План прохождения практики. Программа производственной практики

Практика – важнейшее звено этап подготовки студента. Это способ изнутри ознакомиться с производственным процессом, закрепить и применить получение в ходе обучения знания. Производственное обучение позволяет ближе познакомиться с особенностями функционирования предприятия, сформировать навыки практической работы, которые во многом отличаются от теоретических познаний. Для предприятий – это шанс пополнить свои ряды молодыми, компетентными специалистами.

Как проходит производственная практика

Прохождение производственной практике обязательно как для учащихся высших, так и профессионально-технических учебных заведений.

Не стоит рассматривать ее, как очередное не интересное задание. Мероприятие может стать началом успешной карьеры , возможностью получить рабочее место сразу после окончания учебного заведения.

Это не формальность, а уникальная возможность сориентироваться в профессии, оценить свои возможности еще на этапе окончания учебы. Поэтому из практических мероприятий нужно постараться извлечь максимальную пользу и показать себя с наилучшей стороны.

Прохождение производственной практики на предприятии предоставляет дипломнику следующие возможности:

Обычно учащиеся направляются для прохождения практики в организации, с которыми у учебного заведения существует договоренность. Основные виды деятельности компании должны соответствовать специализации студента.

Учащимся не запрещено самостоятельно выбирать базу, для осуществления практической деятельности . При согласии руководителя предприятия необходимо заручится одобрением со стороны учебного заведения.

Все организационные моменты по практике лежат на администрации ВУЗа. Кафедра должна разработать методические пособия и план ее прохождения.

На учащегося, в момент получения практического опыта, возлагаются следующие обязанности:

  1. Иметь при себе дневник и все сопроводительные материалы.
  2. Четко следовать всем указаниям закрепленного наставника.
  3. Ознакомится с внутренними инструкциями предприятия по охране труда и внутреннему распорядку. Строго их соблюдать.
  4. Следовать установленному на предприятии рабочему графику, выполнять возложенные на него обязанности и отвечать за их качественное исполнение.
  5. Отчитываться о проделанной работе.

Практикант следует индивидуальному плану с учетом особенностей каждой специальности . За период практической деятельности программа должна быть полностью выполнена. Все действия отражаются в дневнике и отчете , который необходимо защитить у руководителя. Полученные навыки оцениваются, о чем ставиться отметка в зачетной книжке.

С чего начать написание отчета

В независимости от вида практики, ее окончание закрепляется отчетом . Этот документ отражает профессиональную подготовку будущего специалиста, его деловые качества, приобретенные знания.

Качественное выполнение задания очень важно для учащегося, так как место практики подбирается в соответствии с будующей профессией. То есть студент помещается в атмосферу, соответствующую его специальности.

Отношение учащегося к поставленным задачам, его ответственность и хватка, указывают на то, как он будет себя вести при дальнейшем трудоустройстве.

Прежде чем приступать к написанию отчета, необходимо изучить все документы, касающиеся деятельности организации, нормативные акты, структуру компании . Учащийся описывает свою деятельность, не только пользуясь должностными инструкциями, а непосредственно исходя из рабочего процесса.

Молодой, качественно обученный специалист, может внести рекомендации в рабочий процесс. О своих достижениях и взглядах на работу предприятия нужно обязательно написать в отчете .

Вся информация излагается в соответствии с установленными стандартами оформления отчета. Поэтому написания документа начинается с изучения методического пособия, полученного в учебном заведении.

Методичка – это пошаговая инструкция, помогающая студенту структурно составить документ.

Выдается пособие на кафедре. Оно содержит всю информацию о целях практики и правилах оформления отчета.

На основании методички составляется план мероприятия, именно с него и начинается написание документа. Пункты плана – это цели практики. Основываясь на них, студент отбирает ключевую информацию о предприятии, анализирует рабочий процесс и вносит свои рекомендации.

Невозможно написать грамотный отчет без реального включения в рабочую деятельность. Поэтому начинать нужно с практической части, тогда написание документа не составит ни какой сложности.

Любой непонятный вопрос можно выяснить непосредственно у наставника или других сотрудников организации. За любыми разъяснениями можно обратиться к кураторам. Это закрепленный наставник на месте практики и непосредственный руководитель от учебного заведения.

Не стоит пытаться изменить структуру отчета. Она общепринята и не усложняет, а облегчает написание документа.

Структура документа

Следуя методическим указаниям, студент обязан ежедневно вести дневник. В нем отражаются ежедневные действия учащегося:

  • по сбору информации;
  • деятельности на рабочем месте;
  • о типе выполняемой работы;
  • о достижениях, полученном опыте.

Наставник от организации должен завизировать дневник после окончания прохождения производственной практики. Если это предусмотрено программой, руководитель может давать студенту практические задания и по результатам их выполнения выставлять в дневнике оценки и свои замечания.

Дневник – это неотъемлемая часть отчета по практике. Без него задание не принимается на проверку.

Структура документа формируется исходя из методического пособия.

Для высших учебных заведений не запрещена разработка индивидуальной программы отчета по практике. Если ВУЗ использует общепринятую систему, то структура отчета по производственной практике выглядит следующим образом:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Приложения.

В зависимости от вида практики могут наблюдаться незначительные различия в структуре.

Каждое учебное заведение имеет стандартное оформление титульного листа. В него в определенном порядке вноситься следующая обязательная информация:

  • наименование вуза;
  • кафедра, специальность, курс, группа и тому подобное;
  • тема отчета и его вид;
  • ссылка на руководителя практики;
  • фамилия, имя отчество студента;
  • место расположения учебного заведения;
  • год сдачи документа.

Изменение названий пунктов плана или перенос их на другие страницы не соответствующие содержанию, запрещен.

Введение формируется из методического пособия. В нем излагаются практические цели и задачи, которые должен был выполнить студент. Описывается место осуществления практической деятельности.

Основная часть содержит два подраздела:

  • теоретический;
  • практический.

Практическая часть начинается с описания технико-экономических показателей предприятия, на котором находился учащийся. Описывается его структура, нормативная документация. Далее следует раздел с расчетами, описанием выполняемых вузовцем функциональных задач.

Заключение – самый важный раздел отчета. В нем учащийся может сделать выводы о проделанной работе, подвести итоговый анализ деятельности организации , описать свои достижения на месте и внести рекомендации для улучшения работы организации в целом или на отдельном участке.

Приложение. Это завершающий раздел документа. При написании основного текста, учащийся мог ссылаться на различные приложения. Они оформляются списком. Начальное по порядку то, на которое идет первая ссылка.

Полноценный отчет по практике должен содержать следующие документы:

  1. Направление на практику (Это документ выдается вузов и заверяется подписью и печатью организации, принявшей студента на практику).
  2. Дневник прохождения практики. (Без подписи и печати предприятия считается недействительным).
  3. Договор на прохождение производственной практики.
  4. План производственной практики (четко разбивается по дням и тематике).
  5. Характеристика или отзыв, написанный наставником от предприятия. Обязательно заверяется подписью и печатью организации.
  6. Отчет о прохождении производственной практики, оформленный в соответствии требованиями учебного заведения.

Данный перечень распространяется на все виды практики и стандартно применяется во всех учебных заведениях.

Виды практики и особенности отчетов после них

В высших учебных заведениях предусмотрено трехразовое прохождение практики. Первые задания появляются уже на первом курсе. Необходимыми для вузовца являются следующие виды практической деятельности:

  1. Учебная.
  2. Производственная.
  3. Преддипломная.

Перед мероприятием руководитель обязан донести до студентов основные моменты обучающего процесса, объяснить смысл и сформулировать ключевые задачи. Каждый вид практики имеет свои определенные особенности и график выполнения.

Учебная

Получить опыт учебной практики студенты могут уже после первого или второго семестра обучения. Программа практических заданий разрабатывается каждым ВУЗом индивидуально. При этом учащиеся не обязательно направляются на какое-нибудь предприятие. Занятия могут проводиться на территории обучающего заведения, в его мастерских или лабораториях.

Учебная практика имеет несколько форм:

  • экскурсия. Будущие специалисты посещают предприятие, наблюдают за процессом производства;
  • самостоятельное ознакомление. Учащимся разрешается индивидуальное посещение организации, общение с персоналом;
  • практические занятия. Могут проводиться как в учебном заведении, так и на предприятии.

Ее основная цель – выработать практический опыт и закрепить изученный теоретический материал.

Производственная

Она организуется на третьем, четвертом курсе . Основная цель задания – позволить студенту изучить особенности, выбранной им профессии на реальном рабочем месте . Там учащийся прикрепляется к наставнику, который контролирует его деятельность, помогает изучить рабочий процесс изнутри.

Вузовец должен стать помощником ведущего специалиста, например ассистентом товароведа или менеджера по персоналу.

Преддипломная

Этот вид практики предусмотрен перед защитой дипломного проекта . Он завершает этап обучения студента.

Цель – получить информацию для написания дипломного проекта, зарекомендовать себя как молодого специалиста и получить навыки трудового общения.

Между учебной и производственной практикой существуют существенные методические отличия. В первом случае студент знакомится с общим процессом, во втором – непосредственно принимает в нем участие . Следовательно, отчет по учебной практике не будет содержать практического раздела.

Разница между дипломной и производственной практикой не настолько существенна. Преддипломная практика – подведение итога, толчок в успешную профессиональную деятельность.

Защита

Когда практика завершена и полностью описана в отчете, необходимо подготовиться к его защите. Студенту, который самостоятельно готовил документ и действительно находился на практике, это сделать будет совершенно не сложно .

Ему даже не придется ничего учить или запоминать. Полученный практический опыт, сбор и обработка полученной информации надолго сохранятся в памяти . Вузовцу необходимо хорошо ориентироваться в собственном отчете, чтобы в случае необходимости посмотреть нужную информацию.

Перед защитой стоит подготовить выступление. Сформулировать грамотный доклад устное изложение, которого не займет более 15 минут . Он должен содержать ключевые моменты отчета, изложенные в деловом стиле.

Полное и конкретное изложение информации позволит свести к минимуму вопросы, задаваемые комиссией.

Часто для защиты документа требуется подготовить небольшую презентацию . Она состоит из нескольких слайдов, которые составит совершенно не сложно. Можно подготовить другую наглядную информацию. Таблицы, графики, списки и формулы в наглядном изображении помогают лучше воспринимать информацию.

Хорошо написанный отчет не является гарантий получения отличной оценки . Внешний вид, поставленная речь, интересная презентация и грамотный доклад являются залогом успешной защиты отчета.

Учебные заведения предъявляют к студентам серьезные требования. Но если к работе подойти внимательно и ответственно, изучить и выполнить все методические рекомендации, составление отчета по практике не покажется очень сложным заданием.

В данном видео наглядно о правилах оформления отчета по производственной практике.

Не только первокурсники, первый раз в жизни прошедшие стажировку, интересуются вопросом написания отчета по практике на производстве.

Студенты, которые в ближайшем будущем получат дипломы выпускников, тоже задают аналогичный вопрос. В большинстве ВУЗов студентам за все время учебы предстоит три раза пройти практику, и после каждой необходимо составлять упомянутый выше отчет.

В данной статье мы расскажем:

  • Как написать отчет по практике, чтобы он устроил руководителя, и его не нужно было переделывать.
  • На что нужно заострить внимание при составлении документа.
  • Самые распространенные ошибки при составлении отчета по практике и как их избежать.

Отчет по ознакомительной практике

Данную практику студенты должны пройти в самом начале обучения, как правило, на первом или втором курсе.

К отчету не предъявляются повышенные требования: студенту хватит прописать принцип деятельности предприятия и сделать заключение о соответствии принятых на нем стандартов работы выбранной специальности.

Отчет по производственной практике

Под прохождением производственной практики подразумевается подкрепление полученных ранее теоретических знаний, навыками практического характера. Студент 3-4 курса, являющийся стажером, принимает непосредственное участие в деятельности предприятия.

В отчете по практике, соответственно, нужно включить информацию о действиях, которые были самостоятельно выполнены и подтверждены приложениями. Как правило, в качестве приложений используются примеры чертежей и расчетов, образцы разработанных стажером-студентом документов – эти моменты зависят от профиля образования.

Отчет о прохождении преддипломной практики

Преддипломная стажировка всегда проходит перед тем, как студенту предстоит сдавать государственные экзамены.

В остальном требования к отчетам по производственной и преддипломной практикам почти не отличаются друг от друга.

Отчет по практике должен содержать не только приложения, но и сведения об использовании полученной информации и приобретенных навыков при написании дипломной работы.

Многие студенты озадачены, как написать отчет по практике, чтобы при его защите не возникло проблем?

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо разделить работу по составлению отчета по практике на следующие этапы:

  • Составление плана.
  • Анализ собранных сведений.
  • Фактическое написание отчета по практике.

План отчета по практике

Большинство учебных заведений дают студентам уже готовые планы, которые оформляются в виде методических рекомендаций. Если такого «бонуса» нет в вашем ВУЗе, придется заниматься составлением плана самому.

В большинстве случаев, отчет по практике состоит из следующих составляющих:

  • Введение.
  • Общая часть, состоящая из различных разделов и подразделов.
  • Заключительная часть.
  • Приложения.
  • Cписок документов и использованной литературы.
  • План необходимо включить в отчет в форме содержания или оглавления.

Результаты и ход практики должны быть отражены в специальном дневнике. Его необходимо заполнять на протяжении всего периода стажировки. Перед тем, как приступить к написанию отчета по практике, не лишним будет просмотреть содержание дневника, чтобы освежить в памяти важные моменты и наметить список литературы, которую можно использовать для подкрепления имеющейся информации.

К примеру, которые на практике занимались составлением нормативных документов и договоров, имеют право при составлении отчета ссылаться на законодательную базу. Если говорить о будущих педагогах, то они могут сослаться на методические рекомендации по преподаванию различных дисциплин и пр.

Если вы составляете отчет по заранее разработанному плану, то он должен выглядеть, как последовательное изложение теоретической информации, приобретенной в ходе стажировки, которая подкрепляется примерами из практики.

Следуя логике, можно разделить текст отчета на две части:

  1. Описание предприятия. Нужно отобразить следующие моменты:
    • Организационную форму.
    • Структуру.
    • Производственные стандарты.
    • Направление деятельности.
    • Нормативно-правовую базу, которая ее регулирует.
  2. Раскрытие сути пройденной стажировки. Здесь необходимо отобразить:
    • Объем выполненной работы, ее вид.
    • Проблемы, которые возникли при этом.
    • Пути решения выявленных проблем.
    • Заключение – описание результатов пройденной практики.

Правильность написания отчета по практике

Если перед вами стоит вопрос, как правильно написать отчет по практике, то он относится, как к его форме, так и к содержанию.

Есть общепринятые требования к оформлению отчетов, которые в целом совпадают во всех ВУЗах, как по преддипломной, так и по ознакомительной или производственной практике.

Чтобы в будущем вам не пришлось переделывать работу (этот момент может грозить тем, что вас не допустят к сдаче экзаменов), рекомендуется заблаговременно уточнить важные нюансы на кафедре.

К примеру, отличия могут быть в стандартах оформления плана:

  • В виде содержания, указывающего на конкретные подпараграфы и параграфы.
  • В виде оглавления, которое раскрывает лишь основные разделы отчета.

Вдобавок, часто приходится сталкиваться со сложностями в отношении очередности расположения элементов отчета. К примеру, место, куда должны быть вставлены приложения: после заключения, перед ним или их располагают по всему тексту.

Имеются и общие стандарты оформления отчета по практике – их следует придерживаться во всех случаях:

  1. Необходимо прошить готовый документ. Его необходимо пронумеровать, начиная со 2 листа. Можно также прибегнуть к брошюровке.
  2. Обложка должна содержать такую информацию:
    • Наименование учебного заведения.
    • Название отчета.
    • Год, когда он составлялся.
    • ФИО стажера-студента, номер группы и курса.
    • Наименование предприятия, которое предоставило возможность пройти практику.
    • ФИО куратора практики от ВУЗа.
  3. Отчет необходимо выполнить на белых листах бумаги формата А4. Вариант оформления – машинописный. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14.
  4. Размеры полей формы отчета должны быть следующими:
    • По правому краю – 10 мм.
    • По нижнему и верхнему полям – 20 мм.
    • По левому краю – 30 мм.

Вдобавок, все параграфы и разделы должны иметь порядковые номера. Подпараграфы и параграфы должны иметь нумерацию в пределах материнского параграфа. Важная информация: математические знаки (это не имеет отношение к цифрам), в тексте отчета по практике, чаще всего запрещаются – их допускается использовать только в приложениях (рисунках, расчетах, формулах и т.д.).

Цель практики – преобразовать приобретённые в условиях теоретического обучения знания в навыки профессиональной деятельности в реальных условиях социально-культурной среды.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Ознакомиться с современным состоянием социально-культурной деятельности, с повседневной деятельностью учреждения;

Закрепить и расширить общепрофессиональные и специальные знания;

Сформировать умения и навыки использования полученных знаний при решении конкретных профессиональных задач;

Выработать креативно-творческий подход к социально-культурной деятельности.

Перечень тем, знание которых студент должен закрепить, и материалов для работы

Перечень видов работ, которые студент должен выполнить

Владение и использование профессионального словаря работника социокультурной сферы.

Организация общения в рамках рабочего процесса

Взаимодействие с коллегами. Организация работы исполнителей. Обеспечение посредничества между людьми в рамках межличностного и делового взаимодействия.

Организация репетиционного процесса

Назначение репетиций к театрализованной игровой программе «Здравствуй, школа!». Проведение различных видов репетиций (разводная, техническая, сводная, прогонная, генеральная).

Работа с документами

Сбор, хранение и обработка информации. Ведение отчётной документации. Ознакомление с финансовыми документами отчётного мероприятия «Здравствуй, школа!».

Проведение мероприятия

Организация и проведение отчётного мероприятия «Театрализованная игровая программа «Здравствуй, школа!».

Дневник производственной практики Первая неделя

Дата

План

Выполнение

Примечание

Ознакомление с базой практики

Прохождение инструктажа по пожарной безопасности. Ознакомление с документацией, планом работы учреждения.

Игровая программа «Приходи играть»

Конкурс рисунков на асфальте «Наше лето разного цвета»

Проведение. Подведение итогов. Вручение призов участникам.

Подготовить оценочные листы для жюри.

Игровая программа «Рыбаки и рыбки»

Замечания.

Быть активнее при проведении мероприятий. Хорошо.

Руководитель практики _______________ М. В. Давидчук

Вторая неделя

Дата

План

Выполнение

Примечание

Праздник «Наши руки не для скуки»

Организация и контроль за проведением мастер-классов: «Страна оригами», «Чудо в перьях», «Игрушки-зверюшки», «Подарок для души», «Краски лета», «Флаг своими руками»

Разместить мастеров, предоставить им всё необходимое

Работа с литературой

Сбор информации к игровой программе «Здравствуй, школа!»

Написание литературного сценария

Написание сценария к игровой программе «Здравствуй, школа!»

Напомнить артистам о репетиции

Репетиционный процесс

Разводная репетиция к игровой программе «Здравствуй, школа!»

Подготовить монтажный лист

Замечания.

Оценка руководителя практики.

Внимательнее относится к поручениям.

Руководитель практики _______________ М. В. Давидчук

Похожие публикации