Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений. Константин Николаевич Батюшков. «Мой гений Размер и рифмовка

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова

«Мой гений»- прекрасное стихотворное творение великого русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.

Элегия «Мой гений», написанная в 1813 г, посвящена неразделенной любви поэта к очаровательной девушке Анне Фурман. Несмотря на то, что чувства Константина Батюшкова остались без ответа, образ возлюбленной сохранился у него на всю дальнейшую жизнь, вдохновив поэта на написание цикла стихотворений, в который и входит эта элегия.

Тема

Тема стихотворения — неразделенная любовь поэта.

В начале произведения автор описывает противоборство сердца и разума, в котором победа остается за чувствами. Воспоминания, хранящиеся в сердце героя, пленяют его даже в самых далеких краях. Эти признания дают нам понять, что в вопросах, касающихся любви, разум не властен над влюбленным.

Идея

В свое стихотворение автор заложил идею о том, что искренней любви не страшны ни время, ни расстояние. Батюшков показал, что «образ милый, незабвенный» является для него ангелом- хранителем, который всегда сможет утешить печальную душу героя.

Размер и рифмовка

Рассматриваемое произведение К. Батюшкова написано четырехстопным ямбом. В стихотворении автор использует перекрестную рифмовку АВАВ, а также мужские и женские рифмы.

Композиция

«Мой гений» условно можно разделить на две смысловые части: в первой герой обращается к своему сердцу, а в следующей части представлен портрет возлюбленной героя. Стоит выделить, что визуального деления на строфы в произведении нет.

Жанр

Жанр стихотворения- элегия, в нем переданы глубокие душевные переживания автора, проникнутые печалью. В произведении чувствуется любовь и ноты грусти, вызванные разлукой.

Средства выразительности

К. Н. Батюшков использует различные средства художественной выразительности. Описывая память сердца, автор обращается к синтаксическому параллелизму, а создавая образ возлюбленной, использует выразительные эпитеты, усиливающие экспрессивную окраску произведения («очи голубые», «образ милый», «память печальная» и т.д.).

Для передачи читателю внутреннего состояния героя, поэт использует метафоры, например, «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые».

Стихотворение «Мой гений» К. Н. Батюшкова — одно из самых прекрасных произведений поэта. Оно отражает то, насколько глубокими и искренними могут быть чувства человека. В русской поэзии лирика Константина Батюшкова занимает особое место.

«Мой гений» - трогательное признание в любви. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Мой гений» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1813 г. после того, как поэт расстался с Анной Фурман. Оно вошло в поэтический цикл, посвященный этой женщине.

Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет его возлюбленной. Большинство строк произведения раскрывает портрет возлюбленной лирического героя. На строфы оно не делится.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «память сердца», «часто сладостью твоей меня в стране пленяешь дальной», «я помню голос милых слов», «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Эпитеты «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон» .

История создания

К. Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Мужчина готов был жениться на возлюбленной. Ее родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков - обеспеченный дворянин.

Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для нее - лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он признался родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.

Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.

Тема

В стихотворении раскрывается тема искренней любви к женщине. Для ее раскрытия автор создает пейзажные и психологические зарисовки. В центре произведения два образа - лирический герой и его возлюбленная. Написаны строки от первого лица. Такая форма позволяет передать все нюансы внутреннего состояния влюбленного мужчины.

В первых стихах лирический герой обращается к «памяти сердца», признаваясь, что она сильнее рассудка. Воспоминания, которые хранятся в сердце, пленят влюбленного даже в дальних краях. Эти признания показывают, что разум не имеет власти над героем в вопросах, касающихся любви.

Постепенно память мужчины воссоздает образ любимой. Он состоит из отдельных деталей, которые сохранились в душе героя: голос, голубые глаза и вьющиеся волосы золотистого цвета. Женщину он нежно называет пастушкой, любуясь ее простой одеждой. Именно такой светлый образ всегда рядом с влюбленным. Мужчина верит, что это ангел, который оберегает его и утешает, приникнув к изголовью.

В стихотворении К. Батюшков реализовал идею о том, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Поэт показал, что милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.

Композиция

Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет возлюбленной героя. Части разные по объему. Большинство строк - описание любимой женщины. На строфы произведение не делится.

Жанр

Жанр произведения - любовная лирика. В то же время в стихах чувствуется нескрываемая грусть, вызванная разлукой. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа любимой женщины и передачи чувств лирического героя. Главную роль в произведении играют эпитеты : «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон» . Они придают описываемым картинам выразительности. Метафоры - основной инструмент для воспроизведения внутреннего состояния влюбленного мужчины: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон» .

Важную роль в тексте играет интонация. При помощи риторических вопросов и восклицаний К. Батюшков делает эмоциональный фон стихотворения более выразительным. В некоторых строках поэт использовал аллитерацию . Например, слова с согласными «с», «ч» выражают грусть: «ты сильней рассудка памяти печальной».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 28.

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) - поэт. В.Г. Белинский, говоря о значении Батюшкова в развитии русской лирики, указывал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно ».


(1804-1857) - русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.


Стихотворение «Мой Гений» написано в июле - начале августа 1815 г. в Каменце-Подольском (Бессарабия); послано Е.Ф. Муравьевой при письме от 11.08.1815. Впервые опубликовано: Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах. СПб., 1816. Ч. V. С. 228; также: Вестник Европы. 1816. Ч. LXXXVIII, № 15. С. 176-177 (подпись: Б-в). Перепечатано: «Опыты». Ч. II. С. 46. Стихотворение помещено в Тетради Жуковского в составе «каменецкого цикла», где снабжено эпиграфом Spirto beato quale // Se" quando altrui fai tale? (Блаженный дух, каков // Ты есть, когда другого делаешь таким же?), взятым из канцоны Ф. Петрарки «Se "l pensier che mi strugge...» (CXXV, стихи 77-78). Элегия «Мой Гений» была переложена на музыку М.И. Глинкой.

(1902-1977) - русский советский оперный певец (лирический тенор) и оперный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1950).

Как мы с вами установили (и даже показали на примере послания «Мои пенаты»), Батюшков был человеком романтической эпохи, который тосковал по утраченной классической ясности. Чем дисгармоничнее становилось его мироощущение, тем гармоничнее, «классичнее» - поэтический язык. Потому-то столь часто повторяются в его произведениях устойчивые поэтические формулы. По той же самой причине Батюшков из стихотворения в стихотворение воспроизводил условный портрет своей возлюбленной: «златые власы», голубые глаза... Это не был портрет реальной женщины - это был прекрасный, неподвижный, несуществующий идеал. А «сладкая» звукопись батюшковского стиха, ласковая, гибкая, глазурью покрывала созданные им поэтические образы. Ho в глубине этой неподвижной и чуть сонной формы таилась тревога, и она могла в любое мгновение вырваться наружу, нарушив обманчивый покой батюшковского стиля.

Вы уже читали одну из самых «воздушных» элегий Батюшкова - «Мой гений», рассматривали ее как один из образцов любовной лирики XIX века. Теперь пришла пора заняться монографическим анализом текста, связать особенности стихотворения с общей картиной мира, которую Батюшков создает в своем творчестве.

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.

Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой - с любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

Общая тональность стихотворения - нежность, общее впечатление - гармония. Ho уже в первом стихе исподволь намечено столкновение двух тем, двух настроений: печаль разлуки, воспоминание о которой хранит рассудок, и сладость любви, о которой не может забыть сердце поэта. У каждой из этих тем, у каждого из этих настроений сразу появляется свое звуковое соответствие. Сладкая память сердца связана с любимыми батюшковскими звуками - «л», «н», «м». Они тянутся, обволакивают слух, успокаивают. А грустная память рассудка связана с резкими, взрывающимися, рокочущими звуками: «п», «р», «ч». Звуки эти сталкиваются в строке, борются друг с другом, как память о печали борется с памятью о счастливой любви.

Поэт погружается в глубины «памяти сердца» в трудную минуту. Недаром первый стих открывается тяжелым вздохом, почти стоном: «О, память сердца!..» Так взывают на краю отчаяния к Богу: «О, Боже!..» И незаметно для самого себя Батюшков попадает под пленительную власть «памяти сердца». Вторая строфа говорит об успокоении, о чудном воспоминании. Поэтому на протяжении всей строфы - вплоть до последней строки! - ни разу не слышно грозно-раскатистого «р» или сопротивляющихся произношению «п» и «ч». Звуки льются волной, как золотые локоны любимой. (Вот он, излюбленный Батюшковым условный портрет золотоволосой голубоглазой красавицы!) И в следующей строфе Батюшков «расшифровывает» этот образ, напоминает читателю о жанре идиллии, в пастушеские одежды которой наряжена его героиня: «Моей пастушки несравненной / Я помню весь наряд простой...»

Ho вот на что обратите, пожалуйста, внимание. В самом последнем стихе этой, казалось бы, совершенно безмятежной строфы, внезапно появляется один-единственный звук «р»: «Небрежно». Он не нарушает общего «воздушного» звучания строфы, но, как камертон, незаметно перенастраивает стихотворение на иной лад.

Третья строфа тематически примыкает ко второй. Здесь также говорится о торжестве «памяти сердца» над «памятью рассудка», любви - над разлукой. Ho звукопись совсем другая: ПаСТуШКи неСРавненной... наРяД ПРоСТой. И в этом есть определенный смысл. Ведь во второй строфе Батюшков стремился передать состояние блаженства, охватившего его при воспоминании о любимой. А в третьей - он медленно, постепенно, но неумолимо выходит из этого состояния, возвращается мыслью к своему сегодняшнему невеселому положению.

...образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной...

Лирический герой Батюшкова - странник, он одинок, рассудок не дает ему забыть об этом. А значит, грустная «память рассудка» постепенно и незаметно побеждает сладостную «память сердца». И в четвертой строфе он рассказывает читателю именно о своем сегодняшнем невеселом состоянии: «Хранитель гений мой - любовью / В утеху дан разлуке он». Память сердца - лишь утеха, а разлука - драматическая реальность, которой безраздельно принадлежит поэт. Звуки «н», «м», «л», «в» попадают в жесткое обрамление «р», «т».

Впрочем, безраздельна ли власть рассудка? Тоже нет. Как то и положено в элегии, чувство поэта раскачивается между надеждой и безнадежностью, между печалью и сладостью. И ни один из полюсов не может притянуть душу окончательно и бесповоротно. Последние два стиха вновь отданы во власть плавной, нежной звукописи. Есть сон, во время которого человек покидает пределы рассудка, живет таинственной жизнью сердца. Ho сон этот, увы, печален, память сердца может лишь на какой-то миг усладить его. И потому в самом центре последнего стиха, звучащего протяженно и мерно, «взрывается» звук «ч»: «пеЧальный». Описав круг, печальное стихотворение возвращается в исходную точку. И тут же гаснет, обволакивается сонорными согласными; последний звук элегии - «н»: соН...

К.Н. Батюшкова можно назвать учителем А.С. Пушкина, именно он открыл многие образы и мотивы, которые позже развил и довёл до совершенства русский гений. Стихотворения К.Н. Батюшкова показали, какой мелодичной и искренней может быть поэзия. До него такой гармонии и простоты не было в русской лирике. Лучшими из всего творческого наследия этого автора считаются стихи, посвящённые возлюбленной. И произведение «Мой гений» является ярким тому подтверждением.

К.Н. Батюшкову посчастливилось испытать настоящую любовь. Он был счастлив ею, несмотря на то, что любовь эта была не взаимная. Своей возлюбленной поэт посвятил немало стихов, которые стали жемчужинами его творческого наследия. В список этих любовных произведений входит и рассматриваемое нами стихотворение «Мой гений»

Кому же поэт посвятил свои стихи? Молодой девушке — Анне Фурман. Познакомились молодые люди в Петербурге в 1813 году. К.Н. Батюшков долго ухаживал за Анной, но она не питала ответных чувств. В конечном итоге она согласилась выйти замуж за кавалера, но не по любви, а из-за его богатого состояния. Когда об этом узнал поэт, то расторг помолвку. Но светлый образ любви, который подарила ему Анна, в его сердце сохранился навсегда.

Жанр, направление, размер

Батюшков творил в эпоху расцвета романтизма. Его стихотворения проникнуты грустью и тоской. По жанру стихотворение «Мой гений» является элегией, так как в нём передаются глубоко личные переживания поэта, проникнутые настроением печали. Лирический герой обращается к своей памяти и ведёт с нею беседу о безвозвратном счастье.

Поэт в своей элегии использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб, что передаёт плавный, размеренный ритм. Тип рифмы в данном произведении смешанный. Автор сочетает мужскую и женскую рифму, что даёт ощущение некой сбивчивости. Так К.Н. Батюшков хочет показать искренность того, о чём говорит лирический герой. Его слова — не заученные шаблоны, а живая речь.

Образы и символы

В центре внимания находится лирический герой, который мысленно обращается к памяти: памяти сердца и памяти рассудка. Эти две полярные силы как бы противопоставляются. И память сердца, именно чувство побеждает рассудок. И тогда он видит, как наяву, свой гений — возлюбленную, которая одна способна собою заполнить весь мир. Лирический герой в деталях помнит героиню, ему не надо даже личного её присутствия, ведь её образ всегда с ним.

В стихотворении использовано много образов. Так, например, образ пастушки. Лирический герой хочет подчеркнуть, что ему не важен статус и достаток возлюбленной, он любит её лишь потому, что она — это она. Ему не нужны другие причины. Так же значимы образы памяти, к которым рассказчик и обращается, указывая на победу памяти сердца.

Темы и проблемы

  • Основной темой стихотворения является любовь. Именно перед этим чувством преклоняется лирический герой. Он счастлив от того, что любит. Один лишь образ любимой дарит ему утешение и способность творить.
  • Кроме того, автор затрагивает проблему борьбы рассудка и чувства. Если раньше, в пору классицизма, конфликт долга и эмоций решался в пользу первого, то в данном произведении лирический герой, не колеблясь, выбирает чувства.
  • Идея

    Смысл произведения заключён в том, что любовь – это утешение и отрада. Это светлое чувство пленяет и уводит в мир мечты. Даже на чужбине, когда кругом всё другое, сердечная привязанность помогает, не даёт человеку унывать, наполняет его жизнь смыслом.

    Таким образом, основная мысль произведения заключена в том, что намного ценней любить, чем быть любимым. Да, это прекрасно, когда любовь взаимна. Но, независимо от чувств избранника, твоё сердце и душа наполняются живительной силой, когда ты любишь.

    Средства художественной выразительности

    В своём произведении К.Н. Батюшков использует всевозможные средства художественной выразительности. Так, при описании гения — возлюбленной, автор использует яркие эпитеты: «голос милых слов», «очи голубые», «локоны златые». С помощью них мы можем не только представить героиню, но и понять, как нежно и трепетно лирический герой к ней относится.

    Также поэт использует метафоры, например, «пастушки несравненной». Автор подчёркивает простоту и наивность, открытость своей возлюбленной.

    Кроме того, в стихотворении К.Н. Батюшкова мы можем встретить синтаксический параллелизм при описании внешности героини. И употребление слов высокой лекции «власов», «златые», что возвышает образ возлюбленной.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Похожие публикации