).

    Монголы, оттеснённые на север, приступают к активному освоению степей современной Монголии. Империя Мин подчиняет себе часть чжурчжэньских племён, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань .

    Китайский флот под командой Чжэн Хэ , состоящий из нескольких десятков многопалубных фрегатов, за период с по совершает несколько морских экспедиций в Юго-Восточную Азию, Индию и к восточному побережью Африки. Не принеся Китаю никакой экономической выгоды, экспедиции были прекращены, а корабли - разобраны.

    Маньчжурская династия в государстве Цин правила с по год. В руках маньчжурской знати находились высшие органы власти и руководство армией. Смешанные браки были запрещены, и тем не менее маньчжуры быстро китаизировались, тем более что, в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре.

    В первые два столетия цинской династии Китай, закрытый от повседневных контактов с внешним миром, проявлял себя как сильное независимое государство, осуществляющее экспансию во всех направлениях.

    В ходе войны превосходство японской армии и флота привело к крупным поражениям Китая на суше и на море (под Асаном , июль 1894; под Пхеньяном , сентябрь 1894; при Цзюляне, октябрь 1894).

    Тройственная интервенция

    Условия, навязанные Японией Китаю, привели к так называемой "тройственной интервенции " России , Германии и Франции - держав, которые к этому времени уже поддерживали обширные контакты с Китаем и поэтому восприняли подписанный договор как наносящий ущерб их интересам. 23 апреля Россия , Германия и Франция одновременно, но по отдельности обратились к японскому правительству с требованием отказа от аннексии Ляодунского полуострова , которая могла бы привести к установлению японского контроля над Порт-Артуром , в то время как Николай II , поддерживаемый западными союзниками, имел собственные виды на Порт-Артур как незамерзающий порт для России. Германская нота была наиболее жесткой, даже оскорбительной для Японии.

    Японии пришлось уступить. 10 мая 1895 года японское правительство заявило о возвращении Китаю Ляодунского полуострова , правда, добившись увеличения суммы китайской контрибуции на 30 миллионов таэлей.

    Успехи русской политики в Китае

    В 1895 году Россия предоставила Китаю заём в 150 миллионов рублей под 4% годовых. Договор содержал обязательство Китая не соглашаться на иностранный контроль над своими финансами, если в нём не будет участвовать Россия. В конце 1895 года по инициативе Витте был основан Русско-Китайский банк . 3 июня 1896 года в Москве был подписан русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии. 8 сентября 1896 года между китайским правительством и Русско-Китайским банком был подписан концессионный договор о строительстве Китайской Восточной железной дороги . Общество КВЖД получало полосу земли вдоль дороги, которая переходила под его юрисдикцию. В марте 1898 года был подписан русско-китайский договор об аренде Россией Порт-Артура и Ляодунского полуострова .

    Захват Цзяочжоу Германией

    В августе 1897 года Вильгельм II посетил Николая II в Петергофе и добился согласия на устройство немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу (в тогдашнем варианте транскрипции - "Киао-Чао"), на южном побережье Шаньдуна . В начале ноября в Шаньдуне китайцами были убиты германские миссионеры. 14 ноября 1897 года немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу и захватили его. 6 марта 1898 года было подписано германо-китайское соглашение, по которому Китай арендовал Германии Цзяочжоу сроком на 99 лет. Одновременно китайское правительство предоставило Германии концессию на постройку двух железных дорог в Шаньдуне и ряд горных концессий в этой провинции.

    Сто дней реформ

    Непродолжительный период реформ начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзайтянем (название годов правления - Гуансюй) указа «Об установлении основной линии государственной политики». Цзайтянь привлек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки государственного аппарата и т.д. Период радикальных реформ окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая Императрица Цыси произвела дворцовый переворот и отменила реформы.

    XX век

    Карта собственно Китая в начале XX века из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

    Боксёрское восстание

    Цыси, вдова императора(1900-х гг).

    В мае 1900 года в Китае началось большое восстание, получившее название боксерского или Ихэтуаньского восстания . 20 июня в Пекине был убит германский посланник Кеттелер. Вслед за этим восставшими были осаждены дипломатические миссии, находившиеся в особом квартале Пекина. Было осаждено также здание католического кафедрального собора Петанг (Бейтанг). Начались массовые убийства «ихэтуанями» китайцев-христиан, в том числе было убито 222 православных китайца. 21 июня 1900 года Императрица Цыси (慈禧) объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Великие державы согласились о совместных действиях против восставших. Главнокомандующим экспедиционными силами был назначен германский генерал Вальдерзее . Однако, когда он прибыл в Китай, Пекин был уже освобожден небольшим передовым отрядом под командованием русского генерала Линевича . Русская армия заняла Манчжурию .

    Карта железных дорог Китая (1908 г.)

    Русско-японская война

    После падения монархии правитель Монголии отказался повиноваться республике и отделился от Китая. 3 ноября им было заключено соглашение с Россией. Англия воспользовалась внутренней борьбой в Китае для превращения Тибета в свою зону влияния. Тибет поднялся на борьбу и заставил китайский гарнизон покинуть страну. Все последующие попытки китайцев восстановить там свою власть пресекались Британией. Россия согласилась считать Тибет английской сферой влияния, а Англия признала русские интересы в независимой (внешней) Монголии.

    22 марта 1916 года республика была восстановлена. Юань Шикай был вынужден отказаться от титула.

    Эра милитаристов

    После смерти Юань Шикая в Китае начали оформляться многочисленные военно-феодальные вотчины различных милитаристских группировок. Наиболее крупной была бэйянская группировка , распавшаяся впоследствии на фынтянскую во главе с бывшим главарем шайки хунхузов Чжан Цзолинем , чжилийскую во главе с генералом Фэн Гочжаном , и аньхойскую во главе с генералом Дуань Цижуем . В провинции Шаньси господствовал милитарист Янь Сишань, заигрывавший с бэйянской группировкой, а в провинции Шэньси - генерал Чэнь Шуфань. Лагерь юго-западных милитаристов состоял из двух крупных группировок: юньнаньской во главе с генералом Тан Цзияо, и гуансийской во главе с генералом Лу Жунтином.

    Под контролем фэнтяньской группировки находились провинции Хэйлунцзян , Гирин и Фэнтянь , под контролем чжилийской - Шаньдун , Цзянсу , Чжэцзян , Фуцзянь , Цзянси , Хунань , Хубэй и часть Чжили. Фэнтяньская и аньхойская клики финансировались Японией, чжилийская - Англией и США. Ли Юаньхун был ставленником юго-западных милитаристов. Вице-президент генерал Фэн Гочжан ориентировался на Англию и США, а премьер-министр генерал Дуань Цижуй держался прояпонского направления. В 1917 году Япония начала предоставлять Дуань Цижую крупные займы, получая за них все новые и новые уступки, в том числе концессии в Маньчжурии.

    Победа Гоминьдана

    Правительство Чан Кайши еще во времена Веймарской республики получало военную помощь от Германии. С приходом к власти Гитлера помощь была увеличена в целях борьбы с коммунистами. В Китае были созданы заводы по производству лицензированного немецкого вооружения, германские советники проводили обучение личного состава, в Китай экспортировались M35 Stahlhelm, Gewehr 88, 98, C96 Broomhandle Mauser. Китай также получал самолёты Henschel, Junkers, Heinkel и Messerschmitt, гаубицы Rheinmetall и Krupp, противотанковые и горные орудия, например, PaK 37mm, поставлялись также танкетки Panzer I.

    25 ноября 1936 года Япония и Германия заключили Антикоминтерновский пакт , направленный против СССР и коммунистического движения. 12 декабря 1936 года состоялся Сианьский инцидент, заставивший Чан Кайши объединиться с коммунистами.

    Марш китайских коммунистов в Пекине (1949)

    Культурная революция

    В 1966 году председателем КПК Мао Цзэдуном была начата массовая кампания по поддержанию революционного духа в массах. Её фактической задачей было утверждение маоизма в качестве единственной государственной идеологии и уничтожение политической оппозиции. Массовая мобилизация молодёжи, получившей название «

    Здравствуйте, уважаемые читатели!Сегодня вы ознакомитесь с историей развития государства, которое существует дольше всех других стран в мире. История Китая подразделяется на четыре основных периода. Она повлияла и на восточно-азиатские регионы, и на юг Азии, и на более дальние места.

    Название страны

    Название страны было сначала связано с киданями, жившими в её северной части, и пришло в русский язык из языков среднеазиатских народов. Потом оно распространилось на всё китайское государство. На Ближнем Востоке и в Западной Европе основой названия служило слово «чин», которым персы и таджики именовали царство Цинь (в искажённом произношении также Шин, Чжина, Хина).

    Интересно, что слово «China» связано также с фарфором, впервые привезённым оттуда Марко Поло. А у самих китайцев есть множество названий для своей страны:

    • Хань,
    • Чжун Го,
    • Цинь,
    • Чжун Хуа и др.

    Они связаны с названиями династий, местоположением и другими моментами.

    Наидревнейший Китай

    Первые островки цивилизации появляются в стране в глубокой древности, в её восточной части, наиболее пригодной для проживания и ведения сельского хозяйства, с её равнинами и низменностями. Так как самые большие реки берут начало в западной части страны и текут на восток, то и население, в основном, сосредоточивалось в бассейнах Хуанхэ, Янзцы и Сицзяна. Древний Китай был богат лесами и полезными ископаемыми. Растительность радовала богатством и огромным разнообразием, а среди представителей фауны отмечались:

    • медведи,
    • тигры,
    • дикие кошки,
    • кабаны,
    • лисы,
    • олени,
    • еноты.

    Китайская гравюра

    Этнические китайцы жили в среднем течении Хуанхэ. Но состав населения был крайне разнообразен. Племена, его составляющие, принадлежали к таким языковым группам:

    • сино-тибетской,
    • монгольской,
    • тунгусо-манчжурской,
    • тюркской.

    И сейчас в Китае уживаются пятьдесят шесть национальностей, но одна из них – хань составляет 92%, а остальные – 8%.


    Народность Китая — ханьцы

    Первобытные люди появились здесь примерно пятьдесят тысяч лет до нашей эры. Они жили кланами, которые образовывались от матери. В быту пользовались изделиями из костей, камня, раковин и дерева. Летние и зимние пещеры находились у них в разных местах. Первобытные китайцы умели выдалбливать из дерева лодки и делать «посуду» для переноса пищи.

    За десять тысяч лет до нашей эры закончился последний ледниковый период, и началось развитие цивилизации. Китайцы, поселившиеся у Хуанхэ, начали строить жилища, приручать животных, обрабатывать зерновые. Этот период получил название неолита. Он положил начало развитию ткачества, изготовления изделий из керамики, прядения.

    Культура Яншао

    Культура Яншао знаменита расписными глиняными изделиями с примитивными узорами, сложнейшим из которых является изображение рыб и маски. В это время люди жили в землянках с очагом и, позже, в наземных жилищах. Для скота строили загоны, припасы держали в амбарах.

    Известно, что уже во времена Яншао китайцы разводили собак для разных целей: одних – для помощи в хозяйстве, других – для получения мяса.

    Появляются первые мастерские, где изготавливают орудия труда, украшения, оружие, глиняную посуду. Материалом для их изготовления всё так же служат камень, раковины, дерево, кости животных. Культура Яншао существовала до конца третьего тысячелетия до нашей эры.


    Керамика культуры Яншао

    Культура Луньшань

    Затем появляется чёрно-серая керамика без росписи.Этот временной отрезок носит название культуры Луншань. Глиняные изделия изготавливаются уже при помощи гончарного круга, появляются и металлические предметы. Поселения из круглой формы мазанок, внутри которых есть печь, обносятся валами, которые укрепляются частоколом.


    Китайская керамика культуры Луншань

    Животноводство и земледелие становятся приоритетными занятиями, отдаётся предпочтение разведению лошадей, свиней, быков, коз, овец. Скапулимантия – гадание на костях, является отличительной чертой в духовной культуре.

    Эпоха Шань-Инь

    С середины второго тысячелетия начинается бронзовый век – эпоха Шань-Инь. Он знаменуется разложением первобытнообщинного строя и укреплением рабовладельческих отношений. Рабами, в основном, становятся пленники, захваченные во время междоусобиц.

    Имущественное неравенство приобретает яркую выраженность. В этот период страна испытывает влияния извне, благодаря чему стремительно развивается во всех сферах жизни:

    • достигает высокого уровня бронзолитейное дело,
    • появляется иероглифическая письменность,
    • возводятся дворцы,
    • совершенствуется умение резьбы по камню,
    • усовершенствуется оружие.


    Эпоха Шань-Инь. Бронзовый слон

    Древний Китай

    В это же время возникает первое китайское протогосударство – Шан. Во внешней его политике курс был на мирное сосуществование с окрестными племенами и бескровное присоединение новых территорий. Государство подразделялось на зоны, в главной из которых жил правитель – ван.

    Шанцы были земледельцами, ремесленниками, разводили шелкопряда, владели искусством ирригации, умели строить, трамбуя землю в опалубке. У них были боевые колесницы, многочисленные хорошо подготовленные воины и оружие:

    • луки с бамбуковыми стрелами,
    • пращи,
    • боевые топоры,
    • копья,
    • кинжалы.

    Но даже это не спасло Шан от завоевания его племенем чжоу. И в конце второго тысячелетия наступила эпоха Чжоу, которая продлилась целых восемьсот лет. Только триста из них правители обладали подлинной властью. С XII по VIII век существовало Западное Чжоу, а затем, до III века до нашей эры – Восточное Чжоу.

    В эту эпоху укрепляется государственность, формируется бюрократическая система, совершенствуется система управления. Появились чины и поселения по территориальному признаку – и. Чжоусцам не позволительно было пить вино. Уличённые в этом казнились лично правителем.


    Эпоха Чжоу, Китай

    Знатные люди могли получить один из пяти титулов. Им могли пожаловать одно из четырёх видов внешних владений или внутреннее.Владельцы внешних владений были преданы вану, но проводили достаточно самостоятельную политику, а внутренних – являлись высшими чиновниками дафу. Владение возвращалось, когда чиновник оставлял место службы.

    Многочисленной в эту эпоху была прослойка рабов. Кроме плена, в неё можно было попасть в результате наказания и по наследству, так как рабам можно было иметь семью.

    В верованиях приоритетным было почитание усопших предков правителей и культ Неба. Среди низов популярными были анимизм, колдовство и целительство. Гадать теперь стали, используя стебли тысячелистника.

    Знание ритуалов, церемоний и правил этикета было обязательным для знати. Но и представителю низов доступно было занять какую-нибудь должность, если он владел вышеперечисленными умениями. Эпоха Чжоу оставила после себя и развитый уголовный кодекс. За какое-нибудь из трёх тысяч преступлений можно было получить одно из таких наказаний:

    • клеймо, нанесённое на лицо тушью,
    • отсечение носа, ног или головы,
    • кастрирование или, если преступница женщина, превращение её в рабыню.


    Китайская гравюра

    С XVIII века в Чжоу начали назревать разного рода проблемы. Возникла необходимость в проведении реформы в идеологии. Правитель Чжоу-гун выдвинул доктрину Небесного Мандата, которая обосновала смену династий и несколько тысячелетий являлась доминирующей в китайских политических принципах.

    Вера шанцев в духов предков – Шан-ди и чжоусцев в Небо трансформировалась в то, что Шан-ди и стал Небом, а верховный правитель на Земле стал Сыном Неба, и так и именовался с тех пор. А для остальных людей была представлена концепция «дэ»: Небом в каждого из них заложена благодать, и её следует развивать, но можно и потерять, если не поклоняться Шан-ди.

    Небесный мандат определял, что должен делать правитель, и содержал основания для его отстранения от власти в рамках справедливости. Он являлся основой китайской государственности вплоть до XX века. Китайцы называли страну Тянься – Поднебесная, а Сына Неба, своего правителя, – Тянь Цзы.

    Но вернемся в древние времена. Когда Западное Чжоу было разграблено кочевниками, престолонаследник переехал и основал Восточное Чжоу. Началось время кровопролитных войн и острой политической борьбы между царствами и внутри их структурных единиц. Так как эпоха Чжоу совпала с железным веком, появилось новое оружие: мечи, арбалеты и алебарды.

    Больше всего от неспокойного времени страдали крестьяне, поэтому нередки были их восстания и бунты. Бунтовали и рабы. Этот важный период назывался Чуньцю (Весна и Осень), по названию китайской хроники, охватывавшей несколько веков, которую отредактировал Конфуций. , а также легизм, моизм и сыграли важную роль в решении накопившихся проблем.


    Государство Чжоу

    В VI веке представители примерно десяти царств собрались на съезд, чтобы решить вопрос междоусобиц. После его окончания распри стали постепенно утихать, возникла тенденция к объединению, и Китай стал превращаться в империю.

    С V столетия эпоха Борющихся царств – Чжаньго ознаменовалась соперничеством семи сильнейших царств:

    • Чжао,
    • и Хань.

    Среди них наиболее могущественным было первое. Оно многократно превосходило остальные царства по площади, обладало запасами леса, золота, олова, меди и железа. Ремёсла получили здесь достаточное развитие. Чжаньго было временем расцвета Чу и всего Южного Китая.

    Примерно в 900 году до н.э. возникает государство Цинь. Оно имело плодородные земли, естественную защищённость территории в виде горных хребтов и русла реки. По территории проходили важные торговые пути, и государство осуществляло посреднические функции в торговле между китайскими и азиатскими царствами.

    Царство прославилось реформами Шан Яна, оно захватило территории чжоусцев, и эпоха Чжоу канула в лету. В 221 году до н. э. весь Китай подчиняется этому царству, и его правитель Ин Чжэнобразовывает новую династию Цинь и объявляет себя её первым императором – Ши Хуанди. Укрепляя северные границы, циньцы построили Великую китайскую стену, которая в то время была порядка пяти тысяч километров.


    Цинь Ши Хуанди (258 г. до н.э. — 210 г. до н.э.) — китайский император царства Цинь. Положил конец эпохе Воюющих Царств.

    После смерти Ши Хуанди через некоторое время пала и его династия. А в 202 году Лю Бан возглавил новую династию Хань. Она была прервана междуцарствием, и поэтому Хань до него называется Ранней или Западной, а после него – Поздней, или Восточной.

    В это время начинает действовать Великий шёлковый путь, и по нему из Индии в Китай попадает . После смерти наиболее известного императора У-Ди, начался период стагнации царства, и на трон в результате дворцового переворота взошёл Ван Ман. Он пытался провести реформы, направленные на укрепление государства и ослабление знати, но был убит повстанцами.

    Его начинания продолжил император Лю Сю, он же — Гуан У-Ди. Принятые ими меры — он раздал простым людям землю и снизил налоги — вывели страну из кризиса и способствовали её процветанию. Но всё же династия в 220 году пала, во многом благодаря движению «жёлтых повязок» — народным выступлениям.


    Гуан У-Ди (13.01.5 г. до н.э. — 29.03.57 г. н.э.). Китайский император империи Хань

    Заключение

    На этом друзья, мы прервём свой рассказ, но он будет продолжен. Вы узнаете о двух последних насыщенных периодах в развитии Поднебесной.

    Страну, которую мы называем Китаем, сами китайцы называют то Чжун Го (Срединное царство), то Чжун Хуа (Срединная Цветущая), то по наименованию тех или иных династий (например, Цинь). Это обозначение перешло с некоторыми изменениями в западноевропейскую географическую номенклатуру.

    Государство возникло в Китае первоначально в бассейне Хуанхэ.

    Хуанхэ упоминается в китайской литературе как «река, надрывающая сердце». Она часто меняла русло, прорывая рыхлую почву берегов, и затопляя целые местности. Только упорный труд в состоянии был ее обуздать и обезопасить плодородную долину от наводнений путем сооружения плотин и дамб. Почва северного Китая (в основном лессовая) отличается большим плодородием.

    В Древнем Китае имелись значительные лесные массивы (в настоящее время уже исчезнувшие и сохранившиеся лишь на окраинах). Дикая флора и фауна, судя по описанию древнекитайских авторов, подтверждаемым археологическими раскопками, была богата и разнообразна. Во многих местностях, ныне густонаселенных, водились олени, кабаны, медведи и такие страшные хищники, как тигры. В древнейшем сборнике китайских песен (Шицзин) описываются ежегодные массовые охоты на лис, енотов и диких кошек. Большое значение для развития экономики Китая имело обилие руд и других полезных ископаемых.

    Население Китая в глубокой древности было весьма пестрым по своему этническому составу. Сами китайцы на заре своей истории заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ и постепенно распространялись к его истоку и устью. Лишь в 1 тыс. до н.э. и в начале новой эры они широко расселились за пределы этой основной территории. При этих передвижениях они вступали то во враждебные, то в мирные отношения на северо-востоке с маньчжуро-тунгусскими племенами, на северо-западе и западе с тюркскими и монгольскими, на юго-западе с сино-тибетскими и т.д.

    Китайцы и соседние народы в процессе длительного общения влияли друг на друга, взаимно обогащаясь культурными достижениями.

    Часть этнических групп, обитавших рядом с китайцами, восприняла китайский язык и культуру. Впрочем и теперь еще в некоторых местностях южного Китая и на значительной части западного Китая население говорит на языках, отличающихся от китайского, и сохраняет свои местные культурные традиции, несмотря на неоднократные попытки насильственной китаизации.

    В Европе Древний Китай был долгое время почти неизвестен. Античная традиция сохранила минимальное количество сведений о нем.

    Только с 16 в. н. э. европейские миссионеры и купцы начинают проявлять больше интереса к прошлому Восточной Азии.

    В начале 20 в. французский китаист Э. Шаванн берется за перевод «Исторических записок» Сыма Цяня.

    Из русских исследователей, сыгравших выдающуюся роль в изучении истории Китая следует отметить Н.Я. Бичурина (монаха Иакинфа). Он прожил в Китае 14 лет (1807-1821) в качестве начальника Пекинской духовной миссии и ознакомился с огромным количеством подлинных китайских документов. Бичурин и другие русские ученые проявляют в своих трудах симпатию к китайскому народу и признают ценность китайской культуры.

    Нужно учитывать, что дворянская и буржуазная синология (китаеведение) при всех своих заслугах и достижениях не в состоянии была объяснить ход развития Китая и выявить его общую закономерность и несомненные местные черты и особенности.

    Весьма распространен был взгляд на китайцев (как и на индийцев) как на народ, якобы не способный к прогрессу. С другой стороны, замечается и противоположная крайность. Некоторые китайские историки в угоду великодержавным претензиям маоистов преувеличивают историческую роль своей страны.

    Основные периоды в истории Древнего Китая носят традиционные названия: Шан (Инь), Чжоу Цинь и Хань (по наименованию династий и царств).

    Судя по археологическим данным, Китай был заселен еще в древнекаменном веке. Здесь найдено много палеолитических орудий. Во многих местах Китая (особенно в Хэнани) обнаружены также значительно более поздние стоянки, относящиеся уже ко времени неолита.

    Судя по сведениям, сохранившимся в древнекитайских источниках (в частности, у Сыма Цяня, в древнейшем Китае господствовал (как и у других народов) матриархат. Счет родства велся по материнской линии. Власть племенного вождя передавалась не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему.

    2 тысячелетие до н.э. было временем постепенного перехода от материнского права к отцовскому.

    Из древнейших китайских племен особенно усилилось в начале 2 тыс. до н.э. племя Шан (в бассейне реки Хуанхэ).

    Если верить китайской традиции, в 17в. до н.э. некий Чэн Тан основал государство, которое получило по господствующему племени название Шан. Позднее оно выступает в исторических текстах под названием Инь (применявшимся к нему соседями).

    Исследователи употребляют два термина: Шан и Инь.

    Об экономике общества Шан (Инь) второй половины 2 тыс. мы можем судить по многочисленным памятникам материальной культуры и коротким надписям на так называемых хэнаньских гадательных костях.

    В качестве основного материала для выработки орудий и оружия употреблялись еще камень и кость. Однако появились уже медные, а затем бронзовые орудия (ножи, лопаты, топоры, шилья и т.д.).

    Намечается переход от примитивных форм хозяйства к скотоводству и земледелию и даже первые попытки ирригации. Возделывались просо, ячмень. Пшеница, гаолян. Особое значение имело выращивание тутового дерева, которое ценилось не столько за плоды (как в Передней Азии), сколько за листья, служившие для откармливания шелковичных червей.

    Скотоводство в ту эпоху достигало большего развития, чем в современном Китае, где вследствие значительной плотности населения не хватает пастбищ. В документах времени Шан (Инь) упоминаются сотни голов быков и овец, приносимых в жертву богам. Разводились также козы и свиньи. Лошадей было мало, их запрягали в колесницы и повозки, а для полевых работ употребляли главным образом быков.

    Высокого уровня достигло в царстве Шан ремесло. В развалинах его столицы (называвшейся также Шан) обнаружены остатки бронзолитейной мастерской.

    Большого совершенства достигла керамика, в частности обработка белой глины (каолина). Был уже известен гончарный круг. Широко использовались древесные материалы: дома и даже дворцы) строилась из дерева.

    Отделение ремесла от земледелия приводило к развитию обмена. Мерилом ценности служили особенные раковины (каури). Завязались торговые связи с различными странами Восточной Азии, в частности из бассейна Янцзы доставлялись медь и олово. Из горных местностей и степных пространств, расположенных на севере и западе от бассейна Хуанхэ, вывозились скот, шкуры, меха и камень (яшма, нефрит и др.), поступавшие взамен китайские ремесленные изделия доходили до берегов Енисея.

    Развитие производительных сил и усиление внутреннего и внешнего обмена приводили к имущественному неравенству. Раскопки обнаруживают наряду с богатыми домами и гробницами остатки жилищ и погребений бедняков. Некоторые иероглифы обозначают рабов (пленников со связанными руками и домашних невольников). Впрочем рабовладение находилось на очень ранней, примитивной стадии. Обычай принесения сотен рабов в жертву (при гаданиях, при погребении правителей) говорит о том, что спрос на подневольный труд был еще невелик.

    Постепенно складывается государственный аппарат и ваны (правители) из выборных племенных вождей превращаются в наследственных царей. Укрепление центральной власти было, по-видимому, связано с превращением города Шан в столицу страны (14 в. до н.э.). появляются постоянная армия, чиновники и тюрьмы. Из родственников и приближенных царя складывается родовая аристократия. Для авторитета царской власти используется религия. Позже царя именуют «сыном неба».

    Царство Шан (Инь) являлось непрочным. Особенно опасным противником его оказалось западное племя чжоу. Традиция передает, что вождь племени чжоу У-ван разгромил в битве последнего иньского вана Шоу Синя и тот покончил жизнь самоубийством. На развалинах прежнего государственного образования Инь возникло новое, получившее (так же как господствующее племя и правящая династия) название Чжоу. Династия Чжоу просуществовала до 3 в. до н.э.

    Эта эпоха делилась на время Западного Чжоу, когда столицей был город Хао, и Восточного Чжоу, когда столица была перенесена на восток а Лои (современный Лоян, в Хэнани).

    Надо при этом учитывать, что в это время династия Чжоу обладала лишь номинальной властью над фактически самостоятельными государственными образованьями, количество которых исчислялось десятками, если не сотнями, и китайские летописцы применяют к переходному времени, охватывающему конец 5 и значительную часть 3 в. до н.э., наименование Чжань-го («Враждующие царства»).

    Период Западного Чжоу характеризуется значительным усилением родовой знати, как придворной, так и провинциальной. Цари дают своим родственникам и приближенным значительные пожалования и привилегии. В надписях на бронзовых сосудах без конца говорится о дарении тем или иным заслуженным сановникам значительных участков земли, отнятых у сельских общин, а так же сотен, а иногда и тысяч рабов. Масштабы рабовладения усиливаются за счет порабощения населения завоеванного царства Шан (Инь). Не случайно царю У-вану (основателю царства Чжоу) приписываются следующие слова, обращенные к своим воинам: «На полях Шан не нападайте на тех, кто перебежит к нам,- пусть они работают на наших западных полях». Войны с соседними кочевыми племенами приводят к угону военнопленных, обращаемых в рабство. Контингент рабов пополняется и за счет осужденных преступников.

    Обрабатываемая земля по-прежнему находилась в распоряжении общин. Существовала «колодезная система», заключающаяся в том, что территория, принадлежащая селению, делилась на девять частей (схема этого деления напоминала очертание иероглифа, обозначающего «колодец»). Из этих участков восемь отдавалась различным семьям, а девятый (центральный) обрабатывался ими сообща, и урожай вносился старосте на общинный нужды (позднее он стал присваиваться царем).

    Похожие публикации