Животные с буквой ш в середине слова. Картотека автоматизации звука ш. Основные методы постановки звука «Ш»

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные цели урока:

  • Упражнять в правильном произношении звука “Ш” в слогах, словах и предложениях.
  • Закреплять умения пользоваться моделями при анализе характеристики звуков.
  • Уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова “МЫШЬ”
  • Развивать функцию словоизменения.

Коррекционно-развивающие цели урока:

Развивать артикуляционную моторику, длительный речевой выдох, фонематическое восприятие, память, внимание, самоконтроль.

Коррекционно-воспитательная цель урока:

Воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость, аккуратность в работе.

Оборудование: зеркало, карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, модели звуков и образ буквы “Ш”, картинки на звук “Ш”, изображение: мыши, игрушка Мышонок, фишки.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Послушайте загадку:

– Маленькая крошка, боится кошки, в норке живет, туда все несет.

– Кто это?

Выставляется картинка – “МЫШЬ”

– Каким звуком заканчивается это слово?

– Звуком “Ш”

– Сегодня мы будем работать над правильным произношением этого звука.

А чтобы правильно говорить этот звук, должны хорошо работать губы, язык и челюсти.

2. Логопедическая зарядка

.

артикуляционные упражнения:

“Блинчик, Чашечка, Индюк, Катушка”

развитие подвижности нижней челюсти

– как мышка жует твердую корочку? Напряженные и расслабленные жевательные движения

– как мышка жует мягкий сыр?

Работа над речевым выдохом

– давайте на выдохе скажем:

Ах, вкусный сыр…

Ах, вкусный душистый сыр…

3

. Анализ акустико-артикуляционного образа звука “Ш” (опора на таблицу).

Произнесение изолированного звука “Ш” с подключением орального, тактильного, зрительного и акустического контроля

Характеристика звука “Ш” и соотнесение его с буквой “Ша”

Звук согласный, глухой, твердый (Почему вы так считаете?)

4. Автоматизация звука “Ш” в слогах (слоговые дорожки).

– Помогите мышке добежать до норки

Картинка с мышонком, бежащим по дорожке к норке А, О, У, И и обратно.

Ребята произносят хором слоговые ряды: Ш----А, Ш----О, Ш---У, Ш---И

А-Ш, О-Ш, У-Ш, И-Ш,

5. Автоматизация звука “Ш” в словах и словосочетаниях.

На ковре лежат картинки, логопед предлагает ребятам выбрать, только те в которых есть звук “Ш” и назвать их (кошка, мышка, пышка, шкаф, мышеловка, шкурка)-картинки выставляются на мольберте.

Подбор однокоренных слов.

– Послушайте слова и положите столько фишек, сколько раз вы услышите слово “МЫШЬ”

Мышь, Мыш ка, Мыш онок, Мыш еловка, Мыш ковать, Мыш иная.

Сколько фишек вы положили? (6)

Логопед просит детей повторить слова и объяснить значение слов:

мышеловка (западня для мышки), мышковать (охотиться на мышку).

Подберите слово-определение к нашим словам

– Мышь какая? – большая, пушистая

– Мышонок какой? – крошечный, шаловливый

– Мышеловка какая? – шумная, большая

– Шерстка какая? – мышиная, пушистая

6. Развитие функции словоизменения

.

Логопед выставляет цифры: 1, 2, 6 и предлагает каждому ребенку посчитать словосочетание

Одна большая пушистая мышь, две большие пушистые мыши, шесть больших пушистых мышей.

Один крошечный шустрый мышонок, и т.д.

Одна большая шумная мышеловка, и т.д

– Шу-Шу-Шу – продолжаем мы игру

Закончите предложение, используя слово МЫШКА.

Под шкафом шуршит МЫШКА.

Чуткие ушки у МЫШКИ.

Пушистая кошка подкралась к МЫШКЕ.

Не поймать кошке МЫШКУ

Мы наблюдаем за МЫШКОЙ.

7

. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебная палочка и я превращаю вас в поэтов. Давайте вместе попробуем с вами сочинить стихотворение.

Я начну, а вы продолжайте:

Ошка-ошка – села кошка у окошка.

Ышка-ышка – побежала в норку мышка.

Ша–ша–ша – поймай-ка, кошечка, мыша

Ошки– ошки – мышка любит крошки

Ша – ша – ша – игра наша хороша! Составьте предложение правильно.

Кошка боится мышки. – Мышка боится кошки.

Пышка ест мышку. – Мышка ест пышку.

Шкаф сидит под мышкой. – Мышка сидит под шкафом.

Бумажка шуршит мышкой. – Мышка шуршит бумажкой.

Корка тянет мышку в норку. – Мышка тянет корку в норку.

8. Анализ предложения.

Шустрая мышка боится пушистой кошки.

Сколько слов в предложении? (5)

Назовите первое слово в предложении. (Второе, третье, пятое)

В каких словах встречается звук “Ш”

9. Заучивание стихотворения .

У мышонка глазки – пуговки-фонарик,
У мышонка носик – кругленький как шарик.
Глазки зорко видят, ушки чутко слышат.
Мышку не пугайся, она не обидит.

Разбор стихотворения:

На что похожи глазки у мышонка?
С чем сравнивается носик мышонка?
Как видят глазки у мышонка?
Как слышат ушки?
Мышка добрая? Она не обидит?

Еще раз читается стихотворение вместе с детьми.

10. Итог занятия .

С каким звуком мы сегодня работали?

Какие новые слова вы узнали?

Домашнее задание:

выучить стихотворение о мышонке, и нарисовать его.

Рассказы детей. Подготовительная к школе группа.

“Знаете, о какой игрушке я мечтаю?”

  1. Илья Д.
  2. Скоро Новый год, и я мечтаю, чтобы у меня была игрушечная собачка, которая выполняет разные команды. Стучишь, и она поднимается на ножки, а потом стукнешь, и она лает и прыгает. Я очень, очень хочу, чтобы у меня была такая собачка!

  3. Илья Г.
  4. Моя любимая игрушка робот Валли, только мама не может ее купить, она нигде не продается, а мне так хочется. У меня есть игра на компьютере и мультфильм, а вот игрушки нет. А у меня даже подушка есть такая с Валли.

  5. Алина Б.
    Я хочу красивую куклу-малыша, которую можно заворачивать, менять тряпочки, памперсы. Эта кукла плачет, писает, пьет водичку, поет всякие песенки.
    Я буду ее в колясочке катать.
  6. Ваня Ф.
    Я хочу на Новый год вертолет на пульте управления, он будет летать, и все будут кричать, я прицеплю к его ногам что-нибудь, и он будет звенеть, все будут смеяться.
  1. Маша Т.
  2. Знаете, я мечтаю о кукле Барби, она красивая, у нее есть друг, у них много разной одежды, всяких предметов. Я бы с ними ходила на улицу, играла бы с подружками и со мной тоже бы играли другие девочки.

  3. Лена Г.
  4. Я мечтаю о Рапонци, это такая кукла, ей можно делать разные прически. У нее есть дружок – Хамелеон, когда ему грустно он меняет цвет и становится красным, а если все хорошо и ему весело он разноцветный.

  5. Максим М.
    А я не хочу игрушку, я мечтаю о самокате, я его очень сильно хочу. И тогда я бы на нем гонял у нас во дворе вместе с моим другом. У Ромы есть, а у меня нет.

Детский сад, в котором я работаю, посещают дети с микобактерией туберкулеза. 30% наших детей с неблагополучных неполных семей, дети проблемных асоциальных родителей. У многих детей вообще нет родителей, потому, что они умерли или от туберкулеза или от наркотиков. Желание ребенка ребенка об игрушке, которой он мечтает, для многих просто несбыточна. Я считаю выбранную тему актуальной, потому что на пороге Новый год, а для ребенка этот праздник связан с подарками и исполнением его маленькой мечты.

Вместе с воспитателями мы провели среди детей опрос и предложили детям закончить фразу: “А знаете, о какой игрушке я мечтаю …”.

Ответы детей мы оформили письменно и предложили родителям, преследуя несколько целей:

  • Обратить внимание родителей, на то, что ребенок с нетерпением ждет праздник и конечно исполнения желания, нежности, любви.

  • Показать родителям, насколько, последовательно связно и логично ребенок может выразить свою мысль.

  • Показать детям, как выглядит письменно их рассказ с мечтой об игрушке.

Во время проведения этого заняния, я постаралась, чтобы у детей было хорошее настроение.

из них является использование в работе мелких объ­ёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируе­мый звук*. Этот приём также помогает активизиро­вать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленное на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при дви­жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующе­го хода. Например, шапка - направо, шахта - направо, шайба - вниз...».

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабирита. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5-10). Если при прохождении лаби­ринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автомати­зируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

(2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

()^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

(б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях (

9^ Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звука Ш. Материал, предло­женный автором, превращает однообразную и моно­тонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, раз­вивается мелкая моторика, творческое воображе­ние.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Ш проводится по традицион­ной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем пред­лагаются упражнения на автоматизацию звука Ш изо­лированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: мышонок, мишка, петушок.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш

ША – ШО – ШУ

ШИ – ШЕ – ША

ШО – ШУ – ША

ШЕ – ШУ – ША

ШУ – ША – ШО

ШИ – ШУ – ШЕ

ШЕ – ШУ – ШО

ШУ – ШИ – ША

Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше

АШ – ОШ – УШ

ЫШ – УШ – ОШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ

ЕШ – ИШ – ЮШ

АШ – ЯШ – ЮШ

ИШ – ЫШ – АШ

ЁШ – ЯШ – УШ

ЫШ – ИШ – ЕШ

Слова

Ша: Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, шавка, ушанка, мышата, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша, шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон, шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша

Шо, Шё: Шёл, шёпот, шорох, шёлк, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушёл, нашёл, пришёл, шов.

Шу : Шутка, Шура, шутит, шум, шуба, мишутка, тушу, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь, шутник, шуруп, чешуя, мишура.

Ши: Шить, шило, ширма, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший

Ше: шея, шесть, шелест; шептать, шейка, решение, мишень, ошейник.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.

Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.

Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.

Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.

Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.

Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь.

Башлык, башмак, кашне, каштан.

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, тушканчик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко

Полюшко, брюшко, мякиш, финиш, кормишь, валишь, делишь, пилишь, даришь.

Заменить в словах первый звук на звук Ш:

(споры) –

Чистоговорки

Ша – ша – ша – шапка Ша – ша – ша – мама моет малыша

Шо – шо – шо – шов Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Шу – шу – шу – шуба Шо – шо – шо - говорю я хорошо.

Ши – ши – ши – шина Ши – ши – ши – как сапожки хороши.

Ше – ше – ше – шея

Что-то шепчут камыши. – Я пишу уж хорошо.

Это утка в камыше. – Все, что хочешь, напишу.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша Ши – ши – ши, ши – ши - ши

Выходи из камыша! «Ешьте кашу» - напиши

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу - шу

Нет уж утки в камыше. - Это я уж напишу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо - шо

Что – то шепчут камыши? - Вижу, пишешь хорошо.

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.

Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.

Аш – аш – аш – дайте карандаш. Ашка – ашка – летит букашка.

Ош – ош – ош – у меня нож. Ошка – ошка – на окошке кошка.

Уш – уш – уш – теплый душ. Ушка – ушка – лягушка – квакушка.

Иш – иш – иш – у меня малыш. Ишка – ишка – маленькая мышка.

Предложения

Наша школа.

Швейная машина.

Шумные шалуны.

Шелковая шаль.

Душистый шампунь.

Дашина шапка.

Шелуха шиповника.

Шутник Мишутка.

Шумят камыши.

Шпиль башни.

Машина школа.

Хоккейная шайба.

Полный штиль.

Длинный шланг.

Тушеный шпинат.

Платяной шкаф.

Шпулька ниток.

Липкая мышь.

Мягкая подушка.

Зеленая лягушка.

Пышная плюшка.

Хоккейная клюшка.

Маленькая мошка.

Душистые ландыши.

Наша бабушка.

Душная комната.

Теплая шуба.

Шипы шиповника.

Наташины галоши.

Гладкий шов.

Штык винтовки.

Мамины шпильки.

Большой шмель.

Шины для машины.

Глубокая шахта.

Катушка шелка.

Пшенная каша.

Шелковая штопка.

Пушистая шляпа.

Вот каша. Даша ест кашу.

У Шуры новая шуба.

У Паши шуба и шапка.

Малыш шагает в школу.

У реки камыш. Камыш шумит.

Наташа пишет.

На дороге шумит машина.

Наш котенок – шалун.

Хороши ландыши.

Кошка ловит мышку.

У Маши шуба.

У Яши машина.

У Антоши шапка.

У Даши шахматы.

Алеша, надень рубашку.

Ребята играют в кошки-мышки.

У кошки ушки на макушке.

Наташа чистит картошку.

Малыш, надень калоши.

На столе чашка, в ней ложка.

Воробышек клюет зернышки.

Маша пошла в школу.

Мама шьет на швейной машине.

У бабушки шелковая шаль.

Даша вымыла голову шампунем.

Лушина шапка упала под вешалку.

Наташа и Миша нашли ландыши.

В Машиной шкатулке много шпулек и катушек.

Маша пришила Паше вешалку на шинель.

Луша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей.

Алеша нашел много волнушек и шампиньонов.

Луша шила голышу штанишки и шапку.

Большой шмель летал над душистой липой.

Бабушка вышивает петушка.

Маша кушает тушёнку.

Камыши шумят тихо.

Наташа пишет тушью.

У Яши пшённая каша.

Бабушка шьёт штанишки Яше.

Маша пьёт вишнёвый компот.

У Яшиной машины шины.

Мишутка дует на пушинки.

Наташа вешает шубу в шкаф.

На опушке кукует кукушка.

Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке.

Дома у Яши мешок каштанов.

На опушке мушки и квакушки.

Шапка да шубка – вот и Мишутка.

Паша катает мишку на машине.

Мама шьёт на швейной машинке.

Мама-мышь и мышата едят шпинат.

У Паши и Даши мышонок Пушок.

У мышки – мышата, у кошки – котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу.

Наша Даша под душем моет шею и уши.

Дедушка и Яша едят пшённую кашу.

У Антоши – машинка, а у папы – машина.

Бабушка и мама готовят пышки.

Наши шапки и шубы в дубовом шкафу.

Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

У воды шумят камыши.

На шиповнике колкие шипы.

Малыши нашли большую шишку.

Наташа и Алеша ушли в кино.

Яша ушиб лоб.

Дедушка купил Алеше шахматы.

Шила в мешке не утаишь.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Леша и Клаша едят пшенную кашу.

Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У кошки ушки на макушке.

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Метил в лукошко – попал в окошко.

Тише, мыши, кот на крыше.

У Алеши есть плюшевый мишка.

У мишки гладкая бархатистая шкурка, а ушки на макушке.

Дедушка купил Алеше большую машину.

Алеша катал мишку в кузове.

А потом решил: пусть будет мишка шофером.

И теперь мишка ездит в кабине.

Шелковая шаль из шелка.

Шуба и шапка в шкафу на вешалке.

Шапка с ушами – ушанка.

Школьник пошел в школу.

В маленькой плошке кашка для кошки.

Большая подушка у мишки под ушком.

Шубка у мишки пышна, а шубка у мышки бедна.

Петушился, петушился Маше каша надоела.

Забияка петушок. Маша кашу не доела.

Забияке где-то в драке Маша, кашу доедай,

Оторвали гребешок. Маме не надоедай.

Ходит он без гребешка.

Не похож на петушка.

Кушай, кошка, - Воробей, чего ты ждешь?

Вот картошка, Крошек хлебных не клюешь?

Вот мука, а вот зерно, - Я давно заметил крошки,

Вот морковка, вот пшено. Но боюсь сердитой кошки.

Но закрыла кошка рот,

И картошки не берет

Ей не нравится мука –

Кошка хочет молока.

У мышки – мышата, Ушки на макушке

У кошки – котята, У кошки и у мышки,

У ерша – ершата, Но у кошки ушки

У лягушки – лягушата. Больше, чем у мышки.

Хороша у мышки норушка, Шел я шел,

Только нет в норушке подушки, Мешок нашел,

Нет подушки у бедной мышки, В мешке том шишки -

Где подушка под мышкино ушко? Привет от мишки.Птичка под моим окошком Вот лягушка на дорожке

Гнездышко для деток вьет, Скачет, вытянувши ножки.

То соломку тащит в норку, Ква-ква! Ква-ква-ква!

То пушок туда несет. Скачет, вытянувши ножки.

В детстве увидел – помню поныне, Жила-была Лягушка,

Кошка шила на швейной машине. Лягушка как Лягушка,

Вдруг взбунтовалась ее машина Квакушка-говорушка,

И кошке лапу к шитью пришила. И с самого утра,

Поглаживая брюшко,

То, громко, то на ушко,

Лягушка-квакушка

Делала ква-ква…

Кукушка кукушонку Нашей Маше дали кашу.

Купила капюшон. Маше каша надоела,

Надел кукушонок капюшон, Маша кашу не доела,

Как в капюшоне он смешон! Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай!

В ночной тиши у шалаша

На окошке крошку мошку

Чуть слышен шорох камыша. Ловко ловит лапкой кошка.

Простоквашу дали Клаше.

В шалаше шесть шалунов.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу, Саша шапкой шишки сшиб.

Дайте просто кашу».

Слушали старушки, Слышен шорох в камышах.

Как куковала кукушка на опушке.

От него шумит в ушах.

Шапка да шубка – Сшила Саша Саньке шапку.

Вот и весь Мишутка.

Связная речь

Наша Наташа – школьница. В этом году она пошла в первый класс. А Маша младше Наташи. Но зато Маша умеет шить. Швейную машину Маше подарил дедушка Паша. Вместе с Машей он ходил покупать швейную машину в «Детский мир». А бабушка Даша подарила Маше шкатулку. В шкатулке у Маши хранятся иголки, нитки, шпульки, катушки. Маша нашла в шкатулке моток яркого шелка и вышила дедушке к Новому году рубашку. Бабушке она сшила варежку-хваталку, Наташе – мешок для галош, а кукле-голышу – рубашку, штанишки и шапку.

БАБУШКА СПИТ

Мама и бабушка дома. Бабушка спит. Мама читает газету. Пришла Наташа. Мама, можно идти гулять? – спрашивает Наташа. Ш – ш – ш! Тише! – говорит мама. Можно, мама, гулять? – шепотом спрашивает Наташа. Можно, можно, иди, Наташа! – отвечает мама. Наташа надела шубу, шапку и варежки, и пошла гулять.

КОШКА И ЁЖ

Пришли дети из лесу и принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Учуяла его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился, и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула, и цап лапой ежа! Еж быстро спрятал свою голову и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в дальний угол. Долго там сидела кошка. Она лизала лапку, а на ежа шипела.

ЖУЧКА И ШАРФ

Миша катался на коньках и потерял шарф. «Ах, как жалко!» – говорит он Паше. Вдруг бежит Жучка. В зубах она держит шарф. «Ай, да Жучка! Нашла и принесла шарф. Вот умная собачка!» – говорит Миша и гладит Жучку. Жучка довольна!

Произнеси слова правильно

Башня, башенка, чашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.

Душ, тушь, пушка, опушка, кукушка, игрушка, катушка, кормушка, ракушка, лягушка, подушка, кадушка, дедушка, бабушка, пушинка, тушканчик.

Финиш, домишко.

Мошка, кошка, крошка, окошки, горошек, лукошко, ладошка, картошка, окрошка.

Мышь, мышка, малыш, камыш, пышка, вышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка.

Орешки, крепыш, погремушка.

Задания

Скажи ласково. Вишня -вишенка, кошка -кошечка, мышь -мышка.

Какая буква заблудилась в этих словах? Котка, мотка, мытка, шишка.

Почему так назвали первое блюдо - окрошка ?

Ребус. Рисунок 12. (См. цв. вклейку.) Чайник, автобус, шуба, куст, апельсин. Назови предметы. Выдели первый звук в названии предметов. Составь слово из этих звуков. (Чашка. )

Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных

Произнеси слова правильно

Штаб, штанга, штаны, штабель, штамп, штопка, штора, штопор, штурвал, штучка, штык.

Шкаф, шкатулка.

Шляпа, шлем, шлюпка.

Школа, школьник.

Шпалы, шпагат.

Задания

Замени в слове шпиль звук [п"] на звук [т"]. Какое слово получилось? (Штиль. )

Слоговая цепочка. Мышка -катушка -кадушка.

Скажи ласково. Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, рубашка - рубашечка, шишка - шишечка, шапка - шапочка, мышь - мышка, шар - шарик, катушка - катушечка.

Подбери рифмы. Картинки и слова. Два столбца рисунков.

Мышь - тишь, кошка - мошка, крошка - кошка - морошка, кадушка - катушка - подушка - подружка, избушка - кадушка, игрушка - кукушка, подушка - лягушка, мишка - мышка, шишка - Тишка, пушки - ушки, сушки - мушки, старушка - ватрушка, окошко - лукошко, окрошка - картошка, петушок - гребешок.

«Правильно ли это?» Стреляют сушки, пекут пушки. На болоте растет кошка, под столом сидит морошка. На дереве -игрушки, а в руках детей -кукушки.

«Бесполезные и полезные советы старухи Шапокляк». Солите лягушек в кадушках. Положите кукушку спать на подушку. Бросайте катушки в окна избушки. Положите мошку в лукошко. Не сорите в избушке. Солите волнушки в кадушке. Угостите старушку ватрушкой. Не губите лягушек! Берегите кукушек!

Повторите сначала полезные советы. Почему остальные советы можно назвать бесполезными?

Что лишнее? Рисунок 13. (См. цв. вклейку.)

Составь из букв имя девочки и названия ее одежды.

А, К, А, П, М, Ш, Б, Л, У, Р, Ф.

Какая буква потерялась? ...мель, рома...ка, карто...ка.

Чем отличаются эти слова? Мошка - кошка. Шляпка - шлюпка. Шубка - шутка. Шпала - лапша. Чем они похожи?

«Что куда?» Волнушки в... (кадушку ), перышки в... (подушку ).

«Что кому?» Малышу - погремушку, детишкам - игрушки, старушке - ватрушки, Машеньке - вишенки, Мишеньке - штанишки, рубашку, лягушке - мошку, Чебурашке - ромашку, петушку - зернышки.

Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях

Дополни слово.

Шерстяной..., шерстяная..., шерстяное..., шерстяные..., пушистый..., пушистая..., пушистое..., пушистые..., большой..., душистый..., широкий..., хороший... .

Подбери нужные слова.

Что ты делаешь? Скажи о себе. Я ... (шагаю, дышу, машу ); музыку... (слушаю ); ложкой суп... (мешаю ); задачи... (решаю ); иголкой... (шью ).

Скажи о Мише. Миша, ты глазами... (смотришь, моргаешь, глядишь ); ушами... (слушаешь ); ногами... (идешь, ходишь, бегаешь, шагаешь ); руками... (ловишь, бросаешь, машешь, делаешь ); дверь... (открываешь, закрываешь ); мячик... (ловишь ); с куклой (играешь ); карандашом... (рисуешь ); на машине... (едешь ); в самолете... (летишь ).

Представь, что мама послала Машу в магазин. Мы будем угадывать, что она делает, и говорить ей об этом. Ты в магазин... (заходишь ), продукты... (выбираешь ), деньги... (платишь ), продукты в сумку... (кладешь ), домой... (приносишь ), из сумки... (выкладываешь ), в холодильник... (кладешь ).

Скажи о себе. Я письмо... (напишу ), дырочку на платье... (зашью ).

Слова со звуком Ш.

Звук Ш в начале слова.

Ша

Ша, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шотландцы, шофёр, шатёр, шоколад.

Шо

Шоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.

Шу

Шум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.

Шы

Шик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.

Ше

Шевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.

Звук Ш в стечении согласных (в начале слова).

ШПага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.

ШЛях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.

ШМаток, шмель, шмыгать, шмяк.

ШНур, шнуровка, шнурок, шнырять.

ШРам, шрапнель, шрифт.

ШТаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.

ШВабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

ШКода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка.

Звук Ш в середине слова.

Ша

Каша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка,

Шо

Капюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок,

Шу

Пишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра,

Шы

Малыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили,

Ше

Мишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек,

Звук Ш в конце слова.

Ваш, наш, карандаш, гуляш, ландыш, детёныш, шьешь, шумишь, шантаж, камыш, мышь, шарж, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь, малыш, ковш, душ, катыш, коклюш, ковш, марш, малыш, проигрыш, торгаш, туш, тишь, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, кричишь, молчишь.

Звук Ш в стечении согласных в середине слова

Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,

маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить,

Словосочетания и фразы со звуком Ш.

Дедушкины шахматы, шалун шагает, кушает тушёнку, шьёт штанишки, широкие шаровары, штанишки для Яши, на шампурах шампиньоны, у Яши мешок, мешок каштанов, шофёр «шкоды», ошейник Шавки, хорошая шпаргалка, шея и уши, шарф шурина, шила на машинке, горошек на ладошке, карандаш у малыша, шалаш хорош, шарж на шахматиста, ешь кашку, нашёл ландыш, мишка шатун, дедушка и бабушка, у шофёра шашечки, шаткий шифоньер, швея шьёт, шить шинель, нашла в мешке, шимпанзе шушукает, шишка на макушке, шипучий уж, в шкатулке катушки, широкий шуруп, кружка под крышкой, на малышке рубашка, мешок шалфея, книжка про мышку – норушку, широкополая шляпа, шуршание машинных шин, шипение кошки, рубашка Паши, удушливый кашель, кошка в лукошке, решетка на башне, шампиньоны в лукошке, не нарушаю тишины, шов на шубе, галоши и гамаши, хорошие башмаки, ширина парашюта, в норушке крошки, шоколадная шарлотка, камешек нашёл, в шине шило, шить мешает, на рубашке кушак, шагаю в штиблетах, шалость малыша, юноша и девушка, в поварёшке рыбёшка, вышел из нашей школы, школьная шарада, нашли в шкафу, у мишки шишка, брошь украшала, пишу карандашом, на бабушкиной шее, маршал марширует, шила не утаишь, школьный хорошист, пишу шутки, поешь вишни, по шашкам и шахматам, шуба из шиншиллы, пешеходной дорожкой, шайка шулеров, камыши колышет, прошу не шуметь, хорошую шубку, шифоновые рюши, шатается на шарнирах, кушает тушёнку, на ромашке букашка, вышиваю шаль, на ладошке горошки, лягушка на подушке, шуба бабушки, шут за ширмой, ошибка мошенника, широкий шифер, шумные пташки, ишак шатался, пшенная каша, шинковать грушу, шелковое кашне, брошка Алёнушки, шиншилловая шуба, малышка мартышка, на крыше шифер, шум шагов, шарлатан с шарманкой, брошенный кошелек, тушёные шампиньоны, шикарный шиньон, мишка шатун, пшенная каша, хорошо на душе, широкий шарф, добродушная лошадь, шел шагом, шалить в школе, шорох в тишине, шмель и шершень, широко шагать, пирожки с творожком, флажки и шарики, шлепнулся орешек, шмыгать и кашлять, пятнышко на рубашке, шуршат букашки, шумит каштан, шелковая штора, шумный еж, Алешина рубашка, Наташина шуба, выше башни, лошадь пашет, ромашки на пашне, шапка в шкафу, шуба на вешалке, дедушкина ложка, Шарик нашкодил, штопаная шаль, лягушка-квакушка, под подушкой ватрушка, дашь лукошко, в шалаше тишина,

Мышь шуршит под шинелью.

У Ариши в лукошке шампиньоны.

Наш шалаш хорош.

Хочешь шашлык?

Дедушка с бабушкой рядышком.

Швея шьёт на швейной машине.

Маша, поешь каши.

Малыши играют в пятнашки.

Миша ешь шоколад.

Маша нашла в мешке шпагат.

Парнишка, что молчишь?

Даша вышивает бабушке подушку.

На подушке вышиты кошка и мышка.

Бабушка шила шапку из шиншиллы.

У кошки шея и ушки.

Дедушка, шаркая, шёл к Катюше.

Бабушка вышивает петушка.

Маша кушает тушёнку.

У малышки шуршащая погремушка.

У Яши пшенная каша.

Бабушка шьёт штанишки Яше.

Я шью шорты на швейной машине.

У Яши мешок каштанов

Я ношу шубу и шапку-ушанку.

Я вышиваю шаль шелком.

Паша шатался по школе.

У Маши-малышки теплые шапка да шарфик.

Штурман шёл к штурвалу.

Я дарю шкатулку барышне.

Шило в мешке не утаишь.

Надели Паше галоши и гамаши.

Я хорошо швартую шлюпку.

Крошка букашка шмыгнула в лукошко.

Я пишу прошение о шахтерах.

Малыши-голыши шлёпают в шлёпках.

Я ушиб шею.

Маршал ушёл с шумом.

Я ушел в гараж[ш].

Наташа пишет тушью.

У меня большой шкаф.

У меня хорошие башмаки.

К платью пришили шифоновые рюши и широкое шитье.

Шарканье ног не нарушало тишины.

Пишу шутки для Дашутки и Мишутки.

Шаги шакала бесшумны.

Прошу не шуметь.

Ветер шумит над крышей и камыши колышет.

Наташа вошла, шурша шелковой шалью.

Какая тишь - лишь ветер шевелит камыш.

Ты опять шалишь, мой малыш.

В мешке проросшая картошка.

Бабушкину шкатулку нашли в шкафу.

Штормовой шквал швырнул шлюпку на шхеры.

Шуршали шины машин рядом с пешеходной дорожкой.

В шалаше лишь шмель шумел.

У мышки-крошки в норушке крошки.

Хорошо в дорожку пирожки с картошкой.

Лошадь пошла шагом.

Юноша и девушка из нашей школы вышли победителями турнира по шашкам и шахматам.

Шипели шкварки на плите.

Работа шла не шибко.

Тишину душного полдня нарушили шаги Шуриного дедушки.

У хорошей артели и лошади в теле.

Хорошую шубку подарили Дашутке.

Потеряешь - не найдешь.

Кошка только на мышей и хороша.

Ум - хорошо, а два - лучше.

Раньше начнешь, раньше поспеешь.

Больше знай - меньше болтай.

Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешают.

И поедим, и спляшем, только пашни не напашем.

Добро потеряешь - опять наживешь, друга потеряешь - уже не вернешь.

С хорошим другом горы свернешь, с плохим - горя хлебнешь.

От капли уйдешь, а под дождь попадешь.

На пирушке и колотушки пляшут.

Хороша Маша, да не наша.

Одной рукой в ладоши не похлопаешь.

Когда говоришь, хорошенько думай.

Когда ешь, хорошенько жуй.

Поменьше болтай, побольше делай.

В холод кошка мышей не ловит.

Шилом моря не нагреешь.

По Ивашке и рубашка.

Милости прошу к нашему шалашу.

Миша и Паша играют в шашки.

Миша проиграл две пешки.

Тракторист пашет пашню.

Тётя Даша шьёт мне рубашку.

Алёша и дедушка пошли собирать шишки.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл.

Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка.

В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки.

Бабушка и Алёнушка пошли гулять, орешков набрать.

Хорошо шагать пешком утром по опушке.

Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке.

У Гриши под мышкой книжка.

Миша хорошо пишет.

Я нашла букашку на большой ромашке.

Кошка-шалунишка катает шарик.

Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша.

Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш.

На опушке небольшой домишко.

Стихи со звуком Ш.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

шо-шо-шо, шо-шо-шо

Я пишу уж хорошо,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

Всё, что хочешь, напишу,

ши-ши-ши, ши-ши-щи

«Ешьте кашу»,- напиши,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

Это я уж напишу,

шо-шо-шо, шо-шо-шо

Вижу, пишешь хорошо.

Дали Маше манной каши.

Маше каша надоела.

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

маме не надоедай!

Шепчет кошке петушок:

Видишь, пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

Шаг шагнёшь - и откушу!

Школьник, школьник, ты силач:

шар земной несёшь, как мяч.

Мышонок и Мышь

Мышонку шепчет мышь:

Ты что шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

Шуршать я буду тише.

А. Капралова.

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,

мимо вспаханных полей

шли ленивые лягушки

в гости к бабушке своей.

И. Демьянов.

Шишки у Мишки

Бросил палку кверху Мишка.

Падай в шапку с ёлки, шишка!

Шишка - хлоп по голове.

Стало шишек сразу две.

Е. Петрищева.

Шарфик

Шёл я лесом и боялся...

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес нестрашным стал.

Эй, кто шарфик потерял?!

Г. Виеру.

Кошкин вагон

Кошка, кот и шесть котят

ехать в Кошкино хотят.

Сели кошки у окошек.

Восемь окон - восемь кошек.

Просят у проводника

восемь плошек молока.

Проводник Гав-гав смущён.

Вход собакам запрещён!

А. Строило.

Мышь как мышь

Мышь как мышь,

Сама с вершок!

Влезла мышка на мешок.

Позвала к себе мышат.

Пусть крупою пошуршат!

Пошуршать бы пошуршали!

Только кошки помешали...

Г. Лагздынь.

Шорох, шептанье,

шумок под окном,

шлёпанье лёгкое...

Кто это - гном?

Шшш! Там за шторами, возле окна

шустрым мышонком шуршит тишина.

В. Лунин.

Ну и Наташа!

Наташа, как мышка шуршит бумагой?

Ши-ши-ши!

А как уж шипит?

Ш-ш-ш-ш!

А как люди шепчутся?

Шу-шу-шу!

И откуда ты, Наташа, всё это знаешь?

Ромашки

Нарядные платьица, жёлтые брошки,

ни пятнышка нет на красивой одёжке.

Такие весёлые эти ромашки -

вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки!

Е. Серова.

Уронила белка

Уронила белка шишку.

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк,

чуть не сбил медведя с ног...

Под корнями старой ели

размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели...

Нападают на меня».

В. Шульжик.

Мешок смеха

(В сокращении.)

Шёл медведь, косматый мех,

нёс в мешке весёлый смех,

зацепил мешком за сук -

смех и высыпался вдруг.

Раскатились по тропинке

тридцать три смешинки,

а за ними из мешка

тридцать три смешка.

М. Вайнилайтис.

Мышка или кошка?

Жил на свете кот-котишка

по прозванью Хитрый Тишка.

И жила на свете мышка

по прозванью просто Мышка.

Тише, тише, тише, тишь.

В темноте крадётся Мышь.

А за нею очень тихо,

а за ней крадётся Тихон.

Что ж произошло потом

с этой мышкой и котом?

Я не знаю - темнота.

В ней не рассмотреть кота.

И кругом такая тишь,

что не слышно даже мышь...

Только знаю: утром в норке

грызла мышь сухие корки.

Грызла корки? Очень странно!

Ну а где ж тогда сметана?

Кто же пробовал творог?

Сыр и лакомый пирог?

Корки грызла мышка...

Кто ж тогда воришка?

С. Иванов.

Я лишний.

Окапывали вишни.

Сергей сказал: - Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

бежит Серёжа в сад.

Ну нет, теперь ты лишний! -

Ребята говорят.

А. Барто.

У нас в квартире.

На лестнице нашей ребятишек не счесть:

Катя, Миша и Саша, и Машенька есть.

Два Пети живут на втором этаже.

Там жил ещё третий, но вырос уже.

И в нашей квартире ребята растут.

Кроватки четыре - их четверо тут.

Четыре пальтишка и восемь галош...

Дружней ребятишек нигде не найдёшь!

З. Александрова.

Про большого малыша.

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!

Только слышно:

Спи, малыш.

У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.

На широком мшистом пне

шьёт и порет при луне...

Будет шубка хороша

у большого малыша!

Я про шубку напишу,

но сперва слонов спрошу:

«Сколько меха закупили

на шубейку малышу?!»

И. Демьянов.

Бабушка

У бабушки нашей хватает забот:

для Тани с Наташей вяжет и шьёт.

Читает им книжки, поёт перед сном,

гулять ребятишек ведёт вечерком.

3. Александрова.

Пекарь

Я песок мешаю

с глиной, как муку.

На горячем камне

к ужину пеку:

крендель для матрёшки,

клоуну - лепёшки,

пряники для мишки,

заиньке - коврижки.

Г. Ладонщиков.

Пугливые камыши

Я сижу и слушаю, не дыша,

шорохи шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

Ши, ши, ши!

Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

Шо, шо, шо!

Я хожу по берегу и кричу:

С вами я шушукатьcя не хочу!

Я спою над речкою и спляшу!

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся:

Ша, ша, ша!

Словно просят шёпотом:

Не пляши!

До чего пугливые камыши!

В. Орлов.

Воробей, чего ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь?

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А. Тараскин.

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки - будто луговые.

Ромашки, ромашки - прямо как живые.

М. Пляцковский.

Миша пишет.

Вот детишки Маша, Миша.

Маша меньше, Миша выше.

Миша Маше что-то пишет.

Отгадай, что пишет Миша.

Грибы

По тропинке шла,

белый гриб нашла.

Походила по опушке -

отыскала три волнушки.

Пошла леском -

моховик под листком.

А шагнула напрямик -

увидала боровик.

Везёт нас лошадка

Везёт нас лошадка,

лошадка, лошадка -

ни шатко, ни валко,

ни валко, ни шатко.

Стегнуть бы

кнутом бы

лошадку,

да - жалко...

А. Шибаев.

Наша бабушка

Бабушка наша очень добра.

Бабушка наша стала стара...

Если на лбу появляется шишка,

пуговки нет, изорвётся пальтишко

или другая какая беда,-

Бабушка нам помогает всегда.

Бабушка тёплые варежки свяжет,

бабушка вечером сказку расскажет.

Слушать её мы готовы часами!

Что позабудет, подскажем ей сами.

Е. Трутнева.

Сон

Мама, подожди немножко,

Не буди! - кричит Алёшка.

Одеяло - к носу ближе:

Я во сне пятёрки вижу.

Л. Корчагина.

В зверинце

Тигра увидев, мышонок смеялся:

Кто это? Кто в мышеловку попался?

Мамочка! Мама! Скорей посмотри -

кошка сидит в мышеловке внутри!

Мышка вздохнула: - Не радуйся, крошка!

Тигр в этой клетке сидит, а не кошка...

Л. Рашковский.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

ничего вкуснее нет!

А. Шибаев.

Барашки! Барашки!

Барашки на речке!

Какие барашки? -

сказали овечки.

Какие барашки?

Ну, где они, где?

Барашки не могут

Ходить по воде...

А. Шибаев.

Когда играешь сам

Когда один играешь,

танцуешь и поёшь,

то маме не мешаешь

и ныть перестаёшь.

Тогда рисуешь, пишешь,

сидишь в углу, как мышь.

И шума ты не слышишь,

хоть сам весь день шумишь.

Катюшки

В деревушке три Катюшки

взяли в руки три катушки,

Шуре сшили сарафан,

сшили дедушке кафтан,

сшили бабушке жакет,

сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам,

всем Андрюшкам и Наташкам,

сшили яркие штанишки,

сшили пёстрые рубашки.

А. Стройло.

Мошки

Облепили лампу мошки,

греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжете ножки!

В. Лунин.

Лягушки-попрыгушки,

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!

Кошки

Однажды по дорожке

я шёл к себе домой.

Смотрю и вижу: кошки

сидят ко мне спиной.

Я крикнул: - Эй, вы, кошки!

Пойдёмте-ка со мной.

Пойдёмте по дорожке,

пойдёмте-ка домой.

Скорей пойдёмте, кошки,

я вам на обед

из лука и картошки

устрою винегрет.

Ах, нет! - сказали кошки.-

Останемся мы тут! -

Уселись на дорожке

Д. Хармс.

Штанишки

Хороши штанишки

У нашего малышки –

Что за кармашки,

Ремешки да пряжки!

И. Лопухина.

Шапка

У шапки-ушанки

Шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать

Шапкины ушки.

И. Лопухина.

Шарф

Для Мишутки-малыша

Вяжет Маша тёплый шарф,

Шарф на шею он повяжет

И «спасибо» Маше скажет.

И. Лопухина.

Варежки

Вяжет Мише бабушка

Тёпленькие варежки,

Чтобы греть ладошки

Мишутке-крошке.

И. Лопухина.

Шубка

Тёплую шубку

Наденем на Мишутку.

В шубке малышка

Как медвежонок Мишка! И. Лопухина.

Рубашка

На Мишиной рубашке

Вышиты ромашки,

Вышиты ромашки,

Ландыши да «кашки».

И. Лопухина.

Маша нашему малышке

Шила новые штанишки,

Шила шубу, шила шарф,

Для Мишутки – малыша.

На Малышкиной рубашке

Шёлком вышила кармашки.

Наш Мишутка так хорош –

Краше Миши не найдёшь!

Он шагает по дорожке

В шитой Машею одежке.

И. Лопухина.

Шалунишка наш Павлушка!

Потрошит малыш подушку!

И рубашка, и штанишки –

Всё в пушинках у малышки!

И. Лопухина.

Кормит малыша Наташа

Из широкой плошки кашей:

Ешь, малышка, жуй, Антошка!

Вот тебе большая ложка!

И. Лопухина.

Шапка, варежки и шуба,

Пряжка, ремешок, штаны…

Так укутан – даже губы

Из-под шарфа не видны!

И. Лопухина.

Мышонок и Мышка (шепталка)

Мышонку мама – мышка

Шептала: - Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!

А я, - шептала мышка, -

Подушку шью, малышка!

В подушке не пушинки,

А шутки и смешинки.

Поешь пшена немножко

И спать ложись, мой крошка.

Лишь голову положишь –

Во сне увидеть сможешь

То, что шепнёт на ушко

Волшебная подушка. И. Лопухина.

* * *

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку

И накормила кошку.

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлёпнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что ещё в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

М. Яснов.

* * *

Шмель продаёт шары воздушные.

Шары такие непослушные!

Шары шуршат и в небо рвутся,

А шелковинки-нитки рвутся.

Г. Сапгир.

* * *

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,

Шмель ужасный шум затеял,

Столько дел он натворил –

Даже шершня разбудил.

А. Пудваль.

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

Как расшумелись шалуны!

А. Усачёв.

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

В. Кожевников.

Мишка милый, мишка славный,

Неуклюжий и забавный.

Мишка весь из плюша сшит,

Ватой пышною набит.

Рассказы, тексты со звуком Ш.

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. В первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях.Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Машина.

У Миши новая (машина) .

У этой (машины) широкие шины.

Миша катает (машину) по комнате.

Вдруг (машина) уехала под шкаф.

Там будет для (машины) гараж»,- подумал Миша.

Ландыши.

На поляне Маша Наташа увидели много (ландышей) .

Нежные, душистые (ландыши) очень украшали поляну.

«Не будем рвать (ландыши), - решили Маша и Наташа.

Эти (ландыши) не только наши.

Пушинка.

У Даши была пушистая (кошка) .

Кличка этой (кошки) - Пушинка.

(Кошка) любила катать по комнате катушки.

«Ты у меня не (кошка), а пушистый шарик», - говорила Даша.

Рассказы с вопросами .

1. Даша, Антоша и Алёша идут домой.

Кто...?

Даша и Антоша шагают в ногу, а Алёша - нет.

Кто...? Что делают...?

Алёша, не прыгай по лужам, иди шагом, - говорит Даша.

Кто…? Что говорит...?

2. Маша, Наташа и Миша едят пшённую кашу.

Кто...? Что делают...? Что...?

Миша и Наташа кушают хорошо, а Миша шалит.

Кто...? Как...? Что делают...?

«Мишину кашу отдадим мы кошке нашей»,- шутят Маша и Наташа.

Кто...? Что делают...? Как шутят...?

3. Мышонок шуршит в мешке.

Кто...? Что делает...? Где...?

Кошка думает: «Вот бы поймать мышонка!»

Кто...? О чём...?

Но мышонок нашёл дырку в мешке и убежал от кошки.

Кто...? Что сделал...? Где...? От кого...?

4. В курятнике петушок.

Кто...?

«Петушок, петушок, выгляни в окошко - дам тебе горошка!» - поёт Маша.

Кто...? Что поёт...?

И вот петушок клюёт Машин горошек.

Кто...? Что...? Чей...?

5. Мишина мама - швея.

Чья...? Кто такая...?

Она шьёт на швейной машинке.

Что делает...? На чём...?

«Что ты шьёшь, мама?» - спрашивает Миша.

Кто...? Что спрашивает...?

«Я шью детскую одежду»,- отвечает мама.

Что отвечает...?

6. У Наташи новая шуба и шапка.

У кого...? Что...?

Каждый день Наташа гуляет в новой шубе и шапке, а дома вешает их в шкаф.

Кто...? В чём...? Что делает...? Куда...?

7. Даша вышивает бабушке подушку.

Кто...? Кому...? Что делает...? Что...?

На этой подушке будет вышита кошка.

Где...? Что...?

У кошки Даша уже вышила ушки.

У кого...? Что уже...?

8. У нас в саду растёт высокая вишня.

Где...? Что…? Какая...?

Миша и Маша поливают её.

Кто...?

Поэтому на нашей вишне много ягод.

Где...?

9. Миша, Даша, Паша и Наташа играют в кошки-мышки.

Кто...? Во что...?

Миша - кошка, а Паши - мышка.

Кто..., а кто...?

Мышка, беги от кошки! - командует Даша.

Кто...? Как командует...?

Тогда Паша бежит от Миши.

Что делает...? Кто от кого...?

Вот-вот кошка поймает мышку.

Кто...? Кого...?

10. Бабушка купила Алёше карандаши.

Кто..? Кому..?

Алёша решил нарисовать свои игрушки.

Что..? Кто..? Что..?

Бабушка, посмотри: вот мои игрушки: большая машина, машина поменьше. Что сказал..?

Клади на место.

У Миши очень хорошие игрушки. Это и разные пирамидки, пушки, мишки, лошадки, ракушки и много-много машинок. Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладет в свой шкаф. Его игрушки за ним убирает его старенькая бабушка.

Но вот однажды он открыл свой шкаф - а там нет ни одной игрушки. Стал Миша свои игрушки искать. Искал за кушеткой, под столом, под мешком, под вешалкой.

Пошёл Миша на кухню и у бабушки спрашивает: «Бабушка, не знаешь, где мои игрушки?»

- «Как же, знаю, - ответила бабушка,- вот они. Если не будешь убирать, в другой раз так спрячу, что не найдёшь».

Обрадовался Миша и начал складывать мишку, пушку, парашют, пирамидку, машинки в свой шкаф.

Кто что заслужил?

Мишенька, кто мне поможет картошку чистить?

Конечно, Наташа.

А кто папе письмо напишет?

Тоже Наташа.

Ну, хорошо. А игрушки папа, когда придет, тоже Наташе привезёт?

Нет, игрушки, конечно, мне.

А мне кажется, что игрушки папа купит Наташе.

А почему не мне?

Потому что... Нет, лучше сам догадайся почему.

Как Мыша шалил.

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Шарит, например, папа по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.

Я их съел... Нечаянно...

Как съел? Что за шутки!

Ну, что ты шумишь? - заступается мама.- Он ведь пошутил.

А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?

Или залезет Мыша за шкаф и шуршит там: шур-шур-шур...

Кошка! Кошка!! - визжит мама. - Мне страшно!

Или привяжет шпагат к папиным штанам и тянет их через всю комнату.

Это не жизнь, а кошмар! - возмущается папа. - Мы в своё время так не шалили.

Синие листья.

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш!

Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что, позволил брат? - на другой день спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри,- говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко...

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

Ну что ж ты? Бери!

Не надо,- отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

(По В. Осеевой)

Ежовые рукавицы.

Заспорили как-то ребята: у какого зверя шкура теплее? Одни кричат:

У медведя! Медведь как заляжет в берлогу, лапу в пасть положит - зима словно ночь пролетит.

Другие кричат:

У волка! Волк целый день на ногах: то от холода, то от собак спасается, если бы не шуба, давно бы замерз!

Третьи кричат:

У лисы! Все знают, какой у неё мех: мягкий, пушистый и тёплый!

А Сёмка молчал, молчал да и говорит:

Самая тёплая шуба у ежа.

Как так? - зашумели ребята - С каких это пор иголки теплее меха?

А вот так,- стоит на своём Сёмка.- Мне мама часто говорит: «Погоди, Сёмка! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы - то-то жарко станет! »

(Е. Кузнец)

Шмель и Миша.

Миша гулял в саду. Здесь в тени на круглой клумбе росли лилии, жёлтые и красные с тёмными крапинками. Миша дотянулся до высокого цветка жёлтой лилии и сунул свой нос в самую его чашечку. Миша не заметил, как нос его стал жёлтым от цветочной пыльцы. Потом он понюхал красную лилию, да так старательно, что даже лоб и щёки стали красными.

Понюхал Миша цветы и побежал рассказать маме, как хорошо пахнут лилии.

Мама сидела на скамейке под яблоней и зашивала Мишину шапку. Вдруг над Мишей закружился большой мохнатый шмель. Миша испугался, закрыл скорей нос руками.

Уходи, шмель, уходи! Это мой нос, а не цветок.

Пожужжал шмель сердито и улетел прочь. Рассмеялась мама и говорит:

Догадался, видно, что хоть и красив твой нос, но ведь это не настоящий цветок, а так просто - какая-то красно-жёлтая шишечка.

Как трудно бить баклуши!

Хватит тебе баклуши бить! - сказала Мишке мама.- Собирайся! Поедешь в деревню.

А что такое «бить баклуши»? - спросил Мишка.

Баклуши бить - значит бездельничать,- объяснила мама.- Выражение такое.

В деревне жили Мишины дедушка и бабушка. Бабушка занималась хозяйством, а дедушка делал деревянные ложки. Ложек этих ещё прошлым летом в доме было видимо-невидимо, а сейчас их оказалось ещё больше. «Дедушка даром времени не терял,- подумал Мишка.- Не бил баклуши».

Утром Мишка за угол заглянул и видит: сидит возле сарая дедушка и по полену стук-стук, тюк-тюк...

Дедушка, что ты делаешь? - спросил Мишка.

Я-то? - взмахнул топором дедушка.- Баклуши бью!

Так ведь баклуши бить - это значит бездельничать!-удивился Мишка,- А ты чурочки рубишь.

Чурочки! - повторил дедушка.- Чурочки эти баклушами называются. Раньше ведь как? Железные ложки дорогие были. И поэтому в каждой деревне мастер был - ложечник. А у мастера помощник - подмастерье. Мастер ложки из чурочек делал, подмастерье эти чурочки заготавливал. Баклуши бил, другими словами. Дело это нехитрое, умения большого не надо, чтобы баклуши бить.

Дедушка, - попросил Мишка, - можно твоим подмастерьем стану? Буду баклуши бить.

Давай попробуем,- согласился дедушка.

Мишка взял топор, размахнулся и... не попал по полену. Второй раз он по полену попал, но так, что оно подскочило и в огород улетело.

Оказывается, нелегко баклуши бить! - сказал Мишка дедушке.

Конечно, сноровка нужна,- согласился дедушка...

(По М. Бартеневу)

Шмель и цветок

Ответь мне, цветок, ты кто - он или она?

А я, брат Шмель, и сам не знаю!

Как это - не знаешь! Вот, например, ландыш - он.

То ландыш.

А вот, например, ромашка - она.

Так то ромашка...

А ты кто такой?

Я-то? Да я, Шмель, иван-да-марья!

(Я. Сладкое)

Когда я был маленьким...

Когда я был маленьким, в хате у меня жили черепаха, карликовый петушок и белый мышонок. Собрался я в школу идти и думаю: «Как же они без меня останутся? Скучно им будет». Беру портфель и сажаю туда черепаху Жужу, петушка Тарзана и мышонка Гришу. Вместе идём в школу. Черепаха Жужа самая воспитанная была. Глаза закроет и спит среди учебников. Тарзан хоть и маленький, но настоящий петух. Непоседа. То ему надо есть, то наряд чистить, то кукарекать. Наша учительница думала, что я специально ей на уроке мешаю. Как крикнет:

Горковенко, когда «цирк» прекратишь?!

Белый мышонок Гриша был моим любимцем. Ласковый. На плечо залезет и ухо щекочет. Но однажды он меня подвёл. Гриша очень любил приключения. Особенно ему нравились прогулки по нашему классу. Как-то выскочил он из-под парты. А тут учительница увидела его и замерла на месте. И указка из её рук - хлоп! На пол упала.

Мышонок Гриша ничуть не испугался. Это был смелый и очень любопытный малыш. И он решил пройтись по «бревну», но чуть с него не свалился.

Я хотел поднять указку, но Гриша и не думал с неё слезать. Пришлось поднять палочку имеете с мышонком. Для Гриши оказаться так высоко - это всё равно, что подняться на башенный кран. Но только я поднял указку, как мышонок съехал вниз и отправился в рукав моей куртки. И мне было очень щекотно. Скоро Гриша показался у ворота куртки и пошёл завтракать в мой карман. Там всегда лежали хлебные крошки.

И тут я рассмеялся:

Хи-хи-хи!

А за мной весь класс:

Ха-ха-ха!

Одна только учительница молчала.

Без родителей в школу не приходи,- только и сказала она.

Я и не пошёл. Родители мои были в отъезде. На другой день приходит сама учительница:

Что в школу не идёшь?

Потом мы сидели с ней и говорили о разных вещах. Она увидела, как дружно живут у меня петушок, черепаха и мышонок. Только ходить с ними в школу запретила.

(Ю. Куклачёв, Н. Владимирова)

Составление рассказа по теме.

1. У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал её Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клетки и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.

Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история?

2. Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки, петушок, парашютик.

Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине.

3. Мишутке уже шесть лет. Однажды бабушка сказала ему: «Мне нужно пойти в булочную. Прошу тебя: не шали без меня. Ты уже большой. Теперь многие дети с шести лет ходят в школу». Когда бабушка ушла, Мишутка не стал шалить. Он надел шубу, шапку, повязал шарф, положил в папин портфель книжки и карандаши и пошёл в школу...

Расскажи, что случилось потом и чем закончилась эта история.

Похожие публикации