История создания православных молитв. История создания стихотворения молитва Тема произведения молитва

Все о религии и вере - "идея и тема стихотворения лермонтова молитва" с подробным описанием и фотографиями.

«Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.

Произведение относится к позднему периоду творчества - и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы. Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

Главная тема стихотворения

Центральная идея произведения - в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным. С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ». Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей - но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.

Этот способ - твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей. Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца. Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью - возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.

В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных - и душевных - исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры - вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.

Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.

Структурный анализ стихотворения

В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого - всего 3 четверостишия - объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере - единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

"Сезоны года " – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Анализ стихотворения “Молитва”

Тема: Чудная молитва

Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

Размер: трехстопный ямб

Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)

В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]). Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную – легко; теснится грусть – бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

Таким образом, первая строфа – это описание состояния души лирического героя, вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья – рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное – я верю написанному Лермонтовым.

151403 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения “Молитва”

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принес», - так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

Тема и идея стихотворения

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть»…

«Одну молитву чудную

Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно - благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое - неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,

Святая прелесть в них»

«С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней.

веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Художественные средства

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения, в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики, что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у»: «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка - перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

  • Библейские мотивы в Творчестве М. Ю. Лермонтова Введение М. Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший.
  • Мятежный дух лирики Лермонтова Приличьем скрашенный порок Я смело предаю позору - Неумолим я и жесток. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить.
  • Исповедь и проповедь в поэзии М. Ю. Лермонтова И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. М. Ю. Лермонтов Поэзия М. Ю. Лермонтова - исповедь независимого и свободного духом.
  • МЯТЕЖНЫЙ ДУХ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1) Приличъем скрашенный порок Я смело предаю позору - Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Что такое для нас Лермонтов.
  • Биография Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 - 1841) Русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В.
  • Осмеянный пророк. о поэте и поэзии Наверное, для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым. Вот уже.
  • Язык мысли и голос страстей О Лермонтов, презрением могучим К бездушным людям, к мелким их страстям, Ты был подобен молниям и тучам, Бегущим по нетронутым.
  • Лирика Лермонтова Эпоха романтизма привнесла в мировую и русскую литературу множество новых способов раскрытия персонажа. Сентименталисты открыли «человека в человеке», показали внутренний.
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Снова тучи надо мною» Методика анализа Эта заметка представляет собой вступительную лекцию к небольшому курсу «Анализ поэтического текста» - о технике монографического разбора отдельных.
  • Родина в творчестве Лермонтова Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, - сильно, пламенно ц нежно. И. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается.
  • Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова В одном из своих самых известных произведений - стихотворении «Смерть поэта», написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, - молодой.
  • Прошлое и настоящее в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов жил в эпоху, которая получила название эпохи безвременья, наступившего после поражения восстания декабристов. Это был период жесточайшей.
  • Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской.
  • Поэт Лермонтова «Я здесь был рожден, но не здешний душой…» Лермонтов - самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь.
  • Мятежный дух лирики М. Лермонтова Подобно Пушкину, Лермонтов очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений он говорит о себе как о.
  • Жизнь и творчество Лермонтова Жизнь писателя в большей или в меньшей степени определяет его творчество. Однако, этот тезис нельзя в полной мере отнести к.
  • Образ автора в романе «Герой нашего времени» Для верного понимания и Лермонтова, и его «Героя», надо помнить время и политическую обстановку России того периода.»Черной страницей в истории.
  • Трагическое мироощущение лирического героя М. Ю. Лермонтова Время творческой активности Михаила Юрьевича Лермонтова пришлось на период жестокой реакции в России, последовавшей за эпохой духовного и нравственного подъема.
  • Вопросы и ответы к теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни.

    Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

    «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

    История создания

    «Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

    Тема и идея стихотворения

    Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

    «В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть»…

    Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

    «Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть»

    Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

    «И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них»

    Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

    «С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…»

    Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

    Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

    Художественные средства

    В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

    Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

    Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

    Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

    Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

    • Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
    • В чем Мцыри видит счастье
    • Краткое содержание «Шинель»
    • Характеристика Хлестакова из «Ревизора»
    • Три дня на воле Мцыри
    • Характеристика Гринёва
    • Сочинение по картине «Первый снег» Попова И.
    • Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
    • О чем мечтают герои комедии «Ревизор»
    • Цель побега Мцыри

    Понравилось сочинение? Помоги проекту – жми на кнопку, расскажи друзьям:

    Не понравилось? – Напиши в комментариях чего не хватает.

    По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

    1. 1. Аня Поволжская 756
    2. 2. Мухаммад Амонов 310
    3. 3. Ксения Гурулева 223
    4. 4. Мелис Молдоташов 198
    5. 5. Лена Севостьянова 171
    6. 6. Елена Курлыкова 155
    7. 7. Sofia Markevich 154
    8. 8. Галина Ткаченко 125
    9. 9. Лариса Огудалова 121
    10. 10. Диана Метелица 116
    1. 1. Ramzan Ramzan 5,674
    2. 2. Iren Guseva 4,925
    3. 3. Александра Люханчикова 3,122
    4. 4. Мухаммад Амонов 3,064
    5. 5. Гузель Миннуллина 2,310
    6. 6. admin 2,250
    7. 7. Алёна Кошкаровская 1,886
    8. 8. Елизавета Пякина 1,772
    9. 9. Виктория Нойманн 1,738
    10. 10. Алёна Хубаева 1,718
  • Лермонтов «Молитва». История создания.
    Стихотворение «Молитва», написанное в 1939 году, Лермонтов посвятил княгине Марии Щербатовой. Эта необыкновенная женщина вдохновила его на создание нескольких замечательных лирических текстов. По воспоминаниям современников была красива, умна не по летам, изучала литературу и искусство. В ее доме любил бывать М.Глинка, написавший впоследствии романс на эти стихи, сама княгиня часто посещала литературный салон у Карамзиных.
    Ей исполнилось 19 лет, а Лермонтову 25, когда они познакомились. Мария уже овдовела, пробыв замужем около года, а Лермонтов вернулся из кавказской ссылки. С ее именем связана история дуэли поэта с сыном французского посла Эмилем де Барантом, которого взбесило явное предпочтение красавицей Лермонтова. На поединке барон стрелял первым, но промахнулся, а Лермонтов хладнокровно выстрелил в воздух. Несмотря на бескровный исход, дело было предано огласке. Поэт попал под арест и опять был сослан на Кавказ.
    Княгиня Щербатова высоко оценила талант Лермонтова, он, не любивший литературные чтения в светских салонах, сделал для нее исключение. Однажды, он прочитал «Демона», которого в течение многих лет переосмысливал и переписывал. Мария Алексеевна была тронута и восхищена совершенством поэмы, но и обеспокоена мрачностью содержания. Она впоследствии взяла с Лермонтова обещание обращаться к молитве, если ему будет тоскливо. Видимо, поэт сдержал данное слово, что нашло отклик в проникновенном поэтическом послании.
    Сложно объяснить странное название. Молитвами называются веками освященные послания верующих к Богу, а не поэтические восторженные тексты. Но в литературе встречаются произведения, напоминающие отдельными чертами христианские молитвы и написанные глубоко верующими людьми. Но Лермонтова сложно отнести к таким людям. В его творчестве часто присутствовали демонические образы и мятежный дух. Елизавета Алексеевна Арсеньева переживала за внука, ежедневно молились за него, считая, что он одержим проклятым наследием по отцовской линии – родством с шотландским средневековым чернокнижником Томасом Лермонтом. Она с гордостью показывала знакомым текст «Молитвы», говоря, что Мишеньку зря называют безбожником.
    В поэзии Лермонтова чувствовалось влияние западноевропейской романтической поэзии, прежде всего Байрона. Тем не менее он написал: «…не Байрон, я другой», назвав себя гонимым странником, но с «русскою душой». Эта русская душа проявилась в интонации стихотворения, которая подобно церковному песнопению проникнута умиротворением и благодатью, объединяет романтические и православные мотивы. Меняется чувство грусти, ранее оно было сродни отчаянию и безысходности, теперь грусть светлая, легкая.
    Ранее Лермонтовым было написано два текста с таким же названием. Но в «Молитве» 1829 года поэт признается, что он далек от божественного провидения, ему близки земные страстные порывы, жажда творчества, и своими «грешными песнями» молится не Богу. В 1837 году обращается в стихотворении с молитвой к Богородице, но просит не за свою «пустынную» душу странника, а за невинную деву, достойную счастья и покоя.
    В стихотворении 1839 г. с психологической тонкостью передано состояние духовной просветленности лирического героя после чтения чудесной молитвы, обладающей благодатной силой живых слов и магнетической силой, дающей успокоение. Белинский, оценив это стихотворение, написал, что мятежная поэтическая душа, изливавшая «безотрадные, леденящие сердце человеческое» слова, породила «молитвенную, елейную мелодию надежды, примирения и блаженства жизни» самой жизнью.

    Все о религии и вере - "история стихотворения молитва" с подробным описанием и фотографиями.

    В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть,

    Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть.

    Есть сила благодатная

    В созвучьи слов живых,

    И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них.

    С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

    Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

    Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе. Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога. Красавица княгиня посоветовала своему поклоннику молиться, чтобы избавиться от тоскливого настроения. Стихотворение стало поэтическим ответом-откликом на простые, но мудрые рекомендации близких людей.

    Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».

    В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть». Искренность является главным качеством исцеляющего слова. Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума - это подчеркивает определение «непонятная» - однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.

    В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.

    Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям - приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.

    Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» - легкому, свободному, просветленному.

    Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

    «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

    История создания

    «Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

    Тема и идея стихотворения

    Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

    «В минуту жизни трудную

    Теснится ль в сердце грусть»…

    Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

    «Одну молитву чудную

    Твержу я наизусть»

    Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

    «И дышит непонятная,

    Святая прелесть в них»

    Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

    «С души как бремя скатится,

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…»

    Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

    Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

    Художественные средства

    В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

    Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

    Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

    Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

    Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

    • Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
    • В чем Мцыри видит счастье
    • Краткое содержание «Шинель»
    • Характеристика Хлестакова из «Ревизора»
    • Три дня на воле Мцыри
    • Характеристика Гринёва
    • Сочинение по картине «Первый снег» Попова И.
    • Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
    • О чем мечтают герои комедии «Ревизор»
    • Цель побега Мцыри

    Понравилось сочинение? Помоги проекту – жми на кнопку, расскажи друзьям:

    Не понравилось? – Напиши в комментариях чего не хватает.

    По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

    1. 1. Аня Поволжская 756
    2. 2. Мухаммад Амонов 310
    3. 3. Ксения Гурулева 223
    4. 4. Мелис Молдоташов 198
    5. 5. Лена Севостьянова 171
    6. 6. Елена Курлыкова 155
    7. 7. Sofia Markevich 154
    8. 8. Галина Ткаченко 125
    9. 9. Лариса Огудалова 121
    10. 10. Диана Метелица 116
    1. 1. Ramzan Ramzan 5,674
    2. 2. Iren Guseva 4,925
    3. 3. Александра Люханчикова 3,122
    4. 4. Мухаммад Амонов 3,064
    5. 5. Гузель Миннуллина 2,310
    6. 6. admin 2,250
    7. 7. Алёна Кошкаровская 1,886
    8. 8. Елизавета Пякина 1,772
    9. 9. Виктория Нойманн 1,738
    10. 10. Алёна Хубаева 1,718

    Самые активные участники недели:

    • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

    Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

    • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Михаил Воронин – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

    Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…»

    Последние записи

    Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Восприятие, толкование, оценка

    И так легко, легко…

    Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе - стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «»:

    За все тебя, Господь, благодарю!

    Даруешь мне вечернюю зарю,

    Я один и ныне - как всегда.

    Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…)

    Михаил Юрьевич Лермонтов в своем произведении «Молитва» точно описал чувства, свойственные многим верующим людям. В этом стихотворении открылись новые грани личности поэта. Он верит в Бога и надеется на избавление от тяжестей судьбы и сомнений. Поэт будто исповедуется перед читателем и открывает ему секрет легкой жизни. Он проводит читателя по пути от отчаяния до очищения души.

    В первой строфе Лермонтов представляет мрачное настроение лирического героя, от которого и призвана избавить молитва. Какая из многочисленных молитв приносит ему успокоение, остается тайной.

    Независимо от этого в каждой молитве содержатся живые слова. Они наполнены духовным смыслом и даруют благодать, что означает надежду на спасение души. Во второй строфе Лермонтов олицетворяет безликие слова, они «живые» и «дышат». Притом он не может объяснить природу божьей благодати, скрытой в молитве.

    Третья строфа описывает воздействие молитвы. Вера заменяет сомнения и вызывает слезы облегчения. Единственное действие, которое совершает лирический герой – твердит слова молитвы. Все остальное происходит с ним независимо от его воли. Не сказано, чем заслужил герой искупление, а значит, оно даровано Богом.

    Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…» (Молитва)

    Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения - 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

    Жанр «Молитвы» - лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

    Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

    Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

    Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть - это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

    С души как бремя скатится - Сомненье далеко - И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

    И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

    Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка - перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

    За все тебя, Господь, благодарю!

    Ты, после дня тревоги и печали,

    Даруешь мне вечернюю зарю,

    Простор полей и кротость синей дали.

    Я один и ныне - как всегда.

    Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

    В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль дебошира и светского льва.

    Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

    После возвращения с Кавказа поэт понимает, что изменить мир, который его окружает, невозможно. Он не в состоянии сделать этого. Чувство бессилия заставляет Лермонтова обратиться к Богу. По причине классического религиозного воспитания поэт никогда не воспринимал веру всерьез. Современники его нередко отмечали в своих записках, что деятельная и бурная натура Лермонтова очень часто заставляла его сначала совершать поступки, а затем только думать над содеянным. Являясь бунтарем по жизни, поэт никогда не пытался скрыть своих политических убеждений. Только после нескольких месяцев, проведенных на Кавказе, он проникся идеями высшего начала, которым подчиняется судьба человека.

    Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

    В душе Лермонтов все равно остается бунтарем. Но начинает осознавать, что его миссия не заключается лишь в том, чтобы доказать окружающим их глупость и никчемность. После Кавказа он возвращается в Москву, где посещает светские рауты и близко сходится с Марией Щербаковой. В одной из бесед юная девушка заявляет поэту, что только лишь молитва, обращенная к Богу, помогает обрести душевное равновесие и найти силы в самые тяжелые минуты жизни. Нельзя утверждать, что этот разговор заставил Лермонтова по-новому взглянуть на мир. Но, видимо, поэт нашел в словах юной барышни свою, особую истину. Он пишет свою «Молитву» – самое светлое и лирическое произведение.

    Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

    Стихотворение не содержит просьб, покаяния и самобичевания. Поэт признает, что простые слова могут обладать силой, очищать душу от тоски, скорби и тяжкого бремени, вызванного тем, что человек осознает свое бессилие. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» показывает, что поэт воспринял слова юной Марии Щербаковой всерьез. Он начинает молиться в те моменты, когда оказывается загнанным собственными мыслями и переживаниями в угол. Сомнение – еще один коварный враг поэта. Оно как наказание для него. Являются ли верными его желания и стремления? Вдруг увлечение литературой – это всего лишь самообман, а идеалы, отождествляющие взаимное уважение людей и равноправие, – вымысел, плод богатого воображения? Чтобы избавиться от подобных мыслей, развеять сомнения и тревогу, пытается найти духовную опору Лермонтов.

    «Молитва»: анализ и выводы

    Создавая произведение, поэт старался смириться с предначертанным ему путем. Одновременно он укреплял веру в собственные силы. Не исключено, что написание стихотворения – это предчувствие скорой смерти. Это своеобразное покаяние в стихах. И смысл его заключается в том, что поэт борется с собственными слабостями, которые вынуждают его скрывать свои истинные мысли и чувства за маской благопристойности. Об этом говорит и проведенный художественный анализ. «Молитва» Лермонтова – это переломная точка, разделяющая его творчество на два отличающихся друг от друга периода.

    Анализ стихотворения “Молитва”

    Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

    Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)

    В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]).

    Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную – легко; теснится грусть – бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

    Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

    Таким образом, первая строфа – это описание состояния души лирического героя, вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья – рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

    Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное – я верю написанному Лермонтовым.

    «Молитва (В минуту трудную.)», анализ стихотворения Лермонтова

    Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это - Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом . оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

    Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм . «Молитва» имеет очень стройную композицию.

    Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную» . «теснится грусть» . «твержу наизусть» - обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

    Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная» . непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых» . «святая прелесть» - эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы - «благодатная» . дающая благо - и оно полностью меняет настроение произведения.

    С осенённой благодатью души «скатывается бремя» . уходят сомненья - и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко» . которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

    Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу» . Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное - следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится» . и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

    Всё произведение - это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

    Текст «Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М. Лермонтов

    Я, матерь божия, ныне с молитвою

    Пред твоим образом, ярким сиянием,

    Не о спасении, не перед битвою,

    Не с благодарностью иль покаянием,

    Не за свою молю душу пустынную,

    За душу странника в мире безродного;

    Но я вручить хочу деву невинную

    Теплой заступнице мира холодного.

    Окружи счастием душу достойную;

    Дай ей сопутников, полных внимания,

    Молодость светлую, старость покойную,

    Сердцу незлобному мир упования.

    Срок ли приблизится часу прощальному

    В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

    Ты восприять пошли к ложу печальному

    Лучшего ангела душу прекрасную.

    Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» 9 класс

    Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

    Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

    Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять . Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

    Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

    В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния . Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

    Стихотворение «Молитва» - это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

    Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Восприятие, толкование, оценка

    Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения – 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

    Жанр «Молитвы» – лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

    Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

    Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

    Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть – это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

    С души как бремя скатится – Сомненье далеко – И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

    И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

    Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

    Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе – стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

    За все тебя, Господь, благодарю!

    Ты, после дня тревоги и печали,

    Даруешь мне вечернюю зарю,

    Простор полей и кротость синей дали.

    Я один и ныне – как всегда.

    Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

    Здесь искали:

    • в минуту жизни трудную анализ
    • анализ стихотворения Молитва
    • анализ стихотворения лермонтова молитва в минуту жизни трудную

    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» посвящено взаимодействию человека с божественной силой. Писатель считает, что обращение к Богу помогает пережить тяжёлые периоды в жизни.

    М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение в 1839-м году. В то время его возлюбленной была М. А. Щербатова. Она посоветовала ему искать покой в духовной сфере. Автор прислушался к её словам, хотя это произведение достаточно необычно для столь скептичного человека.

    Позднее оно вошло в собрание сочинений, которое было выпущено в 1842-м году.

    Жанр, направление, размер

    Жанр стихотворения можно обозначить, как лирический монолог. Текст относится к романтизму и написан ямбом с пиррихием.

    Автор применяет перекрёстную рифму, то есть первую строчку сочетает с третьей, а вторую с четвёртой. Также используется мужская рифма (ударение на последний слог) и дактилическая (ударение на третий слог с конца).

    Композиция

    1. В начале произведения автор пишет о трудной минуте жизни. Ощущаются напряжённость, печаль и удрученность лирического героя, который решил попытаться найти успокоение в обращении к Богу.
    2. В середине текста поэт описывает чувства во время молитвы: ощущения благодатной силы и святой прелести.
    3. В финале стихотворения мы видим последствия прошения. Тяжёлый груз свалился с плеч героя, и ему стало легко.

    Образы и символы

    В «Молитве» бремя выступает символом сомнения. Оно и гложет сердце поэта больше всего. Неудивительно, ведь автор был мыслящим человеком, который часто задумывался над серьезнейшими нравственными, философскими и творческими вопросами. И каждый раз, стоя на распутье, он сомневался.

    В образе героя можно разглядеть самого писателя. В то время у него был творческий застой, и автор пребывал в плохом настроении. Только молитва помогала ему справиться с отчаянием.

    Настроение и мотивы

    Поэт раскрывает мотивы эмоциональной напряжённости и избавления от неё с помощью молитвы. В тексте ощущаются тоска, затем умиротворение, и, наконец, могущество слова верующего человека.

    М. Ю. Лермонтов настраивает читателя на позитивный лад, говоря об утешении, обретенном в обращении к высшим силам. Это духовное общение очищает душу и разум, дает силы двигаться дальше.

    Темы и проблемы

    Основная тема произведения - успокоение за счёт молитвы, достигаемое благодаря целебной и очищающей силе духовности. Также прослеживаются темы тоски и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому для поэта очень важно найти способ унять боль сердца. Этим открытием он щедро одаряет читателя.

    Проблематика отвечает нам на вопросы о духовности и силе покаяния:

    • «Как найти покой в душе?»;
    • «На что способна молитва?»;
    • «Может ли обращение к Богу помочь в тяжёлый период жизни?».
    • Человеку чрезвычайно важно уметь отвлечься от мирских забот и обретать гармонию в своей душе. В этом нам помогает духовность, перед которой отступают все нравственные, бытовые и психологические проблемы, которые тревожили сердце автора. В их число входят грусть, нерешительность и тревожность.

      Идея

      Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

      Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

      Средства художественной выразительности

      Кроме того, поэт говорит языком сравнений: сомнение – как бремя.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!
    Похожие публикации