Павел Власов - характеристика героя (персонажа) (Мать Горький М.). Павел Власов (Мать Горький) Революционная деятельность Павла

«Мать» Горького М.Ю.

Горький в драме «На дне» продолжает традиции русского критического реализма. Ho уже в романе « » (1906) художественно утверждается эстетика нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, получил название социалистического реализма. Критика второй половины 80-х годов подвергла пересмотру и сам термин «социалистический реализм», и то эстетическое, художественное явление, которое за ним стоит. Ho, как уже говорилось во введении, отрицать наличие этого художественного направления в литературе XX века бессмысленно, как бессмысленно и объявлять его единственным плодотворным в литературном процессе. Для нашей темы достаточно того очевидного факта, что в романе «Мать» Горький обосновывает новое качество реализма. В чем же оно состоит?

Писатель показывает распространение социалистических идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они перспективны и актуальны, способны ли обогатить личность, пробудить ее к становлению и внутреннему росту. Предметом изображения в романном жанре является история становления человека как личности, его частная жизнь и судьба. В этом смысле Горький пытается выявить, насколько перспективны для человека, к ним приобщающегося, идеи социально-политической борьбы, обновления общества революционным путем. Иными словами, перед нами — социально-политический роман.

Ho его проблематика не исчерпывается лишь социально-политическим смыслом. Писатель утверждает новую концепцию личности, т. е. те представления о сущности человеческого характера, позитивных и негативные его качествах, о тех критериях оценки, с которыми он подходит к герою.

Горький воспринимает человека иначе, чем это было раньше, и судит его по другим законам, нежели судили до него. В этом в первую очередь проявляется новое качество реализма, заявленное в романе «Мать». Художник открывает и обосновывает новый тип отношений личности и типических обстоятельств, формирующих характер. Вспомните еще раз, что вопрос о соотношении характеров и типических обстоятельств — центральный для реалистического метода. Писатель-реалист утверждает связь между формированием характера и типическими обстоятельствами, оказывающими решающее воздействие на становление личности.

Ho новое качество реализма, проявившееся у Горького, реализуется в первую очередь в том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность. Вспомните, что сами типические обстоятельства трактуются писателем предельно расширенно. Это не только среда, в которой живет герой, не только те ситуации, в которые он попадает в рамках своей будничной, повседневной жизни. В качестве типических обстоятельств Горький утверждает историческое время. Герой Горького оказывается лично ответственным перед своим временем, которое требует активного к себе отношения, активного взаимодействия с собой. История не дает человеку «спрятаться» в узкосословных рамках среды. Требование личного контакта, личного взаимодействия с важнейшими историческими закономерностями эпохи универсально: по Горькому, избежать его не может никто.

В этом предельном расширении рамок среды, типических обстоятельств, воздействовавших на героя, — огромное доверие к нему, но и огромный груз исторической ответственности, возложенный на него. Под силу ли окажется простому человеку войти в личный контакт с историческим временем? Именно этот вопрос определяет в основном проблематику романа «Мать».

Роман во многом построен на контрастах. Резко противопоставлены экспозиция и развязка, на контрастах строится система персонажей. Причем контрасты эти обусловлены самим временем, которое можно представить как движение и общества, и отдельного человека от сна к бодрствованию, от неведения и непонимания мира к его узнаванию и пониманию, как движение человека от тупого равнодушия к самому себе к осознанию своего человеческого достоинства, своих нерасторжимых связей с миром.

Крайние точки этого процесса, который и знаменует в горьковском романе движение истории, — образы Михаила и Павла Власовых, данные в экспозиции. Михаил Власов, «угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой»; он несет в себе «дикую силу, готовую бить беспощадно». Беда его — в замкнутости в узком мире слободки, в невозможности осмыслить окружающее бытие. Его жизнь представляется в романе как остановившаяся в своем развитии, несостоявшаяся.

Отсутствие развития, движения вперед подчеркивает образ застывшего времени: описывая рабочую слободку, писатель акцентирует заданность определенного ритма, повтора, неизбежного и неотвратимого: каждый день из года в год гудок фабрики собирает людей, а после смены выбрасывает их из своих каменных недр, каждый вечер люди проводят в кабаках, каждый воскресный день тоже определен раз и навсегда. Замкнутость времени в движении по кругу и замкнутость в самом себе человека трактуется Горьким как нереализовавшаяся жизнь: «день бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле». Однообразием дней и лет характеризуется в романе прошлое, которое измеряется не годами, а одинаково, однообразно прожитыми жизнями людей, целых поколений.

Павел Власов оказывается поначалу втянут в общее движение жизни, основанное на повторе: он «сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет». Развитие сюжета начинается в тот момент, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь... что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни».

Такова экспозиция романа. Дальнейшее развитие сюжета ведет к разрушению исходной ситуации и обоснованию возможности и необходимости иного бытия, воплощением которого становится образ Павла Власова — сознательного, грамотного революционера. С этого момента и начинается истинная история, истинное течение времени. Однако процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром романного повествования и умещается всего в несколько строк третьей главы: «Так шли недели, месяцы и незаметно прошло два года странной, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших». В следующей, четвертой главе мы видим Павла Власова вполне сложившимся человеком с собственными убеждениями. «Я читаю запрещенные книги, — говорит он матери. — Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей рабочей жизни... Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут — меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду».

Мы не видим всей сложности пути, пройденного Павлом, — этот путь во многом скрыт от читателя. И Павел не становится главным героем произведения, его образ воплощает, скорее, цель конечного развития человека, как она мыслится писателем. Итак, два полюса, две противоположные точки в системе персонажей романа: Михаил и Павел Власовы. Михаил — одинокий, бессильный в своей озлобленности, противостоящий всем и вся, враждебный ко всему вокруг. Павел — окруженный соратниками, сподвижниками, товарищами.

В центр произведения Горький поставил мать. Это давало возможность сопоставить социальные идеи, обусловленные конкретно-историческим периодом развития общества, с вечными идеалами материнства. Идеи, которые приносит Павел, воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как самая близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном: «все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее». Даже страх за его судьбу отступает на второй план, потесненный гордостью за него, неодолимым желанием встать рядом с ним, продолжить его дело в революционной борьбе.

Ho дело не только в этом. Писателя интересовал сам процесс перехода из одного состояния в другое, от слепоты к прозрению, от замкнутости в собственной оболочке к активному единению с миром.

Так выявляется собственно романический аспект жанрового содержания: постижением процесса непрерывного роста человека обусловлена вся поэтика романа «Мать». Повествование (если не считать экспозиции, первых двух глав) субъективизировано, ориентировано на точку зрения героини: мы видим происходящее как бы ее глазами — этим и объясняется наивно-образное восприятие идей социализма, перевод их в конкретночувственную форму. В третьей главе, где Горький как бы обосновывает свое право переключить внимание читателя в план субъективного повествования, он несколько раз подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «какие-то новые слова, непонятные ей», «ей это нравилось», «иногда она думала» — текст пестрит ссылками на субъект повествования, на сознание матери, которое и становится теперь главным объектом художественного исследования.

В романе возникают два композиционных плана, практически неразделимые в художественном тексте: объективная действительность и сознание, стремящееся постигнуть эту действительность во всей полноте и сложности.

Роман повествует о том, как мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется географически, вырастает от слободки с Дымным масляным воздухом, где дрожал и ревел фабричный гудок, до масштабов глобальных, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли», когда «говорили о французах, англичанах и шведах как о своих друзьях, о близких сердцу людях». Эмоциональное отношение к событиям далекой и совсем иной жизни, которая оказывается вдруг близка и нужна товарищам Павла, — очень важный для Горького момент. «Иногда мать поражало настроение буйной радости, вдруг и дружно овладевавшее всеми. Обыкновенно это было в те вечера, когда они читали газеты о рабочем народе за границей. Тогда глаза у всех блестели радостью, все становились странно, как-то по-детски счастливы, смеялись веселым, ясным смехом, ласково хлопали друг друга по плечам.

— Молодцы, товарищи немцы! — кричал кто-нибудь, точно опьяненный своим весельем.

— Да здравствуют рабочие Италии! — кричали в другой раз.

И, посылая эти крики куда-то вдаль, друзьям, которые не знали их и не могли понять их языка, они, казалось, были уверены, что люди, неведомые им, слышат и понимают их восторг».

Эта сцена дана глазами матери, как бы пропущена сквозь призму ее сознания. Она поражает, но и радует ее, ибо перед ней, как и перед товарищами Павла, раскрывается мир; она чувствует возможность изменить и улучшить его, встав рядом с сыном, рядом с его товарищами, рядом с немецкими и итальянскими рабочими, далекими от нее, но близкими ей. Если перевести мысли героини из плана образного, в котором она воспринимает социалистические идеи, в план философской терминологии, мы можем сказать, что героиня захвачена возможностью, открывшейся перед ней как человеком, личностью, ощутить и осмыслить себя не объектом, а субъектом истории; она потрясена перспективой исторического творчества, которая постепенно открывается перед ней.

Мир для героини расширяется не только географически, но и социально — она проходит путь от неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера; ей доступно теперь осмыслить свое время, ощутить себя в прошлом, настоящем и будущем, ибо во имя будущего живет она теперь, а не хлопотами одного дня, похожего как две капли воды на день вчерашний и завтрашний.

Ориентированность повествования на сознание героини обусловлено творческим замыслом Горького: показать рост личности при активном контакте с историей, со своей эпохой. Это отразилось на композиции романа. В самом общем виде ее можно представить как перевернутую пирамиду: основанием ее будет экспозиция, где контакты личности и окружающего бытия сведены к минимуму, человек отчужден от враждебной ему действительности, от истинного потока времени, захваченный круговоротом серых, одинаковых будней. Появление «социалистов», прорастание новых, свободных мыслей приводит к постоянному расширению сфер контактов, взаимодействия личности и мира, их взаимного воздействия друг на друга. Высший идейно-композиционный план произведения — момент полного единения героя со своей эпохой, со своим временем, момент окончательного преодоления отчуждения от мира.

Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. «Дни скользили один за другим, как бусы четок, слагаясь в недели, месяцы. Каждую субботу к Павлу приходили товарищи, каждое собрание являлось ступенью длинной пологой лестницы, — она вела куда-то вдаль, медленно подымая людей».

В творчестве Горького любая человеческая личность, сколь бы ни была она подавлена грузом повседневности, оказывается один на один с историческим временем: человек и история даны как бы в одном художественном масштабе, уравниваются в своих правах, и историческое время требует от человека активного взаимодействия с собой. В этом требовании, предъявленном герою, — открытие Горького. Он впервые в литературе лишил человека права жить в мире людей и в то же время как бы вне его, «жить все в бедных мыслях про самого себя, как цыпленок в скорлупе», — так осмысляет свою жизнь один из героев писателя, Матвей Кожемякин. Если раньше такой человек, внутренний изгнанник, мог заслужить даже уважение художника, то Горький рассматривает его жизнь как несостоявшуюся: он вычеркнут из времени и обречен блуждать по замкнутому кругу «бедных мыслей про самого себя».

Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пелагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того, как перестает быть «маленьким человеком», каким мы видим ее в экспозиции. «Маленький человек» становится у Горького непрерывно растущим человеком. В романе Горьким утверждается доверие к человеческой личности, которое проявилось в утверждении возможности и необходимости взаимодействия человека и истории.

Равенство масштаба, в котором предстают в романе «Мать» личность героини и историческое время, оказывается возможным благодаря тому, что ситуация, в которую поставлена автором Ниловна, — соратничество с сыном в его борьбе — выявляет и умножает все ее лучшие человеческие качества, прежде всего способность и потребность любить, заложенную в каждой женщине, в каждой матери. Именно это чувство помогает становлению Ниловны как человека, способного продолжить справедливую борьбу сына. «Велико в вас материнское», — говорит Андрей Находка Ниловне. Благодаря взаимодействию общечеловеческого и конкретно-исторического начал расширяются связи героини с миром. Происходит единение частной человеческой жизни с историческим временем в целом.

В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими позитивными историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и — в перспективе — вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма, заявленному в романе: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, но как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.

Как любит западная «демократия» называть нас «немытой Россией». Мы можем в ответ тихо обижаться или громко возмущаться, а задумываемся ли мы, что прилипло к нам это определение с лёгкой руки Лермонтова – нашего же соотечественника? Я вот, злючка такая, обижаюсь, когда западные авторы, случись им писать о нашей стране, выставляют всех русских дураками, вечно хлещущими водку, живущими в грязи, чуждыми доброты и красоты, жадными, подлыми, злыми, вечно рукпоприкладствующими. А чего я, собственно, на иностранцев-то обижаюсь, когда наши доморощенные литераторы, в данном случае Горький, именно такими нас и видит. И изображает. На весь мир. А мы ему памятники ставим, города в его честь переименовываем, в школах проходим. Браво, дескать, мастер! Как это ты самую суть ухватил? Да, все мы быдло (аплодисменты в зале); грязное, озлобленное, тупое, вечно пьяное быдло (в зале аплодисменты и одобрительные выкрики с задних рядов).

Дальше немного научной теории. Среди быдла вдруг откуда ни возьмись вспыхивает искра революции. И сразу преображает всех, кого ни касается. И кого не касается – тоже преображает! Злобные тупые и вечно пьяные массы русских ведь не виноваты же ни в своей злобе, ни в пьянстве, ни в тупости; они же просто не знают, что можно мечтать о революции, а значит – не быть злобными, тупыми и пьяными! А вот когда узнают… Когда революция произойдёт, и всем на руки выдадут по коммунизму – вот тогда русские в одночасье перестанут пить, бить и тупить, а станут образцом гуманности для всего человечества. («Я почему вредный был – потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну.» ©)

А я, всё-таки, верю, что всё зависит от человека. Если он хочет видеть вокруг грязь, пьянство и подлость – он всегда будет видеть только их. А если хочет видеть светлое в людях – даже в самые тяжкие времена он будет видеть это – светлое. Нужно всего лишь захотеть увидеть не толпу народа, а личностей, из которой эта толпа состоит: людей со своими эмоциями, думами, страхами и стремлениями – они есть у каждого. Горький хотел увидеть немытое стадо, и среди этого стада создал своих искусственных супергероев: чистых сердцем революционеров… Выхватил, раскрасил души… И чем больше красок уходило на этих «выхваченных» героев, тем мрачнее, тупее и ненужней оказывалось оставшееся стадо статистов. Поэтому богоподобные горьковские герои так и не тронули. Именно своей искусственной одушевлённостью на фоне отрицания всего человеческого в окружающих.

Да и, чего греха таить, неправдоподобностью. Серое быдло вокруг, тупые забитые люди. И вдруг – нате! – одна из этого быдла, полуграмотная домостроевская домохозяйка проникается идеями революции. Проникшись, начинает любить идеи сына больше самого сына, всё больше пьянея от своей значимости в мире «умных» людей. И в данной книге словом «мать» – не более чем партийная кличка активистки, но никак не социальный статус женщины, налагающий на неё обязанность слепо любить своё чадо и страдать за него. Здесь: ни любви, ни страдания. Какой-то дурман. Если не сказать – угар.

Единственный плюс книги - то, что когда-то она обладала мощным воспитательным моментом.

Оценка: 4

Спойлеры!

М.Горький - Мать. Это произведение достойно высших похвал. Мне оно очень понравилось. Красота этого произведения в его масштабности и глобальности поднятых проблем. Народ находится в переломном моменте. В жизни народа что-что нужно менять, ведь жить, как отец Павла Власова уже нельзя. Поэтому Павел решает, что пришло время для перемен. Он становиться социалистом-революционером. Нелегкая доля выпадает Павлу, ему приходиться отстаивать права рабочих, угнетенных тяжелой рукой нынешней власти. Но главный герой не сдается, увлеченный чистейшими помыслами творить добро, он, со знаменем в руках, гордо шагает навстречу поднятому на него оружию. Во время прочтения проникаешься истинной любовью к Павлу, сопереживаешь ему, понимаешь его. Максим Горький не зря назвал роман «Мать», мать главного героя настоящая героиня. Она узнав, что ее сын занимается запретным делом во имя народа, не отвернулась от него, а наоборот поддержала его во всех начинаниях. Она носила ему новости и еду во время заточения, вступила в ряды революционеров вместо него. Павла Власова охватывают чувства боли за народ, за несправедливость по отношении к простым рабочим. Самое главное, что Павел Власов приобрёл смысл жизни, и поэтому,нет сомнений, что он проживет эту жизнь не зря. Роман читается легко и интересно, непринужденно. Хотя с момента написания книги прошел целый век, но произведение до сих пор является актуальным. В этом произведении поднято много проблем, если обдумывать эти темы то года не хватит, чтобы добраться до сути, настолько глубоким является этот роман. Любовь к родине помогла написать Горькому этот роман, воодушевила его, направила его мысли.

Это произведение помогает понять и более яснее разобрать очень трудный отрезок жизни нашей страны.

Оценка: 9

Кажется, отрывки из «Матери» я читал подростком. Удивляюсь, как эта книга могла быть в школьной программе на рубеже веков. Но тем не менее это произведение было почти забыто мной (сомнительное это дело, знакомиться с книгой по фрагментам). Спасибо форумчанам, что помогли ее вспомнить. Вот теперь прочитал в перерыве между нонфикшеном, как и большинство объемных книг в последнее время. А роман небольшой, проглотил за неделю.

Теперь я согласен с тем, что в момент написания это была «очень своевременная книга». Хотя ко второй половине века она устарела и стала скорее литературным памятником, сейчас она снова становится актуальной.

Кратко о сюжете. Россия начала XX века. Мать рабочего вслед за своим сыном вовлекается в подпольную революционную деятельность. Все это совершенно меняет казалось бы уже сложившуюся немолодую женщину. Несмотря на отсутствие хеппи-энда книга оставляет удивительно светлое впечатление. Жизнь героев трудна и опасна, но вызывает зависть, ведь у них есть ясная цель.

P. S. Как я же писал в отзыве на «Ариэля», сто лет назад писать «кивнуть головой» было нормой. Это словосочетание часто встречается в книге.

Оценка: 8

Сочинение

Роман Горького называется «Мать», и уже это говорит о том, что Ниловна является, наряду с Павлом, его центральным персонажем. Если «Мать» - это во многом произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном процессе превращения человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении - наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны к новому сложен и противоречив. Человеку, тем более женщине, испытывавшей особенно тяжелый гнет, прожившей большую часть жизни в страхе и покорности, не так просто было понять правду новых людей, не так просто было освободиться от старого. В образе Ниловны показано сложное взаимосплетение разноречивых чувств и стремлений. Едва ли не главную роль, особенно в первой части романа, играет преодоление старых представлений - веры в бога, неверия в людей и страха перед ними. Ибо прошлое учило её, что люди ненавидят друг друга, во всяком случае - должны ненавидеть, по законам собственнического мира. Страх перед людьми стал для нее привычным чувством. И только иные люди - не такие, каких знала до сих пор мать,- смогли привить ей иные чувства, иную веру.

Узнав товарищей Павла, Ниловна задумалась над тем, что они говорили, «и привыкла соглашаться с их мыслями». Но это лишь первые шаги по новой, непроторенной дороге. Соглашаясь, она еще «в глубине души не верила, что они могут перестроить жизнь по-новому и что хватит у них силы привлечь на свой огонь рабочий народ». Но вот она увидела, какое беспокойство у властей вызвали листовки, которые распространял Павел и его друзья, и к опасению матери за участь сына прибавилась гордость за него. И это уже не только материнское чувство.

Слушая речь Павла на митинге по поводу «болотной копейки», наблюдая уважительное отношение к нему со стороны рабочих, мать постепенно стала привыкать к мысли, что эти смелые люди сумеют сплотить вокруг себя рабочий народ. И опять же - не простым материнским утешением были слова Ниловны подавленному неудачей Павлу: «Сегодня не поняли - завтра поймут».

После ареста Павла, доставляя на фабрику листовки, Ниловна увидела, с какой жадностью читают рабочие горячее слово правды. Она все чаще слышит от простых людей пугавшие её когда-то слова - «бунт», «социалисты», «политика», и вера её в революционеров окрепла, более того - она слилась с верой в народ. Одновременно, поверив в народ и его руководителей, Ниловна окончательно поверила в возможность победы революции. Это открытие преобразило её.

И вот на первомайской демонстрации она - рядом с сыном. Писатель фиксирует внимание на очень важной зрительной детали: мать неотрывно смотрит? на Павла и знамя над ним, с гордостью говорит: «Который несет знамя - это мой сын!» Кажется, что в этот момент она ничего не видит - только знамя революции и рядом с ним - сына. А после разгона демонстрации Ниловна поднимает обломок древка с лоскутом красного знамени и уносит с поля боя. И люди, «повинуясь неясной силе, тянувшей их за матерью, не торопясь шли за нею». В этой символической сцене, завершающей первую часть романа, мать предстает как соратница революционеров, поднявшая уроненное в бою знамя.

Деление романа на две части во многом связано с духовным ростом Ниловны, и это не противоречит сказанному выше: ведь в образе матери раскрыто обновление всего народа революцией. Если в конце первой части Ниловна еще верит в Христа, то уже в первой главе второй части Горький рассказывает о символическом сне матери, который раскрыл ей глаза на попов и церковь. Поп во сне Ниловны предстал как охранитель старых порядков, она видела его рядом с солдатами, направившими на нее штыки. И, проснувшись, она первый раз в жизни не помолилась. Хорошо передано психологическое состояние женщины, которая освободилась не от простого, а от духовного бремени: «в сердце было пусто». Если б Горький сказал - «легко», это было б фальшью, ибо для Пелагеи Ниловны нелегко расстаться с религией, потому она и почувствовала пустоту.

Как видим, духовный перелом произошел не скоро, процесс преодоления старого был длительным и трудным, но с этого момента Ниловна окончательно связала свою судьбу с соратниками Павла. Она непосредственно включается в революционную борьбу, через нее осуществляется связь с деревней. От той ‘; робкой, запуганной женщины, которая даже ходила боком, какой показана Ниловна в начале романа, не осталось и следа. Апофеозом матери-революционерки явилась её предельно лаконичная, страстная речь на вокзале во время ареста - призыв к народу объединиться для решительной схватки с царизмом.

Образ Ниловны - большая удача Горького. Можно без преувеличения сказать, что вся мировая литература даже попытки не делала показать такой колоссальный духовный рост простой женщины. Лишь после горьковского романа мы увидели подобное у М. Андерсена-Нексе, А. Зегерс, Ж. Амаду и других писателей. Горький увидел такую женщину в гуще народа и раскрыл её характер как символ воскресения народной массы. Не так просто было заметить таких людей среди женщин, тем более не просто было показать Ниловну как типическое явление. Даже критик-большевик В. Боровский подверг сомнению не только революционность Ниловны, но и само существование таких матерей, обнаружив во взгляде на роман Горького понимание типического как массовидного, сформировавшегося. (Заметим, что в статье о Бунине (1911), размышляя о герое «Деревни» Тихоне Красове, Боровский правильно трактовал проблему художественного обобщения). В статье «Максим Горький» (1910) критик писал: «Возрождение Ниловны и вся её деятельность определяется всецело и исключительно любовью к сыну» ‘. На этом основании Боровский отказывается считать Ниловну революционеркой, рассматривая её только как мать, и этим объясняет даже неудачу (!?) романа: «…центр внимания переносится с действительных непосредственных деятелей на деятеля посредственного»

Действительно, Ниловна вступила в борьбу из любви к сыну. Это был первый стимул. Но вскоре самым важным становится для нее дело Павла и его товарищей, дело всего народа. Иногда первым толчком к революционной деятельности Ниловны считают арест сына. Однако мы уже видели, что еще до ареста Павла она становится его помощником, еще до ареста она увидела его правду. Непосредственно к «делу» Ниловна приобщается как боец, заменивший выбывшего из строя, хотя и вступила она на этот путь с естественной для новичка, тем более женщины, робостью и неуверенностью.

Горький в своих произведениях часто прибегает к приему лейтмотивов. В раскрытии духовного мира Ниловны этот прием использован особенно интересно. Обращение писателя к одному и тому же слову, описание одного и того же чувства матери на разных этапах её пути помогает показать внутреннее движение характера, поскольку чувство приобретает новое содержание, слово наполняется новым смыслом.

Одним из лейтмотивов в изображении Ниловны является мотив страха и его преодоления. И вот присмотритесь - что происходит с робкой женщиной по мере приобщения к делу сына. Вначале она всего боялась, «всю жизнь в страхе жила», её привычным состоянием было «тревожное ожидание побоев», поэтому всегда была напряжена, двигалась как-то боком… И вот - первый новый порыв. Мать узнает, что Павел включился в борьбу: «Она выпрямилась, насторожилась, ожидая чего-то важного», и «ей стало страшно - за сына». Но тут же к чувству страха присоединяется чувство гордости. А вскоре новое содержание приобретает и чувство страха - писатель все чаще употребляет слово «тревога».

Итак, страх за сына трансформируется в тревогу за сына, за его товарищей, за общее дело. Страх же перед врагами сменяется чувством презрения к ним. Особенно хорошо чувства матери переданы в сцене суда. В Павле и его соратниках по партии Ниловна увидела подлинную жизнь, духовное здоровье. Те же, кто судил, воспринимаются ею как мертвецы, и она испытывает к ним омерзение. Именно после суда она делает важный для себя итог: «Теперь уж - не страшно…»

Другие сочинения по этому произведению

Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького "Мать") Духовное перерождение Ниловны в романе Горького "Мать" (Образ Ниловны). От Рахметова до Павла Власова Роман "Мать" - реалистическое произведение М.Горького Смысл заглавия романа М. Горького "Мать". Образ Ниловны Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. (М.Горький. «Мать».) Трудный путь матери (По роману М. Горького «Мать») Художественное своеобразие романа М. Горького "Мать" Человек и идея в романе М. Горького «Мать» «О матерях можно рассказывать бесконечно…» Образ Павла Власова в романе А.М. Горького «Мать» Сочинение по роману М. Горького «Мать»

Ни в творчестве самого Горького до 1905 года, ни в творчестве какого-либо другого русского или зарубежного писателя еще не было такого проникновенного изображения процесса обновления души, такого тонкого раскрытия всех нюансов становления нового революционного сознания, какие мы находим в романе «Мать».

Сказанное относится в первую очередь к образу Ниловны. Она - основной, главный персонаж романа. Решающее значение этого образа в структуре книги видно уже из ее названия.

Самым замечательным в истории Ниловны представляется гармоническое соединение темы материнского сердца с темой социальной и политической.

Перед нами развертывается своего рода психологическая хроника. И сколько душевных нюансов запечатлено в ней! Тихая и покорная печаль женщины, забитой опустившимся, одичавшим мужем; такая же покорная и мучительная грусть, вызванная тем, что юноша-сын как будто бы двинулся по отцовскому - дикому и бесчеловечному - пути; первые в жизни радости, испытанные ею, когда сын сумел преодолеть дешевые соблазны хмельных и диких развлечений; затем новая тревога материнского сердца при виде того, что сын «сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни»...

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Автор не торопится. Он знает, что мгновенных обновлений души не бывает, И перед нами проходит день за днем в жизни матери; мы наблюдаем и ее сомнения, и возникавшее в отдельные минуты отчуждение от сына и от его друзей - и наблюдаем, как постепенно формируются в ее духовном мире новые настроения и понятия. И каким сложным, каким богатым оказывается ее духовный мир!

В романе Горького извечное приобретает новый смысл и новую остроту, ибо оно показано в сложнейшем драматическом социальном контексте; а идейные искания и прозрения женщины конца XIX - начала XX века становятся трепетно-живыми, потому что они пронизаны извечным светом материнского чувства.

О наступлении новой исторической эпохи и новой литературной эпохи возвестил миру и образ Павла Власова, не столь насыщенный психологическими нюансами, как образ Матери, но тоже обаятельный, монументальный, исполненный глубокого значения. Это был первый в мировой литературе образ политического вожака рабочих, несущего в массы идеи научного социализма, организующего массы для живого, практического, революционного дела.

Образ Павла, как и образ Матери, нарисован одновременно и в Трезво-реалистических и в приподнято-романтических тонах. Эти краски подсказаны писателю самой жизнью. Революционная борьба рабочего класса требовала научного постижения социальной действительности, строгого учета всех ее факторов, и она же требовала того духовного подъема, того энтузиазма, без которых была бы невозможна победа. Поэтому Павел Власов показан как трезвый аналитик, как человек в высшей степени сдержанный, доходящий в понимании своего долга до «монашеской суровости», и он же показан в драматические минуты своей жизни, когда ему хотелось «бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде». Читая такие строки, мы вспоминаем Данко. Но если герой легенды был трагически одинок, то герой романа силен своей все крепнущей связью с рабочим коллективом, с передовой интеллигенцией. Настала эпоха исторического творчества самых широких слоев трудящихся - рабочих и крестьян, эпоха, выдвинувшая совсем новый тип героя. И это прекрасно показано в романе.

Новаторство Горького проявилось и в раскрытии тех благотворных изменений, которые были привнесены социалистическим идеалом в семейные отношения. Мы видим, как возникает и развивается дружба Пелагеи Власовой и Павла Власова, дружба, которую породили не только материнская любовь и сыновняя любовь, но и совместное участие в великом историческом деле. Сложнейшая диалектика отношений этих двух замечательных людей очень тонко и проникновенно раскрыта Горьким. Павел оказывает сильное духовное воздействие на Ниловну. Общение с сыном заново открывает ей глаза на мир. Однако и она влияет на сына. И ее влияние, как показывает с помощью тонких психологических и житейских нюансов Горький, было не менее значительным. Может быть, даже более значительным! Общение с Матерью было для сурового, на первых порах несколько прямолинейного и резковатого Павла школой сердечной доброты, скромности и такта. Он стал мягче по отношению к близким людям, его душа стала более гибкой, чуткой и мудрой. Он достиг благодаря общению с Матерью той высокой человечности, без которой немыслим подлинный революционер.

Источники:

  • Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.
  • Аннотация : В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.

Образ Павла Власова

Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали /или не хотели замечать/ живых людей, с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. И ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить современного читателя.

Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей.

Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нём проявляется сильнее всего "одержимость идеей", именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к своей, высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновья любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по сыновьи, говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать её перед демонстрацией.

Образ Павла Власова - рабочего-революционера в значительной мере определяет новаторскую сущность романа М.Горького. В этом образе воплощен главный смысл исторического времени, те тенденции его, которые устремлены в будущее.

На наш взгляд, анализируя образ Павла нельзя ограничиваться лишь поисками ответа на вопрос: как обыкновенный рабочий парень овладевал теорией и практикой революционной борьбы? Ведь путь Павла связан с внутренним ростом, со становлением характера, с решительными изменениями в психологии рабочего человека.

Рассмотрим один из самых ярких эпизодов где в полную меру выявляется величие духа молодого революционера, сила его идейной убежденности, неколебимая целеустремленность. В романе "Мать" есть ситуация: в ходе первомайской демонстрации наступает момент, когда голова толпы "точно ударилась обо что-то": улицу преграждала серая стена солдат. От этой молчаливой, неподвижной стены на рабочих повеяло холодом, и люди попятились, стали отходить в сторону, прижимаясь к домам и заборам. Но по-прежнему четко и ясно звучал голос Павла.

"Товарищи! - говорил Павел. - Всю жизнь вперед - нам нет иной дороги!"

Рядом с Павлом на демонстрации его товарищи - люди, сознательно выбравшие путь борьбы, не дрогнувшие при встрече с солдатами. Почему же впереди все-таки Павел? Почему он настаивает на своем праве нести знамя? Конечно, не честолюбивыми соображениями руководствуется он при этом, а интересами дела, которому служит: он первый начал работу по воспитанию масс в слободке, он стоял во главе социал-демократического кружка, к нему шли за советом, в него поверили. Он представлял партию революционеров, и когда партия возглавила политическую борьбу рабочих, он должен был встать на самом видном и опасном месте. От этого зависело отношение рабочих к революционной пропаганде, ж той правде, которая для Павла была дороже жизни.

Первой заявкой на самостоятельность был протест против побоев отца. Четырнадцатилетний подросток остановил занесенную над его головой руку и твердо заявил: "Больше я не дамся...".

Более серьезным свидетельством рождения личности является неудовлетворенность привычной жизнью фабричной молодежи, поиск иной дороги. Когда Павел расскажет Ниловне, что читает запрещенные книги, что за это могут посадить в тюрьму, мать, сердцем измеряющая все беды, грозящие сыну, вздохнет: "Опасно ты переменился, о господи!"

Независимый, смелый ум и большое мужество нужны были, чтобы вопреки столетним традициям, вопреки правилам и обычаям, которым подчинялись и отцы и деды, уйти с торной дороги, выбрать трудный путь в царство справедливости. Не значило ли это сделать тот шаг вперед, который под силу лишь героическим натурам?

И всегда Павел будет готов пойти навстречу опасности во имя Правды, понятой им. Когда на фабрике возникнут волнения из-за "болотной копейки", Власов встанет рядом с директором и от имени рабочих громко потребует, чтобы распоряжение о вычете копейки было отменено. А ведь за это могли прогнать с работы, арестовать.

Когда ощетинившаяся штыками стена солдат "ровно и холодно" двинется навстречу демонстрантам и Андрей невольно рванется вперед, чтобы загородить Павла, тот резко потребует: "Иди рядом, товарищ!,.. Впереди - знамя!"

Когда товарищи предложили Павлу бежать из тюрьмы, он отверг этот план: ему надо было "встать во весь рост", открыто, во весь голос провозгласить лозунги социал-демократии, изложить программу своей партии.

Портрет Павла почти всегда дается через восприятие матери, которая, тревожась за него, все-таки не может не любоваться и не гордиться им: "Глаза сына горели красиво и светло", "Его голубые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково", "он был красивее всех", "Мать смотрела в лицо ему и видела только глаза, гордые и смелые, жгучие", "видела лицо сына, его бронзовый лоб и глаза, горевшие ярким огнем веры". Изображение сына через восприятие матери - один из приемов выражения авторской позиции. Заражая читателя чувствами матери, заставляя его гордиться и восхищаться Павлом, Горький утверждает свой эстетический идеал.

Вглядываясь в портретные характеристики Павла, нельзя не заметить, что в них повторяются те же определения, которыми обрисован Данко.

В сердце Павла тоже горит огонь любви к людям, и главный мотив его деятельности тот же, что и у героя легенды - "Что сделаю я для людей?"

Герой горьковской легенды -- символ, отразивший жажду героического дела, которая все отчетливее ощущалась в передовом русском обществе, в пролетарской среде на рубеже двух веков.

В реальных жизненных обстоятельствах решимость изменить мир во имя торжества Правды и Справедливости приводила пролетариев к идеям социализма. В конкретных исторических условиях формировался новый тип деятеля - сознательного рабочего, борца за социализм. В романе "Мать" Горький создает реалистический образ рабочего-революционера, показывает героя нового времени в типических жизненных обстоятельствах. Характер Павла Власова дан в развитии, в становлении, во внутреннем росте.

Вот Павел слушает мягкие упреки матери и словно впервые видит ее, замученную работой, приниженную страхом преждевременно состарившуюся, и впервые задумывается над ее судьбой. Эта жалость к матери, думы о ее жизни так естественны, так по-человечески понятны. В то же время, может быть, с этого момента и начинается духовное пробуждение Павла, работа сознания, которая приведет его на революционный путь: от мыслей о страданиях близкого человека - к раздумьям о жизни рабочей слободки - к осознанию исторической роли класса, руками которого делается все.

Вот первая речь о правде. Очень хорошо в ней чувствуются и убежденность, и молодость Павла. Он говорит взволнованно, горячо, радуясь, что нашел слова, понятные матери, - "юная гордость силою слова возвышала его веру в себя".

А после неудачной попытки организовать стачку Павел ходит сумрачный, усталый: "Молод, слабосилен я, - вот что! Не поверили мне, не пошли за моей правдой, - значит не умел я сказать ее!.." Но не отступает, верит: сегодня не поняли - завтра поймут. В общении с людьми, с массой рабочих он проверяет истинность знаний, полученных из книг, приобретает необходимый опыт, формируется как руководитель. И вот перед нами революционер со сложившимся мировоззрением, активный борец против существующего в мире зла. Его речь на суде не только зажигает, она убеждает неопровержимой логикой.

Среди приемов создания характера важную роль играют диалоги, споры, в которые невольно включается и читатель: сопоставляет позиции спорящих, вдумывается в высказанные ими мысли, отыскивает аргументы за или против. Одна из проблем, обсуждаемых на страницах романа, - сила разума и сердца. "Только разум освободит человека! - твердо сказал Павел". "Разум силы не дает! - возражал Рыбин громко и настойчиво. - Сердце дает силу - а не голова..."

Кто прав? В чем сила разума и в чем сила сердца?

Сила разума, в понимании Павла, - это прежде всего сила передовых общественных идей, революционной теории, которая позволяет увидеть глубинные процессы жизни, понять ее закономерности, словно прожектором, освещает путь в будущее. Однако передовые теории не плод холодных выкладок ума. Они появляются на основе тяжкого опыта многих поколений, зачастую оплачиваются подвигом самоотречения, бескорыстными жертвами.

Ниловна, думая о людях, которые "за народ страдают, в тюрьмы идут и в Сибирь", говорит: "Любят они! Вот они чисто любят!" И за Павлом пошли рабочие, потому что сердце его обращено к ним.

Выше отмечалось, что Павел часто предстает перед читателем, освещенный материнской любовью, и таким образом автор выражает свое отношение к герою. Но материнское восприятие сына и его дела проверяется еще мнением народным: в нем признали своего вожака рабочие слободки, его судьба волнует собравшихся у здания суда незнакомых матери людей, его имя с гордостью и восхищением произносят члены рабочих кружков в городе ("Он первый открыто поднял знамя нашей партии!"), листовки с его словом жадно выхватывают из рук Ниловны люди на вокзале.

В романе нет любовной интриги, которая зачастую была двигателем сюжета в известных учащимся русских романах XIX века. Однако вопрос о том, какое место в жизни революционера занимает любовь и семья, не раз возникает в ходе повествования о жизни Павла и его товарищей.

Человек, выбравший путь борьбы, должен знать, что ждет его семью, его детей, должен найти силы, чтобы перенести тоску по любимым и страх за них. Не меньше нравственных сил нужно и для того, чтобы, превыше всего поставив дело, отказаться от семьи. Но такое самоотречение вовсе не говорит об ущербности, о сердечной глухоте. Не на многих страницах романа речь идет о любви, но от этих страниц идет свет высокой человечности, нравственной чистоты. Целомудренна и строга любовь Павла и Сашеньки. Редки и скупы слова, в которых прорывается сдерживаемая нежность, зато эти слова драгоценны, так как подлинны. Тревожась за здоровье и за жизнь Павла, Сашенька понимает, что для него важней всего дело, и, разрешив себе немного помечтать о том, как она поселится в Сибири вместе с Павлом и, может быть, дети будут, она возвращается к действительности, готовая к новым расставаниям: ведь Павел не будет жить в Сибири, он обязательно уйдет, чтобы продолжать, борьбу. "Он не должен считаться со мной, и я не буду стеснять его. Мне будет тяжело расстаться с ним, но, разумеется, я справлюсь".

Как видим образ Павла - это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова на наш взгляд трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим.

Образ Андрея Находки

Осмысливая характер Павла, невозможно обойти Андрея Находку. Поставив этих героев рядом, писатель побуждает читателей сравнивать, сопоставлять их, а через это сопоставление глубже постигается смысл художественной картины и заключенная в ней оценка жизненных явлений.

Находка обычно нравится читателям. Он проще, понятнее, чем Павел.

Читатели обычно хорошо представляют внешний облик Андрея: нескладная длинная фигура, в которой было что-то забавное и располагающее к себе, круглая стриженая голова, мягкий свет голубых глаз и улыбку, такая широкая, что казалось, будто и "уши подвинулись к затылку". Находка привлекает читателей сердечностью, чуткостью, внимательным отношением к людям, готовностью помочь им.

Находка отвергает мир, в котором торжествуют злоба и ненависть. Он живет мечтой о том времени, когда на земле не будет войн, вражды, жестокости, лжи, "когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим". Но разве это плохо, что в душе его так ясно, так ощутимо живет представление "о будущем празднике для всех на земле", что ему так хочется видеть людей добрыми, сильными, свободными и гордыми? Ведь именно эта светлая мечта, то "удивительное", что есть в его душе, делает его сильным и стойким, помогает на тернистом революционном пути.

Мы видим, как страдает Находка от того, что не помешал убийству мерзкого и жалкого шпиона Исайки, его сердце восстает против жестокости. Однако тут же Андрей говорит, что ради товарищей, ради дела он все может: "Если на пути честных стоит Иуда, ждет их предать - я буду сам Иуда, когда не уничтожу его!"

Он знает, что революция не будет бескровной, что победить можно лишь с оружием в руках, и в этой борьбе не место жалости к врагам народа: ведь "каждая капля их крови заранее омыта озерами народных слез..."

В романе Находка показан как последовательный и стойкий борец. Уже не раз он подвергался преследованиям, немало дней провел в тюрьмах, но не отступил, не испугался опасности. Никто из товарищей Находки не сомневается в чистоте, искренность его убеждений, в его надежности и верности. Об этом мягком и добром человеке Рыбин отзывается так: "Иной раз слушаю я, как он на фабрике говорит, и думаю - этого не сомнешь, его только смерть одолеет. Жилистый человек!"

Павел и Андрей - два разных характера. Однако они не противопоставляются писателем. Что лежит в основе крепкой дружбы этих, очень разных людей? Конечно, симпатия, интерес к другому человеку, потребность в общении с ним может возникнуть и безотчетно. Но настоящая дружба требует взаимного понимания, сходства основных жизненных позиций. Павел и Андрей единомышленники, соратники. Между ними часто возникают споры, но в спорах лишь укрепляется общность их взглядов. В главном они понимают друг друга и друг другу верят. Они везде рядом. Во время первомайской демонстрации Андрей готов нести знамя, чтобы главный удар принять на себя. И хоть Павел отстоял свое право идти впереди, Находка не отстает от него. В общем хоре голосов, поющих революционную песню, мягкий и сильный голос Андрея сливается с густым, басовитым голосом Павла. Вместе идут они на грозно ощетинившуюся шеренгу солдат. "Пока мы вместе - мы всюду пойдем рядом, - так и знайте!" - говорит Андрей Ниловне.

Может быть, самый трогательный момент в истории их отношений -"объяснение в дружбе" после того, как Андрей "дал трепку" Павлу, резким словом обидевшему мать (гл. XXIII первой части). Павел, смущенный, признает свою вину, растрогана Ниловна, в сердце которой ненадолго задержалась обида на сына. Потрясенный силой материнской любви, Андрей по-особому остро ощущает, как дороги ему эти люди - и сын, и мать. И вот наступает минута полного душевного единения, когда три сердца, переполненные любовью и благодарностью, сливаются в одно. Андрей "взглянул на мать и сына немного покрасневшими глазами и, мигая, негромко сказал:

Два тела - одна душа... В контексте произведения и этим образом, как и вообще сюжетной линией "Павел и Андрей", утверждается единство трудящихся разных наций, то интернациональное братство, о котором с таким воодушевлением говорили на занятиях кружка товарищи Павла Власова.

Две судьбы, тесно переплетшиеся в сюжете романа, развернутые почти с одинаковой полнотой, наводят на мысль, что оба героя необходимы в звучании основной темы - темы революции. Упорство и воля Павла, его ум, стремящийся понять причины всех явлений, отыскивающий в пестроте фактов связующую нить, железная логика его обвинений дополняются горячей устремленностью Андрея в будущее, его яркой мечтой о царстве доброты сердечной.

Если образом Павла писатель доказывает закономерность революции и достижимость будущего, то главный смысл образа Находки в том, чтобы перед читателями ощутимо, конкретно предстал во всей своей социалистический идеал, образ будущего.

Образ Пелагеи Ниловны

Центральным образом романа "Мать" является образ Пелагеи. Ниловна участвует во всех событиях романа. Название романа и вытекает из такой композиционной роли образа. Именно ей "поручено" сердцем судить и Рыбина, и Федю Мазина, и Софью. Её оценки людей в романе необыкновенно; она чувствует то, что ещё не видят другие; Её "сны" в романе - тонки и символичны. В романе "Мать" Горький показывает процесс обогащения естественной любви матери к своему детинцу чувством духовной близости. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека. Горький берет самый трудный вариант этого воскрешения. Во-первых, Ниловне - 45 - "бабий век", для женщины того времени это было много. Взять трудный вариант перерождения старого человека с уже сложившейся судьбой и характером. Во-вторых, Горький избирает в качестве своей героини женщину религиозную; писатель видит в вере матери определенную систему ценностей, взглядов на мир, помогающая ей жить; поэтому она так боится разрушения своей веры в бога. Значит, процесс перерождения матери связан с изменениями мировосприятия. В-третьих, Ниловна - женщина, а по традиционным представлениям роль женщины ограничивалась семьей и детьми, и это тоже осложняет её включение в активную деятельность. Главный источник процесса перерождения - материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Но это только начало, затем её захватила сама идея. Судьба Ниловны - доказательство плодотворности революционных идей.

Главное изменение в Ниловне - преодоление страха перед жизнью. В ней жил страх перед новым обликом своего сына. Участие в делах сына, расширение круга знакомств помогает ей лучше понять и полюбить людей. Именно эта любовь, доброжелательность приводят Ниловну к тому, что она перестаёт бояться людей. Она становиться матерью для всех своих близких друзей и даже далеких людей. Душевное состояние Ниловны видно в её портретах: "Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое тяжелой работой и побоями мужа, двигалась бесшумно и как-то боком, точно она боялась задеть что-то… Вся она была мягкая, печальная, покорная…".

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила её материнской любви удерживает Павла от полного погружения и фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель и богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколько опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности.

Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.

Крестьянство в романе

Одной из главных смысло- и сюжетообразующих идей романа является мысль о единении людей в революционной борьбе.

Важной стороной единения людей в революционном деле является преодоление недоверия к человеку, особенно у людей разных социальных групп, прежде всего недоверие рабочих и крестьян к интеллментам. Горький трезво видит возникающие в ходе революционного процесса сложности, чутьём художника предугадывает пути их преодоления.

Тема крестьянства занимала Горького, потому что Россия исконно крестьянской страной, встаёт на путь революционной борьбы и вносит в эту борьбу традиции крестьянской идеологии и поведения.

В разговоре Павла и Андрея ярко проявляется горьковское отношение к данному: "Мы должны идти нашей дорогой, ни на шаг не отступая в сторону" - твёрдо сказал Павел.

И наткнуться в пути на несколько десятков миллионов людей, которые встретят нас, как врагов…

Мать понимала, что Павел не любит крестьян, а хохол заступается за них, доказывает, что и мужиков добру учить надо… Она больше понимала Андрея, и он казался ей правым…"

В качестве центрального образа Горький избирает Михаила Рыбина, казалось бы, нетипичную для крестьян фигуру: он рабочий, который уже нашёл свой место в рабочей среде. Но Рыбин имеет типично крестьянскую психологию, не переделанную даже должным пребыванием в городе, Горький ставит его, в центр "крестьянских" событий.

В романе рельефно создан внешний облик Рыбина: солидный, степенный мужик с горящими пронзительными глазами и черной бородой, он вызывает и уважение, и одновременно опаску.

Каждое слово Рыбина взвешено и наполнено внутренней силой. Рыбин любит людей, которые "не смерив не прыгают", - так говорит он о Павле. Именно эта внутренняя сила и значительность заставляют окружающих слушать его и позволяют стать пропагандистом среди крестьян. Рыбин за каждое слово платит дорогую эмоциональную цену. Верно говорит Рыбин, что "не в голове, а в сердце начало!..", "сердце дает силу, - а не голову".

У Рыбина своеобразный взгляд на человека. В начале романа он исходит из недоверия к людям вообще. Человек, по мнению Рыбина, "недобры", в нем много злобы, обид, "зазубрин", которые мешают тому, чтобы люди могли соединиться вместе. Рыбин не без основания полагает, что "своё", в узком значении этого слова, слишком дорого людям и, не видя перспективы, они могут отказываться от большого обогащения себя в будущим во имя "куцего" настоящего. На этом он строит свои рассуждения, когда не удается стачка из-за "болотной копейки". Идеал Рыбина - нравственное обновление человека путем страдания, которое дает ему право воздействовать на других.

Но на своем пути к обновлению Рыбин, ратующий за справедливость, готов использовать формы и методы отнюдь не из арсенала совести. Постепенно Рыбин преодолевает свое недоверие к человеку и разуму. Именно он просит у Павла и берет у Ниловны книги и листовки для крестьян, с помощью книг воздействуя на их сознание.

Сила образа Рыбина в его неодномерности, непрямолинейности. писатель отчетливо обнажает в нем власть земли, столь сильную в мужике. Горький дает Рыбину трудную и сложную судьбу не только в предыстории, но и в сюжете романа. И это закономерно, поскольку у разных людей разный путь к революции. У таких как Рыбин он не мог быть простым. Горький вел своих героев к революции каждого своим путем.

Важно найти в рыбине и в крестьянах общечеловеческое и вечное. Психологически крестьянам важно иметь предшественников и последователей, чтобы включаться в новое. Только единицы способны прокладывать дорогу (Павел). Путь Рыбина и многих других к революции иной, чем у Павла.

Они идут не через книжные идеи к "делу", а через "дело" - к книге. Им важнее убедиться в фактах и создать теорию. Им важно иметь собственный угол зрения - чужой опыт, трижды хороший, не так им важен, как свое, выстраданное. Сложности пути таких людей в революцию нельзя не учитывать.

Примечательны образы мужика Петра, пришедшего послушать Ниловну после ареста Рыбина, он пойдет по пути революции до конца.

Любопытно, как Горький рисует деревенские пейзажи. Казалось бы после городских сцен, деревенские пейзажи должны быть светлыми. Однако этого нет. Мрачные картины природы более точно вписываются в общую идейно-художественную концепцию горьковского мировосприятия

Изображение старого мира в романе "Мать"

Одна из ключевых проблем анализа, наиболее тесно соприкасающаяся с устремлениями современного человека - тема становления личности.

Для горького одним из стимулов ее постановки был наблюдаемый им в России процесс "разрушения личности" в условиях капитализма, когда рабом частной собственности становится большинство людей от верхов до низов.

В романе "Мать" Горький опирается на свой художественный опыт.

Горький отмечает, что и в большом капиталистическом городе, и в рабочей слободке человек - раб. Важно выделить несколько групп врагов в романе. Ведь этот мир "не стеринен". Первая группа - царь, губернский прокурор, судьи, офицеры, сотские, солдаты, шпики.

Вторая группа - люди из той же сферы, что и главные герои романа, но защищающие идеологию господствующего класса, - мастер Вавилов, шпион Исайк горбов, трактирщик Бегунцов.

Характерно, что первая группа остается безымянной, а врагам "из низов" даётся фамилия. Кроме этих персонажей, есть безымянная среда людей, враждебно или настороженно встречающих деятельность революционеров. Нужно отметить, что в романе, кроме реальных фигур, есть ещё один образ врага, собирательный, - то, что думают и говорят о врагах Павел, Андрей, Николай Весовщиков, Рыбин, Самойлов - образ врага в сознании революционеров. Это важно для понимания романа.

Все изображенные Горьким "враги" и их прислужники показаны именно как "механические люди", части государственной машины: жандарм, судья, прокурор, царь. У всех есть функции: судить, арестовывать, следить, но они не личности "даже лица у них стерты".

В описании врагов не случайно преобладают детали внешнего облика, наиболее заметные, наблюдаемые поверхностно, усы, борода, шашка, шпоры. Серый цвет пыли сопровождает описание врагов. Этим Горький подчеркивает выморочность врагов. Ни у одного из них мы не видим души, ни у одного не показан внутренний мир. Душа у них словно съедена. При капитализме постоянно происходит "убийство души" так это называет Павел.

Злобу к врагам и страх за себя, спокойное, равнодушное, даже ленивое исполнение своих обязанностей вот что отмечает горький у служителей капитала. У них нет большой идеи, воодушевляющей их.

Похожие публикации